Права и законные интересы предпринимателей

Права и законные интересы предпринимателей

ГЛАВА 9. ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

1. СУЩНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ (ЭКОНОМИЧЕСКИХ) СПОРОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКА. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
2. ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ
3. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ

а) Система арбитражных судов РФ
б) Основные принципы организации и деятельности арбитражных судов
в) Подведомственность и подсудность споров арбитражным судам
г) Оформление исковых заявлений
4. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ АРБИТРАЖЕ
5. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ ТРЕТЕЙСКИМ СУДОМ

1. СУЩНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ (ЭКОНОМИЧЕСКИХ) СПОРОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКА. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Защита прав и законных интересов предпринимателей является одной из важнейших функций права. Так, например, к числу основных начал гражданского законодательства относится:
— необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 9);
— обеспечение восстановления нарушенных прав (ст. 12);
— судебная защита нарушенного права (ст. 11).
Нормальное развитие хозяйственных отношений предполагает, что права их участников реализуются, а обязанности исполняются надлежащим образом, добровольно и сознательно в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами без вмешательства юрисдикционных органов.
Однако практика предпринимательской деятельности свидетельствует о существовании большого количества хозяйственных споров и конфликтных ситуаций. Значительное их число относится к имущественным спорам, возникающим при заключении договоров, их исполнении. По данным министерства экономики, в России не выполняется 40 процентов контрактов. Причин невыполнения взятых на себя обязательств сторонами достаточно много. Анализ практики взаимоотношений предпринимателей позволяет выделить причины конфликтов между ними:
1) Стремление каждой предпринимательской структуры добиться наибольшей выгоды для себя в рамках действующих законов и на основе заключенных договоров, предусматривающих твердые гарантии исполнения договорных обязательств другой стороной по договору.
2) Стремление руководителей и других работников предприятий, связанных с заключением и исполнением договоров, обеспечить свои интересы путем обхода законов, неправильного их толкования, создания наиболее выгодных для себя условий, ограничения собственной ответственности. Особенно это ярко проявляется в условиях отсутствия конкурентной среды.
3) Нередко споры возникают по причине незнания закона, которым следует руководствоваться. Некоторые руководители пренебрегают советами специалистов-юристов На практике возникают споры в сфере управления. Их количество, к сожалению, за последние годы стремительно выросло.
Причиной возникновения данной категории споров зачастую служат неправомерные действия органов власти и управления, нарушающие права и законные интересы предпринимателей.
Права предпринимателей в нашей стране защищены законом. Назовем их основные способы:
— признания права;
— восстановления положения, существовавшего до нарушения прав и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
— признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
— признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
— самозащиты права;
— присуждения к исполнению обязательства в натуре;
— возмещения убытков;
— взыскания неустойки;
— компенсации морального вреда;
— прекращения или изменения правоотношения;
— неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Действующее законодательство предоставляет лицу, чьи права нарушены или оспорены, возможность обратиться в суд (арбитражный суд, третейский суд) для их защиты. Гражданский кодекс (ст. 11) допускает установление в законе и другого способа защиты прав предпринимателей — в административном порядке. Потерпевшая сторона может, а если это предусмотрено законом, то и обязана обратиться со своими требованиями к административному органу. Однако, если решение последнего будет неудовлетворительным, сохраняется право на обращение в суд. Так, например, действующим законодательством сохранен предварительный административный порядок обжалования постановлений о правонарушении в области строительства (ст. 5 Закона РФ от 17.12.92 г. “Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства), действий должностных лиц государственных налоговых инспекций — ст. 14 Закона РСФСР от 21.03.91 г. “О государственной налоговой службе РСФСР”, постановлений таможенных органов о наложении взыскания за нарушение таможенных правил — ст. 371 Таможенного кодекса).
Конечно, наиболее эффективным является использование перечисленных способов защиты (за исключением, естественно, самозащиты) путем обращения в судебные органы, решения которых могут быть исполнены в принудительном порядке. Однако необходимо иметь в виду, что защите подвергаются только права, осуществляемые надлежащим образом, не вступающие в противоречие с интересами общества, всего гражданского оборота и его отдельных участников. Действия предпринимателей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке, а также злоупотребление правом в иных формах не допускаются (ст. 10 ГК). В этом случае суд не только откажет лицу в защите принадлежащего ему права, но и может применить к нему соответствующие санкции — возмещение причиненного вреда, санкции, установленные антимонопольным законодательством. Отказ от права на обращение в суд за защитой недействителен (ст. 4 АПК). Это означает, что в договорах предпринимателей не может быть условий или оговорок, ограничивающих право стороны на обращение в суд в случае неисполнения обязательства.

Защита прав предпринимателей

Субъективное право на защиту – это право,юридически закрепленное за физическим/юридическим лицом и дающее ему возможность восстанавливать свои нарушенные права и интересы, используя меры правоприменительного характера, или пресекать противоправные действия третьих лиц, способствующие такому нарушению. Предметом правовой защиты в сфере предпринимательской деятельности являются оспариваемые или нарушенные права и интересы лиц, осуществляющих такую деятельность. Предприниматели обеспечены правом на защиту наравне с другими субъектами правоотношений, их деятельность охраняется нормами конституционного, административного, трудового, гражданского и уголовного законодательства. Под защитой прав предпринимателей, таким образом, следует понимать комплекс нормативно установленных механизмов, призванных признавать и/или восстанавливать нарушенные права и интересы предпринимателей. Меры по защите прав предпринимателей осуществляются в определенных формах с использованием различных законодательно закрепленных способов защиты.

Способы защиты прав предпринимателей

Для воздействия на нарушителей законных прав предпринимателей применяются закрепленные на законодательном уровне процессуальные и материально-правовые механизмы принудительного характера – способы защиты прав предпринимателей, – цель которых – признание и/или восстановление оспариваемых или нарушенных прав.

Общий перечень способов защиты гражданских прав предусмотрен ст. 12 ГК РФ. Классифицируя способы защиты прав предпринимателей по содержанию юридических действий, их можно разделить на:

1. Материально-правовые – меры по защите предпринимателей в соответствии с действующими охранительными нормами материального права. В зависимости от цели применения они делятся на следующие группы:

а. штрафные (направлены на непосредственное применение санкций в отношении нарушителя):

  • взыскание неустойки (ст.ст. 330–333, 394 ГК РФ);
  • взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ);
  • конфискация (ст. 243 ГК РФ).

б. восстановительные (направлены на признание определенных прав за субъектом предпринимательской деятельности и/или восстановление положения, существовавшего до нарушения права):

  • признание права;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности;
  • возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ);
  • присуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 396 ГК РФ).

в. пресекательные (направлены на принудительное прекращение противоправных действий в отношении интересов предпринимателей или на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав и интересов указанных лиц):

  • признание акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным (ст. 13 ГК РФ);
  • неприменение акта указанного органа в судебном порядке при его противоречии законодательству РФ.

2. Процессуальные – способы защиты прав предпринимателя при рассмотрении его спора в судебном порядке. К ним относится право на:

а. установление в договорном порядке компетентного органа по разрешению спора (например, третейские суды);

б. обращение к компетентному органу по защите прав и интересов предпринимателей (например, к Уполномоченному по защите прав предпринимателей (См. ФЗ от 07.05.2013 №78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ»).

3. Самостоятельный способ защиты прав предпринимателя – допускается законодательством (ст. 14 ГК РФ) при условии его соразмерности правонарушению. Самозащита может применяться не только в случае восстановления уже нарушенного права, но и как мера превентивного характера по предупреждению угрозы нарушения прав субъекта предпринимательской деятельности.

Формы защиты прав предпринимателей

Осуществление способов защиты прав предпринимателей происходит в определенных формах, представляющих собой процесс применения правовых норм, результатом которого является признание права, пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения права. Защита прав предпринимателей возможна в двух формах:

1. Судебная форма – основывается на деятельности уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав, к которым обращается предприниматель в случае нарушения его законных прав и интересов неправомерными действиями. Судебная форма защиты осуществляется через:

а. Конституционный Суд РФ. Предприниматель вправе обратиться в данный суд, оспаривая неконституционностьактов органов государственной власти, актоворганов местного самоуправления, с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод. Следует отметить, что подача жалобы на несоответствие Конституции РФ федерального закона или законов ее субъектов возможна лишь в случае, если вступившие в законную силу решения суда или иного государственного органа, а также должностного лица, содержание которых нарушает конституционные права и свободы заявителя, основаны на этом законе.

б. Арбитражные суды. По общему правилу, ими разрешаются споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами (ст. 1, 2 АПК РФ), за исключением споров, не связанных с предпринимательской или иной экономической деятельностью(п. 13 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8).

в. Суды общей юрисдикции. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе обратиться в суд общей юрисдикции для восстановления прав по утраченным ценным бумагам (пп. 7 п. 1 ст. 262 ГПК РФ); с заявлением о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, если указанным действием, соответственно, нарушаются его права (ст. 310 ГПК РФ). Также суду общей юрисдикции подведомственны споры, в которых несколько исковых требований объединены и часть требований подведомственна суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду, однако разделение этих требований невозможно (п. 4 ст. 22 ГПК РФ).

2. Внесудебная форма. Защита прав предпринимателей может также осуществляться вне рамок судопроизводства в следующих формах:

а. Третейский суд. Спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду (кроме споров, вытекающих из административных правоотношений, дел о несостоятельности (банкротстве), споров, связанных с недвижимым имуществом) может быть передан в третейский суд –негосударственный орган, в который вправе обратиться предприниматели за разрешением возникшего спора и защитой своих прав при наличии в договоре, регулирующим их взаимоотношения, специальной третейской оговорки или посредством заключения отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда. Характерной чертой процесса в ходе третейского разбирательства является широкое применение усмотрения сторон, что повышает степень доверия к назначаемым арбитрам, создает условия для более оперативного рассмотрения дела.

Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) – самостоятельный, постоянно действующий третейский суд, деятельность которого регламентирована Законом РФ от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже». Им рассматриваются споры, вытекающие из внешнеторговой деятельности российских и иностранных предприятий, а также споры, подведомственность которых МКАС определена международными договорами РФ.

б. Нотариальная защита. Осуществляется в порядке, установленном «Основами законодательства РФ о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (далее – Основы о нотариате), по делам, не содержащим спорных правоотношений, как посредством юридического подтверждения и закрепления гражданских прав – установления определенных фактов на основании предоставленных лицом письменных доказательств, так и посредством защиты уже нарушенного права (например, при предъявлении чека к платежу и удостоверения неоплаты чека (ст. 96 Основ о нотариате).

в. Досудебный порядок урегулирования спора. В случаях, прямо предусмотренных федеральным законом или договором, истец обязан соблюсти установленный порядок урегулирования спора с ответчиком (п. 5 ст. 4 АПК РФ) посредством направления последнему претензии, содержащей существонарушенного права и предложения по урегулированию возникшего спора, не доводя его до судебного разбирательства. На сегодняшний, по сути, большая часть споров, возникающих из договорных правоотношений требует соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Регламентация вопросов, касающихся защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым устанавливаются основные принципы защиты индивидуальных предпринимателей при проведении указанного контроля: уведомительный порядок начала осуществления проверочных действий; презумпция добросовестности предпринимателя;доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых обязательно при осуществлении предпринимательской деятельности; недопустимость однотипных проверок несколькими уполномоченными органами в отношении одного индивидуального предпринимателя и другие.

Законом также очерчены границы полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, установлен порядок организации и проведения проверок в ходе надзорных процедур. Так, при проведении проверок должностные лица контрольного органа не вправе:

  1. проводить проверку требований, не относящихся к компетенции контрольного органа;
  2. осуществлять плановые проверки в случае отсутствия индивидуального предпринимателя либо его представителя предпринимателя/юридического лица;
  3. требовать представления документов, образцы продукции и иную информацию, не являющуюся объектом контрольных мероприятий, а также изымать указанные документы;
  4. раскрывать коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
  5. превышать установленные сроки проведения проверок.

Согласно приведенному Федеральному закону права индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля заключаются в:

  1. праве присутствовать при проведении контрольных мероприятий;
  2. праве давать объяснения по вопросам к предмету проверки;
  3. праве на получение информации о проводимом мероприятии;
  4. праве знакомиться с результатами мероприятий по контролю, а также обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в установленном законодательством РФ порядке;
  5. праве на возмещение убытков, причиненных проведением государственного контроля (надзора).

Статья подготовлена 14.10.2016

Татьяна Смирнягина, младший юрист Юридической фирмы «BRACE»

Права и законные интересы предпринимателей

Защита различных прав, а также законных интересов предпринимателей в нашей стране – это давно назревшая актуальная проблема, непосредственное решение которой связано с совершенно новыми подходами к социальной и экономической, а также правовой жизни всего общества. Какое-либо изменение различных экономических принципов хозяйствования, постепенный переход к современной рыночной экономике в итоге за собой повлекли изменения в общей организации юридических лиц. Появились предприниматели как основные участники экономического процесса. Данный слой общества сегодня находится на этапе становления, а также осмысления своей определенной роли в обществе и государстве. Его определенные успехи являются заметными уже сегодня. Различные современные теории рыночной экономики, определенные принципы формирования социального государства подразумевают формирование достаточно надежной определенной правовой защиты слабой стороны рынка. В России в начале 90-х прошлого столетия была провозглашена свобода предпринимательства, а также принцип равенства всех граждан перед законом. Можно сказать, что это ключевые формально нейтральные определенные позитивистские начала во всем частном праве России. Формирующееся современное законодательство об активной защите прав предпринимателей, в целом, требует постоянного контроля со стороны всех сил гражданского общества, а также государства. Реформирование современной российской экономики существенно актуализировало данную проблему. Дальнейшие различные исследования в этой сфере дадут возможность выявить основные пробелы, а также избежать коллизий и упущений в теоретической разработке, определенной законодательной практике в отношении активной защиты прав основных субъектов предпринимательской деятельности. Таким образом, изучение сущности и специфики защиты прав и законных интересов предпринимателей представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы. Проблема активной защиты прав предпринимателей сегодня привлекает пристальное внимание многих ученых и исследователей. Различные вопросы защиты определенных прав предпринимателей были рассмотрены в научных трудах таких ученых и исследователей, как Авраменко С.П., Анохин B.C., Антонов В.В., Витрянский В.В., Гаджиев Г.А., Грибанов В.П., Кондратьева О.В., Котов Б.А., Мирзоев Г.Б. и других. Объектом исследования являются права предпринимателей и их защита. Предметом исследования являются формы и способы защиты прав и законных интересов предпринимателей в РФ. Целью курсовой работы является изучение сущности и специфики защиты прав и законных интересов предпринимателей в РФ. Задачами курсовой работы являются: ? рассмотреть сущность предпринимательства по гражданскому законодательству; ? определить понятие охраны и защиты прав и законных интересов предпринимателей; ? рассмотреть предпринимательское право как механизм защиты прав и законных интересов предпринимателей; ? выделить способы и формы защиты прав и законных интересов предпринимателей в РФ; ? рассмотреть судебную защиту прав предпринимателей в РФ; ? выделить проблемы защиты прав и законных интересов предпринимателей в РФ. Структурно курсовая работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложением.

Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательство выполняет в обществе определенный комплекс социально-экономических функций, проявляющихся в процессе взаимодействия предпринимательства с внешней средой. Предпринимательское право является отраслью российского права. В целом, представляет собой общую совокупность различных юридических норм, которые регулируют предпринимательские отношения, а также с ними связанные прочие, в том числе и некоммерческие отношения, различные отношения по определенному государственному регулированию экономики в целях обеспечения основных интересов общества и государства. Защита прав, а также интересов предпринимателей является совокупностью нормативно установленных различных мер по восстановлению или же признанию каких-либо нарушенных, оспариваемых прав, определенных интересов их непосредственных обладателей, которые в настоящее время осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательных границах, с применением к основным нарушителям мер определенной юридической ответственности, механизма по непосредственной практической реализации данных мер. Основными способами защиты прав предпринимателей являются закрепленные именно на законодательном определенном уровне процессуальными и материально-правовыми механизмами принудительного характера. Основные способы защиты: материально-правовые, процессуальные способы, самостоятельные способы. Можно выделить две основные формы активной защиты интересов и прав предпринимателей, а это судебные и внесудебные формы.

Защита прав предпринимателей

Сегодня индивидуальным предпринимательством в Российской Федерации занимается огромное количество граждан. Но при этом законодательство, регулирующее отношения в сфере малого бизнеса, еще далеко от совершенства. Тем не менее, подобные отношения предполагают какое-то наличие прав и обязанностей у сторон подобных отношений. Если законом предусмотрены какие-то права и интересы, обязательно прописываются механизмы их защиты. И желательно, чтобы каждый предприниматель знал, как обеспечивается законом защита прав предпринимателей. Об этом в статье далее.

Защита или охрана?

В практике используются два термина, которые кажутся равнозначными по смыслу: «защита» и «охрана» интересов предпринимателей. Но на самом деле смысл в этих терминах совершенно разный, по крайней мере, закон их не смешивает.

Под охраной прав понимаются различные меры, которые способствуют реализации интересов предпринимателя. Для этого существует так называемая правовая охрана. То есть целый ряд норм и законов, которые запрещают или ограничивают определенные действия в отношении предпринимателя. Это помогает в профилактике правонарушений.

А вот защита прав подразумевает ряд последовательных и продуманных мер и механизмов, закрепленных законом, которые помогают в восстановлении нарушенных интересов предпринимателей. Для этого закон закрепил ряд форм защиты интересов с использованием различных специальных способов.

Соответственно, закон предусматривает наказание для тех субъектов отношений, которые уличены в нарушении законных интересов предпринимателя. Также нормативно закреплен механизм приведения таких наказаний в действие. Весь этот комплекс мер и охватывает понятие «защита прав предпринимателей».

Виды прав предпринимателей

Предприниматели имеют широкий спектр различных прав и интересов, которые охраняет закон. Чтобы легче было в них сориентироваться, их условно можно разделить на такие три основные группы.

Имущественные

К ним, в первую очередь, относятся те права, которые относятся к материальной сфере. Это такие закрепленные Гражданским кодексом права, как:

  • хозяйственного ведения;
  • собственности;
  • постоянного пользования земельным участком;
  • оперативного управления имуществом;
  • сервитуты.

К этой же группе прав относят обязанность предпринимателя отвечать за нанесенный им ущерб и другие последствия материального характера, которые вытекают из различных договорных отношений, участия в учреждении коммерческих компаний, проведении сделок и прочее.

Неимущественные

Эта группа объединяет различные права и интересы предпринимателя, которые невозможно измерить в материальном мире. К подобным нематериальным благам относят деловую репутацию предпринимателя, его право на продукт интеллектуальной собственности, промышленные образцы, а также информацию, которая содержит коммерческую или служебную тайну.

Организационно-предпосылочные

В эту группу прав и законных интересов предпринимателя относят права, использование которых помогает ему непосредственно заниматься своей предпринимательской деятельностью. К ним относят права на:

  • государственную регистрацию;
  • присвоение ИНН;
  • постановку на налоговый учет;
  • получение лицензий, квалификационных сертификатов в соответствии с выбранными видами деятельности;
  • открытие банковского счета в том коммерческом банке, в котором удобно предпринимателю;
  • получение статуса субъекта малого предпринимательства;
  • формирование внутренней структуры и организацию трудовых правоотношений.

Юридические гарантии по защите

Защита законных интересов и прав предпринимателей гарантирована им Конституцией Российской Федерации. В соответствии с ее положениями каждый предприниматель имеет право:

  • свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства;
  • защищать всеми способами свои права и интересы;
  • на гарантии от недобросовестной конкуренции;
  • на возмещение государственного вреда;
  • на компенсацию причиненного ущерба;
  • на судебную защиту.

Более подробно гарантия защиты законных прав закреплена Гражданским кодексом Российской Федерации. Так, он обязывает возместить предпринимателю все убытки, которые он понес в следствии нарушения его законных прав. Причем возмещаться они должны в полной мере. Под подобными убытками понимаются имущественные потери различного характера. Например, неполучение доходов, которые он мог получить, если бы его интересы не были нарушены.

Защита предпринимателей предусмотрена и Уголовным кодексом. Например, если в отношении предпринимателя физическими лицами были совершены действия, которые мешали ему заниматься предпринимательской деятельностью, они могут быть квалифицированы, как уголовное преступление.

Кто посягает на права?

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что существует масса различных способов нарушить права предпринимателя. Подобная угроза может исходить от разных субъектов, и меры, на которые направлена защита предпринимателей, тоже могут быть разные. Чтобы понять, в каких случаях какие меры применимы, следует сгруппировать возможные источники угроз. К ним относят:

  1. Муниципальные и государственные структуры. Основная угроза, которая исходит от них – бездействие или нарушения порядка предписанных законом действий. Например, такие нарушения часто возникают на почве проверок предпринимателей. Иногда государственные структуры не предупреждают о таких проверках, хотя обязаны, или начинают проверять тех предпринимателей, которые действуют менее трех лет, что запрещено законом.
  2. Персонал. Случается, что против предпринимателя действует собственный наемный персонал. Чтобы минимизировать эти риски, закон разрешил предпринимателю самостоятельно выбирать персонал, устраивать конкурсный отбор, проверку кандидатов и прочее. Также предприниматель может оговорить в трудовом договоре правила выполнения обязанностей, материальную ответственность сотрудников и другие пункты, которые обезопасят его. К тому же предприниматель вправе устанавливать в офисе камеры слежения и прочую технику, которая позволяет контролировать выполнение персоналом его функций.
  3. Клиенты. Обычно нарушение с их стороны случается в виде мошенничества, краж, порчи имущества и прочее. В некоторых случаях необходимо устанавливать камеры слежения, в других выполнять другие профилактические действия.
  4. Конкуренты. В этом случае защита предпринимателей лежит на плечах соответствующего Закона о защите от конкуренции. Дополнительные меры – установление режима коммерческой тайны.
  5. Злоумышленники. Их действия обычно направлены на различные материальные ценности предпринимателя. Но случается, что объектом их посягательства выступает интеллектуальная собственность. Промышленные образцы и прочее. В этом случае защита предпринимателей – забота соответствующих норм закона и государственных институтов, призванных выполнять соответствующие меры. Хотя в интересах предпринимателя самостоятельно позаботиться о безопасности собственного бизнеса.

Кто конкретно защищает предпринимателей

Российское законодательство предусматривает два основных вида защиты прав предпринимателями. В каждом из них есть отдельный субъект, который выступает гарантией или вспомогательным звеном в охране интересов предпринимателя. Итак, предприниматель имеет право на защиту:

  • предупредительную, то есть выполнение неких действий, которые помогут разрешить конфликтную ситуацию, не прибегая к судебным тяжбам. В эту же группу защиты входят меры по обеспечению охраны предпринимателя и его бизнеса. На этом этапе защита предпринимателей может осуществляться так называемым медиатором – человеком, который берется рассудить конфликтующие стороны, найти способ решения конфликта, инициировать подписание протокола разногласий, вести переговоры между сторонами и прочее;
  • судебную, которая гарантирована Конституцией Российской Федерации. Под ней понимается право предпринимателя обратиться в суд для восстановления своих прав. Во время судебного разбирательство Основной закон также гарантирует ему возможность представлять свои права самостоятельно либо через адвоката.

Кроме этого, сегодня защита предпринимателей возложена на специального Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Его обязанности заключаются в урегулировании споров между предпринимателями и государственными органами на этапе досудебного решения конфликтов. Технически это выглядит так, что предприниматель, чьи права нарушены, обращается с соответствующим заявлением к этому государственному служащему, который в течение 13 дней рассматривает обращение. Затем он выносит решение, стоит возбуждать дело или нет. Какое бы решение ни было принято, оно должно быть мотивированным.

Способы защиты прав предпринимателей

Чтобы защита прав предпринимателей проходила максимально эффективно, разработаны различные способы, как можно осуществить подобную защиту. Под ними понимаются разного рода материально-правовые и процессуальные механизмы, имеющие принудительный характер. С их помощью заставляют нарушившую сторону признать и восстановить интересы предпринимателя, которые были нарушены.

Итак, защита предпринимателей осуществляется такими способами:

Материально-правовыми

Под ними понимается целый набор различных мер, которые предусмотрены нормами материального права. На основании целей этих мер выделяют:

  • пресекательные;
  • штрафные;
  • восстановительные;

Такие способы заставляют признать, что за предпринимателем закреплены определенные права, а также восстановить их до состояния, когда они были нарушены. Соответственно, восстановить нарушенные права можно через:

  • признание права;
  • признание конфликтной сделки недействительной, что требует восстановить возникшие последствия;
  • возместить убытки, в том числе и моральные.

Также к нарушителю могут быть применены штрафные санкции, которые назначаются за определенные правонарушения по отношению к предпринимателю. К таким санкциям относятся обращения по взысканию неустойки и по конфискации.

Для того чтобы пресечь противоправные действия в отношении предпринимателя, предусмотрены пресекательные действия. Они назначаются в принудительном порядке. К таким способам относят не применения незаконного акта в судебном порядке, а также признание его недействительным.

Процессуальные способы

Защита предпринимателей необходима и на этапе процессуальных отношений. На этом этапе используют возможность определить орган, в котором будет разрешаться спор. Также за предпринимателем закреплено право обратиться к этому органу за защитой своих прав.

Самостоятельные способы

Законодатель предусмотрел и то, что защита предпринимателей может осуществляться ими самостоятельно. Но при этом установил ограничение на то, чтобы такая самозащита соизмерялась с нарушением. Защищая свои права, предприниматель не должен выходить за рамки, которые превышают меры пресечения правонарушения. Также он может осуществлять различные профилактические меры, которые позволяют не допустить правонарушений.

Формы защиты

Под формами понимаются различные организационные меры, призванные защитить интересы и права предпринимателя. Они существенно отличатся от способов своим внутренним содержанием. Так, защита действует в плоскости материального права, а форма предполагает конкретные действия компетентных органов в восстановлении права, определения способов защиты, вынесению решения, контроля его выполнения и прочее.

Соответственно защита прав и интересов предпринимателей может осуществляться в двух основных формах: внесудебного и судебного разбирательства.

К первой относят такие виды:

  • третейское разбирательство;
  • досудебное разбирательство;
  • нотариальная защита.

Судебные разбирательства могут проходить по таким судам:

  • общей юрисдикции;
  • арбитражным;
  • Конституционным Судом РФ.

Понимая как, кем и когда происходит защита прав и интересов предпринимателя, легче вовремя и правильно среагировать на нарушенные права и заняться их восстановлением.

§ 5. Защита прав и интересов предпринимателя в отношениях в сфере управления; роль прокуратуры и нотариата в правовом обеспечении предпринимательской деятельности

При наличии налогового правонарушения орган налоговой полиции вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Это решение, по смыслу ст. 45 и 46 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, может быть в установленном порядке обжаловано юридическим лицом в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика.
Конституционный Суд РФ считает, что бесспорный порядок взыскания штрафов, предусмотренный оспориваемым положением, в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого (ст. 55, ч. 3; ст. 57) ограничения права, закрепленного в ст. 35 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
На основании изложенного Конституционный Суд постановил в частности:
1. Признать положения п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции», предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право на основании ст. 7 (п. 8 и 9) и ст. 8 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР» и ст. 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» производить взыскание с юридических лиц недоимки по налогам, а также пени в случае задержки уплаты налога в бесспорном порядке, не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Юридическое лицо, с которого такие налоговые платежи взысканы в бесспорном порядке, в соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации имеет право обжаловать решение органов налоговой полиции в суд.
2. Признать положения п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции», предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право на основании ст. 7 (п. 8 и 9) и ст. 8 Закона РСФСР от 21
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 507
марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР» и ст. 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. 35 (ч. 3), 45 и 46 (ч. 1 и 2).[11]
С учетом изложенной позиции Конституционного Суда РФ следует дать критическую оценку нормативно-правовым актам, регулирующим порядок обращения взыскания на имущество предпринимателей налоговыми органами. По Закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» «. взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц. » (подпункт «г» п. 1 ст. 13). Подробная регламентация содержится во Временном положении о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденном Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 199,[12] и в Положении о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках.[13] Согласно п. 5 Положения о порядке обращения взыскания недоимок. решение об обращении взыскания недоимки на имущество налогоплательщика принимается налоговым органом в лице начальника налоговой инспекции либо его заместителя; решение оформляется постановлением, на основании которого орган федеральной налоговой полиции выносит распоряжение о производстве административного ареста имущества налогоплательщика. Продажа имущества должников производится организациями, уполномочиваемыми лицами, осуществляющими взыскание, т. е. органами федеральной налоговой полиции, которые работают в тесном контакте с такого рода посредническими организациями.
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 508
Предусмотренная названными нормативно-правовыми актами возможность обращения взыскания на имущество предпринимателей-недоимщиков без решения суда недопустима по тем соображениям, которые изложены в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.12.96 г. Кроме того действует и конституционный запрет на такие действия, ибо, как провозглашено в п. 3 ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

[1] См. § 1 данной главы.
[2] «О федеральных органах налоговой полиции» – Закон РФ от 24.06.93 г. с послед, измен, и доп. // Ведомости РФ. 1993. № 29. ст. 1114. См. также в кн.: Фурсов Д.А. Подготовка дела к судебному разбирательству. Налоги: Пособие для судей арбитражных судов. М., 1997. С. 240–255.
[3] Об основах налоговой системы в Российской Федерации. Закон РФ от 27.12.91г. с послед, измен, и доп. // Ведомости РФ. 1992. № 11. ст. 527; см. также: Закон.1993. № 12.0.53-61.
[4] Лебедев К. К. Проблемы зашиты прав предпринимателей в коммерческих правоотношениях // В кн.: 10 лет кафедре коммерческого права. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Труды конференции. СПб., 1995. С. 84.
[5] Абз.2 ст. 20 Закона «О федеральных органах налоговой полиции» и ст. 14 Закона «О государственной налоговой службе РСФСР» (Закон от 21.03.91 г. с послед. измен, и доп.// Ведомости РФ. 1991. № 15. ст. 492); см. также в кн.: Налоги в России. Налоговая система. Общие вопросы налогового законодательства. Органы налогового контроля: Сборник нормативных документов. М., 1994. С. 95–102.
[6] Вестник ВАС РФ. 1994. № 5. С. 54-55.
[7] Таможенный кодекс Российской Федерации. Закон РФ от 18.06.93 г. // Ведомости РФ. 1993. № 31. ст. 1224; см. также: Закон. 1993. № 11. С. 5-87. О применении санкций таможенными органами см.: Порядок бесспорного списания пени и штрафов, взыскиваемых таможенными органами Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12.07.96 г. № 801. // СЗ РФ. 1996. № 29. ст. 3503.
[8] СЗ РФ. 1995. № 22. ст. 1977. См. также в кн.: Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования: Учеб. пособие. М., 1996. С. 193–217.
[9] Пепеляев С.П. Налоговая инспекция предъявила иск. М,, 1994. С. 3–4. Деятельность арбитражных судов в России в 1996 году // Российская юстиция. 1997. No 4. С. 57-58.
[10] Баталова Л.А., Овсянников С.В. Из практики рассмотрения споров с участием налоговых органов в арбитражном суде // Юридическая практика. Информационный бюллетень Центра права Специального юридического факультета СП6ГУ. 1996. № 2(5). С. 72.
[11] По делу о проверке конституционности п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.96 г. // СЗ РФ. 1997. № 1. ст. 197. Принципиальные положения о правовой природе налоговых отношений сформулированы Конституционным Судом РФ также в Постановлении от 21.03.97 г. «По делу о проверке конституционности положения абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»« // СЗ РФ. 1997. № 13. ст. 1602.
[12] СЗ РФ.1996. № 8. ст. 741.
[13] Утв. Государственной налоговой службой РФ 25.05.94 г. № ВГ-4-08/57н, Департаментом налоговой полиции РФ 26.05.94 г. № СА-574 и Министерством финансов РФ 25.05.94 г. № 58; зарегистрировано Министерством юстиции РФ 24.06.94 г., регистрационный № 609 // Вестник ВАС РФ. 1994. № 11. С. 47-57.
Действующим законодательством допускается оспаривание в судебном порядке не только индивидуальных правовых актов, адресованных конкретным предпринимателям, но и нормативных правовых актов. Как вытекает из ч. 1 ст. 13 ГК, в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Как уже указывалось выше[1], дела об оспариваний нормативных актов отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции. Практика показывает, что в тех немногочисленных случаях, которые уже были предметом судебного рассмотрения, предпринимателями оспаривались, главным образом, нормативные акты местных органов власти, направленные на установление необоснованных ограничений предпринимательской деятельности или введение новых местных налогов и сборов, повышение тарифов. Но есть случаи оспаривания нормативных актов, изданных федеральными органами. По сообщениям печати, Ассоциация коммерческих банков России (АКБР) заявила о своем намерении оспорить в суде некоторые положения Указа Президента РФ от 18.08.96 г. № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного обращения»[2], которые, по мнению АКБР, противоречат законодательству о расчетах и денежном обращении и необоснованно ограничивают права предпринимателей.[3]
Признание судом нормативного или ненормативного акта компетентного государственного органа незаконным либо недействительным может оказаться достаточным для предотвращения возможности нарушения прав и интересов предпринимателя. Например, признанное недействительным решение налоговой инспекции о взыскании с коммерческой организации финансовых санкций еще не было исполнено и никаких отрицательных последствий для этой организации не наступило. Но бывают случаи, когда само по себе решение суда о признании нормативного или распорядительного
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 509
акта недействительным или незаконным не обеспечивает восстановление нарушенных прав и интересов предпринимателя. Поэтому законодатель сформулировал в ч. 2 ст. 13 ГК важнейшее принципиальное положение: «В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12. Кодекса». Это означает, что решение суда о признании акта недействительным является правовым основанием для принятия всех необходимых мер по восстановлению нарушенных интересов предпринимателя.[4]
Орган, издавший акт, признанный судом недействительным, обязан сам устранить негативные последствия своих незаконных действий; он должен восстановить положение предпринимателя, существовавшее до нарушения прав последнего, загладить причиненный ему вред, т. е. возместить убытки, компенсировать ущерб, нанесенный его деловой репутации, опубликовать, если потребуется, информацию в местной печати, совершить иные необходимые действия, вплоть до принесения извинений предпринимателю и наказания должностных лиц государственного органа, по вине которых был издан незаконный акт.
Если орган, издавший акт, признанный судом недействительным, не восстанавливает нарушенное им положение предпринимателя, тогда предприниматель будет вынужден вновь обратиться в суд с тем, чтобы принудить нарушивший его права орган устранить последствия его незаконных действий и восстановить интересы потерпевшего. В ст. 16 ГК предусматривается возмещение убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, за счет бюджета Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.[5] Но предприниматель может прибегнуть и к другим способам защиты гражданских прав, предусмотренных в ст. 12 ГК.
Участие органов прокурорского надзора в обеспечении защиты прав и интересов предпринимателей. Прокурорский надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов имеет большое практическое значение для обеспечения защиты прав и интересов предпринимателей. В первоначальной редакции Феде-
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 510
рального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (п.2 ст. 20) содержалось положение, согласно которому «прокуратура не подменяет органы государственного и хозяйственного управления и контроля и не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность». Это положение служило основой для пассивности органов прокуратуры по отношению к различного рода конфликтам в сфере предпринимательства, внутри коммерческих организаций, что было совершенно неоправданно, ибо оперативное вмешательство прокуратуры могло бы предотвратить углубление конфликта, избежать нежелательных последствий.[6] Прокуратура как бы оставалась в стороне от тех нарушений и конфликтов, которыми сопровождалась приватизация и акционирование государственных предприятий; не вмешивалась в деятельность псевдоинвестиционных компаний, привлекающих денежные средства граждан, не имея на то лицензии;
не осуществляла надзора за внешнеэкономическими операциями, в том числе незаконным вывозом капитала, экспортом стратегически важных сырьевых ресурсов по демпинговым ценам и т.д.
В настоящее время ситуация изменилась: принята новая редакция Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».[7] Соответствующее правило теперь звучит так (п.2.ст.21): «При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором». Новая редакция Закона «О прокуратуре Российской Федерации» предоставляет органам прокуратуры широкие полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов в сфере предпринимательства.
Прокурорским надзором охватывается как деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, так и акты представительных и исполнительных органов государства, принимаемые по вопросам предпринимательства. Генеральный прокурор Российской Федерации подчеркнул, что «особую опасность представляет правовой нигилизм, который исходит не только от лиц, заинтересованных в обходе закона, но и от представителей управленческого персонала, обязанных быть проводниками закона. Внешне сверхмощная вертикаль исполнительной власти, о самочувствии которой мы так усиленно заботились в последнее время, на
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 511
поверку несостоятельна в своем главном назначении – обеспечить исполнение законов».[8]
Для предпринимателей особенно важно, чтобы неукоснительно исполнялись законы, предусматривающие поддержку предпринимательства, например, Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».[9] В случаях нарушения этого Закона со стороны органов исполнительной власти предприниматели вправе обращаться в органы прокуратуры за защитой своих интересов.
Правовыми инструментами осуществления надзорных функций прокуратуры являются:
протест прокурора, который приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
представление об устранении нарушений закона, которое вносится в орган или должностному лицу, имеющие полномочия по устранению допущенных нарушений;
постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении;
участие в рассмотрении дел судами.
Согласно п. 3 ст. 35 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Прокурор, предъявивший исковое заявление, несет обязанности и пользуется правами истца, кроме права на заключение мирового соглашения.
В настоящее время складывается практика участия прокуроров в судах при рассмотрении споров, связанных с предпринимательской деятельностью. Участие прокурора в суде, несомненно, способствует эффективному разрешению экономических споров в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Нотариальная форма защиты прав и интересов предпринимателей. Важную роль в правовом обеспечении предпринимательской деятельности играют нотариусы. Как закреплено в ст. 1 Основ законодательства о нотариате, нотариат призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотари-
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 512
альных действий от имени Российской Федерации.[10] Нотариальные действия достаточно разнообразны; они перечислены в ст. 35 Основ законодательства о нотариате для нотариусов, занимающихся частной практикой, и дополнительно в ст. 36 – для нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. Нотариусы удостоверяют сделки, свидетельствуют верность копий документов и выписок из них, подлинность подписи на документах и т.д.
Значение нотариата заключается в том, что совершаемые нотариусом нотариальные действия есть по существу документальное подтверждение различных обстоятельств и фактов, влекущих за собой правовые последствия. В силу полномочий, которыми нотариус наделен по закону, нотариальное удостоверение определенного юридического факта облекает его в определенную письменную форму, подтверждает его законность и тем самым обеспечивает признание этого факта со стороны заинтересованных, да и всех третьих лиц. В юридической литературе пишут о закреплении нотариусами бесспорных фактов и прав.[11] Можно сказать, что нотариус также подтверждает достоверность факта, документа. В случаях возникновения споров нотариальное удостоверение фактов и документов способствует защите нарушенных или оспариваемых прав. Все это дает основание говорить о нотариальной форме защиты прав.[12]
Среди большого круга разнообразных нотариальных действий можно выделить три наиболее типичных и часто совершаемых относительно предпринимателей: удостоверение сделок и договоров, учинение исполнительной надписи, протест векселя.
Нотариальное удостоверение сделок и договоров имеет для предпринимателя большое практическое значение, поскольку обеспечивает дополнительные гарантии законности и действительности сделок. Это особенно важно при завязывании контактов, заключении договоров с контрагентами, с которыми еще не приходилось сотрудничать, совершении сделок на большие суммы или по поводу дорогостоящих объектов.
Помимо тех сделок, которые согласно ГК и другим законам подлежат обязательному нотариальному удостоверению, предприниматели вправе облечь в нотариальную форму и любые другие сделки. Достигнув договоренности о заключении договора, предприниматели могут заключить соглашение об обязательном нотариальном удостоверении заключаемого договора. В этом случае всту-
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 513
пление в силу и действительность договора будут непосредственно зависеть от его нотариального удостоверения.
Принудительное исполнение обязательства может быть осуществлено не только в судебном порядке, но и на основании исполнительной надписи нотариуса. Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, установлен Правительством Российской Федерации.[13] Однако далеко не всегда нотариальная надпись обеспечивает правомерность принудительного исполнения обязательств без суда. Особенно много споров возникает в такой области предпринимательской деятельности, как кредитно-расчетные правоотношения. Поэтому постановлением Правительства РФ от 19.06.96 г. № 710 в указанный Перечень документов внесены изменения и исполнительная надпись на взыскание задолженности по основаниям, вытекающим из кредитно-расчетных отношений, в настоящее время нотариусами не учиняется.[14] Следует поддержать высказанные в литературе суждения о необходимости значительного сужения перечня документов, на основании которых совершается нотариальная исполнительная надпись; вместо исполнительной надписи должно получить развитие производство по взысканию задолженности в бесспорных случаях на основании судебного приказа; в компетенции нотариусов следовало бы оставить взыскание задолженности лишь по удостоверенным самими нотариусами сделкам; «. в этом случае правила совершения и исполнения нотариальных сделок позволили бы сохранить гарантии сторон в ходе взыскания задолженности».[15]
В сфере предпринимательских правоотношений, связанных с применением переводных и простых векселей, к компетенции нотариуса относится удостоверение отказа обязанного по векселю лица оплатить, акцептовать или датировать вексель. Это нотариальное действие именуется протестом векселя. Протест векселя предоставляет векселедержателю основание обратиться с исковыми требованиями о платеже по векселю не только к основным должникам: акцептанту переводного векселя и векселедателю простого векселя, но и к вторично обязанным по векселю лицам: индоссантам.[16] Порядок
Коммерческое право. Ч. I. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1997. С. 514
совершения протеста векселя урегулирован Положением о переводном и простом векселе от 7 августа 1937г., которое применяется на территории Российской Федерации согласно Федерального закона «О переводном и простом векселе».[17]

[1] См. § 4 данной главы.
[2] СЗ РФ. 1996. № 35. ст. 4144.
[3] Лавринов Андрей: Банкиры настаивают на отмене Указа // Деловой Петербург. 1996.15 нояб.
[4] Аналогичное правовое значение, с нашей точки зрения, имеет судебное решение о признании распорядительного акта либо действия органа или должностного лица незаконным. То обстоятельство, что, как указано в ч. 3 ст. 239 ГПК, этот акт или его отдельная часть считаются недействующими с момента вступления в законную силу решения суда, не снимает вопрос об устранении отрицательных последствий, вызванных этим незаконным актом.
[5] Правило ст. 16 ГК подлежит расширительному толкованию, хотя в ней говорится о незаконных действиях и актах, правилом этой статьи охватываются и акты (действия), признанные судом недействительными.
[6] На это обращалось внимание в первом издании настоящего учебника (см.. Коммерческое право.- Учебное пособие / Под ред. В.Ф.Яковлевой и В.Ф. Попондопуло. СПб., 1993. С. 117).
[7] О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации». Федеральный закон от 17.11.95 г. № 168-ФЗ // СЗ РФ 1995. № 47. ст. 4472.
[8] Прокуратура – не дубина в руках государства, а орган административного надзора за соблюдением закона. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации (в изложении) // Российская газета. 1997. 1 марта.
[9] Федеральный закон от 14.06.95 г. № 88-ФЗ//СЗРФ 1995 № 25 ст. 2343.
[10] Основы законодательства Российской Федерации «О нотариате» Закон Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. // Ведомости РФ 1993 № 10 ст. 357; см. также в кн.: Основы законодательства о нотариате. М , 1996. С 3–36.
[11] Гражданский процесс Учебник / Под ред. В.А. Мусина, Н.А Чечиной, Д.М Чечота. М., 1996. С. 431.
[12] См. о нотариальной форме зашиты прав субъектов банковской деятельности в кн. Правовое регулирование банковской деятельности / Под ред. Е.А Суханова М., 1997. С. 345-376.
[13] Утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 11 марта 1976 г. № 171 с послед, измен, и доп. // СП РСФСР. 1976. № 7. ст. 56; 1986. № 2. ст. 10; № 9 ст. 51; № 17. ст. 115, 1987. № 2, ст. 18; 1989. № 13. ст. 72; 1992. № 6. ст. 27; САПП РФ. 1994 № 2. ст. 79.
[14] СЗ РФ. 1996 № 26. ст. 3140.
[15] Гражданский процесс. Учебник / Под ред. В.Д. Мусина, Н.А. Чечинои, Д.М. Чечота. С. 455–456 (автор главы – А.П. Вершинин)
[16] См. более подробно: Ефимова Л.Г. Очерк вексельного права // В кн.: Вексель и вексельное обращение в России. Сборник / Сост. Д.А. Равкин, А.Г. Морозов. М., 1996. С.55-60.
[17] О переводном и простом векселе. Федеральный закон от 11.031997 г. № 48 -ФЗ // СЗ РФ. 1997 № 11. ст. 1238, Российская газета. 1997. 18 марта.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.