Судебная власть и местное самоуправление

Судебная власть и местное самоуправление

Глава 8. Местное самоуправление

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

16. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Судебная власть – остается весьма сложной, сильно децентрализованной. Низшая судебная инстанция – помощники судьи в графствах. Они рассматривают дела с незначительной ценой иска. По малозначительным уголовным делам такую роль играют магистраты – граждане, не являющиеся профессиональными судьями.

Местное самоуправление. Северная Ирландия обладает политической автономией Собственный парламент принимает законы по вопросам хозяйства, налогов, финансов, здравоохранения, образования и т. п. С 2000 г автономией обладают Шотландия и Уэльс. Шотландский парламент имеет право принимать законы, устанавливать местные налоги, контролирует сферу здравоохранения, образования и полицию. Территория Англии и Уэльса разделена на графства, а графства – на округа (всего их 339).

В Великобритании существует контроль из центра, который осуществляется в следующей форме: 1) министры издают обязательные инструкции для подконтрольных местных служб; 2) институт адаптивных законов; 3) министерское инспектирование; 4) возможность организовать специальное расследование; 5) многие чиновники муниципального управления утверждаются департаментами соответствующих министерств.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти и местного самоуправления

Согласно Конституции 1996 г. в Украине действует принцип разделения ветвей власти. Единственным высшим органом законодательной власти является Верховная Рада, которая избирается на 4 года, в составе 450 депутатов из лиц, которым исполнилось на момент регистрации 21 год. Руководит работой Верховной Рады Председатель, его первый заместитель и заместитель. Верховная Рада утверждает перечень ^ f отраслевых комитетов, осуществляющих законотворческую работу. Структуру, компетенцию, полномочия и порядок функционирования Верховной Рады определен в четвертой главе Конституции (статьи 75-101).

Главой государства является Президент, который выступает от его имени. Институт президентства основан 5 июля 1991 Президент издает указы, является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины и соблюдения Конституции. Он назначает руководителей госадминистраций, представляет премьер-министра, образует и упраздняет министерства, имеет право распустить Верховную Раду, объявить всенародный референдум. Его права и обязанности определены пяти глав Конституции (статьи 102-112).

Высшим органом в системе исполнительной власти является Кабинет Министров Украины во главе с премьер-министром. Кабинет Министров ответственен перед Президентом и подконтролен и подотчетен Верховной Раде. Кроме премьера, в него входят первый вице-премьер, три вице-премьера и министры. Конституционный состав Кабинета Министров — 29 министров. Он решает вопросы государственного управления, обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины. Его функции и полномочия определены Глава шестая Конституции (статьи 113-120).

За десять лет независимости структура, функции и концепция организации органов местной власти менялись несколько раз. На начальном этапе согласно Закону Украины от 7 декабря 1990 «О местных Советах народных депутатов и местном региональном самоуправлении» (в редакции Закона от 26 марта 1992) сельские, поселковые, городские советы народных депутатов определялись как органы местного самоуправления, а районные и областные советы — как органы регионального самоуправления. Районные советы | в городах определялись частью городского самоуправления. В областных и районных центрах в 1992-1994 pp. существовал институт Представителя Президента, с подчиненной ему местной госадминистрацией. По Конституции 1996 г. на местах действуют в режиме местного самоуправления городские, сельские, поселковые и районные в городах советы депутатов. В областных и районных центрах действуют в режиме единого государственного руководства государственные администрации во главе с председателями.

Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом и судами общей юрисдикции Конституционный Суд Украины образуют восемнадцать судей. Президент Украины, Верховная Украины и съезд судей назначают по шесть судей. В суды общей юрисдикции относятся районные (городские), областные и приравненные к ним по компетенции, Верховный Суд Украины. Действовали до 200,1 г. арбитражные суды, а с тех пор — апелляционные хозяйственные суды.

Ключевые понятия: Верховная Рада, Президент, Кабинет Министров, премьер-министр, советы, Конституционный Суд, Верховный Суд, арбитражный, апелляционный, хозяйственный суды.

Судебная власть и местное самоуправление

Государство и все ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная как на федеральном уровне, так и на региональном, исполняя Конституцию Российской Федерации, обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Как справедливо указано в одной из работ, посвященной проблемам местного самоуправления: «Гарантирование права на осуществление местного самоуправления является важной составной частью общего механизма реализации публичного властвования на местном уровне. Изучение этой стороны обеспечения функционирования местного самоуправления помогает понять, с одной стороны, проблемы реализации законодательства о местном самоуправлении и связанные с этим направления его совершенствования, а с другой, оценить условия, в которых осуществляется деятельность граждан и муниципалитетов» [3, с. 162].

Цель статьи — проанализировать роль и значение органов государственной власти в развитии местного самоуправления в Российской Федерации, показать ряд существующих проблем в данной сфере.

Методология и методы исследования — совокупность диалектического, исторического, формально-юридического, логического, сравнительно-правового и других методов познания.

Согласно части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Полномочия федеральных государственных органов власти в этой области исчерпываются установлением общих основ и принципов организации местного самоуправления, а на государственные органы власти субъектов Федерации ложатся полномочия по закреплению и развитию данных основ и принципов осуществления местного самоуправления. Такое распределение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти позволяет им предметнее заниматься вопросами становления и развития местного самоуправления.

Важно конституционное закрепление на уровне субъекта Российской Федерации возможностей осуществления местного самоуправления, поскольку оно определяет отправную точку всей системе законодательства региона на создание эффективной модели местного самоуправления и определяет роль государственной и муниципальной власти в этом вопросе.

Конституцию (устав) субъекта Российской Федерации можно определить как основной закон субъекта Российской Федерации, принимаемый им самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и устанавливающий систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, принципы местного самоуправления, административно-территориальное устройство, экономические и финансовые основы данного субъекта Российской Федерации, а также регулирующий ряд других вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации к ведению субъекта РФ [7, с. 43].

Так, Конституция Республики Мордовия как основной закон субъекта Федерации содержит нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус, основы территориального устройства Республики Мордовия, структуру и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во второй статье Конституции Республики Мордовия установлен конституционный принцип народовластия. В ней говорится, что источником власти в Республике Мордовия является многонациональный народ Российской Федерации. Народ выражает свою власть непосредственно, а также через систему органов государственной власти Республики Мордовия и органы местного самоуправления [6, с. 16]. Из Конституции Республики Мордовия «вырастает» система законодательства, регулирующего отношения государственной и муниципальной власти на территории Республики Мордовия.

Конкретные полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления закреплены в ФЗ № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В них дан исчерпывающий перечень полномочий. Отступление от него и совершение действий за его пределами недопустимо.

По характеру и содержанию эти полномочия можно подразделить на группы, предусматривающие: правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления; обеспечение гарантий осуществления обязанностей органов государственной власти в области местного самоуправления; обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, защиты прав местного самоуправления.

По своим видам эти полномочия разделяются на нормативно-регулирующие, конкретно-регулирующие, обеспечивающие, контрольные, систематически совершаемые правомерные действия. Для этого используются разные средства — издание правовых актов, статистическая отчетность, методические рекомендации, контрольные и иные действия.

Приоритетным направлением в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти на современном этапе является правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль за исполнением соответствующего законодательства. На федеральном уровне действуют ряд федеральных законов. Среди них: об общих принципах организации местного самоуправления, о муниципальной службе, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме.

Однако для сегодняшнего дня проблемой является то, что формирование правовой базы местного самоуправления на уровне субъектов Федерации неоправданно затянулось. Субъекты Российской Федерации либо не приняли необходимых законов, например, в Республике Мордовия закон о возможности досрочного прекращения полномочий муниципальных депутатов и глав муниципальных образований, либо имеющиеся законы субъектов Федерации страдают низким качеством, поверхностным подходом, внутренними противоречиями, неурегулированностью многих отношений, небрежностью юридической техники. Далеко не все субъекты Федерации располагают для столь серьезного нормотворчества квалифицированными кадрами юристов, специалистами в области местного самоуправления и необходимым финансированием.

Для решения данной проблемы необходимо создать не только мощный научный федеральный центр по проблемам местного самоуправления, но и подобные центры в субъектах РФ, которые бы изучали и обобщали практику осуществления местного самоуправления, разрабатывали законопроекты для субъектов Федерации, а также методические рекомендации для муниципальных органов.

Важным направлением деятельности органов государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне является наделение органов местного самоуправления законом отдельными государственными полномочиями, передача материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления, контроль за их реализацией. Принцип делегирования полномочий на места как объективный процесс, направленный на децентрализацию государственной власти, получил широкое международное признание и закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении. Этот процесс отражает возрастающую интеграцию местных органов в государственный механизм, их приспособление к решению задач, имеющих общегосударственное и общерегиональное значение. Однако институт местного самоуправления по-разному трактуется в российском и зарубежном законодательстве [4, с. 19], что, несомненно, нужно учитывать при создании моделей местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.

Значительная роль органов государственной власти заключается в обеспечении гарантий местного самоуправления. Суть гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами организационную и финансово-материальную самостоятельность местных сообществ и их органов в решении вопросов местного значения, защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных условий для их наиболее полного осуществления.

Гарантированность местного самоуправления — это его неотъемлемый атрибут, который закреплен как на международном, так и в российском национальном праве [8, с.68].

В юридической науке существует ряд классификаций гарантий местного самоуправления, например, А.Р. Ереминым выделяются государственные и муниципальные гарантии [2, с. 95].

Прежде всего, органы государственной власти должны обеспечить реализацию установленных законодательством таких наиболее значимых гарантий для местного самоуправления, как удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов; обеспечение муниципальным образованиям минимального местного бюджета на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; компенсация дополнительных расходов муниципальных образований, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Однако обеспечение этих гарантий из-за социально-экономического кризиса в России пока производится недостаточно эффективно.

Особая роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, принадлежит суду. Его роль в этой сфере двояка: во-первых, защита местного самоуправления от неправомерных действий государственных органов власти, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, юридических и физических лиц; во-вторых, судебный контроль при решении вопросов об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

По мнению Н.С. Бондаря: «Решения Конституционного Суда РФ, «обволакивая» конкретные нормы и институты Конституции РФ, выполняют в этом плане преобразовательную функцию, являются своеобразным гарантом «живой» конституционной модели местного самоуправления. Не будет преувеличением сказать, что «муниципальная практика» Конституционного Суда РФ в своей динамике отражает все основные проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации, высвечивая их глубинное содержание, законодательные коллизии и противоречия, в том числе связанные с теми или иными направлениями реализации муниципальной реформы [1, с. 9-10].

Конституционный Суд РФ сформулировал ряд правовых позиций, предопределяющих нормативное содержание регионального законодательства [9, с. 164]. Например, неконституционным является установление в нормативном правовом акте субъекта РФ структуры органов местного самоуправления в рамках конкретного муниципального образования, в том числе формы их взаимодействия, полномочий конкретного органа местного самоуправления или отдельных должностных лиц или обязательности создания каких-либо органов местного самоуправления (если иное не предусмотрено в федеральном законе и не вытекает из Конституции РФ). Не допускается замещение каких-либо должностей местной администрации путем назначения органом государственной власти или органом другого муниципального образования.

Однако следует отметить, как показывает практика деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, развитие местного самоуправления тормозится из-за медленного осуществления реформы судебной власти.

Сегодняшние социально-экономические и политические реформы, проводимые в стране, породили массу коллизий, требующих судебного решения.

Весьма показателен в этом отношении опыт взаимодействия двух крупнейших демократических реформ в России — земской и судебной 1864 г., которые одновременно должны были обеспечить реализацию экономических и социальных преобразований в стране. Примечательными и не утратившими своей актуальности и сегодня являются цели судебной реформы. Следует отметить, что земства могли функционировать во многом благодаря возможности цивилизованного судебного порядка разрешения споров между ними и администрацией. Сегодняшнее обращение к истории позволит преодолеть ряд противоречий и коллизий в осуществлении судебной защиты местного самоуправления.

Успешное становление и развитие местного самоуправления в немалой степени зависит от действенности контроля государственных органов за деятельностью его органов. Естественно, формы и методы контроля во многом изменились с учетом организационной самостоятельности муниципальных органов. Теперь решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены только органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Главным объектом контроля в настоящее время является соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления как при принятии ими решений, так и при исполнении действующего законодательства и устава муниципального образования. Органы государственной власти должны обеспечивать контроль за тем, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Предметом контроля со стороны государственных органов является и ход исполнения отдельных государственных полномочий, которыми законом наделены органы местного самоуправления.

В соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления от 15 октября 1985 года любой административный контроль над органами местного самоуправления может осуществляться только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией или законодательством, а также он должен осуществляться таким образом, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости интересов, которые это вмешательство имеет в виду защитить.

В ч. 4 ст. 4 Европейской Хартии говорится, что «предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными». Но тем не менее реальности местного самоуправления требуют постоянного контроля за соответствием его функционирования, выстроенным теоретическим и законодательным моделям.

В специальной литературе к гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относят закрепляемые Конституцией РФ основополагающие положения, требующие своего развития в специальном законодательстве. В этом перечне и контроль государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления [5, с. 640].

В соответствии со ст. 10 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления осуществляет от имени государства прокуратура Российской Федерации свойственными ей методами прокурорского надзора. Особая роль надзорных функций прокуратуры в этой сфере обусловлена и тем фактом, что нарушение законодательства в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления носит весьма распространенный характер.

Непосредственное отношение к гарантиям прав местного самоуправления имеет институт ответственности его органов и должностных лиц, призванный обеспечить их эффективную деятельность в интересах граждан и местных сообществ.

В статье 76 ФЗ № 131 установлена ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, перед государством, перед физическими и юридическими лицами.

Наиболее сложен и мало разработан вопрос об ответственности представительных органов местных сообществ.

Ответственность представительных органов местного самоуправления должна выражаться в неблагоприятных для них правовых последствиях за ненадлежащее осуществление ими своих полномочий. Основанием юридической ответственности, таким образом, является правонарушение. В данном случае — неисполнение представительным органом местного самоуправления какой-либо обязанности, возложенной на него законом, или издание им противоречащего законодательству правового акта.

Здесь следует согласиться с мнением ряда ученых, что Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлена громоздкая и малоэффективная процедура привлечения к ответственности представительного органа местного самоуправления [3, с. 148-149].

К тому же не всякое нарушение закона должно становиться основанием для досрочного прекращения полномочий. Здесь требуется осторожный и весьма взвешенный подход. Следует учитывать и степень «тяжести» нарушения. И только в случае грубого нарушения закона, повлекшего либо могущего повлечь существенные неблагоприятные последствия, необходимо применять крайнюю меру ответственности в виде досрочного прекращения полномочий. Превентивной мерой такой ответственности может стать — предупреждение о возможности роспуска.

Представляется, решение вопроса о роспуске представительного органа местного самоуправления за нарушение устава муниципального образования целесообразно принимать только с учетом мнения населения.

Вообще, государственный надзор и ответственность перед государством не означают ограничение автономии местного самоуправления. Их следует рассматривать как естественный противовес правам, которые предоставлены и гарантированы законодательством местным сообществам.

Работа выполнена в рамках темы НИР № 53/23-15: Системный анализ проблем формирования и реализации регионального законодательства в сфере местного самоуправления в Российской Федерации.

Рецензенты:

Еремин А.Р., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, г. Саранск;

Сушкова Ю.Н., д.и.н., доцент, декан юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, г. Саранск.

Лекция 3. Органы государственной власти и местного самоуправления в РФ

1. Система органов государственной власти в РФ.

2. Судебная система РФ.

3. Местное самоуправление в РФ.

1. Народ РФ осуществляет свою власть через органы государственной власти. Органы государственной власти наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций, образуются и действуют в установленном государством порядке.

Конституционный принцип федерализма предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Соответственно выделяются два уровня органов государственной власти — федеральный и региональный (субъектов Федерации).

Конституция РФ, выделяет четыре категории субъектов осуществления государственной власти: Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды. Единство системы государственной власти проявляется во взаимодействии и взаимозависимости государственных органов; в механизме сдержек и противовесов, который позволяет каждой из ветвей власти осуществлять свои конституционные полномочия и обеспечивает рычаги влияния на другие власти.

Президент Российской Федерации является главой госу­дарства. Его функции связаны с обеспечением основ конститу­ционного строя: он выступает гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости, государственной целостно­сти; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Новизна Конституции РФ состоит в закреплении верховенства Президента РФ в системе органов государственной власти. Свои полномочия Президент РФ реализует в рамках Конституции РФ и в соответствии с федеральными законами. Период полномочий Президента РФ ограничен шестилетним сроком; одно лицо не может занимать пост Президента более двух сроков подряд; Президент избирается всенародными прямыми выборами на альтернативной основе, предусматривается процедура отрешения его от должности; допускается признание нормативных актов Президента не соответствующими Конституции по решению Конституционного Суда.

Органы законодательной власти составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Федеральным законодательным органом является парламент — Федеральное Собрание РФ. В пределах субъекта РФ действуют законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ.

Парламент в рамках Конституции обладает всей полнотой законодательной власти, а также наделяется функцией контроля за исполнительной властью. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации представляет интересы субъектов Федерации, в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от законодательного (представительного) и ис­полнительного органов государственной власти субъекта РФ. Представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается этим органом, а представитель от исполни­тельного органа в верхней палате парламента назначается выс­шим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Государственная Дума представляет население Российской Федерации. Она состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года на основе всеобщего избирательного права: 225 депутатов избирается по одномандатным избирательным округам, 225 — по федеральным спискам кандидатов от избирательных объединений (блоков) по единому общефедеральному избирательному округу.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнитель­ные и распорядительные функции государственного управления. К федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства при Правительстве РФ. Органами исполнительной власти субъектов Федерации являются президенты и главы администраций субъектов РФ, правительства субъектов РФ, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

Правительство — высший исполнительный орган государственной власти РФ, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Во-первых, Правительство РФ призвано обеспечивать единство системы исполнительной власти: организует, направляет и контролирует деятельность ее органов. Во-вторых, федеральное Правительство в пределах своего ведения управляет деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ. В-третьих, решения Правительства распространяются на деятельность исполнительных органов местного самоуправления.

В особую группу государственных органов выделены органы прокуратуры, которые составляют самостоятельную централизованную систему органов государственной власти. Функции прокуратуры заключаются в осуществлении надзора за законностью, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, координации деятельности.

2. Органы судебной власти осуществляют правосудие — осо­бый вид государственной деятельности, направленной на рас­смотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права. Суды обладают правом осуществлять конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

Носителями судебной власти в РФ являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции РФ, судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической про­фессии не менее пяти лет. Судьи являются независимыми и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Судебную систему РФ образуют федеральные суды и суды субъектов Федерации. Первые включают Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

К компетенции Конституционного Суда относятся дела о соответствии Конституции федеральных законов и других нормативных актов, нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, рассматривает жалобы на нарушение прав и свобод граждан. Он обладает правом толкования Конституции. В случае признания актов неконституционными они утрачивают свою юридическую силу.

К судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краев и областей, суды городов фе­дерального значения, автономных округов и областей, а также районные и военные суды.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он дает разъяснения по вопросам судебной практики. К компетенции Верховного Суда отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открыв­шимся обстоятельствам.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров между юриди­ческими лицами и предпринимателями без образования юриди­ческого лица. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам и арбитражным судам субъектов РФ, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Важным элементом судебной системы РФ являются мировые судьи. Мировой судья рассматривает в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, ответственность за которые не превышает двух лет лишения свободы, а также дела о выдаче судебного приказа, о расторжении брака и разделе имущества, дела по имущественным спорам (при цене иска не более 500 минимальных размеров оплаты труда), трудовые споры (за исключением дел о восстановлении на работе), дела об административных правонарушениях. Мировой судья рассмат­ривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отноше­нии решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Судебные участки, в рамках которых осуществляют свои полномочия мировые судьи, создаются из расчета: 15-30 тыс. на 1 участок. Мировые судьи избираются законодательным собранием субъекта РФ, либо населением соответствующего судебного участка не более чем на 5 лет, но возможно и повторное избрание.

3. Местное самоуправление занимает «промежуточную пози­цию» между государством и обществом, что определяет двой­ственность его природы. На местном уровне управленческие функции зачастую осуществляются непосредственно местным населением и образуемыми им органами власти, которые признаны и юридически закреплены государственной властью. С другой стороны, местное самоуправление является основным институтом гражданского общества и представляет собой автономную деятельность самоорганизующегося населения.

Местное самоуправление определяется как форма осуще­ствления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление реализуется в форме непосредственной и представительной демократии. Особую роль в осуществлении местного самоуправления играют формы прямого волеизъявления граждан — референдум, выборы, собрания, сходы граждан.

Местный референдум — это голосование граждан РФ, по­стоянно или преимущественно проживающих в границах муни­ципального образования, по важным вопросам местного значения. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находя­щиеся в ведении местного самоуправления. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утвер­ждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Выборы — это наиболее массовая и широко применяемая форма непосредственной демократии, с помощью которой формируются представительные органы местного самоуправления, а также наделяются полномочиями главы местной администрации. Муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии. Правом на участие в муниципальных выборах обладают все граждане РФ, постоянно проживающие на территории соответствующих муниципальных образований.

Наиболее доступным способом самоорганизации граждан и формой их привлечения к осуществлению управленческих функций являются сходы. Их проведение предусмотрено в поселениях с численностью жителей не более 100 человек, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением в форме собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Существуют и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. К их числу относится опрос граждан. Он проводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Государственные органы не вправе вмешиваться в компетенцию местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических, местных условий. Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления. Численный состав и полномочия представительного органа местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. Кроме того, устав может предусматривать должность главы муни­ципального образования — выборного должностного лица, воз­главляющего деятельность местного самоуправления, а также иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Уставы определяют роль главы муниципального образова­ния (мэра) достаточно подробно. В одних муниципальных обра­зованиях уставы ограничивают полномочия главы муниципального образования, возглавляющего представительный орган; но в большинстве случаев он наделен широкими полномочиями. В основном отличия в статусе главы муниципального образования зависят от порядка его избрания: избран он населением или представительным органом.

Полномочия местного самоуправления подразделяются на несколько групп: вопросы местного бюджета и финансов; уп­равление муниципальной собственностью; регулирование земель­ных отношений в пределах муниципального образования и ох­рана окружающей среды; строительство, жилищное хозяйство, коммунальное, бытовое обслуживание населения, транспорт и связь; социальная защита населения; охрана общественного по­рядка, прав и свобод граждан.

Конституционными гарантиями осуществления местного самоуправления являются право на судебную защиту; на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; запретом на ограничение прав местного самоуправления. Граждане и органы местного самоуправления вправе обращаться в суд с требованиями о признании недействительными актов го­сударственных органов, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите уровни органов государственной власти в РФ.

2. Назовите категории субъектов осуществляющих государственную власть.

3. Какими полномочиями обладает Президент РФ?

4. Как называется высший орган законодательной власти в РФ? Его состав.

5. Назовите федеральные органы исполнительной власти.

6. К какой группе государственных органов относится прокуратура?

7. Из каких элементов состоит судебная система РФ?

8. Посредством каких процедур осуществляется местное самоуправление в РФ?

9. Какими полномочиями обладают органы местного самоуправления?

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.