Оформление права собственности на землю в украине

Время — ресурс, который невозможно восстановить и пополнить.
У нас есть знания и опыт. Экономьте Ваше время, доверяйте профессионалам!

Экспертная оценка

Недвижимость, строительство

Как оформить право собственности на земельный участок. Порядок оформления земли.

Порядок оформления права собственности на земельный участок. Какая предельная площадь земельного участка может одновременно находиться в собственности? Дом в общей собственности, как приватизировать землю под ним? Порядок согласования границ земельных участков. Как переоформить право пользования землей при переходе права собственности на здание?

Что нужно знать гражданам и юридическим лицам при оформлении права собственности и права пользования на землю? Предлагаем Вашему вниманию расширенную статью на тему оформления земельных участков.

Нормы бесплатной передачи земельных участков гражданам.

Частью первой статьи 121 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в таких размерах:
а) для ведения фермерского хозяйства — в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство;
б) для ведения личного крестьянского хозяйства — не более 2,0 гектара;
в) для ведения садоводства — не более 0,12 гектара;
г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара;
д) для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 гектара;
е) для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара.
В соответствии с частью четвертой статьи 116 Земельного кодекса Украины, передача земельных участков бесплатно в собственность гражданам в пределах норм, определенных этим Кодексом, производится один раз по каждому виду использования. То есть, если гражданину ранее был передан земельный участок в собственность для определенных целей в меньшем размере, чем это предусмотрено Земельным кодексом Украины, то передать еще часть земельного участка (увеличить) для таких же целей, действующим Земельным кодексом не предусмотрено. Однако, согласно части 6 статьи 5 Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве», граждане Украины, которые реализовали свое право на бесплатную приватизацию земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в размере менее 2,0 гектара, имеют право на увеличение участка в пределах норм , установленных статьей 121 Земельного кодекса Украины, для ведения личного крестьянского хозяйства.

Какая предельная площадь земельного участка может одновременно находиться в собственности и пользовании гражданина для ведения личного крестьянского хозяйства.

Учитывая норму статьи 5 Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве» о том, что для ведения личного крестьянского хозяйства используют земельные участки размером не более 2,0 гектара, переданные физическим лицам в собственность или аренду в порядке, установленном законом, гражданин имеет право получить в собственность или в пользование не более 2 га земли. То есть, если гражданину уже передано в частную собственность земельный участок для ведения личного крестьянского хозяйства в размере 2 га, то землю в аренду для этих же целей ему предоставить не могут.

Оформить земельный участок можно только при наличии правоустанавливающих документов на здание.

Если на земельном участке расположено недвижимое имущество (здание, сооружений), оформить земельный участок в пользование или выкупить земельный участок может только владелец этого недвижимого имущества. Среди документов, которые должны предоставляться вместе с ходатайством о передаче земельного участка в пользование, в соответствии со статьями 123, 124 и 134 Земельного кодекса Украины, является свидетельство о праве собственности или другой документ, подтверждающий право на объект недвижимости. Отсутствие правоустанавливающего документа на недвижимое имущество является основанием для отказа в предоставлении разрешения на изготовление технической документации по землеустройству, а оформление права собственности или права пользования на земельный участок проводится исключительно путем разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.

Для оформления права собственности и права пользования на земли сельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов необходимо обращаться в органы Госземагентства.

Согласно ч. 4 ст. 122 Земельного кодекса Украины, с 1 января 2013 года, земельными участками сельскохозяйственного назначения государственной собственности распоряжаются Госземагентство и его территориальные органы. То есть решение о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству и ее утверждение принимает Главное управление Госземагентства области. Однако, перед тем, как обратиться к распорядителю земель, физическое или юридическое лицо обращается сначала в отдел Госземагентства в районе, на предмет формирования пакета документов, а затем подает заявление вместе с этими документами в Главное управление.
В случае, когда разрешение на разработку проекта отвода земельного участка предоставлялся еще райгосадминистрацией до 16 сентября 2008 года, то такие распоряжения потеряли силу в соответствии с нормами закона, а все принятые распоряжения по 16.09.2008 года по 01.01.2013 года действуют, поскольку принимались в рамках действующего в то время законодательства. Выполнение же такого распоряжения уже должно происходить в соответствии с ныне действующими нормами.
В соответствии с пунктами 2 и 4 Заключительных и переходных положений Закона Украины «О Государственном земельном кадастре», земельные участки, право собственности (пользования) на которые возникло до 2004 года, считаются сформированными, независимо от присвоения им кадастрового номера. Если сведения об указанных земельные участки не внесены в Государственный реестр земель, их государственная регистрация осуществляется на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) по заявлению их владельцев (пользователей земельного участка государственной или коммунальной собственности).

Дом в общей собственности, как приватизировать землю под ним?

Действующим Земельным кодексом урегулирован вопрос приватизации земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома (целого, а не его части) гражданами Украины. Возможность определения в натуре и приватизации земельного участка под частью дома действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому, в случае возникновения общей долевой собственности на один жилой дом возникает и общая долевая собственность на земельный участок, на котором он размещен. При этом, доля в собственности на земельный участок, как правило, пропорциональна доле в собственности дома.
Техническая документация по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности) разрабатывается на весь земельный участок, но на ней указываются доли, которые закрепляются за каждым из совладельцев дома. По этой технической документацией земельный участок регистрируется в Государственном земельном кадастре и предоставляется соответствующая выписка о регистрации. Решение совета о безвозмездной передаче земельного участка принимается уже по зарегистрированнму участку в Государственном земельном кадастре (целому для всего дома) на всех совладельцев с обязательным указанием принадлежащих им долей. После этого каждый из совладельцев вместе или отдельно (на выбор) обращается к Государственной регистрационной службы, регистрирует свое право собственности на соответствующую долю земельного участка и получает свидетельство о праве собственности на нее.

Порядок согласования границ земельных участков.

На практике очень часто возникают проблемные ситуации, когда смежный землепользователь отказывается от подписания Акта согласования границ земельного участка без каких — либо причин, делает невозможным должным образом оформить «земельную документацию». Что же делать в таком случае? Органами местного самоуправления, в полномочия которых входит решение земельных споров в пределах населенных пунктов, создаются Комиссии по вопросам землепользования. Лицо, заинтересованное в решении земельного спора, может обратиться к такой Комиссии с заявлением о невозможности согласовать границы земельного участка в натуре в связи с отсутствием смежных землепользователей, непредоставление ими согласия на согласование, или по другим причинам. При наличии такой просьбы (заявления) и других необходимых документов, этот спор рассматривается коллегиально комиссией по вопросам землепользования. На заседании Комиссии могут присутствовать и стороны, и собственники и землепользователи смежных участков, между которыми возник спор. Если при рассмотрении земельного спора будет доказано, что отказ соседа по согласованию границ является безосновательной или действительно невозможно подписания Акта по причине отсутствия смежных собственников или землепользователей, то Комиссией принимается решение о необходимости подписания Акта соседом или соответственно о согласовании границ земельного участка без подписей смежных собственников или землепользователей. Протокол комиссии прилагается к Акту установления и согласования границ земельного участка и дальше документы оформляются в общем порядке. Однако, решение органа местного самоуправления не является окончательным, не имеет механизма его принудительного исполнения, то есть вывод Комиссии по вопросам землепользования носит рекомендательный характер. Если рассмотрение земельного спора не принес положительного результата, то лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного, непризнанного или оспариваемого права на землю. В суде можно решать споры и без предварительного их рассмотрения во внесудебном порядке.
В соответствии со статьями 91, 96, 103 Земельного кодекса Украины, владельцы и землепользователи смежных земельных участков должны жить по правилам добрососедства, то есть обязаны сотрудничать при совершении действий, направленных на обеспечение прав на землю каждого из них, не нарушать законные права друг друга, поэтому отказ в согласовании границ земельного участка может помешать другому лицу (соседу) в оформлении прав на нее.

Как переоформить право пользования землей при переходе права собственности на здание, на ней размещена.

Частью второй статьи 120 Земельного кодекса Украины установлено, что если жилой дом, здание или сооружение размещены на земельном участке, который находится в пользовании, то в случае приобретения права собственности на эти объекты к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены на тех же условиях и в том же объеме, что были у предыдущего землепользователя.
Вместе с тем, переход права пользования не происходит автоматически и покупателю, после регистрации права собственности на здание в Государственном реестре прав, и продавцу необходимо обратиться в местный совет с ходатайством о переоформлении права пользования земельным участком. То есть продавец подает ходатайство о прекращении права пользования земельным участком, а покупатель — о переоформлении права пользования на себя.

Считаются ли действующими государственные акты старого образца без кадастровых номеров и что нужно сделать их владельцам для подтверждения права собственности на земельные участки, указанные в государственных актах.

Статьей 58 Конституции Украины определено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. Итак, государственные акты на сегодня действующие.
Пунктом 2 раздела VИИ Закона Украины «О Государственном земельном кадастре» определяется, что земельные участки, право собственности (пользования) на которые возникло до 2004 года, считаются сформированными независимо от присвоения им кадастрового номера.
С 01.01.2013 года государственный акт на право собственности на земельный участок не выдается, вместо него новому владельцу в подтверждение возникновения у гражданина права на земельный участок, необходимо зарегистрировать свое право собственности в Государственном реестре прав и получить свидетельство о праве собственности на участок .
Для внесения данных об указанных земельных участков в Государственный земельный кадастр (проведение государственной регистрации) их владельцам необходимо обратиться в землеустроительную организацию и заказать разработку технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) на каждый земельный участок.
После регистрации земельных участков в Государственном земельном кадастре и получении выписок о земельном участке следует обратиться в структурное подразделение Государственной регистрационной службы Украины (районный регистрационный отдел) по месту нахождения земельного участка для проведения государственной регистрации прав собственности на земельные участки, указанные в государственном акте. По результатам государственной регистрации права собственности в государственном реестре прав на недвижимое имущество, на каждый земельный участок будет выдано выписка из реестра прав собственности о регистрации права. Указанные выписки вместе с государственным актом будут удостоверять право собственности на земельные участки.

Оформление земельных участков, которые используются гражданами и юридическими лицами без правоустанавливающих документов, как в пределах населенных пунктов так и за их пределами.

Следует отметить, что согласно статье 125 Земельного кодекса Украины, право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации этих прав.
Земельные участки, используемые гражданами и юридическими лицами без правоустанавливающих документов и без принятых по этим участкам решений органов власти, считаются такими, которые используются самовольно.
Обращаю внимание на то, что земельное законодательство постоянно претерпевает изменения, меняется норма закона о подчиненности земель, а соответственно и распорядителей земель. Сегодня ни руководством района, ни территориальным органом Госземагентства / Держгеокадастру не ставится вопрос, чтобы отобрать земельные наделы, которые используются гражданами в это тяжелое для государства время, но упорядочить земельные отношения путем оформления правоустанавливающих документов на землю обязан каждый землепользователь.
В настоящее время, в основе ведения Государственного земельного кадастра стоит Национальная кадастровая система, согласно которой земельные участки, не прошедшие государственную регистрацию, считаются свободными и могут быть предоставлены другим лицам в соответствии с Законом.

Оформление права постоянного пользования землей

22.08.2016 10928 0 1

Из данной консультации вы узнаете: как осуществляется процедура регистрации права собственности на земельный участок и какие документы следует подать для такой регистрации.

Основания для получения права собственности

Земля в Украине в соответствии с ч. 3 ст. 78 Земельного кодекса (далее – ЗК) может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности.

Субъектами права собственности на земли коммунальной собственности выступают территориальные громады, которые реализуют это право непосредственно или через органы местного самоуправления (п. «б» ст. 80 ЗК).

Согласно ч. 2 ст. 83 ЗК в коммунальной собственности находятся:

  • все земли в пределах населенных пунктов, кроме земельных участков частной и государственной собственности;
  • земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества коммунальной собственности независимо от места их расположения.

Территориальные громады получают землю в коммунальную собственность в случае:

  • передачи им земель государственной собственности;
  • отчуждения земельных участков для общественных нужд и по мотивам общественной необходимости в соответствии с законом;
  • принятия наследства;
  • приобретения по договору купли-продажи, ренты, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • возникновения иных оснований, предусмотренных законом.

Получение права собственности на землю, кроме принятия наследства и приобретения по гражданско-правовым соглашениям, осуществляется по разным процедурам.

В частности, в соответствии со ст. 117 ЗК передача земельных участков государственной в коммунальную собственность осуществляется по решениям соответствующих органов исполнительной власти, в которых указывается кадастровый номер земельного участка, его место расположения, площадь, целевое назначение, сведения об обременении вещных прав на земельный участок, ограничения в его использовании.

На основании решения органов исполнительной власти о передаче земельного участка в коммунальную собственность составляется акт приемки-передачи такого земельного участка.

Решение органов исполнительной власти о передаче земельного участка вместе с актом приемки-передачи является основанием для государственной регистрации права собственности территориальной громады на него.

Отчуждение земельных участков для общественных нужд и по мотивам общественной необходимости осуществляется в соответствии с требованиями Закона от 17.11.09 г. № 1559-VI «Об отчуждении земелных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, которые находятся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости» (далее – Закон № 1559). Данный Закон предусматривает, что такое отчуждение является своеобразным переходом права собственности на земельные участки от физических и юридических лиц за плату в коммунальную собственность путем их выкупа или принудительного отчуждения для нужд территориальной громады и общества в целом.

Мероприятия по отчуждению земельных участков осуществляются за счет бюджетных средств и средств юридических лиц, которые инициировали такое отчуждение (ст. 6 Закона № 1559).

При этом сельские, поселковые, городские советы в пределах территории осуществления их полномочий принимают решение о выкупе земельных участков и утверждении их выкупной цены.

Выкуп земельного участка осуществляется исключительно с согласия его собственника путем заключения договора купли-продажи, который подлежит нотариальному удостоверению. В случае предоставления лицу в собственность земельного участка или другого имущества вместо выкупленного может заключаться договор мены (ст. 12 Закона № 1559).

В случае недостижения согласия с владельцем земельного участка относительно выкупа принудительное отчуждение можно осуществить исключительно в отношении объектов, определенных ст. 15 Закона № 1559, и только по решению суда.

Ст. 18 Закона № 1559 предусмотрено, что право собственности на земельный участок, выкупленный для общественных нужд, переходит к территориальной громаде после заключения договора купли-продажи (другой сделки, предусматривающей передачу права собственности) и государственной регистрации такого права.

Государственная регистрация права собственности территориальной громады на земельный участок, принудительно отчужденный по мотивам общественной необходимости по решению суда, осуществляется после перечисления предыдущему собственнику выкупной цены в полном объеме, что подтверждается соответствующими расчетными документами, а в случаях, предусмотренных законом, – документом о внесении средств на депозит нотариальной конторы и/или после возникновения права собственности на недвижимое имущество, предоставленное вместо выкупленного.

Что касается возникновения права коммунальной собственности по другим основаниям, определенным законом, в качестве примера можно привести добровольный отказ лица от права собственности на земельный участок в пользу территориальной громады.

В таком случае согласно ст. 142 ЗК собственник подает заявление о прекращении права на земельный участок в орган местного самоуправления, который, в свою очередь, в случае согласия на переход права собственности, заключает соглашение о передаче права собственности на земельный участок. Такое соглашение подлежит нотариальному удостоверению.

Итак, как усматривается из вышеупомянутого, основаниями для обретения права коммунальной собственности органами местного самоуправления является безвозмездная передача имущества государством, другими субъектами права собственности, а также приобретение имущества в порядке и на условиях, определенных законодательством.

При этом мероприятия по оформлению права коммунальной собственности, в частности заказ работ по изготовлению документации по землеустройству, осуществляются за счет бюджетных средств, а также других источников, не запрещенных законодательством. В то же время в соответствии с п. 8 ч. 4 ст. 34 Закона от 01.07.04 г. № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Закон № 1952) (изложен в новой редакции с 01.01.16 г.) органы местного самоуправления освобождены от уплаты административного сбора при проведении государственной регистрации вещных прав.

Получение прав учреждениями коммунальной собственности

Несколько подробнее остановимся на рассмотрении вопроса о получении прав на земельные участки коммунальными некоммерческими предприятиями, а также учреждениями и организациями, находящимися в коммунальной собственности (далее – бюджетные учреждения).

В соответствии со ст. 92 ЗК бюджетные учреждения могут получать земельные участки в постоянное пользование.

Право постоянного пользования земельным участком – это право владения и пользования земельным участком, который находится в государственной или коммунальной собственности, без установления срока, предусмотренное ч. 1 ст. 92 ЗК. Следовательно, право постоянного пользования земельными участками является специфическим вещным правом. Оно характеризуется ограниченным субъектнообъектным составом: объектом права собственности могут быть только земельные участки государственной или коммунальной собственности; субъектами могут быть только юридические лица, определенные ч. 2 ст. 92 ЗК, а именно: предприятия, учреждения и организации, которые относятся к государственной и коммунальной собственности.

Согласно ст. 116 ЗК юридические лица получают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных ЗК, или по результатам аукциона. Получение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. В соответствии с ч. 5 ст. 116 ЗК земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании граждан или юридических лиц, передаются в собственность или пользование по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления только после прекращения права собственности или пользования ими в порядке, определенном законом.

Право постоянного пользования приобретается по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решение о предоставлении земельных участков в пользование принимается на основании проектов землеустройства по отводу земельных участков в случае:

  • предоставления земельного участка с изменением его целевого назначения;
  • формирования нового земельного участка (кроме разделения и объединения).

Предоставление в пользование земельного участка, зарегистрированного в Государственном земельном кадастре (далее – ГЗК) в соответствии с Законом от 07.07.11 г. № 3613-VI «О Государственном земельном кадастре» (далее – Закон № 3613), право собственности на который зарегистрировано в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество, без изменения его границ и целевого назначения осуществляется без составления документации по землеустройству.

Предоставление в пользование земельного участка в иных случаях осуществляется на основании технической документации по землеустройству по установлению границ земельного участка в натуре (на местности). В таком случае разработка такой документации производится на основании разрешения, предоставленного органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, в соответствии с полномочиями, определенными ст. 122 ЗК, кроме случаев, когда лицо, заинтересованное в получении земельного участка в пользование, получает право заказать разработку такой документации без предоставления такого разрешения.

Земельные участки государственной и коммунальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, прочие объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, передаются лицам, указанным в п. «а» ч. 2 ст. 92 ЗК, только на праве постоянного пользования.

Бюджетное учреждение, заинтересованное в получении в пользование земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности по проекту землеустройства по его отводу, обращается с ходатайством о предоставлении разрешения на его разработку в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с полномочиями, определенными ст. 122 ЗК, передают в собственность или пользование такие земельные участки.

В ходатайстве указывается ориентировочный размер земельного участка и его целевое назначение. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения и размер земельного участка, письменное согласие землепользователя, засвидетельствованное нотариально (в случае изъятия земельного участка). При этом органам, передающим земельные участки в пользование, запрещается требовать дополнительные материалы и документы, не предусмотренные выше.

Соответствующий орган в месячный срок рассматривает ходатайство и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть лишь несоответствие места расположения земельного участка требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, а также генеральных планов населенных пунктов, другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по благоустройству территории населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

Запрещается отказ в предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельных участков, место расположения объектов на которых согласовано органом исполнительной власти или органом местного самоуправления согласно ст. 151 ЗК.

Если в месячный срок со дня регистрации ходатайства соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, передающий земельные участки государственной или коммунальной собственности в пользование, не дал разрешения на разработку документации по землеустройству или мотивированный отказ в его предоставлении, то лицо, заинтересованное в получении в пользование земельного участка, в течение месяца со дня истечения указанного срока имеет право заказать разработку документации по землеустройству без предоставления такого разрешения, о чем в письменном виде уведомляет соответствующий орган. К письменному уведомлению прилагается договор на выполнение работ по землеустройству по отводу земельного участка.

Условия и сроки разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков определяются договором, заключенным заказчиком с исполнителем этих работ в соответствии с типовым договором. Однако заметим, что согласно п. «г» ч. 2 ст. 28 Закона от 22.05.03 г. № 858-IV «О землеустройстве» максимальный срок составления документации по землеустройству не должен превышать 6 месяцев с момента заключения договора. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка согласовывается в порядке, установленном ст. 186 1 ЗК.

В соответствии с п. 107 Порядка ведения Государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.12 г. № 1051 (далее – Порядок № 1051), после согласования документации по землеустройству и до принятия решения о ее утверждении органом государственной власти или органом местного самоуправления (если по закону такая документация подлежит утверждению таким органом) земельный участок подлежит государственной регистрации в ГЗК путем открытия Поземельной книги на такой земельный участок.

Для государственной регистрации земельного участка в ГЗК территориального органа Госгеокадастра подаются:

  • заявление о государственной регистрации земельного участка по форме согласно приложению 22 к Порядку № 1051;
  • оригинал согласованной в соответствии с законодательством документации по землеустройству, которая является основанием для формирования земельного участка (вместе с положительным заключением государственной экспертизы землеустроительной документации в случае, если такая документация подлежит обязательной государственной экспертизе землеустроительной документации);
  • электронный документ.

Государственный кадастровый регистратор для проведения государственной регистрации земельного участка в течение 14 календарных дней со дня регистрации соответствующего заявления проводит проверку поданных документов и:

  • по ее результатам регистрирует земельный участок и предоставляет заявителю бесплатное извлечение из ГЗК для подтверждения внесения в ГЗК сведений о нем;
  • принимает решение об отказе в государственной регистрации земельного участка при наличии выявленных недостатков в поданных документах и других нарушений.

Форма извлечения из ГЗК приведена в приложении 47 к Порядку № 1051.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 3613 земельному участку, сведения о котором внесены в ГЗК, присваивается кадастровый номер, который является его идентификатором в ГЗК.

Соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения проекта землеустройства по отводу земельного участка, а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации согласно закону – после получения положительного заключения такой экспертизы принимает решение о предоставлении земельного участка в пользование.

По решению о предоставлении земельного участка в пользование по проекту землеустройства по его отводу осуществляется:

  • утверждение проекта землеустройства по отводу земельного участка;
  • изъятие земельных участков у землепользователей с утверждением условий изъятия земельных участков (в случае необходимости);
  • предоставление земельного участка лицу в пользование с определением условий его использования и утверждением условий предоставления, в том числе (в случае необходимости) требований по возмещению потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства.

Кадастровые номера земельных участков указываются в решениях органов государственной власти, Совета министров АР Крым, органов местного самоуправления о передаче этих участков в собственность или пользование, изменении их целевого назначения, определении их денежной оценки, об утверждении документации по землеустройству и оценке земель по конкретным земельным участкам.

После принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об утверждении документации по землеустройству, которая является основанием для государственной регистрации земельного участка, и предоставления Госгеокадастру или его территориальному органу в соответствии с компетенцией заверенной копии такого решения Государственный кадастровый регистратор в течение двух рабочих дней с момента ее получения вносит соответствующие сведения в Поземельную книгу в электронной (цифровой) и бумажной форме.

В то же время обращаем внимание, что основанием отказа в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка может быть только его несоответствие требованиям законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов.

Отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в пользование или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суде.

Согласно ч. 10 ст. 791 ЗК после государственной регистрации земельных участков в ГЗК осуществляется государственная регистрация вещных прав на земельные участки в соответствии с Законом № 1952.

С 01.01.16 г. Закон № 1952 изложен в новой редакции. В соответствии с ней субъектами государственной регистрации прав являются исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевская, Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, аккредитованные субъекты, а также государственные регистраторы прав на недвижимое имущество (нотариусы) (далее – госрегистраторы).

По результатам проработки поданных заявителями документов госрегистраторами принимается решение о госрегистрации прав или об отказе в такой регистрации. Госрегистрация права собственности и других вещных прав проводится в срок, не превышающий 5 рабочих дней (ст. 19 Закона № 1952).

Необходимо отметить, что в связи с существенными изменениями в регистрационном законодательстве на сегодняшний день по результатам рассмотрения заявлений в сфере госрегистрации прав информация из Государственного реестра прав предоставляется в электронной и (по желанию заявителя) в бумажной форме. Решения госрегистратора, информация из Государственного реестра прав, полученные в электронной или бумажной форме с помощью программных средств ведения Государственного реестра прав, имеют одинаковую юридическую силу и используются в соответствии с законодательством.

Соавтор Екатерина Заец,
главный специалист юридического департамента
Государственного предприятия
«Центр государственного земельного кадастра»

Регистрация прав на землю. Новые правила

Украина переживает очередной виток изменений процедуры регистрации вещных прав на недвижимость. Особенно эта новация волнует, когда речь заходит о правах на землю

За регистрацию прав на земельные участки всегда шла борьба между различными госорганами. На заре независимости регистрацией прав на участки ведали исполкомы местных советов, которые записывали регистрационные записи в бумажные книги, после них — органы земельных ресурсов. В начале нулевых инициативу перехватил Центр государственного земельного кадастра. Помимо регистрации документов на землю в бумажном виде (в Книгах записей), это госпредприятие должно было параллельно фиксировать документы на землю в электронном виде. Но, как потом выяснилось, в электронном формате этого практически никто не делал. Полноценная регистрация правоустанавливающих документов в бумажном формате и компьютерных базах стартовала лишь в 2011 году — когда полномочия по регистрации были возвращены органам земресурсов.

Перетягивание полномочий на этом не закончилось. Буквально через два года функцию передали Укргосреестру Министерства юстиции, и с 2013 года в Украине стали регистрировать не документы на землю (госакты, договоры аренды), а вещные права (собственности и пользования).

Но и Укргосреестр тоже долго не протянул. В январе 2015 года его ликвидировали, а функции этого госоргана унаследовали государственные регистраторы в составе Минюста.

1 января 2016 года произошла новая революция. Ее вызвало принятие изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», а также некоторые другие законодательные акты Украины. Согласно им, перечень лиц, которые могут регистрировать права на землю, кардинально пересмотрен.

Права нотариусов по регистрации значительно расширены. Теперь они уполномочены делать это независимо от места расположения земельного участка и без привязки к нотариальным сделкам. Допустим, если сельсовет принял решение о приватизации земли, тут же можно обратиться к любому нотариусу в Украине, и он обязан зарегистрировать право или отказать в регистрации (при этом свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество упразднено).

Также можно обратиться в исполком местного совета или райгосадминистрацию при условии, что там по трудовому договору работает государственный регистратор.

Появился новый участник — аккредитованный субъект, который может регистрировать права при условии пребывания с ним в трудовых отношениях не менее трех регистраторов. При этом государственным регистратором может стать любой гражданин Украины, соответствующий нехитрым требованиям: высшее образование по специальности «Правоведение», владение государственным языком, не менее года опыта работы на госслужбе или не менее трех лет — в других сферах управления.

Получается, что регистраторы перестали быть государственными служащими. Их новый статус пока непонятен, но напоминает арбитражных управляющих — уполномочены государством на выполнение определенных функций, но в то же время «сами по себе». Это несколько настораживает. Ведь регистратор — это важнейший элемент системы гарантирования права на землю, предусмотренного Конституцией. А с таким туманным статусом трудно поверить, что государство что-то сможет гарантировать.

Но последние изменения законодательства принесли и позитивные изменения. К ним относится разрешение передавать невостребованные земельные участки в аренду без регистрации права собственности. Этот вопрос находился в подвешенном состоянии уже три года, и наконец-то у законодателя дошли руки его разблокировать.

Еще один положительный момент — появилась возможность регистрации прав на сооружения даже при отсутствии зарегистрированного права на землю. Таким образом, разорван замкнутый круг, когда без земли не зарегистрируешь право на имущество и наоборот.

Кроме того, упрощен порядок регистрации прав на жилые дома, построенные до августа 1992 года. Теперь сделать это можно на основании выписки из похозяйственной книги по решениям советов о предоставлении земельных участков без проведения технической инвентаризации.

Таким образом, новый закон содержит положительные и прогрессивные нормы, которые способны облегчить жизнь заявителям и повысить уровень правового регулирования. Пока же Кабмин не примет все необходимые порядки и новоиспеченные регистраторы не подключатся к Реестру прав, процедуры регистрации, вероятно, будут проходить «со скрипом».

Оформление права собственности на землю в украине

У нас нет цели завышать проценты на успех, рассказывая сказки о 99,9% выигранных дел. Поэтому, принимая решения о сотрудничестве с нами, Вы всегда можете ознакомится с реальными историями наших клиентов и нашем опыте в решении таких вопросов

Квалифицированная юридическая помощь

Наша команда состоит только из специалистов с большим опытом решения разнообразных вопросов, которые не только дадут качественную и квалифированную помощь, но и проинформируют Вас о всех «подводных камнях» и возможностях улучшить результат

Для нас важна репутация

Мы не ставим своей целью заработать денег на клиенте, создавая видимость работы. Мы всегда пытаемся вникнуть в суть вопроса, найти самые эффективные пути решения, а также дать полную информацию о возможных преградах на пути к желаемому результату

Конфиденциальность прежде всего

Конфиденциальность для нас не пустой звук, а один из самых главных принципов нашей работы. Обращаясь к нам Вы можете быть уверенными, что никто не узнает о Ваших проблемных вопросах и не сможет навредить Вам.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.