О регистрации юл и ип

Оглавление:

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

С изменениями и дополнениями от:

23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г., 5 февраля, 19 июля, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 19 июля, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 1, 18 июля, 3 декабря 2011 г., 1 апреля, 28 июля, 29 декабря 2012 г., 28 июня, 23 июля, 2 ноября, 21 декабря 2013 г., 2 апреля, 5 мая, 21 июля, 29, 31 декабря 2014 г., 30 марта, 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 31 января, 2 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 30 октября, 31 декабря 2017 г., 23 мая, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

8 августа 2001 г.

Федеральным законом предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Информация обо всех юридических лицах отражается в Едином государственном реестре юридических лиц, устанавливается порядок ведения реестра, порядок и сроки государственной регистрации, приводятся перечни документов, необходимых для регистрации. Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Устанавливается порядок предоставления сведений из реестра.

Федеральный закон вводится в действие с 1 июля 2002 года, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Настоящий Федеральный закон вводится в действие с 1 июля 2002 г., за исключением пункта 2 статьи 27, который вводится в действие со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Текст Федеральный закона опубликован в «Российской газете» от 10 августа 2001 г. N 153, в «Парламентской газете» от 14 августа 2001 г., N 152-153, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., N 33 (Часть I), ст. 3431

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 мая 2015 г. N 10-П пункт 2 статьи 21.1 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из Единого государственного реестра юридических лиц юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства

Настоящий Федеральный закон применяется постольку, поскольку он не противоречит положениям главы 4 ГК РФ «Юридические лица» (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 295-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 октября 2017 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 29 апреля 2018 г., и изменений, вступающих в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 226-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 488-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 сентября 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2016 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 6 статьи 17 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пунктов 1, 2, 4 — 8, 10 статьи 4 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2016 г

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 июля 2014 г., за исключением изменений в пункты 1 и 8 статьи 7.1, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ

Изменения вступают в силу со 2 января 2013 г., за исключением изменений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения статей 9, 11 и 23 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ) в части использования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг применяются с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ

Изменения вступаю в силу с 1 января 2012 г., за исключением дополнения статьей 7.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 387-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением изменений в пункт 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 352-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ,

от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 23.12.2003 № 185-ФЗ,

от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 02.07.2005 № 83-ФЗ,

от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 19.07.2007 № 140-ФЗ,

от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 30.04.2008 № 55-ФЗ,

от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 311-ФЗ,

от 30.12.2008 № 312-ФЗ, от 30.12.2008 № 315-ФЗ,

от 19.07.2009 № 205-ФЗ, от 27.12.2009 № 352-ФЗ,

от 19.05.2010 № 88-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ,

от 29.11.2010 № 313-ФЗ, от 23.12.2010 № 387-ФЗ,

от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 18.07.2011 № 228-ФЗ,

от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 01.04.2012 № 27-ФЗ,

от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 № 175-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

(часть первая в ред. Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — государственная регистрация) — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее — регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Федеральным законом от 30.10.2017 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» вносятся отдельные изменения, касающиеся взаимодействия МИФНС с заявителями, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и нотариусами.

Документы о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будут направлять заявителям в форме электронных документов.

Изменения касаются взаимодействия регистрирующего органа с МФЦ.

Теперь документы для регистрации юридических лиц и предпринимателей направляются специалистами МФЦ в МИФНС в электронном виде за один день.

По результатам рассмотрения документов МИФНС не позднее 6 дней направит свое решение на электронную почту заявителя и в МФЦ.

По запросу МФЦ выдаст заявителю ответ регистрирующего органа на бумаге.

Кроме того, введены два дополнительных основания для отказа в регистрации:

  • документы оформлены с нарушением установленных требований;
  • материалы переданы с недостоверными сведениями.

Самое главное коснулось следующих изменений: если регистрирующий орган отказал заявителю в регистрации из-за непредставления или неправильного оформления документов, то «дослать» или исправить документы можно в течение 3 месяцев.

При этом один раз документы можно представить без повторной оплаты госпошлины.

А материалы, которые остались у регистрирующего органа после отказа, повторно направлять не надо.

Устанавливается, что любое лицо вправе разместить на официальном сайте регистрирующего органа в сети «Интернет» запрос о направлении по указанному в нём адресу электронной почты информации о факте представления в регистрирующий орган документов в отношении указанного в таком запросе юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом.

При этом документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием сети «Интернет» либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

По запросу заявителя регистрирующий орган выдает заявителю (его представителю) составленный регистрирующим органом на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание решения о приостановлении государственной регистрации в форме электронного документа, при представлении документов непосредственно в регистрирующий орган.

В случае представления документов в регистрирующий орган через МФЦ решение о приостановлении государственной регистрации направляется в МФЦ.

По запросу заявителя МФЦ выдает заявителю (его представителю) составленный на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание электронного документа, полученного от регистрирующего органа.

Информация о принятии регистрирующим органом решения о приостановлении государственной регистрации размещается на официальном сайте регистрирующего органа в интернете.

Кроме того, установлено, что в случае представления документов в регистрирующий орган через МФЦ документы, связанные с государственной регистрацией, направляются регистрирующим органом в форме электронных документов в МФЦ.

По запросу заявителя МФЦ выдает заявителю (его представителю) составленные на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, связанных с государственной регистрацией, полученных МФЦ от регистрирующего органа.

Внесены изменения в закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Федеральный закон принят Государственной Думой 18 октября 2017 года и одобрен Советом Федерации 25 октября 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом вносятся отдельные изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», касающиеся взаимодействия уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – регистрирующий орган), с заявителями, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и нотариусами.

Уточняются положения, касающиеся порядка представления документов при государственной регистрации, в частности направляемых в форме электронных документов, направления регистрирующим органом документов, связанных с государственной регистрацией, а также решений о приостановлении государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации. В соответствии с Федеральным законом порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Устанавливается, что любое лицо вправе разместить на официальном сайте регистрирующего органа в сети «Интернет» запрос о направлении по указанному в нём адресу электронной почты информации о факте представления в регистрирующий орган документов в отношении указанного в таком запросе юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Предусматривается, что заявитель после устранения причин, послуживших основанием для отказа в государственной регистрации, в случаях, определённых в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение установленного срока вправе дополнительно однократно представить необходимые для государственной регистрации документы без повторной уплаты государственной пошлины.

Также приводятся в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации положения названного Федерального закона, касающиеся учредительных документов юридических лиц.

Новые изменения в законе о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В октябре 2017 года Президент России подписал закон № 312-ФЗ. Нормативный акт изменил порядок регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Наша новая статья расскажет читателям об этих новеллах.

Уточнение терминов

Законодатель уточнил, что электронные документы, направляемые для регистрации, подписываются не просто электронной, а усиленной квалифицированной подписью. Ранее этот пункт вызывал недоразумения. Заявители, впервые регистрирующие юрлицо, направляли в ИФНС документы, подписанные обычной ЭЦП, и получали отказ, но в настоящее время данное противоречие устранено.

Помимо данных уточнений, был более подробно изложен порядок взаимодействия между заявителем, МФЦ, нотариусом, порталом Госуслуг и самим налоговым органом (отметим, что данный пункт вступит в силу с 29.04.2018 года).

Кроме того, по всему тексту нормативного акта словосочетание «учредительные документы» было заменено словами «учредительный документ». В 2001 году (когда только принимался закон) учредительными считались даже договоры, заключаемые участниками. Сегодня единственным подобным документом является Устав, поэтому законодатель и убрал множественную форму термина.

Право на получение информации

С 01 октября 2018 года все заинтересованные лица смогут получать сведения о самом факте направления юрлицом или ИП документов в регистрирующий орган. Например, директор контролирует нерадивого сотрудника, который «никак не может доехать» до МФЦ или ИФНС (типичная ситуация в малом бизнесе), либо контрагенты ждут внесения изменений в Устав фирмы. До сих пор им приходится верить на слово заявителю, но уже менее чем через год все желающие смогут зайти на web-сайт фискальной службы и создать запрос с просьбой переслать по указанному в нем электронному адресу сведения о самом факте предоставления, интересующей их фирмой (либо ИП) документов в ИФНС.

Направление извещения о приостановлении (или об отказе) регистрации

В случае приостановления или отказа в регистрации, ИФНС направит на e- mail заинтересованного лица (указанный в ЕГРЮЛ или в заявлении) свое решение в электронном виде, завизированное УКЭП. Более того, если представитель юрлица (ИП) сдавал документы на бумажных носителях в МФЦ, непосредственно в ИФНС или через нотариуса, решение о приостановлении всё равно будет направлено ему в электронной форме. Регистрирующий орган предоставит решение на бумажном носителе только по дополнительному запросу заявителя.

Отметим, что данные изменения вступят в силу через 180 дней после публикации закона.

Порядок направления уведомления о внесении записи в ЕГРЮЛ или о госрегистрации юрлица

И здесь действуют новые правила. Зарегистрировав компанию (ИП) или изменения в Устав, ИФНС направит соответствующее уведомление, подписанное УКЭП, на электронную почту, указанную в заявлении или зафиксированную в едином госреестре. И не имеет значения, как человек отправил документы в ИФНС — через нотариуса или МФЦ, лично, по почте либо через интернет. Ответ всё равно придет на e-mail.

Гражданин сможет получить уведомление (или выписку) на бумажных листах только по дополнительному запросу в налоговую инспекцию. Данная новелла также вступает в силу только с 29.04.2018 года.

Возможность повторного направления пакета без оплаты госпошлины

Эту норму ждали давно. На интернет-форумах, в судебных исках к ИФНС и в специализированных СМИ звучали частые претензии на несправедливую (по мнению граждан) ситуацию, когда налоговая инспекция отказывала в госрегистрации и оставляла пошлину в бюджете. Исправив документы, заявитель повторно подавал пакет и снова оплачивал пошлину. Жалобы ни к чему не приводили. Представители ИФНС настойчиво доказывали в судах, что пошлина платится за рассмотрение документов, а не за регистрационные действия. Арбитраж, как правило, поддерживал точку зрения налоговой инспекции.

И вот, законодатель несколько изменил свою позицию. Если заявитель не представил все обязательные документы, неправильно их оформил или допустил ошибки, в уведомлении (заявлении), то он в течение 3-х месяцев со дня вынесения решения об отказе в регистрации может снова один раз подать в ИФНС пакет, не уплачивая госпошлину. Таким образом, у граждан появилось право на одну ошибку. Государство денег не вернет, но позволит бесплатно подать исправленные документы (настоящий пункт начнёт действовать с 01 октября 2018 года).

Оставление жалобы без рассмотрения

С 1 октября 2018 года расширяется число оснований для отказа в рассмотрении жалобы на действия региональных ИФНС. Однако данный пункт сформулирован очень туманно. Так, вышестоящая налоговая служба не станет рассматривать жалобу, если заявитель после отказа в госрегистрации исправил ошибки и повторно подал эти же документы без оплаты госпошлины.

При этом совершенно непонятно — жалоба на какое решение ИФНС останется без ответа? Ведь здесь есть два варианта. Допустим, налоговая служба отказала в госрегистрации и дала заявителю три месяца на исправление ошибок. Он подготовил новый пакет, сдал его и направил жалобу на отказ в регистрации, который привел к повторной подаче документов. Если законодатель имел ввиду такое развитие событий, то вопросов нет.

Но может быть и другая ситуация. Человек получил отказ, исправил документы и сдал их снова. А ИФНС опять отказала в регистрации. Получается, что данное решение тоже нельзя оспорить в вышестоящем органе?

К слову, смысл данной нормы не до конца ясен даже сотрудникам налоговой службы, которым мы задавали вышеуказанные вопросы.

Расширения перечня оснований для отказа в регистрации

В списке поводов для отказа в госрегистрации появилось два новых пункта, которые вступят в силу с 1 октября 2018 года.

Прежде всего — это несоблюдение (или нарушение) правил оформления документов, установленных ФНС РФ. Речь, в первую очередь, идет о формате заявлений/уведомлений, а также об их содержании. Например, неуказание электронного адреса, телефона, ИНН, паспортных данных, заполнение строчными буквами и так далее.

Кроме того, закон ввел такое основание для отказа, как предоставление недостоверных сведений. В данном случае речь может идти о любой неверной или ошибочной информации: ошибки в дате и месте выдачи паспорта, в написании имени и фамилии, неправильное указание кода документа и так далее.

Краткие выводы

Самый важный итог заключается в том, что появилась возможность повторно направлять документы на регистрацию без оплаты госпошлины. Это несомненный плюс. Кроме того, третьи лица теперь смогут получать информацию о самом факте передачи пакета в ИФНС.

С другой стороны, представители компаний будут вынуждены подавать в инспекцию дополнительное заявление о выдаче выписок и уведомлений на бумажных носителях — они все равно необходимы.

Что же касается расширения перечня причин для отказа в госрегистрации, то он вряд ли окажет сильное влияние на ситуацию. ИФНС и раньше отказывалась вносить запись в ЕГРЮЛ при наличии ошибок или недостоверных сведений, просто сейчас эта практика получила законодательное закрепление, не более того.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.