Защита авторских прав регулируется нормами гк рф частью

Защита авторских прав регулируется нормами гк рф частью

Исследуя любой вопрос современной юриспруденции, принято начинать с конституционных положений, касающихся этого вопроса – закреплено ли подобное право или обязанность в основном законе, является ли явление или факт охраняемым и гарантированным Конституцией. Будучи основным законом страны, Конституция, так или иначе, содержит упоминания всех прав и свобод человека, и право авторства не исключение.

Понятие авторского права напрямую в Основном законе не упоминается. Однако некоторым (вольным) упоминанием об авторском праве можно расценить норму, гарантирующую творческую деятельность и интеллектуальную собственность (ч.1 ст.44 Конституции): каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Каким законом? Санкции за нарушение авторского права содержатся в нескольких нормативных актах, прежде всего, отметим кодифицированные нормативные акты: Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РСФРС 1964 г. в части IV , а также специальный закон — Закон РФ от 9 июля 1993 г. №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон). Все эти документы, а также масса иных разноуровневых нормативных актов составляют правовой базис правоотношений, возникающих по поводу авторского права.

Отметим, что дискуссионным является вопрос об отнесении к источникам авторского права норм Гражданского кодекса РФ, поскольку напрямую кодекс не регулирует авторских прав, или каким-либо иным образом регламентирует права на произведения. Однако, нормы многих институтов гражданского права применимы к авторским правоотношениям. В частности ГК РФ определяет, с какого возраста гражданин может осуществлять права автора; в какую очередь осуществляются выплаты по авторским договорам; относит право на авторство к нематериальным благам. Таким образом, отдельные нормы ГК РФ на наш взгляд являются источником авторского права.

Центральное место среди источников авторского права – занимает Закон «Об авторском праве и смежных правах». Закон, как это следует из ст.1, регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). В настоящее время Закон действует в редакции от 19 июля 1995г., с изменениями и дополнениями от 20 июля 2004 г., при этом часть нововведений вступила в юридическую силу сравнительно недавно — с 1 сентября 2006г. [1] Нововведения, как подчеркивают эксперты, направлены на дальнейшую унификацию законодательства в области интеллектуальной собственности и приведение отдельных его положений в соответствие с Конституцией РФ и иными, принятыми позднее нормативными правовыми актами и международными договорами (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Бернская Конвенция) [2] .

Заметим, что российский закон «Об авторском праве» не является оригинальной разработкой лиц, входивших в рабочую группу по подготовке проекта Закона. Как отмечает А.П.Сергеев, по своей структуре, содержанию большинства норм, конкретным формулировкам и объему российский закон процентов на девяносто совпадает с Типовым законом ВОИС об авторском праве и смежных правах – то есть национальный законодатель воспользовался результатом работы известных специалистов в авторском праве из различных стран мира, разработавших весьма квалифицированный акт с учетом опыта правового регулирования авторских отношений в странах Европы и Америки, а также требований действовавших на тот момент международных конвенций по авторском управу. Поэтому то обстоятельство, что в основу российского авторского законодательства, как и аналогичных законов десятков других стран, был положен Типовой закон ВОИС, послужило известным залогом высокого уровня Закона.

Однако как показала практика применения Закона на протяжении более десяти лет, копирование Типового закона ВОИС без должной адаптации его к российской юридической традиции изложения нормативных правил привело к серьезным сложностям его применения. Причиной тому стала как нечеткость формулировок многих норм, усложнение и запутывание формулировок, так и неточности перевода на русский язык, что в итоге приводило к коллизиям.

Поэтому не удивительно, что с момента принятия Закон был несколько раз серьезно изменен – законодатель старался сделать правовые конструкции более ясными, доступными, избавить Закон от противоречий и двусмысленностей, устранить пробелы и обеспечить работоспособность всех его ключевых норм.

Далее, отдельно необходимо выделить Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» [3] (с изменениями от 24 декабря 2002 г., 2 ноября 2004 г., 2 февраля 2006 г.). Данным законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных.

В число иных законодательных актов, являющихся источниками авторского права необходимо включить Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» [4] (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.), глава IV которого регулирует авторское право на произведения архитектуры.

Заметим, что в число источников авторского права не входит Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» [5] от 23 сентября 1992 года (с посл. изм. и доп. от 2 февраля 2006г.), поскольку законодатель не относит топологии интегральных микросхем к объектам, охраняемым Законом об авторском праве и смежных правах.

В число иных законодательных актов, составляющих источники авторского права необходимо включить подзаконные нормативные акты. В частности можно выделить:

— Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. №218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» [6] ;

— Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. №614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» [7] .

В заключение, акцентируем внимание на том обстоятельстве, что субъекты Российской Федерации, не вправе принимать законодательные и иные акты по авторскому праву, поскольку правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (подп.«о»ст.71 Конституции РФ).

Как видно, нормы о разных правах на разные результаты интеллектуальной деятельности разбросаны по многим законам, и по оценкам исследователей, целесообразно было бы привести эти нормы в единую систему. Давно уже стало очевидным, что необходима кодификация права интеллектуальной собственности, что и было сделано в четвертой части Гражданского кодекса РФ.

Вопрос кодификации авторского законодательства вызывал большие дискуссии. По словам П.В.Крашенинникова, среди законодателей долгое время не было единого мнения о том, нужна ли вообще четвертая часть, поскольку «многие на тот момент считали, что рациональнее иметь отдельный законодательный акт, что в принципе было удобно. Поэтому один из вариантов, рассматриваемых в специальных комиссиях, строился на том, что как таковой четвертой части совсем не будет. Будет отдельная большая глава во второй части ГК РФ, связанная с договорами по интеллектуальной собственности, и будут внесены некоторые поправки в первую и третью части ГК РФ. Но пока это не решено» [8] .

На наш взгляд, введение четвертой части ГК РФ должно оказать положительное влияние, поскольку в Закон об авторском праве со времени начала его действия вносилось множество значительных изменений. Частые изменения в законодательстве приводят к ошибкам в правоприменительной деятельности, что недопустимо в правовом государстве, которым стремится стать Россия.

Как бы законодатель не стремился надлежащим образом урегулировать авторское право, а точнее защитить права автора, он зачастую не успевает за стремительно развивающимися современными технологиями, охватывающими все сферы авторского права. Отсюда принятие четвертой части ГК РФ обязано стать новым витком развития законодательства об авторском праве, учитывающим применение высоких технологий при создании произведений.

Итак, как видно, в целом, комплекс законодательства, содержащий нормы, касающиеся авторского права, выполняет следующие общие функции:

— определяет исключительные права авторов;

— устанавливает срок охраны авторского права;

— регулирует владение и передачу авторского права;

— предусматривает санкции за нарушение авторского права и средства правовой защиты;

— устанавливает ограничительные исключения на авторское право.

[1] Федеральный закон от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» // СЗ РФ. — 26 июля 2004г. — №30. — Ст.3090.

[2] Реформирование правового регулирования авторских и смежных прав. Интервью с заместителем генерального директора Роспатента И.А. Близнецом // Законодательство. – №6. – 2004.

[3] Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Российская газета. — 20 октября 1992г.

[4] Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 20 ноября 1995г. — №47. — Ст.4473.

[5] Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» // Российская газета. — 21 октября 1992г.

[6] Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 4 апреля 1994г. — №13. — Ст.994.

[7] Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» // СЗ РФ. — 20 мая 1996г. — №21. — Ст.2529.

[8] Интернет-конференция Председателя Комитета ГД по законодательству Крашенинникова Павла Владимировича «Перспективы развития жилищного законодательства в России» // СПС Гарант, 2003.

Защита авторских и смежных прав (3)

Главная > Закон >Государство и право

Глава 1. Авторское право в современном гражданском законодательстве РФ

§1. Понятие авторских и смежных прав………………………………….……. 5

§2. Субъекты и объекты авторских прав…………………………………. ….11

Глава 2. Защита авторских и смежных прав

§1. Понятие и общая характеристика защиты авторских прав………….……15

§2. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав……20

§3. Авторский договор и его значение…………………………………………30

Список использованной литературы…………………. ………………………34

В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» 1 была принята часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), которая включает один раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», состоящий из 9 глав. Данная часть Гражданского кодекса вступила в действие с 1 января 2008 года.

С принятием части четвертой ГК РФ произошла кодификация (включение всех законодательных норм по интеллектуальной собственности в ГК с одновременной отменой шести действующих специальных законов в этой области) правовых норм, регулирующих порядок использования в гражданском обороте и охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации текстуально в значительной части повторяет положения уже действующих законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, в том числе положения Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Но эти правила в настоящее время часто нарушаются. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет и сети сотовой связи.

Объекты авторского права и (или) смежных прав не могут приносить правообладателям прибыль, а государству — налоговые отчисления, если не обеспечивается специальная правовая охрана таких объектов со стороны государственных органов. На это обращено внимание в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» (далее — Постановление N 15).

Основной целью курсовой работы является исследование новой правовой базы в области авторского права.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию, рассмотреть субъекты и объекты авторского права.

2. Раскрыть сущность авторского договора.

3. Охарактеризовать меры гражданско-правовой защиты авторских прав.

Глава 1. Авторское право в современном гражданском законодательстве России.

§1. Понятие авторских и смежных прав

Авторские права – это интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства.

Под авторским правом понимаются права, возникающие у автора, а в некоторых случаях и у других лиц (соавторов), при создании им произведения. Впервые положения об авторском праве в России получили своё отражение в Цензурном уставе 1828г. В главе «О сочинителях и издателях», а в 1877г. нормы об авторском праве были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи. Первый социальный закон в сфере авторского права был принят 20 марта 1911г. и назывался «Положение об авторском праве». Этот закон как по содержанию, так и по форме был на голову выше актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени. 11 июня 1964 г. Был разработан и принят Гражданский кодекс РСФСР, в который были включены всего лишь отдельные разделы об авторском праве, положения которых предусматривали 15-летний срок действия авторского права после смерти автора. 27 мая 1973г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве. 3 августа 1993г. он был признан недействующим. Именно с этого числа вступил в законную силу ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». 2

В настоящее время, авторское право регулируется и защищается частью четвертой ГК РФ. В соответствии со ст. 1255 ГК РФ, к авторским правам относятся:

исключительное право на произведение – право на результат интеллектуальной деятельности;

право авторства – право признаваться автором произведения;

право автора на имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под псевдонимом или анонимно.

право на неприкосновенность произведения – недопустимость внесения изменений в произведение без согласия автора;

право на обнародование произведения – право сделать произведение доступным для всеобщего сведения путём опубликования, публичного показа, исполнения и т.д.

В некоторых случаях, также предусмотренных Кодексом, к авторским правам ещё относятся право на вознаграждение, на отзыв, право следования, доступа к произведениям изобразительного искусства. Автором результата интеллектуальной деятельности признаётся гражданин, творческим трудом которого был создан этот результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внёсшие личного творческого вклада создание такого результата, в том числе оказавшие его автору техническое, консультативное, организационное или материальное содействие или помощь, либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением таких работ. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух или более граждан (соавторство), принадлежит соавторам совместно. Авторские права – это имущественные и личные неимущественные права.

Смежные права – это права на результаты исполнительской деятельности. Смежные права не носят самостоятельного и независимого характера, поскольку в большинстве случаев они неотделимы от процесса создания и использования первоначального авторского произведения либо объекта смежных прав. Вместе с тем они могут существовать независимо от авторских прав, например, когда автор неизвестен или произведение вообще не охраняется авторским правом. Также возможен и пограничный случай, то есть когда исполнитель делает акцент на определённых сторонах авторского произведения, проигнорированных самим автором, придавая ему дополнительную ценность. Что же касается смежных прав производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, то здесь безусловным критерием выделения их в отдельные виды смежных прав, по мнению большинства учёных-цивилистов, является технический, вспомогательный, посреднический характер деятельности указанных субъектов по доведению произведений до широкой публики. 3 То есть, если авторская деятельность – это творческая деятельность, то смежные права имеют исполнители и распространители.

К смежным правам относятся:

право на исполнение – исключительное право на исполнение, право признаваться автором исполнения, право на указание своего имени на экземплярах фонограммы, право на неприкосновенность исполнения, т.е. защиту исполнения от всякого искажения;

право на фонограмму – исключительное право изготовителя на фонограмму, право на указание своего имени на экземплярах, право на защиту фонограммы от искажения при её использовании, право на обнародование фонограммы;

право организаций эфирного и кабельного вещания – право использовать сообщение в эфир любыми не противоречащими закону способами;

право изготовителя базы данных – право извлекать из базы данных материалы и использовать их в любой форме и любыми способами, п также право на указание своего имени на экземплярах.

право публикатора на произведение науки , литературы и искусства – исключительное право на обнародование, право на указание своего имени на экземплярах.

Исполнителям в отношении их исполнений или постановок принадлежат исключительные смежные права: личные неимущественные — право на имя, право на защиту исполнения или постановки; имущественные — право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки. Обладатель смежных прав вправе использовать результат своей деятельности по своему усмотрению любым законным способом. Он может разрешить или запретить другим использование такого результата, однако отсутствие запрета не считается согласием. Смежные права возникают в силу факта создания результата интеллектуальной деятельности. Исполнитель имеет исключительное право использовать и разрешать использовать исполнение путем воспроизведения. Это право он может передать по договору производителю фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания. В таком случае договор производителя фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания с исполнителем должен устанавливать объем переданных прав. При этом следует учитывать, что прямо не переданные по договору права исполнителя считаются непреданными. Режиссер-постановщик спектакля приравнивается к исполнителю. 4

Права исполнителя, как и права вещательных организаций, действуют в течение 50 лет после первого исполнения, постановки или передачи в эфир. Исключение составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Эти права охраняются бессрочно.

Наряду с обладателями таких прав, ими могут воспользоваться и их правопреемники, в том числе наследники. 5

Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Принятые с 1992 по 2004 год законы об авторском праве и смежных правах способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота. Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации. 6

Таким образом, критерием разграничения авторских и смежных прав служит характер деятельности соответствующих субъектов. Деятельность автора является творческой, так как она направлена на создание нового произведения, а деятельность исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вешания характеризуется оригинальностью, выраженной в уникальности способов и приёмов, мастерства тех или иных субъектов, с помощью которых авторские произведения становятся доступными для массового восприятия публикой. 7

Объекты авторского права и (или) смежных прав не могут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государственных органов.

В связи с этим к одной из важных задач в деятельности судов общей юрисдикции относится защита интеллектуальной собственности, составной частью которой являются авторское право и смежные права. Особую роль в этом играет правоприменительная практика, которая является реальным механизмом защиты этих прав. 8

§2. Субъекты и объекты авторского права

Защита авторских прав регулируется нормами гк рф частью

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Гражданский кодекс (ГК РФ) Часть 4

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.05.2018 N 116-ФЗ

Начало действия редакции — 03.06.2018 года (ред 24).

Часть четвертая Гражданского кодекса РФ вступила в силу 1 января 2008 года. Часть 4 ГК РФ состоит из раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

Напомним, что часть первая ГК РФ, посвященная общим положениям о лицах, праве собственности и обязательствах, была принята в 1994 году, часть вторая ГК РФ, принятая в 1995 году содержит нормы права, регулирующие договорные и внедоговорные обязательства, часть третья ГК РФ содержит разделы, регулирующие наследственное право и право международное частное.

Таким образом, часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации является неким итогом кодификации Российского гражданского права.

Часть 4 ГК РФ представляет собой консолидацию норм права, содержащихся в законах, действовавших до введения ее в действие. Среди таких законов, в частности, закон «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон Российской Федерации, закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара», закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», закон «О селекционных достижениях».

При этом отметим, что в часть четвертую Гражданского кодекса РФ включено множество норм административного права. Учеными отмечается, что кодификация гражданского права, не должна была подменяться инкорпорацией, т.е. механическим переносом в часть 4 ГК РФ норм специальных законов в сфере интеллектуальной собственности (в том числе перечисленных выше) при сравнительно малом количестве общих положений. Ряд ученых поддерживает позицию, согласно которой, «в России выбран самый худший вариант кодификации норм об интеллектуальной собственности из тех, которые были предложены для обсуждения».

Вместе с тем, нельзя не отметить ряд новаций, привнесенных в законодательство об интеллектуальной собственности.

В часть четвертую ГК РФ вошли положения об отдельных средствах индивидуализации — фирменных наименованиях и коммерческих обозначениях; введены новые интеллектуальные права — право публикатора и право изготовителя базы данных; введен новый вид результата интеллектуальной деятельности — ноу-хау; появились нормы, регулирующие создание и использование такого сложного объекта, как единая технология.

Первоначально часть 4 ГК РФ был опубликован в «Парламентской газете», N 214-215, 21.12.2006, «Российской газете», N 289, 22.12.2006.

Ниже представлен текст документа:

Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.05.2018 N 116-ФЗ, вступившими в силу с 03.06.2018 года

18 декабря 2006 года

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
24 ноября 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
8 декабря 2006 года

Законы регулирющие авторское право

ДОКУМЕНТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Регистрация авторских прав

Авторские права возникают автоматически после создания произведения и не требуют обязательной государственной регистрации. Однако любой автор может столкнуться с неправомерным использованием собственного произведения.

  • Литературные, драматические произведения и сценарии
  • Аудиовизуальные произведения: музыка, видеофильм, диафильм, слайд-шоу, телепрограмма
  • Изобразительные произведения: живопись, графика, скульптура, комиксы, фотографии
  • Географические и геологические произведения: карты, планы, эскизы
  • Дизайн: веб-дизайн и контент интернет-сайтов, макеты товарных знаков, логотипов, эмблем
  • Программное обеспечение, исходный код
  • И другие результаты творческой деятельности

Александра Пелих, руководитель отдела / старший юрист / патентный поверенный, доступно обо всём расскажет

Вы будете общаться со специалистами — патентными поверенными, а не с менеджерами по продажам.

Наша цель — быстро и эффективно решать поставленные вами задачи.

Статьи на тему авторского права и договоров

Наши специалисты пишут отличные статьи на тему распоряжения и защиты авторского права.

Полезная информация

Защита авторских прав

Подготовка и регистрация договоров

Защита авторского права

Тонкости и нюансы защиты логотипа, бренда, торговой марки

11 апреля 2017 г.

16 марта 2017 г.

22 февраля 2017 г.

2 февраля 2017 г.

22 декабря 2015 г.

Работа с договорами

Освещение вопросов защиты интеллектуальной собственности по всему миру

11 апреля 2017 г.

25 ноября 2015 г.

13 октября 2015 г.

6 сентября 2012 г.

Новости и наши последние дела

Мы постоянно обмениваемся опытом с нашими зарубежными коллегами, ведём одновременно десятки дел, а за пять лет у нас более 500 дел с положительным исходом.

Статья 1255 ГК РФ. Авторские права

Новая редакция Ст. 1255 ГК РФ

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

2. Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Комментарий к Ст. 1255 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет содержание авторских прав, интеллектуального права автора подобно тому, как п. 1 ст. 209 ГК РФ определяет содержание права собственности. С определенной степенью условности можно сказать, что ст. 1255 ГК РФ — аналог ст. 209 ГК РФ — выполняет ту же самую функцию, только в отношении иных объектов гражданских прав.

Норма ст. 1255 ГК РФ имеет более чем принципиальное значение, поскольку определяет, какие именно права принадлежат автору произведения науки, литературы и искусства. Иных прав, чем указанных и определенных в указанной норме, нет. Это особенно важно понимать при осуществлении защиты авторских прав, поскольку обращение в суд возможно только за защитой нарушенных и оспариваемых прав, именно одно из указанных авторских прав может быть защищено способами, предусмотренными законом.

Конкуренция между авторскими и иными правами.

Возможны ситуации, когда авторские права могут быть ограничены в угоду иным неимущественным правам иного лица. Так, художнику принадлежит авторское право на портрет, бюст, изготовленный по заказу изображенного лица, однако повторять и распространять портреты и бюсты художник вправе лишь с согласия лица, с которого написан портрет или сделан бюст, поскольку право на изображение гарантировано законом (ст. 152.1 ГК РФ).

При определенных обстоятельствах письмо (корреспонденция) может являться объектом авторских прав, однако, поскольку законодательством гарантируется тайна связи (часть 2 статьи 23 Конституции РФ), реализация имущественных прав в отношении письма, подпадающего под признаки объекта авторских прав, автором-отправителем возможна только с согласия адресата.

2. Традиционно проводится классификация прав, принадлежащих автору на имущественные и неимущественные права. К числу личных неимущественных прав относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения. К числу имущественных прав автора относят исключительные права на произведение. В русской цивилистике использовались весьма удачные термины для отражения такой классификации: моральные и материальные права, что точно отражало их сущность. Права моральные отражают духовную сферу автора, обеспечивают его интеллектуальную связь с творением, гарантируют личный мир автора от неправомерного вторжения в него подобно тому, как положениями гл. 8 ГК РФ гарантируется защита нематериальных благ лица. В свою очередь, права материальные обеспечивали имущественную составляющую жизни автора.

Поскольку ГК РФ посвятил каждому из указанных прав отдельную норму, содержание и характеристика последних будет дана при анализе соответствующих статей Кодекса.

3. Закрытость перечня авторских прав вполне объяснима, содержание авторского права не может определяться произвольно автором. Само по себе авторское право представляет собой компромисс между интересами автора и интересами общества. С одной стороны, интересы автора требуют защиты с тем, чтобы последний мог творить, приумножать общественное достояние и при этом не прозябать в нищете. С другой стороны, общество имеет право на ознакомление с результатами интеллектуальной деятельности его членов не только по причинам нравственного порядка, но и с целью продвижения научно-технического прогресса, развития экономики. Соответственно, отсутствие какой бы то ни было защиты уничтожило бы все стимулы творить, а с другой стороны, неограниченные права автора позволили бы скрывать соответствующие произведения, что, в свою очередь, неизбежно вызовет отрицательные последствия для развития всего общества.

Во всяком случае, если бы необходимо было дать определение авторскому праву, то в состав этого определения должно было бы войти:

1) господство лица над выраженными во внешней форме продуктами его индивидуального духовного творчества, обнимаемыми понятием произведения искусства в широком смысле слова (литературы, художества, музыки) и

2) известная степень господства общества над произведением искусства своего сочлена.

Другой комментарий к Ст. 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Глава 70 ГК содержит нормы, относящиеся к правам на произведения науки, литературы и искусства. Традиционно совокупность таких норм называется авторским правом (copyright, droit d’auteur).

Но, несмотря на такое название, данный институт не регулирует отношения, связанные с авторством на другие результаты творческой деятельности, которые рассматриваются в рамках патентного права, права на исполнение, права на селекционные достижения, права на топологию интегральной микросхемы.

С другой стороны, авторское право регулирует все гражданские отношения, связанные с использованием произведения, даже если его автор не является непосредственным участником такого отношения (например, в случае использования произведения по разрешению вторичного правообладателя).

Таким образом, название «авторское право» в определенной мере условно и отвечает традиции понимания под авторским правом (в объективном смысле) совокупности норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, связанные с созданием и использованием произведений и распоряжением исключительным правом на него.

Отмеченная условность относится и к авторскому праву (в субъективном смысле) как интеллектуальному праву на произведение науки, литературы и искусства. Это следует из п. 1 комментируемой статьи .
———————————
В этой связи заметим, что нет никакого противоречия между названием гл. 70 и названием первой ее статьи — 1255, поскольку в названии главы авторское право понимается в объективном смысле, а в названии статьи — в субъективном. Поэтому в ст. 1255, определяющей круг прав по поводу произведения, оно используется во множественном числе — «авторские права».

Таким образом, необходимо различать права автора, под которыми понимаются интеллектуальные права, принадлежащие автору любого результата творческой деятельности, и авторские права, под которыми понимаются интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства, причем независимо от того, кому эти права принадлежат — автору произведения или иному лицу — правообладателю, получившему исключительное право на произведение в установленном порядке.

2. Основываясь на указанном в ст. 1226 ГК делении интеллектуальных прав, в комментируемой статье устанавливаются виды авторских прав, возникающих в отношении произведений.

Критерием разделения авторских прав прежде всего служит наличие данных прав в отношении любого произведения или в отношении определенных видов произведений (служебных, изобразительных, архитектурных и т.д.). Исходя из этого, первые указаны в п. 2 рассматриваемой статьи, а вторые — в п. 3.

Поскольку Кодекс исходит из того, что первоначально все права на произведение возникают у автора, в п. п. 2 и 3 ст. 1255 указывается, что соответствующие авторские права принадлежат именно автору. Это, конечно же, не означает непередаваемости (неотчуждаемости) всех этих прав. Учитывая, что ст. 1255 — первая в главе 70, основное ее назначение состоит в том, чтобы ознакомить с теми интеллектуальными правами, которые возникают на произведение, расставив между ними соответствующие акценты. Наличие такой статьи является традиционным для кодифицированного акта.

Но помимо доктринального значения ст. 1255 имеет и практический смысл.

Во-первых, как уже отмечалось, в данной статье устанавливается, что под авторскими правами понимаются все интеллектуальные права на произведение (как передаваемые, так и непередаваемые).

Во-вторых, в п. 2 комментируемой статьи устанавливается исчерпывающий перечень интеллектуальных прав, возникающих в отношении любого произведения, охраняемого на территории Российской Федерации. Этот перечень можно условно разделить на две группы: исключительное право как имущественное право использования произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом и личные неимущественные права автора (подп. 2 — 5 п. 2 ст. 1255).

В-третьих, указанный в п. 2 перечень прав является исчерпывающим в том смысле, что законом не предусматривается никаких иных интеллектуальных прав в отношении любого произведения.

3. В отличие от п. 2 в п. 3 указывается на возможность наличия иных (специальных) прав в отношении отдельных категорий произведений. Эти права по своей природе неоднородны. Некоторые из них представляют собой личные имущественные права создателя произведения. К числу таких прав относится право следования. Это право обеспечивает защиту законных интересов автора произведения изобразительного искусства при перепродажах его произведений в связи с признанием его таланта.

Другие права связаны с реализацией права на использование произведения. Так, в целях осуществления права на воспроизведение своего произведения изобразительного искусства его автор обладает правом доступа к оригиналу произведения (п. 1 ст. 1292 ГК РФ). То есть право доступа связано с независимостью исключительного права на произведение от права собственности на его оригинал и обеспечением такой независимости, в частности, путем предоставления реальной возможности воспроизвести оригинал произведения.

Принадлежащие автору произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства право на авторский контроль за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализации соответствующего проекта (п. 2 ст. 1294 ГК РФ) связаны не только с использованием произведения, но и с личными неимущественными правами автора (в частности, правом на неприкосновенность произведения).

Принадлежащее работнику право на вознаграждение за создание служебного произведения обусловлено тем, что закон устанавливает безотлагательный переход исключительного права на служебное произведение к работодателю с момента создания такого произведения (п. 2 ст. 1295 ГК РФ) .
———————————
Данная норма носит диспозитивный характер. Договором может быть предусмотрено, что исключительное право принадлежит работнику. Однако и в этом случае работодатель получает право «использовать такое произведение способами, обусловленными целями служебного задания, и в вытекающих из задания пределах» (п. 3 ст. 1295 ГК РФ).

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что иные авторские права, возникающие в отношении отдельных категорий произведений:

1) направлены на реализацию основных авторских прав и защиту законных интересов авторов, обусловленных этими правами. В этом смысле они носят дополнительный характер по отношению к основным авторским правам, указанным в п. 2 комментируемой статьи;

2) предопределяются теми или иными особенностями использования произведений и распоряжения ими, а равно распоряжения исключительным правом;

3) принадлежат только автору и непередаваемы вне зависимости от того, являются они имущественными или нет.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.