Права в сельской местности граждан

Оглавление:

Нотариальные услуги в селах, где нет нотариусов, будут предоставлять уполномоченные Министерства юстиции: законопроект

В Верховной Раде зарегистрирован Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания предпосылок для защиты экономических и наследственных прав граждан в сельской местности», разработанный с целью приближения нотариальных и регистрационных услуг к лицам, которые проживают (зарегистрированы) в селах, поселках, поселках городского типа и городах районного значения. Подробнее расскажет Prostopravo

Необходимость в принятии Закона, по мнению его авторов, обусловлена ​​прежде всего тем, что граждане, проживающие в сельской местности, не всегда могут получить надлежащий доступ к нотариальным и регистрационным услугам, в частности, при оформлении наследства. Решить проблему предлагается путем расширения круга лиц, деятельность которых будет направлена на предоставление адресных услуг сельскому населению, особенно в области нотариата и государственной регистрации, — уполномоченных лиц Министерства юстиции Украины.

Уполномоченное лицо органа юстиции — это должностное лицо Главного управления юстиции, имеющее высшее юридическое образование, но не ниже первого уровня (бакалавр), стаж работы в Министерстве юстиции Украины, Главном управлении юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, главных управлений юстиции в областях , городах Киеве и Севастополе, на должностях непосредственно связанных с государственным регулированием, контролем или организацией нотариата, государственной регистрацией или консультантом государственной нотариальной конторы не менее, как два года, прошедшее стажировку в органах нотариата и государственной регистрации не менее трех месяцев. Уполномоченные смогут совершать нотариальные действия, установленные статьей 36-1 Закона Украины «О нотариате», а также другие действия, отличные от нотариальных, с целью предоставления им юридической достоверности. Назначение на должность уполномоченного лица органа юстиции и освобождение от этой должности осуществляется по согласованию с Министерством юстиции Украины.

Уполномоченное лицо органа юстиции имеет печать с изображением Государственного герба Украины, наименованием Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, главных управлений юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе, где работает, и соответствующим номером.

Уполномоченное лицо органа юстиции не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своего мужа или своей жены, его (ее) и своих родственников (родителей, детей, внуков, деда, бабки, братьев, сестер), а также на имя и от имени работников Министерства юстиции Украины, Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, главных управлений юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе. Уполномоченные лица органов юстиции не вправе совершать нотариальные действия также на имя и от имени Министерства юстиции Украины, Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, главных управлений юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе.

Нотариальные действия, которые могут совершать уполномоченные лица органов юстиции

Уполномоченные лица органов юстиции совершают следующие нотариальные действия для лиц, проживающих (зарегистрированных) в селах, поселках, поселках городского типа и городах районного значения:

  1. удостоверяют сделки (договоры купли-продажи, мены, дарения, доверенности)
  2. выдают свидетельства о праве на наследство;
  3. выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов;
  4. выдают дубликаты нотариальных документов, хранящихся в делах уполномоченного лица органа юстиции.

Уполномоченное лицо органа юстиции совершает нотариальные действия в помещении определенном приказом соответствующего Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, Главного управления юстиции в области, городах Киеве и Севастополе.

За совершение нотариальных действий уполномоченные лица органов юстиции взимают государственную пошлину в размерах, установленных действующим законодательством.

50% от установленных Декретом ставок государственной пошлины за нотариальные действия, совершаемые уполномоченными лицами органов юстиции, платят:

  1. граждане, если их среднемесячный доход не превышает двух размеров прожиточного минимума, рассчитанного и утвержденного в соответствии с законом для лиц, относящихся к основным социальным и демографическим группам населения;
  2. лица с инвалидностью, которые получают пенсию или пособие, назначаемое вместо пенсии, в размере, не превышающем двух прожиточных минимумов для нетрудоспособных лиц;
  3. дети, в том числе дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, дети, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, дети, пострадавшие в результате военных действий или вооруженного конфликта;
  4. внутренне перемещенные лица;
  5. ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», лица, имеющие особые заслуги и особые трудовые заслуги перед Родиной, лица, принадлежащие к числу жертв нацистских преследований.

За предоставление уполномоченными лицами органов юстиции дополнительных услуг правового характера, не связанных с совершаемыми нотариальными действиями, а также технического характера взимается отдельная плата в размерах, устанавливаемых Министерством юстиции Украины. Средства, полученные от предоставления таких дополнительных услуг, направляются в Государственный бюджет Украины.

Регистрационные действия, совершаемые уполномоченными Министерства юстиции

Уполномоченное лицо органа юстиции будет выполнять функции государственного регистратора в случае государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре, в результате выдачи свидетельства о праве на наследство на долю учредителя (участника) в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридического лица.

Кроме того, уполномоченные органов юстиции будут совершать государственную регистрацию прав в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства, а также государственную регистрацию прав на земельные участки, принадлежащие гражданам Украины, которые проживают (зарегистрированы) в сельской местности.

Также уполномоченные юстиции будут проводить государственную регистрацию рождения физического лица и его происхождения, смерти в сельской местности.

Если Закон будет принят, он вступит в силу со дня, следующего за его опубликованием.

Раздел 3. Основные задачи, права и обязанности общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы и их членов.

Статья 9. Основные задачи общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Основными задачами общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы являются:
1) в сфере охраны общественного порядка:

  • оказание помощи органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности, предупреждении административных проступков и преступлений;
  • информирование органов и подразделений внутренних дел о совершенных или готовящихся преступлениях, местах концентрации преступных группировок;
  • содействие органам внутренних дел в выявлении и раскрытии преступлений, розыске лиц, их совершивших, защите интересов государства, предприятий, учреждений, организаций, граждан от преступных посягательств; участие в обеспечении безопасности дорожного движения и борьбе с детской беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних;

2) в сфере охраны государственной границы:

  • оказание помощи подразделениям Государственной пограничной службы Украины в выявлении и задержании лиц, нарушивших или пытающихся нарушить государственную границу либо осуществляющих иную противоправную деятельность на границе;
  • содействие военнослужащим Государственной пограничной службы Украины в охране государственной границы, исключительной (морской) экономической зоны Украины, а также осуществление контроля за соблюдением режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, осуществление совместно с ними пропуска граждан к местам отдыха и работы;
  • оказание помощи подразделениям Государственной пограничной службы Украины в выявлении условий и причин, которые могут привести к преступной деятельности на границе, и принятие мер по их устранению;
  • участие в наблюдении за местами работы и отдыха вблизи границы и за пограничными инженерными сооружениями;
  • участие в мероприятиях Государственной пограничной службы Украины по профилактике нарушений или попыток нарушения государственной границы и режима в пунктах пропуска через государственную границу, незаконного перемещения через государственную границу грузов, предметов, материалов и другого имущества;

3) в случае возникновения чрезвычайных ситуаций:

  • оказание неотложной помощи лицам, пострадавшим от несчастных случаев или правонарушений;
  • участие в спасении людей и имущества, поддержании общественного порядка в случае стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств.

Статья 10. Права общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Для выполнения задач, определенных в настоящем Законе, общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы и их члены имеют право:
1) принимать участие в обеспечении охраны общественного порядка и государственной границы вместе с работниками милиции, военнослужащими Государственной пограничной службы Украины, а в сельской местности — самостоятельно путем выполнения конкретных поручений руководителя соответствующего органа внутренних дел или подразделения Государственной пограничной службы Украины;
2) принимать совместно с работниками милиции меры по пресечению административных правонарушений и преступлений;
3) представлять и защищать интересы своих членов в государственных органах и предприятиях, учреждениях, организациях, учебных заведениях;
4) взаимодействовать с другими органами общественной самодеятельности, принимающими участие в мероприятиях, направленных на:
ведение индивидуально-профилактической работы с лицами, склонными к совершению административных правонарушений и преступлений;
оказание помощи в борьбе с преступлениями в сфере экономики, налогового законодательства, а также пьянством, наркоманией, нарушениями правил торговли и в сфере благоустройства территории городов, других населенных пунктов;
охрану природы и памятников истории и культуры;
обеспечение безопасности дорожного движения;
5) вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности предложения по предупреждению административных правонарушений и преступлений, возникновения причин и условий, которые благоприятствуют их совершению; 6) поддерживать связи с соответствующими общественными организациями других стран с целью обмена опытом работы.

Статья 11. Формы и методы работы общественных формировании по охране общественного порядка и государственной границы.
Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы осуществляют свою деятельность под контролем органов внутренних дел, подразделений Государственной пограничной службы Украины путем:
1) совместного с работниками органов внутренних дел, пограничниками патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, железнодорожных вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, в местах компактного проживания граждан, расположения предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, а также в местах возможного появления нарушителей границы в пределах района, контролируемого Государственной пограничной службой Украины, пограничной полосы; участия в обеспечении охраны общественного порядка во время проведения массовых мероприятий, согласованных в случаях, предусмотренных законом, с исполнительными органами местного самоуправления;
2) проведения совместно с пограничниками осмотра на маршрутах возможного движения нарушителей государственной границы, мест их укрытия, транспортных средств, смежной с государственной границей местности с целью установления причин и условий пребывания неизвестных лиц;
3) участия в мероприятиях правоохранительных органов, направленных на борьбу с отдельными видами правонарушений.

Статья 12. Членство в общественных формированиях по охране общественного порядка и государственной границы.
Членами общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы могут быть граждане Украины, достигшие 18-летнего возраста, изъявившие желание принимать участие в укреплении правопорядка и в охране государственной границы и способные по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья выполнять на добровольных началах взятые на себя обязательства.
Члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы могут принимать участие в обеспечении правопорядка и охране государственной границы по месту регистрации этих объединений и лишь после прохождения соответствующей правовой и специальной подготовки в органах внутренних дел, подразделениях Государственной пограничной службы Украины и получения в органе местного самоуправления удостоверения члена общественного формирования и нарукавной повязки, образцы которых утверждаются Кабинетом Министров Украины. Подготовка членов указанных общественных формирований осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством внутренних дел Украины и специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по делам охраны государственной границы.
Не могут быть членами указанных общественных формирований лица, нарушающие общественный порядок, лица, судимость с которых не снята или не погашена в установленном законом порядке, и ранее осужденные за умышленные преступления, больные хроническим алкоголизмом и наркоманией, признанные в судебном порядке недееспособными или ограничено дееспособными, и другие лица в случаях, предусмотренных законами Украины.
(Ст. 12 с изм., внес. Законом Украины от 03.04.2003 г. // Вед. ВР Украины— 2003— № 27.— Ст. 209)

Статья 13. Обязанности и права членов общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы.
Члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы обязаны:

  1. принимать активное участие в охране общественного порядка и государственной границы, пресечении административных правонарушений и преступлений и предотвращении их;
  2. при исполнении обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы иметь личное удостоверение члена общественного формирования и нарукавную повязку;
  3. доставлять в милицию, в подразделения Государственной пограничной службы Украины, штаб общественного формирования по охране общественного порядка или общественный пункт охраны порядка, помещение исполнительного органа поселкового, сельского совета лиц, совершивших административное правонарушение, с целью его пресечения, если исчерпаны другие меры воздействия, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении в случае невозможности составить его на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным;
  4. оказывать в пределах предоставленных им прав помощь народным депутатам Украины, представителям органов государственной власти и органов местного самоуправления в их законной деятельности, если в этом им оказывается противодействие или угрожает опасность со стороны правонарушителей.

Кроме того, члены общественных формирований, принимающие участие в охране государственной границы, обязаны знать:

  1. местность, точное прохождение границ, номера и место размещения пограничных знаков на участке заставы;
  2. режим государственной границы и пограничный режим, действующее законодательство по этим вопросам;
  3. образцы документов на право въезда и пребывания граждан Украины и других лиц в районах, контролируемых Пограничными войсками Украины в пограничной полосе.

Члены общественных формирований при исполнении своих обязанностей по охране общественного порядка и государственной границы после обязательного предъявления удостоверения члена общественного формирования имеют право:

  1. требовать от граждан соблюдения правопорядка, пресечения административных правонарушений и преступлений, соблюдения режима государственной границы, в том числе на территориях, сопредельных с Государственной границей, где пограничная полоса не определена;
  2. при подозрении в совершении административных правонарушений и преступлений проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность;
  3. совместно с работниками органов внутренних дел и военнослужащими Государственной пограничной службы Украины задерживать и доставлять в орган внутренних дел, подразделения Государственной пограничной службы Украины, штаб общественного формирования по охране общественного порядка или общественный пункт охраны порядка лиц, проявивших злостное неподчинение законным требованиям члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы и не выполняющих требования о прекращении административного правонарушения;
  4. составлять протоколы об административных правонарушениях;
  5. входить в клубы, кинотеатры, стадионы, другие общественные места и помещения с согласия собственника либо уполномоченного им органа для преследования скрывающегося правонарушителя или пресечения административных правонарушений либо преступлений;
  6. при участии совместно с пограничниками в поиске нарушителей границы с согласия граждан или собственника предприятия, учреждения, организации либо уполномоченного им органа и в присутствии их представителей входить в любое время суток в жилые помещения, на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций и осматривать транспортные средства;
  7. в неотложных случаях использовать транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам (с их согласия), кроме транспортных средств дипломатических, консульских и других представительств иностранных государств, международных организаций, транспортных средств специального назначения, для доставки в лечебные учреждения лиц, находящихся в беспомощном состоянии, а также лиц, пострадавших от несчастных случаев или правонарушений и нуждающихся в срочной медицинской помощи;
  8. в случае нарушения водителями Правил дорожного движения, создания реальной угрозы жизни или здоровью граждан принимать меры по пресечению этого правонарушения, осуществлять проверку документов у водителей на право пользования и управления транспортными средствами, а также не допускать лиц, не имеющих документов или находящихся в состоянии опьянения, к дальнейшему управлению транспортными средствами;
  9. при исполнении обязанностей члена общественного формирования использовать по собственному желанию свой или другой частный автомототранспорт с согласия собственника или лица, во владении которого он находится. Возмещение расходов за его использование в таких случаях может осуществляться за счет средств общественного формирования в порядке, определенном его положением (уставом);
  10. вести работу среди населения по разъяснению действующего законодательства о государственной границе Украины, системе режимных мер в пограничной полосе и контролируемом пограничном районе;
  11. применять в установленном порядке меры физического воздействия, специальные средства индивидуальной защиты и самообороны.

Оформление права собственности на дом в деревне. Процедура. Судебная практика. Советы адвоката.

Оформление права собственности на дом в деревне. Процедура. Судебная практика. Советы адвоката.

С недавнего времени была упрощена процедура регистрации права собственности на дома построенные в сельской местности. Причиной тому сложившаяся ситуация с наличием огромного количества самостроев, без каких либо документов и согласований, что осуществлялась в советский период.

При этом на протяжении десятилетий никому из собственников и их наследников не было дела до регистрации своей недвижимости и приведения документов в порядок. Более того, наплевательское отношение привело к утере всяческих прямых и косвенных доказательств, связывающих конкретных собственников с их домами.

Однако выход есть.

Либерализация регистрации самовольно построенных домов в сельской местности дала возможность тысячам граждан наконец-то оформить свои имущественные права. В конце-концов продать, подарить дом или распорядиться другим образом.

Для оформления права собственности на дом в деревне необходимо:

— изготовить технический паспорт;

— заказать оценку дома с имеющимися постройками;

— получить подтверждение с похозяйственной книги о том, что дом построен до 1992 года (после 1992 года стала обязательной регистрация права собственности в БТИ).

— справку о том, за кем числится данный дом (старый собственник, его наследодатель и т.д.).

В зависимости от некоторых нюансов регистрация собственности возможна вне судебного процесса, но в тех случаях, когда оформление дома в деревне становиться заботой наследников, без суда уже не обойтись.

В реальности может быть еще много разных нюансов и подводных камней, но все зависит от специфики конкретного дела.

Мной, как адвокатом, оказываются услуги по оформлению права собственности на дом, в том числе сбор документов, выезд на объект, представление интересов клиента в нотариальной конторе и государственного регистратора, а также в суде (т.е. под ключ).

Имеете право на землю. Если она есть в запасе

В каких документах отмечается , что учителя , которые работали в сельской местности и которые живут в селе теперь , имеют право на бесплатную приватизацию земли — по два гектара ? В нашем селе живут четыре учителя , которым до сих пор пая не дали.

Петр Чепесюк.
с . Вербовка Борщевского района.

Письмо Петра Иосифовича согласился прокомментировать исполнительный директор Тернопольской областной общественной организации «Союз собственников земли» Богдан Кондра.

В указе Президента Украины от 12 апреля 2000 г. определено, что на территории каждого сельского ( поселкового ) совета из земель запаса и резервного фонда нужно сформировать отдельный земельный массив . Размер такого массива должен составлять не менее 50 % площади земель резервного фонда и земель запаса.

Из земель этого массива работникам социальной сферы выделяют участки для личного подсобного хозяйства.

Впрочем , эти работники могут получить земельные участки и для других нужд , определенных в законодательстве.

В указах Президента Украины четко определено, что при паевании сельскохозяйственных земель КСП и других сельскохозяйственных предприятий право на земельную долю (пай ) имеют только члены сельскохозяйственного предприятия , земли которого паюют.

Работники социальной сферы села и другие граждане, проживающие в сельской местности , такого права не имеют ( за исключением тех , которые живут в Львовской области , где дележки земель началось до принятия ряда указов Президента Украины , на основании решений Львовского областного совета).

Земельные участки могут быть переданы в собственность гражданам , относящимся к категории работников социальной сферы , при условии , что им не переданы в частную собственность земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения могут предоставляться работникам социальной сферы села в собственность и в пользование , в том числе для ведения личного подсобного хозяйства , садоводства , сенокосов и выпаса скота , огородничества , личного крестьянского хозяйства.

Предоставление земельных участков для указанных целей осуществляется в пределах норм , установленных статьей 121 Земельного кодекса Украины , которая предусматривает , что граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства в размерах , что не превышают двух гектаров.

Таким образом , вы имеете право на бесплатную передачу вам в частную собственность земельного участка площадью не более двух гектаров для ведения личного крестьянского хозяйства при наличии земель запаса и резервного фонда.

Исходя из изложенного , на основании принятого решения местным советом или распоряжением райгосадминистрации по личным заявлениям работников социальной сферы села им предоставляются не земельные доли (паи ) , а земельные участки для вышеуказанных целей.

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.33) на тему: Реализация прав пациентов, проживающих в сельской местности

Оглавление диссертации Растегаев, Виктор Васильевич :: 2005 :: Москва

Глава 1 Обзор литературы по обеспечению п защите прав пациентов, проживающих в сельской местности

Глава 2 Методика и организация исследования

Глава 3 Соцналыю-гигненнчсская оценка проблем, связанных с состоянием здоровья населения, проживающего в сельской местности 3.1. Основные проблемы в состоянии здоровья сельского населения на примере Серебряно-Прудского района Московской области 3.2. Медицинское обеспечение прав пациентов, проживающих в сельской местности

Глава 4 Анализ состояния правового и экономического обеспечения прав пациентов, проживающих в сельской местности 4.1.Нормативная правовая база развития муниципального здравоохранения 4.2. Правовые основы обеспечения социальных и индивидуальных прав пациента 4.3.Экономические факторы, влияющие на реализацию прав пациентов, проживающих в сельской местности

Глава 5 Обоснование путей оптимизации обеспечения и защиты нрав пациентов, проживающих в сельской местности. 5.1. Оценка пациентами реализации их прав 5.2. Мнение врачей о реализации прав пациентов 5.3. Экспертная оценка путей совершенствования реализации прав пациентов, проживающих в сельской местности

Введение диссертации по теме «Общественное здоровье и здравоохранение», Растегаев, Виктор Васильевич, автореферат

Актуальность исследования. Современное здравоохранение переживает сложный период конструктивных преобразований и поисков. Успешному проведению этой деятельности способствуют работы О.П. Щепина (1991, 1994, 2000, 2001, 2004), В.И. Стародубова (1996, 1999, 2002,

2004), Ю.П. Лисицына (1998), [В.К. Овчарова| (1990, 1997), В.О. Щепина

1997, 2001, 2004), В.З. Кучеренко (1991, 1994, 2003), Ю.В. Михайловой (2000), В.Ю. Семенова (1996, 2004), В.Б. Филатова (1999, 2000, 2001, 2003), В.О. Флек (2005), B.C. Нечаева ( 2003), А.Л. Линденбратена (1989, 2003), Т.М. Максимовой (2002), Е.П. Какориной (2000) и ряда других авторов.

Проблема оказания медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности, является одной из актуальных проблем отечественного здравоохранения. Резкое сокращение бюджетного финансирования отрасли, особенно сильно проявившееся с начала 1990-х годов, и изменение форм собственности в сельском хозяйстве негативно сказались на состоянии здравоохранения на селе, поскольку материально-техническое и финансовое обеспечение сельских учреждений здравоохранения определялось бюджетным финансированием и во многом зависело от поддержки со стороны сельскохозяйственных предприятий. Снижение объемов финансирования привело к закрытию ряда медицинских учреждений на селе.

В условиях происходящего в настоящее время поиска путей конструктивного развития здравоохранения, в том числе и муниципального, всё более актуальными становятся вопросы регулирования медицинской деятельности, обеспечения и защиты прав пациентов. Структурные и организационные изменения в здравоохранении, происходящие в настоящее время, а также планирующиеся в недалёком будущем, изменение форм собственности, пересмотр источников финансирования и многие другие вопросы настоятельно требуют всестороннего анализа правовой защищённости каждой из сторон, участвующих в оказании и получении медицинской помощи.

Значительные изменения в политике и в состоянии нормативной правовой базы в области охраны здоровья граждан за последнее десятилетие, выразившиеся в принятии соответствующих законов Российской Федерации, ряда подзаконных актов, коренным образом меняют отношения в здравоохранении. Это, с одной стороны, требует знания медицинскими работниками и пациентами новых правовых норм, использование их в качестве действующих инструментов, способствующих защите жизни и здоровья. С другой стороны, необходимо знать, какие проблемы возникают в здравоохранении в этой связи, как действуют законы и другие подзаконные акты на практике. Необходимы научные исследования, посвященные изучению нерешенных проблем реализации прав пациентов в современных условиях, поиск путей их преодоления.

Вопросы концептуального и организационного развития законодательства в здравоохранении всесторонне рассматриваются в работах О.П. Щепина (1999, 2003), В.З.Кучеренко (2001), Н.Ф. Герасименко (2004, 2005), В.Б. Филатова (2001, 2003), Р.В. Коротких (1999, 2003), И.А. Петровой (2000, 2003), А.А. Азарова (2001), М.Н. Малеиной (1995, 2001), JI.C. Мельниковой (2001, 2004), С.Г. Стеценко (2004) и других авторов.

Не менее важно изучение действия законодательства, в том числе и о правах пациента, на самых разных уровнях, особенно в условиях проживания сельского населения, имеющего свою специфику как в обеспечении медицинской помощью, так и в условиях жизни в целом. Важно исследовать этот вопрос в контексте общих прав граждан на медико-социальную помощь, что поможет, с одной стороны, соотнести права граждан и права пациентов, а с другой стороны, даст возможность более чётко выявить реальные права и обязанности граждан как пациентов.

Значимость этого вопроса особенно возрастает в связи с принятием Федерального Закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который во многом меняет принципы финансирования муниципального здравоохранения и управления им, подчеркивая актуальность изучаемого вопроса.

Об особой актуальности исследуемой проблемы свидетельствует и то внимание, которое было уделено муниципальному здравоохранению в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации « О бюджетной политике в 2006 году» и на заседании президиума Государственного совета «О повышении доступности и качества медицинской помощи» 11 октября 2005 года.

В то же время до настоящего времени исследований, посвящённых изучению реализации прав пациентов, проживающих в сельской местности, не проводилось. Данной работой мы пытаемся восполнить существующий пробел. Полагаем, что изучение этих вопросов имеет важное научное и практическое значение, так как реализация прав пациента является важной составной частью вопросов развития здравоохранения на селе в целом.

Все вышеизложенное определяет актуальность настоящего диссертационного исследования.

Целью исследования явилось научное обоснование путей реализации прав пациентов, проживающих в сельской местности, направленное на повышение роли правового регулирования в решении вопросов охраны здоровья сельского населения.

Задачи исследования предусматривали:

1. Выявление степени разработанности проблемы обеспечения и защиты прав пациентов, проживающих в сельской местности.

2. Анализ здоровья сельского населения и деятельности муниципальных учреждений здравоохранения на примере Серебряно-Прудского района Московской области с точки зрения их значимости для обеспечения прав пациента

3. Анализ состояния вопроса о правах пациента в действующем федеральном и региональном законодательстве.

4. Изучение мнения пациентов и врачей о реализации прав пациента и существующих проблемах на основании данных социологического исследования.

5. Разработку предложений по путям оптимизации работы по реализации прав пациентов, проживающих в сельской местности, с учетом данных экспертной оценки.

В работе использованы методы: социально-гигиенический, социологический, метод экспертных оценок.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые: осуществлён анализ существующих проблем реализации прав пациентов, поживающих в сельской местности, с учётом состояния здоровья населения и развития здравоохранения на селе на примере Серебряно-Прудского и ряда других сопоставимых районах Московской области; выявлено отношение врачей, пациентов и экспертов к складывающейся системе реализации прав пациента; определены пути оптимизации деятельности по обеспечению и защите прав пациентов, проживающих в сельской местности, на основе разработки научно-методического обоснования этой работы и ее координации на уровне муниципального здравоохранения.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что: результаты проведенного исследования положены в основу научно-обоснованных предложений по дальнейшей реализации прав пациентов, проживающих в сельской местности, направленных на выполнение конституционных прав граждан в области охраны здоровья; положения о путях оптимизации работы по обеспечению и защите прав пациента могут быть использованы в практике здравоохранения для повышения эффективности этой деятельности на муниципальном уровне; предложения на основе результатов исследования могут быть использованы в работе по повышению образовательного уровня медицинских кадров и просвещения населения в муниципальных образованиях различных регионов страны, а также в преподавании в различных учебных медицинских заведениях с целью усиления роли права в обеспечении охраны здоровья сельского населения.

Результаты данного диссертационного исследования использованы: при подготовке рекомендаций Комитета Государственной Думы Российской Федерации по охране здоровья по законодательному регулированию оказания медицинской помощи сельскому населению;

Министерством здравоохранения Московской области как информационно-аналитическая база о реализации прав пациентов, проживающих в сельской местности;

— медицинским округом № 10 Московской области для обоснования и проведения мер по подготовке медицинских кадров по вопросам прав пациента;

— при разработке программы работ по развитию муниципального здравоохранения Серебряно-Прудского района Московской области.

Материалы диссертации докладывались и обсуждались на научно-практической конференции «Роль здравоохранения в охране общественного здоровья» (Москва, 2005 г.), на конференции отдела стратегии развития системы охраны здоровья населения и на межотдельческой конференции в Национальном НИИ общественного здоровья РАМН (2005 г.), нашли отражение в 4 научных публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Результаты анализа специфики реализации социальных и индивидуальных прав пациентов, проживающих в сельской местности.

2. Данные исследования, характеризующие отношение врачей и пациентов к реализации прав пациентов при оказании медицинской помощи сельскому населению.

3. Научное обоснование путей повышения эффективности деятельности по реализации прав пациентов, проживающих в сельской местности.

Заключение диссертационного исследования на тему «Реализация прав пациентов, проживающих в сельской местности»

Выводы и предложения

1. За последнее десятилетие развития российского общества проделана большая работа по правовому обеспечению социальных и индивидуальных прав пациента. Пациенты, проживающие в сельской местности, имеют свою специфику реализации прав, которая определяется условиями жизни, ограниченной возможностью выбора медицинского учреждения при выраженной этапности оказания медицинской помощи, удаленностью центров оказания медицинской помощи, недостаточным развитием транспортной и информационной инфраструктуры.

2. Проведенное исследование показывает, что изучаемый в работе Серебряно-Прудский район относится к числу районов с высоким уровнем безработицы, миграции населения, низким уровнем доходов, отрицательным естественным приростом населения, высоким уровнем распространенности социально-значимых заболеваний. Так, за последние 5 лет наблюдается рост наркомании в 7,5 раз.

3. Обращают на себя внимание данные, показывающие видение пациентами факторов сохранения здоровья. По мнению пациентов, изменение их здоровья на протяжении последних лет связано с собственным отношением к здоровью (28%), с состоянием окружающей среды (18%), условиями труда (17%), материально-бытовыми условиями (14%), доступностью и качеством медицинской помощи (16%), морально-психологическим климатом в обществе (9%) и семье (7%), отсутствием работы (4%).

4. Реализации прав сельских жителей как пациентов напрямую связана с уровнем финансирования муниципальных учреждений здравоохранения. В течение последних пяти лет отмечается рост консолидированного бюджета здравоохранения изучаемого района в 3,4 раза, что положительно влияет на обеспечение доступности и качества медицинской помощи в сельских учреждениях здравоохранения. Но с увеличением в перспективе роли муниципалитетов в финансировании здравоохранения можно ожидать рост проблем в сфере развития материально-технической и кадровой базы района, что отразится и на правах пациента, особенно в дотационных районах.

5. Оценка пациентами деятельности лечебно-профилактических учреждений показывает, что положительное отношение вызывает, прежде всего, доброжелательное отношение медицинского персонала (75%). Отрицательное отношение пациентов вызывают такие факторы, как недостаточная преемственность в деятельности поликлиники и стационара ЦРБ (28%), неудовлетворенность лекарственным обеспечением в стационаре (26%), несвоевременность оказания медицинской помощи (16%). Более 70% пациентов отметили необходимость сохранения ФАП и сельских врачебных амбулаторий для того, чтобы медицинская помощь была доступной в условиях недостаточно развитых транспортных коммуникаций на селе.

6. Исследование выявило позитивное отношение пациентов к реализации таких индивидуальных прав, как добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство и (или) отказ от него. По мнению пациентов, это право соблюдается в 65% случаев. В то же время, имеются выраженные проблемы с соблюдением прав пациента на выбор врача и медицинского учреждения, сохранение врачебной тайны, возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью пациента при оказании медицинской помощи и др. Около 20% опрошенных пациентов указали, что им приходится лично платить врачу за оказанную медицинскую помощь муниципальных, областных и федеральных ЛПУ.

7. По мнению врачей, работающих в условиях сельской местности, право пациента на доступную медицинскую помощь в сельских учреждениях здравоохранения реализуется в 95% случаев, а на бесплатную медицинскую помощь реализуется полностью только в 47% и в 40% — частично. Это объясняется необходимостью оплаты пациентом узкоспециализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в областных и федеральных специализированных центрах.

8. Врачи высоко оценивают реализацию права пациента на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство. Большинство опрошенных врачей считают, что это право соблюдается. Полученные данные свидетельствуют о достаточном правовом и организационном обеспечении реализации данного права пациента в условиях лечебно-профилактического учреждения. В отношении реализации других индивидуальных прав пациента почти треть опрошенных врачей отметила проблемы с соблюдением врачебной тайны, проведением консилиума и консультаций, получение пациентом информации о состоянии своего здоровья, возмещением ущерба в случае причинения вреда здоровью.

9. Основные пути совершенствования работы по реализации прав пациентов, проживающих в сельской местности, врачи связывают со стабилизацией общей ситуации в обществе (50% от числа опрошенных врачей), повышением профессионального уровня медицинских работников (47%), ответственности пациентов за соблюдение врачебных рекомендаций (32%), контроля качества оказываемой медицинской помощи (25%), гарантий реализации прав пациентов (21%). Следует подчеркнуть, что 47% опрошенных врачей считают, что соблюдение прав пациента во многом зависит от самих медицинских работников. По мнению экспертов, реализации прав пациента будет способствовать повышение доступности медицинской помощи с сохранением этапов ее оказания (70%). Около 50% экспертов связывают решение этой проблемы с повышением качества лечения на всех уровнях оказания медицинской помощи.

10. В ряду мер по реализации прав пациента, как сами пациенты, так и врачи особое внимание уделили доступности правовой информации на селе, включая создание системы правового образования медицинских работников и правового просвещения населения. По данным опроса, 81% опрошенных пациентов и 79% врачей отметили необходимость расширения своих знаний по правам пациента. Почти 50% опрошенных экспертов также указали на важность этой работы. Об актуальности этого пути свидетельствует и тот факт, что только 42% из числа опрошенных врачей знакомы с правами пациента.

11. Исходя из материалов исследования, оптимизация работы по реализации прав пациентов, проживающих в сельской местности, предполагает: отчет глав администраций муниципальных образований о состоянии здоровья граждан и соблюдении их прав в области охраны здоровья; повышение «прозрачности» финансового обеспечения реализации программных и других мероприятий в области охраны здоровья граждан как непременного компонента права каждого гражданина и пациента на информацию о мерах по охране жизни и здоровья; проведение реструктуризации сети ЛПУ на селе с учетом важности сохранения существующей структуры учреждений здравоохранения на селе как фактора реализации права пациента па доступную медицинскую помощь; дальнейшее проведение структурных преобразований с созданием новых учреждений медико-социальной помощи, особенно для подростков, взятых на учет в связи с употреблением наркотиков и ВИЧ- инфекции; создание ассоциации медицинских работников, общественных объединений пациентов и других общественных организаций как действенных мер досудебной защиты прав пациента; развитие обратной связи с пациентами по вопросам обеспечения и защиты их прав с использованием социологических опросов пациентов; проведение работы по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала с включением вопросов прав пациентов; издание памяток и другой популярной литературы для пациентов по вопросам обеспечения и защиты их прав; усиление внимания к механизмам обеспечения правового и социального статуса медицинских работников как единого процесса обеспечения прав всех сторон, участвующих в оказании медицинской помощи.

Целыо настоящего исследования явилось изучение и научное обоснование путей дальнейшей реализации прав пациентов, проживающих в сельской местности. В ходе проведения исследования важно было понять, в каком состоянии находится вопрос о правах пациентов, проживающих в сельской местности, выявить мнение пациентов и врачей о реализации прав пациента, обозначить пути оптимизации этой работы.

Для решения поставленной цели использовались различные методы, включая проведение социологического исследования среди врачей и пациентов в условиях села. В качестве основной базы исследования был взят Серебряно-Прудский район Московской области.

Вопросы эффективного функционирования здравоохранения находят постоянное отражение в работах ученых. В последние годы появилось значительное число работ, посвященных правовым вопросам здравоохранения, что связано с существенным развитием законодательной базы здравоохранения в России и усилением внимания к вопросам прав пациентов.

В ходе исследования изучалась нормативная правовая база федерального уровня по правам пациента, анализировались меры, которые предпринимаются в Московской области и изучаемых районах по охране здоровья населения и обеспечению прав пациентов.

Проведенное исследование показало, что проблема оказания медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности, остается одной из актуальных проблем отечественного здравоохранения. Снижение объемов финансирования привело к закрытию ряда медицинских учреждений на селе. Только за последние пять лет сеть учреждений здравоохранения в сельской местности сократилась в основном за счет участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. Остаются актуальными вопросы об укомплектованности сельских учреждений здравоохранения врачебными и сестринскими кадрами, оснащенности учреждений медицинским оборудованием, лекарствами и др.

Происходящие процессы в жизни населения и в сельском здравоохранении нашли свое отражение и в показателях состояния здоровья населения. На примере Серебряно-Прудского района видно, что имеются определенные позитивные сдвиги. Так, происходит снижение уровня младенческой смертности, наблюдается снижение показателей перинатальной смертности.

Однако по другим показателям ситуация ухудшается. Уровень рождаемости в районе ниже среднероссийского показателя. Уровень смертности в Серебряно-Прудском районе в 2004 г. вырос до 19,7%о, что составляет 4,2% роста показателя общей смертности за данный период времени. Заболеваемость детей по данным обращаемости растет. Изученные отчетные данные района свидетельствуют и о росте госпитализированной заболеваемости детей и взрослых. В районе, как и в целом по области, растет немедицинское употребление наркотических, психотропных и одурманивающих средств. Количество больных наркоманиями и токсикоманиями, состоящих на учете, увеличилось за последние 10 лет более, чем в 50 раз. Эта ситуация требует принятия мер социального, экономического и медицинского характера.

Проведенный анализ медицинского обеспечения населения района выявил как положительные сдвиги по улучшению использования коечного фонда, введению таких форм обслуживания, как стационары на дому, дневных стационаров на базе коек круглосуточного пребывания. За счёт высокого оборота койки увеличился уровень госпитализации 266,4 на 100 тыс., что соответствует среднему уровню госпитализации в стационары сельской местности в целом по стране.

В тоже время, остаются серьезными проблемы укомплектованности кадрами, отмечается высокий коэффициент совместительства.

Существуют также и проблемы реализации прав пациентов при получении ими медицинской помощи: об этом свидетельствуют данные социологического исследования. Результаты проведенного анкетирования показывают, что из числа обратившихся за медицинской помощью 38% пациентов полностью удовлетворены проведенным обследованием и лечением, 50% — не совсем удовлетворены, 8% — не удовлетворены, и 4% -затруднились с ответом.

Обращают на себя внимание ответы пациентов, которые показывают их недостаточную осведомленность о праве на получение бесплатной медицинской помощи, недостаточное знакомство с понятием обязательного медицинского страхования, недостаточное знание пациентами своих прав.

Для оценки реализации прав пациентов на доступную медицинскую помощь важно, что более трети из числа опрошенного населения обращались по вопросам оказания медицинской помощи в фельдшерско-акушерские пункты и почти половина опрошенных — в сельские амбулатории

Приведенные данные свидетельствуют о том, что проблемы оказания медицинской помощи сельским жителям требуют к себе постоянного внимания, принятия действенных мер по выявлению и устранению основных неблагоприятных факторов и рисков, негативно влияющих на состояние здоровья сельского населения и показателях здравоохранения как важной основы реализации прав пациентов на селе.

Исследование показывает необходимость работы по усилению интеграционной направленности в развитии муниципального здравоохранения, улучшению использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов, повышению качества и эффективности оказания специализированной медицинской помощи и более полное удовлетворение потребностей населения в различных ее видах. Названные подходы рассматриваются в работе как важнейшие направления дальнейшей реализации прав пациентов на селе.

Проведённый анализ ответов врачей о состоянии здоровья населения района, здравоохранении района, а также о реализации прав пациентов при получении медицинской помощи наглядно показывает, что мнения пациентов и врачей на многие проблемы здоровья, здравоохранения и сферы прав пациента в большинстве своём тесно переплетаются, у респондентов практически совпадают взгляды на решение проблем по реализации прав пациентов: и те и другие отмечают как обоюдную, так и личную ответственность каждой из сторон в реализации своих прав.

Кроме того, мнение, высказанное экспертами по широкому кругу вопросов чётко показали что, во-первых, взгляды на существующие проблемы со всех сторон ни в коем случае не вступают между собой ни в какое противоречие; во-вторых, как бы подводят некий итог, объединяя и выражая общее мнение пациентов, врачей и экспертов по вопросам о сложившейся ситуации в здравоохранении, в здоровье населения, в сфере реализации прав пациентов при получении медицинской помощи. Наконец, можно отметить, что самое главное, высказанные мнения дают возможность видеть пути дальнейшего повышения эффективности работы по реализации прав пациентов, проживающих в сельской местности.

Одной из действенных мер по сдерживанию роста расходов и сохранению доступности медицинской помощи для пациентов могут служить меры по развитию службы врача общей практики, а также стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи. Другая специфика финансового обеспечения прав пациента связана с некоторыми льготами для медицинских работников села, которые получают дополнительную финансовую поддержку от исполнительной власти Московской области с целью сохранения кадров на селе.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.