Субъекты хозяйствования по гк рф

Статья 421. Свобода договора

1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.

3. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

5. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.

Комментарий к Ст. 421 ГК РФ

1. Договорные отношения субъектов гражданского права основаны на их взаимном юридическом равенстве, исключающем властное подчинение одной стороны другой. Следовательно, заключение договора и формирование его условий по общему правилу должны носить добровольный характер, базирующийся исключительно на соглашении сторон, определяемом их частными интересами. Поэтому принцип свободы договора составляет одно из основополагающих начал частноправового регулирования (п. 1 ст. 1 ГК), которое по своему социально-экономическому значению стоит в одном ряду с принципом признания и неприкосновенности права частной собственности.

В соответствии с правилами комментируемой статьи свобода договора проявляется в трех аспектах: 1) свобода заключения договора и отсутствие принуждения ко вступлению в договорные отношения (п. 1 ст. 421 ГК); 2) свобода определения юридической природы (характера) заключаемого договора (п. п. 2 и 3 ст. 421 ГК); 3) свобода определения условий (содержания) заключаемого договора (п. 4 ст. 421 ГК). Вместе с тем свобода договора имеет и другие проявления. Так, по общему правилу стороны договора своим соглашением могут расторгнуть (прекратить) его (п. 1 ст. 450 ГК РФ).

2. Свобода заключения договора и отсутствие принуждения ко вступлению в договорные отношения означают, что субъекты гражданского права сами решают, заключать им или не заключать тот или иной договор, поскольку никто из них не обязан вступать в договор против своей воли. Принудительное заключение договора допускается лишь как исключение, прямо предусмотренное либо законом (например, для публичных договоров в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК), либо добровольно принятым на себя обязательством (например, по предварительному договору в соответствии со ст. 429 ГК). Таким образом, отпала распространенная в плановом социалистическом хозяйстве обязанность заключения договора на основе различных плановых и других административно-правовых актов и утратила основу для существования категория так называемых хозяйственных договоров, которые юридические лица заключали по административному принуждению и на условиях, установленных указанными актами, а не определенных их собственной волей.

3. Свобода определения характера заключаемого договора состоит в том, что субъекты гражданского права сами решают, какой именно договор им заключить.

При этом они вправе заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами («непоименованный договор»), если только такой договор не противоречит прямым законодательным запретам и соответствует общим началам и смыслу гражданского законодательства (п. 1 ст. 8 ГК). Развитое гражданское законодательство не предусматривает исчерпывающего, закрытого перечня (numerus clausus) договоров и не обязывает стороны «подгонять» их договорные взаимосвязи под одну из известных закону разновидностей.

Данное обстоятельство особенно важно в условиях формирующегося рыночного хозяйства, когда правовое оформление нередко отстает от экономических потребностей. В частности, различные сделки, совершаемые в настоящее время на фондовых и валютных биржах, далеко не всегда имеют прямые законодательные прототипы. Возможность заключения непоименованных договоров позволяет участникам гражданских правоотношений самостоятельно устранять законодательные пробелы, объективно возникающие в результате развития и усложнения имущественного оборота.

4. Согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ участники гражданских правоотношений вправе заключить смешанный договор, содержащий элементы различных известных разновидностей договора, предусмотренных законом или иными правовыми актами (последнее отличает его от непоименованных договоров ). К такой единой совокупности нескольких различных договоров в соответствующих частях применяются правила о тех договорах, элементы которых содержатся в ней. Так, ст. 501 ГК РФ предусматривает возможность заключения договора найма-продажи, при котором покупатель товара сначала становится его нанимателем (арендатором). До момента продажи такого товара к отношениям сторон применяются законодательные правила об аренде (имущественном найме), а с момента перехода к нанимателю права собственности на вещь (товар) — правила о купле-продаже. Смешанным договором (банковского счета и кредитным) является также предусмотренный п. 1 ст. 850 ГК РФ договор кредитования банковского счета (иногда называемый овердрафтом, от англ. overdraft — «сверх счета»), в соответствии с которым банк оплачивает требования кредиторов своего клиента (заемщика) в пределах обусловленного договором лимита даже при отсутствии средств на его счете или на большую сумму, чем та, что находится на счете. Смешанным договором судебно-арбитражная практика признала договор об обмене товаров на эквивалентные по стоимости услуги как содержащий элементы договоров купли-продажи и возмездного оказания услуг .

———————————
Нет никаких препятствий и для заключения договора, содержащего элементы договоров, известных и неизвестных законодательству. Хотя такой договор и не будет считаться смешанным в смысле п. 3 ст. 421 ГК РФ, к нему в соответствующей части также будут применяться правила об известном (поименованном в законе) договоре, а непоименованный договор будет оцениваться с точки зрения его соответствия п. 1 ст. 8 ГК РФ.

См.: п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 19 апреля 1999 г. N 5 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета» // Вестник ВАС РФ. 1999. N 7.

См.: п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2002 г. N 69 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором мены» // Вестник ВАС РФ. 2003. N 1.

Смешанный договор следует отличать от комплексного договора, представляющего собой совокупность нескольких вполне самостоятельных договоров, условия которых зафиксированы в едином документе . Например, договор поставки товаров может включать также условия о страховании товаров, их хранении, перевозке и т.д., что само по себе не требует оформления нескольких различных договоров (документов), но и не приводит к появлению единого договора.

———————————
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). 3-е изд. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2005. С. 945 (автор комментария — Н.И. Клейн).

5. Свобода договора состоит и в том, что его стороны по своей воле определяют его содержание и формируют его конкретные условия, если только содержание какого-либо условия императивно не определено законом или иными правовыми актами. Так, условие о цене приобретаемого товара обычно согласуется самими контрагентами и лишь в отдельных случаях определяется по установленным государством тарифам, ставкам и т.п. (например, когда дело касается продукции естественных монополий).

6. При регулировании договорных отношений ГК РФ наиболее широко использует диспозитивные нормы, которые вступают в действие в качестве условий договора только в том случае, если его стороны не урегулировали соответствующий вопрос иначе и (или) не исключили применение к их отношениям диспозитивной нормы. Таким образом, важнейшая особенность диспозитивных норм состоит в том, что они устанавливают возможность отступления от содержащихся в них правил (тогда как обычные, императивные нормы закона предусматривают необходимость строгого выполнения содержащихся в них предписаний). Поэтому их использование также представляет собой одно из проявлений свободы договора. К числу диспозитивных норм относятся, например, многие правила исполнения договорных обязательств (о возможности исполнения обязательства по частям (ст. 311 ГК), о сроке его исполнения и возможности досрочного исполнения (ст. ст. 314 и 315 ГК), о месте исполнения обязательства (ст. 316 ГК) и др.).

По существу, такие нормы содержат некоторую подсказку сторонам договора относительно того, какие его условия им также следовало бы согласовать (хотя они могут этого и не делать), а возможность применения этих норм фактически восполняет отсутствующую волю сторон относительно некоторых недостающих условий договора, т.е. заполняет имеющиеся в нем пробелы. При этом предлагаемое диспозитивной нормой правило основывается на многолетней практике договорных отношений и обычно представляет собой наиболее оптимальный вариант соответствующего договорного условия.

7. Пункт 5 ст. 421 ГК РФ предусматривает специальную возможность восполнения пробелов предпринимательского договора, т.е. определения его условий в отсутствие прямого согласованного волеизъявления его сторон путем использования обычаев делового оборота. Поскольку закон имеет в виду прямо не предусмотренное им правило поведения, самостоятельно сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности (ст. 5 ГК) , использование указанных обычаев также следует считать проявлением свободы договоров в данной сфере.

———————————
См. также: п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.

В соответствии с этим конкретный обычай, применимый к договорным отношениям предпринимателей, становится субсидиарным (дополнительным) источником договорного права, т.е. рассматривается в качестве договорного условия в тех случаях, когда стороны соответствующего договора прямо не согласовали это условие и оно не определено диспозитивной нормой закона. Например, применимым в России обычаем признаны международные правила толкования торговых терминов Инкотермс 2000 , которые и будут применяться к соответствующим предпринимательским договорам, если их условия относительно транспортировки товара и распределения возникающих при этом рисков не будут определены их сторонами и не предусмотрены действующим российским законодательством.

Комментарий МТП к Инкотермс 2000. Толкование и практическое применение (перевод Н.Г. Вилковой) включен в информационный банк.

См.: п. 4 Постановления Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 28 июня 2001 г. N 117-13 // Торгово-промышленные ведомости. 2001. N 19/20 (в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» ТПП РФ свидетельствует наличие и содержание торговых (предпринимательских) и портовых обычаев, принятых в Российской Федерации). Текст указанных Правил см.: Комментарий МТП к Инкотермс 2000. Толкование и практическое применение / Публикация Международной торговой палаты N 620. М., 2001.

Обычаи делового оборота следует отличать от сложившейся практики взаимоотношений сторон договора («заведенного порядка») (см. п. 3 комментария к ст. 431 ГК). Вместе с тем стороны предпринимательского договора могут согласовать применение к своим отношениям названных правил Инкотермс 2000, которые в этом случае станут частью их договора в качестве торговых (коммерческих) обыкновений.

8. Свобода договоров неизбежно подвергается тем или иным ограничениям, установленным в публичном интересе.

Прежде всего содержание всякого договора должно соответствовать императивным нормам закона и иных правовых актов (п. 1 ст. 422 ГК), в противном случае договор будет считаться ничтожной сделкой (ст. 168 ГК) (см. комментарий к ст. 422 ГК).

В ряде случаев ограничения договорной свободы вызваны развитием рынка, который не может нормально функционировать при их отсутствии. Так, ограничиваются возможности монопольных производителей товаров или услуг, которые не вправе навязывать своим контрагентам условия договоров, используя свое выгодное положение и невозможность потребителей обратиться к другим производителям, т.е. нарушая принцип конкуренции. В частности, органы регулирования естественных монополий вправе определять потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, а также устанавливать цены (тарифы) или их предельный уровень на продукцию таких монополий, т.е. определять контрагентов и некоторые существенные условия соответствующих договоров . Незаконными считаются навязывание предпринимателями своим контрагентам невыгодных условий договоров или необоснованный отказ либо уклонение от их заключения, представляющие собой разновидности недобросовестной конкуренции, а также соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции .

———————————
См.: ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с послед. изм.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

См.: подп. 3 и 5 п. 1 ст. 10 и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В тщательной защите нуждаются граждане-потребители, выступающие в качестве заведомо более слабой стороны во взаимоотношениях с профессиональными предпринимателями . Так, в договорах, где кредитором является гражданин как потребитель товаров, работ или услуг, стороны лишены права своим соглашением ограничивать установленный законом размер ответственности должника-услугодателя (п. 2 ст. 400 ГК).

———————————
См.: Закон о защите прав потребителей.

9. В договорных отношениях действует и общий принцип запрета злоупотребления правом (см. комментарий к ст. 10 ГК), в том числе запрета злоупотребления свободой договоров, который также можно считать одним из ограничений этой свободы. Применение данного принципа оправданно, например, в ситуациях, когда банк в качестве стороны кредитного договора навязывает своему клиенту-ссудополучателю несоразмерно большую неустойку за просрочку в возврате кредита и затем требует ее принудительного взыскания, ссылаясь на свободу договора .

———————————
Другие примеры применения этого принципа к договорным отношениям см. в п. п. 2, 3, 7, 9, 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 ноября 2008 г. N 127 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации» (Вестник ВАС РФ. 2009. N 2).

Порядок образования и ликвидации субъектов хозяйствования

Все основные вопросы деятельности фирм регулируются хозяйственным законодательством. В Гражданском кодексе РФ содержится система правовых норм, определяющих и регламентирующих отношения в обществе между субъектами хозяйствования.

Помимо Гражданского кодекса РФ важнейшими законодательными актами, регулирующими деятельность субъектов хозяйствования независимо от организационных форм, являются законы Российской Федерации о собственности, земле и земельных отношениях, налоговой системе. Деятельность предприятий регулирует Трудовой кодекс РФ. Наряду с законами Российской Федерации деятельность регулируется постановлениями Российской Федерации.

Организация может быть учреждена решением собственника имущества или уполномоченного государственного органа (Госкомитет по имуществу).

Создание нового субъекта хозяйствования может быть осуществлено путем выделения из состава действующей орга-

низации структурного звена, в результате принудительного выделения (банкротства), в результате объединения нескольких структурных подразделений в единое предприятие.

Собрание учредителей принимает решение о создании, определяет круг юридических и физических лиц, входящих в их состав, утверждает устав. В уставе организации указывается наименование, юридический адрес, определяется ее организационно-правовая форма, формулируются основные цели деятельности, указывается величина уставного капитала и порядок его формирования, определяются права и обязанности учредителей, структура, порядок управления деятельностью, приводится положение о порядке ликвидации фирм, ответственность по всем имущественным обязательствам.

Для государственной регистрации субъекта хозяйствования необходимо:

■ заявление о регистрации;

■ устав и учредительный договор;

■ решение о создании субъекта хозяйствования в виде протокола, договора или иного документа;

■ свидетельство об уплате госпошлины;

■ документы об уплате не менее 50% средств в уставный капитал;

■ приказ о назначении руководителя и бухгалтера.

Следующим необходимым шагом является открытие расчетного счета в банке, получение лицензии в случае необходимости на право осуществления тех или иных видов деятельности, регистрация в государственной налоговой инспекции, в пенсионном фонде, фонде занятости, фонде медицинского и социального страхования.

Заключительным этапом является его государственная регистрация и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц с выдачей свидетельства о регистрации. Субъект хозяйствования считается созданным с момента государственной регистрации. При этом необходимо получить в органах статистики коды.

Наименование субъекта хозяйствования должно отражать смысл создания и функционирования. Штамп и печать должны соответствовать уставу. Субъект хозяйствования должен зарегистрировать товарный знак, если таковой имеется, фирменный бланк, получить чековую книжку. Все должно соответствовать установленным стандартам и требованиям.

Предприниматель, создающий субъект хозяйствования, должен помимо всех юридических требований в процессе создания решить ряд организационно-экономических вопросов, связанных с нормальным функционированием: найти помещение, необходимое оборудование, создать минимальный запас сырья и материалов для производственной деятельности, решить вопрос энергоснабжения, обеспечения персоналом и т.д.

Важным элементом функционирования субъектов хозяйствования является уставный капитал.

Увеличение уставного капитала можно осуществить либо путем увеличения номинальной стоимости размещаемых акций, либо размещением дополнительных акций, либо дополнительных взносов, внесенных учредителями.

Уменьшение уставного капитала осуществляется либо путем уменьшения номинальной стоимости размещаемых акций, либо путем приобретения части размещаемых акций общества с целью сокращения их количества. Основными причинами уменьшения уставного капитала являются реорганизация и уменьшение активов до уровня ниже уставного капитала. Изменение уставного капитала осуществляется через перерегистрацию его.

Создаваемые субъекты хозяйствования могут функционировать неопределенно длительное время, в случае необходимости в устав и учредительные документы могут вноситься изменения и дополнения. Однако в современных условиях часть субъектов хозяйствования может создаваться для конкретных единовременных целей и ликвидироваться после достижения этих целей в срок, оговоренный в уставе.

Основными причинами прекращения деятельности или кардинальной перестройки работы организации являются:

■ отсутствие или резкое падение спроса на продукцию (работы, услуги);

■ экологическая опасность организации для окружающей среды и населения;

■ возможность использования основных средств для выпуска более экономически выгодной и более необходимой продукции для потребителя.

Во всех других случаях прекращение деятельности может иметь место либо по добровольному согласию ее владельцев и совладельцев (акционеров, учредителей, пайщиков), либо по решению судебных органов.

При ликвидации субъекта хозяйствования в обязательном порядке создается ликвидационная комиссия, публикуются в печати объявления о ликвидации, определяется предельный срок предъявления претензий к субъекту хозяйствования. Ликвидационная комиссия определяет источники удовлетворения и очередности погашения всех обязательств. Выявляются остатки денежных средств на расчетном счете, в кассе, взыскивается дебиторская задолженность, определяются активы (материальные и нематериальные), подлежащие реализации. В первую очередь удовлетворяются претензии наемного персонала, затем удовлетворяются обязательства перед государственными органами (налоговой инспекцией, внебюджетными органами и т.д.), в последнюю очередь удовлетворяются имущественные и денежные претензии кредиторов. Оставшиеся после ликвидации и удовлетворения имущественных претензий средства передаются собственникам субъекта хозяйствования и распределяются между ними в порядке, оговоренном в уставе или ином документе.

Особым случаем ликвидации является банкротство. Несостоятельность — это признанная арбитражным судом или

объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по внесению обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обязанностей над ликвидными активами, т.е. из-за неудовлетворительной структуры баланса. Она выражается в появлении просроченной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контрагентами.

Банкротство является результатом неудовлетворительной работы по финансированию и кредитованию.

На практике следует отличать реальное банкротство от фиктивного и преднамеренного:

■ фиктивное банкротство — организация объявляет кредиторам о своей несостоятельности с целью получения от них отсрочки или рассрочки платежа или скидки с долгов;

■ преднамеренное банкротство — преднамеренное создание или увеличение неплатежеспособности.

Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим организациям и добросовестным предпринимателям организовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности, формируется структура экономики, приспособленная к рынку.

Процедура банкротства представляет собой совокупность формализованных факторов, включающих выявление признаков банкротства, рассмотрение дел по банкротству в арбитражном суде, выбор и проведение конкретных мероприятий в рамках дел о банкротстве, удовлетворение требований кредиторов, завершение дел о банкротстве (рис. 1).

Организация как хозяйствующий субъект

Рис. 1. Схема процедуры банкротства

Банкротство организаций и индивидуальных предпринимателей определяется следующими признаками:

■ в отношении граждан — неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сум-

, ма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества;

■ в отношении юридического лица — неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Внешними признаками несостоятельности (банкротства) организации является приостановление ее текущих платежей, если организация не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Совокупность мер, применяемых к организациям-банк- ротам согласно Гражданскому кодексу РФ, может быть разделена на 2 группы: реорганизация и ликвидация (рис. 2).

Рис. 2. Процедуры, применяемые к организациям-банкротам

Основное отличие всех реорганизационных мер состоит в том, что их применение не влечет за собой прекращение деятельности организации-должника. Задача данной меры состоит в в разработке плана мероприятий, определении процедур выхода из неплатежеспособного состояния и обеспечении нормального его функционирования.

Ликвидационные процедуры ведут к прекращению деятельности организации.

Санация направлена на оздоровление организации-должника, когда собственникам организации-должника, кредиторам или иным лицам оказывается финансовая помощь.

Ходатайство о проведении санации может быть подано должником, собственником организации-должника, кредитором с соблюдением требований к оформлению заявлений в арбитражный суд до принятия им решения по делу.

В тех случаях, когда лица, желающие участвовать в проведении санаций, определены до вынесения арбитражным судом решения по ходатайству о проведении этой процедуры, в арбитражный суд представляется список этих лиц, сведения о них, включая сведения о характере их имущественных отношений с должником, а также их письменное соглашение на участие в проведении санации.

Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность организации-должника для продолжения его деятельности путем оказания этой организации финансовой помощи собственником и иными лицами.

В случае, если в течение 36 месяцев повторно подано заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) организации, арбитражный суд не вправе выносить определение о проведении санации.

Продолжительность санации не может превышать 18 месяцев. Арбитражный суд вправе по ходатайству участников санации, за исключением случаев санации государственных или муниципальных организаций, продлить срок ее проведения, но не более чем на 6 месяцев.

Действующий Федеральный закон от 26.10.2006 № 127-ФЗ «О банкротстве (несостоятельности)» (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 34) определяет основание для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и осуществление мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), а также условия и порядок проведения процедуры банкротства. Данный закон детализирует как реорганизационные и ликвидационные меры, так и субъекты банкротства: стратегические предприятия и организации, естественные монополии и другие.

Наблюдение, внешнее управление (судебная санация), конкурсное производство, мировое соглашение, упрощенные процедуры банкротства (ликвидируемого или отсутствующего должника), добровольное объявление банкротства — установлены и регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Ускоренный порядок применения процедур банкротства — это особый способ реорганизации бизнеса должника и попытка восстановления его платежеспособности. Суть этого способа заключается в том, что на базе всего имущества, не включаемого в конкурсную массу, учреждается открытое акционерное общество. На сумму активов должника выпускаются акции вновь образованного акционерного общества. Указанные ценные бумаги подлежат продаже с публичных торгов, а вырученная сумма идет на расчеты с кредиторами.

Если суммы, вырученной от продажи ценных бумаг вновь образованного акционерного общества, окажется достаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, производство по делу о банкротстве прекращается, а судьба должника в дальнейшем решается исключительно его учредителями (участниками) в общем порядке.

Если суммы, вырученной от продажи акций, окажется недостаточно для расчетов со всеми кредиторами, внешний управляющий должен будет обратиться в арбитражный суд с заявлением о досрочном прекращении внешнего управления, признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

В целях недопущения банкротства руководители предприятий должны регулярно по мере получения бухгалтерских финансовых документов (ежеквартально) проводить финансовый мониторинг — анализировать основные финансовые характеристики с целью выявления динамики изменения ключевых финансовых показателей, выявлять их тенденции (направление и скорость движения показателей), оценивать способность или неспособность достижения намеченных результатов и принимать грамотные управленческие решения по финансовой стабилизации.

Антикризисный процесс включает две составляющие:

Антикризисное управление представляет сумму форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретным предприятиям. Оно включает диагностику технического, экономического, финансового состояния предприятия, оценку перспектив развития бизнеса, управления предприятием, производного менеджмента, антикризисную инвестиционную политику.

Антикризисное регулирование — меры воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятия от кризисных ситуаций.

Субъекты хозяйствования по гк рф

1. Нельзя не заметить, что Гражданский Кодекс Российской Федерации отличается от прежде существовавших в нашей стране, именуемой Советским Союзом, кодифицированных гражданских законов не только по названию но и по идеологии — он был призван оформить рыночные отношения, трансформируя принципы рыночной экономики в принципы гражданского права. Вероятно, нет необходимости объяснять, что социалистическое гражданское право в фундаментальных аспектах значительно отличалось от частноправового подхода к регулированию экономической жизни. По этой причине ГК РФ — это не новый кодекс ( т.е. модифицированный старый), но иного порядка кодекс , кодекс другого государства.

Введение в действие нового Гражданского Кодекса — как утверждают его официальные комментаторы, — может послужить катализатором возрождения России, он призван оказать благотворное влияние на правовое регулирование предпринимательства в России.

Принятие нового Гражданского Кодекса Российской Федерации безусловно явилось важным событием в правовом регулировании предпринимательской деятельности. Однако чтобы обеспечить объективность оценок ГК РФ и уяснить в чем сущность новелл, в нем содержащихся, нужно, в частности, констатировать, что отныне ГК РФ определяет правовой статус граждан — индивидуальных предпринимателей, и в самых общих чертах штрихами излагает правовое положение предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций. Объясняется это тем, что в кодифицированном гражданском законе заложена парадоксальная идея: чем раньше будет совершенствоваться законодательство, регулирующее хозяйственную деятельность субъектов предпринимательского права, тем быстрее ГК РФ для хозяйствующих субъектов уйдет в небытие. И вот почему. ГК РФ предполагает, что должны быть приняты специальные законы об акционерных обществах и других хозяйственных обществах, кооперативах, предприятиях, об иностранных инвестициях и малых предприятиях, а также законы, излагающие принципы предпринимательской деятельности различных субъектов права в условиях социально ориентированной рыночной экономики. Итак, с появлением названных законов, естественно, они составят комплекс специального законодательства о хозяйственной, предпринимательской деятельности, а Гражданский Кодекс РФ в той части, где речь идет о субъектах предпринимательской деятельности представляет собой лишь академический интерес и приобретает историческое значение, ибо в хозяйственной, судебной практике он не востребован ввиду практической ненадобности.

2. 1980-1990 годах хозяйственная реформа свелась к переименованию D предприятий в объединения, а ныне — в коммерческие организации. Как может показаться на первый взгляд, это всего лишь, как и в прошлые времена, терминологическая новелла. На самом деле суть новации оказывается в том, что, по мнению некоторых экономистов и юристов, адептов рыночной экономики на западный лад термин «предприятие» и обозначаемое им понятие есть наследие прежней командно-административной экономики, от которого в перспективе надо отказаться, и останутся лишь коммерческие организации. Утверждается, что в системе рыночных структур нет места предприятиям, всем ранее созданным производствам, а посему они должны быть преобразованы в коммерческие организации или ликвидированы. Кодифицированный гражданский закон по мнению его составителей закрепил тенденцию на исчезновение предприятий как хозяйствующих субъектов, Стало быть, произошло изменение «философии» предприятий; они, как выясняется, не имеют исторической перспективы и, следовательно, будучи анахронизмом, планового социалистического хозяйства, обречены на вымирание. По существу, предлагается из юридического лексикона и юридического обихода исключить термин «предприятие» в смысле субъекта права.

Иные представители экономической науки вещают спокойно, как нечто само собой разумеющееся, что из русского языка должно исчезнуть слово «предприятие», и надлежит обратиться к колониальной лексике -«коммерческая организация». Но, если исчезнет слово, видимо, исчезнут и сами предприятия как хозяйствующие субъекты. Такое положение вещей прежде всего, безнравственно. Ведь психологическая сторона феномена исчезновения предприятий в утрате у людей перспектив достойного будущего. Так как ясно, что государство, которое отказалось бы от предприятий, саморазрушается. И тогда становятся понятными заклятия и проклятия по поводу предприятий, произносимые теми идеологами, которые определили концепцию отрицания правового понятия предприятия. Дело в том, что, по сути своей «предприятие» в отечественном понимании является сугубо производственным, а не коммерческим механизмом, нацеленным на производство (выпуск), но отнюдь не на сбыт определенной продукции. Этот подход, как утверждают иные правоведы, был допустим в административно-командной экономике, но он совершенно не годится для рынка. Поэтому гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Тем самым признается, что гражданское законодательство не регулирует хозяйственную деятельность предприятий по производству продукции (товаров).

Точно также коммерческие организации нужно рассматривать в контексте реальной ситуации в стране, сложившейся в условиях либерализации экономики, и тогда нельзя не заметить, что в отличие от промышленных и сельскохозяйственных предприятий коммерческие организации, и это стало типичным социальным явлением, есть ничто иное как правовые структуры коммерческой, торговой деятельности; они всего лишь торгуют, спекулируют, а не производят продукцию.

Экономические функции реально действующих предприятий и коммерческих организаций различны. Попытки представить в роли хозяйствующих субъектов коммерческие организации взамен предприятий не состоялись, столкнувшись со своеобразием рыночного хозяйства России. Ввиду этого невольно возникает вопрос, не выглядит ли нелепой ситуация, когда в Гражданском Кодексе РФ все структуры, занимающиеся хозяйственной и иной деятельностью на основе любой формы собственности, делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

К слову сказать, как не странно, анализу деятельности субъектов хозяйствования и их трансформации в переходной экономике России посвящены труды зарубежных экономистов — отечественная экономическая мысль оказалась малопродуктивной. Некоторые экономисты, а вслед за ними и отдельные юристы как догму провозглашают: в рыночные структуры страны, шагнувшей якобы из плановой социалистической экономики в рынок, входят коммерческие организации, биржи, коммерческие банки, инвестиционные фонды, но в них нет места отечественным предприятиям. Формально «рыночные» субъекты права стали употребляться в текущем законодательстве, они даже конституированы в Законе. Однако это не должно вводить в заблуждение относительно их судьбы. Вопреки некоторым оптимистичным прогнозам, дело обстоит совсем иначе. В частности, знаменитые на заре либерализации экономики товарно-сырьевые биржи практически исчезли. Инвестиционные проекты и фонды пускают пузыри. Крах коммерческих банков стал обычным явлением.

Возможно, свободный цивилизованный рынок, точно также как коммунизм-идеал, но не вещность. Так или иначе, очевидно, что в Российской Федерации не создано современного эффективного механизма, регулирования рыночной экономики. Важно воспрепятствовать, в том числе имеющимися правовыми средствами, развитию процесса деиндустриализации России, сохранить промышленный и научно-технический потенциал для возрождения ее экономики. И тут следует сказать, что подобно тому, как синдром — термин медицинский, предприятие есть термин юридический. Кроме того, есть разница между юридическими понятиями и категориями, именуемыми по-разному: предприятия и коммерческие организации. По выражению В. Даля, предприятие есть «самое дело». (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т.3. М., 1980. С.388). Именно поэтому в нашей экономике предприятие традиционно было и остается особой организационно-правовой формой государственных и коммерческих организаций. В этом смысле обращает на себя внимание постановление правительства Российской Федерации от 13 июня 1997 года «Об условиях предоставления государственной поддержки реформируемым государственным и муниципальным унитарным предприятиям и иным коммерческим организациям». Судя по названию, в рыночных условиях действуют как предприятия, так и иные коммерческие организации.

Далее, Правительство Российской Федерации специальным постановлением от 30 октября 1997 г. утверждает очередную концепцию повышения эффективности работы в рыночных условиях предприятий и иных коммерческих организаций. И, следовательно, настоящая концепция становится правовым актом, и предназначена войти в историю законодательства с красноречивым названием «концепция реформирования предприятий и иных коммерческих организаций». В настоящей Концепции используется понятие предприятие, под которым понимаются коммерческие организации, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Таким образом, как можно уяснить, принцип незыблемости понятия предприятия как хозяйствующего субъекта и сегодня, и завтра дополняется идеей о том, что коммерческие организации создаются в форме предприятий.

Примечательно также название и содержание концепции «реформирования предприятий и иных коммерческих организаций», утвержденной постановлением российской Федерации от 30 октября 1997 г. Ведь речь идет по сути дела о том, что коммерческие организации являются разновидностью предприятий. Однако как быть с тем, что в ГК РФ изложен другой взгляд на классификацию юридических форм хозяйствующих субъектов и утверждается: государственные и муниципальные предприятия являются коммерческими организациями (ч.2 ст.50 ГК РФ)?

В то же время ,например, в ст. 1015 ГК РФ сказано: доверительным управляющим может быть коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Выходит, что коммерческая организация и предприятие суть понятия одного рода. Словом, в соотношении понятий предприятие и коммерческая организация нужно внести ясность,

3. Говоря о феномене предприятия в предпринимательской деятельности, необходимо сказать о генезисе предприятия как субъекта в хозяйственном и гражданском законодательства. Отечественная юридическая наука ввела в круг субъектов права предприятие. При этом обязательно подразумевалось бытие предприятия в качестве юридического лица. Вряд ли можно сомневаться в правильности концепции: с юридической точки зрения — предприятие всегда юридическое лицо, и потому оно является субъектом права.

Понятие предприятие имеет экономический и правовой смысл.

Предприятие как экономическая категория есть ни что иное как определенный технологический хозяйственный комплекс, имеющий определенную стоимость.

Правовое определение предприятия дается в двух аспектах: предприятие как объект права собственности и предприятие как субъект права или субъект гражданского, коммерческого оборота.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.