Доверенность на представление налоговой отчетности

Предоставление налоговой отчетности по доверенности: что надо знать

Озвученная тема раньше, наверное, удивила бы, поскольку доверенность никак не могла ассоциироваться у бухгалтеров именно со сдачей налоговой отчетности. И на то были свои причины, ведь прежнее налоговое законодательство не давало оснований полагать иначе. Хотя это не мешало налоговикам время от времени требовать от подателя декларации соответствующей доверенности. Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ) ситуацию изменил. Появились новые положения, опираясь на которые орган ГНС может небезосновательно потребовать от представителя предприятия или предпринимателя подтверждения его полномочий. Поэтому сегодня мы выясним, кому именно и в каких случаях может понадобиться доверенность и как она должна оформляться.

Кому и когда может понадобиться доверенность

Сразу начнем с п. 49. 3 НКУ Он предусматривает три способа предоставления отчетности: непосредственно в налоговую, по почте и в электронной форме. Нас интересует первый способ, ибо второй и третий освобождают плательщика от контакта с налоговиками во время сдачи отчетности.

Так вот, эта норма гласит: декларация может подаваться плательщиком лично или уполномоченным на это лицом. Отсюда несколько вопросов: как понимать слова «поданная лично» ? Кто является уполномоченным лицом и чем, собственно, подтверждаются его полномочия?

Ответ на первый — на поверхности, и он, на наш взгляд, касается только плательщика-физлица. То есть личное предоставление им декларации означает, что именно оно должно просунуть ее в приемочное окошко.

А вот личное предоставление декларации плательщиком-юрлицом как-то трудно вообразить, ибо юрлицо — абстрактное создание. Ввиду этого оно не способно подать декларацию лично. Но это может сделать его уполномоченное лицо. Иными словами — представитель, который в понимании п. 19. 2 НКУ осуществляет представительство его законных интересов и ведение дел, связанных с уплатой налогов, на основании закона или доверенности.

Представитель предприятия, действующий на основании закона, обычно только один — руководитель. Он может быть единоличным или возглавлять коллегиальный исполнительный орган. Ведь именно руководитель без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы в органах госвласти (ч. 5 ст. 65 Хозяйственного кодекса Украины, далее — ХКУ, ч. 5 ст. 62 Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19. 09. 91 г. № 1576-XII, ч. 5 ст. 59 Закона Украины «Об акционерных обществах» от 1709. 08 г. № 514-VI).

Итак, руководители предприятий — те же уполномоченные лица, которые могут предоставить декларацию, опираясь на закон. Но такие люди чрезвычайно заняты, чтобы бегать в налоговую с отчетами. Этим занимаются бухгалтеры, которые состоят в трудовых или гражданско-правовых отношениях с предприятием (либо курьер). И обычно составление и/или предоставление отчетности входит в трудовые обязанности главбуха (бухгалтера). Более того, он даже может фигурировать в учетных данных налогоплательщика органа ГНС как лицо, ответственное за налоговый и бухгалтерский учет. Впрочем, их представительские полномочия не следуют из закона, как у руководителя предприятия. Поэтому бухгалтеру как уполномоченному лицу и представителю плательщика в контексте п. 19. 2, п. 49. 3 НКУ может понадобиться доверенность.

Таким образом, полномочия руководителя подтверждает закон, в частности ст. 65 ХКУ которую, как правило, дублирует устав предприятия, а полномочия другого представителя юрлица (физлица-предпринимателя) — доверенность. Правда, если должностное лицо (кроме руководителя) уполномочено на основании устава представлять интересы предприятия в органах госвласти без доверенности, например, исполнительный директор, финдиректор, то ему доверенность также не нужна. Свои права оно может подтвердить извлечением из устава или из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, если сведения о лицах, имеющих право совершать юридические действия от имени юрлица без доверенности, включены в этот Реестр (п. 5. 2 Положения о порядке предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, утвержденного приказом Госкомпредпринимательства от 20. 10. 05 г. № 97).

Но заметьте, что плательщики, которые относятся к крупным и средним предприятиям, обязаны направлять налоговую отчетность в электронной форме (п. 49. 4 НКУ). Поэтому подтверждение полномочий их представителя не волнует. Разве что им по каким-то причинам придется подавать еще и бумажную отчетность.

Крупными предприятиями признают предприятия, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает 250 лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает 100 млн грн. Средние — это предприятия, у которых количество работающих за год от 51 до 250, а объем валового дохода больше 70, но меньше 100 млн грн (ч. 7 ст. 63 ХКУ).

Как следует оформлять доверенность

По общему правилу, сформулированному в ч. 1 ст. 245 ГКУ доверенность должна соответствовать форме, в которой согласно закону надлежит совершать правочин. Под последним ч. 1 ст. 202 ГКУ понимает действие, направленное на получение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, которое может совершаться устно или письменно (ч. 1 ст. 205 ГКУ). В случаях, предусмотренных законом, правочин должен нотариально удостоверяться. Но ни один закон не требует участия нотариуса ни при представлении налоговой отчетности, ни при ее составлении. Однако в п. 19. 2 НКУ сказано: «Доверенность, выданная налогоплательщиком — физическим лицом на представительство его интересов и ведение дел, связанных с уплатой налогов, должна заверяться в соответствии с действующим законодательством «2. Итак, исходя из ст. 245 ГКУ такая доверенность от имени физлица-предпринимателя должна удостоверяться нотариусом или уполномоченным на это должностным лицом органа местного самоуправления, если в населенном пункте нет нотариусов. В последнем случае доверенность приравнивается к нотариально удостоверенной.

А вот доверенность от имени предприятия может иметь простую письменную форму. То есть под ее текстом достаточно подписи руководителя предприятия и оттиска его печати (ст. 246 ЦКУ). Ибо каких-либо других требований НКУ не содержит.

Теперь о полномочиях по доверенности. Особо выдумывать здесь ничего не надо. Предмет представительства бухгалтера можно изложить таким образом (см. образец).

Исх. № 555/77-2011 от 18. 05. 11 г.

г. Киев, восемнадцатое мая две тысячи одиннадцатого года

Общество с ограниченной ответственностью «Одеон» (код ЕГРПОУ 33322211), в лице директора Базилевса Василия Васильевича, действующего на основании устава (далее — Доверитель), настоящей доверенностью уполномочивает Разумную Татьяну Александровну, паспорт серии ШШ № 000000, выданный 11. 05. 2000 года Волочиским РО УМВД Украины в Хмельницкой области (далее — Поверенный), представлять законные интересы и вести от его имени все дела, связанные с исчислением и уплатой (погашением) налогов, сборов, штрафных (финансовых) санкций в органах Государственной налоговой службы всех уровней.

Для выполнения представительских функций Поверенному предоставляются следующие права: подавать от имени Доверителя налоговые декларации, расчеты, заявления, справки в органы Государственной налоговой службы, предоставлять устные и письменные пояснения, высказывать свои доводы и соображения по вопросам, возникающим при исчислении и уплате налоговых обязательств и/или штрафных (финансовых) санкций, ознакомляться и получать акты (справки) проверок, проведенных 3 органом Государственной налоговой службы.

Полномочия по настоящей доверенности не могут передаваться третьим лицам.

Срок действия доверенности: до 31. 12. 2011 г

Директор ООО «Одеон» Базилевс В. В. Базилевс

И последний важный штрих. С одной стороны, НКУ предусматривает, что у представителя плательщика должны быть необходимые полномочия по предоставлению отчетности, а со второй — отсутствие доверенности у представителя, если следовать этому Кодексу, не может являться основанием для отказа в принятии декларации (расчета). Кроме того, должностное лицо органа ГНС не уполномочено проверять у представителя плательщика наличие доверенности, а только достоверность заполнения всех обязательных реквизитов, перечисленных в п. п. 48. 3, 48. 4 НКУ (п. 49. 8 НКУ). Итак, если податель отчетности забыл свою доверенность, то он все равно вправе настаивать на принятии отчетности, поскольку отказ должностного лица органа ГНС принять налоговую декларацию по каким-либо причинам, не определенным ст. 49 НКУ запрещен. По этой же причине представитель со своим паспортом вправе лишь показать оригинал доверенности должностному лицу органа ГНС или при необходимости предоставить только ее копию.

Доверенность на представление налоговой отчетности в электронном виде

Доверенное лицо сменило паспорт. Нужно ли в связи с этим организации выдать новую доверенность на представление налоговой отчетности в электронном виде в случае, если старая доверенность была выдана сроком на 3 года?

Согласно п. 5 ст. 80 НК РФ, если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета). При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В силу п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика – организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено НК РФ. Для случаев представительства в отношениях, связанных с представлением налоговой отчетности в электронном виде, иное НК РФ не устанавливает. В связи с этим, поскольку институты, понятия и термины гражданского законодательства РФ, используемые в НК РФ, при отсутствии в НК РФ специальных положений применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ), вопрос о действии упомянутой в вопросе доверенности решается исходя из положений главы 10 ГК РФ.

К обязательным реквизитам доверенности, выданной юридическим лицом, относятся дата ее совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ), а также подпись руководителя или иного лица, уполномоченного на подписание доверенности (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ). Иных обязательных реквизитов для доверенности, выдаваемой юридическим лицом, ГК РФ не предусматривает. Разумеется, в доверенности необходимо указать информацию, идентифицирующую лицо, которому она выдана. К этой информации относится прежде всего имя представителя-гражданина (п. 1 ст. 19 ГК РФ). Паспортные данные не относятся к числу обязательных реквизитов доверенности (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.04.2009 № А56-29073/2008). Тем не менее указание в доверенности одного лишь имени представителя не во всех случаях позволяет в достаточной степени конкретизировать это лицо. Такая конкретизация достигается, в частности, путем указания в доверенности паспортных данных представителя, в отсутствие которых при определенных обстоятельствах полномочия представителя могут быть поставлены под сомнение (постановления ФАС Дальневосточного округа от 11.12.2007 № Ф03-А73/07-1/5612, ФАС Поволжского округа от 06.04.2010 по делу № А57-4965/2009).

Основания прекращения действия доверенности перечислены в ст. 188 ГК РФ. Замена паспорта или иного документа, удостоверяющего личность представителя, в этот перечень не включена. Поэтому, несмотря на то, что в случае замены представителем паспорта указанные в доверенности реквизиты паспорта утрачивают актуальность, сама по себе такая замена не прекращает действия доверенности (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2011 № Ф04-1475/11). В связи с этим напомним, что в силу п. 5 Положения о паспорте гражданина…, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828, в паспорт должна вноситься отметка о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории России. Следовательно, в целях подтверждения личности представителя, номер паспорта которого не соответствует реквизитам, отраженным в доверенности, должна приниматься во внимание и указанная выше отметка.

В заключение отметим, что в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 31.07.2014 № ММВ-7-6/[email protected], при проверке полномочий отправителя в случае, если абонентом-отправителем является представитель налогоплательщика, должен присутствовать файл с информационным сообщением о представительстве, при этом должны совпадать: ИНН представителя в именах файлов налоговой отчетности и информационном сообщении о доверенности; соответствующие реквизиты (ИНН налогоплательщика, ИНН представителя, реквизиты физических лиц) в файле информационного сообщения о представительстве и файле налоговой декларации (расчета); реквизиты физического лица в файле информационного сообщения о представительстве с соответствующими значениями реквизитов владельца (владельцев) электронной подписи в сертификате ключа проверки электронной подписи (п. 5 Приложения № 1, смотрите также письмо ФНС РФ от 10.08.2016 № ГД-4-11/[email protected]). Поэтому, несмотря на изложенное выше, в приведенной ситуации необходимость переоформления доверенности может возникнуть, как нам представляется, только в том случае, если реквизиты владельца электронной подписи в сертификате ключа проверки электронной подписи включают информацию о новом номере паспорта представителя. Однако этот вопрос является не юридическим, а техническим, в связи с чем оценить такую вероятность в рамках этой консультации не представляется возможным.

Ответ подготовил: Верхова Надежда, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Доверенность на сдачу в налоговые органы документов: деклараций и отчетности

Доверенность в налоговые органы

Для представления (сдачи) в налоговые органы налоговых деклараций и/или бухгалтерской отчетности, наличие у уполномоченного представителя налогоплательщика соответствующей доверенности на предоставление в налоговые органы деклараций и бухгалтерской отчетности является обязательным. (Письмо Федеральной налоговой службы от 15 февраля 2007 г. N 18-0-09/0070)

Согласно п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

В зависимости от правового статуса доверителя, форма доверенности на сдачу в налоговые органы документации может быть простой письменной или нотариально удостоверенной. В любом образце доверенности должна быть прописана дата ее выдачи, иначе она считается недействительной (по сложившемуся обычаю делового оборота дату указывают в доверенности словами, а не цифрами). Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если такого срока в самом документе нет, она действует в течение года (ст. 186 Гражданского кодекса).

В качестве доверителя могут выступать организации, индивидуальные предприниматели.

В качестве представителя могут выступать организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, за исключением лиц указанных в законе. В п. 2 ст. 29 НК РФ перечислены лица, которые не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика. Это должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

В отличие от общей доверенности на представление интересов в налоговых органах, в данной доверенности налогоплательщик уполномочивает представителя на совершение только одного определенного действия — на представление в налоговые органы налоговых деклараций и/или бухгалтерской отчетности. Можно сделать разовую доверенность, например, на сдачу налоговой отчетности за полугодие 2011 года или на получение акта по результатам налоговой проверки. Руководитель может выдать доверенность на совершение однородных действий, к примеру, бухгалтеру на представление налоговой и бухгалтерской отчетности.

Доверенность на представление (сдачу) в налоговые органы налоговых деклараций и/или бухгалтерской отчетности или иных документов от имени компании должна быть подписана ее руководителем и скреплена печатью.

Доверенность на представление налоговой отчетности

Moroshka2000 Автор рядків:
——————————————————-
> Слышала что требуют, но никогда не сталкивалась.
> Но все когда то начинается ( сегодня налоговая
> Ленинского р-на г.Запорожья потребовала).
> Подскажите кто реально уже пользуется такой
> доверенность — на основании чего они ее требуют и
> как она выглядит. Заранее спасибо.

а у вас юр. лицо?

saylana Автор рядків:
——————————————————-
> В ПФ на физика СПДешника тоже надо доверенность?
> меня попросили сдать за него и скажите плиз адрес
> Оболонской ПФ по персонификации.
> Если нужна довер. тогда толку ехать.

Теоретически доверенность нужна, но на практике Оболонский ПФ ее не спрашивает.

[email protected]шуня Автор строк:
——————————————————-
> Нужна ли доверенность на сдачу отчетности в
> налоговую частному предпринимателю (не члену
> семьи) и обязательно ли должна быть подтверждена
> нотариально?

Людмилка Автор строк:
——————————————————-
> доверенность, заверенную нотариусом по спд требуют
> когда выдают свидетельство новое, а отчеты
> принимаю вообще без доверенности.

В Днепре не принимают не только отчеты, но и говорить не хотят без нотариальной доверенности от ФЛП

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 05.09.2007 г. N 17525/7/28-0917/32
О соблюдении действующего законодательства

Государственная налоговая администрация Украины сообщает, что заявления от налогоплательщиков об отказе налоговых органов принимать налоговую отчетность у лиц иных, нежели руководитель и главный бухгалтер налогоплательщика продолжают поступать.

Порядок представления налоговой отчетности налогоплательщиками в органы ГНС определен статьей 4 Закона Украины от 21.12.2000 г. N 2181-III «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон N 2181).
В соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1.1 статьи 1 Закона N 2181 в этом Законе термины употребляются в следующем значении:
• налоговая декларация, расчет (далее — налоговая декларация) — документ, который представляется налогоплательщиком в контролирующие органы в сроки, установленные законодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа);
• налогоплательщики — юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, а также физические лица, которые имеют статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеют такого статуса, на которых согласно законам возложена обязанность удерживать и/или уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), пеню и штрафные санкции.
В соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 приказа ГНА Украины от 19.03.2001 г. N 113 «Об утверждении Порядка применения норм пункта 15.4 статьи 15 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» термин «должностные лица» употребляется в значении — физические лица, занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях (юридических лицах — налогоплательщиков) независимо от форм собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или исполняют такие обязанности по специальным полномочиям.
Перечень случаев, когда налоговая отчетность, полученная контролирующим органом от налогоплательщика и заполненная последним вопреки правилам, указанным в утвержденном порядке ее заполнения, может быть не признана таким контролирующим органом как налоговая декларация, содержится в абзаце пятом подпункта 4.1.2 пункта 4.1 статьи 4 Закона N 2181. К ним, в частности, относится:
• отсутствие обязательных реквизитов;
• отчетность не подписана соответствующими должностными лицами налогоплательщика;
• не скреплена печатью налогоплательщика.
При этом Законом N 2181 не установлены никакие требования относительно должности лица, которое представляет (доставляет) налоговую декларацию в канцелярию налогового органа.
В связи с вышеизложенным Государственная налоговая администрация Украины обязывает при приеме налоговой отчетности налогоплательщиков придерживаться требований действующего законодательства.

Первый заместитель Председателя С. Острович

Организация представляет интересы предпринимателей в ИФНС по сдаче отчетности. Доверенность на представление интересов налогоплательщика в налоговом органе (в том числе на подачу отчетности в электронном виде) выдана организации в лице ее руководителя. Каков порядок оформления доверенностей при смене руководителя организации при условии, что ранее выписанные доверенности оформлены нотариально с правом передоверия?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При смене руководителя организации, которой налогоплательщик выдал доверенность на представление его интересов в налоговом органе, оформлять новую доверенность не требуется. В этом случае в информационном сообщении о представительстве, которое направляется в налоговый орган, указываются данные нового руководителя. Его полномочия выступать законным представителем организации могут быть подтверждены на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ. В силу п. 1 той же статьи уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы, в частности, в отношениях с налоговыми органами.
Пунктом 4 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Как следует из абзаца второго п. 5 ст. 80 НК РФ, налоговая декларация (расчет) может быть подписана представителем налогоплательщика. Согласно абзацу третьему того же пункта в случае, если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).
В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Из приведенных положений законодательства следует, что представителем в налоговых правоотношениях может быть в том числе юридическое лицо.
Пунктом 1 ст. 53 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Следовательно, в случае, если налогоплательщик на основании доверенности уполномочил представлять в налоговый орган налоговую (бухгалтерскую) отчетность (далее также — отчетность) организацию, ее руководитель, действующий на основании учредительных документов, при подписании такой отчетности выступает в качестве законного представителя этой организации. Уполномоченным же представителем налогоплательщика в этом случае является сама организация, а не ее руководитель. Это относится и к случаям, когда в тексте доверенности указано, что она выдана организации в лице ее руководителя (с указанием его фамилии, имени, отчества, иных персональных данных).
Основания, по которым действие доверенности прекращается, перечислены в п. 1 ст. 188 ГК РФ. В этой норме отсутствует такое основание прекращения доверенности, как утрата лицом, являвшимся на момент выдачи доверенности руководителем организации — представителя, соответствующих полномочий.
Согласно п. 1.11 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (утверждены приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/[email protected], далее — Методические рекомендации) при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающий право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), представляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение 3-х лет после истечения срока действия. В случае представления налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика передаваемая налоговая декларация сопровождается информационным сообщением о представительстве (п. 2.2 Методических рекомендаций).
Как предусмотрено п. 5 Методических рекомендаций по формированию информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утверждены письмом ФНС России от 24.01.2011 N 6-8-04/[email protected], далее — Методические рекомендации по формированию информационного сообщения о доверенности), в информационном сообщении о доверенности указываются реквизиты доверенности и полномочия лица, владельца сертификата ключа подписи, которое подписывает и представляет электронный документ. При этом реквизиты подписанта в налоговой декларации (фамилия, имя, отчество) должны совпадать с реквизитами (фамилия, имя, отчество) владельца сертификата ключа подписи.
В соответствии с п. 2 раздела II Приложения N 1 к Методическим рекомендациям проверка полномочий подписи налоговой декларации (расчета) включает проверку по данным информационных ресурсов налогового органа права должностного лица налогоплательщика (представителя) подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (подписывать налоговую декларацию).
К информационным ресурсам, используемым в деятельности налоговых органов, относится, в частности, Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) (п. 5.3 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/[email protected], п. 2.5 письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/[email protected]).
В числе сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. При смене лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, организация должна в течение трех рабочих дней представить в регистрирующий орган заявление для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (пп. «л» п. 1, п. 5 ст. 5, п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Поэтому, на наш взгляд, в случае смены руководителя организации необходимость отмены ранее выданной доверенности и выдачи новой доверенности лицу, избранному на должность руководителя, возникла бы при том условии, что доверенность была выдана непосредственно руководителю организации как физическому лицу. Поскольку представителем при подаче отчетности в налоговый орган выступает сама организация, а не ее руководитель (он является представителем этой организации, а не налогоплательщика), необходимость замены (переоформления) доверенности при таких обстоятельствах отсутствует. Полномочия нового руководителя как законного представителя организации подтверждаются сведениями ЕГРЮЛ (смотрите в связи с этим постановления ФАС Поволжского округа от 04.12.2012 N Ф06-9545/12, ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2011 N Ф07-5/2011). В этом случае организация должна указать в информационном сообщении данные физического лица, которое приобрело полномочия законного представителя этой организации в связи с его избранием на должность руководителя, обеспечив соответствие реквизитов физического лица в файле информационного сообщения о представительстве с соответствующими значениями реквизитов владельца электронной подписи в сертификате ключа проверки электронной подписи (п.п. 3, 5 раздела I Приложения N 1 к Методическим рекомендациям, п. 13 Методических рекомендаций по формированию информационного сообщения о доверенности). Полномочия организации на подачу отчетности подтверждаются ранее выданной налогоплательщиком доверенностью, имеющейся в распоряжении налогового органа.
Если при подаче отчетности в налоговый орган организацию представляет не руководитель, а иное лицо (в частности другой сотрудник такой организации), его полномочия подтверждаются доверенностью, выданной организацией в лице ее руководителя, которая удостоверяется в соответствии с п. 4 ст. 185.1 ГК РФ. Такая доверенность (ее копия) должна быть представлена налоговому органу на момент подачи отчетности (письма Минфина России от 25.09.2012 N 03-02-07/1-227 и от 07.08.2009 N 03-02-08/66, ФНС России от 09.11.2015 N ЕД-4-15/[email protected]). При этом доверенность подписывает то лицо, которое осуществляет полномочия руководителя организации на момент выдачи доверенности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

18 января 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.