Права и свободы личные политические

Личные и политические права и свободы человека и гражданина

Главная > Статья >Государство и право

Негосударственное образовательное учреждение

«Московский институт права»

Филиал в г. Рязани

по дисциплине «Конституционное право РФ»

на тему: «Личные и политические права и свободы человека и гражданина»

Студентка 1 курса заочной формы обучения

по специальности 030501 Юриспруденция

Жильцова Олеся Александровна

Рязань, 2008 год.

1. Понятие прав и свобод человека и гражданина……………….. 5

2. Классификация прав и свобод человека и гражданина……….. 7

3. Личные права и свободы ……………………………………. 8

4. Политические права и свободы………………………………. 19

Список используемой литературы………………………………. 30

Статья 2 Конституции Российской Федерации раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства — человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью.

Цель данной курсовой работы составление представления о личных и политических правах и свободах человека и гражданина.

Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это — сердцевина конституционного строя.

Основные права гражданина — это прежде всего, его конституционные права и свободы. Это вытекает из сопоставления статьи 17 со статьей 55, где предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в части второй статьи 17 речь идет только об основных правах и свободах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства – неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения). Все права человека и гражданина связаны не только с фактом его рождения, но и с наличием других, предусмотренных законом обстоятельств.

Конституция РФ подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не лишение. ) его основных прав и свобод. Иногда это даже приводит и к ограничению права на жизнь (ст.12 Конституции п.1), если существование в законе статьи предусматривает за такое преступление эту крайнюю меру.

Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (Ст.3 Конституции РФ). Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реальную и практическую реализацию получает через политические права каждого человека. Именно это взаимодействие и обеспечивает должное их применение и реализацию их в повседневной жизни. Государство обязано гарантировать защиту прав граждан в случае их умаление тем или иным способом. Гарантия судебной защиты, закрепление этого права в иных законодательных актах и обеспечивает в общей мере эту защиту.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных интересов и вместе с тем определяют границы его свободы. Ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу, потому что это может привести к многочисленным столкновениям со стороны различных слоев населения, пытающихся реализовать только их интересующие проблемы.

Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможное ущемление их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны отдельных лиц. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает, что человек и гражданин могут осуществлять свои права и свободы, а так же защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на нее.

Понятия прав человека и гражданина.

Права человека – неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не “дарует” права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное т.п.).

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией права употребляется термин свободы: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. Также используются такие термины как “права гражданина” и “права личности”.

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемые от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно – правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и тоже время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми его нормального

существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства оно становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно – правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных а ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно – организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависит от социально – экономического положения, общественно – политического статуса человека, условий его работы и проживания. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

2. Классификация прав и свобод.

В настоящем законодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина. Для того, чтобы было легче их рассматривать, существует их классификация на отдельные группы. Данная классификация помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. Традиционно в науке права и свободы делятся на три группы:

— экономические, социальные и культурные.

В действующей Конституции РФ данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна данная сгруппированность прав и свобод по указанным критериям. Данной классификации присуща такая черта как ее условность, поскольку отдельные виды прав могут быть отнесены к разным группам.

3. Личные права и свободы

В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20 — 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него,

2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. 1

Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Это фундаментальное право вполне допустимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как право личности на свободу от любых незаконных посягательств на ее жизнь со стороны государства, его представителей либо частных лиц; во-вторых, как право личности на свободное распоряжение своей жизнью. По сути дела все остальные права так или иначе объединяются вокруг этого стержневого права. Такие права, как право на социальное обеспечение, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, равно как право на свободу от жестоких видов обращения и наказания, выступают в качестве дополнительных инструментов, обеспечивающих его эффективную реализацию. Государство обязано признать эти права и создавать благоприятные для жизни человека условия всеми имеющимися средствами. Не случайно преступления против жизни и здоровья личности составляют категорию особо тяжких уголовно наказуемых деяний. Отдельная проблема в этой области — право государства на применение смертной казни в качестве исключи тельной меры наказания. Право на жизнь выступает и как ограничитель смертной казни. В настоящее время в РФ смертная казнь как исключительная мера наказания не применяется впредь до принятия федерального закона, реально обеспечивающего каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Данное право должно быть обеспечено всем обвиняемым на всей территории РФ, ибо оно выступает в качестве особой уголовно-процессуальной гарантии судебной защиты права каждого на жизнь. 2

Право на достоинство

Право на достоинство является, по существу, основной целью всех остальных нрав человека. В этом смысле достоинство человека — источник его прав и свобод. Разделы о правах и свободах человека во многих современных конституциях открываются понятием «достоинство человека». Достоинство — это признание обществом социальной ценности, уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества.

Посягательство на достоинство человека может быть средством как физического, так и психического воздействия. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию, а также без добровольного согласия — медицинским, научным или иным опытам. Достоинство как субъективное право человека включает в себя и охрану чести, репутации и доброго имени. Защита достоинства личности безусловна и осуществляется государством: никакие обстоятельства не могут служить основанием для его умаления. Поэтому защите подлежит достоинство любой личности — не только взрослого и дееспособного человека, но и несовершеннолетних и душевнобольных.

Достоинство гарантируется и защищается личными правами (правом на свободу и личную неприкосновенность, правом па защиту чести и доброго имени и пр.). Реальная правовая защита достоинства человека обеспечивается и рядом социально-экономических прав, например правом на свободный труд при запрещении принудительного труда, правом па социальное обеспечение, гарантирующим достойный уровень жизни. 3 В развитие конституционных норм достоинство личности охраняется нормами ряда отраслей права, вплоть до уголовного, предусматривающего такие составы преступлений против чести и достоинства, как клевета и оскорбление.

Политические права и свободы человека и гражданина

Политические права и свободы человека и гражданина имеют свои особенности: они связаны с обладанием гражданством государства, слу­жат отражением суверенитета народа и выражаются в праве граждан участвовать в управлении делами государства.

К политическим правам и свободам относятся следующие.

• Право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Кон­ституции РФ), выражающееся:

♦ в праве участвовать в референдуме и выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных органов субъектов РФ и депутатов муниципальных советов (активное избирательное право);

♦ праве быть избранным в органы государственной власти и мест­ного самоуправления (пассивное избирательное право);

♦ возможности воздействовать на деятельность законодательных органов власти всех уровней через своих представителей (депу­татов);

♦ равном доступе граждан к государственной службе;

♦ участии в отправлении правосудия (привлечение граждан в ка­честве присяжных и арбитражных заседателей).

• Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

(ст. 33 Конституции РФ) предоставляет гражданам РФ возмож­ность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган государственной власти или местного самоуправления вплоть до Президента РФ и определяет обязанность должностного лица дать ответ на это обращение.

• Право на общественные объединения (ст. 30 Конституции РФ) принадлежит каждому человеку, то есть и граждане РФ, и неграж­дане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе вступать в политические партии, профсоюзы и другие об­щественные организации (исключением будут являться иностран­ные граждане, военнослужащие и работники силовых структур).

• Право на собрания (ст. 31 Конституции РФ) — граждане РФ име­ют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, ми­тинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реали­зации указанного права регламентируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирова­ниях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 8 декабря 2011 г.). От­метим, что российское законодательство, закрепляя общий запрет на проведение мероприятий, уведомления о которых не были по­даны или в отношении которых не было согласовано изменение места или время их проведения, в то же время не предусматривает особого порядка их прекращения. В связи с чем стоит согласиться с выводом М. А. Яковенко о том, что применение силы в целях

прекращения подобных акций, если они носят мирный, ненасиль­ственный характер, должно исключаться или сводиться к допу­стимому минимуму[10].

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства — в обязанности предоставить эту защиту.

Рассмотрим основные права и свободы человекаи гражданина:

Основные права и свободы человека и гражданина — понятие, широко используемое в конституционном лексиконе и означающее те права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в конституции государства. Эти права и свободы являются важнейшими, основополагающими для статуса личности в данных государстве и обществе, они предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В ст. 2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы ( без слова «основные», то есть — все) являются высшей ценностью, то в ст. 17 ч.2 Конституции РФ говорится, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». То, что к числу основных прав и свобод относятся именно те, которые названы в Конституции РФ, хорошо видно из ч. 1 ст. 55, которая гласит: перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина..

Перейдём к конституционным правам человека и гражданина:

В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством — института гражданства (ст.6 п.2 Конституции РФ) гарантирует, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой статьи (ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством.

Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

В отличии от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.

Это и есть различие, отражаемое Конституцией: «личные права» — каждому, политические — «гражданам».

Однако все политические права и свободы(и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

Основные права гражданина — это прежде всего, его конституционные права и свободы. Это вытекает из сопоставления статьи 17 со статьей 55, где предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ (далее по тексту — Конституция) основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в части второй статьи 17 речь идет только об основных правах и свободах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства — неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения). Все права человека и гражданина связаны не только с фактом его рождения, но и с наличием других, предусмотренных законом обстоятельств.

Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не лишение.) его основных прав и свобод. Иногда это даже приводит и к ограничению права на жизнь (ст.12 Конституции п.1), если существование в законе статьи предусматривает за такое преступление эту крайнюю меру.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных интересов и вместе с тем определяют границы его свободы. Ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу, потому что это может привести к многочисленным столкновениям со стороны различных слоев населения, пытающихся реализовать только их интересующие проблемы.

Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможное ущемление их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны отдельных лиц. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает, что человек и гражданин могут осущетсвлять свои права и свободы, а так же защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на нее. Прежде всего следует отметить всеобщее равенство не только по рассовому и социальному, но и по равенству полов перед судом, т.е. право на судебное разбирательство о нарушении того или иного права предоставлено всем без исключения. Это гарантирует Статья 19 Конституции РФ.

Основные политические права и свободы:

В отличии от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Прежде всего следует отметить , что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.

Политические права и свободы — группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

К числу зафиксированных в Конституции РФ основных политических прав и свобод относятся:

1)право на свободу мысли, ст29 п.1

2)право беспрепятственно придерживаться своих мнений,ст 29 п.3

3)право получать и распространять информацию,ст 29 п.4

4)право печати и информации,ст29 п.5

5)право на объединения,ст 30 п.1

6)право бесприпятсвенно вступать в какое – либо объединение или пребывания в нем,ст31п2

7)право на мирные собрания,ст 31 п.1

8)право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей,ст 32 п.1

9)право избирать и быть избранными и др.,ст32 п.2

10)право равного доступа к государственной службе,ст 32п.4

11)право участвовать в отправлении правосудия ,ст32 п.5

12)право обращения ,ст33 п.1

Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий,представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний .

Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Россйской Федерации.

Основные политическиие права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституци Росийской Федерации, которая гласит, что:

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность — юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отлчие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемливой частью человеческого статуса. Доститгнув совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет отвественность за результаты свох действий.

В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.(ст.60 Конституции РФ).

Подведя итог следует отметить, что Россия сегодня не является в полной мере правовым государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека — задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого (исторические традиции России не совместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы.

Студенческий научный форум — 2013
V Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

Права и свободы личные политические

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основные права гражданина Россиийской Федерации ›
  • Что такое политические права человека?

Что такое политические права человека?

Политические права – это права, осуществлении которых непосредственно связано с государством, поскольку без государства нет политики. Они сформировались примерно в то же время, что и личные права, однако несли в себе дискриминационные черты, от которых человечество избавлялось на протяжении столетия – неравенство мужчин и женщин в правах, имущественные, классовые, сословные цензы и многое другое. Политические права – это второй и последний элемент прав и свобод человека и гражданина первого поколения, который дает возможность гражданнам участвовать в общественно-политической жизни страны и управлении государством.

Сегодня политические права подчиняются принципам, что и все права:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К политическим правам относятся:

1. свобода объединений и их деятельности – свобода создавать, вступать, выходить и состоять в партиях, движениях, общественных объединениях, профсоюзах для защиты и выражения своих интересов (ст. 30 Конституции РФ),

2. свобода собраний – проведения мирных шествий, митингов, пикетирований (ст. 31 Конституции РФ),

3. право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ),

4. право избирать и быть избранными в законодательные, представительные, исполнительные органы государственной и муниципальной власти, иметь равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ),

5. право участвовать в отправлении правосудия – в качестве судей или присяжных заседателей (ст. 32 Конституции РФ),

6. право на обращение в органы государственной, муниципальной власти (ст. 33 Конституции РФ).

Права и свободы личные политические

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного смоуправления и обеспечиваются правосудием.

Классификация прав и свобод человека и гражданина

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и должны охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена наиболее популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

Личные права

Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

  • право на жизнь (ст. 20)
  • право на достоинство (ст. 21, ч. 1)
  • право на безопасность (ст. 21, ч. 2)
  • право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)
  • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23)
  • право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23, ч. 2)
  • право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его права и свободы (ст. 24, ч. 2)
  • право на неприкосновенность жилища (ст. 25)
  • право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26, ч. 1)
  • право на пользование родным языком (ст. 26, ч. 2)
  • право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27, ч. 1)
  • право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться (ст. 27, ч. 2)
  • свобода совести и вероисповедания (ст. 28)
  • свобода мысли и слова (ст. 29, ч. 1)
  • право на информацию (ст. 29, ч. 4)

Политические права

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

  • право на информацию (ст. 29)
  • право на объединение, свобода союзов, партий (ст. 30)
  • право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31)
  • право на участие в управлении делами государства (ст. 32, ч. 1)
  • право избирать и быть избранным (ст. 32, ч. 2)
  • право обращений в государственные органы (ст. 33)

Экономические права:

  • свобода предпринимательской деятельности (ст. 34)
  • право на частную собственность (ст. 35, 36)
  • право наследования (ст. 35, ч. 4)
  • свобода труда, право на труд в нормальных условиях (ст. 37)
  • право на защиту от безработицы (ст. 37)

Социальные права

Это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К социально-экономическим правам относятся:

  • право на отдых (ст. 37)
  • право на материнство, детство и отцовство (ст. 38)
  • право на социальное обеспечение (ст. 39)
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)

Культурные права

Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:

  • право на образование (ст. 43)
  • свобода творчества и преподавания (ст. 44, ч. 1)
  • право на участие в культурной жизни и пользование культурными учреждениями (ст. 44, ч. 2)
  • доступ к культурным ценностям (ст. 44, ч. 2)

Экологические права:

  • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)
  • право на достоверную информацию о её состоянии (ст. 42)
  • право на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42)

Правозащитные организации:

  1. Права человека (сайт ООН) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.un.org/ru/rights/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 14.09.2013)
  2. Европейский суд по правам человека – жалобы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.espch.ru/. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 13.09.2013).
  3. Европейская конвенция о защите прав человека: право и практика [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.echr.ru/. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 13.09.2008).
  4. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ombudsmanrf.ru/. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 13.09.2013).
  5. Бесплатная консультация юриста [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pomogem.com/index.htm.- Загл. с экрана. — (Дата обращения: 13.09.2013).
  6. Общероссийская общественная организация Ассоциация юристов России [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.alrf.ru/. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 13.09.2013).
  7. Юридическая Консультация ON-LAIN [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.9111.ru/. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 13.09.2013).
  8. Zakon. ru – первая социальная сеть для юристов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon.ru/. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 13.09.2013).

1. Бадирян, Г. М. Права личности : исторические и теоретические аспекты обоснования и признания / Г. М. Бадирян // Государство и право. — 2006. — № 8. — С. 54-61.
В статье рассмотрены права человека в историческом аспекте. Проблемы личных прав человека в советский период и в современной теории права.

2. Киричек, Е. В. Эволюция конституционных прав свобод человека и гражданина / Е. В. Киричек // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2006. — № 1. — С. 26-41. — (Проблемы государственного и муниципального строительства). — Библиогр. в примеч.
История прав и свобод человека.

3. Козориз, Н. Л. Конституционно-правовое регулирование обеспечение права граждан на информацию / Н. Л. Козориз // Право и государство: теория и практика. — 2013. — № 1. — С. 32-36. — (Конституционное и муниципальное право). — Библиогр. в сносках.
Сопоставительный анализ норм Конституции Российской Федерации, регулирующих право граждан на информацию с нормами международного права. Предложения по совершенствованию законодательства.

4. Лукашева, Е. А. Совершенствование деятельности государства — необходимое условие обеспечения прав человека / Е. А. Лукашева // Государство и право. — 2005. — №5. — С. 61-65. — Библиогр. в сносках.
В статье автор дает оценку положения дел с правами человека в России и анализирует причины, тормозящие реализацию этих прав.

5. Палчаев, А. Н. Взаимосвязь прав человека и коллективных прав в многонациональном государстве / А. Н. Палчаев // Власть. — 2013. — № 1. — С. 90-94. — (Экспертиза). — Библиогр. в сносках.
На примере Северокавказского региона рассматривается состояние прав человека в многонациональном государстве и анализируется, как они соотносятся с коллективными правами, а именно с правами этносов.

6. Панченко, В. Ю. Правопонимание и правовая политика в сфере юридической помощи / В. Ю. Панченко // Право и государство: теория и практика. — 2013. — № 1. — С. 13-18. — (Теория права и государства). — Библиогр. в сносках.
Человекоцентристский подход как идейная основа правовой политики в сфере юридической помощи.

7. Стародубцева, И. А. Конституционный принцип приоритета прав и свобод человека: коллизии в реализации / И. А. Стародубцева // Российская юстиция. — 2010. — № 8. — С. 43-45. — (Точка зрения). — Библиогр.: с. 45 (5 назв.).
В статье исследован конституционный принцип приоритета прав и свобод человека как один из принципов разрешения коллизий в рамках федерального коллизионного права. Автором выявлены и проанализированы коллизии в реализации принципа приоритета прав и свобод человека между Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в части ограничения прав и свобод личности.

8. Султанов, А. Р. Находится ли защита прав и свобод человека в коллизии с правовой определенностью? / А. Р. Султанов // Арбитражный и гражданский процесс. — 2013. — № 2. — С. 60-64. — (Мнение). — Библиогр.: с. 64 (11 назв.).
Автор статьи рассматривает вопросы прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные в Конвенции о защите прав и основных свобод и в Конституции Российской Федерации, через призму правовой определенности.

9. Уваров, А. А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина [Текст] / А. А. Уваров // Государство и право. — 2005. — № 7. — С. 82-84. — Библиогр. в сносках.
Классификация конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ.

10. Цалиев, А. М. О конституционном правосознании в юбилейный год Конституции / А. М. Цалиев // Российская юстиция. — 2013. — № 3. — С. 7-10. — (Правовое государство). — Библиогр.: с. 10 (15 назв.).
В статье рассматривается конституционное правосознание как ведущая отрасль правосознания, его особенности и понятие, предлагаются меры по повышению конституционного правосознания.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.