Оформление избирательного участка рк

Оглавление:

Участковые избирательные комиссии будут работать в обновленных составах

В единый день голосования, 9 сентября, на территории Калмыкии состоятся выборы депутатов Народного Хурала (Парламента) РК. Кроме того, в этот же день в регионе пройдут дополнительные выборы депутата Собрания депутатов Ики-Бурульского РМО четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 3; депутата Собрания депутатов Приютненского РМО четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 2; депутата Собрания депутатов Яшкульского РМО четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 2; депутатов Собрания депутатов Ики-Чоносовского СМО.

Об этом напомнил журналистам в начале пресс-конференции, состоявшейся сегодня, председатель Избирательной комиссии РК Александр Дикалов. Глава Избиркома РК рассказал, что в соответствии с республиканским законодательством избиратель, не имеющий регистрации по месту жительства на территории республики, зарегистрированный по месту пребывания в Калмыкии не позднее 8 июня 2018 года, может быть включен в список избирателей на любом избирательном участке на основании письменного заявления, поданного в территориальную избирательную комиссию с 10 июля по 24 августа текущего года.

«Кроме того, избиратели, которые будут находиться в день голосования вне места своего жительства (но в пределах единого республиканского избирательного округа – Республики Калмыкия), вправе подать в избирательную комиссию заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения. Гражданин может подать такое заявление в любую ТИК, МФЦ или через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» с 25 июля по 5 сентября 2018 года, в любую УИК – с 29 августа 2018 года по 5 сентября 2018 года).

У тех, кто не успел подать заявления о включении в список избирателей по месту жительства до 5 сентября, есть возможность оформить в участковой избирательной комиссии по месту жительства с 6 сентября и до 14.00 часов 8 сентября специальное заявление, указав в нем номер избирательного участка, где будет голосовать 9 сентября», — подчеркнул Александр Николаевич.

По состоянию на 8 августа подано 96 заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения, в том числе 12 заявлений приняты территориальными избирательными комиссиями, 10 – в МФЦ, 74 – через портал Госуслуг

Всего же количество избирателей по состоянию на 1 января 2018 года в Калмыкии составляет 210 911.

По словам А. Дикалова, в подготовке и проведении выборов на территории республики будут работать 14 ТИКов и 251 УИКов, в том числе одна участковая избирательная комиссия будет работать на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания избирателей – в ресбольнице. При этом участковые избирательные комиссии республики будут работать в обновленных составах, сформированных в июне.

В соответствии с законодательством депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия избираются по единому республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. В калмыцкий парламент избирается 27 депутатов.

По состоянию на 7 августа постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия зарегистрированы республиканские списки кандидатов, выдвинутые следующими избирательными объединениями: КРО ПП «ПАТРИОТЫ РОССИИ» (16 кандидатов), РО в РК ПП «Гражданская Платформа» (6 кандидатов), РО ПП СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в РК (21 кандидат), КРО ПП ЛДПР (25 кандидатов, 1 кандидат исключен до регистрации); КРО ПП КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ (37 кандидатов, 3 кандидата исключены до регистрации); РО в РК ПП «Российская экологическая партия «Зелёные» (5 кандидатов); КРО ПП «КПРФ» (21 кандидат, 3 кандидата исключены до регистрации); КРО ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (39 кандидатов); РО ВПП «РОДИНА» в РК (17 кандидатов).

В связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов, и выявлением 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, в регистрации отказано КРО ПП «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу» и КРО ПП «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров».

Вчера же, 7 августа, Избирательной комиссией РК утверждены формы и требования к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Народного Хурала Калмыкии, и число избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Народного Хурала, которое составляет 210 911 штук. Кроме того, утверждено распределение избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов регионального парламента по территориальным избирательным комиссиям республики.

В соответствии с действующим законодательством 8 августа состоялась жеребьевка для размещения наименований и эмблем избирательных объединений, зарегистрировавших республиканские списки кандидатов, в избирательном бюллетене для голосования на выборах депутатов Народного Хурала РК.

«Агитационный период для избирательных объединений начался с момента выдвижения республиканского списка. Избирательные объединения за счет средств своего избирательного фонда имеют право проводить публичные агитационные мероприятия: митинги, встречи с избирателями, размещать агитационные плакаты, раздавать листовки, а также агитировать иными не запрещенными законом методами, за исключением агитации в средствах массовой информации.

Предвыборная агитация на телеканалах, в печатных и сетевых изданиях начнется с 11 августа и продлится до нуля часов по местному времени 8 сентября. Завтра, 9 августа, в 9.00 Избирательная комиссия РК проведет жеребьевку по распределению между избирательными объединениями, выдвинувшими зарегистрированные списки кандидатов, эфирного времени для проведения предвыборной агитации на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания.

Для информирования избирателей об избирательной кампании по выборам депутатов Народного Хурала (Парламента) РК изготовлены 34 информационных материала (билборды, баннеры, перетяжки и другие) с информацией о дате выборов, которые будут размещены на территории республики. В рамках социальной рекламы на рекламных экранах в центре Элисты, на здании гипермаркета «Магнит» и в общественном транспорте, оснащенном «LED экранами», транслируются видеоролики с призывами прийти на выборы депутатов Народного Хурала. Подобные видеоролики транслируются на теле-радиоканалах ФГУП ВГТРК КГТРК и телеканале «Хамдан Калмыкия».

С 15 июня в Избирательной комиссии РК работают телефоны «горячей линии» — 8(84722) 4-05-73, 4-05-76. С 10 июля организована работа пунктов общественной «горячей линии» связи с избирателями в территориальных избирательных комиссиях республики», — подчеркнул председатель Избиркома РК.

Александр Дикалов также сообщил, что на предстоящих выборах планируют использовать комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) на 21 избирательном участке. По его словам, на всех избирательных участках будут изготавливаться протоколы УИКов об итогах голосования с использованием машиночитаемого кода (QR-кода). В этой связи территориальным избирательным комиссиям во взаимодействии с органами местного самоуправления необходимо решить вопрос по обеспечению участковых избирательных комиссий оборудованием, соответствующего требованиям эксплуатационной документации специального программного обеспечения для изготовления протоколов участковых комиссий об итогах голосования с машиночитаемым кодом.

На всех избирательных участках будут использоваться металлодетекторы, в том числе 37 стационарных рамок-металлодетекторов.

«Вопрос применения видеонаблюдения на выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия шестого созыва был рассмотрен руководством республики; изучены технические и финансовые возможности региона. В этой связи ИК РК утвержден порядок применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, трансляции изображения в сети Интернет, а также хранения соответствующих видеозаписей при проведении выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия шестого созыва. В соответствии с данным порядком средства видеонаблюдения и трансляции изображения будут размещены в помещениях 14 территориальных избирательных комиссий, где будет осуществляться ввод данных в ГАС «Выборы»», — подчеркнул А. Дикалов.

В настоящее же время территориальными избирательными комиссиями ведется работа по уточнению списков избирателей и выявлению двойников в списках избирателей. Кроме того, территориальные избирательные комиссии совместно с представителями органов местного самоуправления, МЧС, МВД республики проводят обследование помещений для голосования на предмет соответствия техническим и санитарным нормам, оснащения технологическим оборудованием. Большое внимание уделяют обеспечению избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями; следует отметить, что помещения всех избирательных участков республики находятся на первом этаже зданий, рассказал председатель Избирательной комиссии РК.

Избирком РК приложит все усилия для проведения избирательных кампаний всех уровней в строгом соответствии с федеральным и региональным законодательством для обеспечения реализации избирательных прав граждан в условиях открытости, прозрачности и гласности, также подчеркнул Александр Дикалов.

Конституционный Закон Республики Казахстан от 28.09.1995 N 2464
«О выборах в Республике Казахстан»

Часть I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 2. Избирательные органы

Статья 10. Избирательные органы, их система и срок полномочий

1. Государственными избирательными органами, организующими подготовку и проведение выборов в Республике, являются избирательные комиссии.

2. Единую систему избирательных комиссий образуют:

1) Центральная избирательная комиссия Республики;

2) территориальные избирательные комиссии;

3) окружные избирательные комиссии;

4) участковые избирательные комиссии.

3. Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.

Территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии избираются соответствующими маслихатами на основании предложений политических партий.

Каждая политическая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии. Политическая партия вправе представлять в состав избирательной комиссии кандидатуры, не являющиеся членами данной политической партии.

В случае отсутствия предложений политических партий в установленный маслихатом срок, который должен быть не менее одного месяца до срока образования избирательных комиссий, маслихаты избирают избирательную комиссию по предложению иных общественных объединений и вышестоящих избирательных комиссий.

Лица, предлагаемые в состав избирательной комиссии, прилагают заявления о согласии на участие в ее работе. Председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии избираются на первом заседании избирательной комиссии.

Образование нового состава избирательных комиссий начинается не позднее чем за два месяца и заканчивается не позднее чем за три дня до окончания срока полномочий избирательных комиссий.

Органы, образующие избирательные комиссии, вправе в течение срока полномочий избирательных комиссий вносить изменения в их состав.

4. Решения об образовании избирательных комиссий, их состав и места нахождения сообщаются в средствах массовой информации.

5. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми государственными органами местного самоуправления, а также их должностными лицами на соответствующей территории.

6. Не допускается вмешательство в деятельность избирательных комиссий при осуществлении ими своих полномочий.

7. Деятельность избирательной комиссии может быть прекращена по решению органа, образующего избирательную комиссию, или решением суда на основании заявления вышестоящей избирательной комиссии.

8. Член избирательной комиссии не может быть лишен полномочий, за исключением случаев, указанных пунктами 6 и 7 статьи 19 настоящего Конституционного закона.

Статья 11. Центральная избирательная комиссия Республики

1. Центральная избирательная комиссия возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики и является постоянно действующим органом.

2. Центральная избирательная комиссия состоит из Председателя и шести членов комиссии.

4. Центральная избирательная комиссия имеет свой аппарат.

5. Расходы на содержание Центральной избирательной комиссии и ее аппарата финансируются из республиканского бюджета.

Статья 12. Полномочия Центральной избирательной комиссии Республики

Центральная избирательная комиссия:

1) осуществляет на территории Республики контроль за исполнением законодательства о выборах; обеспечивает его единообразное применение; принимает в пределах своей компетенции решения, обязательные на всей территории Республики;

2) организует подготовку и проведение выборов Президента и депутатов Мажилиса Парламента; руководит организацией и проведением выборов депутатов Сената Парламента;

2-1) рассматривает вопрос о допуске политических партий к участию в выборах части депутатов Мажилиса Парламента, избираемых по партийным спискам;

4) составляет и представляет Правительству Республики примерную смету расходов на проведение избирательной кампании;

5) осуществляет руководство избирательными комиссиями по выборам Президента, депутатов Парламента; отменяет и приостанавливает их решения; распределяет среди них средства республиканского бюджета, выделенные для проведения избирательной кампании; контролирует создание необходимых материально — технических условий для деятельности избирательных комиссий; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) территориальных и окружных избирательных комиссий, проводит семинары с представителями политических партий по организации и проведению выборов; осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

6) устанавливает форму и текст бюллетеня для голосования по выборам Президента, форму бюллетеней для голосования по выборам депутатов Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления, порядок их изготовления, а также степень защищенности, формы списков избирателей (выборщиков), подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в Президенты и сбора подписей выборщиков в поддержку кандидатов в депутаты Сената, иных избирательных документов, форму урн из прозрачного материала для голосования и образцы печатей избирательных комиссий, порядок хранения избирательных документов, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней по выборам Президента и депутатов Парламента и маслихатов;

6-1) определяет порядок изготовления и выдачи открепительных удостоверений на право голосования;

7) вправе заслушивать отчеты государственных органов и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, а также информации органов общественных объединений по вопросам соблюдения законодательства о выборах;

8) регистрирует кандидатов в Президенты Республики, их доверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения, публикует в средствах массовой информации сообщение о регистрации кандидатов;

9) информирует избирателей о ходе предвыборной кампании по выборам Президента и депутатов Парламента, периодически издает информационный бюллетень;

10) подводит итоги выборов Президента и депутатов Парламента в целом по Республике, регистрирует избранных Президента и депутатов Парламента, публикует сообщение об этом в средствах массовой информации;

11) назначает и организует проведение повторного голосования и повторных выборов при выборах Президента;

12) назначает повторные выборы депутатов Парламента;

13) назначает выборы депутатов Парламента вместо выбывших;

14) назначает очередные и внеочередные выборы маслихатов;

15) при организации и проведении выборов маслихатов и иных органов местного самоуправления осуществляет методическое руководство территориальными избирательными комиссиями и контроль за соответствием их деятельности требованиям настоящего Конституционного закона. При выявлении нарушений настоящего Конституционного закона обращается в орган, образующий избирательную комиссию, или в суд с заявлением о прекращении деятельности соответствующей избирательной комиссии;

16) в соответствии с численностью населения административно — территориальных единиц, определяет количество избираемых от них депутатов маслихатов;

16-1) размещает на официальном web-сайте Центральной избирательной комиссии нормативные правовые акты по выборному законодательству, информацию о назначении и проведении выборов, а также о результатах подсчета голосов на прошедших выборах;

16-2) ведет единый электронный Регистрационный реестр граждан избирателей Республики Казахстан;

16-3) при проведении выборов с использованием электронной избирательной системы проводит обучение членов соответствующих избирательных комиссий по ее применению;

16-4) через средства массовой информации организует обучение населения по использованию электронной избирательной системы на выборах;

17) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 13. Территориальные избирательные комиссии

1. Территориальными избирательными комиссиями являются областные (городов республиканского значения и столицы республики), районные, городские, районные в городе избирательные комиссии.

2. Территориальные избирательные комиссии:

1. обеспечивают организацию и проведение выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления;

2) образуются в составе семи членов.

4. Состав территориальных избирательных комиссий по выборам Президента, депутатов Парламента и маслихатов публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через десять дней, а территориальных комиссий по выборам членов органов местного самоуправления — не позднее чем через семь дней после назначения или объявления выборов.

Статья 14. Полномочия территориальной избирательной комиссии

Соответствующая территориальная избирательная комиссия:

1) осуществляет на территории административно — территориальной единицы контроль за исполнением законодательства о выборах;

2) обеспечивает подготовку и проведение выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления;

2-1) регистрирует доверенных лиц политических партий, выдвинувших партийные списки, выдает им соответствующие удостоверения;

3) руководит деятельностью нижестоящих территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий; отменяет и приостанавливает их решения; распределяет среди них средства республиканского бюджета, выделенные для проведения избирательной кампании; контролирует создание необходимых материально — технических условий для деятельности окружных и участковых избирательных комиссий; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) окружных и участковых избирательных комиссий; организует исполнение решений Центральной избирательной комиссии всеми избирательными комиссиями, образованными в пределах соответствующей административно — территориальной единицы, обращается в орган, образующий избирательную комиссию, или суд о прекращении деятельности избирательных комиссий, допустивших нарушения настоящего Конституционного закона;

4) вправе заслушивать отчеты избирательных комиссий, государственных органов и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, а также информации органов общественных объединений по вопросам соблюдения законодательства о выборах;

5) обеспечивает проведение выборов депутатов Сената; регистрирует кандидатов в депутаты Сената, их доверенных, выдает им соответствующие удостоверения; публикует в средствах массовой информации сообщения о регистрации кандидатов; готовит пункты для голосования, обеспечивает изготовление кабин и урн для голосования; подводит результаты голосования на выборах депутатов Сената и передает протоколы подведения результатов голосования в Центральную избирательную комиссию для регистрации депутатов Сената;

6) образует избирательные округа по выборам депутатов маслихатов и публикует их список, оповещает избирателей о местах нахождения избирательных комиссий;

6-1) устанавливает единую нумерацию участков для голосования;

7) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней по выборам членов иных, кроме маслихатов, органов местного самоуправления;

8) получает от окружных избирательных комиссий протоколы о регистрации кандидатов в депутаты соответствующего маслихата и обеспечивает опубликование окружными избирательными комиссиями списков зарегистрированных кандидатов;

9) подводит итоги выборов депутатов маслихатов, регистрирует избранных депутатов и публикует сообщение об этом в средствах массовой информации, представляет в Центральную избирательную комиссию протоколы подсчета голосов по соответствующим избирательным округам и участкам для публикации на официальном web-сайте Центральной избирательной комиссии;

10) организует повторное голосование, повторные выборы и выборы вместо выбывших депутатов Сената и маслихатов;

11) назначает и организует выборы членов иных, кроме маслихатов, органов местного самоуправления, повторные выборы и выборы членов вместо выбывших; выполняет функции окружной избирательной комиссии по выборам членов органов местного самоуправления, расположенных на территории соответствующей административно — территориальной единицы; регистрирует кандидатов в члены иных, кроме маслихатов, органов местного самоуправления, их доверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения; публикует в местных средствах массовой информации сообщения о регистрации кандидатов; подводит итоги выборов членов органов местного самоуправления; публикует в местных средствах массовой информации сообщения об итогах выборов;

12) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 15. Окружные избирательные комиссии

1. Окружные избирательные комиссии обеспечивают организацию и проведение выборов депутатов маслихатов в избирательных округах.

2. Окружные избирательные комиссии образуются в составе семи членов.

3. Состав окружных избирательных комиссий публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через десять дней после назначения или объявления выборов.

Статья 16. Полномочия окружной избирательной комиссии

Окружная избирательная комиссия:

1) осуществляет на территории соответствующего избирательного округа контроль за исполнением законодательства о выборах;

2) организует проведение выборов депутатов маслихатов;

3) организует и координирует деятельность участковых избирательных комиссий; отменяет и приостанавливает их решения; контролирует создание необходимых материально — технических условий для деятельности участковых избирательных комиссий; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий; при выявлении нарушений настоящего Конституционного закона обращается в орган, образующий избирательную комиссию, или суд с заявлением о прекращении деятельности избирательной комиссии;

5) регистрирует выдвинутых кандидатов в депутаты маслихатов, их доверенных лиц, выдает им соответствующие удостоверения, публикует в местных средствах массовой информации сообщения о регистрации кандидатов;

6) контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления;

7) обеспечивает снабжение избирательными бюллетенями участковых избирательных комиссий;

8) вправе заслушивать отчеты участковых избирательных комиссий и расположенных на территории округа государственных органов и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, а также информации органов общественных объединений по вопросам соблюдения законодательства о выборах;

9) получает от участковых комиссий протоколы о результатах голосования, устанавливает на их основе результаты выборов по округу, публикует сообщение об этом в средствах массовой информации;

11) проводит повторные выборы и выборы вместо выбывших депутатов маслихатов;

12) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Республики.

Статья 17. Участковые избирательные комиссии

1. Участковые избирательные комиссии обеспечивают организацию и проведение выборов Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления на соответствующих избирательных участках.

Участковые избирательные комиссии формируются в составе семи членов.

1) образуются решением соответствующей вышестоящей избирательной комиссии по представлениям соответствующих акимов;

2) обеспечивают организацию и проведение выборов Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов местного самоуправления на соответствующих избирательных участках;

3) образуются в составе семи членов.

2. Состав участковых избирательных комиссий по выборам Президента, депутатов Парламента и маслихатов публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через семь дней, а территориальных комиссий по выборам членов органов местного самоуправления — не позднее чем через три дня после назначения или объявления выборов.

Статья 18. Полномочия участковых избирательных комиссий

Участковая избирательная комиссия:

1) проводит на избирательном участке избирательные мероприятия по выборам Президента, депутатов Мажилиса Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления;

2) оповещает избирателей о местонахождении участковой комиссии;

3) уточняет список избирателей на соответствующем избирательном участке;

4) знакомит граждан со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

5) оповещает избирателей о дне, времени и месте голосования;

6) готовит помещение, обеспечивает изготовление кабин и урн для голосования;

7) организует на избирательном участке голосование в день выборов;

8) проводит подсчет голосов и определяет результаты голосования на участке;

9) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и организации голосования и принимает по ним решения;

10) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Республики.

Статья 19. Статус члена избирательной комиссии

1. Члены избирательных комиссий являются представителями государственных органов и находятся под защитой государства.

2. Правовое положение членов избирательных комиссий определяется Конституцией, настоящим Конституционным законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

2-1. Не может быть членом избирательной комиссии:

лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке;

лицо, признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

3. Председатель, члены Центральной избирательной комиссии и сотрудники ее аппарата осуществляют полномочия на профессиональной постоянной основе.

Председатель избирательной комиссии представляет интересы комиссии в суде и других государственных органах, а также вправе делегировать полномочия по представлению интересов избирательной комиссии другим лицам путем выдачи соответствующей доверенности.

4. Не перечисленные в пункте 3 настоящей статьи члены избирательной комиссии в период проведения выборов не могут быть уволены с работы либо переведены на другую работу по инициативе работодателя без их согласия.

5. Член избирательной комиссии:

1) извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии за сорок восемь часов, за исключением случаев, требующих незамедлительного принятия решения;

2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;

3) вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

4) вправе знакомиться с документами и материалами избирательной комиссии, в которой он состоит, получать удостоверенные их копии;

5) по уполномочию, подтвержденному тремя четвертями голосов членов избирательной комиссии, в которой он состоит, осуществлять проверку деятельности нижестоящей избирательной комиссии;

6) обязан соблюдать требования Конституции, настоящего Конституционного закона и иного законодательства Республики Казахстан, общепринятые нормы этики;

7) обязан выполнять возложенные на него обязанности, решения и указания избирательной комиссии и ее председателя, вышестоящей избирательной комиссии;

8) обязан обеспечивать соблюдение и защиту избирательных прав и законных интересов граждан, проявлять беспристрастность и независимость при принятии решений, а также воздерживаться от публичной оценки деятельности кандидатов и политических партий, выдвинувших партийный список;

9) не связан решениями политической партии либо иного общественного объединения, представителем которых он является, и не имеет права отстаивать их интересы.

6. Член избирательной комиссии освобождается от своих обязанностей по истечении установленного срока полномочий избирательной комиссии, при прекращении ее деятельности, а также по решению органа, образовавшего избирательную комиссию, в случаях:

1) подачи заявления об освобождении от обязанностей по собственному желанию;

2) утраты гражданства Республики Казахстан;

3) выезда на постоянное место жительства за пределы административно — территориальной единицы, на которой сформирована соответствующая избирательная комиссия;

4) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

5) вступления в законную силу решения суда о признании его недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявлении его умершим;

Член территориальной, окружной и участковой избирательных комиссий освобождается от своих обязанностей в случае прекращения деятельности выдвинувшей его политической партии.

7. В случае неоднократного нарушения членом комиссии должностных полномочий или ненадлежащего выполнения обязанностей он освобождается от должности органом, образующим избирательную комиссию.

8. Вышестоящая избирательная комиссия назначает члена избирательной комиссии вместо выбывшего до избрания члена избирательной комиссии органом, образующим избирательную комиссию в порядке, установленном статьей 10 настоящего Конституционного закона.

9. Избирательная комиссия не должна состоять из работников одной организации.

10. Член избирательной комиссии должен проживать на территории административно — территориальной единицы, в которой находится соответствующая комиссия.

Статья 20. Организация деятельности избирательных комиссий и обжалование их действий. Гласность в деятельности избирательных комиссий

1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности, гласности и открытости.

2. Первые заседания созываются:

1) Центральной избирательной комиссии — Председателем комиссии в течение четырнадцати дней после избрания комиссии;

2) нижестоящих избирательных комиссий — председателями соответствующих вышестоящих комиссий не позднее чем в семидневный срок после их образования.

3. В период подготовки и проведения избирательной кампании заседания комиссий проводятся не реже одного раза в две недели. В иное время свои заседания комиссии проводят по мере необходимости по инициативе председателя или не менее одной трети членов комиссии.

4. Заседания избирательных комиссий правомочны, если в них принимает участие не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

5. Решения комиссий принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа их членов, кроме иных случаев, установленных настоящим Конституционным законом. Члены избирательной комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое незамедлительно доводится до сведения вышестоящей избирательной комиссии и в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии.

6. Избирательные комиссии создают условия для свободного ознакомления всех лиц со своими решениями, которые размещаются в общедоступных телекоммуникационных сетях, а в случаях, предусмотренных настоящим Конституционным законом, подлежат иному опубликованию.

Политические партии, не имеющие представителя в составе избирательных комиссий, вправе делегировать в соответствующую избирательную комиссию своего представителя с правом совещательного голоса на период подготовки и проведения избирательной кампании.

Представитель политической партии с правом совещательного голоса вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию избирательной комиссии, вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или суд.

7. На заседаниях избирательной комиссии могут присутствовать кандидаты, доверенные лица, наблюдатели, представители средств массовой информации при наличии служебного удостоверения и задания редакции.

Кандидаты в депутаты, политические партии, выдвинувшие партийные списки, при рассмотрении вопросов, их касающихся, заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующих избирательных комиссий и повестке дня.

Запрещается присутствие в помещении избирательной комиссии посторонних лиц, не связанных с избирательным процессом.

8. В день голосования с момента открытия избирательного участка для голосования и до установления результатов голосования при подсчете голосов избирателей на избирательном участке вправе одновременно присутствовать по одному доверенному лицу от каждого кандидата, по одному представителю от каждого средства массовой информации при наличии служебного удостоверения и задания редакции и по одному наблюдателю от каждой политической партии, иного общественного объединения, других некоммерческих организаций Республики Казахстан и наблюдатели иностранных государств и международных организаций.

9. Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию и (или) в суд в течение десяти дней со дня принятия решения или совершения действия (бездействия), если иные сроки обжалования не установлены настоящим Конституционным законом. По истечении указанных сроков заявление на решение и действия (бездействие) избирательной комиссии рассмотрению не подлежит.

При одновременном рассмотрении заявлений в избирательной комиссии и суде избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение заявления до вступления в силу решения суда. Суд извещает избирательную комиссию о поступившем заявлении и вступлении в законную силу решения суда по результатам его рассмотрения.

10. Государственные органы, организации, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в осуществлении их полномочий, представлять им необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в трехдневный срок, а в день выборов и предшествующий ему день — немедленно.

11. Члены территориальной, окружной, участковой избирательных комиссий на период подготовки и проведения выборов могут по их желанию освобождаться по решению комиссии от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделенных на проведение выборов.

Членам избирательных комиссий, являющимся государственными служащими, на период подготовки и проведения выборов сохраняется среднемесячная заработная плата по месту их основной работы.

Оплата сверхурочной работы, работы в праздничные и выходные дни, труда в ночное время членов избирательных комиссий, в том числе являющихся государственными служащими, осуществляется за счет средств, выделенных на проведение выборов.

12. Не могут быть членами избирательных комиссий:

1) депутаты Парламента, маслихатов, члены иных органов местного самоуправления;

2) кандидаты в Президенты, в депутаты Парламента, маслихатов, члены иных органов местного самоуправления, а также доверенные лица кандидатов;

3) лица, занимающие должность политического государственного служащего;

4) судьи судов Республики Казахстан.

Супруг (супруга) и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у кандидатов в непосредственном подчинении, не могут состоять в избирательных комиссиях, обеспечивающих непосредственную организацию и проведение в избирательном округе выборов, в которых участвует данный кандидат.

Лица, указанные в подпункте втором настоящего пункта, освобождаются от обязанностей члена избирательной комиссии со дня регистрации соответствующего кандидата.

Статья 20-1. Наблюдатели политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан

1. Полномочия наблюдателя от политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан должны быть удостоверены в письменной форме с указанием его фамилии, имени, отчества. Данный документ заверяется печатью организации, направившей наблюдателя, и действителен при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Документы предъявляются председателю избирательной комиссии либо лицу, его замещающему, для регистрации наблюдателя путем внесения данных о нем в журнал учета.

2. Наблюдатели политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан вправе:

1) присутствовать на заседании избирательной комиссии;

2) получать информацию о количестве избирателей, принявших участие в голосовании, в том числе в голосовании вне помещения;

3) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка во время проведения голосования и подсчета голосов;

4) сопровождать переносные избирательные урны, в том числе находиться в транспортном средстве во время их перевозки;

5) наблюдать за ходом голосования, процедурой подсчета голосов и оформления результатов голосования на избирательном участке, в пункте для голосования в условиях, обеспечивающих возможность четкого обозрения всех перечисленных процедур;

6) обжаловать решения, действия (бездействие) соответствующей избирательной комиссии и (или) ее членов в вышестоящую избирательную комиссию или суд;

7) присутствовать при проведении голосования избирателей вне помещения для голосования в случае невозможности их прибытия в помещение для голосования;

8) присутствовать при подсчете и погашении членами участковой избирательной комиссии неиспользованных избирательных бюллетеней;

9) делать фото-, аудио — и видеозаписи, не мешая ходу голосования и подведению его итогов;

10) наблюдать процедуру передачи протоколов о результатах голосования вышестоящим избирательным комиссиям;

11) после проведения голосования знакомиться с протоколами избирательной комиссии об итогах голосования, получать их заверенные копии;

12) обращать внимание членов избирательной комиссии на нарушения требований настоящего Конституционного закона, вручать им соответствующие письменные заявления, акты о нарушениях и получать отметки о вручении. Председатель избирательной комиссии, лицо, его замещающее, обязаны по заявлению доверенных лиц, наблюдателей приложить к протоколу подсчета голосов составленные ими акты.

3. Наблюдатели политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан обязаны:

1) иметь при себе документы, удостоверяющие их личность и полномочия;

2) не вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов и принятия решений избирательной комиссией;

3) не предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

4) выполнять требования председателя избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке, установленных соответствующей избирательной комиссией;

5) основывать свои замечания на документированных, действительных и поддающихся проверке фактах;

6) соблюдать требования настоящего Конституционного закона и иного законодательства Республики Казахстан;

7) сохранять непредвзятость, не выражать предпочтение конкретному кандидату, политической партии.

4. В случае нарушения законодательства Республики Казахстан наблюдателями политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций Республики Казахстан соответствующая избирательная комиссия вправе отменить регистрацию наблюдателя.

Статья 20-2. Наблюдатели иностранных государств и международных организаций, представители иностранных средств массовой информации

1. Приглашения иностранным государствам и международным организациям участвовать в наблюдении за выборами в Республике Казахстан могут быть направлены Председателем Центральной избирательной комиссии, Министром иностранных дел Республики Казахстан.

Приглашения направляются через Министерство иностранных дел Республики Казахстан.

В приглашении могут содержаться пожелания к численности и составу миссии, а также к обеспечению в миссии гендерного баланса, странового представительства.

2. Наблюдатели иностранных государств и международных организаций аккредитуются при Центральной избирательной комиссии по представлению Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

Для аккредитации иностранные государства и международные организации представляют в Министерство иностранных дел Республики Казахстан список своих наблюдателей, представителей.

Частные лица, не являющиеся наблюдателями иностранных государств и международных организаций, аккредитации не подлежат.

Не аккредитуются лица, имеющие политические, экономические или другие интересы в Республике Казахстан либо аккредитация которых была ранее отозвана (отменена) за нарушение законодательства Республики Казахстан, иностранного государства или общепризнанных норм международного права, либо не имеющие практики наблюдения за выборами, либо признанные виновными в совершении уголовного преступления, коррупционного правонарушения или незаконной деятельности в избирательный период за пять лет до подачи заявки на аккредитацию.

3. Срок аккредитации наблюдателей иностранных государств, международных организаций устанавливается Центральной избирательной комиссией.

4. Аккредитованным наблюдателям иностранных государств и международных организаций выдается удостоверение установленного Центральной избирательной комиссией образца, являющееся основанием для их деятельности в период проведения избирательной кампании. Проведение аккредитации заканчивается за пять дней до дня голосования.

5. Наблюдатели иностранных государств и международных организаций, представители иностранных средств массовой информации не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за выборами в Республике Казахстан.

6. Наблюдатели иностранных государств и международных организаций, представители иностранных средств массовой информации имеют право:

1) присутствовать на всех стадиях избирательного процесса;

2) получать в избирательных комиссиях информацию о ходе избирательной кампании;

3) доступа на избирательные участки во время проведения голосования и подсчета голосов;

4) встречаться с участниками избирательного процесса;

5) информировать членов избирательных комиссий о своих наблюдениях, выявленных нарушениях, вносить рекомендации;

6) делать публичные заявления;

7) наблюдать процедуру передачи протоколов о результатах голосования вышестоящим избирательным комиссиям.

7. Наблюдатели иностранных государств и международных организаций, представители иностранных средств массовой информации обязаны:

1) иметь при себе документы, удостоверяющие их личность и аккредитацию;

2) не вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов и принятия решений избирательной комиссией;

3) не предпринимать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

4) выполнять требования председателя избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке, установленных соответствующей избирательной комиссией;

5) сохранять непредвзятость, не выражать предпочтение конкретному кандидату, политической партии;

6) соблюдать требования настоящего Конституционного закона и иного законодательства Республики Казахстан.

8. В случаях, предусмотренных настоящим Конституционным законом, Центральная избирательная комиссия вправе отозвать аккредитацию наблюдателя иностранного государства, международной организации.

9. В случае нарушения наблюдателями законодательства Республики Казахстан или общепризнанных норм международного права соответствующая избирательная комиссия вправе внести в Центральную избирательную комиссию представление об отзыве аккредитации наблюдателя иностранного государства, международной организации.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.