Правовые нормы найма экипажа

Правовое регулирование и рынок труда моряков

23 марта 2017 г.: ru 3 26 февраля 2017 г.: ru 2 16 марта 2017 г.: ru 2 всего: 134 25.06.07

Тенденция глобализации экономики не обошла трудовые отношения. Бурный рост транснациональных корпораций (многонациональных предприятий) особенно способствовал интернационализации трудовых отношений. На трудовых отношениях, складывающихся на транспорте, в частности, на морском транспорте, еще раньше проявилась тенденция интернационализации. Эта тенденция привела к осознанию необходимости международного правового регулирования трудовых отношений. Первые попытки внедрения международного правового регулирования труда были предприняты еще в 1818 г. Робертом Оуэном. Однако, успешными такие попытки стали только после Первой Мировой войны, когда были заключены двусторонние и многосторонние договоры, регулирующие порядок найма на работу, в частности на торговые суда. На основании Версальского договора (1919 г.) была создана Международная организация труда (МОТ), которая является в настоящее время специализированным учреждением Организации Объединенных Наций (ООН). Затем правовому нормированию подверглись и иные трудовые отношения, в частности, трудовые отношения, связанные с валютным регулированием (отношения по поводу оплаты труда), а также прекращение трудовых отношений. Особенностью конвенций и рекомендаций МОТ является то, что они, как правило, не направлены на унификацию внутренних норм трудового права государств – членов, поскольку в силу п. 8 ст. 19 Устава МОТ, ни в коем случае принятие какой-либо конвенции или рекомендации Конференцией или ратификация какой-либо конвенции любым Членом МОТ не должны рассматриваться как затрагивающие какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают заинтересованным трудящимся более благоприятные условия, чем те, которые предусматриваются конвенцией или рекомендацией. Это означает, что принятие страной норм конвенции или рекомендации МОТ не снимает, как правило, коллизионные вопросы.

В соответствии со ст. 52 Закона Украины «О международном частном праве» от 23.06.2005, в Украине принята наиболее распространенная привязка – к трудовым отношения применяется закон, действующий в месте фактического выполнения работы (lex loci laboris). Таким образом, наиболее распространенным статутом трудового правоотношения моряка является закон страны флага морского судна, на которое нанимается моряк, поскольку пространство морского судна считается частью территории страны, флаг которой несет судно. Однако, к трудовым правоотношениям широко применяется принцип автономии воли, то есть стороны трудового отношения могут свободно договориться о том, какому правопорядку они подчиняют свои отношения и в какой части, так что некоторые аспекты трудового правоотношения будут регулироваться нормами права одной страны, а иные аспекты – другой страны. Суд будет руководствоваться такими договоренностями, если они четко изложены в трудовом договоре.

Трудовые отношения не исчерпываются частноправовым регулированием. Трудовым отношениям присущ также публично-правовой элемент. Больше того, некоторые авторы вообще относят трудовое право к сфере публичного. В этом случае суды не могли бы в принципе применять нормы иностранного права, за исключением случаев, когда публичная правовая норма порождает гражданско-правовые последствия за границей соответствующего государства. Практика идет по пути признания многих институтов трудового права частноправовыми. Хотя некоторые институты относятся к категории публично-правовых, например, охрана труда, большинством авторов признается публичным институтом. В результате, императивные нормы закона страны места работы должны применяться к трудовому правоотношению неотступно и безотносительно к иным (субсидиарным) коллизионным привязкам.

Императивно предусматриваются ограничения в отношении гражданства членов экипажа морского судна. Правда, в некоторых странах отсутствуют такие ограничения, следовательно, судоходные компании, могут нанимать экипаж на суда под флагом таких стран независимо от гражданства моряков. Таким образом, комплектуются так называемые «удобные» экипажи. Судовладельцы или операторы из развитых стран, где цена рабочей силы высока, путем регистрации судов в открытых реестрах экономят около половины расходов на рабочую силу. Эта тенденция привела к сокращению тоннажа под флагом индустриально развитых стран в такой степени, что была воспринята как угрожающая. Для противодействия этому процессу были введены международные (альтернативные) реестры судов в высокоразвитых странах, которые предусматривают гибкие правила в отношении национальности моряков, условий их найма и содержания, так что в конце 80-х годов ХХ века обозначился промежуточный тип правового статуса моряков, средний между их статусом на судах, зарегистрированных в традиционных реестрах и в странах «удобного» флага.

Морские суда могут плавать также под флагом международных организаций, таких как: ООН, Международное агентство по атомной энергии, что предусмотрено ст. 93 Конвенции ООН по морскому праву от 10.12.1982. Поскольку иное не вытекает из соглашения межгосударственной организации с государством места пребывания данной организации или из ее устава, трудовые отношения такой организации с ее должностными лицами регулируются уставом организации, иными нормативными и индивидуальными правовыми актами, принятыми в соответствии с уставом, а при наличии в них пробелов – обычаями международной организации или других международных организаций либо общими принципами права. Конечно, международные организации и международные должностные лица в служебных отношениях руководствуются трудовыми нормами общего характера, установленными в стране пребывания. Юрисдикция межгосударственной организации в служебных отношениях с международными должностными лица осуществляется административным судом, который входит в состав данной организации. Капитан и другие лица командного состава судна, плавающего под флагом международной организации, относятся к категории международных должностных лиц, а члены команды – к категории технических служащих, трудовые отношения которых подчиняются правилам, установленным в стране пребывания международной организации.

Долгое время идеологические и культурные различия сдерживали развитие международного движения труда. Различия в национальном законодательстве, различия в квалификации работников, огромные размеры транснациональных предприятий и относительная слабость международных организаций трудящихся, чрезвычайная чувствительность равновесия на рынке труда между спросом и предложением – все эти причины ограничивают международное движение рабочей силы. Пересечение работниками национальных границ часто порождает значительные экономические и правовые проблемы. Особенно остро эти проблемы чувствуются в сфере коллективных трудовых правоотношений, поэтому проведение коллективных многонациональных переговоров для заключения коллективного договора – явление особо редкое. В отношении интернационализации труда морское судоходство идет на шаг впереди. Политика дерегулирования и либерализации экономики, проводимая в конце ХХ века многими странами, в особенности развивающимися и странами бывшего социалистического блока, а также относительно благоприятная атмосфера международных отношений привели к активизации действия рыночных механизмов, в том числе, на рынке труда.

Высокая степень интернационализации морского судоходства и относительная ясность международного правового регулирования трудовых отношений на морском транспорте (законы страны флага судна регулируют отношения между экипажем и судовладельцем или менеджером), относительно сильный профессиональный союз – Международная транспортная федерация (МТФ) и устоявшиеся довольно благоприятные для трудящихся стандарты в отрасли морского судоходства благоприятствуют развитию интернационализации труда моряков.

Основными поставщиками рабочей силы на иностранные суда являются такие страны, как: Филиппины, Индонезия, Индия. Доля моряков из азиатских стран в численности моряков в мире имеет устойчивую тенденцию роста. С середины по конец ХХ в. эта доля увеличилась с 15% до 75%. Морское судоходство стало такой отраслью экономики, в которой к началу ХХІ века установилась почти полная свобода в отношении поиска наиболее дешевых факторов производства, независимо от государственных границ. Эта тенденция приводит к некоторым злоупотреблениям рабочей силой. Такие злоупотребления особенно значительны в сфере перевозок массовых грузов по чартеру на трамповых судах. В линейном судоходстве удельный вес расходов на содержание рабочей силы гораздо меньший, поэтому судовладельцы не особенно озабочены экономией за счет найма более дешевых экипажей.

На современных больших судах, в особенности, пассажирских, могут работать моряки более 50 национальностей, которым даже понять друг друга бывает сложно. Такой состав экипажей – не случайность, а результат стратегии судовладельцев, направленной на комплектование экипажей из моряков разных национальностей, что осложняет их протест против примитивных условий труда, которые на судах удобного флага часто немногим отличаются от состояния, характерного для позапрошлого века. Труд моряков очень непростой, связан со множеством опасностей, с длительным отсутствием в месте постоянного жительства, поэтому как только уровень жизни в стране меняется к лучшему, моряки предпочитают работу на берегу. Так, в 80-х годах ХХ в., когда экономика Южной Кореи значительно поднялась, количество корейских моряков на судах под иностранным флагом сократилось, примерно на 20%. МТФ предпринимает значительные усилия для упорядочения деятельности экипажей на судах под удобными флагами. Так, МТФ был разработан и опубликован Стандартный коллективный договор МТФ в 1990 г. Коллективный трудовой договор устанавливает такие стандарты, ниже которых не может опускаться стандарт индивидуального трудового договора конкретного моряка, то есть индивидуальный трудовой договор не может ухудшать положение моряка по сравнению с тем, которое установлено судовладельцем для моряков, являющихся членами экипажа определенного морского судна.

На рынке услуг в сфере торгового мореплавания прогрессирует процесс разделения труда, так что специализация и профессионализация в сфере морского бизнеса привели к возникновению компаний, специализирующихся на менеджменте экипажей, так называемом крюинге.

Современный судовладелец все чаще поручает наем экипажа специализированным компаниям, заключая с ними соглашение. Это соглашение называется договором о менеджменте экипажа судна. Имеется специальная проформа, разработанная и опубликованная Балтийским и международным морским советом (БИМКО) – Стандартное соглашение о менеджменте экипажа судна (менеджменте) под кодовым названием «КРУМЕН». Эта проформа содержит требования, которые должны выполняться судовладельцем в отношении экипажа. Дело в том, что нанимателем экипажа формально является, как правило, именно судовладелец.

В практике «Международной юридической службы» имелось дело по иску профсоюза плавсостава в интересах моряка. Требование было заявлено как к судовладельцу, так и к менеджеру судна. Суд первой инстанции признал судовладельца и менеджера солидарно ответственными по данному требованию. Только в суде кассационной инстанции удалось доказать, что менеджер не может быть стороной по делу и солидарно отвечать за вред, причиненный моряку во время рейса.

Парадоксальнее всего то, что украинский суд, ссылаясь на ст. 8 КЗоТ Украины, посчитал, что применимым законом в этом деле был закон Украины, поскольку трудовой договор был заключен в г. Одессе на территории Украины. Ведь упомянутая статья говорит о том, что трудовые отношения граждан Украины, работающих за ее пределами, регулируются законодательством стороны трудоустройства, то есть страны, на территории которой осуществляется трудовая деятельность. Моряк – гражданин Украины работал на судне под флагом Греции, таким образом, мы полагаем, что следовало применять в данном деле греческое законодательство.

«ТРЕБОВАНИЯ К УСЛУГАМ ПО НАЙМУ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ РОССИЙСКИХ МОРЯКОВ НА СУДА ПОД ИНОСТРАННЫМ ФЛАГОМ. РД 31.9.01-98» (утв. Минтрансом РФ 18.03.98)

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
А.А.ЛУГОВЕЦ
18 марта 1998 года

1. Требования к услугам по найму и трудоустройству российских моряков на суда под иностранным флагом (далее — Требования) являются неотъемлемой частью Системы добровольной сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом (зарегистрирована в Государственном реестре 14 апреля 1998 г., свидетельство РОСС RU.0001.03ЭБ00).

Требования определяют критерии соответствия услуг по найму и трудоустройству моряков международным конвенциям и устанавливают стандарты в деятельности российских организаций по найму и трудоустройству моряков.

Требования разработаны Службой морского флота Министерства транспорта Российской Федерации с учетом предложений Союза российских судовладельцев, профсоюзных организаций российских моряков, Ассоциации компаний по подбору, обучению, найму и трудоустройству моряков и закрытого внешнеэкономического акционерного общества «Совбункер».

2. Требования разработаны на основе следующих международных и национальных нормативно — правовых документов:

— Конвенции Международной организации труда (МОТ) N 147 «Конвенция о минимальных нормах на торговых судах»;

— Конвенции МОТ N 179 «Конвенция о найме и трудоустройстве моряков»;

— Рекомендации МОТ N 186 «Рекомендация о найме и трудоустройстве моряков»;

— Конвенции Международной морской организации (ИМО) 1978/95 гг. «О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты»;

— Конвенции МОТ N 108 «Конвенция о национальных удостоверениях личности моряков»;

— Международного стандарта ИСО 9002-94 «Системы качества — модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании»;

— Международного стандарта ИСО 9004-2 «Общее руководство качеством и элементы системы качества» — часть 2: «Руководящие указания по услугам»;

— Законов Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», «О выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию», «О защите прав потребителей»;

— Положения о паспорте моряка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.97 N 1508, и Инструкции по применению Положения о паспорте моряка, утвержденной совместным Приказом Минтранса России и Минсельхозпрода России в 1998 году.

3. Организации по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом, прошедшие сертификацию на соответствие оказываемых ими услуг по найму и трудоустройству моряков международным требованиям и получившие при этом сертификат соответствия, получают право работы с морскими администрациями портов, находящимися в ведении Службы морского флота Минтранса России, по вопросам оформления паспортов моряка и судовых ролей.

4. Изменения и дополнения в настоящие Требования вносятся Службой морского флота Минтранса России и также являются неотъемлемой частью Системы добровольной сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом.

В Требованиях применяются следующие термины и определения.

Организация по найму и трудоустройству моряков — организация, вне зависимости от формы собственности, на законном основании занимающаяся наймом и (или) трудоустройством граждан Российской Федерации на суда под иностранным флагом, услуги которой сертифицированы на соответствие международным конвенциям о найме и трудоустройстве моряков и международным стандартам в этой области.

Трудоустройство моряков — деятельность организации по найму и трудоустройству моряков (далее — организации) по подбору и направлению моряков, удовлетворяющих всем требованиям судовладельца, в его распоряжение без делегирования организации права управления экипажем судна и выплаты заработной платы.

Наем моряков — деятельность организации по оформлению трудовых отношений моряка с судовладельцем, при которой судовладельцем делегировано данной организации право управления экипажем и расчета его по заработной плате.

Судовладелец — судовладелец, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства флага судна, эксплуатирующий судно от своего имени, независимо от того, является он собственником судна или использует его на ином законном основании, и принявший на себя все сопутствующие этому обязанности и ответственность.

Моряк — любое лицо, имеющее российское гражданство и отвечающее условиям, требуемым для трудоустройства или получения работы в любом качестве на борту морского судна, кроме военного судна.

Услуга — результат взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя (МС ISO-9004.2).

Процедуры — задокументированные правила, провозглашенные организацией для покрытия всех аспектов деятельности, связанных с трудоустройством.

Наем и трудоустройство моряка — совокупность деятельности, направленной на предоставление услуг, связанных с поиском рабочего места на судне, с процедурами отбора, оформления и обеспечения выполнения договорных обязательств по предоставленной услуге.

Агентский договор — документ, определяющий условия деятельности организации, в рамках которых она осуществляет предоставление услуг по найму и трудоустройству моряков в обмен на оговоренное финансовое вознаграждение со стороны судовладельца.

Система качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством услуг.

5. Услуги, предоставляемые организациями по найму и трудоустройству российских моряков, должны соответствовать требованиям, изложенным в четырех основных блоках:

— требования к организационной структуре, организации работы и ресурсам организации, влияющие на качество предоставляемых услуг;

— требования к уровню квалификации персонала организации и порядку работы с ним;

— требования к профессиональной подготовке, компетентности и состоянию здоровья моряков, трудоустраиваемых на суда под иностранным флагом;

— требования по социальной защищенности моряков и членов их семей.

6. Требования к организационной структуре, организации работы и ресурсам организации, влияющие на качество предоставляемых услуг.

6.1. Организацией заключен договор с судовладельцем или его агентом на менеджмент команды судна и (или) трудоустройство моряков, отвечающий следующим требованиям:

а) договор составлен на английском и русском языках, причем оба варианта договора имеют одинаковую силу. Терминология и язык договора ясен и понятен для обеих сторон;

б) договор включает в себя финансовые аспекты, процедуру отчетности и бухгалтерскую систему, порядок прекращения действия договора, процедуры на случай невыполнения, арбитраж и главенствующее законодательство, гарантии от убытков, ответственность и форс — мажор, а также официальную процедуру связи;

в) в договоре ясно определены обязанности и ответственность судовладельца или его агента, включая размер выплачиваемого организации вознаграждения;

г) ничто в договоре не содержит нарушений и противоречий с действующими международными и национальными правовыми актами и коллективными договорами;

д) подписанию контрактов и договоров предшествует анализ их содержания в целях достижения:

— достаточной полноты и понятности требований судовладельца и организации в применяемых терминах;

— полного отражения требований судовладельца и организации;

— возможности рассмотрения и решения любых возникающих новых вопросов;

— возможности освобождения от обязательств в рамках данного договора или контракта.

6.2. Руководство организации декларацией о намерениях подтверждает выполнение ею международных требований в области найма и трудоустройства моряков и настоящих Требований.

6.3. Организационная структура организации предусматривает такую систему ответственности, управления и взаимоотношений персонала, которая обеспечивает требуемое качество предоставляемых услуг и контроль за качеством этих услуг.

6.4. Организация имеет необходимые ресурсы, позволяющие эффективно выполнять установленные процедуры и осуществлять контроль за их исполнением. Назначено должностное лицо, имеющее властные полномочия по обеспечению качества предоставляемых организацией услуг требованиям международных конвенций о найме и трудоустройстве моряков и настоящих Требований. Создана и эффективно функционирует система контроля за качеством услуг.

6.5. Организация располагает достаточными ресурсами для администрирования моряков, направляемых для работы в составе экипажей судов под иностранным флагом:

— оформляются, ведутся и в дальнейшем хранятся личные дела трудоустроенных моряков;

— все претенденты на работу проходят соответствующее тестирование и (или) собеседование и инструктаж;

— трудоустроенным морякам организуется визовая поддержка и проезд к месту нахождения судов.

6.6. Ведется реестр моряков, нанятых или трудоустроенных организацией, открытый для проверки компетентным органом.

6.7. В организации создана база данных о трудоустроенных моряках и моряках, ищущих работу, которая должна включать следующую информацию, но не ограничиваться ею:

— предшествующая трудовая деятельность;

— личные данные, касающиеся трудовой деятельности;

— сведения о состоянии здоровья и вакцинациях.

Хранение данной информации организовано с учетом права на невмешательство в личную жизнь и защиты конфиденциальности.

6.8. Ведутся списки экипажей судов, для которых организацией подбираются моряки.

6.9. Введен порядок рассмотрения случаев некомпетентности или нарушения дисциплины, соответствующий международным правовым нормам, национальному законодательству и коллективным договорам.

6.10. Приняты необходимые меры, обеспечивающие, чтобы, по мере практической возможности, дипломы, свидетельства о квалификации и медицинские справки, предоставляемые моряками при найме на работу, были действительны и не приобретены обманным путем. При необходимости проводится проверка сведений о трудовой деятельности моряков.

6.11. Бухгалтерский учет и отчетность соответствуют требованиям российского законодательства.

6.12. Установлен надлежащий контроль за документооборотом и информацией, имеющей отношение к предоставляемым услугам по найму и трудоустройству моряков. Имеются все необходимые для деятельности организации нормативные акты (конвенции, рекомендации, кодексы, правила и т.д.).

6.13. В целях обеспечения контроля выполнения организацией установленных требований в области найма и трудоустройства моряков отработана и функционирует система документирования:

— определен порядок классификации, учета, хранения и уничтожения документов, имеющих отношение к услугам по найму и трудоустройству моряков;

— определены и выполняются сроки хранения документов, имеющих отношение к услугам по найму и трудоустройству моряков. Организовано хранение компьютерной информации;

— документирование отражает поставленные задачи и полученные результаты.

6.14. Организация признает, что эффективная связь на всех уровнях имеет важное значение в достижении качества услуг по найму и трудоустройству моряков.

Определены и функционируют линии связи в рамках берегового управленческого звена, между организацией и судовладельцем (его агентом), включая выходные, праздничные дни и нерабочее время, обеспечивающие получение информации относительно направленного на судно экипажа.

7. Требования к уровню квалификации персонала организации и к порядку работы с ним.

7.1. Аппарат управления и персонал организации имеют достаточный уровень квалификации и профессиональной подготовки, включающий в себя знания в области морского транспорта, соответствующих международных морских нормативных актов в области найма и трудоустройства моряков, условий труда и социальной защиты моряков, требований к уровню их профессиональной подготовки и компетентности.

Перечень нормативно — правовых документов, знание которых обязательно для персонала организаций, определяется Службой морского флота.

7.2. Установлены и соблюдаются процедуры отбора, найма и обучения персонала организации, при которых:

— определены минимальные требования к квалификации и опыту работы персонала;

— имеется должностная инструкция для каждого сотрудника;

— уровень подготовленности и опыт работы сотрудников организации соответствуют должностям, которые они занимают. Все сотрудники ознакомлены и правильно понимают нормативные документы, касающиеся их должностных обязанностей;

— определен порядок оценки выполнения сотрудниками своих обязанностей;

— отработана система повышения квалификации сотрудников организации.

8. Требования к профессиональной подготовке, компетентности и состоянию здоровья моряков, трудоустраиваемых на суда под иностранным флагом.

8.1. Организация признает, что экипаж судна и его менеджмент является ключевым для успешной работы судна.

8.2. Организация в работе по подбору экипажей придерживается следующих принципов:

— все нанятые или трудоустроенные моряки обязаны иметь необходимую для выполнения соответствующих функций подготовку и уровень компетентности, подтвержденные действительными дипломами и сертификатами, годны по состоянию здоровья в объеме требований Конвенции ИМО 1978/95 гг. «О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты»;

— уточнены и полностью выполняются требования судовладельца в отношении уровня подготовки и компетентности, опыта и особых качеств каждого члена экипажа и, при необходимости, предпринимаются меры по их доподготовке;

— особое внимание уделяется квалификации капитана судна, наличию у него опыта работы на судах определенного типа, подтвержденного соответствующими документами;

— направляемые на судно моряки знают английский язык в объеме, обеспечивающем эффективное выполнение возлагаемых на них обязанностей;

— отработана система и соответствующие процедуры контроля выполнения указанных выше требований до отправки моряков на судно. Ведется оценка действий персонала организации по отбору моряков и их доподготовке, с принятием адекватных мер в случае невыполнения этих требований.

8.3. Организация имеет необходимую материально — техническую базу и (или) контакты с учебными заведениями морского транспорта для контроля уровня подготовленности трудоустраиваемых моряков и их доподготовки в случае необходимости.

8.4. Организация уделяет должное внимание оценке уровня подготовленности и, в случае необходимости, доподготовке моряков в вопросах безопасной эксплуатации судна, техники безопасности при выполнении обязанностей на борту, в вопросах предотвращения загрязнения окружающей среды. Проводится инструктаж трудоустроенных моряков по указанным выше вопросам перед отправкой их на суда.

Определены процедуры, позволяющие получать информацию по обеспечению безопасности, в которую включаются инциденты, произошедшие по вине моряков, направленных организацией на суда. Получаемая информация используется для совершенствования работы в вопросах обеспечения безопасности.

9. Требования к социальной защищенности моряков и членов их семей.

9.1. Генеральный договор организации с судовладельцем предусматривает такие условия труда и социальной защиты моряков, которые соответствуют национальным и международным требованиям и коллективным договорам.

9.2. Организацией заключено соглашение с общероссийским профсоюзом, представляющим интересы моряков, об урегулировании условий и оплаты труда на судах под иностранным флагом на условиях коллективного договора, одобренного Международной федерацией труда (при наличии у организации договоров с судовладельцами, не имеющими коллективных договоров с ITF или коллективных договоров с национальными профсоюзами на условиях, одобренных ITF).

9.3. Трудовые договоры, заключаемые моряками с судовладельцами через организацию, предусматривают условия труда и социальной защиты, находящиеся в полном соответствии с действующими международно — правовыми нормами, национальным законодательством и коллективными договорами, или должны быть выше по объему и уровню гарантий, предусмотренных в них. Должны быть предусмотрены процедуры поддержки членов экипажей, попавших в затруднительное положение, а также их репатриация, в случае необходимости, за счет судовладельца или организации по найму и трудоустройству.

9.4. При обращении в организацию и в процессе трудоустройства моряки получают полную информацию о своих правах и обязанностях, указанных в трудовых договорах, о всех особых условиях на конкретном рабочем месте, которое они будут занимать, о конкретной политике работодателей в вопросах занятости, предоставляется возможность для ознакомления с трудовыми договорами до и после их подписания и для получения копии трудового договора.

9.5. Введен порядок, обеспечивающий, чтобы просьбы о получении информации или консультации, поступающие от семей моряков, находящихся в плавании, удовлетворялись быстро, доброжелательно и бесплатно.

9.6. Введен порядок рассмотрения и принятия необходимых мер по жалобам в отношении деятельности организаций по найму и трудоустройству, условий труда и быта на борту судна, а также порядок доведения жалоб до соответствующих судовладельцев и Службы морского флота.

9.7. На моряков в процессе найма или трудоустройства не возлагаются прямо или косвенно, полностью или частично какие-либо сборы или иные издержки в связи с их наймом или предоставлением работы. (При этом оплата за прохождение медицинского освидетельствования, выдачу свидетельств, личных проездных документов и паспорта моряка не считается «сборами или иными издержками в связи с наймом».)

9.8. Организация обеспечивает, чтобы судовладелец или сама организация по найму и трудоустройству осуществляли страхование каждого нанятого моряка на случаи:

— болезни, травмы, ранения, смерти;

— безработицы в результате кораблекрушения;

9.8.1. Организация имеет доступ к страховым экспертам, которые хорошо знакомы с соответствующими видами страхования.

9.8.2. Страхование оговорено в договоре организации с судовладельцем и в индивидуальных контрактах моряков с судовладельцем.

Начальник
Управления персонала
и учебных заведений
морского транспорта
В.В.ДЕГТЯРЕВ

Глава IV. Экипаж судна. Капитан судна (ст.ст. 52 — 73)

Глава IV. Экипаж судна. Капитан судна

Статья 52. Состав экипажа судна

См. комментарии к статье 52 КТМ РФ

1. В состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда.

2. К командному составу судна кроме капитана судна относятся помощники капитана судна, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти к командному составу судна могут быть отнесены также другие специалисты.

3. Судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 282-ФЗ статья 52 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Экипаж маломерного судна может состоять из одного лица, являющегося судоводителем маломерного судна.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ статья 53 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 53. Минимальный состав экипажа судна

См. комментарии к статье 53 КТМ РФ

1. Каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для:

1) обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды;

2) выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна;

3) недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.

2. Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, выдается капитаном морского порта в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с соответствующими общероссийскими профессиональными союзами.

При осуществлении контроля в морских портах соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.

Статья 54. Дипломирование членов экипажа судна

См. комментарии к статье 54 КТМ РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ пункт 1 статьи 54 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

1. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

2. Дипломы и квалификационные свидетельства членам экипажей судов выдаются капитанами морских портов при соответствии членов экипажей судов требованиям к стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке, установленным положением, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями. Перечень морских портов, в которых осуществляется выдача дипломов и квалификационных свидетельств членам экипажей судов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ в пункт 3 статьи 54 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

3. Дипломы капитанов судов, дипломы лиц командного состава судов, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, дипломы и квалификационные свидетельства членов экипажей судов, используемых для рыболовства, считаются действительными при наличии подтверждений капитанов морских портов, удостоверяющих выдачу таких дипломов и квалификационных свидетельств в соответствии с установленными требованиями.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

4. Дипломы и квалификационные свидетельства могут быть изъяты или аннулированы либо их действие может быть приостановлено капитаном морского порта, выдавшим диплом или квалификационное свидетельство, в случаях прямой угрозы жизни людей, сохранности имущества на море или причинения ущерба морской среде вследствие некомпетентности, действий или бездействия членов экипажей судов при исполнении ими обязанностей в соответствии с их дипломами и квалификационными свидетельствами, а также в целях предотвращения обмана.

5. Подтверждения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, теряют силу по истечении срока действия подтвержденных диплома, квалификационного свидетельства, их изъятии или аннулировании либо приостановлении их действия в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Статья 54 дополнена пунктом 6 с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

6. Порядок выдачи дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей судов, подтверждений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, в форме электронных документов, а также порядок их централизованного учета в электронном виде, информирования заинтересованных лиц по их запросам о статусе дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

Статья 55. Требования к состоянию здоровья лиц, претендующих на допуск к работе на судне, и лиц, допущенных к работе на судне

См. комментарии к статье 55 КТМ РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

1. Лица, претендующие на допуск к работе на судне, обязаны пройти предварительный медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Лица, допущенные к работе на судне, обязаны ежегодно проходить такой медицинский осмотр.

2. Перечень заболеваний, препятствующих работе на судне, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского осмотра и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на судне устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 марта 2015 г. N 66-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 55.1

Статья 55.1. Удостоверение личности моряка

1. Оформление, выдача и применение удостоверения личности моряка осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

2. Удостоверение личности моряка не оформляется и не выдается лицу, включенному в предусмотренный статьей 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

При включении лица, которому ранее выдано удостоверение личности моряка, в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, удостоверение личности моряка, принадлежащее указанному лицу, не применяется и подлежит изъятию.

Статья 56. Гражданство членов экипажа судна

См. комментарии к статье 56 КТМ РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 31 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 296-ФЗ

1. В состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан Российской Федерации могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

2. Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в состав экипажа судна рыбопромыслового флота — федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством Российской Федерации о привлечении и об использовании в Российской Федерации труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

Информация об изменениях:

Статья 56 дополнена пунктом 3 с 31 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 296-ФЗ

Статья 57. Трудовые отношения на судне

См. комментарии к статье 57 КТМ РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

1. Трудовые отношения членов экипажа судна регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая настоящий Кодекс и уставы службы на судах, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

2. Никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

3. Устав службы на судах, за исключением судов рыбопромыслового флота, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, устав службы на судах рыбопромыслового флота — федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ статья 57 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4

4. К работе на судне не допускаются лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ статья 57 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5

5. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом, допущенным к работе на судне, может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.

Статья 58. Репатриация членов экипажа судна

См. комментарии к статье 58 КТМ РФ

1. Члены экипажа судна имеют право на репатриацию в случае:

1) истечения за пределами Российской Федерации срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на определенный рейс;

2) расторжения трудового договора по инициативе судовладельца или члена экипажа судна по истечении срока, указанного в уведомлении, сделанном в соответствии с трудовым договором;

4) заболевания или травмы, требующих лечения вне судна;

5) невозможности выполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении членов экипажа судна, предусмотренных законом или иными правовыми актами Российской Федерации либо трудовыми договорами, вследствие банкротства, продажи судна или изменения государства регистрации судна;

6) направления судна без согласия членов экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности;

7) истечения определенного коллективным договором максимального срока работы члена экипажа судна на борту судна.

2. Репатриация по желанию члена экипажа судна осуществляется в государство, в котором он проживает, в порт, в котором он был принят на работу на судно или который указан в коллективном договоре, либо в любой другой пункт, указанный при найме члена экипажа судна.

3. Судовладелец обязан организовать надлежащую и быструю репатриацию. Репатриация осуществляется воздушным транспортом.

4. Расходы на репатриацию несет судовладелец.

Расходы на репатриацию включают в себя:

проезд члена экипажа судна к месту репатриации, указанному в пункте 2 настоящей статьи;

питание и проживание члена экипажа судна с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда член экипажа судна прибывает к месту репатриации;

лечение члена экипажа судна, если это необходимо, до тех пор, пока член экипажа судна по состоянию здоровья не будет годен для переезда к месту репатриации;

провоз 30 килограммов багажа члена экипажа судна до места репатриации;

2) заработную плату и пособия с момента, когда член экипажа покидает судно, и до момента, когда член экипажа судна прибывает к месту репатриации, если это предусмотрено коллективным договором.

5. В случае, если причины, вызвавшие репатриацию члена экипажа судна, возникли по вине члена экипажа судна при исполнении им трудовых обязанностей, судовладелец имеет право на возмещение расходов на репатриацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 59. Имущество члена экипажа судна

См. комментарии к статье 59 КТМ РФ

В случае гибели имущества члена экипажа судна или повреждения такого имущества вследствие происшествия с судном судовладелец обязан возместить члену экипажа судна причиненный ущерб. Не подлежит возмещению ущерб, причиненный имуществу члена экипажа судна, виновного в происшествии с судном.

Статья 60. Обязанности судовладельца

См. комментарии к статье 60 КТМ РФ

1. Судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна:

безопасные условия труда;

охрану их здоровья;

наличие спасательных средств;

бесперебойное снабжение продовольствием и водой;

наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов и помещений для отдыха);

2. Судовладелец обязан страховать:

заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию;

жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

§ 2. Капитан судна

Статья 61. Управление судном и другие обязанности капитана судна

См. комментарии к статье 61 КТМ РФ

На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.

Статья 62. Обязанность оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море

См. комментарии к статье 62 КТМ РФ

1. Капитан судна обязан, если он может это сделать без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем людей, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на море.

2. За нарушение обязанности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, капитан судна несет уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.

Статья 63. Обязанность оказать помощь после столкновения судов

См. комментарии к статье 63 КТМ РФ

1. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан после их столкновения, если он может это сделать без серьезной опасности для своих пассажиров, членов экипажа судна и своего судна, оказать помощь другому судну, его пассажирам и членам его экипажа.

2. Капитаны судов обязаны, если это возможно, сообщить друг другу названия своих судов, порты их регистрации, а также порты отправления и назначения.

3. Судовладелец не несет ответственность за нарушение капитаном судна обязанностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.

Статья 64. Обязанность капитана судна оказать неотложную медицинскую помощь

См. комментарии к статье 64 КТМ РФ

В случае, если лицо, находящееся на борту судна, нуждается в неотложной медицинской помощи, которая не может быть оказана во время нахождения судна в море, капитан судна обязан зайти в ближайший порт или принять меры по доставке такого лица в ближайший порт с извещением об этом судовладельца; при заходе судна в иностранный порт или доставке такого лица в иностранный порт с извещением также консульского учреждения Российской Федерации.

Статья 65. Обязанность капитана судна в случае военных действий или иных случаях военной опасности

См. комментарии к статье 65 КТМ РФ

В случае военных действий в районе расположения порта отправления или порта назначения судна либо в районе, через который судно должно пройти, а также в иных случаях военной опасности капитан судна обязан принять все меры по недопущению уничтожения, повреждения и захвата судна, находящихся на нем людей, документов, а также грузов и другого имущества.

Статья 66. Оставление судна его экипажем

См. комментарии к статье 66 КТМ РФ

В случае, если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна разрешает членам экипажа оставить судно после принятия всех мер по спасанию находящихся на судне пассажиров. Капитан судна оставляет судно последним после принятия зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала и радиожурнала, карт данного рейса, лент навигационных приборов, документов и ценностей.

Статья 67. Поддержание порядка на судне

См. комментарии к статье 67 КТМ РФ

1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 400-ФЗ

2. Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания, отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

Статья 68. Взаимоотношения капитана судна, других членов экипажа судна и консульских учреждений Российской Федерации

См. комментарии к статье 68 КТМ РФ

Взаимоотношения капитана судна, других членов экипажа судна и консульских учреждений Российской Федерации определяются Консульским уставом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ статья 69 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 69. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения и осуществление неотложных следственных действий капитаном судна

См. комментарии к статье 69 КТМ РФ

1. На судне, находящемся в плавании, капитан судна возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

2. В случае возбуждения уголовного дела публичного обвинения порядок и особенности выполнения капитаном судна в связи с этим действий, не относящихся к процессуальным, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 69.1

Статья 69.1 . Действия капитана судна в отношении лиц, совершивших преступления, направленные против безопасности морского судоходства

Капитан судна может передать компетентным органам иностранного государства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, лицо, в отношении которого у капитана судна имеются разумные основания считать, что оно совершило преступление, направленное против безопасности морского судоходства, за исключением гражданина Российской Федерации, а также постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства. В этом случае капитан судна по возможности до входа судна в территориальное море иностранного государства обязан направить, если это практически осуществимо, в его компетентные органы уведомление о своем намерении передать им такое лицо и причинах его передачи, а также предоставить указанным органам имеющиеся доказательства.

Статья 70. Обязанности капитана судна в случаях оставления завещания, рождения на судне ребенка и смерти на судне

См. комментарии к статье 70 КТМ РФ

1. Капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному.

2. Капитан судна обязан сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка на судне и о каждом случае смерти на судне.

3. Капитан судна обязан уведомить одного из близких родственников умершего или супруга умершего о его смерти и принять меры по сохранению и отправке тела умершего на родину. При отсутствии такой возможности капитан судна обязан предать тело умершего земле или кремировать его и отправить урну с прахом на родину.

В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

4. Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи капитану первого порта Российской Федерации, в который зайдет судно.

Статья 71. Капитан судна как представитель судовладельца и грузовладельца

См. комментарии к статье 71 КТМ РФ

Капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.

Статья 72. Неотложная надобность в деньгах для продолжения плавания

См. комментарии к статье 72 КТМ РФ

1. Капитан судна в случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного капитану судна имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания.

Капитан судна обязан избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца.

2. Судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, за исключением случаев, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза.

Статья 73. Возложение обязанностей капитана судна на старшего помощника капитана судна

См. комментарии к статье 73 КТМ РФ

В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, обязанности капитана судна до получения распоряжения судовладельца возлагаются на старшего помощника капитана судна.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.