Система судебные инстанции

Система судебные инстанции

Судебная инстанция — это понятие категориального значения, которое является одним из определяющих факторов построения судебной системы. Институт судебных инстанций, их виды, количество, сущность является отражением всего исторического ческого пути существования суда в каждом государстве с ее традициями, опытом, достоянием.

В судах общей юрисдикции (общих и специализированных), действующих в Украине, судопроизводство осуществляется в нескольких инстанциях, каждая из которых имеет свою особенность. Все процессуальные кодексы передбачают во рассмотрение дел в трех судебных инстанциях: первой, апелляционной и кассационныей.

Судом первой инстанции суд, который уполномочен в пределах своей компетенции изначально рассмотреть и решить уголовные, гражданские, хозяйственные, административные дела, дела об административных правоп нарушения. Суды первой инстанции рассматривают дело по существу, устанавливая обоснованность, необоснованность или частичную обоснованность иска (спор о праве гражданском или о защите прав, свобод и др.. Тереса в публично-правовых отношениях) или виновность или невиновность лица (при обвинении его в совершении преступления). При рассмотрении дела по существу в суд вызываются истец, ответчик, обвиняемый ( подсудимый), потерпевший, свидетели, чтобы благодаря их свидетельству, а также документам, вещественным доказательствам были получены фактические данные, на основании которых устанавливались бы обстоятельства, имеющие значение для веришь ения дела. Решение дела по существу завершается соответствующим актом правосудия: приговором по уголовным делам, решением по гражданским и хозяйственным, постановлением по делам административной юрисдикции иції.

Суд апелляционной инстанции — это суд, который рассматривает апелляции на решения судов первой инстанции, не вступившие в законную силу, с решением вопроса о законности и обоснованности обжалованных решений

Целью обращения к апелляции является повторное рассмотрение дела в целом или в части

Существуют два вида апелляции: полная и неполная

Неполная апелляция означает пересмотр решений судов первой инстанции на основании только фактических данных, установленных им из материалов, предоставленных лицами, которые принимали участие в деле в суде первой инстанции

При полной апелляции лица, участвующие в деле, могут предоставлять в апелляционных судах наряду с ранее исследованными и новые материалы. При полной апелляции, в отличие от неполной, суд при рассмотрении ск карги не вправе вернуть дело для нового рассмотрения в суд первой инстанции, а должен сам вынести новое решение. Таким образом, при полной апелляции суд апелляционной инстанции осуществляет проверку правильнос те рассмотрения и разрешения судом первой инстанции дела, а при неполной — проверке решения (приговора). Предложенное в отечественном судопроизводстве апелляционное производство является смешанным, то есть оно содержит элементов ты как полной, так и неполной апелляции, вид которой зависит в основном от содержания апелляционной жалобы и тех требований, в ней сформулированыані.

В суде апелляционной инстанции дело может проверяться или в полном объеме, или в объеме требований, указанных в апелляции. При создании институтов пересмотра судебных решений западноевропейские государства выходили ли из принципа -«сколько жалобы — столько и решения»Отражением этого принципа стали соответствующие правила в законодательстве этих стран, согласно которым апелляционный суд проверяет правильность решения первой. Инста нции отношении лица, подавшего жалобу, и только в отношении той части решения суда первой инстанции, которой обжалованияею оскаржена.

В Украине до введения апелляционного порядка второй инстанцией была кассационная. Суд кассационной инстанции обязан проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном бсязи как в опротестованной, так и в. Необжалованные части, как в отношении лиц, которые подали жалобы, так и в отношении тех, жалобы не подавали есть кассационная инстанция имела значительные ревизионные полномочия после я введение в качестве второй инстанции апелляционной объем просмотра был определен в процессуальном законодательстве по-разному. Если гражданское процессуальное законодательство исходя из диспозитивности граж ьного судопроизводства полностью воплотило принцип связанности суда требованиями истца, то уголовно-процессуальное законодательство реализуя принцип публичности, оставило суду возможность выйти за пределы апелляц ии, если ее рассмотрение дает основания для принятия решения в пользу лиц, в отношении которых апелляции не поступили в таком случае апелляционный суд обязан принять такое решениешення.

Наряду с правом на обжалование решения суда в апелляционном порядке. Конституция предоставляет право участникам процесса обжаловать судебные решения в кассационном порядке есть в Украине введена двоинстанцийнис во проверки судебных решений по инициативе сторон. По общему правилу, кассационный порядок пересмотра осуществляется относительно решений, вступивших в законную силу, то есть выполнены или выполняются, и только от тельно законности судебного решения. Проверка обоснованности судебного решения (оценка соответствия выводов суда установленным по делу обстоятельствам) происходит при апелляционном просмотряді.

Новое отечественное процессуальное законодательство развивается в целом именно в таком направлении

Во-первых, кассационная жалоба может быть подана только на решение, вступившее в законную силу

Во-вторых, основаниями кассационного обжалования является неправильное применение судом норм материального права или нарушение норм процессуального права

В-третьих, в суд кассационной инстанции обращение возможно после использования механизмов защиты прав и интересов в суде предыдущей — апелляционной инстанции (Это правило не является общим. Из него есть исключения и, предусмотренных. Уголовно-процессуальным и. Хозяйственным процессуальным кодексами Украины. И если в. КПК это обусловлено незавершенностью построения подсистемы общих судов с сохранившимися полномочиям и апелляционных судов рассматривать в определенных законом случаях дела по первой инстанции, то в. ГПК это обусловлено наличием устаревших подходов к формулировке указанных нормрм.)

Судом кассационной инстанции в Украине в системе общих судов является. Верховный. Суд Украины, а в системе специализированных судов — соответствующий высший суд

Итак, под судебной инстанцией понимают судебный орган в целом или его структурное подразделение, выполняющее определенную процессуальную функцию при осуществлении правосудия. Судебные инстанции отличаются кругом об этом есуальних полномочий по рассмотрению дела и принятию судебных решений. Каждая следующая инстанция является вышестоящим судом в отношении судебной инстанции, ранее постановила решение по делу. Суд апелляционной ин танции выше относительно суда первой инстанции. Суд кассационной инстанции выше относительно суда апелляционной инстанции. Иногда одно судебное учреждение наделяется несколькими инстанционном полномочиями. Наприк порядок, апелляционные общие суды наделены полномочиями по рассмотрению уголовных дел как суды второй (апелляционной) инстанции, а в случаях, предусмотренных законом, и как суды первой инстанциитанції.

Аналогичная структура полномочий в апелляционных административных и хозяйственных судах округов. Одна и та же жалоба может последовательно проходить обе инстанции в одном и том же суде. Это нарушило бы международно-правовые требования, подтвержденные многими решениями. Европейского суда по правам человека по обеспечению правосудия беспристрастным, беспристрастным суом.

Следовательно, такие факторы как необходимость обеспечения каждому рассмотрения его дела в суде по сути (по первой инстанции), реализация его права (кроме случаев, установленных законом) на апелляционное и кассаций йне обжалования решений с одновременным запрещением рассмотрения дела в одной судебной учреждении по двум инстанциям стали важнейшими критериями построения судебной системы, а именно определили количество ее уровней (звеньев.

Понятие»звено»- сугубо судоустрийне, оно применяется для отделения в отдельной судебной подсистеме судебных органов, по своему статусу находятся на одном уровне. Содержание понятия»звено судебной с системы»определяется кругом полномочий, предоставленных той или иной судебной учреждении, и объемом обязанностей, которые она выполняет. Суды, образуют определенное звено судебной системы, имеют одинаковую предметную компе нцию, аналогичную структуру, те же функции и действуют в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу. Так, основную, нижнее звено в системе общих судов образуют районные, районные в городах, городские и районные суды. Вторым звеном являются апелляционные суды областей, городов. Киева и. Севастополя,. Апелляционный суд. Автономной. Республики. Критономної. Республіки. Крим.

Итак, юридически корректным является применение понятия»звено»лишь в каждой подсистеме судов: общих, административных, хозяйственных, так как систему судов общей юрисдикции образует не только общественность ные, но и специализированные суды. Они отличаются как от общих, так и между собой. В общих, хозяйственных и административных судах различные предмет компетенции, структура, инстанционном полномочия, территория. Поэтому и суды, образующие определенное звено в подсистеме хозяйственных или административных судов, не является идентичными по указанным признакам звене такого же уровня в подсистеме общих судов. Поэтому за применять понятие»звено судебной системы»необходимо наряду с определением определенной подсистемы: общей или специализированной, административной или хозяйственноативної чи господарської.

В специализированных судах низкую звено судебной системы образуют: хозяйственные суды. Автономной. Республики. Крым, областные, городские городов. Киева и. Севастополя;

— административные окружные суды. Второе звено образуют:

— апелляционные хозяйственные суды округов;

— апелляционные административные суды округов

Третье звено образуют соответственно. Высший хозяйственный суд Украины и. Высший административный суд Украины, а также. Высший специализированный суд по гражданским и уголовным делам. Четвертой звеном для всех вет лок специализированных судов является. Верховный. Суд Украини.

Для определения подсистемы судов, входящих в единую систему судов общей юрисдикции, в литературе применяют также понятие»ветвь судебной системы»В отличие от понятия»звено», которое призвано е быть элементом систематизации такого сложного и разнообразного образования как судебная система Украины»по горизонтали», понятие»ветвь судебной системы»применяется для отделения определенных ее уси стем, то есть»по вертикали», констатируя определенное их автономность в рамках единой судебной системы: ветвь общих судов, ветвь административных судов, ветка хозяйственных судеа адміністративних судів, гілка господарських судів.

Правовая доктрина, которая была положена в основу анализа комментируемой статьи, дает основания выделять международно-правовые и национальные принципы построения судебной системы государства

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Судебная система

Судебная система Кыргызской Республики состоит из Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов. В составе Верховного суда Кыргызской Республики действует Конституционная палата. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства.

Следует отметить, что в Кыргызской Республике существует институт третейских судов для внесудебного разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений. Однако не существует отдельного закона, регулирующего международный коммерческий арбитраж. Решения третейского суда подлежат принудительному исполнению в случае выдачи государственным судом исполнительного листа. Кроме того, государственный суд может принять обеспечительные меры по делам, которые рассматриваются постоянно действующим третейским судом.

Система судов общей юрисдикции выглядит следующим образом:

  • суды первой инстанции – районные, районные суды в городе Бишкек, городские суды, военные суды гарнизонов и межрайонные суды. Все они рассматривают и разрешают отнесенные к их компетенции дела по существу;
  • суды второй инстанции – областные суды, Бишкекский городской суд и Военный суд Кыргызской Республики. Каждый из этих судов имеет в своей структуре три коллегии: коллегия по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, коллегия по гражданским делам, коллегия по административным и экономическим делам. Через судебные коллегии в качестве апелляционной инстанции суды второй инстанции осуществляют пересмотр судебных актов, не вступивших в законную силу. Через эти же коллегии в качестве кассационной инстанции суды осуществляют пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу;
  • надзорная инстанция – Верховный суд Кыргызской Республики, состоящий из пленума и соответствующих трех коллегий, в которых для рассмотрения судебных дел образуются судебные составы из трех судей.

Конституционный контроль осуществляется Конституционной палатой Верховного суда Кыргызской Республики.

Исполнение судебных решений

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики[1], задачи по исполнению решений, определений и постановлений по гражданским, экономическим и административным делам, приговоров, определений и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий возлагаются на судебных исполнителей.

В судебной ветви власти Кыргызской Республики функционирует государственный орган – Судебный департамент Кыргызской Республики, призванный осуществлять материально-техническое, методическое обеспечение деятельности местных судов, обеспечивать исполнение судебных и иных актов, предусмотренных законодательством, а также осуществлять действия иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Кыргызская Республика является участницей ряда международных соглашений, на основании которых заинтересованное лицо вправе обратиться в суд Кыргызской Республики с заявлением о признании и принудительном исполнении решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения, к основным из которых относятся следующие:

  • Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года, к которой Кыргызская Республика присоединилась в 1995 году;
  • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран СНГ от 22 января 1993 года, которую Кыргызская Республика ратифицировала в 1995 году. В 2004 году Кыргызская Республика также ратифицировала Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 года[2];

ряд двусторонних соглашений с Азербайджаном, Ираном, Индией, Китаем, Латвией, Монголией, Россией, Казахстаном, Узбекистаном и другими государствами по вопросам взаимной правовой помощи.

[1] Закон Кыргызской Республики «Об исполнительном производстве и о статусе судебных исполнителей в Кыргызской Республике» от 18 марта 2002 года № 39 (с последними изменениями от 13 марта 2015 года).

[2] Конвенция 2002 года заменяет Конвенцию 1993 года. Однако Конвенция 1993 года продолжает применяться в отношениях между Кыргызской Республикой и государством-участником этой Конвенции, если для последнего Конвенция 2002 года не вступила в силу.

Система судебные инстанции

В основу системы судов общей юрисдикции положено деление судов на звенья в соответствии с административно-территориальным устройством нашего государства. Существует трехзвенная система деления этих судов.

Понятие «звено судебной системы» связано с кругом полномочий, которые возложены на те или иные судебные органы. Суды, составляющие определенное звено системы, имеют одинаковую предметную компетенцию, одни и те же функции и в большинстве случаев действуют в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу по административному положению.

Суды, действующие в районах или городах (не имеющих районного деления), районах в городе, а также межрайонные (окружные) суды, имеют одинаковое положение и составляют первое звено, т.е. являются основным звеном системы судов общей юрисдикции.

Такое признание особой роли этих судов, как основного звена, вытекает из того, что:

Они составляют подавляющее большинство судебных органов;

Являются низовыми звеньями, наиболее приближенными к населению;

Осуществляя правосудие, рассматривают значительное количество гражданских и уголовных дел, поступающих в эти суды.

К первому звену относится также и межобластной суд.

Вторым звеном судебной системы являются Верховный Суд Автономной Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские суды. Эти суды имеют одинаковые функции и занимают одинаковое положение в системе судов в качестве второго звена по отношению к первому звену.

Верховный Суд выступает в качестве третьего звена, являясь высшим судебным органом системы судов общей юрисдикции, осуществляет надзор за судебной деятельностью судов первого и второго звена.

Таким образом, районный (городской), межрайонный (окружной) суд, межобластной суд является первым звеном; Верховный Суд Автономной Республики Крым, областные. Киевский и Севастопольский городские суды вторым звеном; третьим — Верховный Суд Украины.

Различие в деятельности судов различных звеньев определяется также тем, осуществляют ли они правосудие в качестве судов первой инстанции, кассационной или надзорной инстанций. Понятие «судебная инстанция» связано с характером конкретной деятельности суда по осуществлению правосудия. В отличие от организационного построения системы судов, отдельным элементом которого является «судебное звено», взаимосвязь судов в сфере их деятельности определяется использованием понятия «судебная инстанция» обозначающая самостоятельную ступень, через которую проходит либо может проходить конкретное дело в различных судах. Каждую из этих ступеней отличает своеобразие решаемых задач и характерные для нее особенности судопроизводства.

Существует три судебных инстанции:

Суды, обладающие очерченными полномочиями, называются судами первой инстанции. Они рассматривают гражданские и уголовные дела по существу, постановляя:

решения по гражданским делам, приговоры по уголовным делам, определения — по любому из этих производств.

В системе судов общей юрисдикции все суды имеют компетенцию первой инстанции — от районного до Верховного Суда Украины. Они осуществляют судебное разбирательство в условиях устности и непосредственности, исследуют доказательства, выслушивают участников процесса, проводят другие процессуальные действия. По уголовному делу они устанавливают виновность или невиновность подсудимого, привлекают виновного к уголовной ответственности, назначают уголовное наказание. По гражданским делам — удовлетворяют иски или отказывают в их удовлетворении, признают наличие или отсутствие юридических фактов.

В целях обеспечения стабильности судебных актов, вынесший решение или приговор суд не может сам ни изменить их, ни отменить.

Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, его защитником и законным представителем, потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или опротестован прокурором в суд второй инстанции. В случае подачи кассационной жалобы или протеста, независимо от их обоснованности, дело рассматривается в суде второй инстанции.

II . Суд кассационной (второй) инстанции проверяет законность и обоснованность решений, приговоров и определений судов первой инстанции до их вступления в законную силу.

Так, для районного (городского) суда, судом второй инстанции является областной и приравненный к нему суд, а для областного — Верховный Суд Украины. Кассационное разбирательство дела возможно только на основе кассационной жалобы или кассационного протеста. Суд кассационной инстанции рассматривает дело в составе трех постоянных судей (один из них председательствующий). Если при кассационном рассмотрении дела будет установлено, что выводы суда первой инстанции, изложенные в приговоре или решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, вынесены с нарушением закона, суд второй инстанции отменяет приговор или решение и направляет дело на новое рассмотрение в тот же или иной, но соответствующий суд.

Суд второй инстанции по результатам кассационного разбирательства дела выносит определение, которое вступает в силу немедленно и не подлежит обжалованию и опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке надзора.

Кассационная инстанция не решает дела по существу и в этом смысле не может подменять суд первой инстанции. Отменяя или изменяя приговор (решение) при наличии к тому оснований, кассационная инстанция указывает в определении на ошибки, допущенные нижестоящим судом, приводит доводы в обоснование своего решения. Кроме того, если приговор (решение) отменен, не предрешая результата вторичного рассмотрения дела, она дает рекомендации о его надлежащем новом разбирательстве, например, о необходимости привлечения новых доказательств, проверки фактов и обстоятельств. Указания суда второй инстанции обязательны для нижестоящего суда при повторном рассмотрении дела в пределах установленных законом.

Жалоба и кассационный протест на приговор суда первой инстанции может быть подана в течение 7 дней с момента объявления приговора.

Кассационные частные жалобы и представления по гражданским делам подаются в течение 10 дней с момента провозглашения решения.

Приговоры и решения районного (городского), межрайонного (окружного), межобластного судов могут быть обжалованы и на них могут быть внесены протесты в кассационном порядке — в Верховный Суд Автономной Республики Крым, областной. Киевский и Севастопольский городские суды, а приговоры и решения Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов могут быть обжалованы и на них могут быть внесены протесты в кассационном порядке — в Верховный Суд Украины.

Кассационные жалобы и протесты на приговоры, решения и определения районных (городских) межрайонных (окружных), межобластного судов рассматривают судебные коллегии по уголовным и гражданским делам Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских судов, а на приговоры, решения и определения Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских судов — судебные коллегии по уголовным, гражданским делам, военная коллегия Верховного Суда Украины [1] .

Но и вступившие в законную силу судебные акты могут оказаться незаконными и необоснованными. Для предотвращения их действия установлена особая процедура пересмотра судебных дел в порядке надзора.

III . Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции, делая это в двух процессуальных формах:

в порядке судебного надзора;

возобновления уголовных и пересмотра гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговора, определения и постановления суда допускается лишь по протесту того прокурора, председателя суда и их заместителей, которым это право предоставлено законом.

Протесты вправе приносить:

1. Председатель Верховного Суда Украины, Генеральный прокурор Украины, их заместители — на приговоры, определения и постановления любого суда, действующего на территории Украины, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда;

2. Председатель областного, председатель Киевского и Севастопольского городских судов и Верховного Суда Автономной Республики Крым и их заместители, прокурор Автономной Республики Крым, прокурор области, прокуроры городов Киева и Севастополя, приравненные к ним прокуроры и их заместители — на приговоры, определения и постановления районных (городских), межрайонных (окружных), межобластного судов и кассационные определения судебных коллегий областного. Киевского и Севастопольского городских судов [2] .

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного допускается лишь в течение года после вступления их в законную силу.

Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор и их заместители вправе приостановить, до разрешения дела в порядке надзора, исполнение опротестованного приговора, определения или постановления любого суда Украины, кроме постановления Пленума Верховного Суда.

Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, их заместители, председатель Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов, прокурор Автономной Республики Крым, прокурор области, городов Киева и Севастополя и приравненные к ним прокуроры при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о нарушении закона, вправе одновременно с истребованием уголовного дела приостановить исполнение приговора, определения или постановления суда до их опротестования, но на срок не более чем три месяца или до рассмотрения протеста в суде.

Дела в порядке надзора рассматривают:

1. Президиум Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов — по протестам Председателя Верховного Суда, Генерального прокурора и их заместителей, председателя Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов и их заместителей, прокурора Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя и их заместителей — на приговоры, решения и определения районных (городских), межрайонных (окружных), межобластного судов, на постановления судей и кассационные определения Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов;

2. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Украины — по протестам Председателя Верховного Суда, Генерального прокурора, их заместителей — на приговоры и определения районных (городских) судов, межрайонных (окружных), областных судов. Киевского и Севастопольского городских судов, а также на постановления президиума Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных. Киевского и Севастопольского городского судов и постановления судей;

3. Пленум Верховного Суда Украины — по протестам Председателя Верховного Суда, Генерального прокурора, их заместителей — на приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда и на постановления судей этого же суда.

Если в рассмотрении дела в суде первой инстанции или в кассационном порядке принимало участие большинство членов президиума Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов, председатель этого суда или прокурор при наличии оснований для принесения протеста направляют дело с представлением соответственно Председателю Верховного Суда либо Генеральному прокурору для решения вопроса о принесении протеста в порядке надзора в Верховный Суд В тех случаях, когда протест по такому делу принесен Генеральным прокурором, Председателем Верховного Суда или их заместителями, дело рассматривается в порядке надзора судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Украины.

Протест в порядке надзора в судебной коллегии Верховного Суда рассматривается с участием прокурора.

При рассмотрении дела в порядке надзора Пленумом Верховного Суда — участие Генерального прокурора или его заместителя обязательно.

Дело в порядке надзора рассматривается президиумом Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов не позднее двадцати дней, а судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда — не позднее одного месяца со дня поступления дела с протестом.

В необходимых случаях на заседания суда, рассматривающего дело в порядке надзора, для дачи объяснений могут быть приглашены осужденный, оправданный, их защитники, законные представители, потерпевший и его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Этим лицам обеспечивается возможность ознакомиться с протестом.

Рассмотрение дела начинается с доклада судьи. В президиуме Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов дело и протест докладывает член президиума или член суда, ранее не принимавший участие в рассмотрении данного дела. В судебной коллегии и в Пленуме Верховного Суда дело с протестом докладывает председатель, его заместитель или член Верховного Суда.

После доклада судьи, участвующие в деле лица дают объяснения, затем прокурор поддерживает принесенный им протест или высказывает свое мнение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.

Пленум Верховного Суда и президиум выносят постановления, а судебная коллегия Верховного Суда — определение.

Итак, система судебных звеньев и система судебных инстанций — это не одно и тоже. При разграничении звеньев системы судов общей юрисдикции во внимание принимается административно-территориальное положение судов и объем их функций — суды одного звена, находящиеся в пределах одинаковых административно-территориальных единиц, обладают одинаковой компетенцией. При разграничении же судебных инстанций определяющим является:

— осуществляют ли они правосудие: путем судебного разбирательства с вынесением судебных решений, приговоров и определений на основе непосредственного исследования доказательств;

— либо путем проверки законности и обоснованности судебных актов в кассационном или надзорном порядке.

Таким образом, под судебной инстанцией следует понимать судебное учреждение, управомоченное на разбирательство дела по существу (суд первой инстанции) или на проверку законности и обоснованности вынесенного приговора либо решения, не вступившего в законную силу (суд кассационной инстанции), или на проверку законности и обоснованности вступившего в законную сипу приговора, решения, определения (надзорная инстанция).

Понятие звена судебной системы и судебной инстанции.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Судебная система – это совокупность всех действующих в РФ в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, и поэтому принято различать звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое место в судебной системе, относятся к одному звену судебной систему. Так, все районные (городские) суды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции, все областные и им соответствующие суды – второе звено, Верховный Суд РФ – третье, высшее звено. Основное звено судебной системы федеральных судов общей юрисдикции – районные (городские) суды. Они рассматривают подавляющее большинство судебных дел, ближе всего находятся к населению. Верховные суды республик, краевые, областные суды – среднее звено судебной системы. Суды второго и третьего звена судебной системы, правомочные проверять законность и обоснованность решений судов низших звеньев, принято называть вышестоящими, а суды, чьи решения могут быть предметом проверки, – нижестоящими.

Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющие их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй (апелляционной и кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции.

Суд первой инстанции в системе судов общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании, рассматривая гражданские и уголовные дела по существу, и именем государства выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу. Суды первого звена судебной системы – суды только первой инстанции. В качестве суда первой инстанции в соответствии с процессуальным законом может выступать суд любого звена судебной системы.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного представления прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и вправе отменить их или в определенных пределах внести в них изменения. Например, областной суд является судом второй инстанции по отношению к районному суду.

Суд надзорной инстанции по представлении управомоченных на то прокуроров или председателей судов (и их заместителей) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции.

Суды второго звена судебной системы могут выступать в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции.

Судебные инстанции: определение, виды, сущность и особенности

Суд или его подразделение, которое в установленном порядке осуществляет рассмотрение дел, является судебной инстанцией. Каждая из этих структур имеет определенные полномочия, в соответствии с которыми может быть определена их иерархия и подчиненность.

Понятие судебной инстанции

Судебные инстанции — это суды, которым отводится определенная роль в общей судебной системе государства. В рамках своей юрисдикции они могут рассматривать иски или же определять степень законности решений, вынесенных судами более низких инстанций. Стоит отметить, что Конституционный суд — это высшая судебная инстанция, а потому его решения являются окончательными и не могут быть обжалованы или пересмотрены.

Стоит четко разделять понятия судебных звеньев и инстанций. Первые представляют собой систему соответствующих учреждений, которые находятся на равном положении. Вторые же имеют значительные различия в полномочиях.

Судебные инстанции РФ

В каждом государстве разработано собственное судебное законодательство. Применительно к Российской Федерации можно говорить о существовании следующих инстанций:

  • первая судебная инстанция (или суд первой инстанции) — производит первичное рассмотрение дел и выносит решения по ним;
  • вторая судебная инстанция — производит рассмотрение апелляций по решениям первой в тот период, пока они еще не вступили в свою силу;
  • кассационная — определяет законность и правомерность решений, вынесенных первой и второй инстанциями, уже вступивших в силу (не касается существенной составляющей дела и не рассматривает доказательства);
  • надзорная — обладает правом проверки законности вступивших в силу решений кассационной службы;
  • суд по вновь открывшимся обстоятельствам ранее рассматриваемых дел.

Первая инстанция

Суду первой инстанции предоставляется право рассмотрения исков по существу. К их полномочиям относится изучение доказательств, определение виновных лиц и меры наказания, полное или частичное удовлетворение исковых требований (или полный отказ).

В судебном процессе принимают участие обе стороны конфликта. Если дело касается гражданского производства, то это истец и ответчик. В случае с уголовными преступлениями речь идет о сторонах защиты и обвинения. Процедура рассмотрения дела в суде достаточно сложная. Для начала идет подготовка, а после — следствие в соответствии с имеющимися сведениями и доказательствами. Следующим этапом можно считать судебные прения, в ходе которых каждая из сторон приводит аргументы в свою пользу. Конечным этапом является вынесение решения по делу.

Суды первой инстанции рассматривают дела впервые. Тем не менее в законодательстве предусмотрены некоторые случаи и ситуации, когда дела возвращаются на повторное рассмотрение, не передаваясь в вышестоящие службы. Решение, вынесенное первой судебной инстанцией, может быть обжаловано любой из сторон процесса.

Задачи первой судебной инстанции

Судебные инстанции первого порядка в своей деятельности осуществляют реализацию следующих задач:

  • защита прав и свобод граждан, определенных законодательными актами;
  • осуществление правосудия в установленном порядке;
  • проведение судебного процесса и вынесение окончательного решения на объективной, независимой и беспристрастной основе;
  • вынесение справедливых наказаний за правонарушения с целью предупреждения совершения подобных противоправных деяний в дальнейшем;
  • формирование в обществе атмосферы уважения к законодательным нормам.

Вторая инстанция

Суды второй инстанции также носят название апелляционных. В их полномочия входит проверка законности решений и приговоров, вынесенными нижестоящими службами. В сроки, установленные законом, пока решение суда еще не вступило в силу, любая из сторон иска может обратиться с апелляцией в том случае, если вердикт оказался неудовлетворительным или неправомерным, на их взгляд.

Особенностью апелляционных судов является то, что они фактически заново проводят расследование и изучение доказательств. По результатам заседания предыдущее решение может оказаться неизменным, может быть скорректировано, а может и вовсе быть отменено. До того времени, как решение второй судебной инстанции не вступит силу, сторонами конфликта может быть подана новая апелляционная жалоба.

Приговор первой инстанции может быть отменен при наличии ряда условий:

  • несоответствие выводов и доводов, указанных в приговоре, обстоятельствам дела, выявленным в ходе повторного рассмотрения;
  • противоречие законодательству или же нарушение судебной процедуры;
  • неправильная или искаженная трактовка статей нормативно-правовых актов;
  • несоответствие степени наказания тяжести преступления.

Стоит отметить, что апелляцию может подать не только ответчик (сторона защиты), но также и истец (сторона обвинения).

Функции апелляционных инстанций

В ходе своей деятельности апелляционные судебные инстанции выполняют три основные функции:

  • первая заключается в проверке законности и правомерности принятых решений;
  • вторая функция — это координация и контроль работы первой инстанции;
  • защита прав и свобод всех сторон судебного производства.

Кассационная инстанция

В круг полномочий кассационных судебных инстанций входит рассмотрение жалоб относительно дел, решение по которым уже вступило в действие. Может определяться законность приговоров не только первой, но также и апелляционной категории. По результатам рассмотрения дела могут быть вынесены следующие решения:

  • отмена приговора ввиду его неправомерности или несоответствия нормам закона (здесь речь может идти о полном прекращении дела, дополнительном расследовании или же о его повторном проведении);
  • вынесение принципиально нового приговора или решения по делу (в связи с вновь открывшимися обстоятельствами или же переквалификацией);
  • внесение частичных изменений в постановление суда;
  • решение суда низшей инстанции может быть оставлено без изменений.

Надзорная инстанция

К полномочиям судебной надзорной инстанции стоит отнести проведение в установленном законом порядке проверки законности и состоятельности решений, принятых теми или иными органами и уже вступивших в действие. Надзорное производство характеризуется некоторыми особенностями:

  • рассматриваются решения, которые уже вступили в свою законную силу;
  • помимо решений судов первой инстанции, могут быть также пересмотрены приговоры апелляционных и кассационных, а также нижестоящих надзорных служб;
  • в отличие от кассационных инстанций, где суд обязан рассмотреть заявление, в надзорных учреждениях решение о начале проверки остается на усмотрение судьи;
  • суд надзорной инстанции в принятии своих решений руководствуется исключительно данными собственной проверки, а не каких-либо доказательств, представленных истцом;
  • подача заявления не ограничена сроками;
  • пересмотр результатов разбирательства возможен только в исключительных случаях силами высшего суда;
  • данные судебные учреждения также уполномочены рассматривать дела, открытые в связи с вновь выяснившимися обстоятельствами.

Надзорные органы могут выступать как судебные инстанции арбитражных судов или же относиться к системе судов общей юрисдикции.

Акты судебных инстанций

Все решения, которые выносят те или иные судебные инстанции, закрепляются в соответствующих актах. Можно выделить следующие разновидности:

  • Судебное решение предусматривает установление взаимоотношений между сторонами процессов касательно материального права. В нем отражается не только законная составляющая вопроса, но также и принуждение всех участников к соблюдению норм. Судебное решение выносится объективно, беспристрастно, исключительно на основании правовых норм, действующих в государстве, а не с точки зрения морали или справедливости.
  • Судебное определение выносится по вопросам, которые непосредственно не касаются существа рассматриваемого дела, но, тем не менее, требуют отдельного изучения, расследования и производства. Данный акт может быть составлен как в устной, так и в письменной форме, но они являются полностью равноправными и обязательными к исполнению. Важным моментом является то, что судебное определение может быть обжаловано отдельно и независимо от судебного решения.

Судебная система представляет собой определенную структуру, в основе которой лежат судебные инстанции. Каждая из них имеет определенные полномочия. Так, говоря о первой, стоит отметить, что она занимается первичным рассмотрением того или иного дела. На данные учреждения возлагается ответственность за изучение доказательств, на основании которых выносится решение. Оно может быть обжаловано в апелляционных или кассационных инстанциях.

Последние выступают вторыми в судебной иерархии. Первая занимается обжалованием решений, которые еще не вступили в силу. По сути, проводится новое рассмотрение дела и судебное следствие. Кассационные инстанции занимаются делами, решения по которым уже вступили в действие. Данные органы не касаются сути дела, а лишь изучают вынесенный акт с точки зрения правомерности и соответствия закону.

Надзорные инстанции уполномочены проверять деятельность любых нижестоящих судебных органов. Их особенность состоит в том, что они проводят собственную ревизию деятельности судей, не касаясь при этом сути дела. Подача заявления еще не является основанием для осуществления разбирательства. Судья самостоятельно определяет целесообразность проведения расследования.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.