Трудового права это вся система норм трудового законодательства

1. 3. СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА И СИСТЕМА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Структура системы трудового права — это объективно обусловленная внутренняя организация отрасли права, проявляющаяся в единстве, согласованности и распределении правовых норм по институтам и иным отраслевым структурным образованиям.

Системность — закономерное, непременное свойство объективного права. Ее деформация, разрушение — аномалия, «болезнь» права, которая может свести на нет

его регулятивные возможности, воспрепятствовать ожидаемому законодателем социальному результату. Социальное предназначение, социальная сущность системы права — служить нормативной базой, фундаментом государственного обеспечения, определенных общественных отношений, целенаправленного воздействия на них (Рабінович П.Р. Основи загальної теорії права та держави.— К., 1994. — С. 94-95).

В науке трудового права сложилось общее мнение о том, что система трудового права структурно состоит из Общей и Особенной частей. Все правовые нормы, определяющие общие положения в регулировании труда, относятся к Общей части — нормы, определяющие предмет, метод, принципы трудового права и др.

К Особенной части традиционно относят правовые институты, регулирующие отдельные элементы трудовых отношений, а также отношений, тесно связанных с трудовыми: обеспечение занятости и трудоустройства; трудовой договор; рабочее время; время отдыха; нормирование труда; оплата труда; материальная ответственность сторон трудового договора; дисциплина труда; охрана труда; льготы для лиц, совмещающих работу с обучением; трудовые споры; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труда.

Есть и иные точки зрения. Так, по мнению П.Д. Пилипенко разделение трудового права на Общую и Особенную части носит искусственный характер (см. Тр-дове право України: Курс лекцій. //П1д ред. П.Д. Пилипенка. — Львів: Вид-во «Вільна Україна», 1996.— С. 15). Нет между авторами единства по поводу принадлежности отдельных правовых институтов к Общей либо Особенной части.

Вместе с тем развитие трудового права в постсоциалистических и индустриально развитых государствах свидетельствует о новом подходе к системе трудового права. В частности, в Трудовом кодексе Венгрии, принятом в 1992 году, который высоко оценивается специалистами и получил название «кодекса конвергенции социализма и капитализма», воплощая в себе структуру трудового права, выделены общие положения; коллективные трудовые отношения; индивидуальные трудовые отношения, трудовые споры; заключительные и переходные положения.

Профессор И.Я. Киселев в основу своего монографического исследования зарубежного трудового права по существу положил структуру современного трудового права, в котором выделяет общие положения; индивидуальное трудовое право; коллективное трудовое право; процессуальное трудовое право; коллизионное трудовое право (см. Киселев И.Я. Указ. раб. С. 1-2).

Думается, эти идеи заслуживают самого внимательного изучения, ибо соответствуют и реальному развитию трудового права в Украине.

С учетом изложенной аргументации о содержании предмета трудового права, мы полагаем, что формирующаяся структура трудового права Украины состоит из трех частей: общие положения; индивидуальное трудовое право; коллективное трудовое право.

Общие положения содержат нормы, определяющие предмет, сферу действия, функции трудового права, принципы правового регулирования, единство и дифференциацию, субъекты трудового права, их правовой статус.

Индивидуальное трудовое право включает правовые институты: трудовой договор; рабочее время; время отдыха; нормирование труда; оплата труда; охрана труда; дисциплина труда; оценка труда и аттестация работников; материальная ответственность сторон трудового договора; обучение и повышение квалификации работников.

Коллективное трудовое право включает правовые институты: социальное партнерство; права профсоюзов; участие трудовых коллективов и профсоюзов в установлении коллективных условий труда; коллективный договор; участие трудовых коллективов в управлении предприятиями, учреждениями, организациями; индивидуальные трудовые споры; коллективные трудовые споры.

Разумеется, изложенная структура трудового права далека от завершения, однако она составлена с учетом нового законодательства и тенденций развития науки трудового права. Система трудового права не является застывшим конгломератом правовых норм, она динамична, находится в развитии под влиянием новых экономических и социальных отношений. Система трудового права в условиях становления рыночных отношений не остается неизменной и претерпевает изменения.

Система трудового законодательства в отличие от системы трудового права, включающей в себя правовые нормы, представляет собой совокупность нормативно-правовых актов о труде. Система трудового права соотносится с системой трудового законодательства как содержание и форма. Вся слджность заключается в том, что система трудового права вышла за рамки той структуры, которая отражена в КЗоТ.

Система трудового права и система трудового законодательства полностью не совпадают. Так, в системе трудового права есть институт «Охрана труда», а в КЗоТ ему соответствуют три главы — «Охрана труда» (глава XI), «Труд женщин» (глава XII) и «Труд молодежи» (глава XIII). Не является самостоятельным институтом глава VII «Оплата труда». Правовому институту «Материальная ответственность сторон трудового договора» не соответствует глава КЗоТ. В главе IX содержатся нормы о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, в то время как нормы о материальной ответственности собственника или уполномоченного им органа за ущерб, причиненный работнику, разбросаны по разным главам КЗоТ (глава VII «Оплата труда», глава XI «Охрана труда», глава XV «Индивидуальные трудовые споры»), а также находятся в других нормативно-правовых актах и даже в руководящих постановлениях Пленума Верховного Суда Украины.

Тот факт, что издание сборника «Кодекс законів про працю України з постатейними матеріалами» в 1997 году, насчитывающего более 1000 страниц, красноречиво свидетельствует о реальной проблеме соотношения системы трудового права и системы трудового законодательства.

Наука трудового права изучает трудовое право путем комплексной разработки эффективности правовых норм, соответствия правовых моделей реальным общественным отношениям. Объектами исследования являются предмет, метод, источники трудового права, история его развития, субъекты, перспективы развития и др. Система науки трудового права в основном соответствует системе трудового права, однако она шире системы отрасли трудового права по своему предмету и содержанию.

Трудового права это вся система норм трудового законодательства

МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА

Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата. Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.

1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.

2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.

3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.

4. Специфичный способ защиты трудовых прав: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.

5. Единство и дифференциация правового регулирования труда.

Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какойлибо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные

Система трудового права – это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.

В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, которые определяют принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенная часть отрасли выстраивается по институтам. Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:

б) трудового договора;

в) рабочего времени, времени отдыха;

г) оплаты труда; гарантийных, компенсационных выплат;

д) дисциплины труда;

е) материальной ответственности сторон трудового договора;

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Трудовое право

Наиболее характерными структурными подразделениями системы трудового права являются институты. Они включают в себя менее обширную, чем отрасль, совокупность юридических норм, которые различаются между собой по предметному признаку регулирования, то есть особенностям отдельных видов общественных отношений либо отдельным сторонам (элементам) какого-либо конкретного вида общественных отношений.

Современная система трудового права России включает в себя следующие институты’.

трудоустройства (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с подысканием гражданам подходящей работы) ; трудового договора (объединяет нормы, регулирующие прием на работу, переводы и увольнения); профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров непосредственно на производстве; рабочего времени и времени отдыха; нормирования труда; оплаты труда; дисциплины труда; материальной ответственности; охраны труда; надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства.

Перечисленные институты трудового права России — объективно сложившиеся структурные подразделения, призванные в рамках предмета данной отрасли права регулировать с требуемой детализацией и качеством «свой» предмет — отдельный вид общественных отношений либо отдельный элемент (сторону) единого сложного трудового отношения. Системным свойством институтов, как и отрасли в целом, здесь выступает предметный признак — специфика (характер) общественного отношения.

Помимо предметного признака системным свойством обладает и другая правовая категория — принципы права, то есть важнейшие руководящие идеи, отражающие сущность и направленность нормативного регулирования системы права. Принципы права присущи лишь такой совокупности норм, которая характеризуется цельной предметной обособленностью и составляет самостоятельное органичное структурное подразделение системы права. В настоящее время такими общностями являются: система современного российского права в целом (ей соответствуют общие принципы права России) ; отрасли права (им соответствуют отраслевые принципы права); институты права (им соответствуют принципы института права). Более дробные общности (группы) норм занимают свое место в системе права, являясь частями того или иного института, однако они не обладают особой предметной определенностью и поэтому не могут служить достаточным материалом для выделения самостоятельных специфических принципов права.

Применительно к трудовому праву принципы выступают систематизирующими признаками лишь на уровне отрасли в целом либо на уровне отдельных институтов этой отрасли. Пединституты цельной предметной обособленностью не обладают, и потому у них нет специфических правовых принципов.

Следует иметь в виду, что система трудового права России не исчерпывается делением объединяемых этой отраслью юридических норм на институты и пединституты. Структурно вся система трудового права России подразделяется на две большие части — Общую и Особенную. Нормы Общей части трудового права регламентируют наиболее общие вопросы организации и применения труда работников, независимо от региональной и отраслевой принадлежности организаций, на которых они работают. Среди них значительное место занимают нормы дифиниции, нормы-принципы, нормы-цели (задачи). Они устанавливают далее предмет трудового права, субъектный состав участников регулируемых общественных отношений, их статус (правовое положение), формируют метод правового регулирования. Нормы Особенной части трудового права конкретизируют положения Общей части. Они регламентируют отдельные виды общественных отношений и их элементы, группируясь в институты и пединституты, о которых говорилось выше.

От системы трудового права как отрасли следует отличать систему трудового законодательства. Первая соотносится со второй как содержание и форма. Система трудового законодательства включает в себя правовые нормативные акты, их преамбулы, статьи, заключительные положения и т.п. Поэтому логично утверждать, что система трудового права проявляется в трудовом законодательстве, а трудовое законодательство выступает источником трудового права.

В настоящее время наиболее полно система трудового права России отражена в КЗоТ Российской Федерации. Поэтому изучение системы трудового права связано прежде всего с изучением структуры и содержания этого кодифицированного законодательного акта. Наряду с системой трудового права и с системой трудового законодательства существует и система науки трудового права — совокупность теоретических взглядов, суждений и выводов, касающихся проблем правового регулирования общественных отношений в сфере применения и организации труда.

Указанные выше правовые системы для науки трудового права представляют необходимый предмет исследования. Наука изучает нормы права и нормативные акты в их взаимосвязи и взаимообусловленности с развитием экономики, политики и социальной жизни общества. Она исследует и оценивает систему норм трудового права и нормативных актов с точки зрения их демократичности, социальной справедливости, сравнивает систему трудового права России с системой трудового права других стран. В системе науки трудового права также выделяются Общая и Особенная части в зависимости от того, какие структурные подразделения системы права изучаются.

Таким образом, система науки трудового права России и по своему предмету, и по своему содержанию значительно шире системы трудового права как отрасли, шире системы трудового законодательства. Учитывая всеобъемлющий и универсальный характер системы науки трудового права, она обычно кладется в основу системы соответствующих учебных курсов. Не является исключением из этого правила и настоящее учебное пособие. В его основе также лежат важнейшие современные положения науки трудового права России.

Метод трудового права

Понятие трудового права как отрасли и учебной дисциплины требует четкого уяснения не только их предмета, но и метода. Под отраслью трудового права понимается вся система норм трудового законодательства, регулирующего специфичным ей методом трудовые и тесно с ними связанные отношения. Поскольку предметом науки и учебной дисциплины является изучение самих норм, их связей, правоотношений сферы трудового права, истории трудового законодательства, как российского, так и зарубежного, то в них применяются разные научные методы: исторический, сравнительный и др. Метод же каждой отрасли права, в том числе и трудового, имеет (как и ее предмет) свои особенности, т.е. присущий только ей комплекс способов правового регулирования труда. Специфика метода трудового права отличает (вслед за предметом) эту отрасль от других отраслей права.
Методом трудового права называется комплекс следующих / шести способов правового регулирования, т.е. воздействия законодателя через нормы права на волю людей, их поведение в труде на производстве в нужном для общества направлении:
1) сочетание централизованного и локального (местного) регулирования, нормативного (трудовым законодательством) и договорного. Соотношение ныне изменяется все больше в сторону расширения локального и договорного способов, а централизованное нормативное устанавливает минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться;
2) договорный характер труда и установление его условий. Статья 9 ТК «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке» предусматривает, что это регулирование осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров;
3) равноправие сторон трудовых отношений при заключении и расторжении трудовых договоров и подчинение их в процессе труда трудовому законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка данной организации;
4) участие трудящихся через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда (в установлении и применении норм трудового права), контроле за соблюдением трудового законодательства;
5) специфичный способ защиты трудовых прав, сочетающий действие органа трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой по индивидуальным правам и паритетного органа (примирительной комиссии) и третейского (трудовой арбитраж или посредник) по коллективным трудовым правам, вплоть до забастовки;
6) единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда. Единство выражается в общих для всех производств на всей территории страны, закрепленных в ст. 2 ТК, принципах правового регулирования труда и в единых для всех работников основных трудовых правах и отражается в общих нормах трудового законодательства (общая норма означает распространение ее на всех работников).
Дифференциация правового регулирования труда (т. е. различие) выражается в специальных нормах, применяемых лишь к определенным работникам, и проводится законодателем, учитывающим в нормах права ее основания. Такими основаниями дифференциации, создающей специальные нормы (льготы, ограничения, приспособления), являются следующие:
— вредность и тяжесть условий труда;
— климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему мест;
— субъектные основания: физиологические особенности женского организма (его материнская роль), а также социальную роль одинокой матери (одинокого отца), психофизиологические особенности неокрепшего организма и характера подростка, ограниченную трудоспособность инвалидов;
— специфика краткой трудовой связи временных и сезонных работников, особенность трудовой связи членов производственных кооперативов;
— особенности труда в данной отрасли (отраслевая дифференциация), сочетание труда с обучением;
— специфика содержания труда и ответственный характер труда государственных служащих, судей, прокуроров, специфика и ответственность труда работников транспортных отраслей, значение и роль труда в руководстве производством руководителей организаций.
Специальные нормы дифференциации трудового права — трудовые льготы (их большая часть), нормы приспособления (в отраслевой дифференциации) и нормы-изъятия (по специфике трудовой связи) — позволяют с учетом указанных ее оснований для всех работников равно с другими осуществлять основные трудовые их права и обязанности.
В Трудовом кодексе дифференциации трудового права посвящен специальный раздел XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников». В ст. 249 гл. 39 «Общие положения» указывается, что «Особенности регулирования труда — это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам, либо предусматривающие дополнительные правила для отдельных категорий работников», следовательно, эти особенности создают специальные нормы-изъятия (у госслужащих, судей и др.) или нормы-льготы (для женщин, несовершеннолетних, инвалидов и др.). В то же время в статье не указаны специальные нормы-приспособления (учет специфики труда, отраслевая дифференциация норм).
Надо также учитывать, что ТК в разделе XII указал не всех работников с особенностями правового регулирования их труда. Например, такие особенности предусматривают специальные федеральные законы о государственных служащих, статусе судей, Положение о прокуратуре. Дифференциация отражается также в различных видах трудовых договоров, о чем будет сказано далее.
^Все источники трудового законодательства классифицируют­ся на законы и подзаконные акты по степени их важности и су­бординации. Но их можно классифицировать и по другим осно­ваниям:

-системе отрасли трудового права, акты, относящиеся к об­щей ее части (Конституция РФ, гл. I ТК РФ), и акты, относя­щиеся только к отдельным институтам трудового права (обеспе­чению занятости, трудовому договору, рабочему времени и вре­мени отдыха, оплате труда, охране труда, трудовым спорам и др.); при этом такой кодифицированный акт, как Трудовой ко­декс, регулирует все институты трудового права, а текущие зако­ны РФ о занятости, коллективных договорах и соглашениях, ох­ране труда и др. регулируют определенные вопросы и относятся к одному-двум институтам трудового права;

-органам, их принимающим: законы и постановления Верхов­ного Совета, а теперь — Государственной Думы РФ, указы и рас­поряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, положения, правила, приказы, решения, приня­тые министерствами и ведомствами по вопросам труда, его оп­латы и охраны, а также рекомендации, разъяснения и др. Феде­ральный закон принимается Государственной Думой РФ и затем одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Законы субъектов Федерации не должны противоречить Кон­ституции РФ и Федеральным законам;

-сфере действия: общефедеральные (Конституция РФ, КЗоТ), республиканские, областные и других субъектов Федерации, от­раслевые (ведомственные), действующие только в данной отрас­ли народного хозяйства (например отраслевое тарифное соци­ально-партнерское соглашение), уставы, положения (о дисцип­лине работников отдельных отраслей народного хозяйства), межотраслевые акты (правила, стандарты по технике безопас­ности, охране труда), муниципальные (местные, районные, го­родские), и локальные, действующие только для работников данного предприятия, организации.

Трудовой кодекс источникам трудового права посвящает ст. 5—13. В ст. 5 они кратко перечислены и указана субордина­ция перечисленных источников. В ст. 6 Проекта ТК подробно разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации по принятию источников трудового права (в КЗоТе это был про­бел). В ТК также предусмотрен порядок принятия работодателем актов о труде и указано, что акты, ухудшающие положение ра­ботников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными (ст. 8).

Статьей \ 1 ТК установлено, что нормативные акты о труде обязательны на всей территории России для всех организаций, применяющих труд на основании трудового договора. Статья 12 ТК предусматривает действие актов трудового законодательства во времени, а ст. 13 — действие их в пространстве. Следует отме­тить, что раздел I «Общая часть» составлен с учетом достижений нашей науки трудового права. Так, например, в учебнике «Тру­довое право России» (под ред. О. В. Смирнова. М., 2001) было указано многое по проблеме источников, что затем воспринято Трудовым кодексом. Каждый раздел ТК начинается со статьи «Общие положения», дающей общую характеристику института данного раздела и его основные понятия.

Потребность в новом Кодексе ощущалась давно. Он урегули­ровал в соответствии с нынешними изменениями в сфере труда основные институты трудового права. В последнее время с раз­витием системы российского трудового законодательства стал все заметнее ощущаться пробел в КЗоТе, не предусматривавшем разграничения компетенции между Федерацией и ее субъектами по созданию трудового законодательства, а об его источниках в ст. 3 предусмотрена была всего одна фраза.

Новый Трудовой кодекс хорошо восполнил этот пробел. В нем четко указаны виды источников трудового права, их со­подчинение (субординация), действие их во времени и про­странстве, а ст. 6 разграничивает полномочия Федерации и ее субъектов по созданию трудового законодательства. Она преду­сматривает, что к ведению федеральных органов государствен­ной власти относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нор­мативных правовых актов, устанавливающих:

• основные направления государственной политики в сфе­ре трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, основ их правового регулирования;

— обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, сво­бод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

— порядок заключения, изменения и расторжения’ трудовых договоров;

• основы социального партнерства, порядок ведения кол­лективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

— принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и систему федеральных органов, осуществляющих этот надзор и контроль;

порядок расследования несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний;

• систему и порядок проведения государственной экспер­тизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; — порядок и ус­ловия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе возмещение вреда работнику по трудовому увечью;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их примене­ния;

— систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

— особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Субъекты Федерации принимают нормативные правовые акты трудового законодательства по другим вопросам труда, не отнесенным к компетенции Федерации. Если они устанавлива­ют более высокий уровень трудовых прав и гарантий работни­кам по сравнению с установленными федеральными актами, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьше­нию бюджетных доходов, то это обеспечивается за счет бюджета данного субъекта Федерации.

Статья 6 ТК предусмотрела в третьей и четвертой ее частях субординацию актов Федерации и ее субъектов. Локальные акты трудового законодательства принимает работодатель в соответст­вии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями и с учетом мнения представительного органа ра­ботников (ст. 8 ТК). Коллективный договор, соглашение могут предусмотреть их принятие не с учетом мнения, а по согласова­нию с этими органами.

Локальные нормативные акты, принятые с нарушением ука­занного порядка или ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействи­тельными. В этих случаях применяются соответствующие нормы трудового законодательства.

Дата добавления: 2015-08-12 ; просмотров: 320 . Нарушение авторских прав

Трудовое право. Понятие и источники трудового права.

Понятие трудового права.

Понятие трудового права характеризует самостоятельную отрасль права, которая регулирует отношения в сфере наемного труда. Основа трудового права – это трудовые отношения, то есть взаимоотношения работодателя и работника, а также работников между собой. Предметом трудового права являются не только индивидуальные трудовые отношения, но и общественные отношения, связанные с трудовыми:

  • организация труда;
  • трудоустройство;
  • дополнительная подготовка и профессиональное образование работников;
  • коллективные договора и соглашения;
  • материальная ответственность в сфере труда;
  • государственный и профсоюзный надзор за соблюдением трудового законодательства;
  • разрешение трудовых споров;
  • обязательное социальное страхование согласно федеральному законодательству.

Трудовое законодательство выполняет следующие функции трудового права:

  • регулятивная функция;
  • охранительная функция;
  • воспитательная функция;
  • информационная функция;
  • функция социального контроля.

Исходя из этого можно озвучить три основные цели трудового права:

  1. Гарантирование трудовых прав и свобод.
  2. Создание благоприятных условий труда.
  3. Защита интересов и прав работников и работодателей.

Источники трудового права.

В Российской Федерации выделяют следующие источники трудового права:

  1. Конституция.
  2. Трудовое законодательство.
  3. Правовые акты Президента и Правительства, касающиеся норм трудового права.
  4. Коллективные договора и соглашения.
  5. Локальные нормативные акты (например, правила и предписания).

Вообще вся система трудового права в Российской Федерации делится на три составные части:

  1. Общая часть – основные понятия и принципы в сфере труда.
  2. Особенная часть – правовое регулирование конкретных институтов трудового права, например, института трудового договора, рабочего времени и охраны труда.
  3. Специальная часть – регулирование отдельных, узкоспециализированных отраслей труда (например, отношения в медицинской сфере, в педагогической, в сфере общественного питания и т.д.).

Основной элемент трудового праватрудовой договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения работника и работодателя, условия работы, оплата труда, рабочее время, страховка и другие права и обязанности работника и работодателя.

Существует также такая разновидность трудового договора, как коллективный договор, — это трудовой договор между работодателем и представителем группы работников (например, профсоюзом).

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.