Ст 18 фз 273 об образовании

Ст 18 фз 273 об образовании

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

Важной материально-технической гарантией реализации права на образование являются печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы.

Наличие печатных и электронных образовательных ресурсов является необходимым условием для ведения образовательной деятельность, что находит свое отражение, например, в Положении о лицензировании образовательной деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966), в соответствии с которым (подп. «е» п. 6) одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является «наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»».

В целях обеспечения реализации образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, формируются библиотеки. Под библиотекой в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»[1] понимается информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

Библиотека образовательной организации должна быть укомплектована печатными изданиями по всем учебным предметам (дисциплинам), в том числе:

учебниками ― учебной литературой, в которой содержится систематическое изложение знаний в определённой области в соответствии с современным уровнем достижений науки, техники и культуры;

учебными пособиями ― учебными изданиями, которые дополняют или заменяют учебник частично или полностью (учебное пособие, как правило, издается в дополнение к учебнику и может охватывать не всю дисциплину в целом, а лишь один или несколько тем (разделов) учебной программы; учебное пособие актуализирует отдельные устаревшие положения учебника, а также знакомит обучающихся с различными дискуссионными вопросами, существующих в рамках предмета данной учебной дисциплины);

методическими пособиями ― изданиями, предназначенными педагогам для практического применения на практике, в которых основное внимание уделяется методике преподавания; в методическом пособии, наряду с практическими рекомендациями, содержатся также теоретические положения, которые раскрывают различные точки зрения, существующие по данному вопросу в педагогической науке;

периодическими изданиями ― газетами, журналами, альманахами, бюллетенями, иными изданиями, имеющими постоянное название, текущий номер и выходящими в свет не реже одного раза в год (ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»[2]).

Современная библиотека представляет собой не только хранилище печатных изданий, но и электронную библиотеку, предоставляющую своим читателям (пользователям) электронные учебники и учебные пособия и иного рода электронную литературу, а также медиатеку, в которой, наряду с фондом книг, учебных и методических пособий, имеется собрание видеофильмов, звукозаписей, различных компьютерных презентаций, а также необходимого технического оборудования для их просмотра и (или) прослушивания.

Электронная (цифровая) библиотека обеспечивает участникам образовательных правоотношений доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

Государственная политика в сфере образования направлена, среди прочего, на развитие федеральной системы информационных образовательных ресурсов (ФСИОР), которой могут пользоваться участники образовательных правоотношений и которая, в конечном счете, предназначена для повышения доступности качественного образования.

Базовыми функциональными элементами ФСИОР являются[3]:

информационный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» ― находящаяся в свободном доступе библиотека учебно-методических материалов для студентов и преподавателей (http://window.edu.ru), которая включает в себя интегральный каталог образовательных Интернет-ресурсов: http://window.edu.ru/catalog;

ресурсы и информационные разделы федеральных образовательных порталов: «Российское образование» (www.edu.ru), российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) и др.;

хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (www.school-collection.edu.ru);

открытая полнотекстовая библиотека учебных и учебно-методических материалов для общего и профессионального образования (http://window.edu.ru/window/library);

хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов по основным предметам общего образования (http://fcior.edu.ru).

В соответствии с ч. 2 ст. 35 комментируемого Закона обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (образовательных стандартов) осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Так, например, в соответствии с ФГОС начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»[4]) норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования;

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Библиотека организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

В комментируемой статье определен порядок отбора учебных изданий, используемых при реализации образовательных программ.

При реализации образовательных программ дошкольного образования организация, осуществляющая образовательную деятельность, определяет используемые учебные издания с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования (ч. 3 ст. 18 комментируемого Закона).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования выбирают учебники из федерального перечня рекомендованных учебников, а учебные пособия — из числа книг, выпущенных организациями, входящими в специальный перечень (ч. 4 ст. 18 комментируемого Закона).

При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, определенные самостоятельно организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Законом определены процедуры формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, а также процедуры отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного и среднего общего образования.

Порядок формирования федерального перечня учебников определяется Министерством образования и науки РФ: Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»[5].

Утвержденный Минобрнауки России Порядок формирования федерального перечня учебников определяет:

а) структуру федерального перечня учебников;

б) основания и процедуру включения учебников в федеральный перечень учебников;

в) критерии и порядок проведения экспертизы учебников;

г) форму экспертного заключения;

д) основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.

Федеральный перечень учебников состоит из трех частей:

1) учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;

2) учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;

3) учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

В свою очередь, каждая часть состоит из трех разделов: 1) начальное общее образование; 2) основное общее образование; 3) среднее общее образование. Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей.

В федеральный перечень включаются основные сведения об учебнике: наименование учебника; класс; авторы; издатель; адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства); язык издания; информация об использовании учебника при реализации адаптированных образовательных программ.

Учебник включается только один раз в федеральный перечень учебников.

Действующий федеральный перечень учебников утвержден Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»[6].

В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи федеральный перечень учебников формируется по результатам экспертизы. В него включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз.

Экспертиза учебника проводится по инициативе правообладателя, лица, обладающего правами на учебник (автора учебника или лица, которому авторские права переданы).

Этнокультурная и региональная экспертиза обязательна для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов.

К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы учебников.

Экспертные организации по результатам проведенных экспертиз оформляют экспертные заключения в соответствии с формами, содержащимися в приложениях к Приказу Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы по результатам экспертизы. Так, по результатам научной экспертизы эти выводы делаются о том, что:

— издание является учебником;

— наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС соответствующего уровня общего образования;

— в содержании учебника представлены ключевые и актуальные теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне образования, отсутствуют недостоверные факты;

— учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий;

— иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его;

— в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.

Результаты экспертизы, как уже отмечалось, являются основанием для принятия Научно-методическим советом по учебникам решения о включении учебника в федеральный список.

Положение о Научно-методическом совете по учебникам утверждено Приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2014 г. № 138 «О Научно-методическом совете по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации»[7]. В соответствии с этим Положением Научно-методический совет по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации является постоянно действующим совещательным органом, созданным в целях повышения качества учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Совет формируется из представителей Минобрнауки России, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общероссийских и региональных общественных организаций, некоммерческих организаций, в том числе научных и образовательных организаций.

Основными задачами Совета являются:

анализ материалов, поступивших в Минобрнауки России, для включения учебника в федеральный перечень учебников или исключения учебника из этого перечня;

подготовка предложений руководству Минобрнауки России в форме рекомендаций о включении учебников в федеральный перечень на основании положительных экспертных заключений, а также подготовка предложений по исключению учебников из федерального перечня;

подготовка предложений и рекомендаций по вопросам повышения качества учебников, совершенствования содержания учебников, проведения экспертизы учебников, организации информационно-методического сопровождения экспертизы учебников.

Минобрнауки России размещает на своем официальном сайте информацию о включении учебников в федеральный перечень учебников не реже одного раза в три года.

Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждается также Министерством образования и науки России: Приказ Минобрнауки России от 29 апреля 2015 г. № 450 «О Порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»[8].

Объектом экспертизы в этом случае является печатное и (или) электронное учебное издание, дополняющее либо замещающее частично или полностью учебник: учебные наглядные пособия, рабочие тетради, хрестоматии, практикумы, задачники.

Отбор организаций осуществляется Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации с целью обеспечения повышения качества выпускаемых учебных пособий и соответствия содержания учебных пособий требованиям ФГОС общего образования.

В отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

[1] СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.

[2] Российская газета, № 32, 08.02.1992.

[3] Применение ИКТ в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития. Аналитический обзор. СПб., 2009. С. 110.

[4] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 12, 22.03.2010.

[5] Российская газета, № 247, 01.11.2013.

[6] Вестник образования», № 11 — 12, июнь, 2014.

[7] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ) 2018

Закон об образовании в последней действующей редакции от 14 августа 2018 года.

закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 января 2019 года. Сравнить изменения

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» регулирует правовой статус всех образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют обучение. Основная цель Федерального закона «Об образовании» – реализация конституционного права граждан Российской Федерации на образование и защита интересов личности, общества и государства в сфере образования. Настоящий закон устанавливает права, обязанности и меры социального обеспечения педагогов, обучающихся и их родителей.

Федеральный закон «Об образовании» определяет механизмы и принципы получения гражданами доступного, бесплатного и качественного образования и порядок приёма в образовательные учреждения. Федеральный закон «Об образовании» устанавливает уровни общего образования (дошкольное, начальное, среднее, профессиональное, высшее) и регулирует порядок получения профессионального и дополнительного образования.

Федеральный закон «Об образовании» определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, порядок государственного надзора в области образования. Настоящим Федеральным законом впервые определены на государственном уровне особенности обучения граждан с выдающимися способностями, иностранцев, лиц без гражданства и получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Последние изменения в Законе об образовании

  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 1 января 2016
  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 10 января 2016
  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 13 марта 2016
  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 1 июля 2016
  • Изменения в Законе об образовании, вступившие в силу с 1 января 2017

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон об образовании имеет будущую редакцию только от 1 января 2019 года

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

Разъясните закон об образовании, в котором прописано о приобретении учебных пособий и рабочих тетрадей за счёт школы. Почему с нас, родителей, требуют деньги на все это?

Ответ: Согласно ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных средств в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательными организациями бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания (ст.35 Закона № 273-ФЗ).

Рабочая тетрадь – учебное издание, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета (издательский ГОСТ 7.60-2003). Данный ГОСТ относит рабочую тетрадь к учебным пособиям.

Буквальное толкование ст.35 Закона № 273-ФЗ свидетельствует о праве учащегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия в четко установленных пределах.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального, основного и общего образования, утвержденными Приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, от 17.12.2010 № 1897, от 17.05.2012 № 413, учебно-методическое и информационное обеспечение реализации образовательной программы должно обеспечивать:

1) информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);

2) укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам образовательной программы. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

-не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана образовательной программы;

-не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана образовательной программы.

Вопрос обеспечения обучающихся учебниками и учебными пособиями относится к компетенции образовательной организации, которая самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации образовательных программ (п.п. 2, 9 ч.3 ст.28 Закона № 273-ФЗ).

Из вышесказанного следует, что учащиеся должны бесплатно обеспечиваться учебниками и учебными пособиями, необходимыми для реализации образовательной программы и включенными в соответствующий список.

Учебники и учебные пособия, не входящие в список и не предусмотренные образовательной программой, приобретаются за счет внебюджетных средств.

Вместе с тем, педагогическими работниками в образовательном процессе могут использоваться различные методики обучения, которые позволят достичь освоения обучающимися образовательной программы и без использования дополнительных учебников и учебных пособий.

Вопрос о необходимости приобретения дополнительных учебников и учебных пособий должен решаться педагогом по согласованию с родителями.

Понуждение родителей к приобретению учебников и учебных пособий недопустимо, в противном случае Вы вправе обратиться с жалобой в управление по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Нижегородской области.

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

2. Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

3. Учебные издания, используемые при реализации образовательных программ дошкольного образования, определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования.

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, включает в себя перечни учебников, рекомендуемых к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

6. Учебники включаются в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, по результатам экспертизы. В проведении указанной экспертизы учебников в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, перечень таких организаций утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

9. При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
21 декабря 2012 года

Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 2012 года

Оглавление документа «Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования

Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

Статья 7. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

Глава 2. Система образования

Статья 10. Структура системы образования

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

Статья 12. Образовательные программы

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

Статья 14. Язык образования

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования

Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность

Статья 21. Образовательная деятельность

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

Статья 23. Типы образовательных организаций

Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования

Статья 25. Устав образовательной организации

Статья 26. Управление образовательной организацией

Статья 27. Структура образовательной организации

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

Статья 31. Организации, осуществляющие обучение

Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)

Статья 33. Обучающиеся

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания

Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты

Статья 37. Организация питания обучающихся

Статья 38. Обеспечение вещевым имуществом (обмундированием)

Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях

Статья 40. Транспортное обеспечение

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Статья 49. Аттестация педагогических работников

Статья 50. Научно-педагогические работники

Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования

Статья 52. Иные работники образовательных организаций

Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений

Статья 53. Возникновение образовательных отношений

Статья 54. Договор об образовании

Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

Статья 56. Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении

Статья 57. Изменение образовательных отношений

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

Статья 59. Итоговая аттестация

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

Статья 61. Прекращение образовательных отношений

Статья 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность

Глава 7. Общее образование

Статья 63. Общее образование

Статья 64. Дошкольное образование

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

Глава 8. Профессиональное образование

Статья 68. Среднее профессиональное образование

Статья 69. Высшее образование

Статья 70. Общие требования к организации приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

Статья 71. Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета

Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании

Глава 9. Профессиональное обучение

Статья 73. Организация профессионального обучения

Статья 74. Квалификационный экзамен

Глава 10. Дополнительное образование

Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

Статья 76. Дополнительное профессиональное образование

Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся

Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности

Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей

Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования

Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств

Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта

Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой

Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности

Статья 89. Управление системой образования

Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности

Статья 93. Государственный контроль (надзор) в сфере образования

Статья 94. Педагогическая экспертиза

Статья 95. Независимая оценка качества образования

Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования

Статья 98. Информационные системы в системе образования

Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования

Статья 99. Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц

Статья 102. Имущество образовательных организаций

Статья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности

Статья 104. Образовательное кредитование

Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования

Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования

Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации

Статья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве

Глава 15. Заключительные положения

Статья 108. Заключительные положения

Статья 109. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных законодательных актов Союза ССР

Статья 110. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации

Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.