Права женщины на развод в исламе

Может ли женщина дать развод мужу?

Вопрос: Есть ли у жены право дать развод мужу?

Ответ: Данный женой развод не имеет силы и не считается действительным. Жена может дать развод только в том случае, если муж даст ей такое право. Но для этого есть определённые условия. В этом сокрыта большая мудрость.

Подумайте сами, сколько бы раз давали жёны развод, если бы имели на это право? Очень много. И причина вовсе не в том, что они недостаточно умны, а в том, что женщин Всевышний создал намного эмоциональней мужчин. Когда мужчины руководствуются разумом, женщины следуют зову сердца. И поэтому, по причине обиды или эмоционального срыва, женщина, не подумав и не последовав голосу разума, могла бы развестись с мужем, а впоследствии, когда эмоции утихнут, сожалеть о содеянном. Именно поэтому Всевышний не дал женщинам права на развод.

Но сказанное никак не означает, что жена – узница в руках неадекватного мужа. Если муж не исполняет своих обязанностей, если с ним невозможно жить (каждая жена из-за обиды может подумать, что с мужем невыносимо жить, поэтому судить нужно не эмоциями, а разумом), то она имеет право потребовать у него развод, и в случае отказа с его стороны – поднять этот вопрос вплоть до имама («Шархуль махалли»).

Но перед тем как пойти на этот шаг, женщина должна хорошо подумать, действительно ли с мужем так невыносимо жить, или чувство обиды терзает её, и поэтому она хочет от него уйти. Ведь есть много женщин, которые желают создать семью и иметь мужа, каким бы он ни был.

Может ли жена развестись, если муж ей изменяет?

Вопрос: Имеет ли право женщина подать на развод, если подозревает своего мужа в измене?

Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:

Во-первых, дурное предположение о мусульманине – один из тяжких скрытых грехов. Всевышний Аллах говорит (смысл): «Оставьте явные грехи и скрытые» (сура «Аль-Ан’ам», аят 120).

وَذَرُواْ ظَاهِرَ الإِثْمِ وَبَاطِنَهُ

Совершение грехов – одна из причин заболевания сердца. Аллах говорит (смысл): «В тот день ни одному человеку не помогут его богатство или сыновья, а поможет только здоровое/чистое сердце от многобожия и лицемерия» (сура «Аш-Шуараъ», аяты 88, 89).

يَوْمَ لاَ يَنفَعُ مَالٌ وَلاَ بَنُون * إِلاَّ مَنْ أَتَى اللَّهَ بِقَلْبٍ سَلِيم

Человек, подозревающий других в дурном, порицаем намного больше, чем прелюбодей, пьяница или вор, поскольку его греховная привычка не отходит от него, в отличие от тех грешников, которые грешат органами. Они (грехи органами) сравнительно коротки и стираются искренним раскаянием, просьбой к Аллаху о прощении за них и совершением благих поступков.

Ибну Мурдавайх и ибн ан-Наджар в своем «Тарихе» приводит хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Кто подумает плохо о своём брате по вере – тот подумал плохо о своём Господе. Ведь Аллах говорит (смысл): «О те, которые уверовали, остерегайтесь домыслов, подозрений…» (сура «Аль-Худжурат», аят 12).

Ибну Куддама аль-Макдиси, да смилуется над ним Аллах, в «Мухтасару Минхаджиль-касыдин» пишет: «Нельзя тебе подозревать мусульманина в плохом, кроме как в случае когда тебе что-то стало известным и его поступок не поддаётся никакому объяснению. Если тебе о брате по вере поведал доверенный (адль) и твоё сердце склонилось поверить сказанному им, на тебе не будет греха, поскольку, если ты обвинишь его во лжи, будешь тем, кто подумал плохо о нём (рассказавшем). Тебе нельзя думать об одном хорошо, а о другом плохо, напротив, в этой ситуации тебе следует разузнать, есть ли между ними обоими вражда или зависть, так можно будет рассеять подозрение.

Во-первых, когда у тебя в голове появится плохая мысль о мусульманине, тебе следует проявить заботу о нём и сделать ему хорошее дуа, это разгневает шайтана и отдалит его от тебя. И он не сможет подбрасывать тебе дурное о твоём брате по вере из опасений, что ты позаботишься о нём и сделаешь для него хорошее дуа. А если ты уверенно знаешь о чьей-либо ошибке/грехе, сделай ему наставление наедине.

Знай же, что одним из плодов домыслов и подозрений является слежка. Сердце человека не довольствуется подозрением, оно желает узнать истину и начинает шпионить, а это запрещено в Исламе, поскольку приводит к разоблачению тайны личной жизни мусульманина.

Во-вторых, шпионство в основе своей является грехом, ибо Аллах в Коране сказал: « не следите за людьми, чтобы узнать об их ошибках» (сура «Аль-Худжурат», аят 12). В изречении Посланника Аллаха ﷺ сказано: «О люди, кто уверовал языком, но при этом иман не дошёл до их сердца, не наносите вреда мусульманам, не упрекайте их, не выискивайте их ошибки. Ибо Аллах будет выискивать ошибки того, кто будет выискивать ошибки своего брата по вере. А чьи ошибки станет выискивать Аллах – того Он опозорит, даже если его ошибки/грехи будут сокрыты внутри его дома». Хадис привёл имам ат-Тирмизи от Ибну Умара, да будет доволен ими обоими Аллах.

يَا مَعْشَرَ مَنْ أَسْلَمَ بِلِسَانِهِ وَلَمْ يُفْضِ الإِيمَانُ إِلَى قَلْبِهِ, لا تُؤْذُوا المُسْلِمِينَ, وَلا تُعَيِّرُوهُمْ, وَلا تَتَّبِعُوا عَوْرَاتِهِمْ, فَإِنَّهُ مَنْ تَتَبَّعَ عَوْرَةَ أَخِيهِ المُسْلِمِ تَتَبَّعَ اللهُ عَوْرَتَهُ, وَمَنْ تَتَبَّعَ اللهُ عَوْرَتَهُ يَفْضَحْهُ وَلَوْ فِي جَوْفِ رَحْلِهِ

В-третьих, обвинение в прелюбодеянии порядочного мужчины и порядочной женщины запрещено, это один из тяжких грехов. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Тех же, кто обвиняет порядочных женщин в прелюбодеянии, не имея четырёх свидетелей, видевших её прелюбодеяние, высеките 80 ударами палкой и не принимайте их свидетельство не в чём, поскольку они грешники, совершившие тяжкий грех» (сура «Ан-Нур», аят 4).

وَالَّذِينَ يَرْمُونَ الْمُحْصَنَاتِ ثُمَّ لَمْ يَأْتُوا بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاء فَاجْلِدُوهُمْ ثَمَانِينَ جَلْدَةً وَلاَ تَقْبَلُوا لَهُمْ شَهَادَةً أَبَدًا وَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُون

Обвинение благочестивой женщины в измене – один из семи смертных грехов, как об этом сообщается в одном из изречений Посланника Аллаха ﷺ , переданном в хадисе: «“Опасайтесь совершить один из семи смертных грехов”, – сказал сподвижникам Посланник Аллаха . Тогда сподвижники спросили: “О Посланник Аллаха, какие же это грехи?”. Пророк ответил: “Придание Всевышнему сотоварища, колдовство, убийство невинного человека, поедание средств, полученных путём ростовщичества, поедание имущества сироты, дезертирство во время сражения и обвинение благочестивых, порядочных, верующих женщин”». Этот хадис привели имамы аль-Бухари и Муслим.

اجْتَنِبُوا السَّبْعَ المُوبِقَاتِ, قَالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ وَمَا هُنَّ؟ قَالَ: الشِّرْكُ بِاللهِ, وَالسِّحْرُ, وَقَتْلُ النَّفْسِ الَّتِي حَرَّمَ اللهُ إِلا بِالْحَقِّ, وَأَكْلُ الرِّبَا, وَأَكْلُ مَالِ اليَتِيمِ, وَالتَّوَلِّي يَوْمَ الزَّحْفِ, وَقَذْفُ المُحْصَنَاتِ المُؤْمِنَاتِ الغَافِلاتِ

В-четвёртых, женщине грешно требовать развода у своего супруга без обоснованной по Шариату причины, поскольку Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Женщина, просящая развода у своего мужа без обоснованной по Шариату причины, не почувствует даже запаха Рая», т. е. она не войдёт в него. Хадис приводят имам Ахмад, Абу Давуд, и ат-Тирмизи, давая оценку хадису «хасан».

أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاقًا مِنْ غَيْرِ بَأْسٍ فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الجَنَّةِ

Заключение:

Верующей женщине следует хорошо думать о своём супруге, жить с ним с соблюдением этики супружеской жизни. Если у женщины имеются сомнения в отношении верности ей её мужем, ей следует указать ему на благое и увещевать от запретного, как и во всех других случаях. Если же выяснится, что супруг женщины, да остережёт Всевышний, занимается прелюбодеянием и постоянствует в этом, она может просить у него развода.

А лишь из-за подозрений просить развод женщине грешно, ей нельзя просить развод у своего мужа. А Аллах знает лучше.

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия

Права женщины на развод в исламе

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод

Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. Что говорит ислам о разводе?

1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод».

2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода.

3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.

4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.

6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.

7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.

9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

10. Пророк (мир ему) сказал: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.

Права женщины на развод в исламе

В каких случаях женщина может требовать развод?

Как выйти из затруднительной ситуации для представителей ханафитского мазхаба в том случае, когда между супругами нет согласия и с инициативой о расторжении брака выступает супруга, а муж не желает развода?

Хазрати имам Мухаммад в книге «Китабуль-асар» пишет: «В том случае, когда на муже лежит очень большая вина и потому его жена требует развода, при этом муж категорически против этого, кадий обязан оформить развод и это будет означать безвозвратный талак».

Кроме того в книге «Хидайя» в главе, посвященной вопросу об импотенции читаем: «В случае, когда супруга настаивает на разводе, а муж отказывается дать его, кадий может выступить в качестве представителя мужчины и узаконить развод. Потому как по Корану надлежит жить супругам в мире и согласии и разводиться по-доброму и кадий вправе предотвратить предполагаемое насилие. Данный развод будет означать безвозвратный талак». В данном случае речь идет об импотенции, но вопрос можно рассматривать и по шире, ведь не секрет не во всех семьях царят мир и согласие, однако, несмотря на это каждый развод должен совершаться по-доброму.

Суть исламского Шариата и его превосходство в справедливости, стремлении сеять добро и взаимопонимание между людьми и предотвращать несправедливость и зло. Шариат наставляет супругов, состоящих в никахе-браке, жить в мире и согласии. В 19 аяте суры «ан-Ниса» Священного Корана говорится «Живите с вашими женами достойно». В 231 аяте суры «аль-Бакара» сказано: «Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного». Приведенные здесь аяты являются доказательством к разрешению обсуждаемого вопроса.

Более того в Благородном Коране указан выход из ситуации когда между супругами нет согласия и трудно установить кто из них повинен. В 35 аяте суры «ан-Ниса» читаем: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то…» Иными словами, в данном аяте говорится о том, что необходимо поручить двум ответственным лицам-судьям как с той, так и с другой стороны сделать все возможное, чтобы уладить отношения между супругами. Когда же выяснится, что достигнуть согласия невозможно, необходимо попытаться установить на чьей стороне вина. В том случае, когда вина лежит на муже, то развод объявляет судья, предложенный с его стороны.

И данный развод будет иметь безвозвратную основу, а вопросы махра и материального обеспечения разведенной будут возложены на мужа и это будет считаться ваджибом для него. Когда будет установлено, что вина лежит на жене, то соответственно развод будет объявлять судья, предложенный с ее стороны. Данный развод будет называться как «хульг» или развод с мужем из расчета суммы махра, полученного во время бракосочетания. Причем, сумма этого «хульга» будет ваджибом для данной женщины. Достижение согласия между двумя сторонами и улаживание конфликта между бывшими супругами и их развод совершается в соответствии с хукмами упомянутых выше аятов.

«Согласие, достижение мира и покоя» суть понятия характерные аятам и сурам Священной Книги, а «развод» — обратная сторона этих понятий и он является вердиктом судьи, выносящим данное решение. Потому что в основе его деяния стоит задача объявить хукм, чтобы покончить с конфликтом, противостоянием между противоборствующими сторонами. Ведь в этом и состоит обязанность судьи.

Выработка хукма на основе приведенных выше благородных аятов не противоречит ханафитскому мазхабу и является истинным признаком данного мазхаба. Ведь и сам хазрати имам Абу Ханифа любил повторять: «Суры Священного Корана, хадисы, а также высказывания сахаба ставьте превыше, чем мои слова».

СЛУЧАИ, КОГДА ЖЕНА ИМЕЕТ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ РАЗВОД

Шейх Ибн Джибрин, да помилует его Аллах, разъясняя причины, когда женщина может просить развод, сказал : «Если женщине ненавистен нрав мужа: его суровость, вспыльчивость, горячность, быстрый гнев, порицание за малейшее дело и упрёк за малейший недостаток, то она может просить развод (аль-хулуг) .

Во-вторых. Если ей неприятен его внешний вид: у него есть какой-либо недостаток, или уродливость, или изъян в органах чувств, то она может просить развод (аль-хулуг) .

В-третьих. Если у мужа есть недостатки в религии: он оставляет молитву или пренебрегает молитвой в общине, или не поститься в месяц Рамадан, не имея на то уважительной причины, или совершает запретные действия: прелюбодеяние, употребляет спиртные напитки, слушает музыку и музыкальные инструменты и т.п., то она имеет право просить развод (аль-хулуг ).

В-четвёртых. Если муж не выполняет своих обязанностей по отношению к ней: не обеспечивает её едой, или одеждой, или необходимыми вещами, несмотря на то, что может сделать это, то она может просить развод (аль-хулуг).

В-пятых. Если муж не исполняет супружеские обязанности в той мере, в какой это принято и достаточно для сохранения целомудрия, из-за его полового бессилия или отсутствия желания к жене, или из-за того, что он заинтересовался другой, или он не проявляется справедливость в распределении ночей между жёнами, то она может просить развод (аль-хулуг). А Аллах знает лучше».

Смотрите ответ на вопрос № 1859.

Если Вы имеете какую-либо из перечисленных причин, то Вы можете просить развод (аль-хулуг), а мужу вернуть свадебный дар (махр).

Если ничего из перечисленного нет, то Вам запрещено просить развод. Вы должны исполнять обязанности по отношению к своему мужу, не обижать его ни словом, ни делом, проявлять терпение и забыть первого мужа. Возможно, в этом есть милость, и это лучше для Вас. Сказал Всевышний:

وَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَكُمْ وَعَسَى أَنْ تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

«Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас — зло. Аллах ведает (об этом), а вы не ведаете» (сура «аль-Бакара», аят 216). А также Он сказал:

فَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا

«Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (сура «ан-Ниса», 19).

А Аллаху ведомо лучше.

Вопрос: Какова достоверность хадиса о том, что если жена попросит развод у мужа (будет) проклята?

Ответ:

Существуют хадисы о том, что нельзя женщине требовать развода за исключением тех случаев, как плохое сожительство мужа. Об этом привел Абу Давуд (2226), Ат-Тирмизий (1187) и ибну Маджа (2055) о Совбане, да будет Аллах им доволен, что он сказал: «Сказал Посланник Аллах, Мир Ему: «Любая женщина, потребовавшая у своего мужа развод, будучи в неплохом (положении), то для нее харам (запрещен) запах Рая». (Его удостоверил Аль-Албаний в «Достоверном АбиДавуде»(сборник).

От Укбы бин Амира, да будет Аллах им доволен, передали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине (женщины), совершающие хуль – они лицемерки». Привел его Ат-Табараний в «Большом»(сборнике) (17/339) и удостоверил Аль-Албаний

Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. Свидетельство этому привел Аль-Бухарий (4867) об Ибн Аббасе, да будет ими обоими доволен Аллах, что жена Сабита ибн Къайса пришла к Пророку, Мир Ему и сказала: «О,Посланник Аллаха, Сабит Ибн Къайс, я не порицаю в нем ни нрава, ни религии, но я не хочу неверия в Исламе». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вернешь ли ты ему его сад? (что был дан ей в качестве калыма)?» Она сказала : «Да!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сабиту: «Прими сад и расторгни с ней брак разводом!».

Ее слова: «но я не хочу неверия в Исламе», то есть, я не хочу совершать дела, которые противоречат нормам Ислама, такие как ненависть к мужу, неподчинение ему и неисполнение его прав(и своих обязательств пред ним) и т.д. (Смотрите «Фатхьуль-Бари» (Открытие Создателя) (400/9)

Шейх Бин Джибрин, да хранит его Аллах, в разъяснении того, что разрешает требование хуль сказал: “Если женщина невзлюбила нравы своего мужа такие как его суровость, вспыльчивость, восприимчивость, гнев и критика(порицания) по любому поводу и упреки за маленькие недостаток, то (в таком случае) она имеет право (требовать) хуль. Также, если она невзлюбит его внешний вид (какой-либо недостаток или изъян), или ей будет не хватать его чувств, то она имеет право на хуль.

Хуль1 является дозволенным, если он является недостаточным в религии, оставляет молитвы или не участвует в джамаат молитвах (соборной молитве мусульман), или не постится в Рамадан без причины, или совершает запретное, такое как как прелюбодеяние, пьянство, слушание песен и музыки и тому подобное. Если он не дает ей должное из привычного пребывания с ней, что будет способствовать ее целомудрию, по причине его импотенции (недостатка, лишающего его возлежания с ней для выполнения полового акта), или он избегает ее (не уделяя этому внимания), или отворачивается от нее к другой, или же не поступает справедливо в ночлеге (у нее, наравне с другими женами) то она имеет право на хуль, и Аллах лучший из знающих!» Конец цитаты.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.