Права граждан в административном процессе

Раздел 2. Организация административного судопроизводства. Глава 5. Участники административного процесса.

§ 1. Лица, участвующие в деле.

Статья 47. Состав лиц, участвующих в деле.
Лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, представители сторон и третьих лиц.

Статья 48. Административная процессуальная правосубъектность.
1. Способность иметь процессуальные права и обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается за гражданами Украины, иностранцами, лицами без гражданства, органами государственной власти, другими государственными органами, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями (юридическими лицами).
2. Способность лично осуществлять свои административные процессуальные права и обязанности, в том числе поручать ведение дела представителю (административная процессуальная дееспособность), принадлежит физическим лицам, достигшим совершеннолетия и не признанным судом недееспособными, а также физическим лицам до достижения этого возраста в спорах по поводу публично-правовых отношений, в которых они в соответствии с законодательством могут самостоятельно участвовать.
3. Способность лично осуществлять свои административные процессуальные права и обязанности, в том числе поручать ведение дела представителю (административная процессуальная дееспособность), принадлежит органам государственной власти, другим государственным органам, органам власти Автономной Республики Крым, органам местного самоуправления, их должностным и служебным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям (юридическим лицам).

Статья 49. Права и обязанности лиц, участвующих в деле.
1. Лица, участвующие в деле, имеют равные процессуальные права и обязанности.
2. Лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и неуклонно исполнять процессуальные обязанности.
3. Лица, участвующие в деле, имеют право:

  1. знать о дате, времени и месте судебного рассмотрения дела; о всех судебных решениях, которые принимаются по делу и касаются их интересов;
  2. знакомиться с материалами дела;
  3. заявлять ходатайства и отводы;
  4. давать устные и письменные объяснения, доводы и возражения;
  5. представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств;
  6. выражать свое мнение по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам;
  7. приводить возражения против ходатайств, доводов и соображений других лиц;
  8. знакомиться с технической записью и журналом судебного заседания и представлять письменные замечания к ним;
  9. делать из материалов дела выписки, снимать копии с материалов дела, получать копии судебных решений;
  10. обжаловать судебные решения в части, касающейся их интересов;
  11. пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными им настоящим Кодексом.

4. Лица, участвующие в деле, могут за собственный счет дополнительно заказать и получить в суде засвидетельствованные копии документов и выписки из них.

Статья 50. Стороны.
1. Сторонами в административном процессе являются истец и ответчик.
2. Истцом в административном деле могут быть граждане Украины, иностранцы либо лица без гражданства, предприятия, учреждения, организации (юридические лица), субъекты властных полномочий.
3. Ответчиком в административном деле является субъект властных полномочий, если иное на установлено настоящим Кодексом.
4. Граждане Украины, иностранцы либо лица без гражданства, их объединения, юридические лица, не являющиеся субъектами властных полномочий, могут быть ответчиками лишь по административному иску субъекта властных полномочий:

  1. о временном запрещении (приостановлении) отдельных видов или всей деятельности объединения граждан;
  2. о принудительном роспуске (ликвидации) объединения граждан;
  3. о принудительном выдворении иностранца либо лица без гражданства с Украины;
  4. об ограничении в отношении реализации права на мирные собрания (собрания, митинги, шествия, демонстрации и т. д.);
  5. в иных случаях, установленных законом.

Статья 51. Права и обязанности сторон.
1. Кроме прав и обязанностей, определенных в статье 49 настоящего Кодекса, истец имеет право изменить основание или предмет административного иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований или отказаться от административного иска в любое время до окончания судебного разбирательства. Истец имеет право отказаться от административного иска и в суде апелляционной либо кассационной инстанции до окончания соответственно апелляционного либо кассационного рассмотрения.
2. Кроме прав и обязанностей, определенных в статье 49 настоящего Кодекса, ответчик имеет право признать административный иск полностью или частично, представлять возражение против административного иска.
3. Стороны могут достичь примирения на любой стадии административного процесса, являющегося основанием для закрытия производства по административному делу.
4. Суд не принимает отказа истца от административного иска, признания административного иска ответчиком и не признает условий примирения сторон, если эти действия противоречат закону или нарушают чьи-нибудь права, свободы либо интересы.

Статья 52. Замена ненадлежащей стороны.
1. Суд первой инстанции, установив, что с административным иском обратилось не то лицо, которому принадлежит право требования, или не к тому лицу, которое должно отвечать по административному иску, может с согласия истца допустить замену первоначального истца или ответчика надлежащим истцом или ответчиком, если это не повлечет изменения подсудности административного дела.
2. Если истец не согласен на его замену другим лицом, то это лицо может вступить в дело как третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, о чем суд уведомляет третье лицо.
3. Если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может привлечь это лицо в качестве второго ответчика. В случае отказа в удовлетворении административного иска к такому ответчику понесенные истцом расходы относятся на счет государства.
4. После замены стороны, вступления третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечения второго ответчика рассмотрение административного дела начинается сначала.

Статья 53. Третьи лица
1. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, могут вступить в дело в любое время до окончания судебного разбирательства, предъявив административный иск к сторонам. Удовлетворение административного иска таких лиц должно полностью или частично исключать удовлетворение требований истца к ответчику. В случае вступления третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, рассмотрение административного дела начинается сначала.
2. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика в любое время до окончания судебного разбирательства, если решение по делу может повлиять на их права, свободы, интересы или обязанности. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Вступление третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, не влечет рассмотрение административного дела сначала.

Статья 54. Права и обязанности третьих лиц.
1. Кроме прав и обязанностей, определенных в статье 49 настоящего Кодекса, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, имеют права истца.
2. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, имеют права и обязанности, определенные в статье 49 настоящего Кодекса.

Статья 55. Процессуальное правопреемство.
В случае выбытия или замены стороны либо третьего лица в отношениях, по которым возник спор, суд допускает на любой стадии административного процесса замену соответствующей стороны либо третьего лица ее правопреемником. Все действия, совершенные в административном процессе до вступления правопреемника, обязательны для него в такой же мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое он заменил.

Статья 56. Представители.
1. Сторона, а также третье лицо в административном деле могут участвовать в административном процессе лично и (или) через представителя.
2. Представителем может быть физическое лицо, которое в соответствии с частью второй статьи 48 настоящего Кодекса имеет административную процессуальную дееспособность.
3. Представители участвуют в административном процессе на основе договора или закона.
4. Права, свободы и интересы малолетних и несовершеннолетних лиц, не достигших возраста, с которого наступает административная процессуальная дееспособность, а также недееспособных физических лиц защищают в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны, попечители либо иные лица, определенные законом.
5. Права, свободы и интересы несовершеннолетних лиц, достигших возраста, с которого наступает административная процессуальная дееспособность, нетрудоспособных физических лиц и физических лиц, гражданская дееспособность которых ограничена, могут защищать в суде их законные представители — родители, усыновители, опекуны, попечители либо иные лица, определенные законом. Суд может привлечь к участию в таких делах соответственно несовершеннолетних лиц, нетрудоспособных физических лиц и физических лиц, гражданская дееспособность которых ограничена.
6. Суд с целью защиты прав, свобод и интересов несовершеннолетних лиц, достигших возраста, с которого наступает административная процессуальная дееспособность, нетрудоспособных физических лиц и физических лиц, гражданская дееспособность которых ограничена, и которые участвуют в деле, может привлечь к участию в деле их законных представителей.
7. Законным представителем органа, предприятия, учреждения, организации в суде является его руководитель либо иное лицо, уполномоченное законом, положением, уставом.
8. В качестве законных представителей действуют также органы и иные лица, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц.
9. В случае отсутствия представителя у стороны либо третьего лица, не имеющего административной процессуальной дееспособности, а также в случае, если законный представитель этих лиц не имеет права вести дело в суде на основаниях, установленных законом, суд приостанавливает производство по делу и инициирует перед органами опеки и попечительства либо другими органами, определенными законом, вопрос о назначении либо замене законного представителя.

Статья 57. Лица, которые не могут быть представителями.
1. Не могут быть представителями в суде лица, участвующие в деле в качестве секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика и свидетеля.
2. Судьи, прокуроры, следователи не могут быть представителями в суде, кроме случаев, когда они действуют в качестве представителей соответствующих органов, являющихся стороной или третьим лицом в деле, либо в качестве законных представителей стороны или третьего лица.

Статья 58. Документы, подтверждающие полномочия представителей.
1. Полномочия представителей, участвующих в административном процессе на основе договора, на осуществление представительства в суде должны быть подтверждены доверенностью либо устным заявлением доверителя с занесением ее в журнал судебного заседания. Оригиналы доверенностей или удостоверенные подписью судьи копии с них приобщаются судом к делу.
2. Полномочия законных представителей подтверждаются документами, утверждающими занимаемую ими должность либо факт семейных, опекунских и прочих отношений с лицом, интересы которого они представляют. Удостоверенные подписью судьи копии этих документов приобщаются к делу.
3. Доверенности от имени органа, предприятия, учреждения, организации выдаются за подписью руководителя или иного уполномоченного на то законом, положением, уставом лица и удостоверяются печатью этого органа, предприятия, учреждения, организации.
4. Доверенность физического лица на ведение дела в административном суде удостоверяется нотариально или должностным лицом предприятия, учреждения, организации, в которой доверитель работает, учится, находится на службе, стационарном излечении, либо по решению суда или по месту его жительства (пребывания).
5. Полномочия адвоката в качестве представителя могут также удостоверяться ордером, выданным соответствующим адвокатским объединением, или договором о предоставлении правовой помощи.
6. Доверенности или другие документы, подтверждающие полномочия представителя и удостоверенные в других государствах, должны быть легализированы в установленном законодательством порядке, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Статья 59. Полномочия представителя в суде.
1. Полномочие на ведение дела в суде дает представителю право на совершение от имени лица, которое он представляет, всех процессуальных действий, которые может совершить это лицо. Распоряжения доверителя представителю, участвующему в административном процессе на основе договора, в отношении ведения дела обязательны
для него.
2. Представитель, участвующий в административном процессе на основе договора, имеет право полностью или частично отказаться от административного иска, признать административный иск, изменить административный иск, достичь примирения, передать полномочия представителя другому лицу (перепоручение), обжаловать судебное решение, если право на совершение каждого из этих действий специально обусловлено в выданной ему доверенности.
3. Полномочия представителя действительны в течение времени производства по делу, если иной срок не указан в доверенности.
4. Представитель может отказаться от предоставленных ему полномочий, о чем извещает лицо, наделившее его ими, и суд. При этом он не может участвовать в этом деле в качестве представителя другой стороны.
5. Основания и порядок прекращения представительства по доверенности, отмена доверенности и отказа представителя от предоставленных ему полномочий определяются статьями 248-250 Гражданского кодекса Украины.
6. Законный представитель самостоятельно осуществляет процессуальные права и обязанности стороны либо третьего лица, которое он представляет, действуя в его интересах.
7. Если действия законного представителя противоречат интересам лица, которое он представляет, суд может привлечь к участию в деле соответствующий орган либо лицо, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц.

Статья 60. Участие в деле органов и лиц, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц.
1. В случаях, установленных законом, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица могут обращаться в административный суд с административными исками о защите прав, свобод и интересов других лиц и участвовать в этих делах.
2. Прокурор осуществляет в суде представительство интересов гражданина или государства в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законами, и может осуществлять представительство на любой стадии административного процесса.
3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть привлечены судом к участию в деле в качестве законных представителей или вступить в дело по своей инициативе с целью исполнения возложенных на них полномочий.

Статья 61. Особенности полномочий органов и лиц, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц в суде.
1. Органы и лица, которые определены в статье 60 настоящего Кодекса и обращаются в административный суд за защитой прав, свобод и интересов других лиц, не могут заканчивать дело примирением.
2. Отказ органов и лиц, определенных в статье 60 настоящего Кодекса, от административного иска или изменение исковых требований не лишает лицо, в защиту прав, свобод и интересов которого подан административный иск, права требовать от суда рассмотрения дела, разрешения административного иска в предыдущем объеме.
3. Если физическое лицо, обладающее административной процессуальной дееспособностью и в защиту прав, свобод и интересов которого подан административный иск, не поддерживает исковых требований, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.
4. Прокурор, не участвовавший в деле, с целью разрешения вопроса о наличии оснований для подачи апелляционной либо кассационной жалобы, жалобы по исключительным обстоятельствам, заявления о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, имеет право знакомиться с материалами дела в административном суде.

§ 2. Другие участники административного процесса.

Статья 62. Лица, являющиеся другими участниками административного процесса.
Участниками административного процесса, кроме лиц, участвующих в деле, являются секретарь судебного заседания, судебный распорядитель, свидетель, эксперт, специалист, переводчик.

Статья 63. Секретарь судебного заседания.
Секретарь судебного заседания:
1) осуществляет судебные вызовы и извещения;
2) проверяет наличие и выясняет причины отсутствия лиц, вызванных в суд, и докладывает об этом председательствующему;
3) обеспечивает контроль за полным фиксированием судебного заседания техническими средствами;
4) ведет журнал судебного заседания;
5) оформляет материалы административного дела;
6) выполняет иные поручения председательствующего в деле.

Статья 64. Судебный распорядитель.
1. К участию в административном процессе председательствующим в судебном заседании может привлекаться судебный распорядитель.
2. Судебный распорядитель:

  1. обеспечивает надлежащее состояние зала судебного заседания и приглашает в него участников административного процесса;
  2. объявляет о входе суда в зал судебного заседания и выходе суда из него;
  3. следит за соблюдением порядка лицами, присутствующими в зале судебного заседания;
  4. принимает от участников административного процесса и передает документы и материалы суда во время судебного заседания;
  5. выполняет распоряжения председательствующего о приведении к присяге переводчика, эксперта;
  6. приглашает в зал судебного заседания свидетелей и выполняет распоряжения председательствующего о приведении их к присяге;
  7. выполняет иные распоряжения председательствующего, связанные с обеспечением условий, необходимых для рассмотрения административного дела.

3. Требования судебного распорядителя, связанные с исполнением обязанностей, установленных настоящей статьей, обязательны для лиц, участвующих в деле, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков и других лиц, присутствующих в зале судебного заседания.
4. В случае отсутствия в судебном заседании распорядителя его функции выполняет секретарь судебного заседания.

Статья 65. Свидетель.
1. В качестве свидетеля в административном деле может быть вызвано судом каждое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, которые следует выяснить в деле.
2. Не могут быть допрошены в качестве свидетелей:

  1. недееспособные физические лица, а также лица, состоящие на учете либо на излечении в психиатрическом лечебном учреждении и не способные из-за своих физических или психических недостатков правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, или давать по этому поводу показания;
  2. представители в судебном процессе, защитники в уголовных делах — об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением функций представителя либо защитника;
  3. священнослужители — о сведениях, полученных ими на исповеди верующих;
  4. профессиональные судьи, народные заседатели и присяжные — об обстоятельствах обсуждения в совещательной комнате вопросов, возникших во время вынесения судебного решения;
  5. другие лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей согласно закону либо международному договору, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, без их согласия.

3. Физическое лицо имеет право отказаться от дачи показаний в отношении себя, членов семьи либо близких родственников (муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, падчерица, брат, сестра, дед, бабка, внук, внучка, усыновитель либо усыновленный, опекун либо попечитель, лицо, над которым установлены опека либо попечительство, член семьи или близкий родственник этих лиц).
4. Свидетель вызывается в судебное заседание по инициативе суда или лиц, участвующих в деле. Лицо, участвующее в деле, заявляя ходатайство о вызове свидетеля, должно указать его имя, место жительства (пребывания), работы либо службы и обстоятельства, в отношении которых он может дать показания.
5. Свидетель обязан прибыть в суд в определенное время и дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах.
6. В случае невозможности прибытия по вызову суда свидетель обязан заблаговременно известить об этом суд.
7. Свидетель имеет право давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, пользоваться письменными записями, отказаться от дачи показаний в случаях, установленных законом, а также на компенсацию расходов, связанных с вызовом в суд.
8. За заведомо ложные показания или за отказ от дачи показаний по непредусмотренным законом основаниям свидетель несет уголовную ответственность.

Статья 66. Эксперт.
1. Экспертом является лицо, имеющее необходимые знания и которому в порядке, установленном настоящим Кодексом, поручается дать заключение по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела и касающимся специальных знаний этого лица, путем исследования материальных объектов, явлений и процессов, содержащих информацию об обстоятельствах в деле.
2. В качестве эксперта может привлекаться лицо, отвечающее требованиям, установленным Законом Украины «О судебной экспертизе».
3. Эксперт обязан провести полное исследование и дать обоснованное и объективное письменное заключение относительно поставленных ему вопросов, в случае необходимости — прибыть по вызову суда, дать заключение или разъяснить его в судебном заседании.
4. Во время проведения исследования эксперт должен обеспечить сохранение объекта экспертизы. Если исследование связано с полным или частичным уничтожением объекта экспертизы или изменением его свойств, эксперт должен получить на это соответствующее разрешение суда, которое оформляется определением.
5. Эксперт не имеет права по собственной инициативе собирать материалы для проведения экспертизы; общаться с лицами, участвующими в деле, а также с другими участниками административного процесса, за исключением действий, связанных с проведением экспертизы; разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с проведением экспертизы, или сообщать кому-либо, кроме суда, о результатах экспертизы.
6. Эксперт безотлагательно должен уведомить суд о невозможности проведения им экспертизы из-за отсутствия у него необходимых знаний или без привлечения других экспертов.
7. При возникновении сомнения относительно содержания и объема поручения эксперт безотлагательно заявляет суду ходатайство о его уточнении или уведомляет суд о невозможности проведения им экспертизы по заданным вопросам.
8. Эксперт не имеет права перепоручать проведение экспертизы другому лицу.
9. При постановлении определения суда о прекращении проведения экспертизы эксперт обязан немедленно представить материалы дела и другие документы, использовавшиеся для проведения экспертизы.
10. Эксперт имеет право:

  1. знакомиться с материалами дела, касающимися предмета исследования;
  2. заявлять ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов и образцов;
  3. излагать в заключении судебной экспертизы выявленные в ходе ее проведения факты, имеющие значение для дела и по поводу которых ему не были заданы вопросы;
  4. присутствовать при совершении процессуальных действий, касающихся предмета и объектов исследования;
  5. задавать вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям;
  6. пользоваться другими правами, установленными Законом Украины «О судебной экспертизе».

11. Эксперт имеет право на оплату выполненной работы и на компенсацию расходов, связанных с проведением экспертизы и вызовом в суд.
12. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы недостаточны для исполнения возложенных на него обязанностей. Заявление об отказе должно быть мотивированным.
13. За заведомо ложное заключение, отказ без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей в суде эксперт несет уголовную ответственность.

Статья 67. Специалист.
1. Специалистом является лицо, которое владеет специальными знаниями и навыками применения технических средств и может давать консультации при совершении процессуальных действий по вопросам, требующим соответствующих специальных знаний и навыков.
2. Специалист может быть привлечен к участию в административном процессе по определению суда для оказания непосредственной технической помощи (фотографирования, составления схем, планов, чертежей, отбора образцов для проведения экспертизы и т. п.) при совершении процессуальных действий. Помощь специалиста технического характера при совершении процессуальных действий не заменяет заключения эксперта.
3. Специалист обязан явиться по вызову суда, отвечать на заданные судом вопросы, давать устные консультации и письменные разъяснения, обращать внимание суда на характерные обстоятельства либо особенности доказательств, в случае необходимости — оказывать суду техническую помощь.
4. Помощь специалиста не может касаться правовых вопросов.
5. Специалист имеет право знать цель своего вызова в суд, отказаться от участия в административном процессе, если он не владеет соответствующими знаниями и навыками, с разрешения суда задавать вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям, обращать внимание суда на характерные обстоятельства либо особенности доказательств, на оплату выполненной работы и на компенсацию расходов, связанных с вызовом в суд.

Статья 68. Переводчик.
1. Переводчиком является лицо, свободно владеющее языком, на котором осуществляется административное судопроизводство, и другим языком, знания которого необходимы для устного или письменного перевода с одного языка на другой, а также лицо, владеющее техникой общения с глухими, немыми либо глухонемыми.
2. Переводчик допускается определением суда по ходатайству лица, участвующего в деле, или назначается по инициативе суда. Суд обеспечивает лицу переводчика, если придет к заключению, что лицо вследствие невозможности оплатить услуги переводчика будет лишено судебной защиты.
3. Переводчик имеет право отказаться от участия в административном судопроизводстве, если он не владеет языком в объеме, необходимом для перевода, право задавать вопросы с целью уточнения перевода, а также право на оплату выполненной работы и на компенсацию расходов, связанных с вызовом в суд.
4. Переводчик обязан являться по вызову в суд, осуществлять полный и правильный перевод, своей подписью удостоверять правильность перевода в процессуальных документах, которые вручаются лицам, участвующим в деле, в переводе на язык, которым они владеют.
5. За заведомо неправильный перевод или за отказ без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей переводчик несет уголовную ответственность.

Процессуальные гарантии административного производства

Процессуальные гарантии – это правовые средства, содержащиеся в нормах права и обеспечивающие всем субъектам административного производства возможность выполнять обязанности и использовать предоставленные права. Государственным органам (должностным лицам) правовые гарантии обеспечивают возможность выполнять свои обязанности и использовать свои права для достижения задач административного производства, а гражданам реально использовать предоставленные им процессуальные средства для защиты и охраны прав и законных интересов. Права, предоставленные органу государства (должностному лицу) в административном производстве, гарантированы обязанностью соответствующих лиц выполнять обращенные к ним требования и установленные законом санкции. Так как одной из сторон процессуального отношения всегда является государственный орган или должностное лицо, наделенное властными полномочиями, особое значение в административном производстве приобретают процессуальные гарантии личности, охрана ее законных прав и интересов, обеспечение права граждан на судебную защиту. Реальное обеспечение права личности, в первую очередь обвиняемого, является критерием оценки демократизма, гуманизма административного производства.

Основу гарантий прав личности в сфере административного производства составляют закрепленные и обеспечиваемые Конституцией РФ права и свободы граждан (гл. 2) и принципы правосудия. Эти основополагающие нормы, устанавливающие гарантии прав личности, конкретизируются в КоАП РФ применительно к стадиям процесса и правам, предоставленным участникам и иным субъектам административного производства. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может защищать свои права как лично, так и с помощью защитника, законного представителя. Законом гарантированы права потерпевшего, а также и иных субъектов процесса (свидетеля, эксперта, специалиста, понятых, переводчика и др.).

Гарантиями защиты прав и законных интересов личности в административном производстве являются: право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иметь защитника; судебный контроль за задержанием лица или избранием в качестве меры пресечения административного задержания; равенство прав участников административного производства; предоставление только суду права признать лицо виновным: возможность обжалования действий и решений должностных лиц и государственных органов в суд.

Процессуальными гарантиями прав личности являются те средства, которые обеспечивают фактическую реализацию этих прав. Например, право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иметь защитника и представителя, которое гарантируется разъяснением ему этого права, предоставлением нрава избрать защитника, оказанием ему, в указанных законом случаях, бесплатно помощи защитника и др. (ст. 25.5 КоАП РФ). Важное значение имеет принцип презумпции невиновности, основополагающие начала которого заложены в ст. 49 Конституции РФ, где установлено, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке, причем обвиняемый не обязан доказывать свою виновность, а неустранимые сомнения в виновности соответствующего лица толкуются в его пользу. Данный принцип отражен в ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которой бремя доказывания виновности возлагается на обвинителя, а привлекаемый вправе, но не обязан, доказывать свою невиновность,

Обеспечение прав граждан – участников административного производства возложена на лиц, ведущих судопроизводство, которые обязаны разъяснить участвующим в производстве лицам их права и обеспечить возможность осуществления этих прав; принимать меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и не перелагать обязанность доказывания на лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; выносить законные, обоснованные и мотивированные решения: отменять решения, нарушающие права граждан, и восстанавливать нарушенную законность (ст. 24.1 КоАП РФ).

Обязанность государственных органов, ведущих административное производство, обеспечивать участникам процесса (лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, свидетелю и др.) возможность реализовать свои права обусловлена тем, что фактическое использование таких прав является важнейшим условием объективного исследования дела, установления истины, защиты законных интересов личности в производстве. Процессуальные права личности выступают в качестве особого вида процессуальных гарантий. Поэтому органы и лица, ведущие административное производство, обязаны соблюдать процессуальные права граждан, так как только при этом условии может быть достигнуто объективное, всестороннее и полное исследование дела, вынесено законное и обоснованное судебное решение.

Право на судебную защиту предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством административного производства, отвечающего требованиям справедливости. Принципы состязательности и равноправия сторон должны распространяться на все стадии административного производства. Такая правовая позиция нашла подтверждение в п. 3.2 Определения Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. № 113-О «По жалобе гражданина Маслова Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частями 1, 2 и 3 статьи 30.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Одной из таких гарантий, в том числе применительно к административному судопроизводству, является закрепленное в ст. 123 (ч. 3) Конституции РФ положение об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.

Понятие и виды участников административного судопроизводства

Тищенко Н.М. определяет участников процесса как граждан, других лиц, коллективы граждан и организаций в лице их представителей, наделенные правами и несут определенные обязанности, которые позволяют им участвовать в рассмотрении административных дел в целях защиты своих прав и законных интересов или прав и законных интересов лиц, представляемых ими, коллективов граждан или организаций, а также способствовать осуществлению административного процесса.

Понятие и виды участников административного судопроизводства

Статья 47 КАСУ определяет круг лиц, участвующих в деле, независимо от этапа производства по административному делу. Классификация лиц, участвующих в деле, проводимая с целью определить (в других статьях КАСУ) роль каждой категории этих лиц в административном процессе и круг их процессуальных прав и обязанностей.

Лица, участвующие в деле, — это участники административного процесса, которые осуществляют свои процессуальные права и исполняют обязанности в административном процессе для того, чтобы добиться определенного правового результата, в котором они заинтересованы.

В административных делах участвуют стороны, а также могут принимать участие третьи лица, а также представители сторон и третьих лиц.

Детализируя этот перечень, можно определить следующие виды лиц, участвующих в деле:

1) стороны: истец, ответчик;

2) третьи лица: третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора;

3) представители сторон, третьих лиц: представители на основе договора, представители на основе закона (законные представители), в том числе органы и лица, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц.

По направлению интереса таких лиц, участвующих в деле, условно можно разделить на тех, которые имеют материально-правовую заинтересованность в результатах разрешения дела (стороны и третьи лица), и на тех, что имеют процессуально-правовую заинтересованность (представители сторон и третьих человек). Судебное решение по делу будет касаться прав и обязанностей сторон и третьих лиц.

Процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в административном процессе

Для полноценной защиты в суде своих прав, свобод и интересов лица, участвующие в деле, имеют комплекс процессуальных прав. В соответствии с принципом состязательности комментируемая статья определяет перечень соревновательных прав, которые являются общими и равными для всех лиц, участвующих в деле.

Согласно ст. 49 КАСУ лица, участвующие в деле имеют следующие права:

1) знать о дате, времени и месте судебного разбирательства, о все судебные решения, которые принимаются в деле и касающиеся их интересов;

2) знакомиться с материалами дела;

3) заявлять ходатайства и отводы;

4) давать устные и письменные объяснения, доводы и возражения;

5) представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств;

6) высказывать свое мнение по вопросам, которые возникают во время рассмотрения дела, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам;

7) подавать возражения против ходатайств, доводов и соображений других лиц;

8) знакомиться с технической записью и журналом судебного заседания и подавать письменные замечания к ним;

9) делать из материалов дела выписки, снимать копии с материалов дела, получать копии судебных решений;

10) обжаловать судебные решения в части, касающейся их интересов;

11) пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными КАСУ.

Лица, участвующие в деле, могут за свой счет дополнительно заказать и получить в суде заверенные копии документов и выписки из них.

Эти права связаны также с определенными обязанностями. лица, участвующие в деле, имеют также процессуальные обязанности (например, прибыть в судебное заседание, если суд признал обязательным участие стороны или третьего лица в соответствии со статьей 120 КАСУ; сообщать суду об изменении своего адреса, о невозможности прибытия в судебное заседание в соответствии со статьей 40 КАСУ; придерживаться процессуальных сроков; соблюдать правила поведения в суде в соответствии со статьей 134 КАСУ). Требование добросовестности касается также выполнение этих обязанностей. Об этих обязанностях должно быть указано в Памятке процессуальные права и обязанности, которую суд направляет каждому лицу, которое принимает участие в деле, открыв производство по делу (см. часть пятую статьи 107 КАСУ).

Стороны в административном процессе

Основными участниками административного процесса являются стороны — истец и ответчик, между которыми, собственно, и возник публично-правовой спор. В зависимости от вида стороны в КАСУ различается их процессуальный статус.

Истцом является лицо, в защиту прав, свобод и интересов которого подан административный иск в административный суд, а также субъект властных полномочий, во исполнение полномочий которого подано исковое заявление в административный суд (пункт 8 статьи 3 КАСУ), независимо от того, кто подал административный иск — само это лицо (субъект) или ее (его) представитель. Истцом в административном деле в соответствии с частью второй статьи 50 могут быть:

1) физические лица — граждане Украины, иностранцы или лица без гражданства (независимо от административной процессуальной дееспособности);

2) предприятия, учреждения, организации (юридические лица), которые не являются субъектами властных полномочий;

3) в редких случаях — органы государственной власти, иные государственные органы, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица, другие субъекты при осуществлении ими властных управленческих функций на основании законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий (субъекты властных полномочий).

Ответчиком является субъект властных полномочий, а в случаях, предусмотренных законом, и другие лица, к которым обращено требование истца (пункт 9 статьи 3 КАСУ). Ответчиком является лицо, которое, по мнению истца, нарушила его право, свободу или интерес и должна устранить это нарушение или его последствия или возместить ущерб.

Статья 51 КАСУ определяет основные диспозитивные права сторон в административном процессе дополнительно к соревновательным прав, определенных в статье 49 КАСУ. Эти права отличают их процессуальный статус от статуса других лиц, участвующих в деле.

Наделение сторон равными диспозитивными правами направлено на реализацию принципов равенства (статья 10) и диспозитивности (статья 11 КАСУ) в административном судопроизводстве.

Истец, кроме права обратиться с иском, имеет следующие основные диспозитивные права:

1) отозвать исковое заявление из суда первой инстанции в любое время до окончания судебного разбирательства (см. пункт 2 части третьей статьи 108, пункт 5 части первой статьи 155 КАСУ);

2) требовать принятия мер обеспечения административного иска, изменения способа обеспечения иска, отмены мер обеспечения иска (статьи 117 — 118 КАСУ);

3) изменить основание или предмет административного иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований в течение всего времени рассмотрения дела в суде первой инстанции (часть первая комментируемой статьи, статья 137 КАСУ);

4) отказаться от административного иска в любое время до окончания судебного разбирательства в суде первой инстанции, а также в суде апелляционной или кассационной инстанции (в том числе в Верховном Суде Украины во время производства по исключительным обстоятельствам) — до окончания соответственно апелляционного или кассационного рассмотрения (часть первая комментируемой статьи, статьи 112, 136, 194, 219 КАСУ);

5) достичь примирения в любое время до окончания судебного разбирательства в суде первой инстанции, а также в суде апелляционной или кассационной инстанции (в том числе в Верховном Суде Украины во время производства по исключительным обстоятельствам) — до окончания соответственно апелляционного или кассационного рассмотрения (часть третья комментируемой статьи, статьи 113, 136, 194, 219 КАСУ);

6) требовать исполнения судебного решения после вступления его в законную силу или в случае возможности его немедленного исполнения; 7) достичь примирения в процессе исполнения судебного решения, то есть отказаться от принудительного исполнения или заключить мировое соглашение (статья 262 КАСУ).

Ответчик имеет следующие основные диспозитивные права:

1) признать административный иск полностью или частично или не признавать его, в частности подать свои возражения (часть вторая комментируемой статьи, статья 112, 136 КАСУ);

2) требовать изменения способа обеспечения иска, отмены мер обеспечения иска (статьи 117 — 118 КАСУ);

3) достичь примирения в любое время до окончания судебного разбирательства в суде первой инстанции, а также в суде апелляционной или кассационной инстанции (в том числе в Верховном Суде Украины во время производства по исключительным обстоятельствам) — до окончания соответственно апелляционного или кассационного рассмотрения (часть третья комментируемой статьи, статьи 113, 136, 194, 219 КАСУ);

4) заключить мировое соглашение в процессе исполнения судебного решения (статья 262 КАСУ).

Третьи лица в административном судопроизводстве

Институт третьего лица направлен на создание условий для защиты прав, свобод и интересов такого лица, которые могут быть нарушены при решении спора между истцом и ответчиком при отсутствии третьего лица. Участие третьего лица способствует всестороннему рассмотрению дела, собранию большего количества доказательств, правильному разрешению дела, предотвращает ситуации, когда по делам из одних правоотношений принимаются противоположные по смыслу решения.

Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, — это лицо, для защиты своих прав, свобод и интересов обращается с иском к сторонам по делу, в которой уже открыто производство. Исковые требования третьего лица обязательно должны касаться предмета спора.

Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, как и стороны, является заинтересованным в результатах рассмотрения дела судом, но ее интерес является самостоятельным и не совпадает с интересом истца или ответчика по делу. Требования истца и третьего лица с самостоятельными требованиями являются взаимоисключающими, а потому они не могут действовать как соистцы, поскольку между истцом и третьим лицом является конфликт интересов. Удовлетворении административного иска, заявили такие лица, имеющего полностью или частично исключать возможность удовлетворения требований истца к ответчику.

Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, вступает в дело способом подачи иска в истца и ответчика по делу. Инициатива подачи иска исходит от самой третьего лица; такая инициатива может быть следствием сообщение судом этого лица о возможности вступить в дело, если истец против замены его надлежащим истцом (см. часть вторую статьи 52 КАСУ).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, — это лицо, которое принимает участие в деле на стороне истца или ответчика в случае, если постановление по делу может повлиять на его права, свободы, интересы или обязанности. Интерес третьего лица по удовлетворению иска (если она участвует на стороне истца) или об отказе в удовлетворении иска (если она участвует на стороне ответчика) совпадает с интересами соответственно истца или ответчика. Это отличает третье лицо, которое не заявляет самостоятельных требований на предмет спора, от третьего лица, заявляющего такие требования.

Институт третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, в частности, применяется тогда, когда после удовлетворения иска к ответчику у последнего возникнет право заявить регрессные требования к третьему лицу. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, может вступить в дело, самостоятельно обратившись в суд с заявлением о своем участии в деле с указанием, на чьей стороне она желает участвовать, и со ссылкой на основания для такого участия.

Процессуальное представительство в административном процессе

Статья 56 КАСУ определяет право стороны или третьего лица действовать в административном процессе вместе с представителем или через него с целью лучшего представления своих интересов, а также устанавливает требования к лицам, которые могут быть представителями, и основания для их привлечения.

Представитель в административном процессе действует от имени и в интересах лица, которое он представляет. Представитель может действовать самостоятельно, полностью заменяя такое лицо, или рядом с ней. Есть в деле представителя не лишает лицо, которое он представляет, чтобы лично участвовать в процессе (часть первая комментируемой статьи) при условии, что она имеет административную процессуальную дееспособность в соответствии со статьей 48 КАСУ.

Представители участвующих в административном процессе на основе договора или закона.

Права, свободы и интересы малолетних и несовершеннолетних лиц, не достигших возраста, с которого наступает административная процессуальная дееспособность, а также недееспособных физических лиц защищают в суде их законные представители — Родители, усыновители, опекуны, попечители или другие лица, определенные законом.

Права, свободы и интересы несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает административная процессуальная дееспособность, нетрудоспособных физических лиц и физических лиц, гражданская дееспособность которых ограничена, могут защищать в суде их законные представители — Родители, усыновители, опекуны, попечители или другие лица, определенные законом.Суд может привлечь к участию в таких делах в соответствии несовершеннолетних, нетрудоспособных физических лиц и физических лиц, гражданская дееспособность которых ограничена.

Суд с целью защиты прав, свобод и интересов несовершеннолетних лиц, достигших возраста, с которого наступает административная процессуальная дееспособность, нетрудоспособных физических лиц и физических лиц, гражданская дееспособность которых ограничена, и которые принимают участие в деле, может привлечь к участию в деле их законных представителей.

Законным представителем органа, предприятия, учреждения, организации в суде является его руководитель или другое лицо, уполномоченное законом, положением, уставом.

Как законные представители действуют также органы и другие лица, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц.

В случае отсутствия представителя у стороны или третьего лица, не имеющим административной процессуальной дееспособности, а также в случае, если законный представитель этих лиц не имеет права вести дело в суде по основаниям, установленным законом, суд приостанавливает производство по делу и инициирует перед органами опеки и попечительства или другими органами, определенными законом, вопрос о назначении или замене законного представителя.

Не могут быть представителями в суде лица, которые принимают участие в деле в качестве секретаря судебного заседания, эксперт, специалист, переводчик и свидетель.

Судьи, прокуроры, следователи не могут быть представителями в суде, кроме случаев, когда они действуют как представители соответствующих органов, являющегося стороной или третьим лицом в деле, или как законные представители стороны или третьего лица.

Полномочия на ведение дела в суде дает представителю право на совершение от имени лица, которое он представляет, всех процессуальных действий, которые может совершить это лицо.Распоряжение доверителя представителю, который участвует в административном процессе на основе договора, по ведению дела обязательны для него.

Представитель, участвующий в административном процессе на основе договора, вправе полностью или частично отказаться от административного иска, признать административный иск, изменить административный иск, достичь примирения, передать полномочия представителя другому лицу (передоверие), обжаловать судебное решение, если право на совершение каждой из этих действий специально обусловлено в выданной ему доверенности.

Участие в деле органов и лиц, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц

Статья 60. Участие в деле органов и лиц, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц.

1. В случаях, установленных законом, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица могут обращаться в административный суд с административными исками о защите прав, свобод и интересов других лиц и участвовать в этих делах.

2. Прокурор осуществляет в суде представительство интересов гражданина или государства в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законами, и может осуществлять представительство на любой стадии административного процесса.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть привлечены судом к участию в деле в качестве законных представителей или вступить в дело по своей инициативе с целью исполнения возложенных на них полномочий.

1. Согласно ч. 1 ст. 60 Кодекса административного судопроизводства Украины, в случаях, установленных законом, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица могут обращаться в административный суд с административными исками о защите прав, свобод и интересов других лиц и принимать участие в этих делах. Это означает, что ч. 1 комментируемой статьи установлен перечень лиц, которые в определенных Кодексом административного судо ¬ водства Украины и действующим законодательством случаях, могут обращаться в административный суд с административными исками о защите прав, свобод и интересов других лиц и принимать участие в этих делах. К ним относятся Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица.

Формально подано положение противоречит принципу диспоз-ности административного судопроизводства, поскольку по ст. 11 Кодекса административного судопроизводства Украины лицо, которое принимает участие в деле, распоряжается своими требованиями относительно предмета спора по своему усмотрению, кроме случаев, установленных настоящим кодексом. Поэтому предшествовать вступления и процесс указанных в настоящей статье органов имеет соответствующее заявление по интересам ванной лица, обращенная к этим органам и должностным лицам.

Органы государственной власти и местного самоуправления отличаются от заинтересованных лиц (физических) целью их участия в процессе. вены начинают или вступают в процесс не с целью защиты субъективного интереса, а для осуществления возложенных на них функциональных обязанностей по защите прав и интересов других лиц или государственных или общественных интересов.

В соответствии со ст. 4 Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» Уполномоченный осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц. Деятельность Уповноваженог в дополняет средства защиты конституционных Пахал и свобод человека и гражданина, не отменяет их и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Таким образом, полномочия Уполномоченного не могут быть прекращены или ограничены при Отделка срока полномочий Верховной Рады Украины или ее роспуска (самороспуска), введения военного или чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях.

Согласно ст. 13 указанного Закона, Уполномоченный по правам человека может обращаться в суд с заявлением о защите прав и свобод человека и гражданина, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могут этого сделать самостоятельно, а также лично или через своего представителя принимать участие в судебном процессе в случаях и порядке, установленных законом; а также присутствовать на заседаниях судов всех инстанций, в том числе на закрытых судебных заседаниях, при условии согласия субъекта права, в интересах которого судебное разбирательство объявлено закрытым ..

2. Согласно ч. 1 ст. 60 Кодекса административного судопроизводства Украины прокурор осуществляет в суде представительство интересов гражданина или государства в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими законами, и может осуществлять представительство на любой стадии административного процесса. Это означает, что прокурор осуществляет в суде представительство интересов гражданина или государства в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Украины и другими законами, и может осуществлять представительство на любой стадии административного процесса.

Функция представительства прокуратурой интересов граждан или государства в суде закреплена п. 2 ст. 121 Конституции Украины. Учитывая это конституционное положение прокурор статус законного представителя государства или гражданина в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В соответствии с положениями ст. 36-1 Закона Украины «О прокуратуре» от 5 ноября 1991г. представительство прокуратурой интересе »гражданина или государства в суде заключается в осуществлении прокурорами от имени государства процессуальных и иных действий, направленных на защиту в суде интересов гражданина или государства в случаях, предусмотренных законом.

Основанием представительства в суде интересов гражданина является его неспособность из-за физического или материального состояния, преклонного возраста или по другим уважительным причинам самостоятельно защищать свои нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия, а интересов государства — наличие нарушений или угрозы нарушений экономических, политических и других интересов вследствие противоправных действий (бездеятельности) физических или юридических лиц, которые совершаются в отношениях между ними или с государством.

Формами представительства прокуратуры в административном суде являются: 1) обращение в суд с исками или заявлениями о защите прав и свобод другого лица, неопределенного круга лиц, прав юридических лиц, когда нарушаются интересы государства, или о признании незаконными правовых актов, действий или решений органов и должностных лиц; 2) участие в рассмотрении судами дел; 3) внесение апелляционного, кассационного представления на судебные решения или заявления об их пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.

Относительно представительства в административном суде интересов государства, то в соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 8 апреля 1999 г. по делу о представительстве прокуратурой Украины интересов государства в арбитражном суде, существенным является выяснение понятия «интересы государства». В процессе исследования установлено, что государства и интересы закрепляются как нормами Конституции Украины, так и нормами других правовых актов. Интересы государства отличаются от интересов других участников общественных отношений. В основе первых всегда есть потребность в осуществлении общегосударственных (политических, эконо мических, социальных и других) действий, программ, направленных на защиту суверенитета, территориальной целостности, государственной границы Украины, обеспечение его государственной, экономической, информационной, экологической безопасности, охрану земли как национального богатства, защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования и т.п..

В соответствии со ст. 121 Конституции Украины на прокуратуру У стран л возлагается представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом.Так случаи предусмотрены ст. 33 Закона Украины «О прокуратуре» и ст .. 29 УПК Украины (предъявление гражданского иска в интересах государства или гражданина о возмещении ущерба, причиненного преступлением), ч. 4 ст. 136 КЗоТ (обращение в суд с заявлением о взыскании причиненного материального ущерба с руководителей предприятий, учреждений и организаций), ст. 45 щек Украины (участие в гражданском процессе органов и лиц, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц), ст. 2 ГПК Украины (нарушение дел по исковым заявлениям прокуроров и их заместителей, которые обращаются в хозяйственный суд в интересах государства) и т.д..

Интересы государства могут совпадать полностью, частично либо не вбигатися совсем с интересами государственных органов, государственных под предприятий и организаций. С учетом того, что «интересы государства» еоциночним понятием, прокурор или его заместитель в каждом конкретном случае самостоятельно определяет со ссылкой на законо дательство, на основании которого подается иск, в чем именно состоялось может состояться нарушения материальных или иных интересов государства, обосновывает в исковом заявлении необходимость их защиты и отмечает орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях.

8. Согласно ч. ст. 60 Кодекса административного судопроизводства Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть привлечены судом к участию в деле в качестве законных представителей или вступить в дело по своей инициативе в целях выполнения возложенных на них полномочий. Это означает, что возможность привлечения судом к участию в деле в качестве законных представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, они могут вступить в дело по своей инициативе в целях выполнения возложенных на них полномочий.

Итак, этой нормой предусмотрено две формы участия в судебном процессе: путем привлечения их судом как законных представителей и по собственной инициативе.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют право возбудить административное дело в защиту интересов других лиц лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Так, в соответствии с ч. 3 п. 15 ст. 42 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 сельский, поселковый, городской главы обращаются в суд относительно признания незаконными актов других органов местного самоуправления, местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений интересы территориальной общины, а также полномочия совета и его органов. Аналогичные полномочия предоставлены ч. 6 п. 16 ст. 55 указанного Закона председателю районной, областной, районной в городе совета. Он по решению совета обращается в суд относительно признания незаконными актов местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, которые ограничивают права территориальных общин в сфере их общих интересов, а также полномочия районных, областных советов и их органов.

Статья 61. Особенности полномочий органов и лиц, Которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц в суде.

1. Органы и лица, которые определены в статье 60 настоящего Кодекса и обращаются в административный суд за защитой прав, свобод и интересов других лиц, не могут заканчивать дело примирением.

2. Отказ органов и лиц, определенных в статье 60 настоящего Кодекса, от административного иска или изменение исковых требований не лишает лицо, в защиту прав, свобод и интересов которого подан административный иск, права требовать от суда рассмотрения дела, разрешения административного иска в предыдущем объеме.

3. Если физическое лицо, обладающее административной процессуальной дееспособностью и в защиту прав, свобод и интересов которого подан административный иск, не поддерживает исковых требований, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.

4. Прокурор, не участвовавший в деле, с целью разрешения вопроса о наличии оснований для подачи апелляционной либо кассационной жалобы, жалобы по исключительным обстоятельствам, заявления о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, имеет право знакомиться с материалами дела в административном суде.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.