Норма рабочего времени для педагога дополнительного образования

Оглавление:

Вопрос: Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. Какая продолжительность рабочего времени установлена для педагогов дополнительного образования среднего профессионального образования? При проверках ХМАО проверяющие указали на нарушения в договорах с педагогами дополнительного образования, из-за того что у них указана норма 36 часов в неделю. Проверяющие образовательных организаций ЯНАО не обратили внимание на вышеуказанную норму. (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2017 г.)

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. 1. Какая продолжительность рабочего времени установлена для педагогов дополнительного образования среднего профессионального образования? При проверках ХМАО проверяющие указали на нарушения в договорах с педагогами дополнительного образования, из-за того что у них указана норма 36 часов в неделю. Проверяющие образовательных организаций ЯНАО не обратили внимание на вышеуказанную норму. 2. Какую норму часов прописывать в трудовом договоре с педагогом дополнительного образования 18 часов или 36 часов в неделю, или не более 36 часов в неделю? 3. Как производить оплату педагогу дополнительного образования, как за 36 часов? 4. Какая должна быть нормативная численность обучающихся в кружках и секциях по дополнительному образованию? Чем регламентируется?

1. Педагогам дополнительного образования устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.

2. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы.

Таким образом, если они работают более 18 часов в неделю, то работодатель должен оплачивать такую работу в порядке, определенном выше.

3. Консультирование граждан по данным вопросам не входит в компетенцию Роструда.

Вам следует обратиться в Минобрнауки России.

В силу п. 2.8.1. Приложения N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (Приложение N 1) норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования.

За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю (п. 4 Примечания к Приложению N 1).

В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» (далее — Постановление N 466) Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, в сфере молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Министерство образования и науки Российской Федерации организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок (п. 5.6 Постановления N 466).

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», январь 2017 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений

Нормирование труда для педагогических работников образовательного учреждения осуществляется в форме установления для них учебной нагрузки, однако эта норма труда носила до издания комментируемого постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 условный характер, поскольку на федеральном уровне был предусмотрен лишь ее верхний предел, однако не была точно обозначена норма часов за ставку заработной платы.
Так, учебная нагрузка на учебный год для преподавателей средних специальных учебных заведений, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 ч. (п. 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении).
Учебная нагрузка для педагогических работников высшего учебного заведения устанавливается учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 ч. в учебном году (п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ).
Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников общеобразовательного учреждения определяется исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении. Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника. Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня). При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах (п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении).
Комментируемое постановление является прогрессивной попыткой кодификации обязательных требований к трудовому договору каждого педагога, ранее содержащихся в разных нормативных актах, изданных разными органами управления. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 вступило в силу по общему правилу по истечении семи дней со дня его первого официального опубликования, а именно с 16 апреля 2003 года, так как в самом постановлении не указана иная дата вступления его в силу.
Текст постановления от 3 апреля 2003 г. небольшой, а нормы, содержащие перечни педагогических работников, которым устанавливается та или иная продолжительность рабочего времени или норма часов педагогической нагрузки, сосредоточены в Приложении к постановлению (далее – Приложение). Приложение же структурно состоит из трех частей (по количеству пунктов в нем), восприятие текста Приложения затрудняет большое количество примечаний к нему.
В комментируемом постановлении ничего не говорится об отмене нормативных правовых актов СССР, посвященных продолжительности рабочего времени педагогических работников, действовавших до настоящего времени (в консолидированном и удобном для восприятия виде они собраны в Рекомендациях о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, утв. Письмом Министерства образования РФ и профсоюзом работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 г. № 20-58-196/20-5). Представляется, что вопрос о соотношении постановления и указанных нормативных правовых актов должен решаться с учетом норм ст. 333 ТК РФ следующим образом. Верхний предел учебной нагрузки педагогических работников образовательных учреждений по-прежнему может устанавливаться типовыми положениями об образовательном учреждении соответствующих типа и вида. Однако Постановление Правительства РФ имеет приоритет перед отмененными нормативными правовыми актами, но только по тем вопросам, которые оно затрагивает и которые отражены в его названии.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам в соответствии с названным Постановлением от 3 апреля 2003 г. № 191 устанавливается либо:

• общая продолжительность рабочего времени – по перечню согласно пункту 1 Приложения к постановлению;
• либо норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) – по перечню согласно пункту 2 Приложения;
• либо норма часов педагогической работы – по перечню согласно пункту 3 Приложения.

В отличие от ранее действовавших нормативных правовых актов выделение названных трех групп произведено более четко.
Продолжительность рабочего времени как общее понятие для всех групп педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке (примечание 1 к Приложению).
В комментируемом нормативном акте более широко сформулировано правило о включении в норму часов преподавательской работы для учителей, преподавателей и педагогов дополнительного образования детей образовательных учреждений уроков, а также коротких перерывов (перемен) между уроками (занятиями).
Нововведением является норма-гарантия, касающаяся преподавателей учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой. Таким преподавателям до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года (примечание 4 к Приложению). Гарантии выплаты ставки заработной платы учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, а также учителям общеобразовательных колледжей, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, остались теми же и сосредоточены в примечании 4 к Приложению..

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Установить педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда
продолжительность рабочего времени (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы) согласно Приложению.

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений

Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю*.

Педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

1. Продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю – работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

30 часов в неделю – старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);

36 часов в неделю:
старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;
педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений;
руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы)** *** ****:

18 часов в неделю:
учителям 5 – 11(12) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;
преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;
преподавателям специальных дисциплин 1 – 11(12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
преподавателям 3 – 5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5 – 7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1 – 4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;
педагогам дополнительного образования;
тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

20 часов в неделю – учителям 1–4 классов общеобразовательных учреждений;

24 часа в неделю – преподавателям 1 – 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1 – 4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год – преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования.

3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы***:

20 часов в неделю – учителям-дефектологам и учителям-логопедам;

24 часа в неделю – музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю – воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;

30 часов в неделю – инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах;

36 часов в неделю – воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

учителям 1 – 4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

учителям 1 – 4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за два месяца.

* Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
** За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, определяемом Министерством образования Российской Федерации.
*** Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.
**** Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений норма часов преподавательской работы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними
.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Продолжительность рабочего времени педагога дополнительного образования

Может ли руководитель учреждения дополнительного образования обязать педагога дополнительного образования, работающего по трудовому договору, находится на работе 36 часов в неделю при фактической преподавательской загрузке в 16 академических часов? В частности, приходить в день, свободный от проведения занятий?

Рабочее время педагога состоит из:

  • педагогической работы в пределах нормируемой его части;
  • других должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по занимаемой должности;
  • дополнительных видов работ, выполняемых с письменного согласия работника за дополнительную плату.

Нормируемая часть педагогической работы – это фактическая учебная нагрузка, которая с его письменного согласия может быть ниже установленной нормы часов педагогической работы.

Ненормируемая часть педагогической работы – это все то, что предусмотрено тарифно-квалификационными характеристиками, должностными инструкциями, все, что вытекает из его трудового договора и не имеет четкой конкретизации по времени и месту исполнения.

Ненормируемая часть педагогической работы не конкретизирована по количеству часов и вытекает из должностных обязанностей и квалификационных характеристик. Эта часть регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, правилами внутреннего трудового распорядка.

Дни недели, свободные от проведения занятий по расписанию и от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п. При этом он не обязан находиться на рабочем месте.

Таким образом, работодатель не может просто требовать находиться на рабочем месте в период времени, когда нет занятий, если это требование не установлено в локальных актах, если не созданы условия необходимые для выполнения должностных обязанностей (например, возможность заниматься повышением квалификации).

За защитой своих прав вы можете обратиться в профсоюз или в инспекцию по труду.

Норма рабочего времени педагога дополнительного образования по внешнему совместительству

Вопрос-ответ по теме

Работа педагога дополнительного образования по внешнему совместительству. По основному месту работы в школе человек имеет нагрузку 26 часов или в учреждении культуры имеет нагрузку 18 — 46 часов. Какова максимальная нагрузка данных людей в учреждении дополнительного образования в должности педагога дополнительного образования? Имеют ли они право работать по внешнему совместительству на 12, 14, 16 часов в неделю? Но постановление № 41 «для педагогических работников у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю — может работать 16 часов. Получается, если по основному месту работы нагрузка 26 часов, то у нас он может работать 16 часов. Мы привлекаем работников культуры также к себе педагогами дополнительного образования.

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников установлена приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601.

В соответствии с п. 2 приложения № 1 к Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Согласно ст. 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать 4 ч в день. В дни, когда по основному месту работы педагог свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Таким образом, максимальная нагрузка педагогического работника при работе по внешнему совместительству будет составлять половину от нормы, установленной Приказом № 1601 для конкретной должности.

Для педагога дополнительного образования установлен объем учебной нагрузки за ставку заработной платы – 18 часов. Следовательно, он может работать по совместительству в другом учреждении он может иметь нагрузку не более 9 часов.

Если привлекаете работников культуры в качестве педагогических работников дополнительного образования – концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, то месячная норма рабочего времени по совместительству исчисляется из установленной продолжительности рабочей недели. То есть, у концертмейстера объем учебной нагрузки за ставку заработной платы в соответствии с приказом № 1601 24 час в неделю. Значит, по совместительству он может иметь такой же объем учебной нагрузки.

Какую максимальную нагрузку может иметь педагог, работающий по внешнему совместительству?

В соответствии со ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 ч в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников установлена приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. № 1601 (далее – Приказ № 1601).

В соответствии с п. 2 приложения № 1 к Приказу № 1601 в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Согласно ст. 284 ТК РФ продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать 4 ч в день. В дни, когда по основному месту работы педагог свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Таким образом, максимальная нагрузка педагогического работника при работе по внешнему совместительству будет составлять половину от нормы, установленной Приказом № 1601 для конкретной должности.

Постановление Минтруда России от 30.06.2003 № 41

Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры

б) продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем и по каждому трудовому договору она не может превышать:
— для медицинских и фармацевтических работников — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
— для медицинских и фармацевтических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю — 16 часов работы в неделю;
— для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. При этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, — в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;
— для младшего медицинского и фармацевтического персонала — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
— для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

— для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю — 16 часов работы в неделю;
— для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

Педагог-совместитель: норма рабочего времени и учебная нагрузка

Педагогические работники могут работать по совместительству в своем или другом образовательном учреждении на условиях другого трудового договора в свободное от основной работы время. Созвучие понятий «совместительство» и «совмещение» нередко приводит к путанице. Однако смешивать их было бы серьезной ошибкой. Это разные формы организации труда, которые имеют свои принципиальные отличия и особенности регулирования. При совмещении второй трудовой договор не оформляют. А с совместителем заключают два трудовых договора: по основной работе и по совместительству.

Особенности работы по совместительству для работников образовательных организаций Минтруд определил в постановлении от 30 июня 2003 г. № 41

Когда педагог может работать по совместительству

Для одних педагогов неосновная педагогическая работа считается совместительством независимо от того, где она выполняется: в своем учреждении или ином. А для других совместительство – это педагогическая работа только в ином образовательном учреждении.

К педагогическим работникам, для которых другая педагогическая работа будет совместительством даже в одном и том же учреждении, относятся представители профессорско-преподавательского состава вузов либо учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (ИПК). Такие же правила действуют и для методистов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и так далее вузов и ИПК.

По согласованию с руководством высококвалифицированные специалисты могут преподавать по совместительству в учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное трудовое время с сохранением зарплаты по основному месту работы

Регулярную педагогическую работу по совместительству в другом учреждении могут выполнять:

 учителя, преподаватели, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, воспитатели, педагоги-библиотекари;

 преподаватели-организаторы ОБЖ и допризывной подготовки, руководители физического воспитания, мастера производственного обучения;

 другие педагогические работники учреждений среднего профессионального образования, детских садов, школ, гимназий, учреждений допобразования детей и иных детских учреждений.

Допустим, учитель математики собирается преподавать в центре поддержки одаренных детей, который является структурным подразделением общеобразовательного учреждения. С таким работником заключать второй трудовой договор не нужно. Дополнительную работу надо оформить допсоглашением.

Виды работ, которые не считаются совместительством и не требуют наличия второго трудового договора, смотрите в перечне. Эту работу педагог может выполнять в основное рабочее время по согласованию с руководителем за отдельную плату. Размер доплаты устанавливают в дополнительном соглашении к трудовому договору с учетом содержания или объема дополнительной работы.

Работники, которые на основной работе заняты во вредных или опасных условиях труда, трудиться по совместительству в тех же условиях не могут. Например, если по результатам аттестации рабочих мест условия работы учителя технологии признаны вредными, то его нельзя принять на работу по совместительству в тех же условиях.

Продолжительность рабочего времени педагога-совместителя

Продолжительность работы по совместительству определяют стороны трудового договора, который заключают в письменной форме между работником и учреждением, где педагог будет работать по совместительству. Общая продолжительность рабочего времени для совместителей не может превышать половины нормы рабочего времени.

Когда определяете норму рабочего времени для преподавателей-совместителей, учтите следующее. В зависимости от занимаемой должности им устанавливается либо фиксированная продолжительность рабочего времени, либо учебная нагрузка за ставку заработной платы. Следовательно, понятие «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» не является единым для всех. Так, например, учителям, педагогам дополнительного образования установлена учебная нагрузка за ставку заработной платы, а не продолжительность рабочего времени. При этом нагрузка нормируемая. То есть обязанности этих работников не ограничиваются только выполнением учебной (преподавательской) работы. Поэтому объем учебной нагрузки педработника может быть как равен норме часов, так и нет. Это пропорционально уменьшает или увеличивает его рабочее время (письмо Минобрнауки России от 15 октября 2015 г. № 08-ПГ-МОН-37849). Отсюда следует вывод, что максимальная учебная нагрузка для педагогов-совместителей – половина объема учебной нагрузки за ставку заработной платы.

Помимо учебной нагрузки, в должностные обязанности учителей входит подготовка к занятиям, участие в педагогических и других советах, проведение родительских собраний и т. п.

Те педагоги, у которых продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, не могут трудиться по совместительству больше 18 часов в неделю. Если половина месячной нормы рабочего времени по совместительству составляет, скажем, 15 часов в неделю, то работник вправе трудиться по совместительству не более 16 часов в неделю.

Максимальную продолжительность работы по совместительству для основных педагогических работников смотрите в таблице.

Разберем на примере, как рассчитать продолжительность работы по совместительству.

Пример 1. Преподаватель колледжа в другом учреждении работает педагогом в должности мастера производственного обучения.

Продолжительность его работы по совместительству не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из 36-часовой рабочей недели, установленной по должности мастера производственного обучения. Это 18 часов в неделю, поскольку половина месячной нормы в данном случае больше 16 часов в неделю.

Если же он будет работать по совместительству учителем в школе, объем учебной нагрузки не должен превышать девять часов в неделю.

Рабочее время педагога дополнительного образования

Я работаю педагогом дополнительного образования. Веду занятия, 18 учебных часов в неделю. Работодатель утверждает, что я должна находится на работе 36 часов, т.е. кроме непосредственно ведения занятий еще 18 часов проводить на рабочем месте. Насколько это правильно? Спасибо.

Ответы юристов (1)

Светлана, утверждения работодателя не обоснованы. То, что у Вас продолжительность рабочего времени (не норма часов за ставку заработной платы. ) 36 часов не означает, что Вы должны все 36 часов находится в организации, в которой работаете.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (п. 2.4) в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется
предусматривать для указанных работников свободный день
с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.