Система хозяйственного права как отрасли права

Система хозяйственного права как отрасли права

2. Хозяйственного право как отрасль правовой науки

3. Хозяйственного право как учебная дисциплина

1 Хозяйственного право как отрасль права

Своеобразие хозяйственных правоотношений, составляющих предмет правового регулирования, и методов их регулирования создают хозяйственное право как особую отрасль права

. Хозяйственное право (как отрасль права) — это система правовых норм, регулирующих отношения по поводу непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или управления ею (такой деятельностью) с применением различных методов правового регулирования вания.

В отечественной юридической науке по вопросу о хозяйственное право как отрасль права (что является дискуссионным) сформировались три основные позиции

Первая из них отрицательная ее сторонники (СМ. Братусь, PO. Халфина,. ГК. Матвеев,. ЯМ. Шевченко,. АС. Довгерт и др.) считают хозяйственное право не самостоятельной отраслью права, а простым сочетанием гражданско-правовые их и административно-правовых норм, действующих в сфере хозяйствования. Однако хозяйственные правоотношения нельзя разложить на гражданско-правовые и административно-правовые, хотя исторические корни хозяин ского права лежит в сфере и публичного, и частного права. Кроме того, хозяйственное право имеет значительный по объему собственный нормативный материал, не относящийся ни к гражданской, ни в административном права. Одним из таких институтов, обусловили выделение хозяйственного (торгового, коммерческого) права в отдельную отрасль права, является институт банкротствут банкрутства.

Вторая позиция относительно хозяйственного права — положительная (хотя и несколько категорична), она заключается в признании хозяйственного права самостоятельной отраслью права, которая не имеет ничего общего с другими отраслями (ВВ. В. Лаптев,. ВК. Мамутов,. И,. Г. Побирченко и др.). Однако хозяйственное право, хотя и является специфическим явлением, но связано с другими отраслями права, напримерриклад:

ку Украины,. Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, других государственных органов, центральных органов исполнительной власти. Верховной. Рады. Автономной. Республики. Крым,. Совета. Министров. Авт тономнои. Республики. Крым, местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;

с гражданским, поскольку, по устоявшимся мнением, подчиняется, например, общим принципам обязательственного права;

с административным, используя, в частности, такие методы правового регулирования, как метод властных предписаний, и правовые формы управления экономикой: управление текущими делами (путем выдачи разрешений в, лицензий, патентов и т.д., контроль за соблюдением требований хозяйственного законодательства.

Согласно третьей точке зрения, что наиболее соответствует жизненным реалиям (ее сторонниками являются. ЮК. Толстой, OA. Пушкин,. СС. Алексеев), хозяйственное право является комплексной отраслью права, в которой собраны правовые н нормы основных отраслей права, приуроченные к одному предмету правового регулирования — хозяйственной деятельности. Однако следует иметь в виду, что хозяйственное право, кроме заимствованного из других отраслей, имеет дос ить объемный собственный (оригинальный) нормативный материал (институт внутрихозяйственных, в том числе корпоративных отношений, институт банкротства, институт антимонопольного регулирования хозяйственной й деятельности, институт государственного заказа и т.д.тощо).

Становление хозяйственного права как отдельной отрасли права и территории коммерческого (торгового) права, частично — муниципального прана было обусловлено увеличением роли государства в сфере экономики в. Германий ни конца XIX — начала XX века, а впоследствии — в. Советском. Союзе. Именно сосредоточение в результате. Национализации, осуществлявшейся на территории бывшей. Российской империи после. Октябрьских событий 1917 г в государственной собственности большого массива манная (включая неимущественные комплексы предприятий) усилило стремление государства контролировать экономику страны в целом с целью обеспечения реализации прежде сус пильных и государственных интересов, их солидаризации с индивидуальными и коллективными интересами трудящихся. Сначала хозяйственное право рассматривали как совокупность нормативных актов, регулирующих сферу господа рения, а в середине 30-х годов XX века сформировалось несколько точек зрения относительно предмета хозяйственного права. Одни ученые считали, что хозяйственное право имеет своим регулированием включать в целом н ародне хозяйство, другие

только сферу социалистического производства. Именно первая концепция хозяйственного права была положена в основу. Хозяйственного кодекса Украины, который определяет основные принципы господ арювання отношении всех субъектов хозяйствования, хотя и предусматривает отдельные особенности управления государственным и коммунальным секторами экономики и определяет специфические черты субъектов хозяйствования, функц иона и базе государственного и коммунального имуществмайна.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Система хозяйственного права

Многообразие нормативных актов, издаваемых в области хозяйственных отношений, большое число органов, имеющих право издавать нормативные акты в этой области, создают огромный массив несистематизированных и неупорядоченных актов.

В основе этого массива нет системообразующего акта. Он необходим, чтобы:

• сделать законодательство этой сферы обозримым и удобным для практического применения;
• создать стройную и взаимоувязанную иерархию актов, в которой можно было бы, исходя из основных решений, получить точные данные об окончательном, детальном решении вопроса в подзаконном нормировании;
• в иерархии нормативного регулирования выдерживать требования последовательного соответствия актов нижестоящего ранга актам вышестоящих органов;
• за счет создания общей части хозяйственного законодательства обеспечить не только единство правового регулирования в его особенных ответвлениях, но сэкономить нормотворческий материал, в котором принципиальные положения не нуждались бы в повторении в каждом подразделении особенных частей хозяйственного законодательства.

Такие проблемы, естественно, могут быть решены только на основе кодификации хозяйственного законодательства, создания Хозяйственного кодекса.

Надо учесть опыт бессистемного, фрагментарного регулирования хозяйственных отношений в условиях административно-командной системы. Правовой конгломерат был необходим той системе для огромной и мелочной регламентации деятельности звеньев, функционирующих не на экономической, а на директивной базе. В то же время директивное управление исключало применение принципа законности по вертикали. Оно не было нужно властвующей бюрократии. Законность требовалась лишь в горизонтальном взаимодействии юридических лиц.

Сегодня нет причин, которые давали бы основания настаивать на дуализме регулирования. Необходим единый подход к хозяйствованию и в горизонтальных, и в вертикальных отношениях воздействия государства на рынок. Поэтому нужно преодолеть наследие прошлого в этой области и сосредоточить усилия не на расщепленном гражданско-административном варианте регулирования, а на создании единого системообразующего акта — Кодекса.

Хозяйственное право регулирует разнообразные отношения по осуществлению хозяйственной деятельности. Многочисленные нормы и институты хозяйственного права едины и тесно связаны между собой. В этом единстве каждая хозяйственно-правовая норма, каждый институт занимают определенное место. Логически последовательное и внутренне согласованное расположение хозяйственно-правовых норм и институтов составляет систему хозяйственного права.

Система отрасли права устанавливается на основании объективно сложившихся норм и институтов отрасли.

Вопрос о системе и структуре хозяйственного права является дискуссионным и в правовой литературе излагается по-разному.

В настоящее время система хозяйственного права, исходя из анализа ее нормативно-правового массива, складывается из двух частей:

1) Общие положения, к которым относится правовое регулирование всех видов осуществления и руководства хозяйственной деятельностью;
2) Положения, касающиеся правового обеспечения отдельных сторон хозяйственного механизма (производственная, предпринимательская деятельность, снабжение и сбыт, инвестиции, транспорт и связь, финансирование, кредитования и др.).

Авторское право
Административное право
Гражданское право
Наследственное право
Обязательственное право
Публичное право

Назад | | Вверх

Система хозяйственного права

Понятие, предмет, метод и принципы хозяйственного права.

Хозяйственное правокак отрасль праваэто совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также организационные (но имеющее имущественное содержание) отношения, складывающиеся в производственно — хозяйственной и связанной с нею предпринимательской деятельности.

Предметомправового регулирования хозяйственного права являются хозяйственные отношения, которые складываются при осуществлении хозяйственной и предпринимательской деятельности.

Предмет хозяйственного права составляют:

1.отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности (производство товаров, выполнение работ, оказание услуг);

2.отношения, тесно связанные с другими, не имеющими цели извлечения прибыли в ходе создания и прекращения юридического лица, управления собственностью коммерческих и некоммерческих организаций;

3.отношения по государственному воздействию на экономику (регулирование и контроль за хозяйственной деятельностью).

Метод правового регулирования –этоспособы и совокупность приёмов правового воздействия на участников хозяйственных правоотношений (через управление, законодательное регулирование, государственную поддержку и контроль).

К методам правового регулирования относятся:

  • метод автономных решений (согласование, юридическое равенство);
  • метод директивных (обязательных) предписаний;
  • метод рекомендаций (издание государственными органами рекомендательных положений, договоров и т.д.).

В основе правового регулирования хозяйственной деятельности лежат определённые принципы(начала):

· принцип законности в хозяйственных отношениях;

· принцип диспозитивности (равенства сторон);

· государственной и договорной дисциплины;

· свободы конкуренции и защиты от монополизма;

· неприкосновенности деловой репутации;

· экономичности исполнения обязательств;

· надлежащего исполнения обязательств.

Система хозяйственного права

Система хозяйственного права – это логически последовательное расположение правовых норм, регулирующих однородные по своему характеру и правовой природе общественные отношения.

Система хозяйственного права состоит из двух частей:

  1. общей — содержит положения, которые включают в себя правовые нормы и институты, устанавливающие общие правила и имеющие общее значение в правовом регулировании деятельности участников хозяйственных правоотношений:

· понятие, содержание и источники хозяйственного права;

· государственное регулирование хозяйственной деятельности;

· субъекты хозяйственной деятельности и их правовое положение;

· правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности;

· понятие хозяйственного договора.

  1. особенной —содержит положения, касающиеся правового регулирования отдельных видов деятельности субъектов хозяйствования:

· правовое регулирование приватизации и разгосударствления государственной собственности;

· правовое регулирование конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

· правовое регулирование инвестиционной деятельности;

· правовое регулирование внешнеэкономической деятельности;

· правовое регулирование аудиторской деятельности.

Дата добавления: 2015-11-04 ; просмотров: 1498 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

4. Система хозяйственного права

Нормы п институты каждой отрасли права располагаются по

определенной системе. При этом в соответствии со сложившей-

ся традицией система отрасли права обычно подразделяется на

две большие части: общая часть и особенная часть. Выделению

общей части в системе отрасли права в правовой науке прида-

ется большое значение. Некоторые ученые полагают, что наличие

общей части составляет важнейший признак самостоятельной

отрасли права (*63).

На ранней стадии развития современной концепции хозяйст-

венного права высказывались сомнения в возможности образо-

вания общей части в хозяйственном праве. Эти сомнения осно-

вывались на отрицании хозяйственного права как самостоятель-

ной отрасли права или на признании его лишь комплексной, а не

основной отраслью. Вместе с тем некоторые ученые признают,

что и при трактовке в качестве комплексной отрасли хозяйствен-

ное право может образовать свою общую часть. (*64) Тем более это

возможно при признании хозяйственного права самостоятельной

Общая часть отрасли права включает общие положения, вы-

несенные за скобки и обязательные для всех разделов и инсти-

тутов данной отрасли. В хозяйственном праве такие общие поло-

жения четко выделяются. При этом нужно учитывать, что общие

положения отрасли права не обязательно должны быть специфи-

ческими только для нее, они могут повторяться в разных отраслях.

Ситуация здесь близка к той, которая имеет место в вопросе о

принципах отраслей права. Одни и те же принципы действуют в

различных отраслях, оригинально лишь их сочетание. Вместе с

тем существуют и такие принципы, которые характерны только

для одной отрасли права. Аналогичным образом общие положе-

ния отрасли права могут быть либо специфичными для нее, либо

использоваться и в других отраслях права. Можно сказать, что с

этой точки зрения хозяйственное право как отрасль права отли-

(**63) См.: Александров Н. Г. О месте трудового права в системе советского со-

циалистического права.-Сов. гос. и право, 1958, № 5, с. 117.

(**64) См.: Толстой Ю. К. Проблемы совершенствования гражданского и хозяй-

ственного законодательства.- В кн.: Развитие гражданского, уголовного

и процессуального законодательства в советских республиках Прибалти-

ки (1940-1975): Гражданско-правовые науки. Рига: Латв. гос. ун-т, 1975, с. 20.

чается значительной специфичностью. Общие положения хозяйст-

венного права существенно отличаются от общих положений

других отраслей. Это во многом определяется самим предметом

регулирования данной отрасли, ее новизной и специфическим

характером, отражающим сущность социалистических хозяйст-

венных отношений. Поэтому по сравнению с другими отраслями

хозяйственное право и включает оригинальные общие положения.

Это относится и к его субъектам, и к правовому режиму за-

крепленного за ними имущества, и к правовым формам хозяйст-

венного расчета, и к плановым хозяйственным обязательствам,

it к порядку защиты хозяйственных прав. Эти и некоторые дру-

гие положения хозяйственного права имеют общее значение для

всех разделов и институтов данной отрасли права.

Система отрасли права устанавливается наукой на основе

объективно сложившихся норм и институтов отрасли. Наука хо-

зяйственного права является молодой, как и само хозяйственное

право. На первых порах своего развития неизбежно она исполь-

зовала традиции сложившихся ранее юридических наук и вос-

приняла широко распространенное в других отраслях права де-

ление системы отрасли на два основных подразделения — общую

часть и особенную часть. При этом в общую часть хозяйствен-

ного права включались положения, общие для всех разделов и

институтов хозяйственного права, а в особенную — правовые

нормы и институты, касающиеся регулирования отдельных отра-

слей народного хозяйства и видов хозяйственной деятельности.

Построенная по такой системе структура отрасли хозяйственно-

го права включала 19 разделов, из которых 10 относились к об-

щей, а 9-к особенной части (**65)

Однако дальнейшие теоретические исследования проблем хо-

зяйственного права привели к новым результатам, выявили не-

обходимость иной группировки нормативного материала, относя-

щегося к отрасли хозяйственного права. С одной стороны, это

обосновывается развитием новых разделов и институтов хозяйст-

венного права, приводящим к увеличению количества элементов

структуры отрасли. С другой стороны, углубленное исследование

проблем построения системы хозяйственного права показало, что

разделы и институты, включавшиеся в общую часть, по сути де-

ла подразделяются на две четко различающиеся группы: общие

положения в собственном смысле и положения, относящиеся к

правовому регулированию функциональных видов деятельности в

Дело в том, что немало разделов хозяйственного права каса-

ется правового регулирования различных видов деятельности в

социалистической экономике, которые, будучи функционально

самостоятельными, в то же время относятся ко всем отраслям

народного хозяйства. Речь идет о таких функциональных видах

(**65) См.: Лаптев В. В. Предмет и система хозяйственного права, с. 142-143.

деятельности, как планирование, деятельность в области научно-

технического прогресса, материально-техническое снабжение,

кредитование и расчеты, правовая работа в народном хозяйстве.

Аналогичное значение имеют правовое обеспечение качества про-

дукции, работ и услуг, правовое регулирование ценообразования

и финансирования хозяйственных систем. Первоначально данные

вопросы не выделялись в отдельные разделы системы хозяйствен-

ного права, но развитие правового регулирования хозяйственных

отношений привело к накоплению значительного нормативного

материала в этих областях, что потребовало выделения их в само-

стоятельные разделы системы, хозяйственного права.

Все это привело к тому, что появилась необходимость перейти

от двухзвенного к трехзвенному делению системы хозяйственного

права. В соответствии с таким пониманием система хозяйствен-

ного права включает три крупных раздела: общие положения,

правовое регулирование функциональных видов деятельности в

социалистической экономике, правовое регулирование отдельных

отраслей народного хозяйства.

При этом два первых раздела по существу охватывают поло-

жения общего характера, но различаются тем, что в первый из

них включены имеющие общее значение институты хозяйственно-

го права, а во второй-правовое регулирование функциональных

видов деятельности, имеющих значение для всех отраслей народ-

ного хозяйства. Что же касается правовых норм и институтов,

имеющих значение только для отдельных отраслей экономики,

то они сосредоточены в третьем разделе систем.

Построенная в соответствии с таким подходом система хозяй-

ственного права выглядит следующим образом:

1. Общие положения

1. Правовые формы и методы руководства экономикой.

2. Субъекты хозяйственного права.

3. Правовой режим имущества в социалистической экономике.

4. Правовые формы хозяйственного расчета п экономического

5. Хозяйственные обязательства.

6. Ответственность за результаты хозяйственной деятельности.

7. Защита хозяйственных прав и интересов.

2. Правовое регулирование функциональных видов деятель-

ности в социалистической экономике

8. Правовое регулирование планирования народного хозяйства.

9. Правовое регулирование научно-технического прогресса в

10. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг.

11. Правовое регулирование материально-технического снаб-

жения и сбыта продукции.

12. Правовое регулирование ценообразования.

13. Правовое регулирование финансирования хозяйственных

14. Правовое регулирование кредитования и расчетов в народ-

15. Правовая работа в народном хозяйстве.

3. Правовое регулирование отдельных отраслей народного хозяйства

16. Правовое регулирование хозяйственных отношений в про-

17. Правовое регулирование хозяйственных отношений в ка-

18. Правовое регулирование хозяйственных отношений в сель-

19. Правовое регулирование хозяйственных отношений на

20. Правовое регулирование хозяйственных отношений в от-

21. Правовое регулирование хозяйственных отношений в об-

ласти торговли и общественного питания.

22, Правовое регулирование хозяйственных отношений в об-

ласти коммунального хозяйства.

23. Правовое регулирование хозяйственных отношений в обла-

сти бытового обслуживания.

Такая система хозяйственного права как отрасли права дает

возможность рационально расположить нормативный материал в

соответствии с характером и значением правовых норм и инсти-

тутов. Сравнивая ее с ранее принятой системой хозяйственного

права, необходимо подчеркнуть, что в последней в конце общей

части указывался раздел ,

который в предлагаемой схеме отсутствует. Дело в том, что поря-

док разрешения хозяйственных споров составляет не часть мате-

риального хозяйственного права, а хозяйственное процессуальное

право, которое имеет самостоятельное значение. На первых эта-

пах развития хозяйственного права эти нормы включались в со-

став материального хозяйственного права, но в современных

условиях они получили значительное развитие, что и привело к

выделению из системы хозяйственного права указанного раздела.

Он составляет хозяйственное процессуальное право, хозяйствен-

ный процесс или арбитражный процесс (*66). В системе же мате-

риального хозяйственного права вместо этого предусмотрен раз-

дел , включающий нор-

мы материального характера по данному вопросу.

Предлагаемая система хозяйственного права как отрасли пра-

ва может быть с некоторыми модификациями использована и как

система науки и учебного курса хозяйственного права. В принци-

пе система науки хозяйственного права должна соответствовать

системе хозяйственного права как отрасли права, поскольку нау-

ка отражает и исследует хозяйственное право как отрасль права.

(**66) См.: Побирченко И. Г. Хозяйственная юрисдикция: (Общее учение). Киев,

Сама классификация наук строится по объектам их изучения, чем

обеспечивается отражение в этой классификации объективно су-

ществующих явлений природы и общества.

Разумеется, в системе хозяйственного права как науки назва-

ния некоторых тем должны быть сформулированы иначе. Первая

тема раздела должна называться и охватывать такие вопросы, как понятие

и виды хозяйственных отношений, методы их правового регули-

рования, понятие и виды норм хозяйственного права, цели и

принципы хозяйственного права, хозяйственное законодательст-

во, соотношение общенормативного и локального регулирования

хозяйственных отношений, правовое регулирование народного

хозяйства в зарубежных социалистических странах.

В связи с преимуществом предлагаемой системы хозяйствен-

ного права как науки эта система используется при подготовке

научных кадров через аспирантуру. По такой системе составлена

программа кандидатских экзаменов по хозяйственному праву,

утвержденная ВАК СССР в декабре 1977 г. По этой же системе

строится и настоящая работа, охватывающая первый раздел хо-

Совершенствование системы хозяйственного права, ее диффе-

ренциация и конкретизация, появление в ней новых разделов —

закономерный процесс, связанный с развитием правового регули-

рования хозяйственных отношений. Интересно отметить, что ана-

логичные процессы проходят и в других социалистических стра-

нах. В этом отношении представляет интерес развитие системы

хозяйственного права в ГДР, где хозяйственно-правовой пробле-

матике придается большое значение. И здесь характерным явля-

ется расширение круга хозяйственно-правовых институтов, появ-

ление новых разделов в системе хозяйственного права. В резуль-

тате такого развития система хозяйственного права ГДР вклю-

чает в настоящее время пять основных разделов: общая часть,

субъекты хозяйственного права, основные положения регулиро-

вания порядка деятельности, регулирование отдельных сфер про-

цесса общественного воспроизводства, регулирование отдельных

отраслей народного хозяйства (*68). Таким образом, из пяти разде-

лов этой системы первые четыре по существу носят общий ха-

рактер и относятся ко всем отраслям народного хозяйства. Толь-

ко последний, пятый раздел посвящен правовому регулированию

отдельных отраслей экономики. Следовательно, система хозяйст-

(**67) Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 564-565.

(**68) Kemper М., Panzer W., Pflicke G., Rudolph H., Streich R. Wirtschafts — und

Aussenwirtschaftsrecht fur Okonomen. Berlin: Staatsverlag der DDR 1977

венного права ГДР также характеризуется рассосредоточением

положений общего характера в нескольких разделах, отказом от

единой традиционной общей части. Конечно, эта система отлича-

ется от системы советского хозяйственного права, что неизбеж-

но в силу исторических традиций, особенностей развития хозяй-

ственного законодательства и науки хозяйственного права в каж-

дой социалистической стране. Вместе с тем основное направление

развития является единым и состоит в дифференциации положе-

ний общей части в зависимости от характера и функционального

назначения правовых норм и институтов.

Предлагаемая система хозяйственного права отражает совре-

менное состояние и задачи развития правового регулирования хо-

зяйственных отношений, современный уровень науки хозяйст-

венного права. По мере дальнейшего совершенствования правово-

го регулирования хозяйственных отношений, развития новых

хозяйственно-правовых институтов, улучшения форм и методов

руководства экономикой будет развиваться и система хозяйствен-

ного права. Во многом это зависит от состояния науки хозяйст-

венного права, от уровня познания хозяйственно-правовых явле-

ний. Дальнейшее развитие этой науки поможет совершенствова-

нию системы хозяйственного права в соответствии с объективными

условиями и задачами улучшения правового регулирования

хозяйственных отношений. Выработка четкой и рациональной си-

стемы хозяйственного права является важным средством не толь-

ко изучения хозяйственно-правовых явлений, но и дальнейшего

улучшения правового регулирования экономики.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Хозяйственное право

отношения по руководству и осуществлению хозяйствен-

ной деятельности. Многочисленные нормы и институты

хозяйственного права тесно связаны между собой и об-

разуют определенное единство. В этом единстве каждая

правовая норма, каждый институт занимает определен-

ное место. Логически последовательное и внутренне

согласованное расположение хозяйственноправовых

норм и институтов составляет систему хозяйственного

Всякая система должна иметь определенные основа-

ния построения. Для системы хозяйственного права

таким основанием является прежде всего общий или

отраслевой характер соответствующих правовых норм-и

институтов. Дело в том, что некоторые нормы и институ-

ты хозяйственного права имеют общее значение для

всего народного хозяйства, другие же относятся только

к отдельным отраслям экономики и видам хозяйствен-

ной деятельности. Нормы и институты первого вида со-

ставляют общую часть хозяйственного права, а второго

вида — его особенную часть.

2. Н. Г. Александров высказал мнение о том, что

отличительным признаком отрасли права является нали-

чие у составляющей ее совокупности норм своих общих

положений, отличных от общих положений других от-

раслей права. (*1). Это утверждение нельзя признать пра-

вильным. Дело в том, что некоторые положения могут

быть общими для разных отраслей права в силу единст-

ва всей нашей правовой системы. (*2).

(**1) Н. Г. Александров, О месте трудового и колхозного пра-

ва в системе советского социалистического права, 1958 г. № 5, стр. 117.

(**2) На это правильно обратил внимание И. С. Гуревич в книге

Здесь существует известная аналогия с принципами

отраслей права, которые также могут быть общими для

нескольких отраслей, но могут быть и специфичными

для одной отрасли. Общие положения отрасли права не

обязательно должны быть полностью отличными от об-

щих положений других отраслей, но существуют и такие

общие положения, которые действительно специфичны

для той или иной отрасли. При этом в разных отраслях

удельный вес таких своеобразных общих положений

3. Хозяйственное право характеризуется значитель-

ным своеобразием своих общий положений. К общей

части хозяйственного права относятся: правовые формы

и методы руководства хозяйством, правовое положение

хозяйственных органов, правовой режим их имущества,

правовые формы планирования хозяйственной деятель-

ности, правовые формы хозяйственного расчета, хозяй-

ственные обязательства, правовые формы создания и

внедрения новой техники, правовое регулирование кре-

дитования и расчетов в народном хозяйстве, ответствен-

ность за результаты хозяйственной деятельности, раз-

решение хозяйственных споров.

К особенной части хозяйственного права относится

правовое регулирование: промышленности, капитального

строительства, хозяйственных отношений в сельском хо-

зяйстве, транспорта, связи, снабженческо-сбытовой дея-

тельности, советской торговли, коммунально-жилищного

хозяйства, хозяйственной деятельности социально-куль-

Схематически система хозяйственного права как от-

расль права может быть, с учетом сказанного, выражена

Система хозяйственного права как отрасли права

1. Правовые формы и методы руководства хозяйством

2. Правовое положение хозяйственных органов

3. Правовой режим имущества хозяйственных органов

4. Правовые формы планирования хозяйственной деятельности

5. Правовые формы хозяйственного расчета

6. Хозяйственные обязательства

7. Правовые формы создания и внедрения новой техники

8. Правовое регулирование кредитования и расчетов в народном

9. Ответственность за результаты хозяйственной деятельности

10. Разрешение хозяйственных споров.

II. Особенная часть

11. Правовое регулирование промышленности

12. Правовое регулирование строительства

13. Правовое регулирование хозяйственных отношений в сельском

14. Правовое регулирование транспорта

15. Правовое регулирование связи

16. Правовое регулирование материально-технического снабжения

17. Правовое регулирование советской торговли

18. Правовое регулирование коммунально-жилищного хозяйства

19. Правовое регулирование хозяйственной деятельности социально-

Лучшему пониманию системы хозяйственного права

будут способствовать некоторые краткие пояснения к

ней. Вопросы общей части хозяйственного права неодно-

кратно затрагивались в предшествующем изложении.

Важное место среди них занимают правовые формы и

методы руководства хозяйством. Правовыми формами

руководства хозяйством являются: управление, плани-

рование, контроль и нормативное регулирование хозяй-

ственной деятельности. Правовое закрепление получают

и методы руководства-экономические и администра-

Широкий круг вопросов, входящих в общую часть

хозяйственного права, связан с правосубъектностью

(компетенцией) хозяйственных органов. В условиях со-

циализма, когда экономика полностью обобществлена,

плановую хозяйственную деятельность осуществляют не

отдельные граждане, а социалистические хозяйственные

органы. Только социалистические организации, а также

их структурные звенья выступают участниками хозяй-

ственных правоотношений, являются субъектами хозяй-

Хозяйственное право определяет правовое положение

разных видов хозяйственных органов: органов хозяйст-

венного руководства, хозяйственных объединений, пред-

приятий. Оно регулирует также правовое положение

структурных подразделений хозорганов.

Далее, хозяйственное право определяет правовой

режим имущества хозяйственных органов. Принципом

хозяйственного права является социалистическая собст-

венность как. основа хозяйствования. Но хозяйственное

право не охватывает всех вопросов права социалистиче-

институтом для многих отраслей советского

права: государственного, гражданского, хозяйственно-

Хозяйственная деятельность социалистических пред-

приятий и организаций с точки зрения имущественной

есть производственное использование социалистической

собственности. Поэтому оперативное управление ее

объектами, правовой режим имущественных средств хо-

зяйственных органов и относятся к хозяйственному

Следующий большой комплекс вопросов в системе

хозяйственного права составляет планирование хозяйст-

Затем следуют правовые формы хозрасчета. Хозяй-

ственное право регулирует хозрасчет как общее эконо-

мическое явление и вместе с тем определяет отдельные

его виды: полный хозрасчет предприятия, хозрасчет ор-

ганов хозяйственного руководства, внутризаводской

Важное место в системе хозяйственного права зани-

мают хозяйственные обязательства. Хозяйственное право

регулирует хозяйственные обязательства в отношениях

между предприятиями, между внутренними звеньями

предприятия, а также между этими звеньями и пред-

приятием в целом (внутрихозяйственные обязательства),

между предприятиями и вышестоящими хозяйственными

органами. Последний вид хозяйственных обязательств

развивается в ходе осуществления экономической рефор-

мы, связанной с изменением характера отношений

между предприятиями и вышестоящими хозяйственны-

ми органами, появлением в них взаимных прав и обя-

занностей. Наибольшее значение имеют хозяйственные

обязательства в отношениях между предприятиями, воз-

никающих на основе хозяйственных договоров.

Не менее важное значение имеют правовые формы

создания и внедрения новой техники. Эти вопросы хозяй-

ственное право регулирует не полностью, а лишь в той

мере, в какой они выражаются в хозяйственных отноше-

ниях. Сюда относятся планирование новой техники,

внедрение ее в производство, экономическое стимулиро-

вание хозяйственных органов за такое внедрение, вопро-

сы технологии производства. Права же изобретателей,

рационализаторов и авторов научных открытий опреде-

ляются нормами гражданского права.

Важное место в системе хозяйственного права зани-

мает ответственность за результаты хозяйственной дея-

тельности и выполнение хозяйственных обязательств.

Хозяйственное право определяет разные виды ответст-

венности: ответственность предприятий за нарушение

планов и хозяйственных обязательств, ответственность

органов хозяйственного руководства за ущерб, причи-

ненный предприятиям в процессе руководства их дея-

тельностью, ответственность внутренних звеньев хозор-

ганов за нарушение внутрихозяйственных обязательств.

Хозяйственное право определяет и порядок разреше-

ния хозяйственных споров, деятельность арбитража в

народном хозяйстве, правовые формы его воздействия

на работу предприятий и иных хозяйственных органов.

Перечисленные вопросы имеют общее значение для

всех отраслей народного хозяйства. Поэтому они состав-

ляют общую часть хозяйственного права.

Правовое регулирование отдельных отраслей эконо-

мики и видов хозяйственной деятельности составляет

особенную часть хозяйственного права. По каждой из

отраслей экономики и , которые неизбежно охватываются нормами двух

или нескольких отраслей права.

Такое явление вполне закономерно и прямо вытекает

из единства советской социалистической системы права.

Марксистская диалектика отвергает формально-логиче-

ский подход, согласно которому каждое явление берется

изолированно от других и не учитываются взаимная

связь, взаимное проникновение явлений, переход одного

явления в другое. (*3).

6. Государствен.ное право, определяющее основные

черты политической организации общества, относится

ко всем остальным отраслям права как общее к особен-

(**1) По такой системе составлена в основном учебная программа

по хозяйственному праву для юридических вузов и написано учеб-

(**2) На разную стоишь связи между отраслями права справедли-

во обратил внимание Я. Ф. Миколенко (Я. Ф. Миколенко, О си-

стеме имущественных отношений и их правовом регулировании,

1960 г. № 3, стр. 85).

(**3) В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 29, стр. 59.

ному. Оно представляет собой ведущую отрасль права,

которая устанавливает общие принципы для всех отрас-

лей, является юридической базой для развития всей

правовой системы. (*1). Вопросы руководства народным хо-

зяйством в основных чертах регулируются государствен-

ным правом. Конкретное же определение порядка руко-

водства и осуществления хозяйственной деятельности

дается в нормах хозяйственного права.

Такое решение вопроса о соотношении государствен-

ного и хозяйственного права основывается на общности

основных принципов государственного руководства для

всех областей деятельности Советского государства.

Эти принципы проявляются в общей форме в государст-

венном праве, а более конкретно в применении к руко-

водству народным хозяйством-в хозяйственном праве.

Поэтому государственное право относится к хозяйствен-

ному праву как общее к особенному. (*2).

Это, конечно, не означает, что государственное право

охватывает все нормы хозяйственного права и, кроме

того, некоторые другие нормы. Составляя юридическую

базу для развития всех правовых отраслей, государст-

венное право устанавливает в общей форме лишь основ-

ные принципы хозяйственного строительства, развивае-

мые и конкретизируемые в хозяйственном праве.

7. Административное право определяет порядок

государственного управления. Хозяйственное право оп-

ределяет порядок руководства и осуществления хозяйст-

венной деятельности. Руководство хозяйством включает

и управление экономикой, однако хозяйственное управ-

ление существенно отличается от управления админист-

(**1) В. Ф. К ото к, О предмете советского государственного пра-

ва, , изд-во АН СССР,

1959, стр. 51-83; С. С. Алексеев, Общие теоретические проблемы

системы советского права, стр. 133.

(**2) Трактовка соотношения государственного и хозяйственного

права как общего и особенного распространена в ГДР (G. Рflickе,

Grundfragen des Wirtschaftsrechts, Berlin, 1959, S. 19; G. Dorn-

berger. Die Allfgaben der Abteilung Wirtschiaftsrecht, , 1959, S. 283; H. Such, Zu einigen Fragen der Kooperation

der sozialistischen Betriebe, , 1966, № 12, S. 751).

(**3) M. Д. Шаргородский и О. С. Иоффе подразделяют админи-

стративное право на две составные части-собственно администра-

тивное право и адмннистративно-хоpяйственное право ( . (*2). Однако вызывает сомнение

сравнение административного права , поскольку именно процессуальная сторона дея-

тельности некоторых органов хозяйственного pукoвoдcт-

ва (например, государственного арбитража) настолько

своеобразна, что должна быть признана составной ча-

стью собственно хозяйственного права.

Некоторые специалисты по административному праву

высказываются против признания хозяйственного права

как самостоятельной отрасли, утверждая, что это разо-

рвало бы единый процесс управления, единые управлен-

ческие отношения, которые регулируются администра-

тивным правом. (*3). Однако осуществление экономической

реформы приводит к такому изменению отношений в

области хозяйственного управления, что ссылки на един-

ство процесса управления экономикой и другими обла-

стями общественной жизни вызывают большие сомне-

В самом деле, построение управления промышленно-

стью на основе хозрасчета, развитие в отношениях

между предприятиями и вышестоящими хозяйственными

органами взаимных прав и обязанностей, появление в

таких отношениях имущественных элементов, сочетаю-

щихся с элементами планово-организационными,-все

вещами>) (М. Д. Шаргородскни, О. С. Иоффе, О системе

советского права, 1957 г. № 6,

(**1) Ц. Д. Ямпольская, О месте административного права в

системе советского социалистического права, стр. 100.

(**2) 1959 г. № 7, стр. 133.

(**3) Ю М Козлов, Предмет советского административного пра-

ва, изд-во МГУ, 1967, стр. 6, 7, 25.

это говорит о том, что данные отношения представляют

собой не разновидность управленческих отношений, а

один из видов отношений хозяйственных. (*1). На данные

отношения не могут распространяться общие принципы

административного права, ибо они не соответствуют

природе и характерным чертам хозяйственных отноше-

Означает ли это, что административное право вовсе

не регулирует процесс руководства социалистическим

хозяйством? Нет, не означает. Дело в том, что в процес-

се руководства экономикой складываются не только

хозяйственные отношения, но и отношения чисто управ-

ленческие, не отличавшиеся от аналогичных отношений

в других областях управления. Такие отношения регули-

руются нормами административного права.

Разграничение административного и хозяйственного

права должно проводиться по характеру регулируемых

их нормами общественных отношений. Административ-

ное право регулирует управленческие отношения, не

имеющие имущественного содержания. Хозяйственное

право регулирует хозяйственные отношения, в которых

планово-организационные, управленческие элементы ор-

ганически сочетаются с элементами имущественными.

И хозяйственные и административные отношения скла-

дываются в процессе руководства хозяйством, но они

отличаются по природе.

В области руководства хозяйством к административ-

ному траву относятся, например, принципы организации

государственного аппарата, государственная служба,

вопросы коллегиальности и единоначалия, участие тру-

дящихся в управлении и др. Соответствующие отноше-

ния в области управления хозяйством не имеют имуще-

ственных элементов, являются только управленческими

и не отличаются по природе от отношений по управле-

нию в сфере административно-политического и социаль-

но-культурного строительства. Поэтому они и относятся

не к хозяйственному, а к административному праву.

Помимо различия по характеру .

10. Не вызывает больших затруднений разграничение

хозяйственного и земельного права. Земельное право

(**1) Как отмечает И. В. Павлов, колхозное право регулирует (И. В. Пав-

лов, К вопросу о кодификации советского гражданского законо-

дательства, стр. 42).

(**2) Различные мнения по этому вопросу см. М. И. Козырь,

Имущественные правоотношения колхозов в СССР, , 1966,

(**3) В. М. Чхиквадзе, Проблемы советской юридической нау-

ки в современный период коммунистического строительства, 1964 г. № 9, стр. 12.

регулирует земельные отношения, складывающиеся на

основе национализации земли. (*1). В силу исключительно-

сти права собственности государства на землю правовой

режим земель отличается рядом специфических особен-

ностей, обосновывающих самостоятельность земельного

права как правовой отрасли, отличной от хозяйственного

11. Трудовое право регулирует трудовые отношения

советских граждан.(*2). Специалисты по трудовому праву

определяют трудовые отношения как .(*3).

Значит, трудовые отношения складываются в процес-

се труда, хозяйственные же отношения-при руководст-

ве и осуществлении хозяйственной деятельности. Таким

образом, трудовые отношения четко отграничиваются по

характеру от хозяйственных отношений.

Различаются они и по субъектам, ибо одним из уча-

стников трудового отношения выступает гражданин,

тогда как субъектом хозяйственного отношения, как уже

говорилось, гражданин быть не может.

12. Финансовая деятельность Советского государства

регулируется финансовым правом. Его предметом явля-

ются финансовые отношения по плановой аккумуляции

и распределению государством денежных средств. (*4). Оп-

ределяющий критерий финансовых отношений-их ха-

Таким образом, характер финансовых отношений по-

зволяет отграничить финансовое право от права хозяй-

ственного, предметом которого являются хозяйственные

отношения, складывающиеся в процессе , изд-во ЛГУ, 1966, стр. 6.

(**4) М. А. Гурвич, Советское финансовое право, Госюриздат,

(**5) Е. А. Ровинский, Основные вопросы теории советского

финансового права, Госюриздат, 1960, стр. 78.

осуществления хозяйственной деятельности. К финансо-

вому праву относятся, например, бюджетное право, обя-

зательные платежи в бюджет государственных пред-

приятий и организаций, налоговое право и др. (*1).

Различие между хозяйственным и финансовым, пра-

вом устанавливается и по субъектам соответствующие

отношений. В отношениях, регулируемых финансовым

правом, всегда в качестве хотя бы одной из сторон уча-

ствует финансовый орган. (*2). Далее, участниками отноше-

ний, регулируемых финансовым правом, могут быть

не только социалистические организации, но я отдельные

граждане. Таковы, например, отношения между финан-

совыми органами и гражданами по взиманию налогов.

Было бы, однако, ошибкой считать, что всякое отно-

шение, стороной некотором выступает финансовый орган,

регулируется финансовым правом. Например, отношения

банковских учреждений с хозорганами по кредитованию

и расчетам регулируются не финансовым, а хозяйствен-

ным правом. Данные отношения по характеру являются

хозяйственными, в них банковские учреждения высту-

пают не как органы, распределяющие и перераспреде-

ляющие национальный доход, а как участники хозяйст-

венных отношений, составляющих предмет регулирова-

ния хозяйственного права. Предмет регулирования, ха-

рактер кредитно-расчетных отношений социалистических

организаций как отношений хозяйственных и является

основанием для отнесения их к сфере хозяйственного

(**1) , Госюриздат, 1961, стр. 27.

(**2) Е. А. Ровинский подчеркивает, что (указ. соч., стр. 114).

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.