Цель меры пресечения в виде заключения под стражу

Глава 13. МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ

Статья 148. Цель и основания применения мер пресечения.
Меры пресечения применяются к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному с целью предотвратить попытки уклониться от дознания, следствия или суда, воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу или продолжить преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения процессуальных решений.
Меры пресечения применяются при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный будет пытаться уклониться от следствия и суда или от исполнения процессуальных решений, препятствовать установлению истины по делу или продолжать преступную деятельность.
Если нет достаточных оснований для применения меры пресечения, от подозреваемого, обвиняемого или подсудимого отбирается письменное обязательство о явке по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда, а также о том, что он сообщит об изменении места своего пребывания.
При применении меры пресечения к подозреваемому обвинение ему должно быть предъявлено не позднее десяти суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения отменяется.
(В ред. 21.06.2001)

Статья 149. Меры пресечения.
Мерами пресечения являются:
1) подписка о невыезде;
2) личное поручительство;
3) поручительство общественной организации или трудового коллектива;
3-1) залог;
4) заключение под стражу;
5) наблюдение командования воинской части.
Временной мерой пресечения является задержание подозреваемого, применяемое по основаниям и в порядке, предусмотренных статьями 106, 115, 1652 настоящего Кодекса.
(В ред. 30.08.71, 16.04.84, 20.11.96, 21.06.2001)

Статья 150. Обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения.
При разрешении вопроса о применении меры пресечения кроме обстоятельств, указанных в статье 148 настоящего Кодекса, учитываются тяжесть преступления, в совершении которого подозревается, обвиняется лицо, его возраст, состояние здоровья, семейное и материальное положение, вид деятельности, место жительства и иные характеризующие его обстоятельства.
(В ред. 21.06.2001)

Статья 151. Подписка о невыезде.
Подписка о невыезде состоит в отобрании от подозреваемого или обвиняемого письменного обязательства не отлучаться с места постоянного жительства или с места временного нахождения без разрешения следователя.
Если подозреваемый или обвиняемый нарушит данную им подписку о невыезде, то она может быть заменена более строгой мерой пресечения; об этом подозреваемому или обвиняемому должно быть объявлено при отобрании от него подписки о невыезде.

Статья 152. Личное поручительство.
Личное поручительство состоит в отобрании от лиц, заслуживающих доверия, письменного обязательства в том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку обвиняемого по вызову и обязуются при необходимости доставить его в органы дознания, досудебного следствия или в суд по первому об этом требованию. Число поручителей определяет следователь, но их не может быть меньше двух.
Поручитель ставится в известность о сущности дела, по которому избирается мера пресечения, а также предупреждается о том, что если обвиняемый, в отношении которого избрана данная мера пресечения, уклонится от следствия и суда, то на поручителя может быть наложено денежное взыскание в размере до двухсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
При отказе поручителя от взятого на себя обязательства личное поручительство заменяется иной мерой пресечения.
(В ред. 16.04.84, 20.11.96)

Статья 153. Порядок разрешения вопроса о денежном взыскании с поручителя в случае уклонения обвиняемого от явки в органы дознания или следствия.
Если обвиняемый уклонится от явки в органы дознания или досудебного следствия, лицо, производящее дознание, или следователь составляет об этом протокол и приобщает его к делу. Вопрос о денежном взыскании с поручителя разрешается судом в судебном заседании при рассмотрении дела или в другом судебном заседании. В судебное заседание вызывается поручитель.
(В ред. 16.04.84)

Статья 154. Поручительство общественной организации или трудового коллектива.
Поручительство общественной организации или трудового коллектива состоит в вынесении собранием общественной организации или трудового коллектива предприятия, учреждения, организации, колхоза, цеха, бригады постановления о том, что данная организация или трудовой коллектив ручается за надлежащее поведение и своевременную явку обвиняемого в орган дознания, к следователю и в суд.
Общественная организация или трудовой коллектив должны быть ознакомлены с характером обвинения, предъявленного лицу, которое передается на поруки.
(В ред. 16.04.84)

Статья 154-1. Залог.
Залог заключается во внесении на депозит органа досудебного расследования либо суда подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, другими физическими или юридическими лицами денег либо передаче им других материальных ценностей в целях обеспечения подобающего поведения, выполнения обязательства не отлучаться с постоянного места жительства или с места временного нахождения без разрешения следователя или суда, явки по вызову в орган расследования и суд лица, в отношении которого применена мера пресечения.
Размер залога устанавливается с учетом обстоятельств дела органом, применившим меру пресечения. Он не может быть меньше: в отношении лица, обвиняемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления — одной тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; в отношении лица, обвиняемого в совершении другого тяжкого преступления, или ранее судимого лица — пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; в отношении других лиц — пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Во всех случаях размер залога не может быть меньше размера гражданского иска, обоснованного достаточными доказательствами.
При внесении залога подозреваемому, обвиняемому, подсудимому разъясняются его обязанности и последствия их невыполнения, а залогодателю — в совершении какого преступления подозревается или обвиняется лицо, в отношении которого применена мера пресечения, и что в случае невыполнения им своих обязанностей залог будет обращен в доход государства.
Мера пресечения в виде залога в отношении лица, находящегося под стражей, до направления дела в суд может быть выбрана только с разрешения прокурора, давшего санкцию на арест, а после направления дела в суд — судом.
Залогодатель может отказаться от принятых на себя обязательств до возникновения оснований для обращения залога в доход государства. В этом случае он обеспечивает явку подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в орган расследования или суд для замены ему меры пресечения на другую. Залог возвращается, только после избрания новой меры пресечения.
Если подозреваемый, обвиняемый, подсудимый нарушили принятые на себя обязательства, залог обращается в доход государства. Вопрос об обращении залога в доход государства решается судом в судебном заседании при рассмотрении дела либо в другом судебном заседании. В судебное заседание вызывается залогодатель для дачи пояснений. Неявка без уважительных причин залогодателя в судебное заседание не препятствует рассмотрению вопроса об обращении залога в доход государства.
Вопрос о возвращении залога залогодателю решается судом при рассмотрении дела. Залог, внесенный подозреваемым, обвиняемым, подсудимым может быть обращен судом во исполнение приговора в части имущественных взысканий.
(Статьей 154-1 Кодекс дополнен 20.11.96)
(В ред. 12.07.2001)

Статья 155. Заключение под стражу.
Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше трех лет.
Местами предварительного заключения для содержания лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, являются следственные изоляторы. В отдельных случаях эти лица могут содержаться в местах содержания задержанных.
В местах содержания задержанных лица, заключенные под стражу, могут содержаться не более трех суток. Если доставка заключенных в следственный изолятор в этот срок невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, они могут содержаться в местах содержания задержанных до десяти суток.
Местами предварительного заключения для содержания военнослужащих, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, являются гауптвахты Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины либо следственные изоляторы. Эти лица находятся в следственном изоляторе или на гауптвахте Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины по решению следователя. В отдельных случаях военнослужащие могут находиться в местах содержания задержанных.
Если заключение под стражу в качестве меры пресечения избрано в отношении лица, совершившего преступление во время отбывания наказания в учреждении исполнения наказаний, такое лицо может находиться в дисциплинарном изоляторе либо в карцере учреждения исполнения наказаний.
Порядок предварительного заключения определяется Положением о предварительном заключении под стражу и настоящим Кодексом.
(В ред. 10.09.62, 30.08.71, 23.07.73, 14.10.74, 23.03.77, 16.04.84, 17.06.92, 26.01.93, 11.07.95, 24.03.98, 14.09.2000, 21.06.2001, 15.05.2003, 20.01,2005)

Статья 156. Сроки содержания под стражей.
Содержание под стражей во время досудебного расследования не должно продолжаться более двух месяцев.
В случаях, если в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, расследование дела закончить невозможно, а оснований для отмены или изменения меры пресечения на более мягкую нет, он может быть продлен:
1) до четырех месяцев — по представлению, согласованному с прокурором, осуществляющим надзор за соблюдением законов органами дознания и досудебного следствия, либо по представлению самого этого прокурора, судьей того суда, который вынес постановление о применении меры пресечения;
2) до девяти месяцев — по представлению, согласованному с заместителем Генерального прокурора Украины, прокурором Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя и приравненными к ним прокурорами, либо по представлению самого этого прокурора в делах о тяжких и особо тяжких преступлениях, судьей апелляционного суда;
3) до восемнадцати месяцев — по представлению, согласованному с Генеральным прокурором Украины, его заместителем либо по представлению самого этого прокурора в особенно сложных делах об особо тяжких преступлениях, судьей Верховного Суда Украины.
В каждом случае, когда расследование дела в полном объеме в сроки, указанные в частях первой или второй настоящей статьи, закончить невозможно, и при отсутствии оснований для изменения меры пресечения, прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов при проведении расследования по данному делу, вправе дать согласие на направление дела в суд в части доказанного обвинения. В этом случае дело в части не расследованных преступлений или эпизодов преступной деятельности с соблюдением требований статьи 26 настоящего Кодекса выделяется в отдельное производство и заканчивается в общем порядке.
Срок содержания под стражей исчисляется с момента заключения под стражу, а если заключению под стражу предшествовало задержание подозреваемого, — с момента задержания. В срок содержания под стражей включается время пребывания лица на стационарном экспертном обследовании в психиатрическом медицинском учреждении любого типа. В случае повторного заключения лица под стражу по тому же делу, а также по объединенному с ним или выделенному из него делу или в случае предъявления нового обвинения срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени содержания под стражей ранее.
Сроки содержания под стражей в ходе досудебного следствия заканчиваются в день поступления дела в суд. В случае отзыва дела из суда прокурором на основании статьи 232 настоящего Кодекса течение этих сроков возобновляется со дня поступления дела к прокурору.
Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, заключенному под стражу, и его защитнику не позднее месяца до истечения предельного срока содержания под стражей, установленного частью второй настоящей статьи.
Если материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику с нарушением месячного срока до истечения предельного срока содержания под стражей, установленного частью второй настоящей статьи, то после его окончания обвиняемый подлежит немедленному освобождению. При этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами дела.
Если материалы уголовного дела были предъявлены обвиняемому и его защитнику с соблюдением месячного срока до истечения предельного срока содержания под стражей, однако он оказался недостаточным для ознакомления с материалами дела, указанный срок может быть продлен судьей апелляционного суда по представлению следователя, согласованному с Генеральным прокурором Украины или его заместителем, либо по представлению этого прокурора или его заместителя. Если в деле принимают участие несколько обвиняемых, заключенных под стражу, и хотя бы одному из них срока, предусмотренного частью шестой настоящей статьи, оказалось недостаточно для ознакомления с материалами дела, то указанное представление может быть внесено в отношении того обвиняемого или тех обвиняемых, которые ознакомились с материалами дела, если не отпала необходимость в применении к нему или к ним заключения под стражу и отсутствуют основания для избрания другой меры пресечения.
При возвращении судом дела прокурору для дополнительного расследования срок содержания обвиняемого под стражей исчисляется с момента поступления дела прокурору и не может превышать двух месяцев. Дальнейшее продление указанного срока осуществляется с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд в порядке и в пределах, установленных частью второй настоящей статьи.
В случае истечения срока содержания под стражей в качестве меры пресечения, предусмотренного частями первой и второй настоящей статьи, если этот срок не продлен в установленном настоящим Кодексом порядке, орган дознания, следователь, прокурор обязан немедленно освободить лицо из-под стражи.
Начальник места предварительного заключения обязан немедленно освободить из-под стражи обвиняемого, в отношении которого постановление судьи о продлении срока содержания под стражей на день окончания сроков содержания под стражей, предусмотренных частями первой, второй и шестой настоящей статьи, не поступило. При этом он направляет уведомление лицу или органу, в производстве которых находится дело, и соответствующему прокурору, осуществляющему надзор за расследованием.
(В ред. 21.06.2001, 03.04.2003)

Статья 157. Исключена.
21.06.2001

Статья 158. Исполнение постановления о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу.
Постановление о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется органом, избравшим меру пресечения. В необходимых случаях орган, избравший меру пресечения, вправе поручить исполнение постановления органам внутренних дел. Один экземпляр постановления судьи или определения суда направляется вместе с арестованным в соответствующее место предварительного заключения для исполнения.
(В ред. 16.04.84, 21.06.2001)

Статья 159. Меры попечения о несовершеннолетних детях арестованного.
Если у лица, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, имеются несовершеннолетние дети, остающиеся без надзора, следователь обязан немедленно внести по этому поводу представление в службу по,делам детей для принятия необходимых мер к передаче указанных несовершеннолетних на попечение родственников или устройству их в детские учреждения.
О принятых мерах следователь письменно уведомляет прокурора, а также арестованное лицо и копию письма приобщает к делу.
(В ред. 30.08.71,12.07.2001, 07.02.2007)

Статья 160. Меры по охране имущества заключенного.
При заключении подозреваемого или обвиняемого следователь обязан принять меры к охране имущества и жилища заключенного, если имущество и жилище остаются без присмотра.

Статья 161. Уведомление о заключении обвиняемого под стражу.
Об аресте подозреваемого или обвиняемого и его месте пребывания следователь обязан известить его супруга (супругу) или иного родственника, а также сообщить по месту его работы.
Если обвиняемый является иностранным гражданином, то постановление об аресте направляется в Министерство иностранных дел Украины.
(В ред. 16.04.84)

Статья 162. Свидание с арестованным.
Свидание родственников или других лиц с арестованным может разрешить лицо или орган, в производстве которого находится дело. Продолжительность свидания устанавливается от одного до четырех часов. Свидание может быть разрешено, как правило, не более одного раза в месяц.
(В ред. 30.08.71, 06.02.2003)

Статья 163. Наблюдение командования воинской части.
Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Украины, для того, чтобы обеспечить надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда. Командование воинской части уведомляется о существе дела, по которому избрана данная мера пресечения.
Об установлении наблюдения командование воинской части в письменной форме уведомляет орган, избравший эту меру пресечения.
(В ред. 16.04.84, 15.12.92)

Статья 164. Исключена.
30.08.71

Статья 165. Общие положения о порядке применения, отмены и изменения меры пресечения.
Мера пресечения в виде заключения под стражу применяется лишь по мотивированному постановлению судьи или определению суда. Иные меры пресечения применяются по постановлению органа дознания, следователя, прокурора, судьи или по определению суда.
Замена одной меры пресечения другой или ее отмена осуществляется органом дознания, следователем, прокурором, судьей или судом с соблюдением требований, предусмотренных частью первой настоящей статьи.
В случае прекращения дела, окончания срока содержания под стражей, если этот срок не продлен в установленном законом порядке, и в других случаях освобождение лица из-под стражи на стадии досудебного расследования производится на основании постановления органа дознания или следователя, производящих досудебное расследование по делу, либо прокурора, о чем они немедленно уведомляют суд, избравший эту меру пресечения. Освобождение из-под стражи в уголовных делах, находящихся в судебном производстве, осуществляется лишь по решению судьи или суда.
Мера пресечения отменяется или изменяется, если отпадет необходимость в мере пресечения или в ранее избранной мере пресечения.
Мера пресечения, кроме заключения лица под стражу, избранная прокурором, может быть отменена или изменена следователем и органом дознания лишь с согласия прокурора.
(В ред. 21.06.2001, 20.01.2005)

Статья 165-1. Постановление (определение) о применении, отмене или изменении меры пресечения.
О применении, отмене или изменении меры пресечения орган дознания, следователь, прокурор, судья выносят постановление, а суд — определение.
В постановлении (определении) о применении или изменении меры пресечения указываются фамилия, имя и отчество, возраст, место рождения лица, в отношении которого применяется или изменяется мера пресечения, совершенное им преступление, соответствующая статья Уголовного кодекса Украины, избранная мера пресечения и основания ее избрания или изменения, а также указывается лицо или орган, обязанный осуществлять контроль за исполнением постановления (определения). В постановлении (определении) об отмене меры пресечения должны быть указаны основания для ее отмены.
Постановление или определение немедленно оглашаются под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено. Одновременно лицу разъясняются порядок и сроки обжалования постановления или определения.
При оглашении постановления об избрании мер пресечения, не связанных с содержанием под стражей, лицу под расписку должно быть разъяснено, в чем состоит избранная мера пресечения, обязанности, возлагаемые на него в связи с ее применением. Лицо также предупреждается, что в случае нарушения возложенных на него обязанностей и его ненадлежащего поведения к нему может быть применена более строгая мера пресечения.
(Статьей 165-1 Кодекс дополнен 21.06.2001)

Статья 165-2. Порядок избрания меры пресечения.
В стадии досудебного расследования дела меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей, избирает орган дознания, следователь, прокурор.
Если орган дознания, следователь полагает, что есть основания для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, он с согласия прокурора вносит представление в суд. Такое же представление вправе внести прокурор. При решении этого вопроса прокурор обязан ознакомиться со всеми материалами, которые дают основания для заключения под стражу, проверить законность получения доказательств, их достаточность для обвинения.
Представление должно быть рассмотрено в течение семидесяти двух часов с момента задержания подозреваемого или обвиняемого.
Если в представлении ставится вопрос о заключении под стражу лица, пребывающего на свободе, судья вправе своим постановлением дать разрешение на задержание подозреваемого, обвиняемого и доставление его в суд под стражей. Задержание в этом случае не может продолжаться более семидесяти двух часов, а в случае, когда лицо находится за пределами населенного пункта, в котором действует суд, — не более сорока восьми часов с момента доставления задержанного в этот населенный пункт.
После получения представления судья изучает материалы уголовного дела, представленные органами дознания, следователем, прокурором, допрашивает подозреваемого или обвиняемого, а при необходимости получает пояснения у лица, в производстве которого находится дело, выслушивает мнение прокурора, защитника, если он явился, и выносит постановление:
1) об отказе в избрании меры пресечения, если для ее избрания нет оснований;
2) об избрании подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу.
Отказав в избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, суд вправе избрать подозреваемому, обвиняемому меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей.
На постановление судьи в апелляционный суд прокурором, подозреваемым, обвиняемым, его защитником или законным представителем в течение трех суток со дня его вынесения может быть подана апелляция. Подача апелляции не приостанавливает исполнения постановления судьи.
Если для избрания задержанному меры пресечения необходимо дополнительно изучить данные о личности задержанного или выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по этому вопросу, то судья вправе продлить задержание до десяти, а по ходатайству подозреваемого, обвиняемого — до пятнадцати суток, о чем выносится постановление. В случае, когда такая необходимость возникнет при решении этого вопроса относительно лица, которое не задерживалось, судья вправе отложить его рассмотрение на срок до десяти суток и применить меры, позволяющие обеспечить на этот срок его надлежащее поведение или своим постановлением задержать подозреваемого, обвиняемого на этот срок.
(Статьей 165-2 Кодекс дополнен 21.06.2001)

Статья 165-3. Порядок продления сроков содержания под стражей.
При отсутствии оснований для изменения меры пресечения или в случае невозможности окончания расследования дела в части доказанного обвинения, следователь с согласия соответствующего прокурора или прокурор обращается в суд с представлением о продлении срока содержания под стражей. В представлении указываются причины, в связи с которыми необходимо продлить срок, обстоятельства и факты, которые должны быть исследованы, доказательства, подтверждающие, что преступление совершено лицом, которое содержится под стражей, и обоснование необходимости сохранения этой меры пресечения.
Представление о продлении срока содержания лица под стражей должно быть подано в суд:
1) при продлении срока содержания под стражей до четырех месяцев — не позднее, чем за пять суток до окончания срока содержания лица под стражей;
2) при продлении срока содержания под стражей до девяти месяцев — не позднее пятнадцати суток до окончания срока содержания под стражей;
3) при продлении срока содержания под стражей до восемнадцати месяцев — не позднее двадцати суток до окончания срока содержания под стражей;
4) при продлении срока содержания под стражей для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела — не позднее 5 суток до окончания предельного срока содержания под стражей.
Получив представление, судья изучает материалы уголовного дела, при необходимости опрашивает обвиняемого, лицо, в производстве которого находится дело, выслушивает мнение прокурора, защитника, если он явился, после чего в зависимости от наличия к тому оснований выносит постановление о продлении срока содержания под стражей, за исключением случая, предусмотренного частью седьмой статьи 156 настоящего Кодекса, или отказывает в его продлении.
На постановление судьи в апелляционный суд прокурором, подозреваемым, обвиняемым, его защитником или законным представителем в течение трех суток со дня его вынесения может быть подана апелляция. Подача апелляции не приостанавливает исполнения постановления судьи. Постановления судьи Апелляционного и Верховного Суда Украины обжалованию не подлежат, на них не может быть внесено представление прокурора.
(Статьей 1653 Кодекс дополнен 21.06.2001)
(В ред. 03.04.2003)

7.3. Меры пресечения в уголовном судопроизводстве

Целью применения мер пресечения является предупреждение попыток обвиняемого, подозреваемого:

а) скрыться от органов предварительного расследования и суда;

Отредактировал и опубликовал на сайте ? PRESSI ( HERSON )

б) воспрепятствовать установлению ими объективной истины по уголовному делу;

в) продолжать преступную деятельность;

г) воспрепятствовать исполнению обвинительного приговора.

Меры пресечения составляют особую группу в системе мер уголовно-процессуального принуждения, потому что: 1)

они применяются только к подозреваемому и обвиняемому; 2)

специфичны цели их применения, заключающиеся в пресечении действий (бездействия), препятствующих нормальному, обычному, поступательному производству по уголовному делу; 3)

они обладают особыми, предусмотренными угшовно-процессуальным законом условиями, основаниями и уголовно-процессуальным порядком их применения; 4)

они имеют личный характер, т.е. ограничивают личные права, свободы и законные интересы обвиняемого или подозреваемого.

К мерам пресечения действующий уголовно-процессуальный закон (ст. 98 УПК РФ) относит: 1)

подписку о невыезде и надлежащем поведении; 2)

личное поручительство; 3)

наблюдение командования воинской части; 4)

присмотр за несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым; 5)

домашний арест; 7)

заключение под стражу.

Настоящие меры уголовно-процессуального пресечения классифицируются в теории уголовного процесса по различным основаниям.

В зависимости от распространенности действия мер пресечения они подразделяются на общие и специальные.

К общим мерам пресечения относятся:

а) подписка о невыезде;

б) личное поручительство;

в) домашний арест;

д) заключение под стражу.

Специальными мерами пресечения считаются:

а) наблюдение командования воинской части, применяемое только к военнослужащим или лицам, проходящим военные сборы;

б) присмотр за поведением несовершеннолетних лиц (в возрасте до 18 лет) гражданами и должностными лицами, указанными в уго- ловно-процессуальном законодательстве.

В зависимости от места нахождения (содержания) обвиняемого, подозреваемого при применении мер пресечения выделяют меры

пресечения, связанные с помещением этих лиц в специальные учреждения, и меры пресечения, не связанные с помещением их в специальные учреждения.

В первой группе мер пресечения находится лишь заключение под стражу.

Вторую группу мер пресечения составляют:

а) подписка о невыезде и надлежащем поведении;

б) личное поручительство;

в) наблюдение командования воинской части;

г) домашний арест;

д) отдача несовершеннолетнего под присмотр;

По степени нарастания строгости правоограничений меры пресечения можно подразделить на следующие подгруппы:

а) подписка о невыезде и надлежащем поведении;

б) личное поручительство;

в) наблюдение командования воинской части;

г) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

е) домашний арест;

ж) заключение под стражу94.

По общему правилу, меры пресечения применяются по возбужденному уголовному делу государственным органом или должностным лицом, в производстве которого оно находится, и лишь в отношении обвиняемых, т.е. лиц, в отношении которых вынесены постановление о привлечении их в качестве обвиняемого или обвинительный акт.

В отношении подозреваемых меры пресечения должны избираться в исключительных случаях тогда, когда привлечение их в качестве обвиняемых зависит от результатов проверки данных ими объяснений или показаний.

При этом обвинение (ознакомление с уголовно-процессуальным документом, в котором сформулировано обвинение) должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения государственным органом или должностным лицом меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания.

Данное положение является общим правилом, из которого имеется исключение.

Исключением является подозрение государственных органов или должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, в отношении определенного гражданина (иностранного гражданина, лица без гражданства) в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных:

а) ст. 205 УК РФ (террористический акт);

б) ст. 205.1 УК РФ (вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению);

в) ст. 206 УК РФ (захват заложников);

г) ст. 208 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем);

д) ст. 209 УК РФ (бандитизм);

е) ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля);

ж) ст. 278 УК РФ (насильственный захват власти или насильственное удержание власти);

з) ст. 279 УК РФ (вооруженный мятеж);

и) ст. 281 УК РФ (диверсия);

к) ст. 360 УК РФ (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой).

В этом случае уголовно-процессуальный закон допускает предъявление обвинения не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания.

При непредъявлении подозреваемому обвинения в указанные сроки мера пресечения отменяется немедленно.

В уголовно-процессуальном законе предусмотрены как общие основания применения мер пресечения, так и специфические условия, характерные для применения отдельных видов мер пресечения.

Общие основания избрания и применения мер пресечения сформулированы в ст. 97 УПК РФ.

Дознаватель, следователь и суд вправе избрать подозреваемому или обвиняемому одну из мер пресечения, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, при наличии достаточных данных (оснований) полагать, что они:

а) скроются от дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства;

б) могут продолжать заниматься преступной деятельностью;

в) могут угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера пресечения может быть также избрана для обеспечения исполнения обвинительного приговора.

Цели применения мер пресечения — обстоятельства будущего.

Они могут быть установлены лишь с той или иной степенью вероятности, т.е. прогностически (предположительно).

Тем не менее предположительный вывод о возможности наступления указанных в законе негативных последствий для уголовного судопроизводства должен базироваться на конкретных, достоверных фактических данных, а не на «голых», необоснованных догадках или ничем не подтверждаемом субъективном мнении должностных лиц, применяющих меры пресечения.

При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения к лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, должны быть учтены также:

а) тяжесть совершенного преступления;

б) данные, характеризующие личность подозреваемого или обвиняемого: возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий подозреваемого или обвиняемого;

в) другие обстоятельства, имеющие отношение к разрешению вопроса о применении меры пресечения (ст. 99 УПК РФ).

Перечисленные обстоятельства играют роль объективных и субъективных факторов, индивидуализирующих возможность применения различных видов мер пресечения.

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь или судья выносят мотивированное постановление, а суд в качестве коллегиального органа — определение.

В этих документах отражаются данные о преступлении, в котором подозревается или обвиняется лицо, основания для избрания этой меры пресечения и учтенные при принятии решения соответствующие объективные обстоятельства и субъективные характеристики личности.

Как и любое другое постановление, оно состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе.

Одновременно лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный уголовно-процессуальным законом (ст. 123—127 УПК РФ).

Кроме того, при применении мер пресечения в зависимости от их вида в соответствии с требованиями уголовно-процессуального зако- на дополнительно к постановлению об избрании меры пресечения составляются подписки, письменные обязательства или протоколы.

Мера пресечения в отношении конкретного подозреваемого, обвиняемого отменяется тогда, когда в ее применении отпадает необходимость.

Она изменяется на более строгую или более мягкую в сравнении с ранее избранной мерой пресечения тогда, когда изменяются:

а) основания ее применения (ст. 97 УПК РФ);

б) фактические обстоятельства, учитываемые при избрании меры пресечения (например, возникновение природных или техногенных катастроф, кончина одного из совершеннолетних членов семьи, увеличение количества иждивенцев и т.п.).

Отмена или изменение меры пресечения производится по мотивированному постановлению дознавателя, следователя или судьи либо по определению суда.

Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц (ст. 110 УПК РФ).

Специфические условия избрания мер пресечения обусловлены сущностью, характером и содержанием конкретных видов мер пресечения, которые будут рассмотрены ниже.

Подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ) — принятие лично подозреваемым или обвиняемым письменного обязательства: 1)

не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; 2)

являться в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя и в суд; 3)

иным путем (способами, средствами) не препятствовать производству по уголовному делу.

Думается, что данное обязательство должно содержать также обязанности этих лиц по:

а) соблюдению условий избранной меры пресечения (по надлежащему правомерному поведению), если она не связана с помещением лица в специализированное учреждение;

б) сообщению о перемене места жительства.

Личное поручительство (ст. 103 УПК РФ) — принятие на себя заслуживающим доверия лицом письменного обязательства о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязанностей, предусмотренных п. 2, 3 ст. 102 УПК РФ95.

Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия обвиняемого, в отношении которого дается поручительство.

Поручителю разъясняются существо подозрения или обвинения, а также обязанности и ответственность поручителя, связанные с выполнением принятых на себя обязательств.

Поручители должны иметь в виду, что в случае невыполнения ими соответствующих обязанностей они могут быть подвергнуты денежному взысканию в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда, т.е. в размере до 10 ООО руб., в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ.

Представляется, что законодателю следовало бы сформулировать четкие требования, предъявляемые к личности поручителя, так как понятие «заслуживающий доверия» носит слишком расплывчатый и неопределенный характер и дает слишком большой простор усмотрению должностных лиц, избирающих меру пресечения.

В частности, вряд ли можно допускать в уголовное судопроизводство в качестве поручителей лиц:

а) имеющих судимость;

б) не имеющих постоянного места жительства;

в) состоящих на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах;

г) не достигших совершеннолетия;

д) имеющих иностранное гражданство или подданство в отношении российских граждан, если они не являются их родственниками, и т.п.

Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ) —

принятие командованием соответствующего воинского подразделения мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, к подозреваемому или обвиняемому, являющимися военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы, для того, чтобы обеспечить выполнение этими лицами обязанностей (обязательств), предусмотренных п. 2 и 3 ст. 102 УПК РФ.

Избрание рассматриваемой меры пресечения допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.

При отсутствии такого согласия к этим лицам применяются общие правила избрания мер пресечения, за исключением применения рассматриваемой меры пресечения.

Постановление об избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части направляется соответствующему командованию, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.

Командование воинской части обязано немедленно сообщать в государственный орган или должностному лицу, избравшему эту меру пресечения, обо всех случаях совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения.

Присмотр за несовершеннолетними подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ) — принятие на себя родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия физическими лицами, должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний, письменного обязательства о том, что они обеспечат надлежащее поведение несовершеннолетнего в соответствии с требованиями ст. 102 УПК РФ.

При избрании данной меры пресечения к подозреваемому или обвиняемому (по всей вероятности, и к подсудимому, ибо уголовно- процессуальный закон указывает на суд) дознаватель, следователь или суд разъясняют перечисленным лицам (поручителям) существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.

В случае невыполнения этими лицами принятого на себя обязательства на них может быть наложено денежное взыскание в размере до 10 тысяч рублей в порядке, установленном ст. 118 УПК РФ.

Залог (ст. 106 УПК РФ) — внесение подозреваемым или обвиняемым либо другими физическими или юридическими лицами на депозитный счет государственного органа, избравшего данную меру пресечения, денежных средств, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения:

а) явки к дознавателю, следователю или в суд подозреваемого, обвиняемого или подсудимого;

б) надлежащего поведения этих лиц;

в) предупреждения совершения ими новых преступлений.

Вид и размер залога определяются государственным органом или должностным лицом, избравшим данную меру пресечения, с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого, обвиняемого или подсудимого и имущественного положения залогодателя.

Залог в качестве меры пресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ. Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

Если внесение залога применяется вместо ранее избранных мер пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый, обвиняемый остаются под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда залога, который был определен судом, избравшим эту меру пресечения.

О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

Если залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым, обвиняемым, то ему разъясняется существо подозрения или обвинения, в связи с которыми избирается данная мера пресечения, а также связанные с ней обязательства и последствия их невыполнения или нарушения.

В случае невыполнения или нарушения подозреваемым или обвиняемым обязательств, связанных с внесенным за них залогом, залог в виде денежных средств, ценных бумаг или иных ценностей обращается в доход государства по судебному решению, которое принимается в соответствии со ст. 118 УПК РФ.

Невыполнение или нарушение этими лицами принятых на себя обязательств фиксируется в протоколе, составляемом следователем или дознавателем.

В остальных случаях суд при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела решает вопрос о возвращении соответствующего залога физическим или юридическим лицам — залогодателям.

При прекращении уголовного дела следователем или дознавателем залог возвращается залогодателю, о чем указывается обязательно в постановлении о прекращении уголовного дела.

Домашний арест (ст. 107 УПК РФ) — наложение правоограничений на подозреваемого, обвиняемого, связанных со свободой их передвижения, и запретов им:

а) общаться с определенными лицами;

б) получать и отправлять корреспонденцию;

в) вести переговоры с использованием любых средств современной связи.

Думается, что перечисленные ограничения и запреты носят исчерпывающий характер, что не позволяет толковать их расширительно.

В то же время суд вправе в своем решении об избрании данной меры пресечения указать на применение нескольких запретов.

Домашний арест избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда при наличии оснований и в порядке, которые установлены ст. 108 УПК РФ для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, с учетом их возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств.

В постановлении судьи или определении суда об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения указываются конкретные правоограничения, которым подвергаются подозреваемый или обвиняемый, а также указывается орган или должностное лицо, на которое возлагается осуществление надзора за их соблюдением.

Настоящая мера пресечения с трудом внедряется в практику государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство.

В частности, она была избрана в первой половине 2004 г. в отношении лишь 358 обвиняемых.

В связи с грядущими изменениями уголовного законодательства и обсуждением вопроса о внедрении в правоохранительную сферу электронных наручников (браслетов) следует ожидать серьезных изменений в применении к подозреваемому, обвиняемому мер пре-‘ сечения, не связанных с помещением в специализированное учреж- / : дение96.

Заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ) — ограничение личной свободы подозреваемого или обвиняемого с помещением их в специальное учреждение, именуемое следственным изолятором (СИ, СИЗО).

Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется только по судебному решению в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.

При избрании данной меры пресечения в постановлении судьи должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, на основании которых он принял такое решение.

Разумеется, соответствующие данные должны быть представлены прежде всего стороной обвинения.

В исключительных случаях по делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, указанная мера пресечения может быть применена к совершеннолетним подозреваемому или обвиняемому при наличии одного из следующих обстоятельств: 1)

они не имеют постоянного места жительства на территории Российской Федерации; 2)

не установлены их личности; 3)

они нарушили ранее избранную меру пресечения, не связанную с помещением в специализированное учреждение;

4) они скрылись от органов предварительного расследования, а обвиняемый или подсудимый — от суда.

Перечень этих обстоятельств является исчерпывающим (закрытым).

В связи с этим следует считать правомерным вывод о том, что при отсутствии указанных обстоятельств законодатель запрещает (не допускает, не разрешает) применять в качестве меры пресечения заключение под стражу в отношении лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления небольшой тяжести.

К несовершеннолетнему лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, заключение под стражу может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена к несовершеннолетнему лицу, подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления средней тяжести.

Из рассматриваемого положения следует, что к несовершеннолетним лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления небольшой тяжести, вообще недопустимо применять меру пресечения в виде заключения под стражу даже при наличии оснований, указанных в п. 1—4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ.

Между тем законодатель не раскрыл понятие «исключительных случаев» применения данной меры пресечения к несовершеннолетним лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений средней тяжести.

Думается, что в этом случае правоприменителю необходимо ориентироваться на обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 108 УПК РФ, используя аналогию уголовно-процессуального закона.

При этом возможно рассматривать обстоятельства, указанные в п. 1—4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ, в качестве примерного перечня, т.е. допустимо их расширительное толкование.

Например, исключительным случаем можно считать совершение несовершеннолетним в процессе предварительного расследования или судебного разбирательства уголовного дела нового преступления, независимо от степени его тяжести (общественной опасности).

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу путем составления постановления.

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания необходимости избрания этой меры пресечения и сведения о невозможности применения иной, менее строгой, меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие законность и обоснованность ходатайства.

В частности, к ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу надлежит прилагать копии постановления о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого, протокола задержания, допроса подозреваемого или обвиняемого, иные документы, указывающие на необходимость избрания данной меры пресечения.

При отсутствии защитника в судебном заседании в представленных документах должен находиться письменный отказ подозреваемого или обвиняемого от защитника97.

Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее, чем за 8 часов до истечения предельного срока задержания (до истечения 48 часов).

При этом лицо, подозреваемое в совершении преступления, обязательно доставляется в судебное заседание.

При недоставлении подозреваемого в судебное учреждение судья принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении его под стражу, если истек 48-часовой срок задержания98.

Разумеется, с представленными документами обязательно должны быть ознакомлены представители стороны защиты.

Постановление о возбуждении ходатайства перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежат рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего звена (гарнизонного военного суда).

Ходатайство рассматривается судьей суда по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.

В рассмотрении ходатайства принимают участие подозреваемый или обвиняемый, прокурор и защитник, если он участвует в уголовном деле.

В судебном заседании вправе также участвовать следователь, дознаватель и законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.

Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания, не является пре- пятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением неявки обвиняемого.

Принятие решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления его в международный розыск.

Данное положение свидетельствует о том, что уголовно-процессуальный закон запретил практически заочное рассмотрение ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Тем не менее, из данного положения трудно усвоить, каким образом действовать без нарушения уголовно-процессуального закона в отношении лица, находящегося в федеральном розыске.

Думается, что в данном случае также должен действовать заочный порядок заключения под стражу99.

Наконец, справедливость такого подхода к правовому регулированию заключения под стражу осознали руководители Генеральной прокуратуры Российской Федерации100.

В начале судебного заседания судья открывает заседание, объявляет о подлежащем рассмотрению ходатайстве, разъясняет участникам уголовного процесса их права и обязанности, разрешает заявленные ходатайства.

Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство о заключении лица под стражу, обосновывают необходимость принятия данного решения, после чего заслушиваются мнения по данному вопросу других явившихся в судебное заседание участников уголовного процесса101.

Судья по результатам обсуждения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и суждений против принятия этого решения выносит одно из следующих решений: 1)

об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу; 2)

об отказе в удовлетворении ходатайства стороны обвинения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; 3)

о продлении срока задержания подозреваемого.

Принятие последнего решения допускается при условии признания судом задержания подозреваемого законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления стороной дополни- тельных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

В постановлении о продлении срока задержания подозреваемого судья должен указать дату и время, до наступления которых продлеваются срок задержания и представление дополнительных доказательств.

При непоступлении в установленный срок дополнительных доказательств судья проводит повторное заседание и принимает решение на основе ранее представленных доказательств102.

При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе при наличии указанных в законе условий, оснований и обстоятельств, предусмотренных ст. 97, 99, 106 и 107 УПК РФ, применить к ним меру пресечения в виде:

б) домашнего ареста.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (следователю, дознавателю), прокурору, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.

Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица, по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении (обнаружении, установлении) новых обстоятельств, обосновывающих необходимость применения к данному лицу этой меры пресечения.

Если вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу возникает в судебном разбирательстве, то решение по этому вопросу принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем он выносит постановление или определение.

Постановления судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или об отказе в удовлетворении ходатайства об этом могут быть обжалованы в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток со дня их вынесения.

Суд кассационной инстанции принимает соответствующее решение не позднее чем через трое суток со дня поступления к нему жалобы или представления. Решение суда кассационной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит немедленному исполнению.

Решение данного суда может быть обжаловано в порядке судебного надзора по правилам, установленным главой 48 УПК РФ.

Должностное лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет кого-либо из близких родственников подозреваемого, обвиняемого, а при их отсутствии — других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего — также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.

Закон не допускает возложение уголовно-процессуальных полномочий, предусмотренных ст. 108 УПК РФ, на одного и того же судью на постоянной основе.

Эти полномочия распределяются между судьями соответствующего суда согласно принципам распределения уголовных дел для их рассмотрения по существу.

На обвиняемого, содержащегося под стражей, распространяются требования ст. 95 УПК РФ, т.е. требования, связанные с порядком общения обвиняемого с сотрудником органа дознания, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Одним из важных и принципиальных институтов уголовно- процессуального законодательства являются нормы, регулирующие продление срока содержания обвиняемого под стражей.

В соответствии со ст. 109 УПК РФ содержание обвиняемого под стражей при предварительном расследовании преступлений не может продолжаться, по общему правилу, более двух месяцев.

Данное положение соответствует требованию ст. 162 УПК РФ, в соответствии с которым предварительное следствие должно быть завершено в течение двух месяцев.

Сроки предварительного следствия по уголовному делу и, следовательно, содержания обвиняемого под стражей подлежат продлению в соответствии с правилами, установленными уголовно- процессуальным законом.

Буквальное толкование содержания ст. 109 УПК РФ свидетельствует о том, что законодатель предусмотрел три уровня и порядка продления сроков содержания под стражей.

Первый уровень предполагает продление срока содержания обвиняемого под стражей до шести месяцев судьей районного или гарнизонного военного суда в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК РФ. Оно допускается в случаях невозможности окончания предварительного следствия в срок до двух месяцев и при отсутствии осно- ваний для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу.

Этот уровень предполагает содержание под стражей лиц, обвиняемых в совершении преступлений небольшой или средней тяжести.

Ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей направляется в суд с согласия руководителя следственного органа, а ходатайство дознавателя — с согласия прокурора, надзирающего за соблюдением законов органами дознания.

Второй уровень допускает продление срока содержания обвиняемого под стражей до 12 месяцев: 1)

по ходатайству следователя, внесенному в указанный выше суд с согласия:

а) руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации;

б) иного приравненного к нему руководителя следственного органа; 2)

по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК РФ, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора.

Это продление срока содержания обвиняемого под стражей возможно:

а) только в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений;

б) лишь в случаях особой сложности уголовного дела;

в) при наличии оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Третий уровень позволяет продлевать срок содержания обвиняемого под стражей до 18 месяцев судьей суда областного звена или окружного (флотского) военного суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью:

а) председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

б) либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем органе исполнительной власти).

Это продление срока содержания обвиняемого под стражей до- . пускается:

а) в исключительных случаях, связанных с особой сложностью уголовного дела (наличием в нем многих преступных эпизодов или большим количеством обвиняемых и т.п.);

б) только в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, т.е. преступлений, за совершение которых предусмотрено максимальное наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое наказание.

Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей не допускается, и он подлежит немедленному освобождению.

Данное положение обладает значительным положительным потенциалом, на котором отечественному законодателю следовало бы, по нашему мнению, остановиться.

Однако это позитивное (положительное) положение дезавуировано законодателем последующими правилами ст. 109 УПК РФ, заключающимися в следующем.

Материалы оконченного предварительным следствием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока нахождения под стражей, определенного уголовно-процессуальным законом в зависимости от степени тяжести преступления в 6, 12 или 18 месяцев.

Если после окончания предварительного следствия материалы уголовного дела были предъявлены для ознакомления обвиняемому и его защитнику позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания обвиняемого под стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению.

При этом за обвиняемым и его защитником сохраняется право на ознакомление с материалами уголовного дела.

В случае, если после окончания предварительного следствия 30- суточный срок предъявления материалов уголовного дела обвиняемому и его защитнику для ознакомления соблюден, но этот срок для ознакомления им с материалами дела оказался недостаточным, то следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее, чем за семь суток до истечения предельного срока содержания обвиняемого под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судьей суда областного звена или окружного (флотского) военного суда.

Если в производстве по уголовному делу участвуют несколько обвиняемых, содержащихся под стражей, и хотя бы одному из них 30 суток оказалось недостаточно для ознакомления с материалами уголовного дела, то следователь вправе возбудить ходатайство о продлении срока содержания под стражей в отношении того обвиняемого или тех обвиняемых, которые ознакомились с материалами уголовного дела, если не отпала необходимость в применении к нему или к ним меры пресечения в виде заключения под стражу и отсутствуют основания для избрания иной меры пресечения.

Судья суда областного звена или окружного (флотского) военного суда не позднее, чем через пять суток со дня получения ходатай-

ства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей принимает в порядке, предусмотренном ч. 4, 8 и 11 ст. 108 УПК РФ, одно из следующих решений: 1)

о продлении срока содержания обвиняемого (или обвиняемых) под стражей до момента окончания ознакомления его (или их) и защитника (или защитников) с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд, за исключением случая несвоевременного предъявления обвиняемому и его защитнику материалов уголовного дела для ознакомления; 2)

об отказе в удовлетворении ходатайства следователя о продлении срока содержания под стражей и освобождении обвиняемого (или обвиняемых) из-под стражи103.

Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд.

Уголовно-процессуальный закон требует, чтобы в срок содержания обвиняемого под стражей, который имеет уголовно-правовое значение, включалось также время: 1)

на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого в порядке ст. 91 и 100 УПК РФ; 2)

нахождения подозреваемого или обвиняемого под домашним арестом в качестве меры пресечения; 3)

принудительного нахождения подозреваемого или обвиняемого в судебно-медицинском или судебно-психиатрическом стационаре по решению суда; 4)

содержания лица под стражей на территории иностранного государства в связи с запросом Российской Федерации об оказании правовой помощи или о выдаче его России в порядке экстрадиции (ст. 13 УК РФ и ст. 460 УПК РФ).

В последнем случае по истечении предельного срока содержания лица под стражей на территории иностранного государства и при необходимости производства предварительного расследования на отечественной территории суд вправе продлить срок содержания лица под стражей в порядке, установленном ст. 109 УПК РФ, но не более чем на шесть месяцев.

В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, ранее проведенного ими под стражей.

Рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев нахождения обвиняемого на стационарной су- дебно-психиатрической экспертизе и наличия иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами.

«Иными обстоятельствами» могут быть болезнь обвиняемого, стихийное бедствие, плохие метеоусловия для доставления в суд обвиняемого, карантин в месте содержания под стражей и т.п.104

При этом участие в судебном заседании защитника прав, свобод и законных интересов этого обвиняемого обязательно.

В перечисленных случаях судья выносит постановление о рассмотрении ходатайства следователя о продлении срока содержания под стражей в отсутствие обвиняемого с указанием на причины, по которым присутствие обвиняемого в суде (в судебном заседании) невозможно105.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.