Сырых земельное право учебник

Учебник: Земельное право

4.5. иные вещные права на землю

Как известно, в гражданском праве гражданские права делятся на вещные и обязательственные. Вещные права в земельном праве – одна из правовых форм реализации отношений земельной собственности. Их обладателю они предоставляют возможность непосредственно осуществить воздействие на земельный участок и господство над ним.

Право собственности на землю является главенствующим в системе вещных прав на земельные участки, поскольку только у собственника содержится полный набор правомочий по владению, пользованию и распоряжения землей. Однако наряду с правами собственности имеется ряд других видов вещных прав на землю, которые получили широкое распространение в современном российском законодательстве, особенно с принятием в 1994 году Гражданского кодекса РФ. К ним относятся: право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; право ограниченного пользования земельным участком (сервитут).

Вещные права, как и право собственности, объектом своих правомочий имеют земельный участок, конкретно определенный на местности и имеющий соответствующий кадастровый номер или статус.

Рассмотрим вещные права на землю по отдельности.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Данное право закреплено в ст. 20 ЗК РФ, а также рассматривается как вещное право (титул) в главе 17 ГК РФ (ст. 216, 264, 268).

Необходимо сразу отметить, что выявляются существенные отличия в регулировании реализации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предусмотренные земельным и гражданским законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ, п. 8 ст. 3 Федерального

закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», с момента вступления в силу ЗК РФ в по

стоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, т.е. ограниченному кругу лиц. В то же время, согласно п. 1 ст. 268 ГК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

Статья 20 (п. 2) ЗК РФ гласит, что гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако это право сохраняется за ними в случае его приобретения до вступления в силу Земельного кодекса РФ, причем граждане могут приобрести такие участки в собственность. При этом каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок без взимания с него дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами (п. 4 ст. 20 ЗК РФ). Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», приватизация земельных участков в этих случаях устанавливается по решению Правительства РФ и определен принцип установления ее размеров.

В основе возникновения права постоянного (бессрочного)

пользования земельным участком лежит административноправовой акт – решение (постановление) соответствующего органа

государственной власти или органа местного самоуправления о

предоставлении земельного участка. Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ,

земельные участки из земель, находящихся в государственной

или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях,

предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки для строительства предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 36 ЗК РФ, в случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими федеральными казенными

предприятиями и государственными или муниципальными

учреждениями, земельный участок предоставляется одному

из этих лиц на основании решения собственника земельного

участка в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из

этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Статья 20 (п. 4) ЗК РФ содержит норму, устанавливающую,

что граждане или юридические лица, обладающие земельными

участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не

вправе распоряжаться этими земельными участками. В то же время, ст. 270 ГК РФ предоставляет пользователю земельного участка

право распоряжаться им. Лицо, которому земельный участок

предоставлен в постоянное пользование, вправе передавать этот

участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с

согласия собственника участка.

Согласно ст. 3 (п. 6) Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 ст. 20 ЗК РФ, должны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на

право аренды земельных участков или приобрести земельные

участки в собственность по своему желанию до 1 января 2008 года

в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.

Перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования закреплен в ст. 45 ЗК РФ. Выделяют два вида оснований прекращения этого права. Так, возможно прекращение права постоянного (бессрочного) пользования по волеизъявлению его обладателя в форме отказа от права на земельный участок. Условия и порядок отказа от права на земельный участок закреплены в ст. 53 ЗК РФ. Вторая группа оснований связана с принудительным прекращением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, причем решение о прекращении прав на земельный участок в принудительном порядке может быть принято только в судебном порядке.

В качестве таких оснований ст. 45 ЗК РФ предусматривает следующие случаи:

• использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

• использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

• неустранение совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

1. отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, регуляторами роста растений,

ядохимикатами и иными опасными химическими или

биологическими веществами при их хранении, использовании, транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

2. нарушение установленного соответствующими нормами

ст. 15-100 ЗК РФ режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, дру

гих земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

3. систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

4. систематическая неуплата земельного налога;

5. неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен

федеральным законом, за исключением времени, в течение

которого земельный участок не мог быть использован по

назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

6. изъятие земельного участка для государственных или

муниципальных нужд в соответствии с правилами ст. 55

7. реквизиция земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 51 ЗК РФ.

Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (так же как и права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным

участком) осуществляется при условии неустранения фактов

ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа (п. 2

ст. 54 ЗК РФ). Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного

земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ и

предоставившего земельный участок.

Указанное предупреждение должно содержать:

1. указание на допущенное земельное правонарушение;

2. срок, в течение которого земельное правонарушение

должно быть устранено;

3. указание на возможное принудительное прекращение

права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;

4. разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного

законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;

5. иные необходимые условия.

Форма предупреждения устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение,

направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный

орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, который направляет в

суд заявление о прекращении права на земельный участок. По

истечении десятидневного срока с момента принятия решения

суда о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления

направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и

сделок с ним. Следует помнить, что прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении

земельного законодательства, от возмещения причиненного вреда (п. 6 ст. 54 ЗК РФ).

Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 25 октября

2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской

Федерации», предоставленное землепользователям до вступления в силу нового Земельного кодекса РФ право постоянно

го (бессрочного) пользования соответствует аналогичному титулу, предусмотренному ст. 20 ЗК РФ, при условии соблюдения требований п. 1 указанной статьи. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 268 ГК в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участка переходит в порядке правопреемства.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

Данное право закреплено в ст. 21 ЗК РФ, а также рассматривается как вещное право (титул) в главе 17 ГК РФ

(ст. 216, 265, 266, 267).

На праве пожизненного наследуемого владения могут владеть и пользоваться земельным участком только граждане. В то

же время, предоставление земельных участков гражданам на

этом титуле после введения в действие Земельного кодекса РФ

не допускается (п. 1 ст. 21 ЗК РФ). Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и приобретенное

гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

Согласно п. 3 ст. 21 ЗК РФ, граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют

право приобрести их в собственность. В этом случае каждый

гражданин может однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

В соответствии со ст. 266 ГК РФ, гражданин, обладающий

правом пожизненного наследуемого владения (землевладелец),

имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Если из условий пользования земельным

участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец

земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения

и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него

право собственности. Землевладелец вправе распорядиться земельным участком только посредством передачи его по наследст

ву (п. 2 ст. 21 ЗК РФ). С другой стороны, продажа, залог земельного участка и совершение его владельцем других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускаются (п. 2 ст. 266 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 267 ГК РФ, владелец земельного участка может передавать другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование. Однако данная норма утратила силу, поскольку п. 2 ст. 21 ЗК не допускает распоряжения земельным участком лицом, которое обладает им на титуле пожизненного наследуемого владения.

Переход прав на земельный участок, согласно п. 2 ст. 21

ЗК РФ, осуществляется в порядке наследования. Согласно

ст. 1181 ГК РФ, при наследовании земельного участка, принадлежавшего наследодателю на праве пожизненного наследуемого владения, по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и

растения. В ст. 45 3К РФ содержится перечень оснований прекращения не только права постоянного (бессрочного) пользования, но и права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Право пожизненного наследуемого владения может быть прекращено по волеизъявлению его обладателя, например, в случае отказа от права на земельный участок. Право пожизненного наследуемого владения земельным

участком может быть также прекращено, как и право постоянного (бессрочного) пользования в принудительном порядке, определенном ст. 54 ЗК РФ.

Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Данное право закреплено в ст. 23 ЗК РФ, а также рассматривается как вещное право (титул) в главе 17 ГК РФ (ст. 216, ст.ст. 274-277).

Можно выделить следующие особенности данного вещного права:

а) право сервитута представляет своего рода право безысходности, невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей. Если есть возможность обеспечить надлежащую эксплуатацию участка, не ущемляя

прав соседних землепользователей, то право сервитута

возникать не должно. Например, возможен обход соседнего земельного участка для проникновения на земли

лица, требующего сервитута, без существенных затрат;

б) право сервитута представляет собой узкоцелевое использование земельного участка. Например, если часть земельного участка выделена для прохода или проезда, то

ее нельзя использовать под складирование имущества,

размещение каких-либо объектов и т. д.;

в) право сервитута не может быть самостоятельным предметом сделок. В частности, его нельзя приобретать, вносить в качестве вклада в имущество хозяйственного общества и использовать в качестве самостоятельного объекта гражданских прав вне зависимости от земельного

участка, для обеспечения рационального использования

которого установлен данный сервитут;

г) право сервитута носит вспомогательный характер к основному праву на земельный участок для лица, в пользу

которого устанавливается данный сервитут. С прекращением права этого лица на данный земельный участок

прекращается и право сервитута;

д) право сервитута не порождает у лица, в пользу которого устанавливается данный сервитут, каких-либо иных прав на

обремененный земельный участок (п. 2 ст. 274 ГК РФ);

е) сервитут устанавливается, как правило, не на определенный срок, а на период до устранения причин, породивших необходимость этого сервитута. С устранением

данных причин необходимо и прекращение действия

сервитута (ст. 276 ГК РФ). Например, Федеральным законом о связи предусмотрено установление сервитута в ви

де возможности прохода или проезда к месту нахождения ЛЭП для устранения аварий и проведения ремонтных работ. Данный сервитут является бессрочным и действует до тех пор, пока не будет демонтирована ЛЭП или полностью прекращена соответствующая деятельность. Выделяют частный и публичный земельные сервитуты. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. В отличие от частного, публичный земельный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Пункт 3 ст. 23 ЗК РФ определяет случаи установления публичных сервитутов: для прохода или проезда через земельный участок; для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; для размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; для проведения дренажных работ на земельном участке; для забора воды и водопоя; для прогона скота через земельный участок; для сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда; для использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке; для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; для свободного доступа к прибрежной полосе.

Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Пункты 6-8 ст. 23 ЗК РФ закрепляют нормы, защищающие права лиц, обремененных сервитутом. В частности, собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).

Так же как и иные права на землю, сервитуты подлежат

государственной регистрации в соответствии с Федеральным

законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Вещные права являются производными от права собственности на земельный участок, обладая при этом определенной самостоятельностью и независимостью от права собственности.

Помимо рассмотренных выше титулов, выделяют и иные

права на землю, не относящихся к вещным. Это прежде всего

предусмотренное ст. 22 ЗК РФ право аренды земельных участков

и право безвозмездного срочного пользования земельными участками, закрепленное в ст. 24 ЗК РФ.

Право безвозмездного срочного пользования земельными участками

К числу земельных участков, которые могут предоставляться на титуле безвозмездного срочного пользования, относятся

земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, частные земли и земельные участки организаций. Земельные участки организаций могут предоставляться на данном

титуле в качестве служебных земельных наделов.

В безвозмездное срочное пользование могут быть предоставлены земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, а

также религиозным организациям для строительства зданий,

строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения – на срок строительства этих объектов.

В безвозмездное срочное пользование земельный участок

может быть предоставлен на основании административного

правового акта или договора. Так, согласно п. 1 ст. 28 ЗК, земельные участки из земель, находящихся в государственной

или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных в п. 1 ст. 24 ЗК РФ. В остальных случаях использовать земельный участок можно на

основании договора ссуды.

Когда основанием приобретения данного титула является административный акт органа исполнительной власти или

органа местного самоуправления, то срок пользования не может превышать год. Если в безвозмездное срочное пользование передается частный земельный участок, то основанием

приобретения права на него служит договор, в котором указывается срок, на который предоставляется участок. Субъектами права безвозмездного срочного пользования в этом случае могут быть граждане и юридические лица.

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком возникает на основании договора безвозмездного пользования (договора ссуды). По договору ссуды одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а ссудополучатель, в свою очередь, обязуется вернуть ту же вещь в том же состоянии, в котором он эту вещь получил, с учетом нормального износа либо в ином состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ).

Особый правовой режим имеют служебные земельные наделы, которые могут быть предоставлены, при наличии законных оснований, только гражданам.

Служебные земельные наделы предоставляются для сельскохозяйственного использования отдельным категориям работников организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Такие земельные наделы предоставляются на время работы, в связи с которой они выделены. Когда на служебном наделе посеяны сельскохозяйственные культуры, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая.

Основания прекращения права на служебный земельный надел установлены в ст. 47 ЗК РФ, в соответствии с которой прекращение права безвозмездного срочного пользования возможно по решению того лица, которое предоставило земельный участок в пользование, или при наличии соглашения сторон о прекращении договора. Прежде всего таким основанием может быть истечение срока, на который был заключен договор. Основаниями прекращения права пользования земельным участком могут быть также отказ землепользователя от права на земельный участок или прекращение права пользования в принудительном порядке, т.е. случаи, предусмотренные в п. 1 и 2 ст. 45 ЗК РФ.

По общему правилу, право пользования служебным земельным наделом сохраняется до момента прекращения работником трудовых отношений. Прекращение права на служебный надел оформляется приказом руководителя органи

зации, предоставившей в пользование земельный участок. Однако работник в случае прекращения трудовых отношений имеет право использовать служебный земельный надел в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Предусмотрены основания сохранения служебного земельного надела за работником, несмотря на прекращение трудовых отношений с соответствующей организацией. Это случай перехода на пенсию по старости или инвалидности. Кроме того, ЗК РФ предусматривает основания сохранения права на служебный земельный надел за одним из членов семьи работника при наличии следующих условий. Если работник призван на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, право пользования наделом сохраняется на весь срок службы. Если работник поступил на учебу, то право на служебный земельный надел сохраняется на весь срок обучения. Право на служебный земельный надел сохраняется за указанными лицами и в том случае, если работник погиб в связи с исполнением служебных обязанностей.

Нетрудоспособный супруг и престарелые родители сохраняют в этих случаях право на надел пожизненно, а дети – до их совершеннолетия.

1. Дайте определение права собственности на землю.

2. Какие формы права собственности на землю закреплены

в ст. 9 Конституции РФ?

3. Чем отличается общая долевая собственность на земельный участок от общей совместной собственности?

4. Что является непосредственным объектом права собственности на землю?

5. Назовите иные, помимо права собственности, вещные

1. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. – М.: Юристъ,

2. Жариков Ю.Г. Земельное право России: учеб. – М.:

КНОРУС, 2006. – 480 с.

3. Земельное право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова –

М.: ООО «ТК Велби», 2004. – 400 с.

1. Крассов О.И. Земельное право в современной России:

Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. – 624 с.

2. Сырых Е.В. Земельное право: Учебник для вузов. – М.: ЗАО

«Юстицинформ», 2005. – 336 с.

3. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник. – М.:

Юрайт-Издат, 2004. – 656 с.

4. Гусев Р.К. Земельное право: Учебное пособие. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М, 2002. – 208 с. –

(Право в вопросах и ответах).

5. Постатейные комментарии к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / Отв. ред.: доктор

юридических наук, профессор Г.Е. Быстров, доктор юридических наук, профессор Б.Д. Клюкин. – М.: Юридическая

фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М, 2002. – 649 с.

6. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации.

М.: Юристъ, 2002. – 288 с.

7. Комментарий к Федеральному закону «О садоводческих,

огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» / Под общ. редакцией И.А. Алтухова. – М.:

НОРМА; ИНФРА-М, 1998. – 432 с.

8. Копылов А.В. Вещные права на землю в римском, русском дореволюционном и современном российском гражданском праве. – М.: Статут, 2000. – 255 с.

9. Земельный участок: собственность, аренда и иные права

в Российской Федерации и иностранных государствах

/Под ред. В.В. Залесского. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю.,

4. Земельные правоотношения: понятие, структура и виды

В самом общем виде под земельными правоотношениями понимаются общественные отношения, урегулированные нормами земельного права, участники которых имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности в сфере использования и охраны земель. Безусловно, далеко не все отношения по поводу земли являются земельными и регулируются нормами земельного права. Существует целый спектр вопросов, которые регламентируются смежными отраслями, например, платы за землю; территориального планирования и градостроительного зонирования; охраны государственной границы, административно-территориального устройства и т.д.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы по различным критериям. По виду земельных отношений, урегулированных нормами земельного права, можно различать правоотношения собственности, ответственности за земельные правонарушения, охраны земель и т.д. В зависимости от категории земель складываются правоотношения по использованию и охране земель поселений, земель лесного фонда, земель водного фонда и др.

По функциональному назначению выделяют регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные правоотношения выражаются в совершении их участниками правомерных (положительных) действий — использовании земельного участка по целевому назначению; выполнению мероприятий по охране земель и т.д. Охранительные правоотношения возникают в случае нарушения требований земельного законодательства и могут повлечь применение к правонарушителю мер юридической ответственности.

Субъекты земельных правоотношений, как отмечал Н.А Духно, могут быть классифицированы: а) по их юридическому перечислительному методу. К ним могут быть отнесены граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования; б) по гражданско-правовому основанию к ним относятся собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи, арендаторы[7].

Для участия в земельных отношениях граждане должны обладать правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью. Согласно ст. 17 ГК РФ под правоспособностью понимается способность иметь права и нести обязанности, признаваемая в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Это, так сказать, врожденное качество, принадлежащее человеку по естественному праву.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ). В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. Снижение возраста полной дееспособности допускается также в случае эмансипации (ст. 27 ГК РФ). Данные правила действуют и в сфере земельных отношений.

Согласно ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. У юридического лица правоспособность и дееспособность возникают одновременно.

Праводееспособность юридического лица может быть общей и специальной. Общая праводееспособность юридического лица состоит в возможности иметь гражданские и земельные права (вещные и обязательственные права на земельные участки), соответствующие целям деятельности, предусмотренной в его учредительных документах. Специальная праводееспособность предусматривается для государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций. Праводееспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается после завершения его ликвидации.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования могут принимать участие в земельных отношениях в двух качествах: как властный орган, издающий обязательные к исполнению предписания, и как собственник соответствующих земельных участков, осуществляющий владение, пользование и распоряжение ими.

Среди субъектов прав на земельные участки особое место занимают иностранные граждане и юридические лица. Как известно, до принятия нового ЗК РФ иностранцы могли быть собственниками земельных участков только в случае их приватизации под приватизированными объектами недвижимости[8]. Теперь же ЗК РФ семь раз упоминает о правах иностранцев, а, кроме того, два упоминания мы встречаем во вводном законе. Из данных норм следует, что иностранные граждане и юридические лица могут приобретать в собственность земельные участки, но эта возможность имеет (по сравнению с россиянами) ограниченный характер. Так, Президентом РФ должен быть определен перечень приграничных территорий, на которых иностранцам земельные участки в собственность не предоставляются (п. З ст. 15 ЗК РФ).

Субъектный состав земельных правоотношений регламентируется ст. 5 ЗК РФ, однако может уточняться в иных нормативно-правовых актах. Как следует из п. З данной статьи, участниками земельных отношений являются собственники земельных участков; землепользователи; землевладельцы; арендаторы; обладатели сервитута (ГрадК РФ называет их «правообладатели земельных участков»). Данные субъекты обладают правами на землю с определенной спецификой, определяемой категорией земель.

Так, в составе земельного фонда России выделяется категория земель лесного фонда. Согласно ст. 24 ЛК РФ, права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда. Другой пример. Согласно ст. 55 ВК РФ, договор пользования водным объектом может быть заключен в следующих видах: договор долгосрочного пользования водным объектом; договор краткосрочного пользования водным объектом; договор установления частного водного сервитута. В результате право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользования — от трех до двадцати пяти лет (ст. 42 ВК РФ). Учитывая тесную связь водного объекта с землей (категория земель водного фонда), необходимо подчеркнуть эти характерные особенности субъектов земельных отношений.

Рассматривая субъектный состав земельных правоотношений, нельзя согласиться с мнением Е.В. Сырых, что существуют урегулированные нормами земельного права публичные земельные отношения между обществом и гражданами, осуществляющими общее природопользование, а также частные земельные отношения между обществом и гражданами и юридическими лицами[9]. Предполагается, что общество не может выступать стороной правоотношения ввиду отсутствия у него четкого правового статуса (персонифицированности), в то время как субъектом правоотношения является четко определенное лицо.

Правоотношения же, например, общего природопользования, о которых упоминает Е.В. Сырых, возникают между гражданами, с одной стороны, и органом публичной власти — собственником соответствующей территории (земельного участка) — с другой. Юридическим фактом тут является прямое указание закона на возможность осуществления указанных действий.

Другое дело, что ЗК РФ и иные федеральные законы выделяют особого субъекта земельных отношений — лица и общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Земельные участки, на которых коренные малочисленные народы занимаются традиционным природопользованием, принадлежат к категории земель особо охраняемых территорий и предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов (являются разновидностью некоммерческих юридических лиц) в безвозмездное пользование. В случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием (ст. 11 Федерального закона от 7 мая 2001 г. № 2 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).

Объектами земельных правоотношений являются земля, земельные участки и части земельных участков (ст. ЗК РФ). Понятие земли как объекта правоотношений выделяется, главным образом, в целях ее общей характеристики как объекта государственного и муниципального управления. По справедливому замечанию О.И. Крассова, земля как природный объект и природный ресурс не может быть ни объектом земельных отношений, ни отношений собственности, ни каких-либо ещё отношений, ибо объектом земельных отношений всегда является какая-либо юридическая категория, отражающая наиболее характерные и юридически значимые признаки соответствующего объекта природы. Поэтому объектом земельных отношений является индивидуализированная часть земли, то есть конкретный земельный участок[10].

В связи с этим выглядят оправданными предложения, прозвучавшие в научной юридической литературе, о закреплении в ЗК РФ нормы — дефиниции «земля». Предлагается нормативно закрепить, что земля — «это естественно возникший компонент природной среды, поверхностный (в том числе почвенный) слой суши, расположенный над недрами, характеризующийся особым органоминеральным составом, строением, границами в пространстве и выполняющий необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека и окружающей среды функции»[11].

Под земельным участком как объектом земельных правоотношений следует понимать (п. 2 ст. 6 ЗК РФ) часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данный подход корреспондирует с положениями п. 2 ст. 261 ГК РФ, из которого следует, что если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, а также находящиеся на нем лес и растения (п. 2 ст. 261 ГК РФ). При этом в части права собственности на лес Лесной кодекс РФ предусматривает иное правовое регулирование. Согласно ст. 20 ЛК РФ, древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или частного юридического лица, принадлежит ему на праве собственности. Относительно понятия лес ст. 7 ЛК РФ устанавливает, что все леса, кроме лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Согласно ст. 19 ЛК РФ, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

Особым объектом земельных отношений является почва — верхняя часть плодородного слоя. Наряду с землей, почва является компонентом природной среды и отдельным объектом охраны окружающей среды (ст.ст. l, 4 Закона об охране окружающей среды). Указанный закон, разделяя земли и почвы как объекты правовой охраны, отдельно предусматривает необходимость принятия мер по сохранению земель и почв при размещении объектов энергетики (ст. 40), эксплуатации сельскохозяйственных объектов (ст. 42), мелиорации земель (ст. 43), размещении отходов (ст. 51) и т.д. Не менее важно и установление мер по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, в отношении которых ведется Красная книга почв (ст. 62). .

Содержание земельных правоотношений составляют взаимообусловленные субъективные права и юридические обязанности их участников. Субъективное право — предоставленные управомоченному лицу вид и мера возможного поведения в сфере использования и охраны земель, обеспеченного обязанностью другой стороны и гарантированного государством. В основе субъективного права лежит обеспеченная правовая возможность, реализация которой зависит от собственного усмотрения лица.

Юридическая обязанность — возложенные на обязанное лицо вид и мера должного поведения, обеспечивающего право другой стороны и гарантированного государством. Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченной стороны, так и государства в целом, в связи с чем, ее реализация имеет властный, императивный характер. Юридические обязанности бывают активными (необходимость совершения действия) и пассивными (необходимость воздержания от действий).

Содержание прав и обязанностей субъектов земельных отношений определяется принадлежностью участка к определенной категории и субкатегории земель, особенностями целевого назначения и разрешенного использования участка, иными условиями и правилам и использования земельного участка, предусмотренными градостроительной документацией, экологическими и другими требованиями и ограничениями, титулом прав на землю. .

Возникновение, изменение и прекращение земельных. правоотношений происходит в результате наступления предусмотренных законом юридических фактов (событий или действий) — конкретных жизненных обстоятельств, с наступлением которых закон связывает возникновение юридически значимых последствий. При этом в отдельных случаях для возникновения земельных правоотношений событий или действий не предусмотрено, а соответствующие правоотношения возникают в силу прямого указания закона. Таковой является конструкция общего природопользования, когда граждане могут свободно пребывать на землях лесного фонда и собирать там грибы и ягоды, либо находиться на землях общего пользования населенных пунктов (дороги, скверы, пляжи и т.д.).

Возникновение земельных правоотношений обычно связано не столько с событиями, сколько с принятием административных актов органами публичной власти, вытекает из договоров и иных сделок, а также из судебных решений. Допускается и сочетание таких юридических фактов (фактический состав). Например, орган публичной власти своим актом выносит участок на торги, с победителем которых заключается договор купли-продажи (аренды) земельного участка. Типичным административным актом является решение органа местного самоуправления о переоформлении (приватизации) гражданину принадлежащего ему на праве пользования земельного участка. Судебные решения могут выступать как основание возникновения прав на землю по спорным участкам либо в случае установления земельного сервитута.

Изменение земельных правоотношений может происходить как по волеизъявлению его субъектов, так и по иным причинам. Например, стороны могут внести изменения в договор аренды земельного участка; собственник делимого земельного участка может в соответствии с действующим порядком разделить его на две части и одну продать; гражданин-землепользователь может приватизировать (переоформить) земельный участок и т.д. Другим случаем изменения правоотношений может являться образование по решению органов публичной власти особо охраняемой природной территории, резервирование земельного участка, установление публичного земельного сервитута либо зоны с особыми условиями использования территорий, в которых правообладатели земельных участков будут правомерно ограничены в возможностях по их использованию с внесением соответствующих записей в правоустанавливающие документы о правах на земельный участок

Основания прекращения земельных правоотношений могут быть безусловными (событие — смерть собственника, уничтожение земельного участка в силу природных факторов, истечение срока договора аренды), а также обусловленными совершением определенных действий (в результате исполнения договора купли-продажи земельного участка происходит прекращение для продавца правоотношений собственности на землю) либо бездействий (неиспользование землепользователем либо землевладельцем земельного участка может повлечь принудительное прекращение прав на землю).

[7] См. Бакунина Т.С. Земельный кодекс РФ: проблемы теории и практики // Государство и право. 2002. № 10. С. 86.

[8] См. подробнее: Анисимов А.П., Мелихов А.И. О некоторых теоретических проблемах земельной правосубъектности иностранных граждан и юридических лиц // Право и политика. 2005. № 6. С. 4-7.

[9] Сырых Е.В. Земельное право: Учебник. – М., 2004. С. 3-4.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.