Ук рф для юр лиц

Уголовная ответственность юридических лиц: быть или не быть

23 марта текущего года заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков внес на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект 1 об уголовной ответственности юридических лиц (далее – Законопроект). Согласно Законопроекту, наказывать юридических лиц планируется за широкий спектр преступлений – от торговли людьми до дачи взятки. Кроме того, предполагается, что нести уголовную ответственность будут все юридические лица, за исключением государственных и муниципальных, – как российские, так и иностранные, а также международные организации.

Как пояснил порталу ГАРАНТ.РУ Александр Ремезков, идея распространения уголовной ответственности на организации не нова. За рубежом такой вид ответственности юридических лиц существует довольно давно и в последнее время применяется все шире. Этот институт действует во всех странах англо-американского права, в том числе в Великобритании, Ирландии, США, Канаде, Австралии, в странах континентального права – государствах Евросоюза, а также в Китае и ряде стран Ближнего Востока (Иордания, Ливан, Сирия). Прижился этот институт и на постсоветском пространстве – в Грузии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии, Молдове, Украине. Кроме того, принципы уголовного наказания организаций за преступную деятельность заложены и в ряде международных норм, признаваемых, в том числе, и нашей страной, например в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции.

В России эта тема периодически обсуждалась на разных уровнях, но предложения так и не были реализованы. Так, в 1994 году, в проекте УК РФ, подготовленном Минюстом России и Государственно-правовым управлением Президента РФ, содержались положения об уголовной ответственности компаний, однако законодатель на том этапе их не реализовал. Позднее, в 2011 году, с аналогичной инициативой выступил Следственный Комитет. Документ выносился на общественное обсуждение, но в Госдуму так и не попал. Как пояснил Александр Ремезков, нынешняя инициатива развивает и дополняет концепцию, предложенную ранее Следственным Комитетом, а текст Законопроекта был подготовлен во взаимодействии с ним. Предложение поддержали также Росфинмониторинг и Банк России.

Цели института уголовной ответственности юридических лиц

Ремезков объясняет необходимость преследовать в уголовном порядке не только физических лиц, но и организации целым рядом социально-экономических факторов. Так, предполагается, что угроза применения мер уголовного характера сделает более строгим внутренний контроль в коммерческих структурах и предприятиях, и это усилит их заинтересованность в соблюдении требований закона, даже вопреки экономическим интересам. А угроза репутации компании поможет менеджерам справиться с соблазном обойти закон.

Кроме того, наведение порядка в сфере бизнеса, по замыслу автора Законопроекта, позволит повысить инвестиционную привлекательность российского рынка. Введение новых механизмов также облегчит применение правовых мер по отношению к организациям, причастным к незаконному выводу капиталов и активов за рубеж и ускорит их возвращение в Россию. Кроме того, новый закон призван создать эффективный инструментарий борьбы с фиктивными юридическими лицами.

Кто в соответствии с Законопроектом может быть привлечен к уголовной ответственности

По сравнению с проектом 2011 года круг юридических лиц, подлежащих уголовному преследованию, планируется значительно расширить за счет работающих в пределах России иностранных юридических лиц и международных организаций. Кроме того, Законопроектом подразумевается ответственность обособленных подразделений иностранных компаний. Наказывать российские организации, совершившие преступление за рубежом, планируется только в том случае, если они не были осуждены по законам иностранных государств.

Согласно документу организационно-правовая форма компании для привлечения к ответственности значения не имеет, однако государственные и муниципальные учреждения и предприятия подвергать уголовно-правовым мерам воздействия не планируется.

Антон Матюшенко, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»:

«В соответствии с российским законодательством филиалы и представительства организаций не самостоятельны и выступают в обороте от имени учредителя (то же касается и иностранных компаний, действующих на территории нашей страны через свои подразделения). Учитывая этот факт, ответственность за действия своего филиала будет нести иностранная компания-учредитель по законам государства, в чьей юрисдикции она зарегистрирована. Этому послужит механизм, позволяющий Генеральной прокуратуре РФ направлять материалы возбужденных в России уголовных дел в компетентные органы иностранного государства. Аналогичный порядок предусматривается и для российских организаций, совершивших преступления за пределами России.

При этом в случаях, предусмотренных международным договором, либо исходя из принципа взаимности, дело можно будет рассматривать на территории России, а приговор направлять в иностранное государство для принудительного исполнения».

Факт привлечения организации к ответственности за противоправное деяние не означает, что причастные к этому же преступлению физические лица смогут избежать наказания. Аналогичное правило существует и при привлечении к административной ответственности: за одно и то же деяние наказываются и организация, и ее должностное лицо (п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ). Одновременно человек, впервые совершивший нетяжкое преступление в интересах организации и не получивший при этом личной выгоды, может быть освобожден от ответственности. Однако основным условием этого является осуждение юридического лица.

Отдельное внимание Законопроект уделяет фиктивным юридическим лицам: так называемым фирмам-«однодневкам» и фирмам-«прокладкам». Они не рассматриваются авторами в качестве самостоятельных субъектов уголовного преследования. Совершаемые от имени фиктивных юридических лиц сделки вменяются в вину их инициаторам, а не тем лицам, которые в документах значатся учредителями и руководителями таких компаний. Документ оригинально решает судьбу таких фиктивных организаций. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что причастная к преступлению компания является фиктивной, то запись о ее регистрации по решению суда подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц без дальнейшего уголовного преследования. Их имущество будет передано законным владельцам, а при отсутствии таковых – обращено в доход государства.

Вина и ответственность юридических лиц

Документ своеобразно подходит к определению вины юридических лиц. Согласно Законопроекту, юридическое лицо будет признано виновным не только в случае совершения преступных действий от своего имени, но и в случае совершения в интересах компании наказуемого деяния даже без ведома ее руководства. К примеру, компания будет признана виновной, если преступное деяние от ее имени совершило лицо, не являющееся ее руководителем. Кроме того, организация понесет уголовное наказание за деяние, совершенное лицом, действовавшим на основании выданной доверенности, а также если преступление было совершено третьими лицами с ведома уполномоченного лица. При этом предполагается, что вина организации в преступлении отсутствует, если были предприняты все зависящие от нее меры по недопущению преступления, однако реальная возможность не допустить его отсутствовала.

Кроме того, соучастниками в преступлении, в соответствии с Законопроектом, могут быть не только физические, но и юридические лица, при том, что совместное участие физических и юридических лиц в преступлении соучастия не образует. Организация может выступать в роли исполнителя, организатора и пособника преступления.

Юрлица могут быть освобождены от уголовной ответственности в связи с добровольным отказом ими от совершения преступления до начала противоправных действий, либо в связи с деятельным раскаянием. Во втором случае виновное лицо освобождается от ответственности при одновременном соблюдении ряда условий, таких как совершение деяния впервые и отнесение его к категории небольшой или средней тяжести. Кроме того, такое лицо должно самостоятельно сообщить о преступлении в органы власти до того, как было возбуждено уголовное дело и возместить причиненный ущерб.

Какие виды наказаний могут быть назначены

Законопроект предусматривает широкий выбор основных и дополнительных видов наказаний, назначаемых судом юрлицам–преступникам. Предполагается, что вид и размер наказания будет определяться судом с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, принятых организацией мер для недопущения преступления, а также характеристик самого юрлица: будут учитываться его прошлые судимости, благотворительная и иная общественно полезная деятельность.

В качестве исключительных мер наказания, которые могут быть назначены юридическим лицам, причастным к совершению особо тяжких преступлений, Законопроект допускает применение таких наказаний, как принудительная ликвидация, а для нарушителей, имеющих иностранную «прописку», – запрет на осуществление деятельности на территории России. Российские филиалы иностранных компаний и международных организаций при этом могут быть принудительно ликвидированы. Оставшуюся после удовлетворения требований кредиторов часть имущества, принадлежащего этим юрлицам, автор Законопроекта предлагает обращать в доход государства. Эти наказания применяются при невозможности использования более мягкого вида наказания с учетом тяжести совершенного деяния, а также характера наступивших последствий. Ликвидацию компании предлагается назначать за совершение особо опасных преступлений против личности, общественной безопасности и мира, такие как торговля людьми, отмывание преступных доходов и террористический акт.

За менее опасные преступления предусмотрено наказание в виде штрафа. Его размер по Законопроекту варьируется от 200 тыс. до 30 млн руб. или назначается в размере, кратном полученному преступному доходу, но не более 500% от этой суммы. Определяется, что при назначении штрафа помимо иных оснований назначения наказания учитывается имущественное положение виновного юридического лица.

Инициатива предлагает лишать организации лицензий, квот, преференций или льгот, в связи с использованием которых преступление было совершено, причем бессрочно. Аналогичный принцип применяется и по отношению к наказанию в виде лишения юрлица права заниматься определенным видом деятельности: под запрет попадет деятельность, в связи с осуществлением которой было совершено преступление. Однако такой вид наказания назначается на срок от полугода до трех лет.

Меры, направленные на должное исполнение наказания

Инициатива предусматривает ряд положений, предотвращающих уклонение организации от исполнения наказания. Например, с момента возбуждения уголовного дела и до исполнения наказания не допускается совершение фиктивных сделок, преследующих цель вывода активов компании. Так, запрещена добровольная ликвидация или реорганизация осужденного юрлица. Нельзя будет совершать сделки с имуществом организации, превышающим 25% общей стоимости ее активов, без предварительного их согласования с уполномоченным федеральным органом государственной власти. А в случае реорганизации или добровольной ликвидации юрлица, произведенных до вынесения обвинительного приговора, наказание будут нести его правопреемники или иные лица, ставшие владельцами имущества осужденной организации. Однако планируется, что обязательным условием распространения ответственности на третьих лиц станет их осведомленность о преступных деяниях реорганизованного или ликвидированного лица, а также если будет установлено, что передача полномочий или упразднение организации совершались с целью уклонения от исполнения наказания.

Антон Матюшенко, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»:

«Опираясь на опыт оказания мною юридической помощи представителям бизнеса, могу сказать прямо: давление на бизнес со стороны правоохранительных органов в связи с принятием законопроекта возможно. Пример можно привести простой – запрет заключения под стражу предпринимателей (ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ). Данная норма постоянно нарушается как правоохранительными органами, так и судом».

Помимо названных, автор Законопроекта, для обеспечения конфискации имущества и иных имущественных взысканий, предлагает применять такую меру, как наложение ареста на имущество. А в случае уклонения от соблюдения юрлицом этой меры – налагать на нарушителя денежное взыскание в размере от 100 тыс. до 3 млн руб.

Кроме этого, Законопроект предусматривает для юрлиц такое негативное последствие привлечения к уголовной ответственности, как судимость. Предполагается, что непогашенная судимость организации позволит добросовестным участникам коммерческого оборота проявлять большую осмотрительность при выборе контрагента. В том числе, это обстоятельство будет учитываться органами государственной власти и местного самоуправления при проведении приватизации или осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд.

Общественно-опасные деяния, за совершение которых предполагается привлекать юридических лиц к ответственности

Законопроект допускает возможность привлечения организации к уголовной ответственности только за те деяния, за которые Особенной частью УК РФ будет прямо предусмотрено наказание, применяемое к юридическим лицам. Предлагается устанавливать такое наказание лишь за те преступления, обязанность введения ответственности юридических лиц за которые предусмотрена международными правовыми актами, ратифицированными Россией, а также за отдельные сопутствующие им преступные деяния.

По словам Александра Ремезкова, обязанность уголовного преследования организаций за преступления коррупционной направленности таких, как коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), а также за легализацию доходов, полученных от этих преступлений, предусмотрена актами Совета Европы и ООН, ратифицированными нашей страной еще в 2006 году. Обязательства государств-участников ООН ввести санкции для юридических лиц за причастность к преступлениям, направленным на финансирование и иные формы поддержки терроризма и экстремизма, предусмотрены Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма. А обязанность установить ответственность юридических лиц за неправомерные доступ к компьютерной информации и ее изменение, а также за торговлю людьми и организацию незаконной миграции сформулирована в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Все эти акты также были ратифицированы нашей страной, а следовательно, обязательны к исполнению.

Предполагается, что уголовная ответственность юрлиц будет наступать по ряду статьей УК РФ, таких, как:

  • торговля людьми (ст. 127.1);
  • использование рабского труда (ст. 127.2);
  • легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174);
  • коммерческий подкуп (ст. 204);
  • террористический акт (ст. 205);
  • массовые беспорядки (ст. 212);
  • изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1);
  • нарушение правил международных полетов (ст. 271);
  • неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272);
  • посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277);
  • насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278);
  • публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);
  • дача взятки (ст. 291);
  • организация незаконной миграции (ст. 322.1) и т. д.

Процедура привлечения к уголовной ответственности и исполнения наказания

Предварительное следствие по уголовным делам в отношении юридических лиц Законопроектом отнесено к компетенции Следственного Комитета. Производство по уголовным делам планируется осуществлять по действующим правилам, с учетом некоторых нюансов. Так, в качестве нового источника доказательств Законопроектом определяется возражение юридического лица против подозрения, обвинения или гражданского иска, представляемое следователю или суду в письменной форме. В возражении указываются обстоятельства и выводы следствия, с которыми не согласны представители компании, а также приводятся доводы, опровергающие их.

Предполагается, что юрлица будут выступать в судопроизводстве в качестве подозреваемого, обвиняемого или гражданского ответчика. Права и обязанности в уголовном судопроизводстве от имени юридического лица будет осуществлять представитель, который может быть определен самим юридическим лицом либо назначен следователем. Участие представителя подозреваемого и обвиняемого юридического лица в уголовном судопроизводстве обязательно. Задумано, что таким представителем может быть руководитель организации или иное уполномоченное лицо, действующее, например, на основании договора или доверенности.

Инициатива допускает объединение в рамках одного уголовного дела производство в отношении юридических и физических лиц. Однако с организацией, в отличие от гражданина, не будет допускаться заключение досудебного соглашения о сотрудничестве.

***

Несмотря на неоднозначную оценку Законопроекта общественностью и рядом представителей бизнес-сообщества, эксперты не склонны сгущать краски, указывая на ряд его положительных сторон, таких, как декриминализация экономики страны и повышение ее привлекательности для инвесторов. Законопроект имеет все шансы приобрести форму закона, однако до этого велика вероятность его серьезной трансформации.

Регистрация юридических лиц VS уголовная ответственность

Добрый день, коллеги! До 2012 года ситуация с регистрацией юридических лиц носила достаточно хаотичный характер с позиции государственного контроля за данной процедурой. Что, несомненно, помогало создавать фирмы-однодневки, используемые для осуществления фиктивной деятельности или же для обналичивания денежных средств, ухода от налогов, получения незаконной налоговой выгоды. Существовала и вторая сторона данного явления – наличие в ЕГРЮЛ большого числа недействующих юридических лиц.

Кроме того, поскольку со стороны государства отсутствовал должный контроль за достоверностью сведений, вносимых в юридическом лице в ЕГРЮЛ, данное явление также позволяло проводить рейдерские захваты фирм, выводить имущество в свою пользу путем совершения мошеннических действий.

Однако, в конце 2011 года Федеральным законо м от 07.12.2011 № 419-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) был дополнен ст. 173.1 и 173.2, устанавливающими уголовную ответственность:

  • за незаконное образование юридического лица через подставных лиц (ст. 173.1 УК РФ);
  • за предоставление подставным лицом и приобретение у подставного лица документов для образования юридического лица (ст. 173.2 УК РФ).

Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были внесены изменения в названные статьи УК РФ, которые расширили круг уголовно наказуемых обстоятельств использования подставных лиц в юридическом лице (например, купля-продажа доли в уставном капитале юридического лица, дарения или иного переоформления).

Статья 173.1 УК РФ предусматривает ответственность за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, а также представление в регистрирующий орган сведений, повлекших внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах.

При этом, под подставными лицами понимаются: учредители юридического лица или органами управления юридического лица, введенные в заблуждение или без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ, а также лица, являющиеся органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.

Таким образом, необходимо учитывать, что само по себе создание юридического лица (первичная регистрация, реорганизация) с использованием подставных лиц является уголовно наказуемым деянием, независимо от цели такого создания.

Что касается подставных лиц, то необходимо отметить, что под данную категорию попадают прежде всего номинальные директора, т.е. лица, которые формально находятся в ЕГРЮЛ в качестве директоров, получающие некоторое вознаграждение (либо без него), но реальные функции управления юридическим лицом не осуществляющие.

Аналогично касается и учредителей юридического лица, без ведома которых или же путем введения в заблуждение было зарегистрировано юридическое лицо.

То есть сам факт использования в регистрации юридического лица, включая смену учредителей, руководителей в данном юридическом лице, с использованием номинальных директоров, либо подставных учредителей, является основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Соответственно, такие процедуры как «альтернативная ликвидация» (когда в юридическом лице меняется руководство, учредители, а само лицо выводится в другой регион), также являются потенциально опасными и влекут риск наступления негативных правовых последствий.

Кроме того, необходимо обратить внимание на процедуру смены адреса места нахождения юридического лица, либо на предоставление сведений о месте нахождения юридического лица в случае государственной регистрации создания юридического лица.

Согласно п.2, п.3 Письма ФНС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088 регистрирующим органам предписано при выявлении ложных сведений об адресе месте нахождения юридического лица, направлять соответствующие материалы в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в рамках ст. 170.1, 173.1, 173.2 УК РФ.

Таким образом, в настоящее время государство имеет определенные механизмы контроля и реагирования на случаи выявления фактов о нахождении юридических лиц по адресам массовой регистрации, либо о лицах, являющихся учредителями или номинальными директорами одновременно в нескольких юридических лицах. Повторюсь, что потенциально любая процедура создания юридического лица, любая процедура внесения сведений в ЕГРЮЛ, если данные действия сопряжены с использованием подставных лиц, будет являться основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Вопрос остается только с определением вины лица, осуществившего подготовку документов и подачу их на государственную регистрацию. Естественно вина учитывается только в форме прямого умысла. Поэтому, полагаю, что с большей долей вероятности компании, предоставляющие услуги по государственной регистрации юридических лиц, а также отдельных регистраторов достаточно сложно будет привлечь к уголовной ответственности по ст. 173.1 УК РФ.

Уголовный кодекс Российской Федерации также предполагает привлечение к ответственности по ст. 170.1 УК РФ – Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета.

Данный состав преступления предполагает предоставление в регистрирующий орган подложных документов, т.е. содержащих преднамеренно искаженную информацию. Например, документы содержат поддельную подпись заявителя, либо поддельную удостоверительную надпись нотариуса.

Однако, представляется, что данные действия могут совершаться только лицами, умышленно занимающимися подобной деятельностью, т.е. имеющих прямой умысел на фальсификацию сведений ЕГРЮЛ об определенных юридических лицах. При этом, опять же цель такой фальсификации правового значения для привлечения к ответственности иметь не будет.

В завершении хотелось бы еще раз отметить, что для целей привлечения к уголовной ответственности достаточно факта использования в процессе регистрации юридического лица подставных лиц, либо внесения сведений в ЕГРЮЛ о подставных лицах – например, смена руководителя юридического лица на номинального директора. Тоже самое справедливо и в случае привлечения к уголовной ответственности за фальсификацию сведений в ЕГРЮЛ – например, подделка протоколов общего собрания с целью перераспределения долей между учредителями, либо замены учредителей.

Вторым определяющим фактором является доказывание правоохранительными органами прямого умысла в действиях всех лиц, причастных к государственной регистрации юридического лица с использованием подставных лиц, либо фальсификации сведений в ЕГРЮЛ.

Введение уголовной ответственности по ст.173.1 и ст.173.2 УК РФ за образование (создание, реорганизацию) коммерческой организации через подставных лиц, а также за незаконное использование документов для создания таких фирм в целях совершения преступления,

Необходимость обеспечения экономической безопасности государства, интересов добросовестных предпринимателей обусловило введение уголовной ответственности за преступления, совершаемые с помощью фиктивных коммерческих структур, а также зарегистрированных по подложным, фальшивым либо утраченным документам, а также на подставных или умерших лиц (фирм-однодневок).

Под «фирмой-однодневкой» в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности.

До настоящего времени учредители либо иные лица, осуществившие официальную регистрацию юридического лица, в том числе и с помощью поддельных, потерянных или похищенных документов, фактически избегали уголовной ответственности.

Между тем, юридические лица с признаками фиктивности, как правило, фигурируют во всех преступных схемах, направленных на хищение бюджетных денежных средств, легализацию доходов, полученных преступным путем, на проведение незаконных операций по обналичиванию денежных средств, на обеспечение совершения преступлений, связанных с терроризмом, контрабандой, отмыванием криминальных доходов, с рейдерскими захватами чужой собственности.

Умышленное использование в хозяйственной деятельности «фирм-однодневок» является одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения, когда заявляемый к возмещению проверяемым налогоплательщиком НДС реально не уплачен в бюджет на определенном этапе продвижения товара (выполнения работ, оказания услуг). Суть схемы с участием «фирм-однодневок» сводится к искусственному включению их в цепочку хозяйственных связей. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему «фирмы-однодневки».

С целью противодействия сложившейся криминогенной ситуации, связанной с использованием «фирм-однодневок», Федеральным законом от 07.12.2011 №419-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена уголовная ответственность по ст. 173.1 УК РФ, согласно которой, образование, создание или реорганизация юридического лица через подставных лиц будет наказываться лишением свободы на срок до 3 лет, а те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или группой лиц по предварительному сговору, — до 5 лет лишения свободы.

При этом, под подставными лицами понимаются лица, являющиеся учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица, путем введения в заблуждение которых было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо.

Кроме того, лица, использующие для регистрации «фирм-однодневок» паспорта учащихся (студентов), лиц умерших, утерявших паспорта, малоимущих или лиц без определенного места жительства, также будут нести уголовную ответственность по ст. 173.2 УК РФ за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом. Наказание за данное преступление предусмотрено до 3 лет лишения свободы.

Образование юридического лица через подставных лиц: вопросы уголовной ответственности

В декабре 2011 года в Уголовный кодекс РФ впервые были введены статьи, предусматривающие ответственность за незаконное образование юридических лиц и незаконное использование документов в этих целях (в СМИ указанные нововведения получили название «закон о фирмах-однодневках»). В настоящее время данные статьи действуют в редакции Федерального закона от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ (вступил в силу с 31 марта 2015 года), существенно повышающей их правоприменительный потенциал.

Встраивание фирм-однодневок в цепочку хозяйственных связей может преследовать цели совершения других преступлений в сфере экономической деятельности (напр., уклонения от уплаты налогов, мошенничества, незаконного получения кредитов и пр.). Подобные «фирмы» не обладают хозяйственной самостоятельностью, будучи созданы без намерения вести предпринимательскую деятельность. В качестве их учредителей (участников) и/или органов управления часто выступают подставные лица, в то время как реальные руководители, оставаясь неизвестными для государственных органов, могут использовать эти фирмы в незаконных целях.

В настоящее время само по себе создание такого юридического лица либо использование документов в указанных целях запрещено и уголовно наказуемо согласно статьям 173.1 и 173.2 УК РФ (независимо от целей, в которых такое лицо могло быть создано).

Далее будут рассмотрены оба указанных состава преступления и практику их применения.

Статья 173.1 УК РФ

Сразу отметим, что первоначальная редакция данной статьи, действовавшая до 30 марта 2015 года, содержала более узкую формулировку: «образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц». Однако, ничего не говорилось о представлении сведений для внесения изменений в ЕГРЮЛ в отношении уже существующего юридического лица (например, при смене его директора, вводе нового участника или выходе прежнего и др.), притом, что регистрация таких изменений также может повлечь внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах. В действующей редакции статьи 173.1 данный пробел был устранен.

Состав данного преступления является «формальным», то есть уголовная ответственность наступает за сам факт его совершения вне зависимости от наступления общественно-опасных последствий.

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 173.1 УК РФ, относится к преступлениям небольшой тяжести (ч. 2 ст. 15 УК РФ).

При наличии какого-либо из квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 173.1 УК РФ, соответствующее деяние будет относиться к преступлениям средней тяжести (ч. 3 ст. 15 УК РФ).

Срок давности привлечения к уголовной ответственности по части 1 статьи 173.1 составляет 2 года, а по части 2 указанной статьи – 6 лет.

Объект преступления. Преступление, предусмотренное ст. 173.1 УК РФ, посягает на установленный законом порядок регистрации юридического лица (см. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Объективную сторону преступления образуют активные действия по созданию или реорганизации юридического лица с использованием подставных лиц, либо действия по представлению в регистрирующий орган данных, повлекшие внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах. Такие действия состоят в подготовке и направлении в регистрирующий орган соответствующих документов.

Субъектом преступления выступает лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет, принявшее решение о создании (реорганизации) юридического лица (то есть, лицо, у которого возник соответствующий умысел) и предпринявшее необходимые для этого действия, в том числе (хотя и не обязательно!) выступившее заявителем при подаче документов на государственную регистрацию.

Таким образом, виновный может как непосредственно (лично) участвовать в оформлении юридического лица на подставных лиц, так и действовать через посредство иных лиц (в том числе самих подставных лиц), сам при этом юридически в процедуре не фигурируя.

Субъективная сторона преступления включает вину в форме прямого умысла. Виновный сознает, что образование юридического лица осуществляется через подставных лиц без их ведома либо введенных с этой целью в заблуждение им самим или третьими лицами, и желает образовать данное юридическое лицо (либо внести в ЕГРЮЛ сведения о подставных лицах).

«Подставными лицами», исходя из примечания к статье 173.1 (применяемого также к статье 173.2), могут являться:

— во-первых, лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ; или

— во-вторых, лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.

Таким образом, понятие «подставного лица» по сравнению с предыдущей редакций статьи существенно расширилось. Исходя из указанного определения, перечислим возможные ситуации, когда лицо будет считаться «подставным»:

Вариант А («без ведома»). Лицо просто не знает, что по документам выступает учредителем (участником) или органом управления юридического лица (данные в ЕГРЮЛ были внесены без его ведома и участия).

Вариант Б («путем введения в заблуждение»). Например, гражданин, будучи введенным в заблуждение, может ошибочно полагать, что он будет выступать реальным учредителем (участником) или директором (а соответственно – реально участвовать в управлении делами общества и распределении его прибыли или осуществлять функции исполнительного органа и получать за это зарплату). Соглашаясь на подобное, гражданин (опять же в результате введения в заблуждение) может ошибочно полагать, что юридическое лицо создается для ведения законной деятельности.

Другим вариантом введения в заблуждение может стать получение от лица необходимых данных и подписей на документы, которые, как думает подставное лицо, вообще не относятся к регистрации юридического лица, а относятся к чему-то совершенно иному (например, к обещанному «трудоустройству»).

Вариант В («отсутствует цель управления»). Здесь лицо, очевидно, в курсе ситуации, оно могло быть уведомлено о том, что будет выступать фиктивным органом управления и либо

— согласилось с этим (например, в результате подкупа), либо

— отнеслось к этому безразлично, либо

— само предложило свои «услуги» за определенную плату (и. возможно, схожим образом «руководит» уже не одним юридическим лицом).

При этом (во всех перечисленных разновидностях варианта «В») цель управления юридическим лицом у него отсутствует.

Несут ли сами подставные лица уголовную ответственность? Ответ во многом зависит от их осведомленности и согласия выступать в соответствующем качестве.

Не подлежат уголовной ответственности по рассматриваемой статье подставные лица (являющиеся учредителями (участниками) или органами управления юридического лица) данные о которых были внесены в ЕГРЮЛ путем введения их в заблуждение или без их ведома.

Более сложной оказывается ситуация, когда лицо было осведомлено и согласно выступать учредителем (участником) или директором.

Как видно из рассмотренного законодательного определения «подставных лиц», случай, когда лицо является органом управления юридическим лицом, но у него отсутствует соответствующая цель, касается только органов управления (директоров), но не его учредителей (участников). То есть, «подставным» лицом по признаку «отсутствия цели управления» может считаться только директор.

Отсюда следует, что учредитель (участник) при аналогичных обстоятельствах «подставным» лицом признаваться не должен. Если лицо знает, что будет выступать учредителем (участником) юридического лица, и, как минимум, не возражает против этого, такое лицо уже не может быть квалифицировано как «подставное». Соответственно (при условии, что в юридическом лице нет других лиц, подпадающих под определение «подставных»), состав преступления по статье 173.1 УК РФ отсутствует.

Однако, если учредителем компании является лицо, осведомленное и согласное с указанной ролью, но при этом подставное лицо в компании все равно присутствует (напр., в качестве директора), то в отношении такого учредителя может возникнуть вопрос о его соучастии в преступлении. Следовательно, такое лицо, с учетом степени его вовлеченности в реализацию преступного умысла виновного, в принципе, может быть привлечено к ответственности по статье 173.1 УК РФ как соисполнитель либо как пособник.

Часть вторая статьи 173.1 предусматривает возможные квалифицирующие признаки – использование служебного положение и совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.

Так, использование лицом своего служебного положения может облегчить совершение преступления или способствовать его совершению. Ответ на вопрос о том, какие лица могут считаться «использующими свое служебное положение», может несколько отличаться в зависимости от категорий дел, что прослеживается в ряде постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Круг лиц, «использующих свое служебное положение», приводится, например, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 № 51 (пункт 24) и включает:

  • должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными примечанием 1 к статье 285 УК РФ (лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ),
  • государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также
  • иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным примечанием 1 к статье 201 УК РФ (согласно которой выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, … признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях).

Преступление считается оконченным с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице (такой момент определяется как день внесения соответствующей записи в реестр – см. пункт 8 статьи 51 ГК РФ, пункт 4 статьи 57 ГК РФ).

За действия по приготовлению к преступлению (которое не было доведено до конца по не зависящим от лица обстоятельствам), уголовная ответственность не наступает, с учетом того, что данное преступление относится к преступлениям небольшой или средней тяжести (часть 2 статьи 30 УК РФ).

Действия, непосредственно направленные на регистрацию юридического лица с использованием подставных лиц (напр., действия, с необходимостью предшествующие регистрации и фиксируемые документально, а также собственно представление документов в регистрирующий орган), если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от лица обстоятельствам, будут квалифицироваться не как приготовление, а как покушение на преступление. В этом случае уголовная ответственность наступает.

Статья 173.2 УК РФ

1. Предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице, —

наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Под приобретением документа, удостоверяющего личность, в настоящей статье понимается его получение на возмездной или безвозмездной основе, присвоение найденного или похищенного документа, удостоверяющего личность, а также завладение им путем обмана или злоупотребления доверием.

В отличии от ранее действовавшей редакции статьи 173.2, где необходимым признаком преступления являлось наличие цели совершения «одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями либо сделками с денежными средствами или иным имуществом», нынешняя редакция не содержит такую формулировку. Это означает, что уголовную ответственность влечет сам факт предоставления/приобретения документа или использования незаконно полученных персональных данных для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице – вне зависимости от того, для каких целей создается/реорганизуется юридическое лицо.

Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 173.2 УК РФ, относятся к преступлениям небольшой тяжести (ч. 2 ст. 15 УК РФ).

Срок давности привлечения к уголовной ответственности по статье 173.2 УК РФ составляет 2 года.

Части 1 и 2 статьи 173.2 УК РФ предусматривают два самостоятельных состава преступления, которые ниже будут проанализированы отдельно. Объектом преступления в обоих случаях, как и в предыдущей статье, является установленный законом порядок регистрации юридических лиц.

Предоставление паспорта или выдача доверенности (ч. 1 ст. 173.2 УК РФ)

Состав преступления – формальный. Преступление следует считать оконченным с момента предоставления паспорта или вручения доверенности лицу, планирующему использовать данные документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице. Если попытка передачи была предпринята, но лицо (адресат) по каким-либо причинам не смогло получить эти документы (например, если они передавались не напрямую, а через посредника или иным образом), то имеет место покушение на преступление.

Объективную сторону составляют активные действия виновного по предоставлению другому лицу документа, удостоверяющего личность, или выдаче другому лицу доверенности (для их последующего использования другим лицом для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице). Сам факт создания (государственной регистрации) такого юридического лица, а равно его использования для совершения преступлений, на наличие состава преступления по части 1 статьи 173.2 УК РФ не влияет.

Предоставление документов может осуществляться как непосредственно, так и через третьих лиц, которые могут быть как осведомлены, так и не осведомлены о цели такого предоставления. В случае осведомленности таких посредников о целях предоставления документов, их действия могут быть квалифицированы как соучастие.

Передача документа возможна на различных стадиях – при подготовке учредительных документов будущего юридического лица, при предоставлении документа нотариусу для удостоверения подписи на заявлении о государственной регистрации, при предъявлении документа в регистрирующем органе.

Субъект преступления Физическое лицо, достигшее 16 лет и предоставившее документ, удостоверяющий личность (как свой собственный, так и принадлежащий третьим лицам), либо выдавшее доверенность. Если доверенность исходит от юридического лица, ответственность несет лицо (например, генеральный директор как единоличный исполнительный орган), выдавшее такую доверенность в соответствии со своими полномочиями.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: лицо, предоставляющее паспорт или выдающее доверенность, должно осознавать, что данные документы будут использованы в целях внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице (причем, не обязательно для последующего совершения преступлений). То есть. цель, для которой создается юридическое лицо или вносятся изменения, в данном случае значения не имеет.

Если лицо, представившее документ либо выдавшее доверенность, было введено в заблуждение относительно преступных целей по внесению в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице, такое лицо не подлежит уголовной ответственности по части 1 статьи 173.2 УК РФ.

Приобретение паспорта или использование персональных данных, полученных незаконным путем (часть 2 статьи 173.2 УК РФ)

Для целей данной части «приобретением» паспорта может являться его покупка, безвозмездное принятие, хищение, присвоение найденного или похищенного паспорта, завладение им путем обмана или злоупотребления доверием, то есть любые случаи, когда паспорт вышел из обладания своего владельца, как по доброй воле последнего, так и против его воли.

Преступление по части 2 статьи 173.2 (если речь идет о приобретении паспорта) считается оконченным с момента завладения лицом чужим паспортом, независимо от факта его последующего использования (при наличии у данного лица цели внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице). Если паспорт похищен без указанной цели, такое хищение должно квалифицироваться по части 2 статьи 325 УК РФ.

Согласно Федеральному закону «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Применительно к рассматриваемой статье, значимыми персональными данными являются фамилия, имя, отчество, место рождения, адрес, данные паспорта (серия, номер и др.), ИНН.

Персональные данные не могут раскрываться и распространяться лицами, получившими к ним доступ, без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Персональные данные могут быть получены преступным путем, в том числе, в результате получения неправомерного доступа к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), нарушения тайны переписки (ст. 138 УК РФ) и др.

Ст. 173.2 УК РФ не уточняет понятие «использования» персональных данных лица. Таким «использованием», следует, по-видимому, считать как подготовку, так и подачу в регистрирующий орган документов, в которые были внесены незаконно полученные персональные данные (опять же, при наличии цели внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице).

Объективную сторону преступления образуют действия виновного по «приобретению» паспорта (варианты «приобретения» – см. выше) либо по использование незаконно полученных персональных данных, то есть внесение этих данных в учредительные либо иные документы, представляемые в регистрирующий орган.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16 лет и приобретшее документ, удостоверяющий личность, либо использующее персональные данные, заведомо полученные незаконным путем.

Субъективная сторона преступления включает вину в форме прямого умысла и наличие цели внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице.

Особенности правоприменительной практики

1. Признаки преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 УК РФ, в первую очередь, могут быть обнаружены регистрирующим (то есть налоговым) органом при поступлении ему соответствующих документов от заявителя.

Согласно Методическим рекомендациям по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 170.1 (посвящена фальсификации ЕГРЮЛ), статьями 173.1 и 173.2 УК РФ (приложение к Письму ФНС России от 28 января 2014 г. № СА-4-14/1215), при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ, налоговый орган направляет в соответствующий орган внутренних дел заявление, которое должно содержать:

а) изложение обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ, включая следующие сведения: полное и (при наличии) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и ИНН, адрес (место нахождения) юридического лица, образованного (созданного, реорганизованного) с участием подставных лиц; фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства физического лица, являющегося учредителем (участником) или органом управления юридического лица, путем введения в заблуждение которого было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо; сведения о лице, являющемся заявителем при представлении в налоговый орган документов, в соответствии с которыми в ЕГРЮЛ внесены сведения об образовании (создании, реорганизации) юридического лица;

б) описание предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка государственной регистрации юридических лиц, в том числе порядка представления документов в регистрирующий орган и внесения сведений в ЕГРЮЛ.

К указанному заявлению налогового органа прилагаются:

— копии документов, на основании которых в ЕГРЮЛ внесены сведения о создании юридического лица, и (или) представленных в целях внесения в ЕГРЮЛ вышеуказанных сведений;

— копии документов, содержащих информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ, в частности: копии поступившего в налоговый орган обращения и прилагаемых к нему материалов, а также ответа налогового органа на такое обращение; копии объяснений должностных лиц, учредителей (участников) организации, иных лиц, полученных налоговым органом, в том числе в ходе проведения мероприятий налогового контроля, осуществления производства по делу об административном правонарушении;

— иные имеющиеся у налогового органа материалы, содержащие информацию, указывающую на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ.

Аналогичная информация направляется и в случае обнаружения признаков преступления по статье 173.2 УК РФ.

Указанные материалы направляются в правоохранительные органы не позднее пяти рабочих дней со дня обнаружения обстоятельств, указывающих на признаки преступления. На основании письменного запроса правоохранительного органа налоговый орган представляет дополнительную информацию по переданным ранее материалам.

Следует иметь в виду, что указанный выше перечень информации, подлежащей направлению налоговыми органами в правоохранительные органы, является скорее рекомендательным, нежели обязательным, учитывая, что Методические рекомендации, содержащиеся в упомянутом Письме ФНС, не являются нормативно-правовым актом. Отсюда следует, что и меньшего (по сравнению с предусмотренным Методическими рекомендациями) объема информации и документов потенциально может оказаться достаточно для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Обнаружение налоговым органом обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренного статьями 173.1 и (или) 173.2 УК РФ, возможно также в рамках иных полномочий налоговых органов, в том числе при осуществлении налогового контроля. В этом случае налоговый орган также направляет материалы в соответствующий орган внутренних дел.

Кроме того, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении может быть получено правоохранительным органом «из иных источников» (пункт 3 части 1 статьи 140 УПК РФ). Таким образом, поводом для возбуждения уголовного дела могут быть материалы, направляемые не только налоговыми органами, но и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. При этом на статьи 173.1 и 173.2 УК РФ не распространяется предусмотренный частями 7-9 статьи 144 УПК РФ специальный порядок рассмотрения сообщений о преступлениях, предусмотренный для «налоговых» статей 198-199.1 УК РФ и предполагающий запрос заключения налогового органа о нарушении законодательства.

По результатам рассмотрения заявления и материалов либо сообщения о преступлении правоохранительный орган принимает процессуальное решение в соответствии с главой 19 УПК РФ (о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности).

Согласно пункту 3 части 2 статьи 151 УПК РФ, предварительное расследование по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 УК РФ, производится следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

Как показала практика первых лет действия статей 173.1 и 173.2 УК РФ (в редакции до 30 марта 2015 г.), количество возбужденных уголовных дел по данным статьям оказалось существенно меньше количества материалов, направленных органами ФНС в правоохранительные органы. Еще меньшим оказалось количество вынесенных судами приговоров.

Данная ситуация может быть объяснена, во-первых, редакционным несовершенством изначальных формулировок данных статей (которое было частично устранено Федеральным законом от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ); во-вторых, недостатками в организации работы органов ФНС по обнаружению обстоятельств и направлению соответствующих заявлений и материалов в правоохранительные органы, а также недостаточным уровнем межведомственного взаимодействия налоговых и правоохранительных органов (что, в частности, отмечалось самой ФНС в приведенном выше Письме от 28 января 2014 г. № СА-4-14/1215).

2. Судебная практика, существующая с момента появления в УК РФ рассматриваемых статей, показывает, что число приговоров, вынесенных по обвинению исключительно в совершении преступлений, предусмотренных статьями 173.1 или 173.2 УК РФ, невелико. Исходя из этого, можно предполагать, что данные статьи чаще будут применяться не изолированно, а в рамках расследования дел по иным экономическим преступлениям (таким как, например, мошенничество (ст. 159 УК РФ), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества (ст. 174 и 174.1 УК РФ), незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ), уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ) и др.).

В соответствии со статьей 31 УПК РФ, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 173.1 и статьей 173.2 УК РФ, подсудны мировым судьям, а предусмотренные частью 2 статьи 173.1 УК РФ – районным судам.

Приведем примеры формулировок, содержащихся в приговоре одного из районных судов, вынесенном в 2015 году по пункту «б» части 2 статьи 173.1 УК РФ. Суд установил, что:

— обвиняемые «образовали (создали, реорганизовали) юридическое лицо через подставных лиц, группой лиц по предварительному сговору»;

— действовали «умышленно, из корыстных побуждений с целью улучшить свое материальное положение путем продажи зарегистрированного юридического лица, оформленного на подставное лицо»;

осознавали, что «единым учредителем и исполнительным органом будет являться подставное лицо»;

«с целью доведения преступного умысла до конца», один из обвиняемых, «придав своим действиям законный и обоснованный характер, путем введения в заблуждение» подставного лица «под предлогом выплаты ему заработной платы, как директору будущей организации и законного осуществления финансово-хозяйственной деятельности оформляемой на него фирмы», убедил данное лицо дать согласие на проведение ряда операций, для образования (создания, реорганизации) юридического лица (ООО). Другой обвиняемый, «действуя в рамках единого преступного умысла», реорганизовал и зарегистрировал в установленном законом порядке на подставное лицо юридическое лицо (ООО). При этом суд указал на распределение преступных ролей между соучастниками (соответственно – подготовка пакета документов (устава общества, решений общества, протоколов общего собрания учредителей и т.п.) и подбор подходящей кандидатуры генерального директора и учредителя в одном лице, для регистрации и переоформления юридического лица на данного гражданина, убеждение последнего в правомерности планируемых операций и др.).

— Далее, один из обвиняемых, без ведома подставного лица «реализовал ООО неустановленному лицу, по заранее оговоренной цене, для осуществления им дальнейших финансовых операций».

В указанном деле подсудимые полностью согласились с обвинением и, в соответствии с их ходатайствами, разбирательство по делу было проведено в особом порядке (раздел X УПК РФ). Суд пришел к выводу, что обвинение, с которым согласились подсудимые обосновано и подтверждается собранными по делу доказательствами. Действия обвиняемых суд квалифицировал по пункту «б» части 2 статьи 173.1 УК РФ и назначил каждому их обвиняемых наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год. В рассматриваемом случае обвиняемые были освобождены от наказания на основании Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24.04.2015 № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Таким образом, ключевое значение при доказывании события преступления и виновности лица в его совершении по статьям 173.1 и 173.2 УК РФ, имеют:

  • наличие в структуре юридического лица подставных лиц (то есть факт того, что лицо, сведения о котором внесены (или планируются к внесению) в ЕГРЮЛ, является «подставным» (согласно определению в примечании к статье 173.1 УК РФ); и
  • осведомленность лица о том, что в ЕГРЮЛ вносятся сведения о таких подставных лицах, и наличие у него соответствующей цели.

Цель, для которой создается (реорганизуется) юридическое лицо через подставных лиц, значения не имеет, даже если создание (реорганизация) юридического лица не направлены на совершение с его помощью преступлений.

Также ожидается, что ответ на ряд вопросов, связанных с применением рассмотренных статей УК РФ, по мере формирования судебной практики, будет дан Пленумом Верховного Суда РФ в соответствующем Постановлении.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.