Устав образовательной организации разрабатывается

Надзор и контроль в сфере образования

Методические рекомендации

Требования к уставу образовательной организации в свете реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подлежащие проверке в рамках государственного контроля (надзора)

Фёклин Сергей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Юридического института ГАОУ ВО МГПУ

Общие положения

Устав образовательного учреждения – это утвержденный учредителем локальный нормативный акт (учредительный документ), на основании которого действует учреждение1.

Утверждение устава и изменений (дополнений) в устав государственного учреждения города Москвы осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении учреждений субъекта Российской Федерации2.

Приказом Департамента образования города Москвы от 21 апреля 2014 г. № 288 утвержден Порядок утверждения уставов (изменений в уставы) государственных образовательных организаций города Москвы и государственных учреждений города Москвы, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

Действующим законодательством Российской Федерации учредителю не запрещено разрабатывать и (или) утверждать типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах (п. 3 ст. 52 ГК РФ).

Любая образовательная организация действует на основании утвержденного устава. В уставе образовательной организации помимо информации, предусмотренной статье 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», должны содержаться иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации3.

Поскольку устав образовательной организации является предметом проверок, представляем в табличной форме сведения (информацию), подлежащие включению в устав автономного, бюджетного и (или) казенного учреждения:

Наименование некоммерческой организации, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности

п. 4 ст. 52 и п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)

п. 1 и п. 3 ст. 4, п. 3 и п. 4 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Сведения о собственнике имущества автономного, бюджетного, казенного учреждения

п. 4 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип (автономное, бюджетное, казенное)

п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Указание на тип – «автономное учреждение» (не в наименовании, а в содержании устава)

подп. 1.1 п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Место нахождения некоммерческой организации

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.

п. 2 ст. 52 ГК РФ

п. 3 ст. 4 и п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

подп. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

п. 2 и п. 3 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Тип образовательной организации:

— тип образовательной организации указывается согласно ст. 23 ФЗ № 273

— тип учреждения согласно п. 2 ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

п. 1 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ

п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Учредитель или учредители образовательной организации

Сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения

п. 2 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ

подп. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Цели деятельности, в том числе основные цели деятельности

п. 4 ст. 52 ГК РФ

статья 23 Федерального закона № 273-ФЗ

п. 3 ст. 14 и п. 2 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

подп. 4 п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

п. 4 ст. 52 ГК РФ

п. 3 ст. 14 и п. 2 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

подп. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности

п. 3 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273

Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано

п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

п. 2 ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

ч. 1 ст. 102 Федерального закона № 273-ФЗ

Структура и компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления образовательной организацией

Порядок деятельности органов управления

п. 2 ст. 52, п. 4 ст.123.21 ГК РФ

п. 4 ч. 2 ст. 25 и ч. 5 ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ

п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

подп. 7 п. 2 ст. 7 и ст. 8 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Порядок принятия локальных нормативных актов

ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ

Порядок утверждения положения о структурном подразделении образовательной организации

(например, деятельность спортивного клуба регламентируется уставом, а положение о спортивном клубе утверждается в порядке, предусмотренном уставом)

положение о кафедре утверждается в порядке, предусмотренном уставом

положение о юридической клинике утверждается в порядке, предусмотренном уставом

ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 273

п. 3 ст. 28 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

п. 3 Приказа Минобрнауки России от 13.09.2013 № 1065 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов»

п. 3 Приказа Минобрнауки России от 06.03.2013 № 159 «Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность»

п. 4 Приказа Минобрнауки России от 28.11.2012 № 994 «Об утверждении Порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи»

Сведения о филиалах, представительствах учреждений

ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 273

подп. 6 п. 2 ст. 7 и ст. 8 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Срок полномочий наблюдательного совета автономного учреждения

п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Решение о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий

п. 8 ст. 10 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Компетенция руководителя, учредителя, наблюдательного совета или иных органов автономного учреждения

п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Срок рассмотрения наблюдательным советом автономного учреждения предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки или сделки с заинтересованностью с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения

п.1 ст. 15 и п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Порядок и сроки подготовки, созыва и проведения заседаний наблюдательного совета автономного учреждения

п. 3 ст. 12 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Источники формирования имущества некоммерческой организации

п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Указание на научную и (или) творческую деятельность образовательной организации

ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ

Специальные названия воспитанников, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе

ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 273-ФЗ

Порядок участие воспитанников в управлении образовательной организацией

п. 17 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ

Порядок участие педагогических работников в управлении образовательной организацией

п. 9 ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ

Порядок участия научно-педагогических работников в управлении образовательной организацией

п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 273-ФЗ

Порядок занятия должности руководителя образовательной организации (назначение или избрание с последующим утверждением учредителем)

ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ

Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией

ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ

Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия

ч. 13 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ

Права, обязанности и ответственность инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции образовательных организаций

ч. 3 ст. 52 Федерального закона № 273-ФЗ

Порядок использования имущества и цели, на которые направляется имущество образовательной организации при ее ликвидации, после удовлетворения требований кредиторов

ч. 3 ст. 102 Федерального закона № 273-ФЗ

п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Понятие крупной сделки

п. 13 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

ст. 14 Федерального закона «Об автономных учреждениях»

Порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации4

п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Иная информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации:

ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ

п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Режим работы дошкольной образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе

Срок действия трудового договора руководителя бюджетного учреждения

Порядок проведения выборов должности декана факультета и заведующего кафедрой

Понятие «грубое нарушение устава»

Порядок пользования услугами библиотекой, деятельность библиотеки, перечень платных услуг библиотеки, вопросы управления библиотекой

Некоммерческие организации вправе иметь символику — эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах

Наличие должности президента и его полномочия в государственном учреждении города Москвы

п. 14 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»

п.п. 27 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

абзац 11 ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации

п. 1 ст. 336 Трудового кодекса Российской Федерации

абзац 11 ст. 332 Трудового кодекса Российской Федерации

п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»

п. 5 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Постановление Правительства Москвы от 26.12.2016 № 941-ПП «О должности президента государственного учреждения города Москвы социальной сферы»

1 Пункт 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации; часть 1 статьи 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

2 Подпункт 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

3 Например, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 539 утверждены требования к уставам федеральных государственных учреждений

4 Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном:

Правительством Российской Федерации — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;

местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений (п. 4 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

21.11.2015

Статья 13. Устав образовательного учреждения

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) правила приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

г) осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений — в случаях, не противоречащих федеральным законам);

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами;

е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности;

ж) открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений);

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения — органом местного самоуправления.

3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.

4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Устав образовательной организации разрабатывается

приказом МУ «Отдел образования

администрации городского округа

от «___» октября 2014 г. № ___

утверждения уставов, изменений и (или) дополнений в уставы муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск»

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру утверждения уставов, изменений и (или) дополнений в уставы (далее — Устав) муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее – образовательные организации).

1.2. Образовательные организации являются юридическими лицами и действуют на основании Уставов.

1.3. Функции учредителя образовательных организаций осуществляет муниципальное учреждение «Отдел образования администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» (далее – Отдел образования).

1.4. Устав образовательной организации должен соответствовать требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

1.5. Устав образовательной организации утверждается учредителем в случаях:

— создания образовательной организации;

— внесения в Устав образовательной организации существенных изменений и (или) дополнений, при которых целесообразно изложение Устава в новой редакции. В остальных случаях утверждаются изменения и (или) дополнения в Устав образовательной организации.

1.6. Устав образовательной организации утверждается приказом Отдела образования.

2. Порядок утверждения Устава образовательной организации

2.1. Проект Устава разрабатывается руководителем и иными уполномоченными должностными лицами в образовательной организации и подлежит принятию на общем собрании Учреждения.

2.2. Устав образовательной организации должен содержать наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующую информацию:

— тип образовательной организации;

— учредитель или учредители образовательной организации;

— виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

— структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

2.3. На титульном листе Устава в правом верхнем углу располагается гриф «Утвержден» со ссылкой на наименование утверждающего документа в творительном падеже, дату утверждения и номер.

2.4. При утверждении Устава в новой редакции под наименованием указывается «(новая редакция)».

2.5. Разработанный образовательной организацией проект Устава предоставляется в двух экземплярах (один из них в электронном виде) на правовую экспертизу в Отдел образования.

2.6. Отдел образования рассматривает проект Устава в течение 15 рабочих дней, проверяет соответствие формы и содержания Устава установленным требованиям и готовит проект приказа Отдела образования об утверждении Устава образовательной организации.

2.7. В случае обнаружения каких-либо несоответствий предъявляемым требованиям Отдел образования возвращает проект Устава руководителю образовательной организации на доработку.

2.7. Утвержденный Устав образовательной организации должен быть пронумерован, прошит и скреплен печатью образовательной организации.

2.8. Руководитель образовательной организации обязан:

— в установленный законодательством Российской Федерации срок с момента издания приказа Отдела образования об утверждении Устава образовательной организации обеспечить государственную регистрацию Устава образовательной организации в налоговом органе в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— при изменении наименования или местонахождения подготовить пакет документов и предоставить в Министерство образования и науки Республики Марий Эл на переоформление лицензии на право ведения образовательной деятельности и получение свидетельства о государственной аккредитации;

— в десятидневный срок с момента государственной регистрации Устава образовательной организации в налоговом органе представить в Отдел образования документы, подтверждающие государственную регистрацию Устава образовательной организации и его копию.

3. Внесение изменений и (или) дополнений в Устав

3.1. Образовательная организация при изменениях законодательства Российской Федерации, организационно-правовой формы, типа и других изменениях вносит соответствующие изменения и (или) дополнения в Устав образовательной организации.

3.2. Проект изменений и (или) дополнений вносимых в Устав образовательной организации (в том числе новой редакции Устава), разрабатывается руководителем и иными уполномоченными должностными лицами в образовательной организации.

3.3. Разработанный образовательной организацией проект изменений и (или) дополнений вносимых в Устав образовательной организации предоставляется в двух экземплярах (один из них в электронном виде) на правовую экспертизу в Отдел образования.

3.4. Отдел образования рассматривает проект изменений и (или) дополнений вносимых в Устав образовательной организации в течение 15 рабочих дней, проверяет соответствие формы и содержания изменений и (или) дополнений вносимых в Устав установленным требованиям и готовит проект приказа Отдела образования об утверждении изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации.

В случае обнаружения каких-либо несоответствий предъявляемым требованиям Отдел образования возвращает проект изменений и (или) дополнений вносимых в Устав руководителю образовательной организации на доработку.

3.5. Вносимые изменения и (или) дополнения вносимые в Устав образовательной организации оформляются на отдельном листе, даже если они незначительны по объему.

3.6. Титульный лист вносимых изменений и (или) дополнений аналогичен титульному листу вновь принимаемого Устава образовательной организации.

3.7. Утвержденный изменения и (или) дополнения в Устав образовательной организации должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью образовательной организации.

3.8. Руководитель образовательной организации обязан:

— в установленный законодательством Российской Федерации срок с момента издания приказа Отдела образования об утверждении вносимых изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации обеспечить государственную регистрацию изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации в налоговом органе в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

— в десятидневный срок с момента государственной регистрации изменений и (или) дополнений в Устав образовательной организации в налоговом органе представить в Отдел образования документы, подтверждающие государственную регистрацию изменений и (или) дополнений внесенных в Устав образовательной организации и их копию.

4. Заключительные положения

4.1. Отдел образования обеспечивает хранение копий Уставов образовательных организаций, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке в налоговом органе, а также внесенных изменений и (или) дополнений в Уставы образовательных организаций.

Устав образовательной организации разрабатывается

Комментарий к статье 25

Комментируемый Закон определяет образовательную организацию (п. 18 ст. 2) как некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст. 22 комментируемого Закона).

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческая организация представляет собой юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

Являясь юридическими лицами, образовательные организации должны действовать на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ).

Там же (п. 4 ст. 52) определены основные вопросы, которые должны быть представлены в уставе: сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Кроме этого, в уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

Особенности содержания устава образовательной организации определены в ч. 2 комментируемой статьи:

— тип образовательной организации;

— учредитель или учредители образовательной организации;

— виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

— структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Систематизируя законодательные положения об уставе юридического лица — образовательной организации, содержащиеся в гражданском законодательстве и законодательстве об образовании, можно выделить две категории уставных положений — существенные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Обязательные положения устава юридического лица и, в частности, некоммерческой организации перечислены в ст. 52 Гражданского кодекса РФ, иных актах гражданского законодательства — ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях» и др. Применительно к образовательной организации обязательные положения устава перечислены в ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Существенные положения устава образовательной организации могут быть объединены в следующие группы:

— положения, индивидуализирующие образовательную организацию (например, ее наименование, место нахождения);

— положения, определяющие правовое положение образовательной организации (тип образовательной организации, учредитель, организационно-правовая форма, права и обязанности участников образовательного процесса);

— положения, определяющие предмет деятельности образовательной организации (цели образовательного процесса, реализуемые образовательные программы);

— положения, устанавливающие основные параметры образовательного процесса (язык, на котором ведется обучение и осуществляется воспитание, порядок приема обучающихся, продолжительность обучения, порядок и основания отчисления обучающихся, система оценок, формы и порядок проведения аттестации, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления и др.);

— положения, касающиеся финансовой и хозяйственной деятельности образовательной организации (порядок использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательной организацией, порядок финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательной организации, осуществления предпринимательской деятельности, источники и порядок формирования собственности образовательной организации, порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности);

— положения, определяющие порядок управления образовательной организацией (компетенция учредителя, система органов управления образовательной организации и порядок их формирования, порядок комплектования работников образовательной организации и оплаты их труда, порядок изменения устава образовательной организации, порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации);

— перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регламентирующих деятельность образовательной организации.

Ряд обязательных положений появляется в уставе образовательной организации по непосредственному предписанию Федерального закона об образовании. Так, например, в соответствии с ч. 5 ст. 26 комментируемого Закона структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации. Согласно ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, и т.д.

Факультативные (необязательные) положения включаются в устав образовательной организации по мере необходимости по инициативе самой образовательной организации (например, о филиалах и представительствах, о творческой и музейной деятельности образовательной организации, о международном сотрудничестве, о внешнеэкономической деятельности и т.д.). Факультативные положения присутствуют в уставе не каждой образовательной организации; они включаются в устав образовательной организации в зависимости от особенностей ее структуры, специфики образовательной, исследовательской, творческой, спортивной и т.п. деятельности.

Так, в Уставе Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 г. N 55 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова» , содержатся отдельные разделы, посвященные научной и творческой деятельности, а также музейно-выставочной и издательской деятельности.

СЗ РФ. 2012. N 18. Ст. 2218.

С учетом выполнения НИУ «Высшей школой экономики» задач по информационно-аналитическому и экспертному обеспечению деятельности Правительства РФ в Устав НИУ ВШЭ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. N 184 ) был включен отдельный раздел V. «Информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации».

СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1230.

В соответствии со спецификой организации образовательного процесса, например, в Академии народного хозяйства и государственной службы составной частью Устава Академии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2012 г. N 473 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» , является приложение к Уставу, которое содержит перечень филиалов Академии (в перечне свыше 60 пунктов).

СЗ РФ. 2012. N 21. Ст. 2643.

Устав образовательной организации разрабатывается и принимается самой образовательной организацией (на общем собрании или конференции) и утверждается ее учредителем (учредителями). В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» утвержденный устав представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в настоящее время — в территориальный орган Федеральной налоговой службы).

СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» ).

СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.

Порядок утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, устанавливается компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

— правительством субъекта Российской Федерации (например, Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 сентября 2009 г. N 354 «О Порядке утверждения уставов государственных образовательных организаций Республики Башкортостан» , Постановление Правительства Республики Бурятии от 15 июня 2005 г. N 201 «О Порядке утверждения уставов государственных образовательных учреждений Республики Бурятия» ;

Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 20.10.2009. N 20 (314). Ст. 1344.

Бурятия. 18.06.2005. N 107.

— региональным министерством (департаментом) образования (например, Приказ Департамента образования города Москвы от 21 апреля 2014 г. N 288 «О Порядке утверждения уставов (изменений в уставы) государственных образовательных организаций города Москвы и государственных учреждений города Москвы, подведомственных Департаменту образования города Москвы» , Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 7 июня 2010 г. N 313 «Об утверждении Порядка утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении Ленинградской области» ).

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Порядок утверждения устава муниципального образовательного учреждения устанавливается компетентным органом местного самоуправления:

— представительным органом местного самоуправления (например, решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 27 января 2005 г. N 6 «О «Положении о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений г. Владимира и утверждения их уставов» );

Владимирские ведомости. 25.02.2005. N 72 — 73.

— администрацией муниципального образования (например, Постановление Администрации Амурского муниципального района (Хабаровского края) от 28 марта 2014 г. N 336 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) Амурского муниципального района, а также утверждения уставов муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) и внесения в них изменений» ).

Сборник нормативных правовых актов органов местного самоуправления Амурского муниципального района. 11.04.2014. N 3.

Сохраняется практика использования типовых (примерных) уставов образовательных организаций. В настоящее время эта практика чаще встречается на муниципальном уровне (например, Постановление Администрации Великого Новгорода от 10 декабря 2001 г. N 218 «Об утверждении Примерного устава муниципального образовательного учреждения» , Постановление Администрации города Мценска от 6 февраля 2015 г. N 124 «Об утверждении Типового устава муниципальных бюджетных образовательных организаций города Мценска» ).

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Устав образовательной организации выполняет системообразующую функцию в процессе локального нормотворчества. В соответствии с ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона, образовательная организация принимает локальные нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие образовательные отношения:

а) в пределах своей компетенции;

б) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) в порядке, установленном ее уставом.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе локальные акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся.

Локальное нормотворчество образовательной организации находится в тесной и непосредственной связи с ее уставом, поскольку, во-первых, как уже отмечалось, локальные акты принимаются в порядке, установленном уставом (процедурный аспект взаимосвязи), а, во-вторых, содержание локальных актов не должно противоречить положениям устава образовательной организации (содержательная, материальная взаимосвязь).

Значением устава как акта, регулирующего все основные аспекты деятельности образовательной организации, обусловлено законодательно закрепленное (ч. 3 комментируемой статьи) требование создания в образовательной организации условий для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся с ее уставом. Гарантией реализации этого предписания является требование обязательного размещения копии устава образовательной организации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Данное требование установлено в соответствии с политикой информационной открытости образовательной организации в ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона.

Автор — Козырин А.Н., проф., д.ю.н.
По состоянию на 01 августа 2106 года

Статья 13. Устав образовательного учреждения. 1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;
2) учредитель;
3) организационно — правовая форма образовательного учреждения;
4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;
5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:
а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;
б) порядок приема обучающихся, воспитанников;
в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
е) режим занятий обучающихся, воспитанников;
ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);
з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
а) использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением;
б) финансирования и материально — технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;
в) источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения;
г) осуществления предпринимательской деятельности;
7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:
а) компетенция учредителя;
б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;
в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;
г) порядок изменения устава образовательного учреждения;
д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;
8) права и обязанности участников образовательного процесса;
9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем.
3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.
Комментарий к статье 13
§ 1. Статья 13 определяет содержание основного локального акта — устава, на основе которого действует образовательное учреждение.
Статья перечисляет содержание обязательной части устава любого образовательного учреждения. В то же время образовательное учреждение может добавить в устав и другие условия, не противоречащие законодательству.
§ 2. Устав разрабатывается и принимается, согласно п. 12 ст. 32 Закона об образовании, образовательным учреждением, т.е. общим собранием или советом образовательного учреждения.
В то же время для регистрации образовательного учреждения согласно п. 3 ст. 33 Закона необходим устав. До регистрации образовательного учреждения еще нет, поэтому практически устав разрабатывается и принимается учредителем (учредителями).
Устав утверждается в соответствии с ч. 1 ст. 52 ГК РФ учредителем или учредителями.
§ 3. Устав — свод правил, установленный образовательным учреждением — один из учредительных документов.
В устав целесообразно включить следующие разделы: 1) общие положения; 2) организация образовательного процесса; 3) финансовая и хозяйственная деятельность; 4) порядок управления образовательным учреждением; 5) права и обязанности участников образовательного процесса; 6) перечень видов локальных актов; 7) реорганизация и ликвидация.
§ 4. Анализ действующих уставов позволяет назвать следующие типичные недостатки их содержания:
а) неточно определяется организационно — правовая форма образовательного учреждения, например, называют образовательное учреждение негосударственным. В то же время конкретное образовательное учреждение может быть частным, либо созданным общественной или религиозной организацией;
б) неполно перечисляются задачи образовательного учреждения;
в) не перечисляются все основания для отчисления обучающихся;
г) недостаточно точно определяется порядок управления образовательным учреждением;
д) не перечисляются все виды локальных актов, издаваемые образовательным учреждением;
е) неполно перечисляются права и обязанности участников образовательного процесса;
ж) не перечисляются все виды предпринимательской деятельности, которую будут осуществлять образовательные учреждения, виды платных образовательных услуг.
§ 5. Приведем один из образцов устава .
———————————
См.: Образование в документах. 1994. N 2.
Утвержден
________________________________
(наименование учредителя
________________________________
общеобразовательного учреждения)
«___» ______ 19__ г.
Принят
____________________________________________________
(общим собранием (конференцией) трудового коллектива
____________________________________________________
общеобразовательного учреждения)
«___» ______ 19__ г.
Протокол N _____
УСТАВ
__________________________________ общеобразовательного учреждения
(государственного, муниципального)
__________________________________________________________________
(название, номер)
__________________________________________________________________
(наименование учредителя)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. __________________________ общеобразовательное учреждение
(государственное,
муниципальное)
_____________________________________________ (далее — Учреждение)
(название, номер)
создано ______________________________________________________
(приказом, решением, постановлением,
_____________________________________________ (далее — Учредитель)
распоряжением, наименование учредителя)
от «__» ______ 19__ г. N _____
в целях _____________________________________________________.
1.2. Учреждение в своей деятельности руководствуется Законом
РФ «Об образовании», другими законодательными и нормативными
актами, принимаемыми в соответствии с ним, Типовым положением об
общеобразовательном учреждении в Российской Федерации, договором с
Учредителем и настоящим Уставом.
При осуществлении предпринимательской деятельности Учреждение
руководствуется законодательством РФ, регулирующим данную
деятельность.
1.3. Учреждение является юридическим лицом, имеет
самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета в
банковских и иных кредитных учреждениях.
Учреждение вправе от своего имени заключать договоры,
приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести
обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и
третейском судах.
1.4. Отношения между Учреждением и Учредителем определяются
договором, заключаемым в соответствии с законодательством РФ.
Отношения Учреждения с обучающимися и (или) их родителями
(лицами, их заменяющими) регулируются в порядке, установленном
настоящим Уставом.
1.5. Права юридического лица у Учреждения в части ведения
уставной финансово — хозяйственной деятельности, направленной на
подготовку образовательного процесса, возникают с момента его
регистрации.
1.6. Учреждение приобретает право на образовательную
деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ, с
момента выдачи ему лицензии (разрешения).
1.7. Права на выдачу выпускникам документа об образовании
государственного образца, на включение в схему централизованного
государственного финансирования и на пользование печатью с
изображением Государственного герба Российской Федерации возникают
у Учреждения с момента государственной аккредитации,
подтвержденной соответствующим свидетельством.
Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке,
установленном Законом РФ «Об образовании».
1.8. Медицинское обслуживание обучающихся в Учреждении
обеспечивается ___________________________________________________
_________________________________________________________________.
(штатным или специально закрепленным (кем) медицинским персоналом)
1.9. Организация питания в Учреждении осуществляется ________.
(кем)
1.10. В Учреждении не допускается создание и деятельность
организационных структур политических партий, общественно —
политических и религиозных движений и организаций.
1.11. Юридический адрес Учреждения __________________________.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ
2.1. Основными задачами Учреждения являются:
создание благоприятных условий для разностороннего развития
личности, в том числе путем удовлетворения потребностей
обучающихся в самообразовании и получении дополнительного
образования;
формирование общей культуры личности обучающихся на основе
усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных
программ, их адаптация к жизни в обществе;
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ;
воспитание гражданственности и любви к Родине.
2.2. Для реализации основных задач Учреждение имеет право:
самостоятельно с учетом государственных образовательных
стандартов разрабатывать, принимать и реализовывать
образовательные программы;
разрабатывать и утверждать учебный план, годовой календарный
учебный график и расписание занятий;
выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания в
пределах, определенных Законом Российской Федерации «Об
образовании»;
самостоятельно выбирать систему оценок, формы, порядок и
периодичность промежуточной аттестации обучающихся;
реализовывать дополнительные образовательные программы и
оказывать дополнительные образовательные услуги, в том числе за
плату, за пределами основных общеобразовательных программ,
определяющих статус Учреждения;
привлекать для осуществления своей уставной деятельности
дополнительные источники финансовых и материальных средств,
включая использование банковского кредита;
арендовать и сдавать в аренду в установленном порядке здания,
сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество;
образовывать комплекты, ассоциации, союзы и иные объединения,
в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных
организаций;
участвовать своей собственностью в уставных фондах товариществ
(акционерных обществ) и других предприятий;
оказывать посреднические услуги, приобретать акции, облигации,
иные ценные бумаги и получать по ним доходы, вести другую
предпринимательскую деятельность, не запрещенную законодательством
РФ и не приносящую ущерб основной уставной деятельности
Учреждения;
устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями,
учреждениями и организациями;
осуществлять внешнеэкономическую деятельность в установленном
законодательством РФ порядке.
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
3.1. Учреждение осуществляет образовательный процесс в
соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней
образования:
Первая ступень — начальное общее образование (нормативный срок
освоения 3 — 4 года) — обеспечивает развитие обучающихся,
овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и
навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления,
простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой
поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа
жизни.
Начальное общее образование является базой для получения
основного общего образования.
Вторая ступень — основное общее образование (нормативный срок
освоения 5 лет) — обеспечивает освоение обучающимися
общеобразовательных программ основного общего образования, условия
становления и формирования личности обучающегося, его склонностей,
интересов и способности к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для получения
среднего (полного) общего образования, начального и среднего
профессионального образования.
Третья ступень — среднее (полное) общее образование
(нормативный срок освоения 2 — 3 года) — является завершающим
этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение
обучающимися общеобразовательных программ данной ступени
образования, развитие устойчивых познавательных интересов и
творческих способностей обучающегося, формирование навыков
самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации
обучения.
В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы для
организации обучения по выбору самих обучающихся, направленные на
реализацию интересов, способностей и возможностей личности.
По желанию обучающихся и (или) их родителей (лиц, их
заменяющих) в Учреждении может быть введено обучение по различным
профилям и направлениям.
3.2. Содержание общего образования определяется программами,
разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми Учреждением
самостоятельно с учетом государственных образовательных
стандартов.
3.3. Организация образовательного процесса в Учреждении
строится на основе учебного плана, разрабатываемого Учреждением
самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и
регламентируется расписанием занятий.
3.4. Обучение и воспитание в Учреждении ведутся на ___________
____________________________________________ языке.
(указать язык обучения)
3.5. Военная подготовка в Учреждении проводится только на
факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей
(лиц, их заменяющих) за счет средств и силами заинтересованного
ведомства.
3.6. Освоение образовательных программ основного общего и
среднего (полного) общего образования завершается обязательной
итоговой аттестацией выпускников, осуществляемой в порядке,
установленном положением о ней, утверждаемым Министерством общего
и профессионального образования РФ.
3.7. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные
программы, переводятся в следующий класс.
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность по одному
предмету, могут быть по решению __________________________________
__________________________________________________________________
(указать, чье должно быть решение)
переведены в следующий класс условно.
Ответственность за ликвидацию обучающимися академической
задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их
родителей (лиц, их заменяющих).
3.8. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного
общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие
академическую задолженность по двум и более предметам, по
усмотрению их родителей (лиц, их заменяющих) оставляются на
повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения
или продолжают обучение в форме семейного образования.
3.9. Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу
предыдущего уровня, к обучению на следующей ступени общего
образования не допускаются.
3.10. Учреждение по желанию родителей (лиц, их заменяющих)
оказывает помощь и содействие в создании условий для освоения
общеобразовательных программ или их отдельных разделов в форме
семейного образования, самообразования или экстерната.
3.11. Обучение по индивидуальным учебным планам осуществляется
_________________________________________________________________.
(указать условия обучения)
3.12. Учебный год в Учреждении начинается 1 сентября; если это
число приходится на выходной день, то в этом случае учебный год
начинается в первый, следующий за ним рабочий день.
Продолжительность учебного года в 1-х классах — 30 недель, во
2 — 11-х классах ________________________________________________.
(указать сколько, но не менее 34 недель)
3.13. Продолжительность каникул устанавливается в течение
учебного года — __________________________________________________
______________________________, летом — _________________________.
(не менее 30 календарных дней) (не менее 8 недель)
Для обучающихся в первых классах в течение учебного года
устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
3.14. Учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает
годовой календарный учебный график.
3.15. Режим занятий обучающихся устанавливается следующий ____
_________________________________________________________________.
3.16. Количество классов в Учреждении определяется в
зависимости от санитарных норм и условий для осуществления
образовательного процесса.
Наполняемость классов и групп продленного дня устанавливается
в количестве 25 обучающихся.
При наличии необходимых условий и средств возможно
комплектование классов и групп продленного дня с меньшей
наполняемостью.
3.17. При проведении занятий по иностранному языку в 4 — 11-х
классах и трудовому обучению в 5 — 11-х классах, физической
культуре в 10 — 11-х классах, по информатике и вычислительной
технике, физике и химии (во время практических занятий) классы
делятся на две группы.
При наличии необходимых средств, а также в 1 — 3-х классах при
изучении иностранного языка возможно деление на группы с меньшей
наполняемостыо.
3.18. По желанию и запросам родителей (лиц, их заменяющих) в
Учреждении могут быть открыты группы продленного дня.
По согласованию с Учредителем с учетом интересов родителей
(лиц, их заменяющих) в Учреждении могут открываться классы _______
__________________________________________________________________
(компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы
_________________________________________________________________.
для детей с отклонениями в развитии)
3.19. Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе
уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических
работников.
Применение методов физического и психического насилия по
отношению к обучающимся не допускается.
3.20. Учреждение предоставляет следующие дополнительные
образовательные услуги ___________________________________________
__________________________________________________________________
(указать, какие (отдельно платные, отдельно бесплатные),
__________________________________________________________________
кому (физические и юридические лица),
_________________________________________________________________.
порядок их предоставления)
3.21. Учреждение в порядке, установленном законодательством
РФ, несет ответственность за:
невыполнение функций, отнесенных к компетенции Учреждения;
реализацию не в полном объеме образовательных программ в
соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
качество образования своих выпускников;
жизнь и здоровье обучающихся и работников Учреждения во время
образовательного процесса;
нарушение прав и свобод обучающихся и работников Учреждения.
IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1. Участниками образовательного процесса являются
обучающиеся, педагогические работники Учреждения, родители (лица,
их заменяющие) обучающихся.
4.2. В 1 класс Учреждения принимаются дети ___________________
__________________________________________________________________
(указать возраст и возможность приема по достижении этого возраста
__________________________________________________________________
в текущем календарном году, отсутствие медицинских
_________________________________________________________________.
противопоказаний и другие условия)
4.3. Для зачисления в Учреждение родители (лица, их
заменяющие) представляют следующие документы:
__________________________________________________________________
4.4. Прием обучающихся в последующие классы Учреждения
осуществляется ___________________________________________________
(указать условия приема, наличие документов:
__________________________________________________________________
о промежуточной аттестации, об основном общем образовании,
_________________________________________________________________.
сроки зачисления и другие условия)
4.5. При приеме в Учреждение обучающийся и (или) его родители
(лица, их заменяющие) должны быть ознакомлены с его Уставом и
другими документами, регламентирующими организацию
образовательного процесса.
4.6. Обучающиеся в Учреждении имеют право на:
получение бесплатного общего образования (начального,
основного, среднего (полного)) в соответствии с государственными
образовательными стандартами;
выбор формы образования;
обучение в рамках государственных образовательных стандартов
по индивидуальному учебному плану; ускоренный курс обучения;
получение дополнительных (в том числе платных) образовательных
услуг;
участие в управлении Учреждения в форме, определенной Уставом;
уважение человеческого достоинства, свободу совести и
информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным
планом.
4.7. Обучающиеся в Учреждении обязаны:
выполнять Устав Учреждения;
добросовестно учиться;
бережно относиться к имуществу Учреждения;
уважать честь и достоинство других обучающихся и работников;
выполнять требования работников Учреждения в части, отнесенной
Уставом и ______________________________________ к их компетенции.
(указать названия документов)
4.8. Другие права и обязанности обучающихся определяются _____
__________________________________________________________________
(указать названия документов)
_________________________________________________________________.
4.9. Обучающиеся могут быть отчислены из Учреждения в
следующих случаях _______________________________________________.
(указать основания отчисления, порядок)
4.10. Педагогические работники Учреждения имеют право:
защищать свою профессиональную честь и достоинство;
свободно выбирать и использовать методики обучения и
воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки
знаний обучающихся;
повышать свою квалификацию;
аттестоваться на добровольной основе на соответствующую
квалификационную категорию и получить ее в случае успешного
прохождения аттестации;
участвовать в управлении Учреждения в форме, определенной
Уставом;
на сокращенную рабочую неделю;
на удлиненный оплачиваемый отпуск;
на получение пенсии по выслуге лет в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации;
на длительный, сроком до 1 года, отпуск не реже чем через
каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и
условия предоставления отпуска определяются ______________________
__________________________________________________________________
(указать название документа)
на социальные льготы и гарантии, установленные
законодательством Российской Федерации, и дополнительные льготы,
предоставляемые Учредителем педагогическим работникам Учреждения.
4.11. Педагогические работники Учреждения обязаны:
удовлетворять требованиям соответствующих педагогических
характеристик;
выполнять Устав Учреждения и правила внутреннего трудового
распорядка;
выполнять условия трудового договора (контракта).
4.12. Комплектование персонала Учреждения осуществляется в
следующем порядке ________________________________________________
_________________________________________________________________.
4.13. Родители (лица, их заменяющие) имеют право:
защищать законные права и интересы детей;
выбирать формы обучения;
участвовать в управлении Учреждением в форме, определяемой его
Уставом;
знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с
оценками успеваемости обучающихся;
знакомиться с Уставом Учреждения и другими документами,
регламентирующими организацию образовательного процесса
_________________________________________________________________.
(если необходимо, указать дополнительные права)
4.14. Родители (лица, их заменяющие) обязаны:
нести ответственность за воспитание и обучение своих детей;
обеспечить ликвидацию обучающимся академической задолженности;
выполнять Устав Учреждения;
_________________________________________________________________.
(если необходимо, указать дополнительные обязанности)
V. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
5.1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с
Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об
общеобразовательном учреждении в Российской Федерации на принципах
демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих
ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития
личности.
Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания
принципов самоуправления коллектива и единоначалия.
5.2. Трудовой коллектив Учреждения составляют все граждане,
участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового
договора (контракта).
Полномочия трудового коллектива Учреждения осуществляются ____
_________________________________________________________________.
(общим собранием, конференцией)
5.3. _________________________________________________________
(общее собрание, конференция)
рассматривает и принимает Устав Учреждения, изменения и
дополнения, вносимые в него;
избирает Совет Учреждения, его председателя и определяет срок
их полномочий;
избирает директора Учреждения;
__________________________________________________________________
(если необходимо, указать другие полномочия)
(общее собрание, конференция) проводится не реже ___ раз(а) в
год.
(Если это будет конференция, то в Уставе необходимо указать,
кто и как на нее избирается.)
5.4. Общее руководство Учреждением осуществляет выборный
представительный орган — Совет Учреждения, который состоит из ____
_________________________________________________________________,
избираемый __________________________________________________.
(указать, кем и в каком порядке)
5.5. Совет Учреждения (полномочия): __________________________
5.6. Заседания Совета Учреждения созываются по мере
необходимости, но не реже одного раза в ____
Решения Совета Учреждения принимаются ________________________
______________________ голосованием.
(открытым, тайным)
Решения Совета Учреждения являются правомочными, если на его
заседании присутствовало не менее двух третей состава и за них
проголосовало не менее двух третей присутствовавших.
Решения Совета Учреждения, принятые в пределах его полномочий,
являются обязательными для администрации и всех членов трудового
коллектива Учреждения.
5.7. Непосредственное руководство Учреждением осуществляет
прошедший соответствующую аттестацию директор ____________________
_________________________________________________________________.
(избираемый трудовым коллективом, назначаемый учредителем и др.)
(Если директор Учреждения избирается, то указать, в каком
порядке.)
5.8. Директор Учреждения без доверенности действует от имени
Учреждения, представляет его интересы, распоряжается в
установленном порядке имуществом Учреждения, заключает договоры, в
том числе трудовые контракты, выдает доверенности, открывает в
банках расчетные и другие счета, пользуется правом распоряжения
средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания,
обязательные для всех работников Учреждения (можно указать и
другие полномочия).
VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
6.1. Финансирование Учреждения осуществляется Учредителем в
соответствии с заключенным между ними договором на основе ________
_________________________________________________________________,
(государственных, в т.ч. ведомственных и местных нормативов)
отделяемых в расчете на одного обучающегося.
6.2. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов
Учреждения являются:
собственные средства Учредителя;
бюджетные и внебюджетные средства;
имущество, переданное Учреждению собственником или
уполномоченным им органом;
средства родителей (лиц, их заменяющих), добровольные
пожертвования других физических и юридических лиц;
доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от
других видов разрешенной самостоятельной деятельности;
кредиты банков и другие кредиты;
другие источники в соответствии с действующим
законодательством.
Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут
быть изъяты у Учреждения или зачислены Учредителем в объем
финансирования следующего года.
Валютные средства, полученные Учреждением от
внешнеэкономической деятельности, используются им в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
6.3. ______________________________________________ закрепляет
(Учредитель)
за Учреждением на праве оперативного управления имущество согласно
акту приема — передачи.
Имущество Учреждения, закрепленное за ним на праве
оперативного управления, является _______________________________.
(указать, чья собственность)
Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за
ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с
назначением имущества, уставными целями деятельности,
законодательством РФ и договором между учреждением и _____________
_________________________________________________________________.
(Учредителем, собственником (органом, им уполномоченным))
6.4. Учреждению принадлежит право собственности на денежные
средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему
физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или
по завещанию; на продукты интеллектуального и творческого труда,
являющиеся результатом его деятельности; а также на доходы от
собственной деятельности Учреждения и приобретенные на эти доходы
объекты собственности.
6.5. Учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися
финансовыми средствами.
Учреждение устанавливает работникам ставки заработной платы
(должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки в
соответствии с тарифно — квалификационными требованиями и на
основании решения аттестационной комиссии; определяет виды и
размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера
в пределах средств, направляемых на оплату труда, а также штатное
расписание.
6.6. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися
в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему
собственностью. При недостаточности у Учреждения средств
ответственность по его обязательствам несет Учредитель в порядке,
определяемом законодательством РФ.
VII. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
7.1. Деятельность Учреждения регламентируется следующими
видами локальных актов:
приказами и распоряжениями директора Учреждения;
правилами внутреннего распорядка;
положением о выборах директора Учреждения (если директор
избирается и порядок избрания определяется положением);
положением о порядке и условиях предоставления длительного
отпуска за непрерывную преподавательскую работу;
_________________________________________________________________.
(если необходимо, указать другие акты)
7.2. При необходимости регламентации деятельности Учреждения
иными локальными актами, не перечисленными в статье 7.1 настоящего
Устава, они подлежат регистрации в качестве дополнений к Уставу.
7.3. Локальные акты Учреждения не могут противоречить
настоящему Уставу.
VIII. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ
8.1. Деятельность Учреждения может быть прекращена путем
реорганизации или ликвидации.
8.2. При реорганизации (изменении организационно — правовой
формы, статуса) Учреждения его Устав, лицензия и свидетельство о
государственной аккредитации утрачивают силу.
8.3. Ликвидация Учреждения осуществляется в случаях и порядке,
установленном законодательством РФ.
8.4. При ликвидации или реорганизации Учреждения,
осуществляемых, как правило, по окончании учебного года,
Учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в
другие общеобразовательные учреждения по согласованию с их
родителями (лицами, их заменяющими).
При ликвидации Учреждения денежные средства и иные объекты
собственности, принадлежащие ему на праве собственности, за
вычетом платежей по покрытию обязательств, направляются на цели
развития образования в соответствии с Уставом Учреждения.

ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Дошкольное образовательное учреждение ___________________
_________________________________________________________________,
(полное наименование, N __)
в дальнейшем именуемое ДОУ, создано на основании _________________
__________________________________________________________________
(решение, постановление, приказ)
от «__» ______ 199_ года, N ______________________________________
(полное наименование учредителя)
и является _______________________________________________________
(государственное, муниципальное)
учреждением __________________________________________________
(наименование вида: общеразвивающее, компенсирующее;
__________________________________________________________________
комбинированное; ухода,
_________________________________________________________________.
присмотра и оздоровления)
———————————
Заполняется аккредитованным ДОУ.
1.2. ДОУ расположено ________________________________________.
(адрес: фактический; юридический)
1.3. Учредитель(ли) ДОУ ______________________________________
(наименование)
Юридический адрес Учредителя (учредителей) __________________.
1.4. ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую и
хозяйственно — экономическую деятельность в соответствии с Законом
Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительством
Российской Федерации от «___» _________ 199__ года N __;
законодательством Российской Федерации, другими нормативными
актами, договором между учредителем и ДОУ; настоящим Уставом.
1.5. Деятельность ДОУ направлена на реализацию основных задач
дошкольного образования: на сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей; физическое, интеллектуальное и
личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных
особенностей; оказание помощи семье в воспитании детей и
материальной поддержки, гарантированной государством.
1.6. Задачи ДОУ конкретизируются в зависимости от его вида;
приоритетных направлений образовательного процесса ______________.
(задачи ДОУ)
1.7. ДОУ является юридическим лицом, имеет самостоятельный
баланс, обособленное имущество; расчетный, валютный и другие счета
в банковских и иных кредитных учреждениях; печать и штамп со своим
наименованием, бланки и другие реквизиты.
1.8. ДОУ приобретает права юридического лица в части ведения
уставной финансово — хозяйственной деятельности, направленной на
подготовку образовательного процесса, с момента регистрации.
1.9. ДОУ осуществляет образовательную деятельность и
приобретает права на льготы, предоставляемые законодательством
Российской Федерации, с момента выдачи ему лицензии (разрешения)
на образовательную деятельность; аккредитуется в заявительном
порядке на основании заключения по его аттестации.
Аттестация ДОУ проводится ___________________________________.
(периодичность; сроки проведения)
1.10. ДОУ может открывать свои филиалы и отделения с
предоставлением им полностью (или частично) правомочий
юридического лица, в том числе самостоятельного баланса и
собственных счетов в банковских и других кредитных учреждениях
(или на иных условиях) ___________________________________________
_________________________________________________________________.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1. Порядок комплектования детьми ДОУ: ______________________
Примечание. Контингент воспитанников формируется в
соответствии с их возрастом и видом дошкольного образовательного
учреждения; количество групп в ДОУ определяется в зависимости от
санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной
наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного
финансирования.
В ДОУ функционируют группы: __________________________________
(наименование, количество групп)
наполняемость групп детьми:
до 1 года ______________ детей;
(количество)
от 1 года до 3 лет ______________ детей;
(количество)
от 3 лет до 7 лет ______________ детей;
(количество)
разновозрастная группа ______________ детей.
(количество)
Примечание. Предельная наполняемость групп детьми определена в
Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении в
Российской Федерации (за счет средств учредителя наполняемость
групп может быть сокращена).
В ДОУ принимаются дети в возрасте ____________________________
_________________________________________________________________.
(от 2 месяцев до 7 лет включительно)
2.2. Прием производится на основании следующих документов ____
_________________________________________________________________.
(путевка, медицинские документы, иные документы)
2.3. Прием в ДОУ детей, имеющих отклонения в развитии, и
определение периода их пребывания в нем осуществляется на
основании решения психолого — педагогической консультации,
действующей при _________________________________________________.
(наименование органа местного самоуправления)
2.4. В ДОУ в первую очередь принимаются дети работающих
одиноких родителей; учащихся матерей; инвалидов I и II групп; дети
из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, отцы
которых находятся на действительной службе в Вооруженных Силах;
дети военнослужащих, уволенных с военной службы, дети безработных,
беженцев и вынужденных переселенцев; студентов.
2.5. ДОУ предоставляет дополнительные льготы по приему детей
_________________________________________________________________,
(наименование льгот)
установленные ____________________________________________________
_________________________________________________________________.
(орган местного самоуправления, учредитель, иные органы власти)
2.6.Тестирование детей при приемке их в ДОУ, переводе в
следующую возрастную группу не проводится.
2.7. При приеме заключается договор между ДОУ и родителями
(лицами, их заменяющими) ребенка, подписание которого является
обязательным для обеих сторон.
2.8. Отчисление ребенка из ДОУ может производиться в следующих
случаях:
по заявлению родителей (лиц, их заменяющих);
по медицинским показаниям;
за несвоевременную плату родителей (лиц, их заменяющих) за
содержание ребенка в ДОУ;
за невыполнение условий договора между ДОУ и родителями
(лицами, их заменяющими) ребенка ________________________________.
(условия)
2.9. Режим работы ДОУ установлен учредителем, исходя из
потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования ДОУ и
является следующим: ______________________________________________
(рабочая неделя: пятидневная, шестидневная;
__________________________________________________________________
длительность работы ДОУ: 10,5 часов; 12 — 14 часов; 24 часа;
_________________________________________________________________.
ежедневный график работы ДОУ)
2.10. Режим работы групп ДОУ: ________________________________
_________________________________________________________________.
(наименование групп, часы работы)
Допускается посещение детьми дошкольного образовательного
учреждения по индивидуальному графику.
2.11. Порядок посещения ребенком ДОУ по индивидуальному
графику определяется в договоре между ДОУ и родителями (лицами, их
заменяющими) каждого ребенка.
2.12. Медицинское обслуживание ДОУ осуществляется органом
здравоохранения __________________________________________________
(наименование органа здравоохранения)
на основании ________________________________________________.
(договора, приказа, контракта)
За ДОУ закреплен (или состоит в штате) следующий медицинский
персонал _________________________________________________________
(наименование должностей, количество штатных
_________________________________________________________________.
единиц; закрепленных единиц)
2.13. Медицинские услуги в пределах функциональных
обязанностей медицинского персонала ДОУ оказываются бесплатно.
Дополнительные медицинские услуги оплачиваются родителями
(лицами, их заменяющими, учредителем, спонсором и др.).
2.14. Работники ДОУ периодически проходят медицинское
обследование ____________________________________________________.
(сроки обследований) (не реже 1 раза в год)
Медицинские обследования проводятся за счет учредителя _______
__________________________________________________________________
(наименование медицинского учреждения, проводящего медицинское
_________________________________________________________________.
обследование работников ДОУ)
2.15. Организация питания в ДОУ осуществляется заведующим ДОУ.
2.16. Продукты питания приобретаются в _______________________
__________________________________________________________________
(торгующие организации: государственные, кооперативные и т.д.)
при наличии разрешения служб санитарно — эпидемиологического
надзора на их использование в ДОУ.
2.17. ДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное
питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания
в ДОУ по нормам, утвержденным ____________________________________
(название нормативного документа
_________________________________________________________________.
по питанию детей; организации, утвердившей нормы питания)
2.18. Устанавливается следующая кратность питания детей ______
_________________________________________________________________.
(трехразовое, четырехразовое и т.д.)
2.19. Питание детей в ДОУ осуществляется в соответствии с
примерным меню ___________________________________________________
(семидневным, десятидневным. ),
разработанным (рекомендованным, согласованным) _______________
_________________________________________________________________.
(наименование организации, рекомендовавшей
меню детского питания)
2.20. Контроль за качеством питания (разнообразием),
витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной
обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, за санитарным
состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков
реализации и продуктов возлагается на медицинский персонал ДОУ.
3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1. Обучение и воспитание в ДОУ ведется на __________________
_______________________________________ языке.
(наименование языка)
3.2. ДОУ самостоятельно в выборе форм, средств и методов
обучения и воспитания в пределах, определенных Законом Российской
Федерации «Об образовании».
3.3. Содержание дошкольного образования определяется
программой (программами, в т.ч. авторскими) ______________________
__________________________________________________________________
(наименование программы)
(разработанной в соответствии с государственным
образовательным стандартом, примерными образовательными
программами), утвержденной ______________________________________.
(указать, кем утверждена программа)
3.4. Образовательная программа (программы) реализуется(ются) с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3.5. ДОУ организует работу по следующим приоритетным
направлениям развития детей сверх требований государственного
образовательного стандарта _______________________________________
_________________________________________________________________.
(интеллектуальное, физическое, художественно —
эстетическое, иное)
3.6. ДОУ в соответствии со своими уставными задачами,
потребностями семьи осуществляет следующие дополнительные платные
образовательные услуги: __________________________________________
(обучение иностранному языку,
__________________________________________________________________
изобразительной деятельности, техническому труду, ритмике,
__________________________________________________________________
фигурному катанию и др.)
лечебно — профилактические, медицинские платные дополнительные
услуги ___________________________________________________________
(наименование услуг: массаж, фитотерапия, физиотерапия,
_________________________________________________________________.
дието — кислородотерапия, долечивание по назначению
врача, иное)
3.7. ДОУ может устанавливать последовательность,
продолжительность деятельности детей, сбалансированность ее видов,
исходя из условий ДОУ, содержание образовательных программ _______
_________________________________________________________________.
3.8. ДОУ устанавливает максимальный объем нагрузки детей во
время занятий, соответствующий требованиям государственного
образовательного стандарта: ______________________________________
_________________________________________________________________.
(виды занятий; количество их в неделю;
продолжительность и иное)
4. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
(ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ)
4.1. Частниками образовательного процесса в ДОУ являются
воспитанники, педагогические работники учреждения, родители (лица,
их заменяющие) воспитанников.
4.2. Взаимоотношения участников строятся на основе
сотрудничества, уважения личности, приоритета общечеловеческих
ценностей.
Права и обязанности участников образовательного процесса
4.3. Права воспитанников:
ДОУ обеспечивает права каждого ребенка в соответствии с
Конвенцией о правах ребенка, принятой 44-й сессией Генеральной
Ассамблеи ООН, и действующим законодательством.
Ребенку гарантируется:
охрана жизни и здоровья;
защита от всех форм физического и психического насилия;
защита его достоинства;
удовлетворение потребностей в эмоционально — личностном
общении;
удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне,
отдыхе и др.) в соответствии с его возрастом и индивидуальными
особенностями развития;
развитие его творческих способностей и интересов;
получение помощи в коррекции имеющихся отклонений в развитии;
образование в соответствии с государственным образовательным
стандартом;
получение дополнительных (в том числе платных) образовательных
и медицинских услуг;
предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий.
4.4. Родители (лица, их заменяющие) имеют право:
выбирать образовательную программу из числа используемых в
работе с детьми в ДОУ;
защищать права и интересы ребенка;
принимать участие в работе Совета педагогов ДОУ с правом
совещательного голоса;
вносить предложения по улучшению работы с детьми, в том числе
по организации дополнительных (платных) образовательных и
медицинских услуг;
присутствовать в группе, которую посещает ребенок, на
условиях, определенных договором между ДОУ и родителями;
выбирать педагога для работы с ребенком при наличии
соответствующих условий в ДОУ;
ходатайствовать об отсрочке родительской платы или ее
уменьшении перед учредителем, заведующим ДОУ;
заслушивать отчеты заведующего ДОУ и педагогов о работе с
детьми;
досрочно расторгать договор между ДОУ и родителями.
Родители (лица, их заменяющие) обязаны:
выполнять Устав ДОУ;
соблюдать условия договора между ДОУ и родителями (лицами, их
заменяющими) каждого ребенка;
оказывать ДОУ посильную помощь в реализации его уставных
задач;
вносить плату за содержание ребенка в ДОУ в установленном для
конкретной семьи размере ________________________________________.
(срок оплаты)
4.5. Педагог ДОУ имеет право:
участвовать в работе Совета педагогов;
избирать и быть избранным председателем Совета педагогов ДОУ;
выбирать, разрабатывать и применять образовательные программы
(в том числе авторские); методики обучения и воспитания; учебные
пособия и материалы;
защищать свою профессиональную честь и достоинство;
требовать от администрации ДОУ создания условий, необходимых
для выполнения должностных обязанностей, повышения квалификации;
повышать квалификацию; профессиональное мастерство;
аттестовываться на основе соискательства на соответствующую
квалификационную категорию;
участвовать в научно — экспериментальной работе;
распространять свой педагогический опыт, получивший научное
обоснование;
получать социальные льготы и гарантии, установленные
законодательством Российской Федерации; дополнительные льготы,
предоставляемые педагогическим работникам местными органами власти
и управления, учредителем, администрацией ДОУ.
4.6. Педагог ДОУ обязан:
выполнять Устав ДОУ;
соблюдать должностные инструкции, Правила внутреннего
распорядка ДОУ;
охранять жизнь и здоровье детей;
защищать ребенка от всех форм физического и психического
насилия;
сотрудничать с семьей по вопросам воспитания и обучения
ребенка;
обладать профессиональными умениями, постоянно их
совершенствовать.
5. УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
5.1. Управление ДОУ осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации на принципах
демократичности, открытости, профессионализма.
5.2. Вмешательство в деятельность ДОУ политических партий,
общественных и религиозных организаций не допускается.
5.3. Порядок комплектования ДОУ кадрами.
5.4. Непосредственное руководство и управление ДОУ
осуществляет заведующий.
Заведующий ___________________________________________________
(избран коллективом ДОУ; избран коллективом ДОУ с
__________________________________________________________________
предварительным согласованием кандидатуры с учредителем;
__________________________________________________________________
избран коллективом ДОУ с последующим утверждением учредителем;
назначен учредителем; нанят учредителем по контракту)
_________________________________________________________________.
(дата, N приказа, решения о назначении)
5.5. Заведующий ДОУ:
несет ответственность перед государством, обществом и
учредителем за деятельность ДОУ в пределах своих функциональных
обязанностей;
издает приказы, распоряжения по ДОУ и другие локальные акты,
обязательные к исполнению работниками ДОУ;
представляет ДОУ во всех государственных, кооперативных,
общественных организациях, учреждениях, предприятиях, действует от
имени ДОУ без доверенности;
распоряжается имуществом и средствами ДОУ;
открывает счета в кредитно — банковских учреждениях; выдает
доверенности;
осуществляет подбор, прием на работу и расстановку
педагогических кадров и обслуживающего персонала; увольняет с
работы, налагает взыскания и поощряет работников ДОУ в
соответствии с законодательством о труде;
составляет штатное расписание ДОУ; заключает от имени ДОУ
договоры, в том числе договор между ДОУ и родителями (лицами, их
заменяющими) каждого ребенка;
организует аттестацию работников ДОУ;
формирует контингент воспитанников ДОУ;
создает условия для реализации образовательных программ;
осуществляет прием детей и комплектование групп детьми в
соответствии с их возрастом, состоянием здоровья, индивидуальными
особенностями в порядке, установленном Уставом;
осуществляет взаимосвязь с семьями воспитанников;
общественными организациями, другими образовательными учреждениями
по вопросам дошкольного образования;
представляет учредителю и общественности отчеты о деятельности
ДОУ.
5.6. Общее руководство ДОУ осуществляет Общее собрание ДОУ.
Общее собрание ДОУ:
определяет направления экономической деятельности ДОУ: _______
__________________________________________________________________
вносит предложения учредителю по улучшению
финансово — хозяйственной деятельности ДОУ;
определяет форму и систему оплаты труда, размеры доплат и
надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера в
пределах имеющихся у ДОУ средств на оплату труда;
определяет порядок и условия предоставления социальных
гарантий и льгот _________________________________________________
(сокращенную рабочую неделю; удлиненный
__________________________________________________________________
оплачиваемый отпуск; длительный отпуск (сроком до одного года)
педагогическим работникам; иное)
утверждает ___________________________________________________
(Устав ДОУ; договор между ДОУ и родителями
__________________________________________________________________
(лицами, их заменяющими) ребенка; правила внутреннего
__________________________________________________________________
трудового распорядка; годовой план ДОУ; годовые
__________________________________________________________________
и квартальные финансовые отчеты и иное)
вносит изменения и дополнений в Устав ДОУ.
5.7. Общее собрание ДОУ собирается ___________________________
_________________________________________________________________.
(не реже 1 раза в год; иное)
5.8. Общее собрание считается правомочным, если на нем
присутствует
__________________________________________________________________
(не менее половины работников ДОУ; иное)
работников ДОУ.
5.9. Решение Общего собрания считается принятым, если за него
проголосовало ____________________________________________________
__________________________ присутствующих и является обязательным.
(количество голосов)
5.10. В состав Общего собрания могут входить с правом
решающего голоса _________________________________________________
__________________________________________________________________
совещательного голоса _______________________________________.
5.11. Для ведения Общего собрания открытым голосованием
избираются его председатель и секрет

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.