Представительство банка является юридическим лицом

Представительство банка является юридическим лицом

Статья 55. Представительства и филиалы

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Комментарий к статье 55

1. Юридические лица вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ и за ее пределами.

Помимо ГК положения о создании филиалов и открытии представительств содержатся в федеральных законах, регулирующих деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм и видов. Например, Закон о банках (ст. ст. 22 и 35) устанавливает ряд особенностей, касающихся филиалов и представительств кредитных организаций независимо от организационно-правовой формы последних.

2. Пункты 1 и 2 статьи определяют основные организационные признаки филиала и представительства.

Филиал и представительство являются подразделениями юридического лица, его составными частями. Данные подразделения должны быть организационно обособлены в составе юридического лица и располагаться вне его места нахождения.

Отличие обоих подразделений друг от друга заключается в круге выполняемых задач. Филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и учредительными документами юридического лица. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, т.е. в функциях, осуществляемых в рамках института представительства, в силу полномочия, основанного на доверенности (см. гл. 10 ГК). Так, например, представительство кредитной организации в отличие от филиала кредитной организации не вправе осуществлять банковские операции.

Дополнительно следует отметить, что филиал юридического лица может иметь индивидуализирующее его наименование, включающее наименование создавшего его юридического лица. Применительно к филиалу банка об этом определенно говорится в п. 1 ст. 843 ГК, предусматривающем необходимость указания и удостоверения в сберегательной книжке наименования и места нахождения банка, а если вклад внесен в филиал, то и его соответствующего филиала.

3. В соответствии с п. 3 статьи подразделения, считающиеся филиалом или представительством, не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица. Правоспособность филиала и представительства производна от правоспособности юридического лица, ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого последние и действуют.

Для выполнения своих функций филиал и представительство наделяются создавшим их юридическим лицом необходимым имуществом. Данное имущество закрепляется за соответствующим филиалом или представительством, но находится либо в собственности юридического лица, либо принадлежит юридическому лицу на ином правовом основании. В бухгалтерском учете указанное имущество отражается одновременно и на отдельном балансе филиала или представительства, и на балансе юридического лица.

В соответствии с действующим налоговым законодательством филиалы и представительства не являются самостоятельными плательщиками налогов и (или) сборов. Вместе с тем в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, филиалы и представительства выполняют обязанности создавшей их организации по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и представительств (см. ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ).

4. Руководитель филиала и руководитель представительства назначаются органом юридического лица, уполномоченным на это в соответствии с учредительными документами юридического лица .

Представительства и филиалы юридического лица не являются его органами. См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 16 сентября 1997 г . N 435/96.

Полномочия руководителя должны быть удостоверены доверенностью, выданной юридическим лицом; полномочия не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале или представительстве и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала или руководитель представительства.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ определили, что при разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала или руководителем представительства от имени соответственно филиала или представительства и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснить, имелись ли у руководителя филиала или руководителя представительства на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале или представительстве и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала и руководителем представительства при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица .

См. п. 20 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г . N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала и руководитель представительства вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных ст. 187 ГК.

5. Поскольку филиал и представительство действуют от имени создавшего их юридического лица, т.е. не выступают в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота, то и ответственность за их деятельность несет создавшее их юридическое лицо. По сути обязательства филиала и представительства являются обязательствами самого юридического лица.

Филиал и представительство могут предъявлять иски, вытекающие из их деятельности, только от имени юридического лица. Иски третьих лиц, вытекающие из деятельности обособленных подразделений, должны предъявляться не к филиалу или представительству, а к создавшему их юридическому лицу.

К исковому заявлению, которое подписывается руководителем филиала или представительства, должна быть приложена доверенность юридического лица (или ее копия), подтверждающая полномочия руководителя соответствующего обособленного подразделения на подписание искового заявления от имени юридического лица. При удовлетворении иска, предъявленного руководителем филиала или представительства от имени юридического лица, исполнительный лист направляется юридическому лицу .

Подробнее см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 1998 г . N 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц» (Вестник ВАС РФ. 1998. N 7).

6. В соответствии с абз. 3 п. 3 комментируемой статьи создание филиала и открытие представительства должно иметь своим следствием указание сведений о них в учредительных документах юридического лица (места нахождения и других необходимых сведений). Данное правило создает условия для государственного контроля за деятельностью юридического лица вне места его нахождения в целях налогообложения, защиты интересов кредиторов и в иных предусмотренных законом целях.

7. Все обособленные подразделения юридического лица, отвечающие признакам, предусмотренным комментируемой статьей, независимо от их названия (отделение, агентство, корреспондентское бюро и т.п.) подчиняются правовому режиму либо представительства, либо филиала.

Деятельность филиалов и представительств

Александр Молотников
Начальник отдела корпоративного управления
ОАО ФПК «Славянка», г. Владимир

Не все руководители юридических лиц и их филиалов, представительств имеют четкие представления об особенностях правового статуса и взаимоотношений юридического лица с его обособленными подразделениями. Такое недопонимание рано или поздно приводит к нарушению законодательства, и у юридического лица возникает масса проблем. Трудности появляются и у партнеров по бизнесу, которые сотрудничали непосредственно с обособленными подразделениями.

Статус филиалов и представительств

Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, в связи с чем они:

· не могут быть самостоятельными субъектами гражданских правоотношений;
· не обладают собственной гражданской правосубъектностью и правоспособностью 1 ;
· представляют собой части целого предприятия.

Недопонимание этих особенностей правового статуса приводит к тому, что на практике встречается термин: «филиал на правах юридического лица». Юридически этот термин не имеет никакого смысла 2 , поскольку законом исключена возможность вхождения в состав юридического лица другого юридического лица.

Необходимое условие для учреждения обособленного подразделения — создание его за пределами места регистрации юридического лица. Но и тут нередко возникает путаница.

Пример. АО решило создать обособленное подразделение в другом районе города, например склад. Выяснилось, что само АО зарегистрировано филиалом Московской регистрационной палаты (МРП) №1, а склад расположен на территории, на которой осуществляет регистрацию филиал МРП №2. Не разобравшись в существе проблемы и забыв, что филиал МРП — это ее составная часть, АО принимает противоречащие закону изменения к Уставу о создании филиала, утверждает Положение о филиале и т.д. Между тем для создания обособленного подразделения в пределах места своей регистрации АО достаточно было встать на учет в налоговых органах.

Создание обособленного подразделения

Существует особый регламент для учреждения обособленных подразделений.

· Принятие решения о создании филиала, представительства соответствующим органом управления общества.

В АО таким органом является Совет директоров, а при его отсутствии — общее собрание акционеров. В обоих случаях решение об учреждении обособленного подразделения принимается простым большинством голосов.

В ООО подобное решение вправе принять только общее собрание участников, не менее чем 2/3 голосов (квалифицированным большинством голосов именно участников, а не лиц, присутствующих на собрании).

Однако Уставами обществ может быть предусмотрен другой порядок. Поэтому прежде всего следует внимательно ознакомиться с тем, как данная процедура прописана в Уставе и не противоречит ли она действующему законодательству.

· Утверждение Положения об обособленном подразделении юридического лица.

Как правило, это Положение утверждается одновременно с принятием решения о создании филиала или представительства. Оно является частью Устава.

· Внесение изменений или дополнений в Устав общества.

Устав общества должен содержать сведения обо всех его филиалах и представительствах. При отсутствии уведомления регистрационного органа о создании обособленных подразделений эти положения Устава не будут иметь юридической силы.

Для третьих лиц указанные изменения при создании либо упразднении обособленного подразделения вступают в силу с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего регистрацию юридических лиц. Это значит, что при создании филиала или представительства лишь с момента уведомления регистрационного органа лица, имеющие определенные отношения с ним, могут исходить из того, что эта структура существует. И, наоборот, при его упразднении лица, имеющие дело с обособленным подразделением, вправе исходить из того, что он существует до момента такого уведомления.

Закон не оговаривает, какие конкретные сведения должны быть указаны в Уставе, поэтому там достаточно упомянуть населенные пункты, в которых создаются обособленные подразделения.

· Назначение руководителя обособленного подразделения.

Исполнительный орган (генеральный директор) общества издает приказ о назначении физического лица на должность руководителя филиала или представительства. С ним заключают трудовой договор, на его имя выдают доверенность.

· Уведомление налогового органа и постановка на налоговый учет.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Отметим, что в положениях НК РФ обособленные подразделения рассматриваются в более широком смысле, чем в ГК РФ.

Необходимо в десятидневный срок уведомить налоговый орган об изменении в уставных и прочих учредительных документах и о создании обособленных подразделений. В течение месяца после организации такого подразделения нужно обратиться в налоговые органы с заявлением о постановке на налоговый учет. За нарушение установленного срока подачи заявления до 90 дней взимается штраф 5 тыс. руб., за просрочку более 90 дней — 10 тыс. руб. При ведении деятельности без постановки на учет взыскивается штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Если же деятельность без постановки на учет велась более трех месяцев, то штраф составляет 20% от доходов. Налоговая ответственность может быть применена по местонахождению как головного общества, так и его обособленного подразделения.

Если при создании филиала не будут соблюдены необходимые процедуры принятия решений, регистрации и пр., то последствия не заставят себя ждать. Промахи весьма эффективно могут быть использованы в конкурентных войнах.

Пример. Крупный завод, выпускающий продукцию из хрусталя, принял решение о создании представительства в Санкт-Петербурге: намечалось долгосрочное сотрудничество с группой финских компаний. Но из-за спешки решение об учреждении обособленного подразделения было принято генеральным директором, а не Советом директоров АО; в Устав не внесли нужные изменения.

Ситуация оказалась на руку конкурентам этого завода. Враждебные компании осуществили целый комплекс действий по дискредитации своего соперника. Во-первых, некое физическое лицо, владеющее 0,5% акций завода, подало иск о ликвидации представительства завода в Санкт-Петербурге, поскольку оно было создано с нарушением действующего законодательства. Во-вторых, в российских и скандинавских печатных изданиях появилась информация о «непонятном юридическом статусе» представительства завода, были высказано предположение о планируемой афере. Обеспокоенные финские партнеры попросили в экстренном порядке предъявить хотя бы Устав АО, в котором фигурировало бы его петербургское представительство. Разумеется, такая просьба не могла быть выполнена, что подтвердило косвенные опасения финнов и заставило их отказаться от заключения сделки.

Положение о филиале, представительстве

Положение о филиале или представительстве (далее Положение) утверждает соответствующий орган управления юридического лица. В этом документе определяется сфера деятельности обособленного подразделения, устанавливаются права общества по отношению к нему, регулируется порядок непосредственного управления им.

Положение должно содержать сведения о местонахождении подразделения (точный почтовый адрес), информацию о наличии у него круглой печати, угловых штампов. Кроме того, необходимо детально описать процедуру управления обособленным подразделением, подробно регламентировав способ, порядок и сроки доведения распоряжений общества до руководства филиала или представительства.

Это важно, т.к. в процессе управления топ-менеджеры общества сталкиваются с проблемой: чьи конкретно приказы и распоряжения будет выполнять директор подразделения. Возникают ситуации, когда руководители обособленных подразделений отказываются исполнять приказы и распоряжения исполнительного органа (генерального директора) общества. При этом они руководствуются следующим соображением: поскольку решение о создании обособленного подразделения принимал Совет директоров АО или общее собрание участников ООО, значит, и оперативное руководство его деятельностью должен осуществлять этот же орган.

В законодательстве этот вопрос прямо не урегулирован, поэтому еще при проработке содержания Положения нужно четко указать, кому подчиняется руководитель обособленного подразделения, чьи приказы он исполняет, кому подотчетен. В Положении необходимо подробно прописать, как будут доводиться до сведения руководства подразделения приказы и распоряжения. Желательно установить и порядок проведения периодических проверок деятельности руководителя филиала, представительства, результатов всей или части финансово-хозяйственной деятельности обособленного подразделения. Логично было бы наделить правом подобной проверки ревизионную комиссию или ревизора хозяйственного общества.

Работа по доверенности

Руководитель филиала и представительства действует на основании Положения и доверенности. Поскольку он является представителем юридического лица, доверенность выдается именно ему, а не всему подразделению в целом. Документ должен быть оформлен с соблюдением требований ст.185 ГК РФ, скреплен печатью общества, подписан руководителем общества или другим уполномоченным лицом (в соответствии с Уставом). Обязательно должна быть проставлена дата выдачи, в противном случае документ будет признан недействительным.

В доверенности определяется круг полномочий руководителя обособленного подразделения. Помимо прочего в ней целесообразно закрепить его право на:

· решение всех вопросов текущей и оперативной деятельности обособленного подразделения в порядке и в пределах, предусмотренных Положением и постановлениями органов управления юридического лица;
· заключение договоров, в том числе трудовых, а также совершение сделок и других юридических актов, в которых интересы компании представляет обособленное подразделение. Соискатели, которым надлежит работать в обособленном подразделении, принимаются на работу и заключают трудовые договоры непосредственно с хозяйственным обществом, а не с его обособленным подразделением. При этом от имени юридического лица трудовой договор подписывает руководитель обособленного подразделения;
· открытие рублевых и валютных банковских счетов, совершение иных операций по распоряжению денежными средствами.

Руководитель подразделения действует от имени общества. В силу этого обособленные подразделения не могут совершать сделки от своего имени. При любых обстоятельствах стороной в договоре будет непосредственно хозяйственное общество. А в тексте договора необходимо указывать следующие сведения о стороне договора: «ОАО «…», в лице директора Тюменского филиала Иванова И.И., действующего на основании Положения о филиале и доверенности №45 от 18 апреля 2002 г. …».

В судебной практике часто встречаются споры, возникающие из-за того, что в договоре, подписанном руководителем филиала и от имени филиала, нет ссылки на то, что договор заключен от имени общества и по его доверенности. Решение, которое вынесет суд по этому вопросу, зависит прежде всего от того, имелись ли у руководителя подразделения на момент подписания договора соответствующие полномочия, закрепленные в Положении и в доверенности. Судебная и арбитражная практика исходят из положения, что сделки, заключенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, считаются совершенными от имени юридического лица.

Предпринимателям, решившим заключить сделку с обществом, от имени которого выступает филиал, представительство, необходимо удостовериться, что руководитель этого подразделения имеет право заключать такую сделку. Обратите внимание на то, как ограничены в Положении и доверенности права директора обособленного подразделения по заключению сделок. Так, могут быть лимитированы суммы договоров или введены ограничения по предмету договора (например, в доверенности указано, что директор филиала вправе заключать сделки только по продаже сырья, а он вместо этого продает готовую продукцию). Сделка, совершенная с превышением полномочий, может быть признана недействительной.

Бывают ситуации, когда руководитель филиала или представительства в командировке, заболел, ушел в отпуск и не может подписать какой-то документ. Поэтому в доверенности руководителя необходимо указать его право выдавать доверенности и передавать все или часть своих полномочий третьим лицам. Общество может ограничить эту возможность, указав исчерпывающий перечень тех полномочий, которые могут быть переданы третьим лицам, или, наоборот, указать те полномочия, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть им переданы. Общество, заинтересованное в максимальном контроле над деятельностью филиала, отделения, вправе вменить в обязанность его директору уведомлять исполнительный орган общества о том, какие полномочия, в каком объеме, кому и на какой срок переданы. Но подобный контроль должен быть вызван только объективными причинами, иначе он будет мешать работе, в результате чего снизится эффективность и оперативность деятельности филиала или представительства.

Выдаваемые в процессе передоверия доверенности не могут быть заверены печатью или штампом обособленного подразделения, поскольку оно не является юридическим лицом. Подобные документы должны быть удостоверены только в нотариальном порядке. Поэтому если руководитель филиала или представительства решит делегировать часть своих полномочий работнику этого филиала или третьему лицу, например брокеру или агенту, то доверенность, выданная в порядке передоверия, необходимо заверить у нотариуса. Разумеется, доверитель не может передать другому лицу больше прав, чем имеет сам.

Имущество филиалов и представительств

Для достижения поставленных задач хозяйственное общество наделяет обособленные подразделения движимым и недвижимым имуществом. Это могут быть земельные участки, здания, сооружения, помещения, оборудование, транспортные средства, продукция, сырье, материалы и пр. При этом имущество остается в собственности общества, и оно в любой момент может его изъять. К тому же на данное имущество может быть обращено взыскание по долгам общества.

Особое значение приобретает порядок распоряжения имуществом, которое передается подразделению. С одной стороны, полномочия, имеющиеся у руководителя подразделения, не должны создавать препятствий текущей деятельности филиала, а с другой стороны, неограниченные права — прекрасная почва для злоупотреблений.

Пример. АО создало свое представительство в другом городе. Для достижения поставленных целей подразделению было передано все необходимое имущество: транспорт, двухэтажный особняк, расположенный в деловом центре города и оснащенный современной оргтехникой, и пр. Руководителю представительства была выдана доверенность, наделявшая его неограниченным правом распоряжаться указанным имуществом. Аналогичная формулировка содержалась и в «Положении о представительстве». Как оказалось впоследствии, директор представительства сразу стал использовать имущество подразделения в своих личных, корыстных целях. Так, один этаж здания был сдан в аренду нескольким фирмам, фактическими владельцами которых были родственники директора. Оргтехника и автотранспорт были реализованы по ценам намного ниже рыночных. Все это не могло остаться без внимания головной организации: через некоторое время она направила специально созданную комиссию для проверки деятельности подразделения. Однако директор подразделения, понимая, что по результатам проверки неизбежно увольнение и «хлебное место» будет потеряно, продал здание по заниженной цене доверенному лицу. Друг-компаньон немедленно заключил сделку купли-продажи с третьим лицом, причем на этот раз здание было продано по рыночной стоимости. Теперь АО–бывший собственник здания в судебном порядке пытается оспорить все совершенные сделки. Однако уже несколько лет дело переходит из одной судебной инстанции в другую и предугадать конечный исход пока невозможно.

Ограничить права подразделения по распоряжению имуществом можно, внеся в Положение следующую формулировку: «Деятельность филиала (представительства) планируется и учитывается в составе общества. Филиал (представительство) не вправе без согласия общества продавать и передавать другим лицам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы закрепленные за ним здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности, а также списывать их с баланса, если иное не предусмотрено решениями органов управления общества».

Структурные подразделения и налоговые органы

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются те организации, на которые возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками, но они исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Плательщиком налогов при этом будет являться само общество, а не его филиал.

Для целей налогообложения обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных и иных документах. Полномочия, переданные данному подразделению, также не играют роли для налоговиков.

Налоговое законодательство рассматривает филиал, представительство и иные обособленные структурные подразделения по признаку создания рабочего места вне местонахождения юридического лица.

Непосредственная уплата местных налогов осуществляется следующим образом. Обособленные подразделения представляют в налоговые органы налоговую декларацию (налоговый расчет) и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты местных налогов и сборов (бухгалтерскую и налоговую отчетность). Тем самым они исполняют обязанность по уплате налогов и сборов, рассчитанных ими на основании данных, отраженных в представленной бухгалтерской отчетности.

Общество несет абсолютную ответственность за деятельность своего обособленного подразделения, включая те обязательства, которые были приняты обособленным подразделением от имени общества.

Но при этом есть один нюанс: обособленное подразделение не является субъектом гражданских правоотношений, но его директор является субъектом трудовых правоотношений. Он заключает трудовые договоры и несет ответственность по трудовому законодательству.

В соответствии с Арбитражно-процессуальным кодексом иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по местонахождению последнего. Но стороной по делу является юридическое лицо, а взыскание производится с него или в пользу него.

Упразднение обособленного подразделения

При необходимости упразднения обособленного подразделения нужно так же, как и при его создании, пройти определенную процедуру: внести в Устав изменения, сообщить сведения органу, осуществляющему государственную регистрацию, сняться с налогового учета. Отметим, что и создание, и ликвидацию филиала общество осуществляет самостоятельно, а обращение в регистрационный орган носит лишь уведомительный характер.

Бывает, что общество открывает в другом регионе свое представительство с целью изучения рынка и налаживания деловых связей. При анализе результатов деятельности представительства руководство компании может принять решение о необходимости полного присутствия в этом регионе. Тогда речь уже идет о создании филиала. Как трансформировать функционирующее представительство в филиал компании?

К сожалению, законодательство не предусматривает возможности преобразования одного вида обособленного подразделения в другой. Поэтому решение общества о преобразовании представительства в филиал не будет соответствовать закону. В данном случае необходимо сначала ликвидировать представительство общества, а уже затем создать филиал.

Если юридическое лицо превращает свой филиал или представительство в самостоятельное юридическое лицо, например путем выделения, разделения, то это подразделение перестает быть филиалом, представительством, но может стать, например, дочерней компанией.

Филиал или представительство?

Принимая решение о региональной экспансии, крайне важно четко наметить круг вопросов, который будет поставлен перед новым подразделением компании.

Различие между филиалом и представительством состоит в более широких функциях первого по сравнению со вторым. Представительство осуществляет только юридические действия от имени общества: они сводятся к представлению и защите его интересов перед органами власти и управления, в коммерческих и некоммерческих организациях. Нарушением законодательства будет, например, являться следующий факт: представительство не только заключает договор от имени юридического лица, оформляет документы, но и принимает, отпускает товар потребителям, участвует в процессе производства и т.д.

Деятельность филиала состоит в осуществлении как юридических, так и фактических действий, посредством которых могут выполняться все функции юридического лица либо их часть.

Значит, если предполагается только налаживать деловые контакты, заключать договоры с контрагентами, рекламировать товар, работы, услуги и представлять интересы компании, фирмы в регионе, то наиболее приемлемым вариантом будет открытие представительства. Если же обособленное подразделение наряду с указанными задачами будет еще и осуществлять такие функции предприятия, как производство товаров, услуг, работ, то оно должно быть создано в форме филиала.

В ряде случаев отечественные компании могут принять решение об организации обособленного подразделения за пределами РФ. Подобные подразделения создаются на основании законодательства РФ и государства, на территории которого они открываются. Почти во всей Европе действует правило: иностранное лицо, имеющее право заниматься торговой деятельностью по своему национальному законодательству, может открывать торговые представительства, которые должны быть зарегистрированы в специально созданном для этого государственном органе. Например, в Болгарии таким органом является Болгарская Торгово-промышленная палата. Разумеется, законодательство каждого конкретного государства имеет множество нюансов. Поэтому прежде чем приступать к созданию филиала или представительства, нужно ознакомиться с соответствующими нормами права.

В ходе функционирования обособленного подразделения часто возникают вопросы, связанные с необходимостью лицензирования отдельных видов деятельности. Обращаться за получением лицензии имеют право только юридические лица, а не их обособленные подразделения. Филиал, представительство вправе осуществлять все правомочия создавшего его общества по осуществлению лицензируемых видов деятельности, если это установлено в Положении. Если обособленные подразделения осуществляют лицензируемый вид деятельности, то сведения об этих подразделениях в составе юридического лица должны быть указаны в документах, подтверждающих наличие лицензии. Специфика лицензирования связана с тем, что одни виды отделений могут иметь лицензию юридического лица, другие обязаны иметь свою собственную лицензию (например, склад).

При создании юридическим лицом–лицензиатом новых обособленных объектов, где будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, или при перемене местонахождения указанного в лицензии обособленного подразделения, в соответствии с законом, лицензия подлежит переоформлению.

1 Правоспособность — возможность иметь предусмотренные законом права и нести обязанности. Правосубъектность объединяет в себе сразу два понятия: правоспособности и дееспособности. Дееспособность — способность своими непосредственными действиями приобретать и осуществлять юридические права и обязанности.

2 Единственный закон, который допускает создание филиала на правах юридического лица — Закон «О банках и банковской деятельности». Правда, в этой части он противоречит ГК РФ, что неоднократно подтверждала судебная практика. Поэтому часто возникают проблемы, связанные с заключением кредитных договоров, их исполнением и т.д. Исходя из специфики банковской деятельности, для филиалов банков предусмотрен особый порядок их создания.

Тема номера: Налоги

Способы налогового учета при регистрации обособленных и необособленных подразделений предприятия в других городах

Наиболее обстоятельно проблема структурного деления юридических лиц решена в Хозяйственном кодексе Украины (ХК). Согласно части 1 статьи 64 ХК, предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т.п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т.п.). Кроме того, частью 4 статьи 64 ХК предусмотрено право предприятий создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения.

Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия (организации, учреждения) определяются положениями о них, которые утверждаются в порядке, определенном уставом предприятия (организации, учреждения) или другими учредительными документами.

Вместе с тем данной статьей установлено, что предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, ­согласовывая вопросы о размещении таких подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке. Такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основе положения о них, утвержденного предприятием (организацией, учреждением). Предприятия могут открывать счета в учреждениях банков через свои обособленные подразделения в соответствии с законом.

Итак, структурные подразделения юри­дического лица делятся на обособленные и необособленные.

Согласно статье 1 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (Закон о госрегистрации), обособленное подразделение юридического лица — это филиал, другое подразделение юридического лица, которое:

— находится вне его местонахождения;

— производит продукцию, выполняет работы или операции, предоставляет услуги в едином замкнутом технологическом процессе с юридическим лицом;

— либо представительство, осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица.

Согласно приведенной норме Закона, под обособленные подразделения подпадают практически все без исключения подразделения.

В Гражданском кодексе Украины (ГК) под обособленным подразделением понимаются филиалы и представительства. Так, в соответствии с частью 1 статьи 95 ГК: «Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все или часть его функций».

Представительство определено в час­ти 2 статьи 95 ГК: «Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее представительство и защиту интересов юридического лица».

Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.

Согласно нормам Закона о госрегистрации, сведения в госреестр должны вноситься практически по всем подразделениям предприятия. Так, согласно час­ти 4 статьи 4 данного Закона, обособленные подразделения юридического лица не подлежат государственной регистрации. Однако сведения о них приобщаются к их регистрационному делу и включаются в Единый государственный реестр. Это следует из норм ГК (статья 89 и часть 5 статьи 95) и ХК (часть 2 статьи 58). Сведения же о необособленных подразделениях в Реестр не включаются.

В итоге внесение или невнесение соответствующих данных в Единый госреестр формально определяет статус подразделения — обособленный или необособленный (структурный).

Исходя из норм, заложенных в ГК и ХК, а также других нормативных актов, расположение подразделения предприятия в другой местности, а также участие подразделения в едином замкнутом технологическом процессе с юридическим лицом не является решающим признаком для отнесения этого подразделения к обособленному в целях постановки его на учет самостоятельным налогоплательщиком. Это связано с тем, что действующее законодательство не предусматривает для структурных подразделений:

— доверенность от руководителя предприятия на заключение (подписание) каких-либо соглашений, в том числе трудовых;

Филиал, представительство как обособленные подразделения должны (могут) иметь ряд дополнительных юридических признаков:

1) в соответствии со статьей 95 ГК филиалы (обособленные подразделения)

— наделяются имуществом юридического лица, их создавшего,

— действуют на основании утвержденного этим лицом положения;

2) предприятия могут открывать счета в учреждениях банков через свои обособ­ленные подразделения в соответствии с законом (статья 64 ХК);

3) в соответствии со статьей 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине» предприятие может выделять обособленные подразделения на отдельный баланс, и лишь тогда такие обособленные подразделения обязаны вести отдельный бухгалтерский учет.

Согласно части 3 статьи 64 ХК, предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание.

Действующее законодательство не ограничивает право предприятия самостоятельно определять, какие именно подразделения будут созданы за пределами местонахождения этого предприятия. Другое дело, что в зависимости от избранной формы подразделения будет определяться его правовой, в частности налоговый, статус, а следовательно, соответствующие права и обязанности самого предприятия, например необходимость согласовывать расположение филиала (обособленного подразделения) с местными органами власти (часть 4 статьи 64 ХК).

Хотелось бы отметить, что Госу­дарственная налоговая администрация Украины (ГНАУ) тоже различает обособ­ленные и необособленные (структурные) подразделения. Об этом свидетельствует, в частности, ее письмо № 4816/6/29-0116 от 20 июля 2001 года. Кроме того, ГНАУ считает, что подразделениям, находящимся на значительном расстоянии от руководящего органа юрлица, целесообразно предоставлять определенную самостоятельность. Хотя обычно налоговые органы по месту нахождения головного офиса, имея планы по поступлению налогов, не заинтересованы в оттоке поступлений налогов в другие регионы.

Способы налогового учета при регистрации обособленных подразделений предприятия в других городах

Согласно регистрационным ­правилам «единого окна», госрегистратор по мес­тонахождению головного офиса, получив соответствующий пакет документов от юрлица, регистрирующего свой филиал (обособленное подразделение), присваивает такому филиалу идентификационный номер с внесением его в Единый госреестр (статья 28 Закона о госрегистрации), передает уведомления и сведения из регистрационной карточки об осуществлении регистрационных действий, в том числе о создании или ликвидации ­обособленных подразделений юридических лиц органам (статья 6 и пункт 9 статьи 28 Закона о госрегистрации) по двум адресам — по местонахождению юридического лица и по местонахождению обособленного подразделения:

— государственной налоговой службы,

— фондов социального страхования (от несчастного случая, временной нетрудоспособности, безработицы).

Таким образом, налоговые службы и отделения всех обязательных государственных фондов по местонахождению филиалов будут обладать информацией об открытии на их территории филиалов юрлиц.

Согласно регистрационным правилам, в отведенный срок такому филиалу необходимо стать на учет в налоговом органе и каждом государственном социальном фонде по своему местонахождению. В то же время согласно нормативам в разрезе каждого государственного фонда обособ­ленные подразделения должны становиться на учет только при наличии необходимых для этого условий.

Во избежание недоразумений и каких-либо последствий рекомендуем сразу же после госрегистрации в пределах отведенного срока пообщаться с каждым фондом, сообщить им об имеющихся (не имеющихся) полномочиях филиала по начислению и выплате зарплаты, предоставить другие необходимые сведения и в пределах этого же срока постараться получить письменный ответ из каждого фонда относительно непостановки на учет по местонахождению филиала или своевременно пройти в установленном для каждого фонда порядке регистрацию.

Постановка на учет в налоговых органах обособленных подразделений

Обособленные подразделения являются налогоплательщиками (пункт 1.1 статьи 1 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами»), и именно они, а не головной офис, подлежат регистрации в налоговых органах по их местонахождению в качестве налогоплательщика.

Инструкция о порядке учета налогоплательщиков, утвержденная приказом ГНАУ № 80 от 19 февраля 1998 года (Инструкция № 80), приведена в соответствие с Законом о госрегистрации, в том числе учтено правило «единого окна» при госрегистрации.

Согласно Инструкции № 80, основанием для постановки на учет обособ­ленного подразделения юридического лица является поступление сообщения о создании обособленного подразделения юридического лица от государственного регистратора в орган государственной налоговой службы по местонахождению обособленного подразделения. Таким об­разом, обособленное подразделение в обязательном порядке будет поставлено на учет в налоговом органе по его местонахождению.

Так как каждый налог (сбор) имеет свою индивидуальную особенность по уплате в бюджет, информация о способах подачи отчетности и уплаты налогов обособленными подразделениями приведена ниже в разрезе каждого налога и сбора.

Налог на прибыль

Согласно подпункту 2.1.3 пункта 2.1 статьи 2 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», плательщиками налога являются филиалы, отделения и другие обособленные подразделения налогоплательщиков… которые не имеют статуса юридического лица, расположены на территории другой, нежели такой налогоплательщик, территориальной общины.

Существуют два способа уплаты налога на прибыль обособленными подразделениями:

1-й способ — консолидировано.

Согласно подпункту 2.1.3 пункта 2.1 статьи 2 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22 мая 1997 года, сумма налога на прибыль филиалов за соответствующий отчетный (налоговый) период определяется расчетно, исходя из общей суммы налога, начисленного налогоплательщиком, распределенного пропорционально удельному весу суммы валовых расходов филиалов и амортизационных отчислений, начисленных по основным фондам такого налогоплательщика, расположенным по местонахождению филиала, в общей сумме валовых расходов и амортизационных отчислений этого налогоплательщика. Из этого вытекает необходимость отнесения большинства расходов общего характера на основное предприятие.

2-й способ — определение и уплата обособленным подразделением налога на прибыль на общих основаниях.

Если предприятие принимает решение о самостоятельной уплате налога филиалом, то в данном случае и головное предприятие, и филиал являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль, в общем порядке ведут налоговый учет своей деятельности и предоставляют декларацию по налогу на прибыль в налоговые органы по месту своей регистрации (взятия на учет). Налог и головным предприятием, и филиалом уплачивается по их местонахождению.

Налогоплательщик, имеющий филиалы, может принять решение относительно уплаты консолидированного налога и уплачивать налог в бюджеты территориальных общин по местонахождению филиалов, а также в бюджет территориальной общины по своему местонахождению, определенный согласно нормам данного Закона, уменьшенный на сумму налога, уплаченного в бюджеты территориальных общин по местонахождению филиалов.

Выбор порядка уплаты консолидированного налога на прибыль осуществляется налогоплательщиком самостоятельно до 1 июля года, предшествующего отчетному, о чем уведомляются налоговые органы по местонахождению такого налогоплательщика и его филиалов (обособленных подразделений). Изменение порядка уплаты налога на протяжении отчетного года не разрешается. При этом филиалы (обособленные подразделения) предоставляют налоговому органу по своему местонахождению расчет налоговых обязательств по уплате консолидированного налога, форма которого устанавливается центральным органом Государственной налоговой службы Украины, исходя из положений указанного подпункта.

Ответственность за своевременное и полное внесение сумм налога в бюджет территориальной общины по местонахождению филиала несет плательщик налога, в составе которого находится такой филиал.

Налог на добавленную стоимость

Филиал не отвечает ни одному из признаков «лица», перечисленных в пункте 1.2 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (Закон об НДС), а потому отдельно регистрироваться плательщиком НДС он не должен. Аргументацию привожу ниже.

Лица, которые попадают в круг налогоплательщиков и должны зарегистрироваться плательщиками НДС, перечислены в статье 2 Закона об НДС. При этом, согласно пункту 1.2 статьи 1 Закона об НДС, это может быть любое из нижеприведенных лиц, независимо от того, является оно резидентом или нет:

— субъект предпринимательской деятельности, в том числе предприятие с иностранными инвестициями, независимо от формы и времени внесения этих инвестиций;

— иное юридическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательской деятельности;

— физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства), которое осуществляет деятельность, отнесенную к предпринимательской согласно законодательству, или ввозит (пересылает) товары на таможенную территорию Украины.

Согласно статье 95 ГК, филиал не является юридическим лицом и в соответствии с пунктом 1 статьи 42, статьей 55 ХК не является субъектом предпринимательской деятельности. Следовательно, филиал не отвечает ни одному из признаков «лица», перечисленных в пункте 1.2 Закона об НДС, а потому отдельно регистрироваться плательщиком НДС он не должен.

Согласно абзацу второму пунк­та 2 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 № 165 с изменениями, внесенными приказом ГНАУ № 244 от 30 июня 2005 года, если не зарегистрированные плательщиками НДС филиалы и другие структурные подразделения налогоплательщика самостоятельно осуществляют приобретение/поставку товаров (услуг) и производят расчеты с поставщиками/потребителями, то зарегистрированный плательщик налога, в состав которого входят такие филиалы, может делегировать филиалу или структурному подразделению право ведения реестра. Для этого он должен каждому филиалу и структурному подразделению присвоить отдельный код (номер, шифр), о чем в письменном виде проинформировать государственный налоговый орган по месту его регистрации как плательщика НДС.

По аналогии с Порядком составления налоговой накладной допускается устанавливать порядковый номер реестра такого филиала с учетом присвоенного филиалу кода (номера, шифра) с числовым значением через дробь.

Ответственность за несоблюдение требований данного Порядка филиалами и структурными подразделениями несет плательщик НДС.

Налог на доходы физических лиц

Нормы Закона Украины «О налоге на доходы физических лиц», Бюджетного кодекса Украины ориентируют нас на то, что обязанность по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ) лежит на юридическом лице, по месту нахождения обособленного подразделения, которое уполномочено заключать трудовые договоры, начислять зарплату, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ.

Таким образом, прежде всего на основании двух вышеуказанных законодательных актов вопрос плательщика НДФЛ следует рассматривать в зависимости от наличия или отсутствия полномочий у филиала (директора филиала) заключать трудовые договоры, начислять зарплату, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ.

Указанными актами предусмотрено два варианта уплаты НДФЛ с зарплаты работников филиалов:

1) филиалы, которым предоставлены полномочия относительно начисления, удержания и уплаты (перечисления) в бюджет налога, самостоятельно уплачивают НДФЛ за своих работников в Госказначейство по своему местонахождению, исходя из общего их количества и суммы выплаченного (начисленного) налогооблагаемого дохода. Естественно, что филиалы должны быть взяты на учет в органе государственной налоговой службы по своему местонахождению;

2) за филиалы, не уполномоченные на самостоятельную уплату налога, налог определяет и уплачивает (на соответствующие распределительные счета, открытые в территориальных управлениях Госказначейства по местонахождению филиалов) юрлицо. Сумма налога за отчетный месяц, подлежащая перечислению, также определяется исходя из общего количества граждан, работающих в этих подразделениях, и суммы выплаченного (начисленного) налогооблагаемого дохода. В таком случае головное предприятие должно состоять на учете в качестве плательщика НДФЛ в органах государственной налоговой службы по местонахождению неуполномоченных филиалов.

То есть в конечном итоге все упирается в наличие у филиала полномочий на начисление, удержание и уплату в бюджет НДФЛ.

Кроме того, согласно подпункту 5.3 пункта 5 Порядка заполнения и представления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного с них налога, утвержденного приказом ГНАУ № 451 от 29 сентября 2003 года, если юридическое лицо имеет филиал или другое обособленное подразделение (филиал), которое имеет отдельный идентификационный код по ЕГРПОУ и иное местонахождение, не такие, как у головного предприятия, то налоговый расчет на работников филиала нужно подавать в орган государственной налоговой службы, где находится филиал.

В случае отсутствия у филиала кода по ЕГРПОУ налоговый расчет в виде отдельной порции за филиал подает головное предприятие органу государственной налоговой службы по своему местонахождению.

Учитывая то, что местные налоговые органы имеют на вооружении поднормативный акт и налоговое разъяснение (см. выше), они наверняка будут настаивать на уплате НДФЛ и подаче отчетности по форме 1ДФ такими филиалами по мес­ту их нахождения, а не головного офиса.

Относительно налогообложения струк­турных подразделений хочу отметить следующее. Согласно подпункту 9.2 пункта 9 Инструкции № 80, налогоплательщик зачисляется органами государственной налоговой службы к категории плательщиков отдельных налогов по местонахождению его:

— месторождений полезных ископаемых;

— источников загрязнения окружающей природной среды,

— объектов движимого или недвижимого имущества,

— гастрольных мероприятий и т.п., расположенных на территориях других территориальных общин, чем юридическое лицо.

На мой взгляд, эту норму следует понимать следующим образом. Даже если подразделение предприятия является только его структурным, то есть необособленным подразделением, однако некоторые налоги, сборы, другие платежи, которые в соответствии с Бюджетным кодексом Украины и другими законодательными актами должны уплачиваться в Государственный бюджет Украины и бюджеты территориальных общин, непосредственно должны вноситься головным офисом предприятия в соответствующие бюджеты по местонахождению этого структурного подразделения (земельного участка…).

В соответствии со статьями 14 и 17 Закона Украины «О плате за землю» подается налоговая декларация и уплачивается налоговое обязательство по земельному налогу, а также арендной плате за землю государственной и коммунальной собственности по местонахождению земельного участка.

Следовательно, если в рассматриваемом случае имеется в наличии объект налогообложения по местонахождению филиала, то предприятие уплачивает налог и предоставляет расчет этого налога по месту регистрации филиала.

Налог с владельцев транспортных средств

Статьей 1 Закона Украины «О налоге с владельцев транспортных средств» плательщиками налога определены юридические лица, имеющие зарегистрированные на Украине согласно действующему законодательству собственные транспортные средства. Налог с указанных этим Законом собственников наземных транспортных средств уплачивается в соответствии со статьей 3 Закона по местонахождению юридических лиц.

В то же время статьей 6 Закона определена подача юридическими лицами расчета суммы налога по месту своего нахождения и по месту постоянного базирования транспортных средств.

В пункте 24 Правил государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок, утвержденных постановлением КМУ № 1388 от 7 сентября 1998 года, указано, что транспортные средства юридических лиц регистрируются по местонахождению этих лиц. Если стоянка транспортных средств расположена по местонахождению филиалов, отделений и других обособленных подразделений юридических лиц, такие транспортные средства регистрируются по месту их стоянки. В регистрационных документах указывается юридическое лицо, которому принадлежит транспортное средство, его адрес, адрес стоянки.

Сбор за загрязнение окружающей природной среды

При наличии у филиала закрепленного за ним автотранспорта возникает вопрос и относительно уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды передвижными источниками загрязнения.

В пунктах 7.2, 7.4 Инструкции о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденной совместным приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины и ГНАУ № 162/379 от 19 июля 1999 года, относительно филиалов, которые входят в состав предприятия — плательщика сбора и не имеют банковских счетов, не ведут отдельного бухгалтерского учета своей деятельности, не составляют отдельного баланса, указано: головные предприятия по месту своей налоговой регистрации (месту пребывания на налоговом учете в налоговых органах) предоставляют налоговые расчеты сбора и уплачивают сбор за осуществленные такими филиалами выбросы (сбросы, размещенные отходы).

Местные налоги и сборы

Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» № 56-93 от 20 мая 1993 года (Декрет) называет плательщиками только юридических лиц. Однако статьей 69 Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине» от 21 мая 1997 года определено, что местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие местные бюджеты.

Также в соответствии со статьей 19 Декрета местные налоги и сборы перечисляются в бюджеты местного самоуправления в порядке, определенном советами, которыми они устанавливаются.

Даже если обособленное структурное подразделение не ведет отдельного баланса и не имеет текущего счета в банке, коммунальный налог за штатных работников подразделения уплачивается головным предприятием в местный бюджет территориального общества по месту расположения этого подразделения.

В свою очередь ГНАУ считает, что при решении вопроса о том, является ли филиал плательщиком того или иного местного налога, необходимо ознакомиться с решением органа местного самоуправления по данному вопросу по местонахождению филиала (письмо ГНАУ «Об определении органами местного самоуправления филиалов плательщиками коммунального налога» № 3244/6/15-3116 от 24 мая 2002 года).

Взносы в Пенсионный фонд

Исходя из нормативов по уплате сбора в Пенсионный фонд, самостоятельная уплата филиалами сборов по их местонахождению производится только лишь при условии, что такие филиалы имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами. Аргументацию привожу ниже.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «Об общеобязательном государственном страховании» от 9 июля 2003 года страхователи — работодатели и другие лица, которые в соответствии с этим Законом платят страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Согласно пункту 1 статьи 14 данного Закона, страхователями в соответствии с этим Законом являются работодатели: предприятия, учреждения и организации, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйственного ведения. (в том числе филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения указанных предприятий, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами), используют труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по договорам гражданско-правового характера — для лиц, отмеченных в пунктах 1, 10, 15 статьи 11 этого Закона.

Таким образом, если у филиала нет отдельного баланса, и он не наделен полномочиями по самостоятельному ведению расчетов с застрахованными лицами по своему местонахождению, становиться на учет в органах ПФУ ему не нужно. Ведь в данном случае он не является самостоятельным плательщиком взносов в ПФУ, а начисление и уплату пенсионных взносов за работников филиала консолидированно осуществляет головное предприятие по мес­ту своей регистрации.

Если же филиал соответствующими балансово-расчетными полномочиями наделен, то он обязан стать на учет в органах ПФУ. Основанием для определения полномочий подразделения являются данные, указанные в положении о нем.

В настоящее время эта процедура производится в соответствии с Порядком взятия на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в качестве плательщиков страховых взносов, утвержденным постановлением Правления ПФУ № 14-4 от 10 октября 2006 года.

Так, взятие на учет филиалов юрлиц (см. раздел 4 указанного Порядка) осуществляется органами ПФУ на основании сведений об их создании, предоставленных госрегистратором, в случае наличия у них отдельного баланса и самостоятельного ведения расчетов с застрахованными лицами по местонахождению этих филиалов. При этом наличие отдельного баланса и самостоятельного ведения расчетов устанавливается должностным лицом органа ПФУ путем уточнения этих данных непосредственно с юрлицом.

«4.1. Взятие на учет отделенных подразделений юридических лиц осуществляется органами Пенсионного фонда Украины на основании сведений о создании отделенных подразделений юридического лица, предоставленных государственным регистратором согласно Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», в случае наличия у них отдельного баланса и самостоятельного ведения расчетов с застрахованными лицами по местонахождению этого подразделения.

4.2. Наличие у отделенных подразделений отдельного баланса и самостоятельного ведения расчетов с застрахованными лицами устанавливается должностным лицом органа Пенсионного фонда Украины путем уточнения этих данных непосредственно с юридическим лицом.

В случае выделения отдельного баланса у отделенного подразделения и самостоятельного осуществления им расчетов с застрахованными лицами юридическое лицо уведомляет в десятидневный срок со дня принятия такого решения орган Пенсионного фонда Украины по местонахождению такого отделенного подразделения. Органы Пенсионного фонда Украины ставят на учет отделенное подразделение в указанном случае на основании такого сообщения юридического лица.

4.3. Уведомление о взятии на учет отделенного подразделения отправляется юридическому лицу и отделенному подразделению по почте с извещением о вручении на следующий рабочий день за днем получения сообщения юридического лица по форме согласно приложению 1».

Следовательно, в случае, если филиал (подразделение) согласно Положению уполномочен вести отдельный баланс и производить расчеты по заработной плате, то он обязан зарегистрироваться в органах ПФУ и уплачивать пенсионные взносы за своих работников по своему местонахождению.

Регистрация в Фонде социального страхования на случай безработицы

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 2 марта 2000 года страхователем на случай безработицы является страхователь-работодатель.

Работодателем в понимании пункта 10 статьи 1 данного Закона является собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган, использующий наемный труд. То есть нормой Закона, а также пунктом 3 Инструкции о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденной приказом Министерства труда и социальной политики Украины № 339 от 18 декабря 2000 года, в качестве плательщиков страховых взносов предусмотрены работодатели — юридические лица.

Кроме того, «. постановка на учет как плательщиков страховых взносов отделенных подразделений юридических лиц осуществляется центрами занятости в случае наличия у них отдельного баланса и самостоятельного ведения расчетов с застрахованными лицами по местонахождению этого подразделения на основании сведений из Единого государственного реестра об отделенных подразделениях. ».

За филиалы, не соответствующие указанным признакам, взносы по своему местонахождению уплачивают юрлица.

Регистрация в Фонде социального страхования по временной нетрудоспособности

Согласно пункту 5 статьи 2 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с утратой трудоспособности и затратами, обусловленными рождением и погребением» от 18 января 2001 года, работодатель — владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган независимо от форм собственности, вида деятельности, хозяйственного ведения, использующий наемный труд.

Относительно филиалов таких юридических лиц в подпункте 2.1.2 Инструкции о порядке поступления, учета и расходования денежных средств Фонда, утвержденной постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности № 16 от 26 июня 2001 года (Инструкция № 16), указано, что филиалы, не имеющие статуса юридического лица и самостоятельно производящие расчеты по оплате труда, подлежат обязательной регистрации в качестве страхователя Фонда.

Как и в случае с ПФУ, в «нетрудоспособном» Фонде будут взяты на учет только те филиалы, которые самостоятельно производят расчеты по оплате труда и имеют отдельный баланс. Органами Фонда такие филиалы берутся на учет на основании сведений из Единого госреестра, и уплачивать взносы за своих работников они будут по местонахождению филиала.

Филиалы, не наделенные «зарплатными» полномочиями, взятию на учет в качестве страхователей не подлежат, и страховые взносы по своему местонахождению не платят — за их работников взносы уплачивает головное предприятие.

Регистрация в Фонде социального страхования от несчастного случая

В статье 6 Закона Украины «Об общеобязательном и государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности» от 23 сентября 1999 года указано, что страхователями являются работодатели. При этом работодателем в соответствии со статьей 7 данного Закона считается владелец предприятия или уполномоченный им орган, использующий наемный труд.

В соответствии с подпунктом 2.1 Инструкции о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденной постановлением Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины № 36 от 12 июля 2007 года, плательщиками страховых взносов в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины являются: «юридические лица независимо от форм собственности и хозяйствования, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также их отделенные подразделения (филиалы, другие подразделения юридического лица, находящиеся за пределами его местонахождения и изготавливающие продукцию, выполняющие работы или операции, предоставляющие услуги от имени юридического лица, или представительства, осуществляющие представительство и защиту интересов юридического лица) при условии, что расчеты по оплате труда этих отделенных подразделений осуществляются нецентрализованно».

Согласно пункту 3.7 Инструкции № 36, «постановка на учет отделенных подразделений (филиалов) юридических лиц осуществляется рабочими органами исполнительной дирекции Фонда по местонахождению этого подразделения на основании сведений из Единого государственного реестра об отделенных подразделениях (филиалах). Отделенные подразделения (филиалы) приобретают статус плательщиков страховых взносов в случае наличия у них отдельного баланса и самостоятельного ведения расчетов с застрахованными лицами.

Наличие у отделенных подразделений (филиалов) отдельного баланса и самостоятельного ведения расчетов с застрахованными лицами устанавливается должностным лицом рабочего органа исполнительной дирекции Фонда по местонахождению такого подразделения путем уточнения этих данных непосредственно с отделенным подразделением.

Подтверждением того, что отделенное подразделение (филиал) осуществляет (или не осуществляет) самостоятельно расчеты с застрахованными лицами, является соответствующий документ юридического лица — головной организации (приказ, распоряжение и т.п.).

При этом совершаются соответствующие записи в журнале, указанном в пункте 3.2 этой Инструкции. Введение информации в автоматизированную базу данных страхователей (реестра плательщиков страховых взносов) осуществляется на основании соответствующих записей в этом журнале».

Таким образом, если расчеты по оплате труда этих филиалов, отделений и обособ­ленных подразделений осуществляются централизованно, то страховые взносы за свои филиалы, отделения и обособленные подразделения платят юридические лица, которым они подчинены.

ДОНСКАЯ Татьяна эксперт по вопросам налогообложения юридической фирмы «АНК», г. Одесса

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.