Закон о молодом специалисте рб

Рассылка новостей журнала «Отдел кадров»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 3, март 2008

Другие
наши издания

Рубрики в номере

О молодых специалистах и их правовом положении

Рубрика «Трудовое законодательство»

А.П. Чичина, юрист

Необходимость совершенствования регулирования правоотношений с молодыми специалистами

Ранее вопросы распределения выпускников учреждений образования были урегулированы Положением о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. № 1423[1] (далее — Поло­жение).

Вопросы возмещения средств, затраченных на образование, урегулированы Положением о возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1255, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Положение о возмещении средств). Отдельные вопросы освобождения от возмещения средств, затраченных на подготовку специалистов, определены Законом Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. «О высшем образовании» (далее — Закон).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 1702 утверждено новое Положение о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально­-техническое, среднее специальное или высшее образование (далее — Положение о распределении).

Во многом необходимость принятия данного Положения обусловлена несогласованностью правовой позиции указанных выше нормативных правовых актов в части определения оснований расторжения трудовых договоров (контрактов) с молодыми специалистами. Эта несогласованность вызывала справедливые нарекания со стороны как нанимателей, так и выпускников. Конституционный Суд Республики Беларусь на основании обращения субъекта хозяйствования от 16 октября 2007 г. принял решение № П­223/2007 «Об упорядочении оснований расторжения трудовых договоров (контрактов) с молодыми специалистами».

В своем решении Конституционный Суд отметил следующее.

Согласно ч. 1 п. 28 действовавшего ранее Положения увольнение молодых специалистов или перевод их на работу, не связанную с полученной специальностью, квалификацией, до окончания обязательного срока работы по распределению запрещается, за исключением увольнения по инициативе нанимателя за нарушения трудовой дисциплины и в случаях, предусмотренных в п. 1 (по отношению к ликвидации организации), 2 и 6 ст. 42, п. 1–4 ст. 44 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Нормы п. 28 Положения не предусматривали возможности увольнения молодого специалиста по ст. 40 ТК в случае его поступления в учреждение образования на дневную форму обучения для получения образования более высокого уровня (ступени).

Вместе с тем ранее в абз. 6 подп. 4.3 п. 4 Положения о возмещении средств (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 2007 г. № 1615) указывалось, что молодые специалисты освобождаются от возмещения затраченных средств в республиканский и (или) местные бюджеты в случае, если трудовой договор расторгнут в связи с зачислением в учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени) (ст. 40 ТК). По мнению Конституционного Суда, ссылка на ст. 40 ТК позволяет сделать вывод о допустимости прекращения трудового договора с молодым специалистом по данному основанию.

Конституционный Суд отметил, что сложилась противоречивая ситуация, когда различными актами одного и того же органа, принятыми одновременно, с одной стороны, исключалась возможность увольнения молодого специалиста по ст. 40 ТК в связи с зачислением в учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени), с другой — предусматривалось освобождение от возмещения в соответствующий бюджет средств, затраченных на обучение, в случае увольнения молодого специалиста по указанному основанию.

На практике имеются случаи, когда молодых специалистов при поступлении на учебу для получения образования более высокого уровня (ступени), в частности при зачислении в магистратуру, увольняли по п. 5 ст. 42 ТК за прогул.

Конституционный Суд обратил внимание, что, по данным Министерства образования Республики Беларусь, увольнение молодых специалистов в случае поступления их в магистратуру на обучение в дневной форме получения образования производится также на основании ст. 41 ТК, регулирующей вопросы досрочного расторжения срочного трудового договора по требованию работника.

По мнению Конституционного Суда, применение указанного основания имеет смысл, поскольку молодыми специалистами заключаются не только трудовые договоры на неопределенный срок, но и контракты.

Конституционный Суд отметил, что устранение отмеченного несоответствия возможно путем внесения соответствующих корректив как в п. 28 Положения (в части расширения допустимых оснований расторжения трудового договора (контракта) до истечения обязательного срока работы по распределению, в том числе путем указания на ст. 37, 40 и 41 ТК), так и в п. 4 Положения о возмещении средств в части определения перечня случаев, когда молодые специалисты освобождаются от возмещения затраченных на их обучение средств.

Конституционный Суд обратил внимание также на необходимость согласования соответствующих норм Положения и Положения о возмещении средств с нормами Закона.

Новое в регулировании правоотношений с мо­лодыми специалистами

Выпускники, получившие профессионально­-техническое, среднее специальное или высшее образование первой и второй ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, направленные на работу по распределению, являются молодыми рабочими (служащими) или молодыми специалистами (далее — молодые специалисты) и обязаны отработать один год — после получения профессионально­-технического образования, два года — после получения среднего специального или высшего образования (п. 5 Положения о распределении).

Указанный срок работы по распределению исчисляется со дня заключения трудового договора (контракта) между молодым специалистом и нанимателем. Однако по иному исчисляется срок обязательной отработки для выпускников медицинских учебных заведений. В частности, выпускники высших медицинских учебных заведений, получившие высшее образование первой ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского бюджета, направляются на работу по распределению после прохождения стажировки (интернатуры) и обязаны отработать два года после ее прохождения.

Положением о распределении уточнены отдельные вопросы распределения выпускников, а также урегулирован порядок их перераспределения. В частности, отметим, что выдача свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве осуществляется учреждением образования не позднее одного месяца после окончания выпускником учреждения образования при представлении им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность (п. 21 Положения о распределении).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (86), март 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Министерство труда и социальной защиты
Республики Беларусь

В соответствии со статьей 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, предоставляются гарантии и компенсации, в частности:

— трудоустройство в соответствии с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией;

— отдых продолжительностью тридцать один календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, — сорок пять календарных дней. По инициативе выпускника продолжительность отдыха может быть сокращена;

— компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде;

— денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством Республики Беларусь.

В соответствии с данной статьей предоставляются гарантии и компенсации также выпускникам, направленным на работу, в том числе выпускникам, направленным на работу, которые получили высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан.

Отдых используется выпускником до трудоустройства в организацию по распределению (направлению).

В случае, если выпускник уже состоит в трудовых отношениях, использование им отдыха возможно только путем предоставления ему трудового или социального отпуска. Например, по согласованию с нанимателем может быть оформлен социальный отпуск по семейно-бытовым или иным уважительным причинам на основании статьи 190 Трудового кодекса.

В соответствии с пунктом 25 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821, выплачивается денежная помощь:

молодым специалистам, а также выпускникам, получившим высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, которые направлены на работу, — в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии);

молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование, — из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада.

Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.

Направленным для работы в качестве педагогических работников выпускникам учреждением образования выплачивается денежная помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии), не позднее выдачи свидетельства о направлении на работу.

В случае, если молодые специалисты и выпускники не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре (полугодии), им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.

Справка о размере стипендии выдается учреждением образования при выдаче документа об образовании.

Гарантии и компенсации в связи с переездом

Согласно части первой статьи 96 Трудового кодекса выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, выпускникам, направленным на работу, переезжающим в другую местность, возмещаются:

стоимость проезда выпускника и членов его семьи (муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящиеся на их иждивении и проживающие вместе с ними) на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку;

расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 килограммов на самого выпускника и до 150 килограммов на каждого переезжающего члена семьи (по соглашению сторон могут быть оплачены расходы по провозу большего количества имущества);

суточные за каждый день нахождения в пути в соответствии с законодательством о служебных командировках;

единовременное пособие на самого выпускника в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой пособия на самого выпускника.

Для определения права выпускника на компенсации в связи с переездом на работу в другую местность следует исходить из того, какой населенный пункт являлся местом его постоянного (преимущественного) проживания (регистрация по месту жительства, постоянная прописка) до распределения (направления). При этом временная регистрация на период обучения по месту нахождения учреждения образования не учитывается.

Например. Выпускник трудоустроен по распределению в г. Минск. Обучался в г. Минске, где был временно зарегистрирован на период обучения. До поступления в учреждение образования постоянно проживал в г. Могилеве.

Право на получение компенсаций, предусмотренных статьей 96 Трудового кодекса, имеется в случае, если после распределения на работу выпускник приехал в населенный пункт, который не являлся местом его постоянного жительства до распределения (направления).

Статья 96 Трудового кодекса не содержит требования о предъявлении работником документов, свидетельствующих о его регистрации в населенном пункте по месту работы. Кроме того, в соответствии с пунктом 21 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания (далее – Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 № 413, в случае временного выезда из места жительства на срок более одного месяца гражданин вправе зарегистрироваться по месту пребывания, если иное не установлено в пунктах 28-1 и 30 Положения. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется на срок до одного года, если иной срок не установлен Положением. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.

Перечень документов, необходимых для выплаты компенсаций, установленных статьей 96 Трудового кодекса, законодательством о труде не определен. В связи с этим вопрос о выплате компенсаций, предусмотренных статьей 96 Трудового кодекса, должен решаться нанимателем с учетом обстоятельств и документов, имеющих место в каждом конкретном случае.

Расходы на проезд производятся в соответствии с Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 № 35. Так, согласно данной Инструкции расходы на проезд подтверждаются подлинными проездными документами.

Отпуск для молодого специалиста

На вопросы читателей отвечает Светлана Забенько, заведующая отделом правовой работы «БН»

Какой максимальный срок может отработать молодой специалист, пришедший после распределения в университете, для того чтобы воспользоваться правом на трудовой отпуск? Можно ли претендовать на отпуск через 6 месяцев? Если руководство проигнорировало такую возможность и закончился трудовой год, а молодой специалист в отпуске не был, как добиться его предоставления? Анастасия С.

Вопрос предоставления трудового отпуска молодому специалисту разрешается в соответствии с нормами Трудового кодекса (ТК). Частью 1 статьи 166 ТК трудовые отпуска (основной и дополнительный) за первый рабочий год предоставляются не ранее чем через шесть месяцев работы у нанимателя, за исключением ряда оснований, предусмотренных в той же статье (например, женщинам перед отпуском по беременности и родам и после него; работникам, принятым в порядке перевода; женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет и др.) и дающих право на использование отпуска за первый рабочий год по их желанию. В случае отсутствия таких оснований наниматель может предоставить отпуск молодому специалисту, принятому на работу по распределению не ранее, чем через шесть месяцев работы, а за последующие рабочие годы — согласно утвержденному графику отпусков.

Обращаю внимание, что предоставление трудового отпуска через 6 месяцев — право, а не обязанность нанимателя. Отпуск за первый год работы он обязан предоставить в течение трудового года работника, с учетом складывающейся производственной ситуации. Частью 2 статьи 153 ТК определено, что трудовой отпуск предоставляется за работу в течение рабочего года (а не календарного). Рабочий год, за который предоставляется трудовой отпуск, — промежуток времени, равный по продолжительности календарному году, но исчисляемый для каждого работника со дня приема на работу и продолжающийся до такой же даты следующего года. Однако для определения рабочего года работника лишь календарных дат недостаточно, поскольку в рабочий год могут включаться не все дни. В него засчитываются только фактически отработанные работником дни либо дни, приравненные к ним (время болезни, кратковременного — до 14 дней — отпуска без сохранения заработной платы и др., включаемые в рабочий год согласно законодательству и коллективному договору). Все иные периоды, когда работник не работал (прогулы, длительные отпуска без сохранения заработной платы — превышающие 14 календарных дней и т.п.), в рабочий год не включаются. После исключения таких периодов из рабочего года оставшаяся часть станет менее 12 полных календарных месяцев, рабочий год работника сдвигается на недостающее время.

Наниматель обязан предоставить работнику отпуск, как правило, в течение каждого рабочего года. Исключением из этого правила могут быть случаи, когда предоставление полного трудового отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальной деятельности организации. Но обязательным условием перенесения отпуска на следующий год является согласие работника.

Непредоставление отпуска работнику в течение рабочего года без согласия на то работника или предоставление отпуска без соблюдения норм трудового законодательства является нарушением, за которое наниматель может быть привлечен к административной ответственности.

Это дает также право работнику — молодому специалисту, работающему по контракту, — уволиться из организации по основанию, предусмотренному статей 41 ТК, в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде без возмещения затраченных государством средств на его подготовку (ст.88 Кодекса Республики Беларусь об образовании). Но нужно иметь в виду, что факт нарушения законодательства о труде, коллективного или трудового договора устанавливается специально уполномоченным государственным органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, профсоюзами и (или) судом. Туда и необходимо обратиться работнику.

Молодые специалисты: права, обязанности, гарантии и компенсации

Автор: Александр ШИШКО, главный специалист юридического отдела Гродненского областного объединения профсоюзов 10 Март 2013 .

В настоящее время большое внимание уделяется подготовке учреждениями образования высоко квалифицированных специалистов. На законодательном уровне для выпускников (молодых специалистов) предусмотрены различные гарантии при трудоустройстве.

ВНИМАНИЕ: Информация, изложенная в настоящей статье, несколько устарела. После публикации этой статьи постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 было утверждено новое Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование. Данный документ вступит в силу с 1 сентября 2011 г. — Примеч. ред.

Затронутые нами вопросы регулируются Положением о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 № 1702 (далее — Положение).

В соответствиис указанным документом выпускники, получившие профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование первой и второй ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, направленные на работу по распределению, являются молодыми рабочими (служащими) или молодыми специалистами (далее — молодые специалисты) и обязаны отработать 1 год — после получения профессионально-технического образования, 2 года — после получения среднего специального или высшего образования.

Распределение

Согласно п. 9 Положения выпускники, получившие среднее специальное или высшее образование, распределяются на работу в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией в первую очередь в государственные организации и организации с долей собственности государства в их уставных фондах согласно договорам о подготовке специалистов, заявкам на специалистов этих организаций. По мере удовлетворения потребностей в специалистах государственных организаций возможно распределение выпускников в иные организации, а также рассмотрение заявок организаций о распределении на работу к ним конкретных выпускников.

Выпускники, получившие профессионально-техническое образование, распределяются на работу в соответствии с полученной специальностью (профессией) и присвоенной квалификацией согласно договорам о подготовке рабочих (служащих), заключенным с организациями — заказчиками кадров, а также заявкам на рабочих (служащих).

Распределение выпускников осуществляется комиссией по распределению не позднее чем за 2 месяца до окончания выпускниками учреждения образования. Комиссия принимает решение о направлении на работу выпускника с учетом его результатов успеваемости, участия в научно-исследовательской, общественной работе, состояния здоровья и семейного положения, места жительства семьи, места прохождения преддипломной практики, а также рекомендации учреждения образования о наиболее целесообразном направлении этого выпускника на работу и его личных пожеланий.

Направление выпускников на работу осуществляется путем выдачи учреждением образования свидетельства о направлении на работу установленной формы.

Прием на работу

На нанимателе, в свою очередь, лежит обязанность принять на работу прибывшего молодого специалиста и обеспечить ему условия, указанные в свидетельстве о направлении на работу.

Положением установлен запрет на увольнение молодых специалистов или перевод их на работу, не связанную с полученной специальностью, квалификацией, до окончания срока работы по распределению. Исключение составляет:

  • переход на выборную должность;
  • принятие решения учреждением образования о перераспределении молодого специалиста либо выдаче ему справки о свободном трудоустройстве;
  • зачисление в учреждение образования в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени);
  • нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора;
  • увольнение по инициативе нанимателя в соответствии с п. 1, 2, 4-9 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), и по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, предусмотренных в п. 1-3, 5, 6 ст. 44 ТК.

С молодыми специалистами при приеме на работу заключается трудовой договор как на неопределенный срок, так и трудовой контракт, который является разновидностью срочного трудового договора. В приказе по личному составу нанимателем указывается в качестве основания приема на работу заявление молодого специалиста, свидетельство о направлении на работу и трудовой договор.

В настоящее время наиболее широко распространено заключение трудового договора на определенный срок (контрактная форма найма). Трудовые контракты заключаются и с молодыми специалистами. Но, как уже отмечалось, молодой специалист обязан отработать 1 год после получения профессионально-технического образования и 2 года после получения среднего специального или высшего образования. Соответственно, не допускается заключение трудового контракта с данными категориями работников на меньший срок.

Авторитетными юристами нашей страны уже неоднократно высказывалось мнение о том, чтоисходя из условий распределения молодых специалистов, приема их на работу и возможности увольнения контракт в данном случае может быть заключен только с согласия работника; срок контракта с молодым специалистом должен быть не менее срока, установленного для отработки; при отсутствии согласия молодого специалиста, направленного на работу к определенному нанимателю, на заключение контракта наниматель обязан заключить с ним трудовой договор.

Наниматель обязан обеспечить молодого специалиста работой по специальности. Как уже отмечалось, запрещается переводить молодого специалиста на работу, не связанную с полученной специальностью и квалификацией. Перевод таких работников на другую постоянную работу внутри организации признается правомерным в случае, когда имеется их письменное согласие и при этом не изменяется специальность.

Независимо от формы собственности и хозяйствования наниматель не вправе отказать молодому специалисту в заключении трудового договора, который, к слову, заключается без предварительного испытания. Споры об отказе в заключении трудового договора с молодыми специалистами рассматриваются непосредственно в суде, как это и предусмотрено ст. 241 ТК.

Пример

В суд с исковым заявлением к крестьянскому (фермерскому) хозяйству «Ш» (далее — КФХ «Ш») обратилась гражданка Я.

После окончания колледжа она была направлена по распределению на работу официантом в КФХ «Ш» и в соответствии с подтверждением от 20.02.2009 № 025353, подписанным директором ресторана, принята на работу официантом. Фактически она к работе приступила 23.02.2009 и работала в соответствии с установленным графиком до 15.03.2009, после чего необходимо было оформить медицинскую книжку в связи с истечением срока ее действия. В результате произошедшего конфликта директором ресторана была выдана гражданке Я. справка о невозражении о ее перераспределении, а затем в колледж было направлено письмо, в котором указывалось, что выпускница не приступила к работе по направлению.

Таким образом, нанимателем не был надлежащим образом оформлен прием гражданки Я. на работу. Это, в свою очередь, повлекло то, что колледж предъявил к Я. как к молодому специалисту иск о взыскании расходов, затраченных на ее обучение.

Истица просила суд установить факт трудовых отношений с КФП «Ш», признать трудовой договор заключенным, а также восстановить ей срок для обращения в суд, как пропущенный по уважительной причине.

Решением суда Я. был восстановлен срок для обращения в суд, также был признан заключенным трудовой договор между Я. и КФХ «Ш» с 23.02.2009. Суд понудил ответчика к надлежащему оформлению приема на работу.

КФХ «Ш» не согласилось с решением суда первой инстанции и обжаловало его в судебную коллегию по гражданским делам областного суда.

Определением судебной коллегии решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, а кассационная жалоба КФХ «Ш» без удовлетворения. Судебная коллегия вынесенное постановление мотивировала следующим.

Гражданка Я. проходила обучение в колледже, который окончила в феврале 2009 г. и была отчислена из состава учащихся как сдавшая квалификационный экзамен с присвоением единичной квалификации «официант 4 разряда; бармен 4 разряда». Согласно ведомости № 24 персонального распределения выпускников колледжа по окончании учебы и по итогам получения квалификации Я. была распределена на работу официантом в КФХ «Ш», ей было выдано направление на работу. Подтверждением от 20.02.2009 № 0205353, подписанным уполномоченным лицом нанимателя и направленным в адрес колледжа, КФХ «Ш» уведомило колледж о прибытии Я. на место работы 20.02.2009; согласно данному документу она была назначена на должность официанта с месячным окладом 266 900 рублей; на подтверждении имеется печать КФХ «Ш».

Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу КФХ «Ш» без удовлетворения, судебная коллегия исходила из того, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что фактически Я. была принята на работу, допущена нанимателем к выполнению трудовых обязанностей 23 февраля 2009 г., что свидетельствует о заключении трудового договора. То обстоятельство, что наниматель не оформил надлежащим образом трудовые отношения, не является основанием для отказа в иске, учитывая, что, обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений лежит на нанимателе (ст. 25 ТК).

Судебной коллегией признан обоснованным вывод суда первой инстанции о доказанности факта выполнения Я. своих трудовых обязанностей. Об этом свидетельствовали:

  • наличие письменного подтверждения нанимателя о прибытии Я. на работу и назначении ее на должность официанта;
  • представление истицей заполненного ею счета ресторана «Ш»;
  • показания свидетелей.

Судом была также дана оценка показаний свидетелей со стороны ответчика, которые в судебном заседании, отрицая факт трудовых отношений с истицей, вместе с тем поясняли, что требовали от истицы принести больничный лист в марте 2009 г., а также санитарную книжку. Суд и в данном случае пришел к правильному выводу о том, что если бы истица вообще не выходила на работу, то у нанимателя не было бы необходимости требовать у нее оправдательные документы отсутствия на работе (больничный лист), а также предоставления санитарной книжки.

Таким образом, суд понудил КФХ «Ш» к надлежащему оформлению приема на работу гражданки Я.

На практике имеют место случаи, когда отдельные наниматели принимают молодого специалиста на работу по другой специальности вопреки указанной в свидетельстве о направлении на работу. Встречаются также и другие нарушения законодательства о труде.

Пример

В суд с исковым заявлением о расторжении трудового договора к ООО «В» обратился молодой специалист Ж.

Между ним и нанимателем был заключен бессрочный трудовой договор. В ходе судебного разбирательства были установлены нарушения трудового договора со стороны нанимателя: ООО «В» предоставило выпускнику работу не по специальности, также несвоевременно выплачивалась заработная плата.

Суд своим решением расторг трудовой договор, заключенный между ООО «В» и молодым специалистом Ж. в связи с нарушением нанимателем законодательства о труде и условий трудового договора (ч. 4 ст.40 ТК).

ООО «В» не согласилось с данным решением и обжаловало его в областной суд. Постановлением коллегии по гражданским делам вышестоящей инстанции решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

В свою очередь, о данном решении суда молодой специалист поставил в известность учреждение образования, которое впоследствии произвело его перераспределение по другому месту работы.

Самостоятельное трудоустройство

В определенных законодательством случаях выпускнику учреждения образования вместо направления на работу предоставляется возможность самостоятельного трудоустройства с выдачей справки о свободном трудоустройстве.

Обратим внимание, что наниматели независимо от формы собственности при приеме на работу выпускников государственных учреждений образования в течение одного года после получения профессионально-технического образования и двух лет после получения среднего специального или высшего образования должны требовать предъявления ими свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве.

Пример 1

Выпускнику К. по окончании учебного заведения был выдан диплом о полученной специальности и присвоенной квалификации, однако свидетельство о направлении на работу выдано не было в связи с отсутствием мест трудоустройства. Справку о свободном трудоустройстве выпускник также не получил. Администрацией учреждения образования было предложено выпускнику найти работу и предоставить заявку на специалиста по указанной в его дипломе специальности, после чего ему будет выдано свидетельство о направлении на работу.

При попытках трудоустройства сотрудники кадровых служб в организациях и на предприятия от выпускника требовали предъявить справку о свободном трудоустройстве на работу. Выпускник неоднократно обращался в комиссию по распределению учреждения образования, однако в выдаче справки о свободном трудоустройстве ему было отказано.

После обращения в государственный контролирующий орган за соблюдением законодательства о труде учреждением образования выпускнику была выдана справка о свободном трудоустройстве.

Пример 2

Гражданин Г. обратился в объединение профсоюзов по вопросу расторжения трудового договора, заключенного на неопределенный срок. Наниматель отказал ему в увольнении, так как он отработал 3 месяца, является молодым специалистом и должен отработать после получения среднего специального образования не менее двух лет.

В ходе рассмотрения обращения было установлено, что работник получил образование на условиях оплаты, распределение не производилось, была оформлена справка о свободном трудоустройстве, которая выпускнику выдана не была. В данном случае работник не являлся молодым специалистом и не был обязан отрабатывать в учреждении образования установленный срок.

С учетом того, что с выпускником был заключен трудовой договор на неопределенный срок и на него не распространяется законодательство в части обязательной отработки, установленной для молодого специалиста, согласно ч. 1 ст. 40 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) работник имел право расторгнуть трудовые отношения, предупредив об этом нанимателя письменно за 1 месяц.

Гражданину Г. учреждение образования в результате выдало справку о свободном трудоустройстве, после чего бессрочный трудовой договор был расторгнут по собственному желанию работника (ст. 40 ТК).

Следует обратить внимание на тот факт, что выпускник по получении справки о самостоятельном трудоустройстве теряет статус молодого специалиста.

Выплаты

При направлении выпускников учреждений образования в порядке персонального распределения на работу им гарантируются выплаты, предусмотренные действующим законодательством.

Молодым специалистам, получившим среднее специальное или высшее образование, предусмотрена выплата денежной помощи в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем семестре, получившим профессионально-техническое образование — из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада. Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок после заключения трудового договора (контракта) с молодым специалистом в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.

Молодым специалистам, получившим среднее специальное или высшее образование по педагогическим специальностям, выплачивается денежная помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов учреждением образования, которое они окончили, из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем семестре.

В случае если молодые специалисты не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре, им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.

Молодым специалистам законодательство также гарантирует выплаты и в связи с переездом. В соответствии со ст. 96 ТК лицам, завершившим обучение, переезжающим на работу в другую местность в связи с направлением, возмещаются стоимость проезда молодого специалиста и членов его семьи (мужа (жены), детей и родителей обоих супругов, находящихся на его иждивении и проживающих вместе с ним) на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку. Под другой местностью в данном случае понимается другой населенный пункт по существующему административно-территориальному делению. Стоимость проезда молодого специалиста и членов его семьи не оплачивается в случаях, когда принимающая организация (наниматель) предоставила соответствующее средство передвижения.

Суточные за каждый день нахождения молодого специалиста в пути выплачиваются согласно законодательству о служебных командировках. Выплата суточных осуществляется в размерах, установленных Министерством финансов Республики Беларусь. Выплата производится за каждый день нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути.

На молодого специалиста выплачивается единовременное пособие в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по месту работы и на каждого переезжающего члена семьи — в размере одной четверти пособия на самого молодого специалиста. Молодым специалистам и членам их семей, направленным на работу в порядке персонального распределения по месту нахождения учреждения образования, где они обучались, единовременное пособие выплачивается, если они до обучения постоянно проживали в другой местности. И, наоборот, единовременное пособие не выплачивается, если молодой специалист направлен на работу по месту своего прежнего жительства. Если до учебы молодой специалист проживал в общежитии либо жилом помещении по договору аренды (найма), компенсация выплачиваются полностью.

Молодым специалистам выплачивается также заработная плата за дни сборов в дорогу и устройства на новом месте жительства, но не более чем за 6 дней, а также за время нахождения в пути. Размер заработной платы определяется при этом исходя из тарифной ставки (разряда) по месту предстоящей работы.

Если заранее невозможно точно определить размер причитающихся молодому специалисту компенсаций, то ему выдается аванс.

В силу предписаний ч. 4 ст. 96 ТК стоимость проезда членов семьи молодого специалиста и провоза их имущества, а также единовременное пособие на них выплачивается в том случае, если они переезжают на новое место жительства молодого специалиста до истечения одного года со дня фактического предоставления им жилого помещения.

В соответствии с п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2000 № 1359 «О мерах по улучшению обеспечения сельскохозяйственных организаций кадрами специалистов» молодым специалистам с высшим и средним специальным образованием, прибывшим на работу в сельскохозяйственные организации по направлениям высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, производятся в течение первых двух лет работы доплаты к их заработной плате в размере одной тарифной ставки первого разряда, установленной Правительством Республики Беларусь.

Руководителям (в том числе руководителям сельскохозяйственных организаций) и специалистам с высшим и средним специальным образованием, прибывшим на работу в сельскохозяйственные организации по направлениям высших учебных заведений и учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования, и продолжающими по истечении двух лет со дня заключения с ними трудового договора работать в сельскохозяйственных организациях, в течение последующих трех лет производятся доплаты к их заработной плате в 3-кратном размере тарифной ставки первого разряда, установленной Правительством Республики Беларусь.

Обращаем ваше внимание, что на выпускников учреждений образования, получивших возможность самостоятельного трудоустройства, положения законодательства о выплате указанных выше компенсаций не распространяются.

P.S. Когда номер журнала «Личный юрист» был уже сдан в печать, стало известно о том, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821 утверждено новое Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование. Данный документ вступит в силу с 1 сентября 2011 г. — Примеч. ред.

«Личный юрист», №№ 7, 8 /2011

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.