Является ли материальная помощь доходом

Является ли материальная помощь доходом

Материальная помощь является выплатой непроизводственного характера и не зависит от результатов деятельности организации. Материальная помощь может быть оказана как собственным работающим и бывшим сотрудникам, так и любым сторонним лицам на различных основаниях. Основаниемями для выплаты материальной помощи может стать: уход в очередной отпуск, праздники, оздоровление, возмещение ущерба, причиненного какой-либо чрезвычайной ситуацией, смерть члена семьи сотрудника и др.

Материальная помощь может выплачиваться как по инициативе организации, так и по заявлению работника, в первом случае материальная помощь выплачивается всем или большинству работников (например, при уходе в очередной отпуск) и относится к единовременным поощрительным выплатам, во втором случае она предоставляется при особых обстоятельствах отдельным работникам или другим лицам по их заявлению (например, на покупку медикаментов, погребение, другие бытовые нужды) и является выплатой социального характера.

В силу многообразия возможных оснований для выплаты материальной помощи у бухгалтеров возникают вопросы, связанные с их учетом и налогообложением. Рассмотрим отражение выплаты материальной помощи работникам в бухгалтерском и налоговом учете для организаций, применяющих общую систему налогообложения.

Размер помощи устанавливается руководителем предприятия. Он определяется в абсолютном выражении или в сумме, кратной должностному окладу в зависимости от каждой конкретной ситуации и финансовых возможностей организации. Порядок оказания материальной помощи может регламентировать коллективный или трудовой договор .

Источником выплаты материальной помощи являются доходы от текущей деятельности организации. Решение о ее выплате оформляется приказом руководителя организации. В зависимости от того, прописана ли возможность предоставления материальной помощи в трудовом договоре с сотрудником или нет:

— выплата материальной помощи будет признаваться расходом на оплату труда согласно ст. 255 НК РФ (если она предусмотрена условиями договора, например, материальная помощь к отпуску);

— выплата помощи будет признаваться внереализационным расходом и учитываться на счете 91-2 «Прочие расходы» (если она не указана в трудовом договоре).

В соответствии с п. п. 4, 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации» затраты по оказанию материальной помощи бывшим сотрудникам являются внереализационными расходами организации и должны отражаться на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы». В силу того, что данные затраты не учитываются при налогообложении прибыли, в связи с возникновением постоянной разницы в бухгалтерском учете организации должно быть отражено постоянное налоговое обязательство, которое учитывается по дебету счета 99 Отчет о прибылях и убытках в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (п. 7 ПБУ 18/02).

Поскольку материальная помощь не является вознаграждением за труд и не относится к выплатам стимулирующего и компенсационного характера, к ней не применяются районные коэффициенты и процентные надбавки, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных.

На практике может сложиться ситуация, когда сотруднику выплачивается материальная помощь по какому-либо основанию, но при этом с доходов сотрудника необходимо удержать алименты. Виды выплат, с которых удерживаются алименты , определены перечнем видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 N 841 (в ред. от 06.02.2004 N 51). В частности, алименты удерживаются с сумм помощи, за исключением оказываемой в связи со стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью лица, обязанного уплачивать алименты, или его близких родственников. Также алименты не удерживаются с материальной помощи в связи с рождением ребенка, регистрацией брака (пп. «л» п. 2 Перечня).

При документальном оформлении выплаты материальной помощи сотрудникам возникают затруднения в связи с отсутствием унифицированной формы. На основании п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, могут быть приняты к бухгалтерскому учету при условии наличия всех необходимых реквизитов. Поэтому бухгалтерия вправе начислить материальную помощь, если поступит соответствующее распоряжение, содержащее следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, и их личные подписи.

Что касается налогообложения операций по оказанию материальной помощи, особое внимание следует обратить на такие налоги, как налог на прибыль , НДФЛ, ЕСН и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Единый социальный налог

Объектом обложения ЕСН признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Напоминаем, что понятие «оплата труда» определено в ст. 129 ТК РФ: это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (ст. 132 ТК РФ).

Выплата материальной помощи сотрудникам не относится к расходам на оплату труда по следующим основаниям:

1) она непосредственно не связана с выполнением сотрудниками их трудовых обязанностей;

2) данная выплата не связана с деятельностью организации, направленной на получение дохода, следовательно, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль. При этом п. п. 21 и 23 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи сотрудникам, а также расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров.

Единый социальный налог на материальную помощь, выплачиваемую сотруднику организации, не начисляется и в силу прямого указания в п. 23 ст. 270 НК РФ, так как суммы материальной помощи нельзя учесть при налогообложении прибыли. А если выплата произведена за счет средств, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то и объекта обложения по ЕСН не возникает (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Кроме того, в ст. 238 НК РФ определены основания, по которым материальная помощь, независимо от источника выплаты, не подлежит обложению ЕСН. Это суммы единовременной материальной помощи, оказываемой организацией:

— физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

— членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

Страховые взносы в ПФР

С суммы выплаченной сотрудникам материальной помощи не будут начисляться взносы в ПФР, так как в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект обложения и налоговая база по ЕСН. Так как материальная помощь является одной из выплат социального характера и не может рассматриваться как часть заработной платы, освобождение ее от налогообложения соответствует принципам пенсионного страхования: трудовая пенсия должна формироваться прежде всего за счет выплат, размер которых определяется в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы.

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

При начислении и уплате страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо руководствоваться:

1) Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 01.12.2004) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

2) Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (ред. от 11.04.2005 N 207) «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Правила);

3) Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее — Перечень).

Согласно п. 3 указанных Правил страховые взносы начисляются по всем основаниям на оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях — на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору. Следовательно, материальная помощь, оказанная лицам, не состоящим в трудовых отношениях с организацией, полностью исключается из налогооблагаемой базы.

По материальной помощи, выдаваемой сотрудникам организации, от налогообложения освобождаются выплаты, поименованные в Перечне:

— материальная помощь, оказываемая сотрудникам в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации (п. 7);

— материальная помощь, выдаваемая сотрудникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников (п. 8).

Таким образом, можно было бы сделать вывод, что по всем остальным основаниям на выплачиваемые сотрудникам суммы материальной помощи необходимо начислять взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Однако в данной ситуации сотрудники ФСС РФ настаивают на том, что такие взносы на материальную помощь должны быть начислены, так как Перечень выплат, на которые они не начисляются, является закрытым. Подобного мнения придерживаются и некоторые суды, в частности ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 26.11.2003 N Ф03-А16/03-2/2806.

Однако существует и противоположная точка зрения, которая базируется на следующих основаниях:

1) базой для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является начисленная по всем основаниям оплата труда (доход);

2) материальная помощь, выплачиваемая сотрудникам, к таким доходам не относится, так как данные выплаты не предусмотрены системой оплаты труда и не учитываются для расчета среднего заработка в целях выплаты страхового возмещения (ст. 139 ТК РФ). При этом эти выплаты предоставляются без учета результатов труда конкретных работников;

3) расходы на выплаты в виде сумм материальной помощи не учитываются при определении налоговой базы, т.е. производятся не за счет фонда оплаты труда, а за счет чистой прибыли.

Ряд судебных решений подтверждает правильность и данной позиции. Например, Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 23.07.2004 N Ф09-2908/04-АК указал, что материальная помощь не является частью заработной платы и выдается без учета результатов труда конкретных сотрудников. Такой же вывод следует из Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.2002 N А74-2592/02-К2-Ф02-3736/02-С1.

Следовательно, в сложившейся ситуации организации придется самостоятельно принять решение, начислять или нет страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на материальную помощь. Во втором случае высока вероятность, что придется отстаивать свою позицию в суде.

Налог на доходы физических лиц

В ст. 217 НК РФ содержится закрытый перечень доходов, выплачиваемых работникам, которые не облагаются налогом, в частности:

1) единовременная материальная помощь в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда здоровью на основании решения властей;

2) единовременная материальная помощь, оказываемая работнику в связи со смертью члена его семьи или членам семьи умершего сотрудника;

3) единовременная материальная помощь пострадавшим от террористических актов на территории России независимо от источника выплаты;

4) суммы материальной помощи, не превышающие 4000 руб. в год (например, к отпуску, в связи со сложным материальным положением, бывшим работникам, которые ушли на пенсию, и т.д.).

Обратите внимание! С 1 января 2006 г. увеличился размер не облагаемой НДФЛ материальной помощи с 2000 руб. до 4000 руб. (в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2005 N 71-ФЗ).

Суммы материальной помощи в пределах 4000 руб. в год, выданные как работающим, так и бывшим сотрудникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в налоговую базу по НДФЛ не включаются

Информационное Агентство «Финансовый Юрист»

Является ли материальная помощь доходом

Документ : Материальная помощь

Основанием для подготовки настоящей консультации послужили письма, поступившие от читателей еженедельника «Баланс» — из Управления газового хозяйства (г. Днепродзержинск), ЗАО «Термоизоляция» (г. Днепропетровск), от Н. Янцо (г. Мукачево Закарпатской области) и др.), которых интересуют вопросы, связанные с выплатой материальной помощи, а именно:

1. Включается ли материальная помощь:

— в фонд оплаты труда;

— в среднюю зарплату при расчете отпускных, больничных;

— в доход работника, подлежащий учету при удержании алиментов;

— в совокупный налогооблагаемый доход работающих и неработающих пенсионеров;

— в заработок, из которого рассчитывается пенсия;

— в совокупный доход, учитываемый при назначении субсидий ?

2. Облагается ли материальная помощь налогами ?

3. Удерживаются ли из материальной помощи подоходный налог и взносы в Пенсионный фонд ?

Порядок начисления и выплаты материальной помощи регламентируется следующими законодательными и нормативными документами:

1*. Законом Украины от 24.03.95 г. «Об оплате труда».

* Далее по тексту при упоминании документов, включенных в данный перечень, приводится только название документа и его порядковый номер согласно перечню. (Прим. редакции.)

2. Законом Украины от 23.01.97 г. N 20/97-ВР «О внесении изменений в отдельные законы Украины по оплате труда».

3. Законом Украины от 10.09.96 г. N 357/96-ВР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «Об оплате труда».

4. Порядком исчисления средней заработной платы от 08.02.95 г. N100, с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлениями Кабинета Министров Украины от 16.05.95 г. N 348 и от 24.02.97 г. N 185.

5. Постановлением Верховной Рады Украины от 07.02.96 г. N 36/96-ВР «О внесении изменений в постановление Верховной Рады Украины «О порядке введения в действие Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О пенсионном обеспечении».

6.Законом Украины от 05.11.91 г. N 1788-XII «О пенсионном обеспечений» (статья 66).

7.Декретом Кабинета Министров Украины от 26.12.92 г. N 13-92 «О подоходном налоге с граждан» (подпункт «а» статьи 5).

8. Письмом Пенсионного фонда Украины от 28.05.96 г. N 04/1148 «О начислении страховых взносов на суммы материальной помощи».

9.Письмом Пенсионного фонда Украины от 14.06.96 г. N 04/1331 «О начислении страховых взносов на суммы материальной помощи».

10. Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. N 323.

11.Письмом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 19.08.96 г. N 19-213/11- 5345.

12. Разъяснениями Пенсионного фонда Украины от 20.11.96 г. N 04/3127 и от 27.12.96 г. N 04/ 3484.

13. Декретом Кабинета Министров Украины от 30.04.93 г. N 43-93 «О внесении изменений и дополнений в некоторые декреты Кабинета Министров Украины о налогах».

14. Письмом Государственной налоговой администрации Украины от 24.01.97 г. N 15-0214/10-595 «О начислении страховых взносов в Пенсионный фонд на суммы материальной помощи».

15. Инструкцией о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21.04.93 г. N 12, с изменениями и дополнениями.

16. Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.02.93 г. N146 «О видах заработка (дохода), которые подлежат учету при удержании алиментов».

17.Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.96 г. N 837 «О размере помощи на погребение».

18. Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.10.95 г. N 848 и Положением о порядке назначения и предоставления субсидий для возмещения затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и печного бытового топлива.

19.Письмом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 30.09.93 г. N 36-103.

20. Приказом Министерства социальной защиты населения Украины, Министерства финансов Украины, Министерства труда Украины, Государственного комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Украины, Фонда социального страхования Украины, Пенсионного фонда Украины от 29.10.96 г. N 148/232/88/95/08-14-759/123 «О внесении изменений и дополнений в Порядок выплаты помощи на погребение», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 28.03.97 г. под N 99/1903.

21.Кодексом законов о труде Украины.

22. Законом Украины от 16.12.93 г. N 3721-12 «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста».

23. Инструкцией о порядке исчисления и уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами страховых взносов в Пенсионный фонд, а также учета поступления, расходования его средств, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 06.09.96 г. N 11-1.

I. Порядок, размер и источники выплаты
материальной помощи на предприятии

Всоответствии со статьей 2 Закона (1) материальные и денежные выплаты в составе других поощрительных и компенсационных выплат входят в структуру заработной платы.

Согласно пункту 2.41 Инструкции (10), которая разработана на основании Закона (1), суммы материальной помощи (оздоровительные, экологические и другие выплаты) в составе других поощрительных и компенсационных выплат входят в расходы на оплату труда.

Источником выплаты материальной помощи на предприятии является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (фонд материального поощрения).

Периодичность выплаты материальной помощи и ее размер определяются коллективным договором с учетом сложившихся семейных обстоятельств работника, финансовых возможностей предприятия и других факторов.

Всоответствии со статьей 97 КЗоТ (21) формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия внедрения и размер надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантированных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями. Если коллективный договор на предприятии, в учреждении, организации не заключен, собственник или уполномоченный им орган обязан согласовать эти вопросы с профсоюзным органом, который представляет интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.

Следует отметить, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины от 31.08.96 г. N 1033 «О мерах по привлечению дополнительных поступлений в бюджет и повышению эффективности использования бюджетных средств для обеспечения финансирования социальных выплат населению» установлено, что на период погашения задолженности по заработной плате работникам бюджетных учреждений, которым условия оплаты труда утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 29.05.96 г. N 565 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных отраслей бюджетной сферы», может предоставляться материальная помощь, в том числе на оздоровление, за исключением материальной помощи на погребение, в сумме не более одного должностного оклада в год, т.е. размер ее выплаты в бюджетных учреждениях строго ограничен.

II. Порядок включения материальной помощи в
среднюю заработную плату при расчете
отпускных, в период временной
нетрудоспособности и других выплат

Всоответствии с пунктом 4 «б» раздела 3 Порядка (4) при исчислении средней заработной платы во всех случаях ее сохранения согласно действующему законодательству, а также для обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью и пособием по беременности и родам одноразовые выплаты, в том числе материальная помощь, помощь работникам, выходящим на пенсию, не учитываются.

При начислении пенсий суммы материальной помощи, на которые по действующим правилам начисляются страховые взносы, включаются в заработок, являющийся основанием для расчета пенсий. Это следует из постановления (5) и Закона (6).

Всоответствии со статьей 66 Закона (6) в заработок для исчисления пенсий включаются все виды оплаты труда, на которые согласно действующим правилам начисляются страховые взносы, кроме выплат одноразового характера, не обусловленных действующей на предприятии системой оплаты труда.

При удержании алиментов следует руководствоваться постановлением (16). Согласно пункту 12.1 Перечня видов заработка (дохода), которые подлежат учету при удержании алиментов, удержание алиментов не производится из сумм не облагаемого налогом размера материальной помощи.

При расчетах для назначения субсидий в совокупный доход семьи согласно Положению (18) не входит целевая одноразовая помощь. Материальную помощь (кроме одноразовой) необходимо включать в среднемесячный совокупный доход при расчетах для назначения субсидий.

III. Удержание подоходного налога

1. При выплате материальной помощи по основному месту работы

Всоответствии со статьей 5 Декрета (7) суммы материальной помощи, включая стоимость денежных призов и подарков, не включаются в совокупный налогооблагаемый доход граждан, если их сумма не превышает 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за год включительно.

В случае изменения не облагаемого налогом минимума доходов граждан на протяжении года и шкалы ставок прогрессивного налогообложения сумма материальной помощи, которая не включается в совокупный налогооблагаемый доход, определяется по средневзвешенной в соответствии с периодами действия шкалы ставок (19).

Сумма материальной помощи, которая превышает указанный размер, включается в совокупный налогооблагаемый доход того месяца (периода), в котором возникло это превышение.

Следует отметить, что в соответствии с подпунктом «1» статьи 5 Декрета (13) в совокупный налогооблагаемый доход, полученный гражданами в период, за который осуществляется налогообложение, не включаются суммы материальной помощи, как в денежной, так и в натуральной форме, независимо от ее размера, которая выплачивается на основании решений Правительства Украины в связи со стихийным и экологическим бедствием, авариями и катастрофами, местных органов государственной исполнительной власти, профсоюзов, Фонда социального страхования, благотворительных фондов и иностранных государств.

Материальной помощью по решению указанных органов и иностранных государств считается денежная и натуральная помощь, которая выплачивается гражданам при названных условиях (пункт 5.11 Инструкции (15)).

2. При выплате материальной помощи гражданину, не работающему на данном предприятии, и при выплате материальной помощи работнику не по месту основной работы

В том случае, когда предприятие выплачивает материальную помощь гражданину, не работающему на данном предприятии, а также при выплате материальной помощи работнику не по месту основной работы следует руководствоваться Декретом (13).

Из материальной помощи, выданной не по месту основной работы сверх установленного не облагаемого налогом размера, удерживается подоходный налог у источника выплаты по ставке 20 %.

Сведения по форме N 2 в течение 30 дней после выплаты направляются в государственную налоговую администрацию по месту проживания граждан.

3. При выплате одноразовых денежных выплат гражданам пожилого возраста в связи с выходом на пенсию

Следует отметить, что статья 15 Закона (22) предусматривает, что одноразовые денежные выплаты гражданам пожилого возраста в связи с выходом на пенсию, которые осуществляются по решению трудового коллектива за счет средств предприятия, налогообложению не подлежат.

Вместе с тем пункт 8.2 статьи 8 раздела II Инструкции (15) предусматривает включение в состав совокупного налогооблагаемого дохода, полученного по месту основной работы, суммы одноразовой помощи, которая выплачивается работникам, выходящим на пенсию.

Согласно разъяснению Главной государственной налоговой инспекции Украины от 15.06.94 г. N 10- 214/10-2307 с 20 января 1994 года (т.е. с момента опубликования, Закона (22)) одноразовые выплаты за счет средств предприятия не облагаются подоходным налогом.

4. При выдаче путевок и ежегодной помощи на оздоровление детей за счет средств предприятия

Согласно статье 5 Декрета (7) и пункту 5.17 Инструкции (15) в совокупный налогооблагаемый доход, полученный гражданами в период, за который осуществляется налогообложение, не включается стоимость путевок на лечение, отдых и в детские оздоровительные лагеря, кроме туристических и международных, которые предоставляются гражданам за счет средств предприятий.

Что касается материальной помощи, которая выплачивается на оздоровление детей в случаях, не предусмотренных законодательством, то она не включается в совокупный налогооблагаемый доход в размере 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за год.

IV. Обязательные взносы на государственное
социальное страхование

Начиная с 15 февраля 1996 года в соответствии с постановлением (5) изменился порядок уплаты взносов на государственное социальное страхование.

Письмом Государственной налоговой администрации Украины (14) было дано разъяснение о начислении обязательных взносов на государственное страхование с полной суммы материальной помощи, которая выплачивается работнику, без исключения 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Кроме того, на основании пункта 2.6 Инструкции (23) все работающие граждане, в том числе работающие по договорам гражданско-правового характера, уплачивают взносы в размере 1% от суммы оплаты труда. Так как материальная помощь относится к расходам на оплату труда, с нее удерживается 1% в Пенсионный фонд.

Всоответствии с письмом Пенсионного фонда Украины (9) за неначисленные страховые взносы с суммы материальной помощи в пределах 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, выплаченных до 01.06.96 г., органы Пенсионного фонда не применяли меры административной ответственности.

Однако следовало произвести доначисление страховых взносов на полную сумму материальной помощи с февраля 1996 года.

V. Выплата материальной помощи пенсионерам,
которые находятся на пенсии и не состоят в
списках предприятий

Согласно пункту 4.10 раздела IV Инструкции (10) выплаты, как в денежной, так и в натуральной форме, за счет средств предприятия работникам, находящимся на пенсии и не значащимся в списках предприятия, а именно: пенсионерам, работавшим на данном предприятии и ушедшим с этого предприятия на пенсию, не входят в состав фонда оплаты труда.

Поскольку эти выплаты относятся к иным выплатам, которые не входят в состав фонда оплаты труда, то в случае выплаты пенсионеру суммы сверх 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (в настоящее время 204 грн.) с суммы превышения следует удержать подоходный налог по ставке 20%, удержать 1% в Пенсионный фонд, произвести начисление обязательных взносов на государственное социальное страхование. О сумме удержанного подоходного налога сведения (справка) по форме N 2 в течение 30 дней с момента выплаты направляются в государственную налоговую администрацию по месту проживания граждан.

VI. Материальная помощь на погребение

Всоответствии с постановлением (17) пособие на погребение в случае смерти гражданина, который находится в трудовых отношениях с предприятием, выплачивается предприятием в размере 150 грн. за счет Фонда государственного страхования.

Если среднемесячный совокупный доход на одного члена семьи за предыдущий квартал не превышал 48 грн., семье умершего или лицу, которое его похоронило, кроме указанного выше пособия, выплачивается дополнительное денежное пособие на погребение в размере 90 грн. за счет средств соответствующих фондов (местных бюджетов). Приказом (20) внесены изменения и дополнения в Порядок выплаты пособия на погребение (см. еженедельник «Баланс», 1997, N 24).

Всоответствии со статьей 5 Декрета (7) пособие (помощь) на погребение, которое выплачивается предприятием на основании решений Правительства за счет средств Фонда государственного социального страхования, в совокупный налогооблагаемый доход граждан не включается.

В случае если, кроме указанного пособия, предприятия, учреждения или организации за счет своих средств выплачивают своему работнику или другому гражданину материальную помощь на указанные цели, то такая помощь в размере 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за год не подлежит обложению подоходным налогом. Сумма материальной помощи, которая будет превышать указанный размер, включается в совокупный налогооблагаемый доход работника в том периоде (месяце), в котором возникло превышение. С этих сумм, согласно действующему законодательству (т.е. с сумм свыше 204 грн.), производятся начисления обязательных взносов на государственное социальное страхование и удерживается 1% в Пенсионный фонд.

Вместе с тем в консультации Пенсионным фондом Украины (опубликованной в газете «Праця і зарплата», 1997, N 3) на вопрос: «Начисляются ли страховые взносы на материальную помощь на погребение?» был дан ответ, что «на материальную помощь на погребение, которая выплачивается предприятиями и организациями, страховые взносы не начисляются, поскольку в соответствии с пунктом 4.19 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11.12.95 г. N 323, такие выплаты не входят в фонд оплаты труда».

В заключение рассмотрим условный числовой пример, отражающий порядок начисления и выплаты материальной помощи, а также порядок исправления ошибок, возникающих при этом.

На проверяемом предприятии за январь 1997 года работнику предприятия была выплачена заработная плата за выполненную работу согласно штатному расписанию в сумме 300 грн. и материальная помощь в связи с уходом в отпуск на оздоровление в размере 250 грн.

При этом бухгалтером предприятия взносы, начисленные в Пенсионный фонд (на сумму 81,4 грн.), Фонд социального страхования (на сумму 11,1 грн.) и Фонд занятости (5 грн.), были неправильно отнесены на себестоимость продукции. С суммы материальной помощи неверно исчислен подоходный налог и излишне начислены взносы в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения (далее — Фонд Чернобыля) (30 грн.).

Эти нарушения были учтены бухгалтером предприятия при расчетах за февраль и 1 квартал 1997 года самостоятельно, поэтому при проверке налоговым инспектором финансовые санкции и административные штрафы не применялись.

Согласно пункту 1.13 Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 18.08.95 г. N 139 (с изменениями и дополнениями), при выявлении предприятием или другими органами в отчетах как текущего, так и прошедшего года (после их утверждения) искажений отчетных данных исправление производится в отчетах за тот отчетный период, в котором были выявлены приписки и другие искажения. Причем исправления вносятся в данные за отчетный период (квартал с начала года). Если не установлен период искажения отчетных данных, то исправление также производится в отчетах за тот период, в котором были выявлены приписки и другие искажения.

Исправления ошибок (искажений), которые допущены в текущем году и выявлены также в текущем году до утверждения и представления годового отчета за текущий год, осуществляются в бухгалтерском учете исключением (сторнированием) неправильных записей и заменой их правильными в том месяце, в котором они были выявлены, но не позднее отчета за декабрь текущего года.

Является ли материальная помощь доходом

Предприятие может предоставить любому работнику нецелевую материальную помощь. Когда такая помощь не облагается налогом? Какие особенности ее налогообложения?

Нецелевая материальная помощь, предоставленная работнику, не облагается налогом в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем сумму предельного дохода, определенного согласно абз. 1 пп. 169.4.1 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), установленного на 1 января отчетного года, если предоставляется резидентами − юридическими или физическими лицами (пп.170.7.3 НКУ). У 2016 году предельный размер составляет 1 930 грн.

Поскольку эта помощь является целевой, она предоставляется без определения условий или направлений ее предоставления.

Обратите внимание, что такая помощь предоставляется разово на основании приказа руководителя предприятия отдельным работникам по их заявлениям в связи с личными обстоятельствами, например, на решение социально-бытовых проблем.

Если выплата материальной помощи систематическая и предоставляется всем или большинству сотрудников, например, помощь на оздоровление, при этом ее выплаты предусмотрены положениями об оплате труда наемных работников (коллективным договором, отраслевым соглашением и т.п.), принятыми в соответствии с нормами трудового законодательства, то такая материальная помощь с целью налогообложения приравнивается к заработной плате и включается в общий месячный налогооблагаемый доход плательщика налога. Облагается в таком случае она по ставке, установленной п. 167.1 ст. 167 НКУ, учитывая требования п. 164.6 ст. 164 НКУ (письмо ГФСУ в г. Киеве от 02.09.2016 г. № 19643/10/26-15-13-01-12).

Объектом налогообложения военным сбором является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход (пп. 1.2 п. 16 1 подраздела 10 р. XX НКУ). Итак, нецелевая благотворительная помощь, которая не облагается налогом, в предельных размерах не облагается и военным сбором.

Учитывая изложенное, в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включается, то есть не облагается налогом, сумма нецелевой благотворительной помощи, которая предоставляется работодателем в пользу работника, что совокупно в 2016 году не превышает 1 930 грн (в 2015 году – 1 710 грн), а в части ее превышения является объектом налогообложения военным сбором на общих основаниях.

Если помощь будет оказана в большем размере, чем предельный, сумма превышения включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога как прочие доходы и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 18% и военным сбором − 1,5% на общих основаниях.

Сумма нецелевой благотворительной помощи, предоставленной в течение отчетного 2016 года совокупно в размере, не превышающем 1 930 грн, отражается в форме № 1 ДФ с признаком дохода «169», а сумма превышения − с признаком «127».

Получатель помощи в случае получения нецелевой благотворительной помощи от благотворителя − физического или юридического лица обязан подать годовую налоговую декларацию с указанием ее суммы, если общая сумма полученной нецелевой благотворительной помощи в течение отчетного налогового года превышает ее предельный необлагаемый размер.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI, базой начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование определена сумма начисленной каждому застрахованному лицу заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда».

Нецелевая благотворительная помощь не относится к основной или дополнительной зарплате и другим поощрительным, компенсационным выплатам, поэтому она не является базой для начисления единого социального взноса (далее – ЕСВ; письмо ГУ ГФСУ в г. Киеве от 25.02.2016 г. № 4186/10/26-15-12-04-12).

В то же время, в соответствии с пп. 2.3.3 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5, систематическая материальная помощь, предоставленная всем работникам или большинству (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием, кроме сумм, указанных в п. 3.31 этой Инструкции), относится к фонду оплаты труда в составе других поощрительных и компенсационных выплат. Такая материальная помощь является базой для начисления ЕСВ.

Налогообложение материальной помощи, предоставленной работникам

Как облагается НДФЛ сумма материальной помощи, которая оказывается работодателем всем или большинству работников и носит систематический характер (на оздоровление, в связи с экологическим состоянием)?

Если выплата материальной помощи имеет систематический характер и такая помощь предоставляется всем или большинству работников, то такая материальная помощь в целях налогообложения приравнивается к заработной плате и вся сумма такой помощи включается в общий месячный налогооблагаемый доход налогоплательщика и облагается налогом по ставке 18%.

Если работодатель предоставляет отдельным работникам нецелевую благотворительную (материальную) помощь по их заявлениям в связи с личными обстоятельствами, которая носит разовый характер, то сумма такой помощи не включается в налогооблагаемый доход, если в течение отчетного налогового года не превышает суммы предельного размера дохода (в 2016 году — 1930 грн., в 2017 году — 2240 грн., в 2018 году — 2470 грн.), а сумма превышения облагается в общем порядке по ставке 18%.

2-НДФЛ и выплата материальной помощи в связи со смертью родственника

Добрый день!
Читала, что в справке 2-НДФЛ не нужно отражать выплату материальной помощи в связи со смертью близкого родственника (отца), если эта выплата не облагается НДФЛ.

Вопрос: В нашей организации сотрудникам выплачивается материальная помощь по разным основаниям: всем сотрудникам в пределах 4000 руб. к отпуску; по рождению ребенка; по смерти родителя. Могу ли я учесть выплаченные суммы в расходах по налогу на прибыль, какие коды вычетов по матпомощи указывать в справке 2-НДФЛ и как отразить выплаченные суммы в расчете РСВ-1 ПФР?

Ответ: Материальная помощь, выплачиваемая работодателями сотрудникам, не включается в расходы по налогу на прибыль вне зависимости от оснований ее выплаты (п. 23 ст. 270 НК РФ). Что касается НДФЛ и страховых взносов, то рассмотрим каждый вид указанных в вопросе выплат по отдельности.
Начнем с материальной помощи работникам к отпуску, выплачиваемой в пределах 4000 руб. Такие выплаты, если они не превышают указанного размера за налоговый (расчетный) период, не облагаются ни НДФЛ, ни страховыми взносами (п. 28 ст. 217 НК РФ, п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», далее — Закон N 212-ФЗ).
Форма справки 2-НДФЛ утверждена Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/[email protected] Согласно Справочнику «Коды вычетов» (Приложение N 4 к данному Приказу) сумма вычета в пределах 4000 руб. отражается в разд. 3 справки по коду 503.
Что касается единовременной материальной помощи, выплачиваемой в связи с рождением ребенка, то она не облагается ни НДФЛ, ни страховыми взносами при условии, что ее сумма не превышает 50 000 руб. на одного ребенка и выплачивается в течение первого года после рождения (п. 8 ст. 217 НК РФ, пп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). На основании Справочника «Коды вычетов» (Приложение N 4 к Приказу ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/[email protected]) сумма вычета отражается в разд. 3 справки по коду вычета 508.
Перейдем к материальной помощи в связи со смертью родителя. Родители относятся к членам семьи согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ. В п. 8 ст. 217 НК РФ материальная помощь, выплачиваемая работнику в связи со смертью члена семьи, не облагается НДФЛ. Это подтверждается, в частности, Письмом УФНС России по г. Москве от 05.03.2010 N 20-15/3/022951. Страховыми взносами суммы такой материальной помощи не облагаются в соответствии с пп. «б» п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно Справочнику «Коды вычетов» (Приложение N 4 к Приказу ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/[email protected]) сумма такого вычета отражается в разд. 3 справки по коду вычета 503.
Отражать материальную помощь в Расчете по страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н) нужно следующим образом. Суммы матпомощи, освобождаемые от страховых взносов по ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, отражают по строкам 210 — 212 разд. 2. Далее показатели, отраженные в указанных строках, участвуют при определении показателей по строкам 220, 221 и 230 разд. 2 Расчета.

Цитата (HelG): Добрый день!
Читала, что в справке 2-НДФЛ не нужно отражать выплату материальной помощи в связи со смертью близкого родственника (отца), если эта выплата не облагается НДФЛ.

Вопрос: В нашей организации сотрудникам выплачивается материальная помощь по разным основаниям: всем сотрудникам в пределах 4000 руб. к отпуску; по рождению ребенка; по смерти родителя. Могу ли я учесть выплаченные суммы в расходах по налогу на прибыль, какие коды вычетов по матпомощи указывать в справке 2-НДФЛ и как отразить выплаченные суммы в расчете РСВ-1 ПФР?

Ответ: Материальная помощь, выплачиваемая работодателями сотрудникам, не включается в расходы по налогу на прибыль вне зависимости от оснований ее выплаты (п. 23 ст. 270 НК РФ). Что касается НДФЛ и страховых взносов, то рассмотрим каждый вид указанных в вопросе выплат по отдельности.
Начнем с материальной помощи работникам к отпуску, выплачиваемой в пределах 4000 руб. Такие выплаты, если они не превышают указанного размера за налоговый (расчетный) период, не облагаются ни НДФЛ, ни страховыми взносами (п. 28 ст. 217 НК РФ, п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», далее — Закон N 212-ФЗ).
Форма справки 2-НДФЛ утверждена Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/[email protected] Согласно Справочнику «Коды вычетов» (Приложение N 4 к данному Приказу) сумма вычета в пределах 4000 руб. отражается в разд. 3 справки по коду 503.
Что касается единовременной материальной помощи, выплачиваемой в связи с рождением ребенка, то она не облагается ни НДФЛ, ни страховыми взносами при условии, что ее сумма не превышает 50 000 руб. на одного ребенка и выплачивается в течение первого года после рождения (п. 8 ст. 217 НК РФ, пп. «в» п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). На основании Справочника «Коды вычетов» (Приложение N 4 к Приказу ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/[email protected]) сумма вычета отражается в разд. 3 справки по коду вычета 508.
Перейдем к материальной помощи в связи со смертью родителя. Родители относятся к членам семьи согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ. В п. 8 ст. 217 НК РФ материальная помощь, выплачиваемая работнику в связи со смертью члена семьи, не облагается НДФЛ. Это подтверждается, в частности, Письмом УФНС России по г. Москве от 05.03.2010 N 20-15/3/022951. Страховыми взносами суммы такой материальной помощи не облагаются в соответствии с пп. «б» п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно Справочнику «Коды вычетов» (Приложение N 4 к Приказу ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/[email protected]) сумма такого вычета отражается в разд. 3 справки по коду вычета 503.
Отражать материальную помощь в Расчете по страховым взносам по форме РСВ-1 ПФР (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н) нужно следующим образом. Суммы матпомощи, освобождаемые от страховых взносов по ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, отражают по строкам 210 — 212 разд. 2. Далее показатели, отраженные в указанных строках, участвуют при определении показателей по строкам 220, 221 и 230 разд. 2 Расчета.

А в чем, собственно, вопрос? Если он состоит в том, нужно ли отражать в 2-НДФЛ доходы, в полном размере не облагаемые НДФЛ, то ответ — не нужно.
Если же доход облагается НДФЛ в части, превышающей вычет, то отражается полная сумма дохода и применяемый вычет.

Вопрос: О представлении налоговыми агентами (благотворительными организациями) налоговым органам сведений о доходах физических лиц в виде единовременной материальной помощи в целях исчисления НДФЛ.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 4 апреля 2007 г. N 03-04-06-01/109

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу представления налоговыми агентами налоговым органам сведений о доходах физических лиц в виде единовременной материальной помощи, оказываемой благотворительными организациями, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации разъясняет следующее.
В соответствии с п. 8 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) освобождаются от налогообложения суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная помощь осуществляется в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы, а также оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам и т.д.
Таким образом, если единовременная материальная помощь оказывается в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах) зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями в целях улучшения материального положения граждан, перечисленных вышеназванным Законом, то данные суммы не облагаются налогом на доходы физических лиц.
В случае получения налогоплательщиками доходов, полностью освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 217 Кодекса, в том числе в виде единовременной материальной благотворительной помощи, эти доходы при заполнении налоговой отчетности по формам N N 1-НДФЛ и 2-НДФЛ не учитываются.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
04.04.2007

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.