П21 ст 23 нк рф

Оглавление:

Неоднозначные поправки: кто выиграет от изменений в НК РФ и кого обяжут платить больше

В начале апреля текущего года президент подписал закон о внесении поправок в НК РФ (Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 52-ФЗ). Законопроект, на основе которого он был принят, внесла группа депутатов в конце декабря 2013 года с пояснением «в части совершенствования налогового администрирования». Однако некоторые положения Закона № 52-ФЗ довольно существенно изменили статус налогоплательщика – прежде всего, применяющих специальные режимы налогообложения в виде ЕНВД и УСН.

Посмотрим, что именно изменилось и как нововведения скажутся на налогоплательщиках.

Что изменилось

1. Налогоплательщиков-организаций, применяющих УСН и ЕНВД, в некоторых случаях обяжут уплачивать налог на имущество

В настоящее время «упрощенцы» и «вмененщики» освобождены от уплаты налога на имущество организаций либо от налога на имущество физических лиц в части имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности (в зависимости от того, юридическим лицом или ИП является налогоплательщик) (п. 2, п. 3 ст. 346.11 НК РФ, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Для ИП все останется по-прежнему, а вот у прочих налогоплательщиков налоговая нагрузка увеличится – за счет уплаты налога на имущество. Правда, этот налог будет уплачиваться в отношении не всех объектов недвижимости – он коснется только тех объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая, а не среднегодовая стоимость.

Напомним, с 1 января 2014 года вступила в силу ст. 378.2 НК РФ, которая определила круг объектов недвижимости, налоговая база по которым может исчисляться исходя из их кадастровой стоимости:

  • административно-деловые и торговые центры, а также помещения в них;
  • нежилые помещения, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов, торговли, оказания услуг общественного питания или бытовых услуг;
  • недвижимое имущество иностранных организаций, не имеющих постоянных представительств в России.

Окончательный перечень конкретных объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, устанавливается регионами самостоятельно на каждый год (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). На текущий год такие перечни, в которых содержится информация о местонахождении и кадастровом номере каждого объекта недвижимости, составили власти Москвы, Московской, Амурской и Кемеровской областей.

Нововведение вызвало серьезное возмущение субъектов малого предпринимательства, среди которых УСН и ЕНВД очень популярны. ОПОРА России уже обратилась с официальными письмами в Правительство РФ с просьбой провести детальный анализ последствий, которые могут быть вызваны принятием этих поправок в НК РФ.

По оценкам экспертов организации, подобные действия приведут к дополнительному обременению малого и среднего бизнеса на 200 млрд руб. в год, что суммарно увеличит их налоговые отчисления на более чем 100% в сравнении с 2013 годом.

Кроме того, специалисты указали на несовершенство и непрозрачность методики оценки кадастровой стоимости и высказали опасения по поводу возможного увеличения платы за помещения, арендуемые предпринимателями.

Интересно, что первоначальный текст внесенного в Госдуму законопроекта не предусматривал указанных изменений – они появились только ко второму чтению 1 .

Вступит в силу: «Упрощенцы» начнут жить по новым правилам с 1 января 2015 года, а вот «вмененщики» будут вынуждены уплачивать налог на имущество уже с третьего квартала текущего года. Правда, в настоящее время это коснется только четырех указанных выше регионов, однако со временем необходимые реестры объектов недвижимого имущества утвердят все субъекты.

Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» :

«Властями это нововведение представлено как борьба со схемами ухода от налога на имущество путем дробления имущественных объектов, подобными распространенным схемам дробления бизнеса. Но с таким явлением можно вполне успешно бороться не путем применения «оружия массового поражения» – отмены льготы, а проводя расследование по каждому конкретному случаю. «Урезание» спецрежимов затронет волной многих предпринимателей, поскольку возросшие налоговые издержки собственники постараются переложить на арендаторов путем повышения арендной платы. Сложно оценить увеличение налоговой нагрузки, но оно будет довольно ощутимым, в том числе и потому, что кадастровая стоимость намеренно завышается органами власти, а добиться в суде ее пересмотра по старым периодам очень сложно. Опасаюсь, что после передачи в ближайшие месяцы дел о кадастровой стоимости из арбитражных судов в суды общей юрисдикции это будет сделать практически невозможно из-за прогосударственного настроя наших «народных» судов».

Алексей Петропольский, генеральный директор юридической компании «Юрвиста» :

«После вступления данного закона в силу «упрощенка» теряет свой смысл, который заключался в том, чтобы не платить три вида налогов: на имущество, на прибыль и НДС. Данное нововведение может спровоцировать бизнес, применяющий УСН, закрыться.

Даже если предприниматель не будет вести никакой деятельности, он будет обязан платить налог на имущество. А учитывая тот факт, что налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимости, которая устанавливается регионом и может быть даже выше рыночной, это плачевно скажется на развитии малого бизнеса. Кроме того, увеличение налоговой нагрузки на бизнес повлечет за собой повышение арендных ставок, а значит, и удорожание стоимости товаров и услуг, что негативно скажется на обычных потребителях».

2. У налогоплательщиков-физических лиц появится обязанность информировать налоговую инспекцию о своем имуществе в случае отсутствия налогового уведомления

Сегодня действует следующий порядок налогообложения имущества граждан.

Росреестр и Госавтоинспекция направляют налоговым органам сведения о зарегистрированных на физические лица объекты недвижимости (в том числе земельные участки) и транспортные средства. Налоговики исчисляют сумму налога на основании этой информации, а затем направляют гражданам налоговые уведомления – и только после этого налогоплательщик обязан уплатить налог (п. 8 ст. 5 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц», п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ).

Однако иногда информационное взаимодействие между госорганами далеко от совершенства, и это приводит к тому, что некоторые квартиры, дома, автомобили и прочее имущество остаются за рамками налогообложения.

Поправки вводят правило, по которому налогоплательщик будет обязан самостоятельно однократно известить свою инспекцию о наличии у него налогооблагаемого имущества в том случае, если соответствующее налоговое уведомление не придет (изменения внесены в ст. 23 НК РФ). При наличии же у налогоплательщика льготы в виде освобождения от уплаты имущественного налога эта обязанность с него снимается.

65% опрошенных против того, чтобы налогоплательщик сам извещал налоговые органы о своем имуществе. Узнать больше

Законодатель предусмотрел ситуацию, когда неизвестное налоговикам имущество находится в собственности гражданина довольно долго. В этом случае налог на имущество начинает исчисляться с того налогового периода, в котором налогоплательщик уведомил о нем налоговые органы. Правда, это поблажка действует только до 1 января 2017 года.

После этой даты начинает применяться общее правило – кстати, тоже закрепленное в НК РФ поправками: имущественный налог, взимаемый с физлиц, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 2 ст. 52 НК РФ дополнен соответствующими абзацами).

Извещение об имуществе направляется по месту жительства налогоплательщика или месту нахождения его имущества (как удобнее самому налогоплательщику), и к нему должны быть приложены правоустанавливающие документы на имущество. Последний срок направления такого извещения – 31 декабря года, следующего за отчетным.

За нарушение этой обязанности предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (состав этого правонарушения закреплен в п. 3 ст. 129.1 НК РФ).

Вступит в силу: С 1 января 2015 года. Ответственность за нарушение этой обязанности может быть наложена с 1 января 2017 года.

Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» :

«Принятие Закона № 52-ФЗ связано с плачевным состоянием реестров недвижимости и местных бюджетов. Проблемы плохой работы госорганов, содержащихся, кстати, за счет налогоплательщиков, вновь решаются за счет самих налогоплательщиков – на этот раз путем частичного перекладывания на них бремени заботы о том, знает ли государство об их имуществе.

В других странах тоже есть практика самоинформирования, там и налог на доходы физических лиц налогоплательщики самостоятельно рассчитывают, заполняя декларации – это называется самообложением. Но при этом уровень жизни, культуры, платежеспособности, доступности профессиональной помощи гораздо выше. Самое главное, что налогоплательщики за рубежом имеют возможность спросить, на что идут уплаченные ими налоги – и не только спросить, но и получить их в виде общественных благ. Люди знают, что уплаченные ими деньги им вернутся, а не осядут в карманах чиновников. Не случайно в Дании, где одни из самых высоких налогов в мире, высок и «индекс счастья налогоплательщиков» [показатель, отражающий размер налоговой нагрузки и степень удовлетворенности налогоплательщиков существующей системой налогообложения. – Ред.]. Кстати, я не исключаю, что все эти изменения в российской налоговой системе – это подготовка населения к введению в недалеком будущем прогрессивной шкалы налогообложения, так как она требует всеобщего декларирования гражданами своих доходов.

Если говорить именно о Законе № 52-ФЗ, то в связи с серьезными проблемами в наполнении местных бюджетов его принятие было неизбежным. Но, на мой взгляд, двухлетний переходный период слишком мал, чтобы все, включая пенсионеров, жителей малых городов и сел и других подобных категорий населения успели разобраться, что же они должны сделать. А ведь за неподачу сведений после наступления 2017 года грозят штрафы и пени».

Алексей Петропольский, генеральный директор юридической компании «Юрвиста» :

«На сегодняшний день казус в том, что, в случае если налогоплательщик не платит налог из-за неполучения налогового уведомления, обязанность по уплате налога все равно с него не снимается, а кроме этого начисляется пеня за каждый календарный день просрочки. При этом такая обязанность возникает только после получения уведомления. Получается, что, сообщая в налоговую о своем имуществе, налогоплательщик будет выполнять чужие служебные обязанности, а не сообщив, еще и заплатит штраф за плохую работу государственных служащих.

На мой взгляд, это нововведение сокращает объем обязанностей налоговых инспекторов, которые раньше самостоятельно извещали налогоплательщиков о сумме налога к оплате, но увеличивает нагрузку на налогоплательщиков».

3. Отменена обязанность налогоплательщиков-предпринимателей уведомлять налоговые органы об открытии или закрытии счетов в банке

Утрачивают свою силу пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ, а также ст. 118 НК РФ, в которой закреплена ответственность за нарушение срока об открытии или закрытии счета.

Не нужно сообщать налоговой инспекции и о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств (пп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это распространяется на всех налогоплательщиков, в том числе самозанятых граждан (адвокаты, нотариусы) и инвестиционные товарищества.

Отмена этих обязанностей связана с тем, что сведения об открытии (закрытии) счета и возникновении (прекращении) права на использование корпоративных платежных средств для переводов электронных денег предоставляют налоговикам банки в отношении каждого из своих клиентов (абз. 2 п. 1 ст. 86 НК РФ) – следовательно, дублировать предоставление информации ни к чему.

Одновременно налоговые органы наделяются контрольными полномочиями в отношении банков – порядок их осуществления предстоит установить ФНС России совместно с Банком России (п. 1 ст. 37 НК РФ дополняется пп. 2.1).

Кстати, банки обязали сообщать информацию не только о счетах, но и о вкладах своих клиентов. Круг клиентов, о вкладах и счетах которых необходимо сообщать, также был расширен – после внесения поправок он был дополнен физическими лицами, не являющимися ИП, а также инвестиционными товариществами.

Вступит в силу: С 2 мая 2014 года.

4. Усовершенствовано информационное взаимодействие между налоговыми и другими государственными органами

Так, расширен перечень сведений, которые регистрирующие органы обязаны предоставлять налоговым инспекциям – к ним добавлена информация о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства, установления и прекращения опеки и попечительства (п. 3 ст. 85 НК РФ).

Вступит в силу: С 1 января 2015 года.

Кроме того, эти сведения обязаны предоставлять не только государственные органы, но и нотариусы (ст. 85 НК РФ дополнена п. 13).

Федеральное казначейство будет информировать ФНС России о лицевых счетах, открываемых организациям, а также о случаях изменения их реквизитов или закрытия (в НК РФ появилась новая статья 85.1).

Вступит в силу: С 2 мая 2014 года.

5. Устранены некоторые недостатки налогового законодательства

Закон № 52-ФЗ уточнил некоторые моменты исчисления и уплаты налогов:

  • конкретизированы сроки уплаты имущественных налогов налогоплательщиком-физическим лицом в случае, если налоговым органом производился перерасчет суммы налога (п. 6 ст. 58 НК РФ дополнен абз. 2);
  • в уведомлении об уплате налога теперь должен указываться не просто расчет налога, а объект налогообложения и налоговая база (абз. 1 п. 3 ст. 52 НК РФ). Кстати, был исправлен и еще один терминологический недостаток – п. 4 ст. 57 НК РФ обязывал налоговые органы производить расчет налоговой базы, тогда как фактически рассчитывается сумма налога;
  • уточнены полномочия регионов по установлению сроков и порядка уплаты транспортного налога (ст. 356, п. 1 ст. 363 НК РФ).

Верхняя палата

Надо отметить, что у профильного Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам был целый ряд замечаний по Закону № 52-ФЗ:

Законопроект сильно изменился после прохождения всех чтений. Комитет отметил, что при прохождении закона в Госдуме в него было внесено много поправок, которые существенно изменили концепцию законодательной инициативы. Если первоначальной редакцией документа в законодательные акты Российской Федерации вносилось семь изменений, то в принятом законе их стало 34.

Расчеты финансовых последствий принятия новых норм, подчеркнул Комитет, представлены не были.

Была нарушена процедура принятия закона. Установление общих принципов налогообложения, в соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а поэтому после первого чтения законопроект необходимо было направить регионам для подготовки ими поправок. Поправки направляются в течение 30 дней, и до истечения этого срока рассмотрение законопроекта во втором чтении не допускается (ст. 26.4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Однако между первым и вторым чтением прошло 23 дня, а для внесения поправок законопроект субъектам вообще не направлялся.

Закон приводит к необоснованному усилению ответственности налогоплательщика. Такой вывод Комитет сделал в отношении обязанности налогоплательщиков-физических лиц уведомлять налоговые органы об имеющемся имуществе. Сенаторы посчитали, что ответственность за непредоставление сведений регистрирующими органами и недочеты в работе налоговых инспекций по сути перекладывается на налогоплательщика, а симметричных мер усиления ответственности в отношении налоговых органов Закон № 52-ФЗ не предусматривает.

Комитет посчитал возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Закон № 52-ФЗ, несмотря на то, что эти недостатки носят довольно серьезный характер – их, по мнению верхней палаты, «необходимо будет устранить при последующем внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах».

Помимо этого, эксперты сходятся во взглядах на необходимость проведения общественных обсуждений законопроектов подобного масштаба.

Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» :

«Безусловно, когда такие существенные для малого бизнеса поправки принимаются в режиме секретной спецоперации, в виде поправок ко второму чтению, которые практически никто не видит до момента голосования депутатами, это не отвечает демократической сущности парламента как основного инструмента народного представительства. С точки зрения правил законодательной техники и Регламента Госдумы недопустимо и изменение концепции законопроекта при его рассмотрении. Внесенный в Госдуму и принятый в первом чтении законопроект, на основе которого был принят Закон № 52-ФЗ, предусматривал лишь отмену обязанности налогоплательщиков сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счетов в банках. Затем к этому «паровозику» все желающие прицепили свой «вагончик» со своим «грузиком». К сожалению, такая «передовая технология» принятия законов-поездов уже не первый год используется властями.

На мой взгляд, она должна получить оценку КС РФ, так как процедура принятия закона, особенно связанного с ограничениями (а налог – это всегда ограничение по самой своей сути) не может считаться второстепенной – именно она обеспечивает легитимность принимаемых парламентом от имени народа решений. Неслучайно Регламенты Госдумы и Совета Федерации упоминаются в Конституции РФ, регулирующей важнейшие общественные отношения. На мой взгляд, налицо попрание ст. 3, ст. 34, ст. 35, ст. 55, ст. 57, ст. 94, ст. 101 Конституции РФ и других».

Алексей Петропольский, генеральный директор юридической компании «Юрвиста» :

«Проведение общественных обсуждений помогло бы сгенерировать общее мнение предпринимательского сообщества по данному вопросу, а консультации специалистов помогли бы просчитать риски, связанные со вступлением данного закона в силу».

***

Как мы видим, некоторые нововведения на самом деле можно оценить положительно – например, отмена обязанности сообщать в налоговую об открытии счета в банке. Однако настораживает тот факт, что достаточно серьезные изменения, существенно влияющие на размер налогового бремени «упрощенцев» и «вмененщиков», были внесены без обсуждений и учета мнения профессионального сообщества. К слову, специальными налоговыми режимами в виде УСН и ЕНВД практически исчерпываются варианты упрощенного порядка налогообложения для организаций – ведь патентную систему налогообложения (гл. 26.5 НК РФ) могут использовать только ИП.

По словам руководителя аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» Вадима Зарипова, тенденция перехода на «самоинформирование» получает все большее развитие. С 2012 года налогоплательщики обязаны самостоятельно выявлять у себя и сообщать налоговым органам о наличии контролируемых сделок. Минфин России подготовил законопроект, которым предлагается возложить на граждан и организации обязанность сообщать в налоговые органы о наличии контролируемых иностранных компаний. «Налогоплательщик сначала должен сообщить о том, что он есть, что у него есть имущество или другие объекты контроля, а затем еще и уплатить налог, при этом «не надеясь на взаимность». В какой-то мере это связано с недостатками Конституции РФ, которая устанавливает одностороннюю обязанность каждого платить налоги. Как говорится, заплатил – и спи спокойно, дальше не твоего ума дело» – иронизирует эксперт.

Пунктом 5.1 ст. 23 НК РФ для лиц, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, устанавливается обязанность обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом. Следует ли из этого, что организации, находящиеся на любой системе налогообложения, со среднесписочной численностью менее 100 человек по всем налогам кроме НДС не обязаны исполнять обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме направленных им через ТКС документов? То есть, если плательщику НДС через ТКС направлено требование о предоставлении пояснений по другим налогам (не по НДС), такой налогоплательщик не обязан передавать налоговому органу квитанцию о приеме указанного документа? А применяющая УСН организация со среднесписочной численностью менее 100 человек вправе не исполнять требование п. 5.1 ст. 23 НК РФ, т.к. не является плательщиком НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация, применяющая любую систему налогообложения, в том числе УСН, со среднесписочной численностью работников за предыдущий год менее 100 человек обязана исполнять требования п. 5.1 ст. 23 НК РФ в отношении любых документов, полученных ею от налогового органа по ТКС, в случаях, если на нее возложена обязанность по предоставлению какого-либо расчета (декларации) в электронной форме. В частности, на организацию, применяющую УСН, такая обязанность возлагается в случаях, если:

  • она выставила покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС;
  • она является налоговым агентом, выставляющим или получающим счета-фактуры в рамках работы по посредническому договору (договору транспортной экспедиции) или при выполнении функций застройщика.

Обоснование позиции:
С 1 января 2015 года ст. 23 НК РФ дополнена п. 5.1 (Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ)). Данной нормой для лиц, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, устанавливается обязанность обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

За неисполнение данного требования пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ (также внесен в ст. 76 НК РФ Законом № 134-ФЗ и вступил в силу с 1 января 2015 года) предусмотрена мера налогового контроля в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, а также приостановления переводов его электронных денежных средств. Соответствующее решение сможет принимать руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в случае, если в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции о приеме документов, налогоплательщиком не будут отправлены квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ)*(1).

Здесь хотим обратить Ваше внимание, что конкретный перечень документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (документов, о которых идет речь в п. 5.1 ст. 23 НК РФ), НК РФ и иными законодательными актами не установлен. На наш взгляд, в качестве таких документов могут выступать любые документы, право на запрашивание которых предоставлено налоговым органам НК РФ.

Таким образом, считаем, что п. 5.1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возлагается обязанность по предоставлению квитанций на любые документы, полученные через ТКС от налогового органа (при условии, что при направлении данных документов налоговый орган не превысил своих полномочий).

Однако, в отличие от п. 5.1 ст. 23 НК РФ, в пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ речь уже идет о конкретных документах:

  • требование о представлении документов (ст. 93 и ст. 93.1 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 25.14, ст. 88 и ст. 105.29 НК РФ);
  • уведомление о вызове в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

То есть возможность применения к налогоплательщику меры пресечения в виде приостановления операций по счетам предусмотрена только в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме именно перечисленных документов. При непредставлении в налоговый орган квитанции о приеме каких-либо иных документов, например о приеме требования о предоставлении информации (ст. 93.1 НК РФ), указанная мера пресечения применима быть не может.

Такой вывод прямо следует из пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ и подтверждается разъяснениями уполномоченных органов. Смотрите, например, ответ господина Разгулина, действительного государственного советника РФ 3 класса, на:

  • Вопрос: Вправе ли налоговый орган приостановить операции по счетам налогоплательщика в случае неполучения от налогоплательщика квитанции о приеме направленного в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи требования о представлении информации? («Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», № 2, февраль 2015 г.);
  • Вопрос: Мы получили решение о проведении выездной проверки в электронном виде. Квитанцию о приеме этого решения мы в инспекцию не направили. Вправе ли налоговики из-за этого заморозить наши счета в банке? («Российский налоговый курьер», № 21, ноябрь 2014 г.).

Итак, если налогоплательщик подпадает под действие п. 5.1 ст. 23 НК РФ, на него возлагается обязанность подписать и отправить в налоговый орган по каналам ТКС квитанцию о приеме документов, ранее полученных им от налогового органа.

При этом, как прямо следует из рассматриваемой нормы (п. 5.1 ст. 23 НК РФ), такая обязанность поставлена в прямую зависимость от наличия у этого налогоплательщика обязанности представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме.

Круг лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в электронной форме, поименован в п. 3 ст. 80 НК РФ, к ним относятся:

1. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

2. Вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;

3. Иные налогоплательщики, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу, а именно:

а) налогоплательщики НДС (абз. 5 п. 3 ст. 80 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ), в том числе:

  • налогоплательщики НДС, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС (ст. 145 НК РФ), выставившие покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • налогоплательщики НДС при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению), выставившие покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ);

б) лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, выставившие покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ);

в) налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС (или освобожденные от обязанностей налогоплательщика), выставившие или получившие счет-фактуру при осуществлении ими предпринимательской деятельности в отношении другого лица на основе посреднического договора, договоров транспортной экспедиции*(2), а также при выполнении функций застройщика (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Указанные в пункте 3 лица обязаны представлять в электронной форме только декларацию по НДС, остальную отчетность они могут сдавать на бумажном носителе.

Таким образом, мы видим, что обязанность по исполнению требований п. 5.1 ст. 23 НК РФ возложена не только на плательщиков НДС, но и на лиц, таковыми не являющихся. Например, у организации, применяющей УСН, такая обязанность может возникнуть в том случае, если она выставит своему контрагенту счет-фактуру с НДС.

Буквальное прочтение п. 5.1 ст. 23 НК РФ позволяет сделать вывод, что обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме направленных ему через ТКС документов обусловлена именно наличием обязанности лица представлять декларации в электронной форме. При этом оговорок о конкретных декларациях (НДС, налог на прибыль иные) данная норма не содержит. В связи с этим мы считаем, что если на лицо нормами НК РФ в принципе возложена обязанность представлять ту или иную декларацию через ТКС, то такое лицо обязано исполнять требования п. 5.1 ст. 23 НК РФ в отношении всех документов, полученных от налогового органа в электронной форме. То есть, если, к примеру, плательщику НДС ФНС через ТКС направляет требование о предоставлении пояснений по декларации по налогу на прибыль, такой налогоплательщик обязан подписать и отправить налоговому органу квитанцию о приеме указанного документа.

Отметим, что подобным образом трактуют рассматриваемую норму и представители ФНС. Так, например, Управлением ФНС по Пензенской области в Информационном сообщении от 25.12.2014 дословно указано: «По новым правилам налогоплательщики обязаны передавать налоговым органам квитанцию о приеме этих документов. Квитанция передается в электронной форме по установленному формату по ТКС через оператора ЭДО.

Данная норма распространяется на следующих налогоплательщиков:

  • налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий год превышает 100 человек;
  • на вновь созданные организации, численность работников которых превышает 100 человек;
  • на налогоплательщиков НДС.

Таким образом, электронное взаимодействие с налоговым органом должны обеспечить все налогоплательщики, применяющие общий режим налогообложения».

Подтверждает эту мысль и господин Разгулин, на мнение которого мы уже ссылались выше, в своем интервью «Даем пояснения при камеральной проверке декларации по НДС» он сообщает «. с 2015 года лица, обязанные представлять декларации в электронной форме, в том числе все плательщики НДС, помимо прочего, должны обеспечить получение документов от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота».

В марте 2015 года в г. Майкопе состоялась интернет-конференция представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея на тему: «Изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу в 2015 году» (смотрите Стенограмму данной интернет-конференции), в ходе которой представители ФНС также указали, что «все налогоплательщики, применяющие общую систему налогообложения, то есть являющиеся плательщиками НДС, вне зависимости от среднесписочной численности работников обязаны обеспечить с 2015 года получение в электронной форме от налоговых органов документов, формируемых в ходе налогового администрирования».

Все вышесказанное справедливо и для налогоплательщиков, применяющих УСН, в том числе со среднесписочной численностью работников за предыдущий год менее 100 человек. Такие лица обязаны исполнять требования п. 5.1 ст. 23 НК РФ в отношении любых документов, полученных ею от налогового органа по ТКС, в случаях, если:

  • они выставили покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС;
  • они являются налоговыми агентами, выставляющими или получающими счета-фактуры в рамках работы по посредническому договору (договору транспортной экспедиции) или при выполнении функций застройщика.

Если к указанным категориям эти лица не относятся, то на требование, полученное по ТКС, они имеют право не реагировать. В этом случае налоговый орган, по истечении одного рабочего дня после дня отправки требования по ТКС, обязан направить организации это же требование на бумажном носителе (п. 19 Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 17.02.2011 № ММВ-7-2/[email protected]).

Этот вывод подтверждается официальным разъяснением Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края (письмо от 04.12.2014 № 09-13/21056): «Действие положений ст. 76 НК РФ с 1 января 2015 г. будет распространяться также на организации и предпринимателей, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками (налоговыми агентами) (пп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ). Это могут быть, например, применяющие УСН организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС».

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

  • Энциклопедия решений. Приостановление налоговым органом операций по счетам в банке в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по передаче квитанции о приеме документов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) На основании п. 3.1 ст. 76 НК РФ указанные решения отменяются решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

  • день передачи в порядке, предусмотренном п. 5.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган.

Смотрите также письма ФНС от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071, от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553, от 27.11.2014 № ЕД-4-15/24519, от 21.10.2014 № СА-16-7/[email protected], Управления ФНС по Новгородской области от 02.03.2015 № 8-13-01604.

*(2) Если при определении налоговой базы в порядке, установленном гл. 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции.

Статья 23 НК РФ. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

Новая редакция Ст. 23 НК РФ

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1.1) утратил силу;

2) о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

2.1. Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

3.1. Налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 настоящего Кодекса;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

3.2. Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в настоящем пункте, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.

3.3. Обязанности налогоплательщиков, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 3.1 настоящей статьи, распространяются на лиц, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми резидентами Российской Федерации и осуществляющих доверительное управление имуществом, в случае, если такие лица вносят имущество, являющееся объектом доверительного управления, в капитал иностранной организации либо передают это имущество учрежденным ими иностранным структурам без образования юридического лица.

3.4. Плательщики страховых взносов обязаны:

1) уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы;

2) вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса;

3) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам;

4) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов;

5) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

6) в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

7) сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий);

8) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Обязанность лица, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.

В случае, если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, на которое возложена обязанность, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица — владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа. При этом, если уполномоченным представителем лица является юридическое лицо, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия физического лица — владельца указанного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа (за исключением случаев, если физическое лицо является законным представителем такого юридического лица).

Документы, подтверждающие полномочия указанных в настоящем пункте уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.

Формат и порядок направления в налоговый орган указанных документов в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5.2. Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, обязана представлять в налоговый орган документы (информацию), сведения, представление которых такой организацией предусмотрено настоящим Кодексом, по форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, через личный кабинет налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта иностранная организация должна обеспечить получение от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться такой иностранной организацией для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, документы (информация), сведения, представление которых предусмотрено настоящим Кодексом, представляются указанной иностранной организацией в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Если указанные сообщения переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Обязанности налогоплательщиков (налоговых агентов), установленные настоящей статьей, распространяются также на иностранные организации, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 23 НК РФ

В части обязанностей налогоплательщиков были внесены существенные изменения. Статья 23 НК РФ была полностью изложена в новой редакции, которая предполагает с 1-го января 2007 г. закрепить за налогоплательщиками следующие обязанности:

уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ);

встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ (пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ);

вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 23 НК РФ);

представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ);

представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);

представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ);

выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ);

в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ);

нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (пп. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Кроме этого, в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности (пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ);

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия (пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ);

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ);

о реорганизации или ликвидации организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Кроме этого, п. 3 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлено, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности.

Пунктом 4 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлено, что плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.

Пунктом 5 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 6 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ) установлено, что налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством РФ.

Обратим внимание читателя, что поправкой в п. 2 ст. 23 НК РФ уменьшен срок представления информации об открытии или о закрытии счетов — с десяти до семи дней. Кроме этого, введена уточняющая норма, что срок на представление в налоговый орган соответствующей информации исчисляется со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Также отметим поправку, которую следует рассматривать в системной связи с поправкой, внесенной в ст. 11 НК РФ: новая формулировка п. 2 ст. 23 НК РФ говорит о том, что налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства.

Прежняя редакция п. 2 ст. 23 НК РФ не содержала однозначного ответа на вопрос о необходимости нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) банковских счетов, используемых ими для своей профессиональной деятельности.

Непоследовательность в данном вопросе отмечалась также в разъяснениях налогового ведомства.

Так, в Письме МНС России от 29 августа 2003 г. N ШС-6-24/[email protected] на основании ссылок на п. 2 ст. 1 и п. 3 ст. 21 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» был сделан вывод, что адвокатская деятельность не является предпринимательской, а адвокатский кабинет не является юридическим лицом, следовательно, представление адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета не требуется .
———————————
Автору такой подход представляется неверным, так как в п. 2 ст. 23 НК РФ не было указания на необходимость сообщать только о счетах, используемых для предпринимательской деятельности.

Письмо от 4 октября 2004 г. N 24-1-10/[email protected] МНС России изменило свою позицию и указало на необходимость адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, представлять в налоговые органы сведения об открытии (закрытии) счетов в банках в десятидневный срок. Письмо МНС России от 29 августа 2003 г. N ШС-6-24/[email protected] было отменено.

Новая редакция ст. 23 НК РФ (п. 3) однозначно говорит о необходимости нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности.

Другой комментарий к Ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 23 Кодекса установлены обязанности налогоплательщиков, вне зависимости от того, какое лицо — организация, индивидуальный предприниматель или физическое лицо — является этим налогоплательщиком.

1) Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы установлена в ст. 57 Конституции РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 44 Кодекса обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (см. комментарий к ст. 44 Кодекса).

2) Как установлено п. 1 ст. 83 Кодекса, в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом (см. комментарий к ст. 83 Кодекса).

3) Пунктом 1 ст. 54 Кодекса установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Согласно п. 2 ст. 54 Кодекса индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России (см. комментарий к ст. 54 Кодекса).

4) В соответствии с п. 1 ст. 80 Кодекса налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (см. комментарий к ст. 80 Кодекса).

Бухгалтерская отчетность подлежит представлению в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Следует учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета и, соответственно, от обязанности представления бухгалтерской отчетности (см. комментарий к ст. 54 Кодекса).

5) В подпункте 1 п. 1 ст. 31 Кодекса закреплено право налоговых органов требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

6) В подпункте 8 п. 1 ст. 31 Кодекса закреплено право налоговых органов требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

7) О предусмотренных Кодексом случаях представления налогоплательщиками налоговым органам необходимой информации и документов (см. комментарий к ст. 126 Кодекса).

8) Следует отметить, что Федеральный закон «О бухгалтерском учете» для документов бухгалтерского учета предусматривает иной срок хранения. В соответствии с п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. О соотношении сроков хранения учетных документов, установленных подп. 8 п. 1 ст. 23 Кодекса и п. 1 ст. 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (см. комментарий к ст. 120 Кодекса).

9) Согласно подп. 9 п. 1 ст. 23 Кодекса законодательством о налогах и сборах могут быть предусмотрены и иные обязанности налогоплательщиков, нежели указанные в п. 1 комментируемой статьи.

2. В пункте 2 ст. 23 Кодекса предусмотрены дополнительные обязанности налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей — письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

о реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Приказом МНС России от 2 апреля 2004 г. N САЭ-3-09/[email protected] утверждены следующие рекомендуемые формы сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах:

———————————
Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2004. N 11.

форма N С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета» (приложение N 1);

форма N С-09-2 «Сообщение об участии в российских и иностранных организациях» (приложение N 2);

форма N С-09-3 «Сообщение о создании обособленного подразделения, расположенного на территории Российской Федерации» (приложение N 3);

форма N С-09-4 «Сообщение о реорганизации юридического лица» (приложение N 4).

3. В пункте 3 ст. 23 Кодекса предусмотрено, что плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

4. Как указано в п. 4 ст. 23 Кодекса за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены соответствующими статьями гл. 16 Кодекса.

5. В соответствии с п. 5 ст. 23 Кодекса налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 328 Таможенного кодекса РФ плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом РФ возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги.

Пунктом 2 ст. 127 Таможенного кодекса РФ установлено, что при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан:

1) подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения;

2) по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;

3) уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разд. III Таможенного кодекса РФ.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.