Правильное движение на автомобиле

Начало движения автомобиля

Казалось бы, начало движения автомобиля – самое простое действие. Но как это ни удивительно, для заметного числа людей на экзамене в ГИБДД оно же становится последним. Сдающего высаживают сразу после начала маршрута, почти всегда по одной причине: при старте он не пропустил движущиеся автомобили. Если проезжающий автомобиль притормозил или объехал стартующую машину, то это трактуется как не пропуск и наказывается 5 баллами. Причем подобную ошибку могут допустить как самые неопытные водители в стрессе, так и наиболее уверенные в себе (в обычных условиях движения это нормальная практика).

Также штрафные балы могут принести не снятие с ручника, невключенные или невыключенные поворотники, неправильная работа с передачами, сцеплением и газом (нужно оперативно перейти на 2 передачу). Бывают что люди забывают пристегнуться.

Причин проблем на данном этапе 2 – стресс и незнакомый автомобиль. И я советую тщательно потренировать начало движения и остановку. Одного старта за занятие мало, уделите этим маневрам хотя бы полчаса времени (сделайте 5-10 раз подряд).

И хочу повторно обратить внимание на то что нужно уметь трогаться, используя не только сцепление, но и педаль газа (подробно данная тема раскрывается в отдельном разделе).

Навык трогаться только на сцепление может создать подвохи – не со всеми машинами это проходит, плюс вам могут помещать дорожные условия, например, выпавший снег или наклон дороги. Приведу цитату – как трогаться – из учебника Сергея Зеленина, это базовый учебник для множества автошкол, в поиске по запросу по «учебник по вождению» первая выдача:

Техническая часть.

1. Сцепление вниз.
2. Пуск двигателя.
3. Первая передача.

Информационная часть

4. Указатели поворота (налево).
5. Взгляд в зеркало.

Старт автомобиля.

6. Стояночный тормоз вниз.
7. «Газ».
8. Сцепление наверх.

Почитать еще:

Как трогаться на автомобиле, основные варианты, рекомендации инструктора по вождению:

Правильное начало движения с места на автомобиле

Перед тем, как начать движение на машине, необходимо тронуться с места. Кажется, что это проще всего? На самом деле, чтобы научиться правильно приступать к движению на автомобиле, нужно много времени и терпения.

Почему водителю вообще нужны многократные остановки? В отличие от движения по загородной автотрассе, городская дорога наполнена многочисленными знаками. К примеру, достаточно вспомнить количество светофоров, железнодорожных переездов, нерегулируемых переходов и т.д. Многие дорожные ситуации требуют от водителя остановки, а так как нередко за вами может стоять еще несколько автомобилей, появляется необходимость быстро тронуться с места и возобновить езду, чтобы не препятствовать движению остальных машин. Вот почему многие новички, только недавно закончившие автошколу, начинают теряться на городской дороге.

Все дело в привычке и отработанных до автоматизма движениях. Но нельзя забывать и про теоретические знания. Поговорим о том, как работает коробка скоростей. Эти теоретические советы помогут вам освоить умение правильного и плавного старта при использовании разных типов трансмиссии. Начать практиковаться лучше в безопасном месте с малым автомобильным потоком. После того, как движения дойдут до автоматизма, можно со спокойной душой выбираться на оживленную городскую дорогу. Так что же происходит в коробке передач?

Понимание принципа работы механизмов автомобиля может помочь во время обучения. Рассмотрим работу КПП. Для переключения передачи в механической коробке необходимо выжать соответствующую педаль. Если используется автоматическая коробка, то переключение скоростей осуществляется автоматически. Что же касается механики, то тут водителю нужно пользоваться рычагом переключения в момент задействования ножной педали сцепления.

Что же происходит в момент, когда вы хотите переключить передачи? С помощью специальных механизмов, основой которых являются зубчатые колеса, изменяется передаточное количество оборотов, приходящихся от двигателя на колеса.

Начинаем движение на механической коробке передач

Выжмите педаль сцепления и заведите ключ зажигания. После того, как двигатель завелся, нужно придать ему оборотов, нажав на педаль газа. Если машина изначально была на какой-либо передаче, а сцепление не было должным образом выжато, транспорт рывком преодолеет некоторое короткое расстояние и остановится. Поставьте ручку переключателя на первую скорость, продолжая удерживать сцепление. Педаль газа отпускаем. Если температура воздуха предполагает прогрев, то газ нужно подержать немного дольше.

Отпуская сцепление, размеренно надавите на педаль. Таким образом, произойдет плавный и правильный старт, который убережет вас от внезапных рывков и остановки двигателя. Помните, что к каждому автомобилю нужен индивидуальный подход, особенно это касается старта. Поэтому даже опытному водителю, если он садиться за руль новой машины, необходимо какое-то время, чтобы приспособиться к управлению.

Стартуем на автоматике

Тронуться на «автоматике» значительно легче, чем на машине, которая оснащена «механикой». Хотя нельзя не отметить некоторых специфических особенностей. В машинах с автоматикой отсутствует педаль, отвечающая за сцепление. Изменяется функционал и рычага коробки скоростей, который тут переключает режимы работы автомобиля. Тут имеется парковочный режим (P), езда задним ходом (R), нейтральный режим (N) и режим езды (D). Начало движения транспортного средства происходит в момент, когда выбран режим D.

Разберем более детально алгоритм старта:

  • вставьте ключ зажигания;
  • зажмите тормоз;
  • переставьте рычаг передачи из точки P в позицию D;
  • перестаньте нажимать на тормоза;
  • нажимайте на педаль газа.

«Автоматика» может срабатывать по-разному. Скорость его реагирования может быть различной даже у одной марки автомобилей, поэтому обязательно обкатайте автомобиль на безопасных участках дороги перед тем, как выехать на оживленную городскую дорогу.

Как тронуться со склона

Трогаться с места, когда машина стоит на склоне — сложная задача. Тем более в тот момент, когда сзади стоит еще один участник движения, что создает дополнительное эмоциональное давление. Чтобы избавить себя от лишних волнений, нужно как следует попрактиковаться в соответствующем упражнении:

  1. Нажмите сцепления и переключите рычаг в состояние нижней передачи скорости.
  2. Перед тем, как начать движение, совершайте все те же манипуляции, как и во время нормального движения, единственно прибавьте ко всему этому опущенный рычажок ручника (кнопку на рычаге не отжимать). Как только вы почувствуете, что автомобиль стремится двигаться, можете отпустить кнопку рычага ручного тормоза.
  3. Обороты, сообщенные двигателю педалью газа, должны быть на порядок выше, чем при обычном старте, но недостаточно высокими, чтобы не заглушить механизм.

Научиться грамотному вождению автомобиля без стрессов и серьезных финансовых затрат можно в нашей автошколе «Вираж». Персональный инструктор уделит максимум внимания вашим проблемным упражнениям.

Правильное движение на автомобиле

Научиться управлять автомобилем не так сложно, как может показаться поначалу. Профессиональный уровень водительского состава очень различен. Как в любом другом деле, в вождении можно быть мастером,а можно быть просто водителем. Но обязательное условие для всех, кто решил передвигаться на автомобиле, – это научиться надежной, безопасной езде. Надо всегда помнить, что автомобиль является источником повыH6нной опасности,поэтому и относиться к обучению необходимо со всей серьезностью.
Главная цель данного самоучителя – помочь будущим водителям в приобретении навыков управления автомобилем. Эти навыки самостоятельно можно отработать на любой безопасной для себя и окружающих площадке. Что же касается учебной езды на автомобиле по дорогам, то здесь вам потребуется помощник, имеющий стаж вождения не менее трех лет. В самоучителе даны рекомендации по вождению автомобиля в различных условиях. Его задача в том, чтобы роль ваH6го добровольного помощника-водителя свести к минимуму, т. е. только к подстраховке ваших действий на дороге.
Времени для занятий рекомендуется отводить столько, чтобы это было вам не в тягость, а в удовольствие, но не более двух часов за один раз. В противном случае будете уставать.
Последнее пожелание адресуем не очень решительным людям. ПоменьH6 слушайте скептиков, которые могут подвергнуть сомнению ваши способности к вождению автомобиля, отбить охоту к обучению и уничтожить у вас веру в себя. Приведем характерный пример. Предположим, кто-то из знакомых водителей предложил вам попробовать поучиться вождению на его автомобиле. После объяснений, как и что надо делать, вы делаете «все не так». В результате выслушиваете категоричное заключение: «Водить автомобиль Вам не дано, не стоит и начинать». Не надо придавать этому значения. Ведь известно, что можно быть хорошим водителем, но не каждый водитель способен научить вождению другого человека. Старая поговорка верна: «Нет плохих учеников – есть плохие учителя».

Раздел I. НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ


1. Краткое представление об автомобиле, на котором вы собираетесь поехать

Рис. 1. Простейшая кинематическая схема автомобиля классической компоновки

1 – двигатель
2 – сцепление
3 – КПП
4 – карданная передача
5 – главная передача
6 – дифференциал
7 – полуось

ДВИГАТЕЛЬ (рис. 2) приводит автомобиль в движение

Рис. 2. Двигатель

1 – блок цилиндров
2 – порH6нь
3 – шатун
4 – коленчатый вал
5 – маховик
6 – впускной и выпускной клапаны

СЦЕПЛЕНИЕ (рис. 3) обеспечивает передачу крутящего момента посредством силы трения от двигателя на ведущие колеса, служит для кратковременного разъединения двигателя от ведущих колес и плавного их соединения.

Рис. 3. Сцепление

1 – маховик двигателя
2 – ведомый фрикционный диск
3 – ведущий нажимной диск
4 – тарельчатая пружина
5 – выжимной подшипник
6 – рабочий цилиндр
7 – гидравлическая магистраль
8 – главный цилиндр
9 – педаль сцепления

КПП (коробка переключения передач) служит для преобразования крутящего момента по величине (I, II, III, IV передачи), изменения направления движения (передача заднего хода) и длительного разъединения двигателя от ведущих колес (нейтральная передача).
На схеме, приведенной на рис. 4, показан принцип преобразования крутящего момента на одной из передач.

1 – ведущий (первичный) вал
2 – промежуточный вал
3 – ведомый (вторичный) вал
4, 5, 6, 7 – H6стерни постоянного зацепления
8 – ступица синхронизатора
9 – зубчатая (соединительная) муфта
10 – рычаг переключения КПП

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА (рис. 5) служит для передачи крутящего момента под изменяющимся углом.

Рис. 5. Карданная передача

1 – карданный шарнир
2 – карданный вал

ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА (рис. 6) служит для передачи крутящего момента под прямым углом и его увеличения.

Рис. 6. Главная передача

1 – ведущая H6стерня
2 – ведомая H6стерня

ДИФФЕРЕНЦИАЛ (рис. 7) служит для возможности вращения ведущих колес с разными угловыми скоростями (на поворотах).

Рис. 7. Дифференциал

1 – полуосевая H6стерня
2 – сателлит
3 – полуось

2. Подготовка рабочего места водителя

Любой автомобиль в обязательном порядке оборудован регулировочным устройством сиденья водителя (продольное перемещение сиденья и наклон спинки) и зеркалами заднего вида (салонным и боковым).
Итак, садимся в автомобиль и регулируем сиденье водителя «под себя». При регулировке надо исходить из следующего: ноги должны свободно доставать до педалей, причем изгиб ног в коленях должен быть небольшим при любом положении педалей (рис. 8). Это легко почувствовать левой ногой, управляющей педалью сцепления. Для этого надо положить ступню ноги на педаль, не нажимая на нее. Если у вас миниатюрная нога и пятка не достает до пола, не страшно – нога будет работать на весу.

Рис. 8
В этом положении нога не должна испытывать неудобства. Затем педаль сцепления выжимается полностью (до упора), при этом нога не должна тянуться. Незначительный изгиб в колене сохраняется. Этого мы добиваемся продольным перемещением сиденья.

Рис.9
Наклон спинки сиденья регулируем таким образом, чтобы руки на рулевом колесе лежали удобно. Правильное положение рук на ободе колеса показано на рис. 9.

Рис. 10
Руки также должны быть слегка согнуты в локтях (рис.10).
Следующее, на что надо обратить внимание – это обзор сзади. Зеркала заднего вида регулируются так, чтобы в салонном зеркале максимально просматривалось заднее стекло автомобиля, а в боковом – борт автомобиля по касательной.

3. Знакомство с органами управления автомобиля

Основные органы управления:
* руль
* педаль сцепления
* педаль тормоза
* педаль акселератора
* рычаг управления КПП (переключения передач)
* рычаг стояночного тормоза («ручник»).

К органам управления также относятся:
* указатель поворотов
* включатель габаритных огней
* переключатель света фар
* включатель стеклоочистителей
* включатель зажигания (замок).

Теперь познакомимся с каждым органом управления в отдельности.
РУЛЬ. Мы уже знаем, как правильно держать рулевое колесо. В указанном на рис. 9 положении руки имеют наибольшую свободу управления, готовы к любому быстрому маневру и не устают, так как своим весом лежат на рулевом колесе. Руль надо держать двумя руками, избегать управления одной рукой. Отрывать руку от руля следует только при необходимости, например, при перехвате руля на повороте, при переключении передач, при включении стеклоочистителей на ходу и т. д. Пижонство в управлении одной рукой может привести к неприятности: при наезде колесом автомобиля на препятствие или при проколе колеса руль одной рукой можно не удержать.
ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ. Управляется левой ногой. При отпущенной педали диски в сцеплении замкнуты, при работающем двигателе и включенной передаче через сцепление передается крутящий момент от двигателя на ведущие колеса. При выжатой педали диски разомкнуты и связи двигателя с ведущими колесами нет. В этот момент мы можем беспрепятственно включить нужную передачу.

Рис. 11
Работает педаль сцепления следующим образом. Выжим педали производится полностью (до упора) и достаточно быстро. Отпускание педали сцепления производится плавно, как бы в два этапа (рис. 11).
Первый этап — при отпускании педали от положения I в положение II выбираются зазоры между дисками в сцеплении. Это движение производится достаточно быстро. Расстояние а составляет примерно 1/3-1/2 от полного хода педали и зависит от правильности регулировки сцепления.
Второй этап — при отпускании педали от положения II в положение III диски сцепления прижимаются друг к другу. Происходит передача крутящего момента. Это движение делается плавно с небольшой задержкой.
ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА. Управляется правой ногой. В отличие от педали сцепления педаль тормоза не может быть выжата до упора в пол. Упор педали мы почувствуем в промежуточном положении, когда тормозные колодки упрутся в тормозные барабаны или диски. Усилием нажатия на тормозную педаль определяется эффективность торможения. Чем меньH6 скорость движения автомобиля, тем меньH6е усилие необходимо прикладывать к тормозной педали. В противном случае будет неприятный «кивок» автомобиля.
ПЕДАЛЬ АКСЕЛЕРАТОРА. Управляется так же, как и педаль тормоза – правой ногой. Правая нога вполне справляется с двумя педалями. Нам нужно или движение (акселератор), или замедление (тормоз). Педаль акселератора работает в очень небольшом диапазоне. Режим работы плавный. Работающий двигатель при нажатии на педаль отреагирует увеличением оборотов.
РЫЧАГ УПРАВЛЕНИЯ КПП. Управляется правой рукой. Рычаг устанавливается водителем в положение, соответствующее конкретной передаче. В нейтральном положении (передача не включена) рычаг имеет достаточно ощутимую свободу перемещения в поперечном направлении. При поперечном перемещении рычага мы выбираем, какую из передач включать. Включение передачи производится продольным перемещением рычага вперед или назад.

Рис. 12
Для 4-ступенчатой КПП возможна схема, показанная на рис. 12. Для ваH6го же автомобиля схема переключения передач указана в инструкции по эксплуатации автомобиля.
РЫЧАГ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА. Управляется правой рукой. При движении автомобиля рычаг должен быть полностью опущен вниз, что соответствует расторможенному состоянию задних колес. Стояночный тормоз снабжен храповым устройством, удерживающим рычаг в заторможенном положении (затянутом вверх). При затягивании рычага прослушиваются характерные щелчки срабатывания храпового устройства (их должно быть 3-4). Для отпускания (расторможения) рычага предусмотрена кнопка на его переднем конце. Чтобы кнопка легче поддалась нажатию, рычаг следует потянуть вверх, после чего нажать кнопку и опустить рычаг вниз.

4. Отработка элементов управления с неработающим двигателем

Ознакомившись с органами управления автомобиля, приступим к упражнениям по отработке элементов управления. Итак,
* сидим удобно и свободно
* обзор из автомобиля хороший и спереди, и сзади
* руки удобно и правильно лежат на рулевом колесе
* ноги свободно достают до педалей.
Тренируем левую ногу. Выжимаем педаль сцепления быстро и до упора в пол. Достаточно быстро отпускаем ее на 1/3 хода и затем плавно и медленно до полного освобождения.
Сделаем это упражнение несколько раз: пусть нога привыкнет к упругости педали.
Тренируем правую ногу. Пока двигатель не работает, нажимать на педаль акселератора мы не будем. Правая нога находится над педалью акселератора, слегка ее касаясь. Переносим ногу на педаль тормоза и нажимаем на нее. Для координации правой ноги это упражнение проделаем несколько раз с различным усилием нажатия на тормозную педаль.
Тренируемся включать передачи. Выжимаем педаль сцепления. Правая нога при этом должна быть над педалью акселератора, не нажимая на нее. Спокойно и четко переводим рычаг в положение I передачи. Далее при выжатой педали сцепления проделаем переключения передач последовательно по восходящей и в любом порядке.
Помните: механизм любит четкость и плавность.
Рекомендация. Для простоты включения второй передачи с первой не обязательно переводить рычаг в нейтральное положение. Достаточно слегка прижимая к себе (влево по ходу),перевести его до конца назад.
Выполняя указанные упражнения, вы неизбежно смотрели на органы управления автомобиля. Теперь проделайте то же самое, не глядя на органы управления, привыкните к ним. Это поможет вам впоследствии.

5. Запуск двигателя

Убедившись, что автомобиль на стояночном тормозе, выжимаем педаль сцепления и устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение (или убеждаемся, что он находится в таком положении). Дело в том, что включенная передача при неработающем двигателе иногда используется для удержания автомобиля на месте (вместо «ручника»). В этом случае, если мы, не выключив передачу и не выжав сцепление, попробуем запустить двигатель, произойдет следующее: при включении стартера, а именно им мы запускаем двигатель, автомобиль сделает рывок вперед. Это чревато неприятностями. Убедившись, что рычаг КПП стоит в нейтральном положении, поворачиваем ключ зажигания (рис. 13) по часовой стрелке до срабатывания стартера. Как только двигатель запустится, ключ зажигания надо сразу отпустить.

Рис. 13
Положения ключа:
I – зажигание выключено, можно включить габариты и фары
О – все отключено
II – зажигание включено
III – стартерное положение (подпружиненное)

Рекомендация. Если вы не уверены, что передача нейтральная, выжмите сцепление и в таком положении запустите двигатель. Когда двигатель будет запущен, не бросайте педаль сцепления, а медленно попробуйте ее отпустить. В случае, если автомобиль дернется, немедленно выжмите педаль сцепления и выключите передачу. А для того чтобы избежать любых случайностей, перед запуском двигателя проверьте, затянут ли «ручник». Эта мера предосторожности исключит перемещение автомобиля в том случае, если передача оказалась включенной. Двигатель тогда просто заглохнет.
Следует знать, что для надежного пуска холодного двигателя требуется обогащенная горючая смесь. В случае инжекторного двигателя или карбюраторного с автоматическим управлением воздушной заслонкой состав смеси при запуске регулируется автоматически. В автомобиле с обычным карбюратором для запуска холодного двигателя предусмотрен ручной привод воздушной заслонки, которую для обеспечения обогащенного состава смеси в момент пуска необходимо прикрыть. Это достигается выдвижением ручки управления. Вытянув ручку управления воздушной заслонкой, запускаем холодный двигатель, как было рассмотрено выH6. После нескольких секунд работы обороты двигателя по мере его разогрева начнут возрастать. При этом полезно производить коррекцию оборотов (на слух) положением ручки управления, т.е., слегка утапливая ручку, добиваться устойчивых, но небольших оборотов (примерно 1500 об/мин).
При запуске прогретого двигателя воздушная заслонка должна быть полностью открыта (ручка утоплена) во избежание переобогащения смеси и «забрасывания» свечей зажигания.

6. Трогание автомобиля с места, движение по прямой, торможение и остановка

До этого момента мы занимались самообучением в своем автомобиле на месте его стоянки. Трогание автомобиля с места требует соблюдения определенных условий безопасности. Для приобретения первоначальных навыков управления автомобилем надо выбрать любую площадку, свободную от людей, машин и пр. Если эта площадка имеет размер хотя бы 30х30м, этого для начала будет вполне достаточно. Разумеется, перегон автомобиля на данную площадку должен быть осуществлен водителем.
Перед тем как пытаться трогать автомобиль с места, надо четко себе представлять, как его остановить. Для остановки автомобиля делается следующее: левая нога быстрым движением выжимает педаль сцепления, правая нога воздействует на тормозную педаль (степень нажатия определяется необходимостью). Выжатое сцепление при этом исключает дальнейH6е принудительное перемещение автомобиля двигателем. Тормозная педаль, естественно, прекратит движение автомобиля.
Психологически очень важно убедить себя в том, что вы знаете, как отреагировать на выH6дший из-под контроля процесс. Если что-либо непонятно, что-то не так – педаль сцепления «в пол», тормозная педаль нажата. После этого надо выключить передачу.
Итак, ваш автомобиль стоит на площадке. Причем таким образом, что перед ним много свободного места. Убедившись, что автомобиль стоит на нейтральной передаче с затянутым «ручником», запускаем двигатель.

Упражнение 1. Отработка момента срабатывания сцепления

Упражнение 2. Трогание автомобиля с места

7. Движение по кривой траектории, маневрирование

Упражнение 1. Движение по кругу произвольного радиуса

Рис.14
2. Необходимо учитывать некоторую инертность рулевого управления автомобиля (в отличие от мотоцикла, велосипеда), так как в рулевом механизме имеется свободный ход (люфт) в пределах 10°, предусмотренных конструкцией. Во время руления этот люфт выбирается достаточно быстро.
3. При движении по кривой не надо стремиться все время довернуть руль в сторону поворота. Нужная траектория обеспечивается определенным положением управляемых колес.
При выполнении упражнения полезно делать промежуточные остановки. Проехав несколько кругов (5-6), поменяйте направление движения и выполните то же самое упражнение по часовой стрелке.

Упражнение 2. Приобретение навыков руления при движении по «восьмерке» (рис. 15).

Рис.15
В данном упражнении надо обратить внимание на правильность руления. Повороты руля выполняются свободно с перехватом, примерно так, как показано на рис. 16а и 16б.

Рис.16а. Поворот вправо

Рис.16б. Поворот влево
В процессе выполнения рассматриваемого упражнения делайте промежуточные остановки.
Для успешного выполнения последующих упражнений по маневрированию очень важно уметь перемещать автомобиль на любое самое малое расстояние. Это достигается грамотной работой сцеплением.
При отпускании педали сцепления проходит некоторое время, за которое автомобиль проезжает определенное расстояние. Другими словами, если при трогании автомобиля попробовать, отпустив педаль сцепления, сразу ее выжать и нажать на тормоз, то можно убедиться, что автомобиль за это время прокатится на несколько метров. Но бывает необходимо продвинуть автомобиль совсем немного, буквально на сантиметры. Как это сделать? Для этого достаточно автомобиль сдвинуть на полувыжатом сцеплении, после чего педаль сцепления сразу выжать.

Рис.17
I – полностью выжатая педаль
II – положение срабатывания сцепления
III – полностью отпущенная педаль
IV – положение педали (условное), при котором начнется движение автомобиля
Как мы уже знаем, положение II (рис. 17) определяет момент начала срабатывания сцепления. От положения II автомобиль будет начинать двигаться. Поэтому, чем меньH6 мы отпустим педаль от положения II с последующим выжимом, тем меньH6е расстояние пройдет автомобиль. Это и будет целью наH6го очередного упражнения -сдвинуть автомобиль на минимальное расстояние.

Упражнение 3. Передвижение автомобиля на минимальное расстояние.

Упражнение 4. Маневрирование с применением заднего хода.

Рис.18б
На рис. 18а показано движение автомобиля задним ходом с правым поворотом управляемых колес. В этом случае водитель должен развернуться немного вправо, чтобы была видна зона стекла задней правой двери и заднего стекла автомобиля. Поворачивать руль можно как одной, левой рукой, так и двумя руками. Это зависит от крутизны поворота и от скорости передвижения.
На рис. 18б изображено движение автомобиля задним ходом с левым поворотом управляемых колес. В данном случае водитель должен выбрать для себя удобную позицию: или развернуться, как в предыдущем случае, но значительно больH6, чтобы просматривалась зона заднего стекла и частично стекла задней левой двери автомобиля; или, что, наверное, более удобно при крутом повороте, развернуться в левую сторону и смотреть через боковое стекло левой задней двери. Попробуйте оба варианта. БольH6 того, положение во время маневрирования задним ходом водитель может менять. Если вы почувствовали, что при движении испытываете неудобство, поменяйте положение, но предварительно остановите автомобиль. Главное, чтобы просматривалась та зона, в которую направляется автомобиль.

8. Вождение с переключением передач

Для движения автомобиля в различных дорожных условиях и с различными скоростями необходимо, чтобы на ведущих колесах крутящий момент был переменным. Это обеспечивает коробка перемены передач (КПП).
Для каждой передачи есть свой диапазон скоростей движения, имеющий нижний и верхний пределы и задаваемый оборотами двигателя.
Примерный диапазон скоростей на каждой передаче для 4-ступенчатой КПП выглядит, как указано в табл. 1.
I – 0 – 40
II – 10 – 60
III – 30 – 90
IV – 50 – макс
Водитель при движении выбирает удобный для себя скоростной режим, а передачу использует согласно выбранной скорости. Для разгона автомобиля до нужной скорости необходимо последовательно разгонять автомобиль на каждой передаче по восходящей (I, II, III, IV передачи). Например, выбранный скоростной режим на IV передаче – 60 км/час. Конечная скорость не максимальная для автомобиля, следовательно, и разгон на каждой передаче должен быть не максимальный:
* трогание автомобиля с места на I передаче и разгон до 20 км/час;
* переключение на II передачу и разгон до 40 км/час;
* переключение на III передачу и разгон до 60 км/час;
* переключение на IV передачу и поддержание выбранной скорости – 60 км/час.
В этом случае двигатель будет работать на каждой передаче примерно в одинаковом диапазоне оборотов: от оборотов холостого хода (700-800 об/мин) до средних (2000-2500 об/мин).

Упражнение 1. Движение с переключением на II передачу.

Упражнение 2. При снижении скорости переход на низшую передачу.

9. Заезд в гараж

Для проведения дальнейших занятий потребуются габаритные вешки – деревянные, пластмассовые, лыжные палки и т.п. Главное, чтобы они были размером около одного метра или чуть больH6; чтобы при случайном наезде на них не был причинен ущерб ваH6му автомобилю; чтобы подпятники, на которых они будут установлены, не повредили колеса автомобиля. Их достаточно 7-8 шт.
Ставим автомобиль на площадке и расставляем вокруг него вешки, как показано на рис. 19.

Рис. 19
Задача – выехать из гаража и заехать в него задним ходом. Причем выполнить это упражнение надо с разных сторон.
При выезде из гаража необходимо учитывать, что при повороте траектории передних и задних колес различны. Заднее колесо идет по внутреннему радиусу. Поэтому, выезжая из гаража, не торопитесь сразу повернуть, иначе передняя вешка (рис. 20) будет сбита (а если это реальный гараж, то пострадает борт автомобиля). Чтобы такого не произошло, выкатите автомобиль по прямой примерно наполовину, после чего поворачивайте в выбранную сторону, контролируя внутренний борт автомобиля.

Упражнение 1. Выезд из гаража с поворотом вправо и обратный заезд задним ходом.

Рис. 21а
На 2-м этапе все внимание устремлено на средний створ веH6к, который автомобиль должен пройти по центру. Наблюдая за движением автомобиля по крутой дуге внутрь гаража, дожидаемся, когда задняя часть автомобиля будет сориентирована по центру среднего створа (рис. 21б).

Рис. 21б
На 3-м этапе, ориентируясь на задний створ (или на центральную вешку), выравниваем автомобиль, чтобы внутри гаража он двигался строго по прямой.
Следует учесть, что исправление возможной ошибки внутри гаража рулением пользы не принесет, только может ухудшить положение.
В конечной фазе внутри гаража автомобиль не должен идти по дуге. Корректировка задней части автомобиля даже на незначительное расстояние повлечет за собой существенное смещение в сторону передней (управляемой) части автомобиля (рис. 22).

Упражнение 2. Выезд из гаража с поворотом влево и обратный заезд задним ходом.

10. Разворот в замкнутом пространстве

Для проведения занятия на площадке сделаем коридор из веH6к, как показано на рис. 23.

Упражнение 1. Разворот в левую сторону с применением заднего хода.

11. Парковка автомобиля

Парковка автомобиля может осуществляться тремя способами (рис. 24):

Рис.24а, параллельно проезжей части;

Рис.24б, перпендикулярно проезжей части;

Рис.24в, под углом к проезжей части.
Парковка перпендикулярно проезжей части аналогична заезду в гараж. Парковка под углом к проезжей части не представляет сложности, если вы справляетесь с перпендикулярной парковкой.
Остановимся на парковке автомобиля параллельно проезжей части. Если между стоящими у тротуара автомобилями место для ваH6го автомобиля ограничено, но достаточно, то целесообразно заезжать в этот промежуток задним ходом. Дело в том, что с помощью передних управляемых колес «нос» автомобиля легко заносится.

Упражнение 1. Параллельная парковка.

Рис. 25
Для примера воспользуемся графическим изображением поэтапного расположения автомобиля во время заезда (см. рис. 26).

Рис.26
В положении 1 управляемые колеса должны быть повернуты вправо. В положении 2 расстояние от борта автомобиля до ближайH6й вешки должно быть

0,5 м. Из положения 2 в положение 3 автомобиль должен двигаться по прямой. В положении 3 управляемые колеса должны быть вывернуты влево. Расстояние от заднего правого угла автомобиля до линии веH6к

0,5 м. При движении из положения 3 в положение 4 важно контролировать правое крыло автомобиля. Положение 4 показывает результат, которого вы должны достигнуть после проделанных тренировок. От положения 4 возможна коррекция со смещением автомобиля вперед.

12. Заезд на эстакаду. Трогание автомобиля, стоящего на подъеме

Для успешного заезда на эстакаду надо:
* правильно скоординировать автомобиль;
* сохранить прямолинейность при заезде на эстакаду;
* уметь остановить автомобиль в любом положении на эстакаде, не допуская его скатывания.
Тренировку по координации автомобиля следует начать без заезда на эстакаду.

Упражнение 1. Заезд на эстакаду.

Рис.27
Учтем, что при непосредственной близости к эстакаде автомобиль должен двигаться строго по прямой. То есть маневрирование должно быть выполнено заранее. В противном случае, направив правильно на эстакаду передние колеса, но продолжая двигаться по дуге, вы не попадете в колеи эстакады задними колесами.
Проделайте несколько раз данное упражнение. Теперь попробуйте сделать то же самое со смещением автомобиля относительно положенных веH6к в другую сторону.

Упражнение 2. Остановка автомобиля на эстакаде.

Упражнение 3. Трогание автомобиля на подъеме.

Раздел II. ВОЖДЕНИЕ ПО ДОРОГАМ

Приобретя достаточные навыки в управлении автомобилем, вы выполнили лишь одно из требований 21-го раздела Правил дорожного движения.
Для того чтобы выехать на дорогу с целью продолжить обучение, вам необходимо выполнить следующие требования.
1. Знать и строго выполнять Правила дорожного движения.
2. Автомобиль должен иметь спереди и сзади опознавательные знаки учебной езды и быть оборудован зеркалом заднего вида для обучающего:

3. С вами должен быть обучающий вождению со стажем не менее трех лет.
При обучении на дороге вы должны быть пристегнуты ремнями безопасности.
Кроме общего запрещения учебной езды
на автомагистралях, обозначенных нижеуказанным знаком, в городах существуют дороги, на которых также запрещена учебная езда.

1. Начало движения и остановка у бордюрного камня (у тротуара)

Перед началом движения вы должны:
* убедиться в том, что не создадите помех другим участникам движения;
* включить указатель поворота.
Напомним, что предупредительный сигнал (указатель поворотов) не дает преимущества водителю в движении.
Если автомобиль стоит у тротуара и перед ним дорога свободна, начинать движение удобно под очень острым углом без соверH6ния резких маневров. В этом случае для движущегося транспортного средства вы не будете создавать неудобств. Стоит ли ваш автомобиль у тротуара или движется с небольшой скоростью в непосредственной близости от него – для водителя другого транспортного средства практически одно и то же (рис. 28).

Рис. 28
Если перед вашим автомобилем находится препятствие (например, другой автомобиль), то маневр начала движения требует большой осторожности. Преимущество имеют транспортные средства, движущиеся по дороге. В этом случае вам потребуются приобретенные навыки работы сцеплением, чтобы выезд был медленным и контролируемым. Такой выезд подразумевает в случае изменения ситуации приостановку в любом положении (рис. 29, поз.2).

Рис.29
Для того чтобы безопасно осуществить остановку у тротуара, надо:
* заранее четко знать, где мы можем это сделать;
* заблаговременно подать предупредительный сигнал (правый сигнал поворота);
* плавно снизить скорость и, по возможности, под острым углом приблизиться к бордюру.
Очень важно, чтобы приближение к бордюрному камню было после снижения скорости. Подъезд к тротуару на большой скорости может привести к ошибке и неприятным последствиям. При соприкосновении колеса с бордюрным камнем можно повредить колесо или, что еще хуже, потерять контроль над управлением автомобилем из-за возросH6го сопротивления на правом колесе.
Где остановка запрещается, указано в 12-м разделе ПДД

2. Движение в ряду с соблюдением дистанции

Скорость движения и дистанцию следует выбирать такими, чтобы исключить наезд на впереди идущее транспортное средство, даже в случае его резкого торможения.
При выборе дистанции надо учитывать следующие факторы:
* скорость движения (чем выH6 скорость, тем больH6 дистанция);
* видимость (освещенность, туман и т.д.);
* состояние покрытия дороги;
* состояние ваH6го транспортного средства;
* собственное состояние (утомленность, снижение реакции и т. д.).
Движение в своем ряду на дороге является наиболее простым и безопасным. В этом случае от вас требуются соблюдение дистанции и грамотное пользование передачами при изменении скоростных режимов движения.

3. Движение с перестроением из ряда в ряд

Данный маневр требует от водителя повыH6нного внимания. При этом должны быть выполнены два условия. Надо:
* Уступить дорогу транспортному средству, движущемуся в своем ряду.
* Подать предупредительный сигнал.
Рассмотрим несколько примеров перестроения.
1. Скорость позади идущего в соседнем ряду автомобиля больH6 ваH6й (рис. 30).

Рис. 30
Перестроение в данный момент невозможно. Если перестроение вызвано предстоящим поворотом и этот поворот уже близок, надо снизить скорость заблаговременно и дождаться удобного случая для безопасного перестроения. Главное (особенно на первых порах, пока нет опыта) не торопиться, не поддаваться на нетерпеливые проявления других водителей (гудки, свет фар) и не делать необдуманных действий. Помните! Каждое действие, связанное с изменением режима движения, должно быть контролируемым.
2. Скорость позади идущего автомобиля примерно равна ваH6й, и до него достаточная дистанция (рис. 31).

Рис. 31
Перестроение возможно. В этом случае для больH6й безопасности перестроения скорость движения немного можно увеличить (если позволяет ситуация).
3. Скорость ваH6го автомобиля выH6 скорости автомобиля, движущегося в соседнем ряду (рис. 32).

Рис. 32
В данном случае перестроение возможно после того, как автомобиль в соседнем ряду будет виден через заднее стекло в зеркало заднего вида.
При необходимости перестроения на многополосной дороге с преодолением нескольких рядов не следует «резать» дорогу по диагонали. В таком случае возможна ошибка в оценке скорости и дистанции сразу нескольких транспортных средств, движущихся в соседних рядах.
Этот маневр безопаснее выполнять поэтапно из ряда в ряд, т. е. после перестроения в соседний ряд оценивать ситуацию в следующем и т.д. (рис. 33).

4. Проезд нерегулируемых перекрестков

Нерегулируемые перекрестки делятся на равнозначные и неравнозначные, т.е. с главной и второстепенной дорогами.
Проезд нерегулируемого перекрестка является одним из самых сложных элементов на дороге.
Подъезжая к перекрестку, водитель должен четко знать:
* дальнейH6е направление своего движения;
* кто имеет преимущественное право в движении на данном перекрестке.
Направление движения на перекрестке требует соответствующего расположения ваH6го автомобиля перед ним. Например, при движении в прямом направлении автомобиль может быть расположен в любом ряду. При движении на перекрестке направо или налево необходимо занять соответственно правый или левый ряд.
Если направления движения пересекаются, преимущественное право в движении на перекрестке имеют:
* транспортное средство с включенным проблесковым маячком;
* транспортное средство, находящееся на главной дороге;
* трамвай;
* транспортное средство, не имеющее помехи справа.
Приведем примеры.

Рис. 34
На рисунке 34 несмотря на то, что транспортное средство с проблесковым маячком находится на второстепенной дороге, оно имеет преимущество.

Рис. 35
На рисунке 35 преимущество в движении имеет транспортное средство, находящееся на главной дороге. Этому правилу подчиняется и трамвай.

Рис. 36
На рисунке 36 при равном праве на движение (равнозначный перекресток) преимущество имеет трамвай (несмотря на то, что у трамвая помеха справа).

Рис. 37
Как показывает рисунок 37, на равнозначных дорогах преимущество имеет тот, у которого нет помехи справа (в случае отсутствия трамвая и транспортного средства с проблесковым маячком).
Для того чтобы правильно оценить обстановку на перекрестке, необходимо время. Чем меньH6 скорость, с которой мы будем подъезжать к перекрестку, тем больH6 будет времени для оценки конкретной обстановки и принятия правильного реH6ния.
Практика подтверждает, что движение в 15-20-метровой зоне перед перекрестком со скоростью не более 10 км/час позволяет водителю спокойно разобраться в обстановке. Мы знаем, что для движения на такой малой скорости должна быть выбрана II передача. Если, заранее снизив скорость, за 15-20 м включить II передачу, то все свое внимание вы можете сосредоточить на главном:
* при отсутствии помехи продолжить движение в намеченном направлении;
* при наличии помехи, не позволяющей двигаться дальH6, остановиться перед перекрестком.
Рассмотрим действия водителя на примере конкретных перекрестков.

Перекресток со знаком STOP

При наличии знака, запрещающего проезд перекрестка без остановки, положение водителя во многом упрощается. Перед ним стоит конкретная задача – остановиться. Ее и надо выполнить, а потом уже решать другие задачи. Вопрос: где остановиться и как?

Рис. 38
Согласно ПДД при отсутствии линии «СТОП» остановиться надо перед пересекаемой проезжей частью. Необходимо учесть, что выезд за условную линию (рис. 38) без остановки недопустим. Если вы остановитесь задолго до этой линии, перекресток будет хуже просматриваться, что создаст неудобства при возобновлении движения.
При остановке, кроме того, следует учесть, как надо расположить автомобиль. Если дальнейH6е направление движения прямо или налево, автомобиль должен быть скоординирован строго перпендикулярно пересекаемой проезжей части (причем при повороте налево -в левом ряду); при повороте направо автомобиль должен быть остановлен на той траектории, по которой намечено движение.

Перекресток со знаком «Уступи дорогу»

Как и в предыдущем случае, мы находимся на второстепенной дороге. Отличие заключается в том, что этот знак не требует безусловной остановки. Поэтому появляется искуH6ние преодолеть его с ходу.
Для того чтобы проезд перекрестка был уверенным и безопасным, рекомендуется действовать следующим образом.

Рис. 39
1. За 15-20 м снизить скорость примерно до 10 км/час и включить II передачу (рис.39, поз.1).
2. Двигаясь на небольшой скорости, все внимание устремить сначала в левую сторону (если же из этого положения левая сторона перекрестка плохо просматривается, смотреть надо сначала в сторону лучH6й просматриваемости).
3. При обнаружении помехи с указанной стороны спокойно останавливаемся перед пересекаемой проезжей частью. При отсутствии помехи с данного направления, продолжая приближение к перекрестку, все внимание устремляем в противоположную сторону.
4. За 3-5 м до пересекаемой проезжей части (рис.39, поз.2) должно быть принято реH6ние о возможности продолжения движения.
Если вы не успели правильно оценить ситуацию на перекрестке, выезжать за пределы пересекаемой проезжей части недопустимо. Ничего не произойдет, если вы, вовремя не сориентировавшись, без необходимости остановились перед пересекаемой проезжей частью.

Равнозначный перекресток

Рис. 40
Самый сложный маневр на равнозначном перекрестке -это поворот налево. В этом случае помеха может быть с двух направлений – справа и навстречу. Для пропуска транспортного средства с правого направления ваш автомобиль должен находиться перед пересекаемой проезжей частью (рис. 40, поз.1). При повороте налево для пропуска встречного транспортного средства, движущегося прямо или направо, автомобиль следует остановить на перекрестке в таком положении, из которого начнется поворот (рис. 40, поз.2), т.е. на середине перекрестка. Управляемые колеса должны стоять прямо, чтобы избежать несанкционированного выезда на встречную полосу в момент ожидания.

5. Проезд регулируемых перекрестков

Перекресток является регулируемым, если порядок движения на нем определяется регулировщиком или светофором.

Рис. 41б
На рис. 41а, 41б показаны разреH6нные направления движения при двух основных положениях регулировщика.
Регулировщик, поднявший руку с жезлом вверх, требует от транспортных средств внимания. Действия водителей при этом должны быть такими же, как и при желтом сигнале светофора.
При регулировании движения светофором особое внимание следует уделить светофору с дополнительной секцией. Включенная дополнительная секция разрешает движение в указанном направлении. Но в этом случае, когда основная секция светофора при этом запрещает движение (красный или желтый), то, двигаясь в направлении, разреH6нном дополнительной секцией, необходимо пропустить транспортные средства с других направлений. Например, нам надо повернуть направо, как показано на рис. 42.

Рис. 42
Помним, что основная красная (или желтая) секция светофора показывает, что разреH6но движение с другого направления. Водитель, движущийся на зеленый сигнал светофора, может и не знать о том, что с ваH6го направления горит разрешающая стрелка. Ему известно одно: с ваH6го направления – красный свет. Если в светофоре имеются дополнительные секции, в направлении которых вам ехать не надо, не занимайте соответствующие секциям ряды. В противном случае вы можете создать помеху другим транспортным средствам и, согласно Правилам дорожного движения, будете обязаны освободить соответствующий ряд, выехав в указанном секцией направлении (рис. 43).

Рис. 43
Еще одна рекомендация. Никогда не торопитесь тронуть автомобиль при включении зеленого сигнала светофора. Попытка поскорее начать движение, чтобы никого не задержать, приведет к тому, что будет соверH6на ошибка и двигатель заглохнет. При спокойных действиях задержка на перекрестке не составит более 2-3 сек.

Обгон, т.е. опережение с выездом из занимаемой полосы, является одним из наиболее опасных действий на дороге. Он требует от водителя повыH6нного внимания, если совершается с выездом на встречную полосу.
Помимо общих требований, перечисленных в правилах дорожного движения, при соверH6нии обгона полезно знать ряд технических приемов, помогающих совершить обгон безопасно.
Если вами принято реH6ние обогнать впереди идущее транспортное средство, следует заранее несколько сместить свой автомобиль влево (примерно наполовину ширины автомобиля) с тем, чтобы зона встречной полосы хорошо просматривалась. При таком малом смещении вы не будете создавать помехи встречным транспортным средствам (рис. 44).

Рис. 44
Кроме того, надо сохранить достаточную дистанцию до обгоняемого, не подъезжать к нему слишком близко. Когда встречный автомобиль поравняется с вашим попутчиком, которого вы собираетесь обогнать, эту дистанцию можно использовать для увеличения скорости.
Чем больH6 разность скоростей между обгоняющим и обгоняемым, тем меньH6 времени необходимо для соверH6ния обгона и тем безопаснее будет обгон с выездом на встречную полосу.
На рисунке 45 графически показано грамотное соверH6ние обгона.
Скорости обгоняемого и обгоняющего на рис. 45а равны, дистанция сохраняется, так как встречная полоса занята. При этом обгоняющий слегка смещен влево для лучH6й обзорности встречной полосы.

Рис. 45а
На рисунке 45б встречный автомобиль поравнялся с обгоняемым. В этот момент обгоняющий увеличивает скорость, дистанция сокращается (если за встречным автомобилем полоса свободна).

Рис. 45б
На рисунке 45в встречная полоса освободилась. Разность скоростей обгоняющего и обгоняемого достаточна. Происходит безопасный обгон.

Рис. 45в
Перестраиваться в свой ряд после соверH6ния обгона следует не раньH6 чем будет виден в зеркало заднего вида тот, кого вы только что обогнали.
Необходимо учитывать, что для быстрого увеличения скорости не всегда бывает полезна высшая передача. Например, вы движетесь со скоростью 50 км/час на IV передаче. Впереди движется автомобиль с чуть меньH6й скоростью, предположим – 45 км/час. Для его обгона с разностью скоростей в 5 км/час потребуются очень много времени и большой участок пути. За это время обстановка на встречной полосе может измениться. Увеличить скорость до 60 км/час можно и на той же IV передаче, но увеличение будет медленным (передача слабая). Если же мы воспользуемся III передачей (она работает в диапазоне скоростей 30-90 км/час), то разгон будет интенсивнее, с затратой гораздо меньH6го времени на увеличение скорости.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.