Уголовный кодекс 199 ук рф

Оглавление:

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ наименование статьи 199 изложено в новой редакции

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ в часть первую статьи 199 внесены изменения

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ часть 2 статьи 199 изложена в новой редакции

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ примечание к статье 199 Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Об ответственности за нарушения налогового законодательства см. справку

См. комментарии к статье 199 Уголовного кодекса РФ

Главная | Уголовный кодекс РФ | Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.
2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
(примечания в ред. Федерального закона от 29.12.2009 N 383-ФЗ)

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Статья 199 УК РФ человеческим языком. Уклонение от уплаты налогов.

В последнее время правоохранительные органы всё чаще привлекают собственников, директоров, главных бухгалтеров и других ответственных и причастных лиц к уголовному преследованию по статье 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и / или сборов с организации).
С одной стороны, радикально изменились возможности налоговой инспекции и правоохранительных органов, по выявлению подобных преступлений.
С другой стороны, дефицит бюджет заставляет государство обратить самый пристальный взор на собираемость налогов и дела по статье 199 УК РФ стали знаковым инструментом, позволяющим наиболее жёстко донести до предпринимателей позицию государства по использованию обналички и прочих чёрных и серых схем снижения налоговой нагрузки. Ситуация осложняется низкой информированностью бизнеса о происходящих изменениях и рисках, а также нехваткой времени, средств и специалистов, для правильной работы по снижению налогов.

Статья 199 УК РФ

Чтобы пояснить кому и чем грозит статья 199 УК РФ, какова ответственность за обналичку, ознакомимся с понятием уголовных пределов.
В уголовном законодательстве тяжесть наказания зависит от тяжести преступления. В случае уклонения от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ) наказание напрямую зависит от той суммы налоговой экономики, которая будет признана незаконной в течении 3 лет. Существуют две пороговые суммы — 5 000 000 рублей и 15 000 000 рублей.

Разберёмся, что это значит.
Если сумма уклонений за 3 года составит менее 5 000 000 рублей, то уголовная ответственность не наступает. Это не исключает налоговой ответственности в виде штрафа, однако, в данном случае нет наказания в виде лишения свободы. По этой причине налоговый проверки с подобными начислениями практически не проводятся.
Если соответствующая сумма составляет от 5 000 000 до 15 000 000 рублей, то данные действия являются преступлением небольшой тяжести, за которое предусмотренная ответственность до 2 лет лишения свободы. Небольшая тяжесть преступления предусматривает и довольно короткий срок давности — тоже 2 года. Учитывая большую сложность налоговых дел и срок их рассмотрения, довольно сложно привлечь виновного к ответственности. К моменту вынесения приговора срок давности почти наверняка истечёт. Однако, здесь уже обязательно требуется сопровождение специалистов по налоговому и уголовному праву.

В случае выхода за рубеж 15 000 000 рублей, преступление является тяжким и уголовная ответственность за него может достигать 6 лет лишения свободы. В этом случае срок давности составляет — 10 лет. «Заволокитить» такое дело в суде практически невозможно. В этом случае защита должна быть направлена на снижение предъявленной налогоплательщику суммы, чтобы выйти за уголовные пределы.
Важно понимать, что для того, чтобы преступление стало тяжким необязательна сумма доначислений более 15 млн. руб — если оно было совершено группой лиц по предварительному сговору, тогда и 5 000 000 рублей будет достаточно.

Распространённое заблуждение при этом гласит, что ответственности подлежит только руководитель компании, однако, это не так. Верховный суд разъяснил, что к ответственности может привлекаться любое лицо, которое суд сочтёт так или иначе причастным к уклонению от уплаты налогов. Это называется организованной группой.
Таким образом, следователи постоянно пытаются объединить в организованную группу руководителя, собственника, главного бухгалтера и третьих лиц, как соучастников предварительного сговора.

Также, оценивая риски, учтите, что ваша оценка о том, уклонились ли вы на 1, 5 или 15 млн рублей может разительно не совпадать с оценкой налоговиков и суда, а период в три года, за которые считаются нарушения, достаточно велик. Можно сказать, что все предприятия, которые за 3 года имеют оборот более 10 млн рублей, наверняка попадают в группу риска, при использовании обнала и других рискованных схем. Это всего 280 тысяч оборота в месяц.

Большинство не понимает, что пользуясь обналом и не заботясь о безопасности методов оптимизации налогообложения — копают себе яму. Предприниматели думают, что сегодня их «пронесло» и «никто не заметил», «займусь этим завтра». В реальности же, как правило, налоговики и следователи просто ждут, когда сумма нарушений перевалит за 5 миллионов.

Распространено также мнение, что учредители не несут ответственности, если не являются руководителями, однако, практика говорит об ином. Так, лицо, организовавшее совершение преступления, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части статьи 33 УК РФ и соответствующей части статьи 199 УК РФ. На практике, наёмные же директора и бухгалтера на допросах начинают указывать на учредителя, как на организатора и т.п., движимые сомнительными обещаниями следователей «пойти как свидетель».

Как избежать преследования по статье 199 УК РФ?

Лучше всего подумать об этом вчера или, хотя бы, сегодня. Обратиться к специалистам, которые разработают и профессионально внедрят оптимальную и законную схему оптимизации налогообложения. Сомнительные моменты в прошлом компании также требуют внимание профильных юристов. Помните, что заплатить по требованию налоговиков — не выход, ведь вы автоматически признаёте себя виновными по статье 199 УК РФ. К сожалению, нам очень часто приходится работать с теми, кто дотянул до последнего, когда уже упущены все возможности не только предотвратить преследования, но даже исправить ситуацию. Если вы в зоне риска или налоговики уже пришли с проверкой — лучше обратитесь к нам сегодня. ЮК «Туров и Побойкина — Сибирь» — ведущая компания на рынке, которая профильно решает вопросы оптимизации налогообложения, налоговых споров, сопровождения налоговых проверок и преследований ответственных лиц.

Своевременно повышайте квалификацию — вся актуальная информация о налогах и безопасности активов видеозаписи семинара-практикума В. Турова: «Оптимизация налогов, страховых взносов и защита активов». Также приглашаем посетить наш семинар «Как снизить налоги, уйти от обналички и сохранить активы в суровых реалиях 2019 гг.»

Статья 199 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарии к ст. 199 УК РФ

1. Организации (юридические лица) уплачивают налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на прибыль, единый социальный налог, налог на операции с ценными бумагами и др. К организациям, о которых говорится в ст. 199, относятся все перечисленные в ст. 11 НК РФ организации: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, либо созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, расположенные на территории РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).

2. Обязанности и права налогоплательщиков установлены ст. ст. 21 — 23 НК РФ. Налогоплательщик в случае наличия у него объекта налогообложения обязан уплачивать налоги в размере установленной законом налоговой ставки (нормы налогового обложения) и в определенные сроки. Сроки уплаты налогов определяются налоговым законодательством применительно к каждому из налогов.

3. Способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации определены непосредственно в законе: 1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, либо 2) включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, дающих якобы основание для неуплаты соответствующего налога (сбора) либо к уменьшению его размера.

4. Налоговое законодательство предусматривает возможность зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки, возврат налогоплательщику излишне уплаченного налога (ст. ст. 78, 79 НК РФ), а также систему налоговых вычетов, в частности при уплате налога на добавленную стоимость (ст. ст. 171, 176 НК РФ). Однако незаконный возврат законно уплаченного налога содержит признаки хищения государственного имущества, а не уклонения от уплаты налога. Другое дело — незаконный зачет якобы излишне уплаченных сумм налога. Здесь действительно имеет место уклонение от уплаты налога.

5. Уклонение от уплаты налогов с организации, как указывается в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64, является оконченным преступлением с момента фактической неуплаты налога и (или) сбора за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Поэтому все предшествующие действия (внесение искажений в первичные документы бухгалтерского учета, представление декларации, содержащей ложные сведения, в налоговый орган и т.п.) являются лишь приготовлением (покушением) к совершению преступления.

6. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотив и цель совершения такого деяния не имеют решающего значения для его правовой оценки.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27.05.2003 N 9-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова» указал, что органы, осуществляющие уголовное преследование, обязаны не только установить сам факт неуплаты налога, но и доказать «противозаконность соответствующих действий (бездействия) налогоплательщика и наличие умысла на уклонение от уплаты налога». Недопустимо «установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и, соответственно, оптимального вида платежа» .

СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2431.

Судебная практика по уголовным делам / Сост. Г.А. Есаков. М., 2005. С. 738, 739.

7. К субъекту рассматриваемого преступления относятся руководитель организации, главный бухгалтер (бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. По мнению Пленума Верховного Суда РФ, субъектом — исполнителем рассматриваемого преступления может быть и лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

Иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в документы первичного бухгалтерского учета заведомо незаконные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения, могут нести ответственность лишь как соучастники данного преступления (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64).

Должностные лица налоговых органов, умышленно содействовавшие уклонению от уплаты налогов и иных обязательных платежей, привлекаются к ответственности за соучастие в этом преступлении и за соответствующее преступление против интересов государственной службы (ст. ст. 285, 290, 292 УК) по совокупности.

8. Закон установил уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере (ч. 1) или в особо крупном размере (п. «б» ч. 2), содержание которых раскрыто в примечании к ст. 199. Формулировка закона позволяет объединять суммы неуплаченных налогов и сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд. Если итоговая сумма неуплаты будет превышать 6 млн. руб. или 2 млн. руб., размер неуплаты считается крупным, правда, в последнем случае доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна превышать 10% от суммы всех подлежащих уплате налогов и (или) сборов за соответствующий период в пределах трех финансовых лет. Особо крупная неуплата налогов и (или) сборов должна в пределах того же периода превышать 30 млн. руб. либо 6 млн. руб. при условии в этом случае, что доля неуплаты превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

9. В группу лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, помимо руководителя организации и главного бухгалтера могут входить и иные лица, участвовавшие в исполнении объективной стороны преступления (см. коммент. к ч. 2 ст. 35).

10. Закон предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности (см. примечание).

Известно, что традиции хозяйственной деятельности в нашем обществе, в силу особого исторического пути, значительно отличается от развитого в этом плане мира.

Преследуя цель интеграции в мировое сообщество, Законодатель особое внимание уделяет совершенствованию тех сторон деятельности хозяйствующих субъектов, которые еще не стали привычными и неоспоримыми.

Одной из таких проблем является понимание обязанности неукоснительной уплаты налогов и сборов. Именно ей посвящена ст. 199 Уголовного кодекса РФ.

В беседе с адвокатом Валентиной Дублиной будут рассмотрены вопросы, связанные с предусмотренными в этой статье преступлениями, определен круг ответственных лиц, а так же рекомендации для этих лиц при возникновении ситуаций, связанных с выявленными нарушениями.

В. Кто может быть привлечён к ответственности по данной статье?

О. По данной статье преступник определен специально – это ответственное подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, и обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов физическое лицо.

Естественно, достигшее возраста 16 лет и вменяемое.

Это определение уточняется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», это, в частности: «

  • а) руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов; иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий; лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика (абз. 1 п. 7);
  • б) иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению (абз. 2 п. 7);
  • в) лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п. несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ (абз. 3 п. 7)».

В. В каких случаях к ответственности может быть привлечён главбух?

О. В случаях, когда грубые нарушения именно главбуха привели к уклонению от уплаты налогов в крупном размере.

Презюмируется, что вина главного бухгалтера должна быть доказана, ведь обычно распоряжения ему отдает гендир – если преступные распоряжения исходили от него, то и главное лицо компании можно привлечь.

Ведь, согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ), ответственность за организацию бухучета в организации, и соблюдение закона при выполнении хозяйственных операций несут руководители этих организаций.

Бухгалтерия же ответственна за непосредственное ведение бухгалтерского учета.

И здесь большая часть ответственности на главбухе – за грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета предусмотрена административная ответственность (ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях)

В. Роль фирм однодневок в уклонение от уплаты налогов и ответственность их организаторов применительно к ст.199 УК РФ

О. Под «фирмой-однодневкой» понимается юрлицо, у которого нет фактической самостоятельности в принятии решений, ведений хозяйственной деятельности, оно создано без цели ведения предпринимательской деятельности и зарегистрировано по адресу «массовой регистрации», в большинстве случаев налоговую отчетность такие фирмы также не представляют, либо представляет отчетность с нулями.

У «фирмы-однодневки» есть официальные учредители, они, как и необходимо по закону, указаны в учредительных документах, но реально руководят компанией «теневые» учредители, у которых есть все ресурсы для этого и которых в документах не найден.

Таким образом, «фирма-однодневка» – это существующая лишь на бумаге организация, которая не ставит себе целью ведение реальной экономической деятельности.

Большинство «однодневок» используется для уклонения от уплаты налогов: налогоплательщик, применяющий общую систему налогообложения, во-первых, уменьшает на произведенные расходы налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а во-вторых, получает право на налоговый вычет по НДС.

Заключение сделки с «фирмой-однодневкой» может повлечь для компании-контрагента очень неблагоприятные последствия, например, в виде риска привлечения к административной, налоговой, а то и уголовной ответственности. Более того, зачастую уголовные дела заканчиваются обвинительными приговорами с предусмотренными в соответствующих статьях УК РФ наказаниями.

В. Проведение доследственной проверки

О. В подавляющем большинстве случаев уголовное дело возбуждается после поступления в следственные органы материалов от сотрудников ФНС, проводивших до этого выездную проверку в компании.

Согласно п. 3 ст. 32 НК РФ, если налогоплательщик не выплачивает недоимку по налогам или сборам в течение двух месяцев с момента, когда такая оплата должна была быть произведена, налоговики, которые выявили это и считают, что есть основания для возбуждения дела, обязаны обратиться к следователям в 10-дневный срок.

Если же недоимка была погашена в двухмесячный срок с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога или сбора, то материалы налоговой проверки просто не попадут в следственные органы за неимением основания и, следовательно, не будет никакого уголовного дела.

Материалы для возбуждения дела по ст. 199 УК РФ могут быть получены не только от налоговых органов, возможно также их получение в результате оперативно-розыскной деятельности (ОРД).

Следует отметить, что в делах по обсуждаемой статьей 199 УК РФ первостепенную роль в доказывании вины играет умысел (или его отсутствие).

Пленум Верховного суда разъяснил нам в п. 8 своего Постановления N 64 (которое уже упоминалось), что «уклонение от уплаты налогов и (или) сборов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты».

В. В офисе обыск. На что обратить особое внимание?

О. Изначально выявлением и пресечением преступлений занимаются органы внутренних дел.

Они проводят оперативно-розыскные и проверочные мероприятия.

Если выявляют признаки налогового преступления — направляют материалы в Следственный комитет и в налоговые органы.

Сотрудник СК проверяет поступившие от его коллег материалы, если есть необходимые основания, то возбуждает и расследует уголовное дело, а когда расследование завершено, направляет его в суд.

Следователь проводит необходимые следственные действия: например, допрашивает свидетелей, изымает документы, назначает экспертизы.

При этом полиция и налоговики находятся со следователем в постоянном взаимодействии и по его требованию представляют необходимую информацию, а также обмениваются информацией между собой.

Полномочия Следственного комитета и органов полиции различны, но их задачи по пресечению налоговых преступлений едины.

В. Какие конкретно следственные действия могут проводиться?

О. С обыском в нежилом помещении и выемка документов и предметов дела обстоят просто – эти мероприятия проводятся на основании постановления следователя, когда тот сочтет необходимым.

Сложнее с выемкой документов, содержащих государственную или налоговую тайну, или информацию о вкладах и счетах граждан в банках, наложением ареста на имущество, контролем и записью телефонных переговоров – все это должно быть санкционировано судебным решением.

К личному досмотру это также относится, если только не проводится задержание подозреваемого.

Все следственные действия не могут производиться ночью (с 22.00 до 6.00).

Во время обычной выездной налоговой проверки инспекторы могут в любой момент привлечь сотрудников полиции.

Такое право дает п. 1 ст. 36 НК РФ и п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции).

Кроме того, полицейские могут прийти как вместе с налоговыми инспекторами в качестве дополнительной поддержки, так и самостоятельно.

Если налоговики и полицейские нагрянули внезапно – это законно, инспекторы не обязаны предупреждать организацию о проведении совместной проверки, так же как и предоставлять документы о привлечение полиции.

Минфин также указал, что «сотрудники органов внутренних дел также могут принимать участие в дополнительных мероприятиях налогового контроля».

У полицейских больше прав: они могут пользоваться всеми средствами и методами в рамках своей компетенции, которые предоставлены Законом о полиции и Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД).

В частности, на основании судебной санкции может быть проверена почта организации (в том числе и электронная) и прослушаны телефонные переговоры.

Вся информация, полученная сотрудниками органов внутренних дел, приобщается к материалам налоговой проверки без каких-либо ограничений.

Проведение полицейских проверок как в рамках совместных проверок, так и в рамках самостоятельных мероприятий можно условно разделить на три этапа — предварительный сбор информации, формирование доказательной базы и (при необходимости) возбуждение уголовного дела.

Полицейские имеют право на проведение гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий.

На первом этапе проводится предварительный сбор информации, главная его задача заключается в том, чтобы понять, как работает организация, получить предварительные доказательства и подготовиться к их изъятию.

В основном на предварительном этапе информация собирается без ведома и согласия проверяемого лица.

Однако, немаловажный факт – проводить мероприятия наподобие «прослушки» телефонов полицейские могут только получив санкцию суда при серьезном подозрении в наличии состава преступления.

На практике прослушивание телефонных разговоров – частое явление, и оперативник, узнавший таким образом местонахождение предполагаемых доказательств по делу, совершенно законно изымает их из этого места.

Обычно уже никого не интересует, откуда взялась информация о нахождении документов.

В крайних случаях полицейский может сослаться на информацию из оперативных источников или на анонимное сообщение.

В. Особенности проведения судебно-бухгалтерской экспертизы

О. В ходе проведения выездной налоговой проверки инспектор выразил сомнение в подлинности счета-фактуры, по которому предприятие заявило значительную сумму НДС к вычету, и пригрозил проведением судебно-бухгалтерской экспертизы.

Важно отметить, что назначить проведение экспертизы могут следователь, прокурор или суд, при этом область проведения экспертизы ограничивается теми операциями (и их отражением в бухгалтерском учете), которые в плохом смысле слова заинтересовали соответствующие органы.

Могут быть привлечены как государственные эксперты, так и «частные» — те, кто аттестован по закону в качестве эксперта по бухучету и имеют квалификацию не ниже специалиста.

Эксперт ограничивается запросом – инициатор экспертизы впоследствии может расспрашивать его лишь по предмету проверки.

Эксперты проверяют все систематично и досконально, по отдельности и во взаимосвязи, все документы и их соответствие реальному положению дел.

Эксперт может, к примеру: выявлять влияющие на показатели хозяйственной деятельности признаки искажения данных бухучета, проверять возможность наличия «двойного учета», искать противоречия в документах и записях и даже воссоздавать искаженные записи учета.

Когда эксперт закончит проверку всего массива документов, он составляет заключение, один экземпляр – к заказчику (в следственный комитет, прокуратуру или суд), а второй – себе.

Зачастую на этом дело не заканчивается и эксперта вызывают на судебное заседание, чтобы его допросить.

Эксперт отвечает на вопросы, поясняет, объясняет то, что он имел в виду и как пришел к таким выводам.

У пояснений эксперта колоссальное значение – если не будет разъяснен какой-либо сложный, но важный момент, решение суда может быть совсем другим.

Однако эксперта может привлечь и налогоплательщик.

Если налоговая чем-то заинтересовалась, опять же в плохом смысле, или у вас есть опасения на этот счет, лучше обратиться к специалисту, чтобы он проверил «уязвимые места» и моменты, в которых Вы не уверены.

Тут следует запомнить простой совет: максимально подробно и однозначно формулируйте вопросы, иначе получится, что экспертиза проведена «не о том».

В чем очевидный плюс? В том, что если налоговая зацепится за что-то и вынесет решение по проверке не в Вашу пользу, с заключением эксперта можно будет идти в суд оспаривать законность вынесения такого решения.

Вам наверняка будет интересно узнать о реестре адвокатов и примере составления соглашения об оказании услуг выбранным специалистом

Или в этой СТАТЬЕ перечислены преимущества наличия штатного юриста в организации

В. Чем может помочь адвокат? Какие задачи ставятся перед адвокатом?

О. Как на стадии налоговой проверки, так и на стадии предварительного следствия рекомендуем обращение к адвокату, так как это позволит изначально правильно выстроить позицию по защите своего доверителя, выбрать наиболее оптимальный вариант защиты.

Не рекомендуем давать показания или объяснения, а также предоставлять документы без участия защитника.

Не секрет, что требования налоговой инспекции о погашении недоимок не всегда являются обоснованными, однако акт проверки, в котором зафиксирована сумма уклонения от уплаты налога в особо крупном размере, влечет за собой не только финансовые потери, но и уголовную ответственность.

В таком случае необходимо доказать факт правомерного исчисления и своевременного исполнения налогоплательщиком своих обязательств до начала возбуждения уголовного дела.

Адвоката лучше привлекать при первом возникновении словосочетаний «уголовная ответственность», «уклонение от уплаты налогов» и «особо крупный размер».

Специалист в области юриспруденции сможет на равных противостоять проверяющим в рамках закона и, возможно, найдет в их действиях нарушения.

Несколько советов по Вашим действия до вызова адвоката: ни в чем не помогайте проверяющим, не давайте своих разрешений, если они их требуют; без юриста не отвечайте на вопросы проверки, особенно если это касается коммерческой или любой иной тайны; ведите себя спокойно и сдержанно, показывая, что скрывать нечего, однако на все нужна соответствующая санкция.

В. Возможна ли амнистия осуждённых по данной статье ?

О. Вопрос об амнистии – сложный и индивидуальный, так как амнистия – это само себе исключение из правил, нечто неординарное.

Амнистия объявляется Президентом РФ (индивидуально) или Федеральным Собранием (коллективно).

Принимается соответствующий акт (Постановление Госдумы), например, к торжественной дате (как недавно – 70 лет Великой Победы) и определяется список условий, при соответствии которым человек может быть отпущен на свободу.

Обычно это какой-то особый вид преступлений, раскаяние, совершение преступления небольшой или средней тяжести в первый раз и другие «смягчающие» обстоятельства.

Пример из практики:

Согласно ст. 314 УПК РФ «обвиняемый вправе ходатайствовать о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы».

В отношении преступления, совершенного обвиняемым А. максимальный срок – 6 лет, критерий подходит.

В соответствии со ст.60 УК РФ защита просила суд учесть обстоятельства, характер и степень общественной опасности преступления, данные о личности, его роль в совершении преступления, влияние назначаемого наказания на условия жизни ее семьи.

Защита полагает, что назначение ему наказания в виде лишения свободы, должно быть с применением ст.73 УК РФ, так как такой вид наказания будет соответствовать цели наказания, восстановлению социальной справедливости и предупреждению совершения новых преступлений.

Обвиняемый вину признал, раскаялся в содеянном, ранее не судим, на учете в диспансерах не состоит, положительно характеризуется по месту жительства и работы, содержит двоих несовершеннолетних детей, один из которых является малолетним (пять месяцев).

Наказание должно соответствовать степени опасности и противоправности совершенного преступления и желания подсудимого стать на путь исправления.

В отношении А. применили Постановление Государственной Думы от 24 апреля 2015 г. N 6576-6 ГД г. Москва «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», так как обвиняемый соответствовал всем критериям для амнистии по данному акту, решающим стало содержание несовершеннолетних детей, один из которых к тому же малолетний.

Итог: обвиняемый признан виновным, назначено наказание в виде двух лет условно, с применением п.9 акта об амнистии.

При этом судимости у подзащитного не имеется.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.