Нужно ли составлять протокол об административном правонарушении

Нужно ли составлять протокол об административном правонарушении

На дороге, перед тем как водителю будет выписан штраф за нарушение ПДД, оформляется протокол, который заполняется рукой полицейского. Как правильно он должен быть составлен, где что подписывать и какую главную ошибку совершают большинство водителей?

Вас остановили за якобы допущенное нарушение правил. Вы уверены, что закон не преступали, спорите, но полицейский настроен вас оформить и уже достал чистый бланк протокола. Что-то там пишет. Пытаетесь объяснить, но гаишник не реагирует. В итоге вы на взводе, отказываетесь смотреть и подписывать составленный протокол. Знакомая ситуация.

Спокойствие и ещё раз спокойствие! Большинство водителей считают, что после подписания протокола им однозначно светит штраф. Нет. Протокол — это процессуальный документ, служащий только основанием для возбуждения (то есть начала) производства по делу. Да, в нём записываются предъявляемые вам факты нарушения (обвинение), но это совсем не означает, что, подписав, вы признали свою вину. В протоколе вы имеете право указать, что не согласны с тем, в чём вас обвиняют.

Главное: если оформление произошло, ни в коем случае нельзя отказываться подписывать протокол и уклоняться от участия в его заполнении, поскольку этим самым вы даёте возможность инспектору сделать это самостоятельно и заполнить так, как ему заблагорассудится. Таких случаев масса. С вашей стороны достаточно внимательно проверить заполненный бланк, грамотно заполнить и подписать в местах, где это нужно. А чтобы потом в любом месте (в адмпрактике или в адмсуде) доказать свою правоту или нарушения самого инспектора — всё общение с полицейским пишите на видео телефоном.

Что должны указывать в протоколе

Протокол — это бланк формата А4 с большим объёмом мелкого текста. Складывается впечатление, что его создали таким неудобочитаемым специально против водителя. Не у каждого хватает терпения прочитать и разобраться, что там к чему, поэтому для удобства мы сделали образец, условно разделили его на пункты, которые должны быть заполнены, и даём пояснение, что и как должно в нём быть заполнено, а особо важные пункты пометим словом «важно».

Не весь протокол заполняется полицейским, но большая его часть, её мы выделили голубым цветом. Жёлтым — поля, где требуется ваше участие и подпись, зелёным — где должны писать либо свидетели, либо вы в связи с их отсутствием. Смотрите на образец и сверяйте его с пояснениями.

1. Дата, время и место.

Важно. Этот пункт должен быть заполнен с точностью до минуты. Именно точное время составления протокола в ряде случаев имеет очень большое значение. Например, если водителя подозревают в управлении автомобилем в состоянии опьянения, когда каждая минута дорога при проведении медэкспертизы (два часа на всё, время играет против водителя).

2. Должность, звание, фамилия и инициалы полицейского.
Обязательно проверьте служебное удостоверение инспектора, тем самым вы убедитесь, что это не ряженый друг участкового или не переодетый бандит. Показать служебное удостоверение в развёрнутом видео — обязанность любого полицейского. Ваша задача сверить фотографию с оригиналом, проверить срок действия удостоверения, а также знать ФИО и звание.

3. Сведения о водителе: имя, фамилия, номер удостоверения и т. д.
Важно. Проверьте, корректно ли всё указано.

4. Марка, номер техпаспорта и госномер вашего авто.
Проверить будет не лишним.

5. Сведения об административных правонарушениях, совершённых ранее, и (или) судимости.
Заполняется графа с ваших слов или же сверяясь с базой данных МВД.

6. Язык производства.
Вы можете указать язык, на котором желаете вести дело.

7. Место, время совершения и существо административного правонарушения.
Важно. Следует проверить, чтобы все указанные в протоколе нарушения соответствовали тем, что предъявляют на месте. Нередко бывает, что они разнятся. К примеру, на дороге вас остановили за непристёгнутый ремень, а в протоколе оформили за проезд на красный. Водитель из-за невнимательности замечает несоответствие гораздо позже, к примеру когда уже пошёл уплачивать штраф. На этих полях вам писать ничего не дадут, все неточности или своё несогласие с выводами гаишников вы можете указать в приложенной к протоколу объяснительной.

8. Статья КоАП РК, нарушение которой вам вменяется.
Важно. Согласны, что невозможно с собой возить целый КоАП, однако в любой книжке с ПДД, в конце, есть выдержки из кодекса, которые относятся к нарушениям ПДД. Такая книжка в бардачке лишней никогда не будет. Если её нет, попросите полицейских удостовериться в правильности указанной статьи. Краткая выписка есть на нашем сайте, полный КоАП можно скачать в виде приложения на смартфон.

9. Название, номер, дата метрологической проверки технического средства и показания измерительных приборов.
Важно. Не все знают, что радар, дымомер или тот же алкотестер, с помощью которых полицейские фиксируют нарушение, должны иметь действующий (не просроченный) акт метрологической проверки. Если гаишники оформили, допустим, за превышение скорости, а данную графу расписать в итоге забыли (чаще — поленились), вы имеете полное право обжаловать протокол, мотивировав тем, что данные о вашем нарушении были получены с помощью неизвестного измерительного прибора.

10. Сведения об участниках производства — это свидетели, понятые, потерпевшие, законные представители, защитник, переводчик.
Важно. Нужное подчёркивается полицейскими, и их данные заносятся в протокол. Необходимо проверить точность, особенно когда вы не согласны, что нарушили правила. Если свидетели или понятые при составлении протокола отсутствовали, пишете своей рукой на каждой строчке, что их не было, и ставите рядом свою подпись. Это обязательный пункт, и попытки гаишников отказать вам в его заполнении неправомерны. Очень помогает запись на видео всего общения с полицией.

11. Права и обязанности разъяснены.
Тут ставятся подписи понятых, если они были. Если нет, пишете: «Отсутствовали» — и ставите свою подпись.

12. Объяснение физического лица.
Важно. Эта часть протокола для водителя самая главная, т. к. заполняется им. Именно её многие игнорируют либо заполняют под диктовку самих же полицейских. Если вы не согласны с инспектором, то в паре строчек, отведённых в протоколе, объяснить свою позицию не удаётся, так что имеет смысл написать следующее: «С предъявленным нарушением не согласен. Свои объяснения прилагаю на отдельном листе». Тут же ставится подпись водителя. Объяснительную необходимо будет написать отдельно, попросив у полицейских для этого чистый лист бумаги (у них он должен быть в наличии обязательно, как раз для подобных случаев). Если с нарушением согласны, пишете соответственно: «С предъявленным нарушением согласен». И тогда лучше дописать: «Прошу предоставить скидку 50% при оплате штрафа согласно ст. 810 КоАП», в рамках сокращённого производства вам предоставляется 10 дней для оплаты штрафа со скидкой, но только если вы сразу же согласились с нарушением и признали себя виновным.

13. Иные сведения для разрешения дела.
В этой графе полицейские указывают меру обеспечения производства, которая применена к нарушителю. Это может быть изъятие водительского удостоверения или водворение авто на штрафстоянку и другие сведения, необходимые в процессе рассмотрения.

14. К протоколу прилагаются.
Важно. Здесь полицейский должен указать, что прилагается ваша объяснительная на отдельном листе (проверьте!), а также все иные документы, приобщённые к делу.

15. Для рассмотрения дела необходимо явиться по адресу.
Указывается орган, куда вам необходимо будет явиться, дата и время, адрес учреждения, где будет рассмотрен ваш протокол и вынесено постановление. Вот постановление и является тем самым документом, который уже обязывает уплатить штраф за нарушение. Но о нём ниже.

16. Подписи потерпевших, свидетелей, понятых.
Если их не было, снова пишете: «Отсутствовали» — и ставите подпись.

17. Права и обязанности, предусмотренные статьёй 744 КоАП РК, мне разъяснены.
Ставите подпись, если полицейские их вам действительно разъяснили. Если никто ничего так и не разъяснил, пишете: «Права не разъяснены» — и ставите подпись. Желательно заранее прочесть эту статью, чтобы хотя бы иметь представление, на что вы имеете право.

18. В юридической помощи нуждаюсь/не нуждаюсь.
Лишним не будет, если подчеркнёте, что в помощи нуждаетесь. Поставите свою подпись. От адвоката всегда можно отказаться, если вдруг он не понадобится. Ответственности за это не предусмотрено, а так — вдруг понадобится?

Как минимум, вам предоставят бесплатного (оплаченного государством) юриста на рассмотрении вашего дела в административном суде, если оно дойдёт до суда и вы будете оспаривать свою виновность. Если дело будет рассматриваться не в суде, а в адмпрактике, то юриста для вас должны предоставить там. Помните, что на место остановки никто вам не обязан присылать юриста (исключением может быть, например, составление схемы ДТП).

19. В переводчике нуждаюсь/не нуждаюсь.
Подчёркиваете то, что считаете нужным, и ставите подпись.

20. Подтверждаю, что указанные мною адрес места жительства (места нахождения), места работы, телефон и т. д. достоверны и ознакомлен с тем, что уведомление (извещение), направленное на указанные контакты, будет считаться надлежащим и достаточным.
Тут тоже всё просто: проверяете данные, ставите подпись. Адрес стоит указать именно тот, где вы физически проживаете, ибо именно туда будут доставлены документы по вашему делу, а получить их в ваших интересах.

21. Временное водительское удостоверение получил.
Заполняется в том случае, если изымаются права. Ставите дату и подпись, если вам временное ВУ вручили. Если не получили, пишете: «Не получил» — и расписываетесь.

22. С протоколом ознакомлен, копию получил.
Важно. Контрольная подпись водителя. Если выдали копию, ставите дату и подпись. Если не выдали, так и пишите, что копию не получали. Кстати, про копию: очень советуем о ней не забывать, она понадобится. Ещё лучше — снимать всё на видео.

На основании чего выписывают штраф

Штраф оформляется на основании постановления, а не протокола. Составленный на дороге протокол поступает в органы (административная полиция или суд), его рассматривают и выносят по нему это самое постановление. Если вы уверены, что нарушения с вашей стороны не было, явиться на рассмотрение вашего дела придётся, иначе штраф вам таки влепят, даже если в протоколе говорится, что вы не согласны с предъявленным нарушением. Увы, на практике отношение к этой части процесса очень халатное как со стороны органов, так и самих «оштрафованных», которые или забыли об этом, или не нашли времени явиться в указанный день и час, а полицейские лишний раз не торопятся напоминать им об этом. В итоге постановление штампуется без вашего участия, копия высылается вам на почту, и с этого момента за вами начинает числиться штраф.

Почему протокол читать и подписывать нужно. Выводы

Минимум: хотя бы ради того, чтобы гаишники не понаписали того, чего вы на самом деле не совершали. Ехали без ремня — платите за это нарушение, а не за проезд на красный.

Максимум: грамотное составление протокола и последующие действия помогут избежать серьёзных наказаний. К примеру, любимое инспекторами нарушение «выехал на встречку» во многих случаях можно и нужно оспаривать. Если, конечно, вы не собираетесь год ходить пешком.

Нужно ли составлять протокол об административном правонарушении

Мы в фонде «Общественный вердикт» собрали вопросы, которые чаще всего задают люди в соцсетях после массовых задержаний 26 марта. Прежде всего спрашивают о том, что и как должно быть по закону в случае задержания подростков. Такая массовость — новый опыт для многих: для школьников и студентов, для правозащитников и даже для полиции. Наши юристы подготовили ответы, которые, мы надеемся, вам пригодятся. Мы старались отвечать четко, ясно и по сути. Вы найдете информацию о том, как должна работать полиция и Комиссия по делам несовершеннолетних, как должны составлять протоколы, уведомлять родственников задержанных, когда законно брать отпечатки пальцев и фотографировать подростков в полиции после задержания.

По мере появления новых вопросов, наши юристы будут давать ответы. Свои вопросы задавайте на странице Фонда в Facebook.

С 16 лет (ч.1 статьи 2.3 КоАП РФ)

Административное дело ведет Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН). Когда материал по делу собран, она передает его в суд для рассмотрения. Решение о наказании принимает суд, а не КДН.

Что делать, если подросток совершил правонарушение в 17 лет, а когда КДН стала рассматривать его дело ему уже исполнилось 18 лет?

Комиссия обязана направить материалы дела тому органу (должностному лицу), который по закону должен рассматривать такие правонарушения.

Можно ли наказать родителей за ненадлежащее выполнение своих обязанностей?

Можно, но не всех родителей. Закон (ст. 2.5 КоАП РФ) не разрешает привлекать к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, нацгвардейцев, сотрудников органов внутренних дел, пенитенциарной системы, налоговой полиции, таможни и др. Для них предусмотрена дисциплинарная ответственность.

Если человеку 16–18 лет, можно ли заменить административное наказание (КоАП РФ) на меры общественного воздействия, которые предусмотрены Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних?

Можно. Это решение принимает КДН (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ). Должны учитываться обстоятельства дела и личностные характеристики подростка. КДН может освободить подростка от административной ответственности и одновременно с этим применить к нему другие меры. Это может быть предупреждение, выговор, направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение и т.д.

Что необходимо делать, если сотрудник полиции настойчиво звонит или пишет смс несовершеннолетнему о необходимости явиться в отдел полиции?

Переадресовать его на родителей/законных представителей. Если сотрудник будет настойчив и продолжать активно беспокоить подростка, то нужно написать жалобу начальнику отдела полиции и в отдел собственной безопасности округа (например, ОСБ УВД по ЦАО). Если данные действия совершает следователь Следственного комитета, то жалобу адресовать руководителю Следственного комитета и/или руководителю Отдела собственной безопасности следственного управления.

Какой документ необходим для того, чтобы привлечь к административной ответственности?

Это протокол об административном правонарушении. Без протокола нет суда и не может быть наказания. Иные документы — справки инспекторов ПДН, информационные сообщения из милиции, из школы и т.п., — не являются основанием для привлечения к административной ответственности.

Кто имеет право составлять административный протокол?

Сотрудники полиции, пограничные органы, и многие иные лица, указанные в части 2 ст. 28.3

Члены Комиссий по делам несовершеннолетних (2 абзац части 5 ст. 28.3). Но только в тех случаях, когда действия подростка подпадают под статьи 5.35–5.37, 6.10. КоАП РФ. Члены КДН могут составлять протоколы и должны правильно квалифицировать действия в соответствии с нормами КоАП РФ.

В протоколе о правонарушении или в прилагаемых к нему документах, которые передают КДН полиция (или другая служба), должны быть обязательно указаны поводы к возбуждению дела об административном правонарушении (ч. 3 ст.28.1 КоАП РФ). Если этого нет в документах, то КДН должна вынести определение (ст. 29.4 ч.1 п.4 КоАП РФ) о возврате этого материала полиции (должностному лицу) для устранения недостатков.

Каковы сроки составления протокола об административном правонарушении?

Протокол должен быть составлен немедленно после выявления административного правонарушения.

Двое суток дается на то, чтобы выяснить дополнительные обстоятельства дела (например, размер причиненного ущерба, получение каких-то справок, с помощью которых может быть смягчено наказание) либо собрать информацию о нарушителе (например, при отсутствии документов при несовершеннолетнем, а также, сведения о предыдущих правонарушениях). Но в том случае, если необходимость в дополнительной информации действительно имеется.

Если начато административное расследование, то у полиции есть один месяц на составление протокола об административном правонарушении (например, необходимо провести экспертизы, чтобы установить размер ущерба, направить запросы. В общем, все то, что требует значительного времени).

Когда полиция должна направить протокол об административном правонарушении в КДН?

В течение суток с момента составления протокола (статья 28.8 КоАП РФ).

Если КДН вернула материалы полиции, то дается 3 суток на устранение недостатков. Трое суток отсчитывается с того дня, когда полиция получила материалы обратно.

Полиция устранила недостатки и должна в течение суток возвратить протокол в КДН (ч. 3 ст.28.8 КоАП РФ).

На что обратить внимание в протоколе об административном правонарушении?

1. Вам должны быть реально разъяснены права и обязанности. Только после этого можно поставить подпись в соответствующей графе протокола.

2. Вы можете не давать объяснений, указав, что с протоколом не согласны, объяснения будете давать при рассмотрении дела. Но мы рекомендуем в протоколе все-таки свою версию событий изложить. На суде это будет сделать намного сложнее.

3. Если вы решили зафиксировать свои объяснения, то в графе «Объяснения лица» нужно обязательно указать все факты, которые вы считаете значимыми: не пустили адвоката, задержали в другое время, не разрешили взять у родителей лекарства и т.д.

Если вам не хватит места в этой графе, попросите лист бумаги и изложите на нем свою версию событий, все значимые обстоятельства. В протоколе сделайте запись, что объяснения изложены на дополнительном листе и распишитесь. Доплист с объяснениями тоже подпишите.

Если лист бумаги отказываются выдавать, сделайте запись в протоколе об этом и распишитесь. Весь протокол нужно подписывать только после того, как Вам будет вручена копия протокола. Если вам отказываются вручать копию, сделайте запись в протоколе, что копию выдать отказались и распишитесь.

Где рассматриваются дела в отношении несовершеннолетних?

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства подростка. Даже если статья, которая ему вменяется, предполагает, что рассмотрение должно быть в суде по месту самого события — правонарушения, — в случае подростка требуйте рассмотрения там, где вы живете.

Если несовершеннолетний является лицом «Без определенного места жительства» или иностранным гражданином при отсутствии регистрации?

По практике — такие дела рассматриваются по месту фактического жительства, месту учебы.

Нужно ли извещать прокурора о проведении заседания комиссии?

Обо всех делах, связанных с несовершеннолетними, КДН в обязательном порядке должна сообщить прокурору. Это делает ответственный секретарь КДН.

Рассмотрение дела на заседании Комиссии

В течение 15 дней. Дни отсчитываются с того дня, когда КДН получила материал из полиции.

Могут продлить до одного месяца. Это случится, если будут заявлены ходатайства (например, сделать запрос, получить дополнительные справки, которые вы считаете нужными, но сами не можете получить) или нужно будет дополнительно выяснять обстоятельства дела.

Может ли КДН рассматривать дела несовершеннолетних без участия их родителей?

Нет. Присутствие несовершеннолетнего и его родителей при рассмотрении дела обязательно (ст. 34 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних).

При подготовке к рассмотрению дела в обязательном порядке должны уведомить несовершеннолетнего, его родителей/законных представителей, а также защитника, если о нем уже имеются сведения в деле. КДН не вправе отказать в присутствии адвоката или иного лица, имеющего доверенность на представление интересов. Защищать интересы вместо адвоката могут родители/законные представители.

Если несовершеннолетний и/или его родители/законные представители не могут участвовать в рассмотрении дела (командировка, болезнь и т.д.), то необходимо направить в КДН ходатайство с просьбой отложить рассмотрение на другой день и время. В этом ходатайстве нужно указать причины неявки и приложить подтверждающие документы.

Может комиссия выносить определение о приводе несовершеннолетнего на рассмотрение его дела и о приводе его родителей?

Да. Комиссия по делам несовершеннолетних имеет право выносить такие определения. Привод будут исполнять органы внутренних дел. Привод может касаться подростков, родителей и свидетелей по делу.

Обязательно ли вручать постановление об административном правонарушении сразу при рассмотрении под расписку или можно высылать по почте в течение недели?

Нет, не обязательно. Копия постановления может высылаться подростку по почте в трехдневный срок.

Как КДН принимает свои решения?

Определение по делу об административном правонарушении принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании.

Какие требования предъявляются к оформлению протокола заседания КДН?

Ведение протокола обязательно во время рассмотрения дела.

Протокол подписывается председательствующим и секретарем заседания. То есть не ответственным секретарем, а лицом, ведущим протокол на заседании комиссии.

Какой порядок обжалования постановлений КДН?

Решения КДН принимается в форме постановления. Вы можете подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, его обжалуют только в районном суде.

Жалоба подается в КДН. КДН должна в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее в суд. В суде рассмотрение по делу, поступившему из КДН, производится в аналогичном порядке, что и рассмотрение в КДН.

Необходимо обратить внимание

При задержании сотрудники полиции могут предложить Вам пройти дактилоскопирование («откатать пальцы») и фотографирование.

1. Дактилоскопирование — это фиксация особенностей строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность.

Дактилоскопирование до постановления суда о признании Вас виновным в административном правонарушении и применении в отношении Вас санкции в виде административного ареста в большинстве случаев проводится добровольно, то есть только при наличии Вашего согласия.

Принудительно до указанного судебного постановления она может быть проведена в случаях, если Вы:

1. Задержаны, и установить Вашу личность иным способом невозможно (например, отсутствуют документы, удостоверяющие вашу личность);

2. Задержаны по подозрению в совершении преступления;

3. Подвергнуты административному аресту (назначается только решением суда);

4. Являетесь иностранным гражданином или лицом без гражданства и незаконно находитесь на территории России;

5. Являетесь иностранным гражданином и у Вас имеется разрешение на временное проживание;

Если постановлением суда Вы были признаны виновным и подверглись административному аресту дактилоскопирование проводится без Вашего согласия.

Следует иметь в виду, что дактилоскопирование осуществляется (не только, но в том числе) с помощью валика и типографской краски.

2. Фотографирование. Полиция может фотографировать гражданина, но только по тем же основаниям, что и дактилоскопировать. В остальных случаях — нет.

Сам факт доставления гражданина в органы внутренних дел не является основанием для его фотографирования. Фотографирование как до суда, так и после вынесения судебного постановления, может производиться только при наличии вашего согласия.

Наличие при себе документа, удостоверяющего личность, позволяет отсечь основание фотографирования.

Почему полицейские не составляют протокол об административных правонарушениях

У многих водителей, которых привлекают к ответственности за нарушение ПДД возникает вопрос почему в одних случаях протокол об административном правонарушении составляют, а в других — нет .

Еще не так давно, при нарушении Правил дорожного движения, для того чтобы наложить штраф за соответствующее нарушение, сотрудник Госавтоинспекции обязан был сначала составить протокол об административном правонарушении, в котором зафиксировать обстоятельства правонарушения (лицо, которое подозревают в совершении правонарушения, суть обвинения в совершении нарушение требований ПДД). После того как протокол был составлен инспектор ГАИ переходил (юридически) к рассмотрению дела о привлечении водителя к ответственности. Только после такого рассмотрения, ГАИшник принимал решение о виновности или невиновности водителя, которое оформлял в виде Постановления по делу об административном правонарушении. Такой механизм был предусмотрен законодательством. Согласен, что его редко соблюдались (в части рассмотрения дела).

В 2015 году в Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения, предусматривающие, что протокол не составляется в случае совершения административных правонарушений, рассмотрение которых отнесено к компетенции Национальной полиции.

Это означает, что при привлечении водителя к ответственности за нарушение правил дорожного движения, если такие полномочия надо полицейском, протокол об административном правонарушении не составляется, а сразу же выносит постановление по делу об административном правонарушении.

Если же полномочия рассмотрения дела и привлечения к ответственности за нарушение ПДД предоставлены суду, полицейский составляет лиш административный протокол, который затем передается в суд.

Фактически полицейский может привлечь водителя к ответственности за все нарушения ПДД, за которые НЕ предусмотрены санкции в виде лишения водительских прав. Например, это нарушение правил остановки и стоянки, проезда на запрещающий сигнал светофора, пользование световыми приборами, пользования ремнями безопасности, движение по полосе общественного транспорта.

В суде рассматриваются дела о привлечении к ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянения, отказ пройти освидетельствование на состояние опьянения, за ДТП, оставление места ДТП, создание аварийной обстановки, невыполнение требования полицейского об остановке, нарушение правил движения через железнодорожные переезды. Именно при фиксации полицейским этих нарушений, им составляется протокол об административном правонарушении.

В общем, если водитель совершил нарушение, за которое предусмотрено лишение водительских прав, полицейский составляет протокол об административном правонарушении и передает дело для рассмотрения в суд. Если санкция за нарушение ПДД предусматривает только штраф (или предупреждение), полицейский протокол не составляет, а сразу выносит постановление по делу об административном правонарушении, которым накладывает штраф на нарушителя.

Консультация адвоката, выезд адвоката на место ДТП, подготовка документов в полицию, в суд, защита в уголовном производстве, дела о лишении водительских прав, взыскание ущерба, причиненного при ДТП, обжалование штрафов за нарушение ПДД и др.

Нужно ли составлять протокол об административном правонарушении

Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

1. Наделение должностных лиц полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении вытекает из контрольно-надзорных функций органов (должностных лиц) и их полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

2. Должностное лицо действует в пределах своих служебных обязанностей и составляет протокол за нарушение тех правил, за соблюдением которых на него возложено осуществление контроля.

3. В данной статье устанавливается общее правило, согласно которому протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа. Так, протоколы об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать: 1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители; 2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители; 3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции; 4) уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

4. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в соотетствии с нормами гл.23 КоАП, обладают этими полномочиями в полном объеме и при составлении протокола, если не установлено иное.

5. Частью 2 данной статьи предписывается, в каких случаях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

6. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, указанных в данной статье, зависит от множественности и многообразия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

7. Как вытекает из смысла и содержания данной статьи, перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, а в субъектах РФ — органами исполнительной власти субъектов РФ. При этом право составлять протокол предоставляется должностным лицам организаций, не входящих в систему органов исполнительной власти. В частности, в случаях предусмотренных в ч.5 данной статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательные комиссиями, комиссиями референдума; члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; инспектора Счетной палаты РФ; должностные лица государственных внебюджетных фондов.

8. Следует заметить, что правом составлять протокол не наделены представители общественной организации или органа общественной самодеятельности, что обусловлено их иной правовой природой: общественные объединения независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти. Примером может служить деятельность профсоюзных инспекторов по охране труда: согласно действующему законодательству в случае выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, взаимодействуя с государственными органами надзора и контроля, они имеют право только обращаться в Федеральную инспекцию труда или подведомственные ей государственные инспекции труда для принятия неотложных мер, что является поводом к проверке информации и составлению протокола.

9. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять административное правонарушение, обусловлен и характером административного правонарушения. В большинстве своем административные правонарушения являются сложными: два и более объекта посягательства, два и более действия (бездействия). На практике это зачастую создает проблемы при определении подведомственности, много уходит времени на согласование. И в этом случае установление в данной статье перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, безусловно, влияет на оперативное реагирование правонарушения.

10. Как вытекает из содержания комментируемой статьи, неправильное определение подведомственности дел об административных правонарушениях на стадии составления протокола влечет правовые последствия: в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, дело об административном правонарушении на стадии расмотрения возвращается для устранения недостатков (ст.28.8).

Каков порядок составления протокола об административном правонарушении?

Протокол об административном нарушении — это составленный уполномоченным должностным лицом документ, в котором отображается событие нарушения закона (правонарушение). О том, что собой представляет документ, какие сведения должен содержать и как должен быть составлен, пойдет речь в этой статье.

Протокол об административном правонарушении

На законодательном уровне протокол об административном правонарушении упоминается статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которая раскрывает основную суть и единые правила составления указанного документа. Протокол об административном правонарушении требует выяснения и внесения в него следующих сведений.

  • День, месяц, год и населенный пункт составления.
  • Название должности, фамилия, инициалы уполномоченного служащего, составившего документ.
  • Данные о человеке или организации, которые являются нарушителями закона (фамилия, инициалы, данные паспорта, адрес проживания и прописки человека; юридический адрес, данные на директора в отношении организации).
  • Информация о потерпевших и свидетелях по делу, если таковые есть (фамилии, инициалы, паспортные данные, адреса проживания).
  • Данные о совершенном правонарушении (дата, место совершения, суть произошедшего).
  • Ссылка на статью закона, который был нарушен.
  • Пояснения человека или представителя организации по делу.
  • Иные сведения, призванные помочь всесторонне рассмотреть дело.

Написание протокола об административных правонарушениях предполагает дачу разъяснений физическому лицу или представителю организации о правах и обязанностях нарушителя, установленных административным законодательством. О полученных разъяснениях делается запись в составляемом документе.

Лица, в отношении которых составляется протокол (гражданин или доверенное лицо организации), должны быть с ним ознакомлены. При желании эти люди могут оставить запись о своем несогласии с протоколом или разъяснения по сути текста, которые приобщаются к протоколу. Заверяется указанный документ путем проставления подписей уполномоченным работником, составившим протокол, и нарушителем (гражданином или доверенным сотрудником организации), в отношении которого протокол составлен. Если нарушители отказываются протокол подписывать, об этом отдельно записывается в документе.

2-й экземпляр протокола об административном правонарушении выдается лицу, о котором составлен протокол. Фигурант расписывается в получении копии. Также экземпляр получает потерпевший по делу, если таковой имеется. Если лицо, в отношении которого составляется протокол, при этом событии не присутствует, ему высылается экземпляр протокола по почте. Законом отведено на это 3 дня.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Сроки составления протокола об административном правонарушении можно разбить на 3 группы, в зависимости от ситуации. Протокол об административном правонарушении может быть составлен:

  • незамедлительно;
  • в течение 2 дней;
  • после проведения административного расследования.

Сразу же, то есть в момент обнаружения нарушения закона, протокол пишется тогда, когда все нужные сведения для заполнения бланка протокола и прояснения обстоятельств случившегося установлены. Если нужно выяснить еще какую-то информацию, закон предусматривает возможность составить протокол в течение 2 дней с момента установленного нарушения. Если же в силу совершенного нарушения закона необходимо проведение расследования, то протокол составляется после расследования.

Административное расследование проводится, когда информацию можно получить только путем проведения экспертиз или других процессуальных действий, занимающих значительное время. Административное расследование в большинстве случаев не должно длиться дольше 1 месяца. Однако в некоторых ситуациях, возможность которых оговорена в п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, этот срок разрешается продлить. Если совершенное нарушение требует осуществления более длительного административного расследования, разрешенный срок оформления протокола об административном правонарушении может увеличиться до 6 месяцев.

Образец составления протокола об административном правонарушении

Единой формы протокола об административных правонарушениях, утвержденной законодательно, нет. Каждый госорган своими внутренними документами утверждает форму протокола, используемую в работе. Однако по содержанию и внешнему виду эти бланки мало чем отличаются.

Вверху по центру страницы стоит название документа — «Протокол об административном правонарушении» и знак «№», предполагающий проставление при заполнении протокола порядкового номера. Ниже слева необходимо написать число, месяц, год заполнения протокола, а справа — место составления, то есть наименование того населенного пункта, где выявлено нарушение закона и оформляется протокол.

Далее записываются сведения о сотруднике, составляющем протокол (должность, фамилия и инициалы), а также информация о фигуранте. Причем если записываются сведения о гражданине, то указывают не только фамилию, инициалы и паспортные данные, но и адрес — как регистрации, так и фактического проживания, телефон, данные о работе. В отношении организации указываются название, юридический и почтовый адреса, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), а также должность, фамилия, инициалы, реквизиты документа о назначении представителя юридического лица. Как правило, в этой роли выступает директор, а документом является приказ о назначении.

Основное место протокола об административном правонарушении отведено под описание события совершенного правонарушения. Ниже идут пустые графы, позволяющие записать сведения о свидетелях и потерпевших. Заканчивается протокол подписью нарушителя и подписью с расшифровкой сотрудника, оформившего протокол. Лицо, в отношении которого протокол составлен, своими подписями также подтверждает, что его права и обязанности были озвучены, что с протоколом он ознакомился и что копия документа им получена. Информация о получении экземпляра протокола удостоверяется не только подписью, но и проставлением даты вручения.

Ошибки в протоколе об административном правонарушении

Ошибки, допущенные в протоколе об административном правонарушении при оформлении, по своей значимости можно разделить на существенные и несущественные. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недочетом документа является отсутствие в протоколе информации, упомянутой в ст. 28.2 ч. 2 КоАП (п. 4 Постановления). Это значит, что в протоколе об административном правонарушении должны быть заполнены все графы и записана вся информация, о которой упоминалось выше.

Если протокол оформлялся при нарушителе, то должны присутствовать подписи, подтверждающие озвучивание прав и обязанностей, ознакомление с протоколом после оформления. Если же документ был составлен без нарушителя и нет достаточных фактов о сообщении ему о дате и месте оформления протокола, то это будет значительным нарушением процессуальных прав и может привести к отмене протокола и прекращению производства по делу. Вообще, любая ошибка в протоколе, являющаяся, по мнению Пленума Верховного суда РФ, существенной, может повлечь за собой отмену протокола и прекращение производства по делу.

ВАЖНО! Любые исправления в протоколе, особенно в сведениях, перечисленных в ст. 28.2 ч. 2 КоАП, должны быть заверены подписью должностного лица, составляющего протокол, и подписью нарушителя, удостоверяющей, что он с этими исправлениями ознакомлен и согласен.

К несущественным ошибкам в протоколе пленум относит все те недостатки информации, которые могут быть компенсированы в процессе рассмотрения дела по существу. К несущественным недостаткам, и об этом специально упомянуто в постановлении, относится также заполнение протокола в отсутствии нарушителя, если ему должным образом было сообщено о дате и месте составления протокола, но он без повода или по неуважительной причине не появился в назначенном месте в указанное время. Не являются существенными и не несут последствий орфографические ошибки в тексте протокола, если, конечно, это не ошибки в фамилиях.

Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении

В некоторых ситуациях оформление протокола об административном правонарушении может и не случиться. Если зафиксировано нарушение, которое не несет большой общественной опасности и за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, то протокол не нужен.

В соответствии со ст. 28.6 КоАП составление протокола не требуется, если сразу на месте назначается штраф или предупреждение. Эта ситуация требует вынесения постановления по делу об административном правонарушении, экземпляр которого получает и нарушитель — лично либо по почте, если он отказывается от личного получения.

Но если нарушитель не согласен с вынесенным постановлением (с самим совершением нарушения закона или с примененным к нему взысканием), протокол об административном правонарушении все-таки оформляется и прилагается к постановлению.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.