Наследование сцепленное с полом презентация

Оглавление:

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. 10-й класс

Разделы: Биология

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация в Power Point.

Особенность: изучение темы урока осуществляется на основе просмотра презентации “Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом”

Тип урока: урок изучения новой темы

Цель: сформировать у учащихся представление о генетике пола, наследовании признаков, сцепленных с полом

  1. Образовательные: сформировать понятия: аутосомы, гетерохромосомы, гомогаметный, гетерогаметный пол, сформировать представление о детерминации развития пола, признаках, сцепленных с полом, признаках наследуемых через Y-хромосому и Х-хромосому; познакомить учащихся с особенностями наследования половых хромосом, некоторыми патологическими состояниями человека, наследуемыми сцепленно с полом.
  2. Воспитательные: формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровью потомков.
  3. Развивающие: продолжить формирование умений и навыков решения генетических задач на сцепленное наследование генов, на наследование, сцепленное с полом, развивать мыслительные операции; терминологический аппарат.

1. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся. Объявляется тема. (Слайд 1.) Приложение 1.

– Какие вопросы у вас возникают согласно темы нашего урока. (Учащиеся озвучивают вопросы, которые записываются на доске и формулируются цели урока.) (Слайд 2.)

Проблемный вопрос: Почему некоторые болезни женщины передают своим сыновьям, а дочери этими болезнями не страдают. Почему у животных определенные фенотипические признаки также зависят от пола? (Слайд 3.)

2. Изучение новой темы.

Генетика пола – важное и интересное направление современной генетики. Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в группах животных организмов очень важна и для теоретической биологии, и для практики. Рассмотрим хромосомный набор человека. (Слайд 4.) Он содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга – это половые или гетерохромосомы. (Запишите определения в рабочую тетрадь). (Слайд 5.) Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна Y-хромосома. (Слайд 6.)

В результате гаметогенеза все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме, а сперматозоиды – гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина – Y-хромосому. Пол потомка зависит от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. (Слайд 7.) Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому, развивается мужской организм. (Слайд 8.)

В результате случайного оплодотворения половина гамет получает Х-хромосому, другая половина Y-хромосому. Поэтому у раздельнополых организмов соотношение полов обычно составляет 1:1, т.е. самцы и самки встречаются одинаково часто.

Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий и Х– и Y-хромосомы, образующий два типа гамет – гетерогаметным. (Слайд 9.)

Детерминация развития пола.лайды 10–14.)

1. У человека, большинства позвоночных, дрозофил, многих насекомых и двудомных растений гомогаметным является женский пол (XX), а гетерогаметным – мужской пол.

2. У птиц гомогаметным является мужской пол (XX), а гетерогаметным – женский пол (ХУ). Половые хромосомы у этих видов иногда обозначают буквами W и Z, при этом самцы обозначаются символами ZZ, а самки WZ.

3. У прямокрылых (кузнечиков) гомогаметным является женский пол (XX), а моногаметным – мужской пол (ХО).

4. Гаплоидия широко распространена у пчел и муравьев. У этих организмов нет половых хромосом: самки – это диплоидные особи, а самцы – гаплоидные.

5. У некоторых животных определение пола зависит от внешних условий. Например, у морского червя бонелии, особи, которые в личиночной стадии остаются свободно плавающими, становятся самками, а личинки, прикрепившиеся к телу взрослой самки, превращаются в самцов в результате мускулинизирующего действия гормона, выделяемого самкой.

Существует особенность наследования генов, расположенных в половых хромосомах.

Признаки, наследуемые с половыми хромосомами X и У, получили название сцепленных с полом.лайд 15.)

Y-хромосому часто называют генетически инертной или генетически пустой, так как в ней очень мало генов. У-хромосома передается от отца всем его сыновьям, и только им. (Слайд 16.) Поэтому такие отклонения как волосатость ушей, перепончатые пальцы на ногах, ихтиоз, волосатость ушей, раннее облысение встречаются только у мужчин, так как гены этих признаков сцеплены с Y– хромосомой. (Слайд 17.)

Х-хромосома несет много различных признаков. (Слайд 18.) Описано более 370 болезней сцепленных с ней. Более подробно мы сегодня рассмотрим наследование дальтонизма и гемофилии.

Дальтонизм, частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цветового зрения. Это заболевание впервые описано в 1794 г. Дальтонизм встречается у 8% мужчин и у 0,5% женщин.

Проводится физминутка для глаз. Одновременно проводится тест на определение дальтонизма. (Тест на дальтонизм.) Приложение2.

(Решение задачи на дальтонизм.) (Слайд 19.)

Сообщение учащегося о гемофилии. (Приложение 3.) Сопровождается презентацией. (Приложение 4).

Возвращение к проблемному вопросу урока. (Слайд 3.)

3. Закрепление изученного материала. Решение задачи (Слайд 20–22.)

4. Домашнее задание: п. 9.4, решить задачи (индивидуальные карточки Приложение5). (Слайд 23.)

Рефлексия: выходя из кабинета, поместите смайлик в один из секторов, расчерченных на доске. (Слайд 24.)

Презентация к уроку (биология, 10 класс) по теме:
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Разработка предназначена для изучения данной темы на уроках биологии в старших классах общеобразовательной школы. При соответствующей доработке может быть использована и для девятиклассников, и для профильного уровня преподавания биологии. Презентация содержит 29 слайдов с фотографиями, текстом, вопросами для обсуждения и схемами задач по генетике пола. Для закрепления темы имеется приложение в виде задач разных уровней сложности на сцепленное с полом наследование.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Учитель биологии Данилова Дарья Сергеевна

1.АА(серый) х аа (белый ) 2.Аа(серый) х Аа (серый) F 1: Аа (серый) F 1: АА; 2Аа; аа Вопросы : 1. Какой цвет доминантный, почему вы так считаете? 2. Какая схема отображает 1 закон Менделя? 3.Из приведенных схем выберите запись, отображающую второй закон Менделя, и дайте его формулировку.

Сегодня на уроке мы должны: ответить на вопрос, от чего зависит рождение мужских и женских особей? познакомиться с типами определения пола; закрепить навыки решения генетических задач.

Пол — это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, обусловливающих воспроизведение себе подобного. Пол – это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет. Половой диморфизм – это различия морфологических, физиологических и биохимических признаков у особей разных полов, т. е. признаков, по которым женская особь отличается от мужской.

Хромосомная теория пола К.Корренса (1907) Пол будущего потомка определяется сочетанием половых хромосом в момент оплодотворения: Пол, имеющий одинаковые половые хромосомы — гомогаметный Пол, имеющий разные половые хромосомы — гетерогаметный

Набор хромосом человека Женщины – 2 х 22 пары + XX, Мужчины – 2 x 22 пары + XY,

Хромосомный набор человека Женщина XX Мужчина XY

Особая роль в изучении наследования сцепленного с полом — принадлежит американскому эмбриологу, генетику Томасу Моргану. Закон Т. Моргана: Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и принадлежат к одной группе сцепления. Число групп сцепления у организмов равно числу пар хромосом: дрозофила – 6 пар, кукуруза – 10 пар, томат – 12 пар, человек 23 пары. Томас Хант Морган — американский биолог, один из основоположников генетики, председатель Шестого Международного конгресса по генетике в Итаке, Нью-Йорке (1932). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1933) «За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности».

Существует 5 типов хромосомного определения пола:

1 тип Характерен для млекопитающих, в том числе для человека, червей, ракообразных, большинства насекомых, земноводных, некоторых рыб ХХ, ХУ

2 тип Характерен для птиц, пресмыкающихся, некоторых земноводных и рыб, некоторых насекомых (чешуекрылых) ХУ ХХ

3 тип (0 обозначает отсутствие хромосом) встречается у некоторых насекомых (прямокрылые) Х X Х0

4 тип Встречается у некоторых насекомых (равнокрылые- цикады, тли) Х0 Х X

5 тип Встречается у пчел и муравьев: самцы развиваются из неоплодотворенных гаплоидных яйцеклеток (партеногенез), самки – из оплодотворенных диплоидных). Гаплоидно-диплоидный тип 2 n n

Интересные факты У крокодилов не обнаружены половые хромосомы . Пол зародыша, развивающегося в яйце, зависит от температуры окружающей среды: при высоких температурах развивается больше самок , а в том случае, если прохладно, — больше самцов . Вывод: Пол может определяться в процессе онтогенеза, после оплодотворения и зависит и от факторов внешней среды.

Нарушение определения пола у человека (вероятность – 2 случая на 1 тыс.новорожденных ). В таких случаях у потомства наблюдается: — непропорциональный рост конечностей; — бесплодие; — умственная отсталость и другие аномалии . Примерами таких нарушений являются: — синдром Клайнафельтера (частота 0,15%); синдром Шерешевского – Тернера (частота 0,03%) синдром Дауна (частота 0,16%)

Причины аномалий: Воздействие мутагенных факторов – радиационного, термического, химического и др. К химическим факторам относится действие алкоголя, никотина, наркотиков, токсических веществ, а также бесконтрольное использование лекарственных препаратов. Важное значение имеет и возраст родителей, т.к. после 35 лет у человека цитоплазма половых клеток становится более вязкой и может нарушаться расхождение хромосом при мейозе.

Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y -хромосомах Например , Х-хромосома человека содержит около 150 генов, отвечающих за развитие различных признаков, например: — ген , отвечающий за свертывание крови; — ген , отвечающий за форму и размер зубов; — ген , отвечающий за синтез ряда ферментов; — ген , обуславливающий дальтонизм (слепоту к красному и зеленому). Половые хромосомы отвечают не только за формирование пола, существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах. Наследование таких признаков называется, наследование сцепленное с полом.

У человека известны признаки, сцепленные с полом, например, очень тяжелое наследственное заболевание гемофилия , при котором кровь теряет способность свертываться. Было установлено, что гемофилия обусловлена рецессивным геном , расположенным в Х-хромосоме . . Почему у женщин, имеющих в генотипе ген гемофилии, болезнь не проявляется, а у мужчин – проявляется?

Ген, вызывающий дальтонизм (неспособность различать красный и зеленый цвет), также сцеплен с Х-хромосомой .

1. Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х –хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали этой аномалией, родился сын с нормальными зубами. Каким будет второй сын? 2. У человека псевдогипертрофическая мускульная дистрофия заканчивается смертью в 10 – 20 лет. В некоторых семьях эта болезнь зависит от рецессивного сцепленного с полом гена. Болезнь зарегистрирована только у мальчиков. Если больные мальчики умирают до деторождения, то почему это заболевание не исчезает из популяции? 3. Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У – хромосомой. Какова вероятность рождения детей и внуков с этим признаком в семье, где отец и дедушка обладали гипертрихозом? Решите задачи

Почему не бывает трёхцветных котов? На вопрос на такой кто ответить нам готов?

Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном Х В , рыжая — геном Х b . Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Обратить внимание на тему урока, задачи урока, ваши записи в тетрадях. Вспомните, как вы работали на уроке. Какие ощущения были у вас на уроке? Довольны ли вы своей работой на уроке? С какими ощущениями вы пойдёте домой?

Домашнее задание Подготовка сообщений по теме “Методы изучения наследственности человека”: генеалогический; близнецовый; цитогенетический; биохимический; иммуногенетический.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах.

Презентация является дополнением к уроку.

В тест по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание — независимое, аутосомно — сцепленное и сцепленное с полом наслед.

Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. СонинТема: Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.Тип урока: комбинированныйЦели: ознакомить с процессом определения по.

Учебная презентация «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование» разработана к уроку биологии в 9 классе по аналогичной теме по учебнику Введение в общую биологию и экологию. А.А.Каменский, Е.А.Кр.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы «Генетика».В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш.

Изучение особенностей генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков, сцепленных с полом.

Презентация по биологии для 10 класса «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»

Выбранный для просмотра документ Презентация к методической разработке — Данилова Д. С..pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

10 класс Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. МБОУ СОШ № 35 города Архангельска Учитель биологии Данилова Дарья Сергеевна

1.АА(серый) х аа(белый) 2.Аа(серый) х Аа (серый) F1: Аа (серый) F1: АА; 2Аа; аа Вопросы: 1. Какой цвет доминантный, почему вы так считаете? 2. Какая схема отображает 1 закон Менделя? 3.Из приведенных схем выберите запись, отображающую второй закон Менделя, и дайте его формулировку.

Сегодня на уроке мы должны: ответить на вопрос, от чего зависит рождение мужских и женских особей? познакомиться с типами определения пола; закрепить навыки решения генетических задач.

Пол — это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, обусловливающих воспроизведение себе подобного. Пол – это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации за счет образования гамет. Половой диморфизм – это различия морфологических, физиологических и биохимических признаков у особей разных полов, т. е. признаков, по которым женская особь отличается от мужской.

Хромосомная теория пола К.Корренса (1907) Пол будущего потомка определяется сочетанием половых хромосом в момент оплодотворения: Пол, имеющий одинаковые половые хромосомы — гомогаметный Пол, имеющий разные половые хромосомы — гетерогаметный

Набор хромосом человека Женщины – 2 х 22 пары + XX, Мужчины – 2 x 22 пары + XY,

Хромосомный набор человека Женщина XX Мужчина XY

Особая роль в изучении наследования сцепленного с полом — принадлежит американскому эмбриологу, генетику Томасу Моргану. Закон Т. Моргана: Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и принадлежат к одной группе сцепления. Число групп сцепления у организмов равно числу пар хромосом: дрозофила – 6 пар, кукуруза – 10 пар, томат – 12 пар, человек 23 пары. Томас Хант Морган — американский биолог, один из основоположников генетики, председатель Шестого Международного конгресса по генетике в Итаке, Нью-Йорке (1932). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1933) «За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности».

Существует 5 типов хромосомного определения пола:

1 тип Характерен для млекопитающих, в том числе для человека, червей, ракообразных, большинства насекомых, земноводных, некоторых рыб ХХ, ХУ

2 тип Характерен для птиц, пресмыкающихся, некоторых земноводных и рыб, некоторых насекомых (чешуекрылых) ХУ ХХ

3 тип (0 обозначает отсутствие хромосом) встречается у некоторых насекомых (прямокрылые) ХX Х0

4 тип Встречается у некоторых насекомых (равнокрылые- цикады, тли) Х0 ХX

5 тип Встречается у пчел и муравьев: самцы развиваются из неоплодотворенных гаплоидных яйцеклеток (партеногенез), самки – из оплодотворенных диплоидных). Гаплоидно-диплоидный тип 2n n

Интересные факты У крокодилов не обнаружены половые хромосомы. Пол зародыша, развивающегося в яйце, зависит от температуры окружающей среды: при высоких температурах развивается больше самок, а в том случае, если прохладно, — больше самцов. Вывод: Пол может определяться в процессе онтогенеза, после оплодотворения и зависит и от факторов внешней среды.

Нарушение определения пола у человека (вероятность – 2 случая на 1 тыс.новорожденных). В таких случаях у потомства наблюдается: — непропорциональный рост конечностей; — бесплодие; — умственная отсталость и другие аномалии. Примерами таких нарушений являются: — синдром Клайнафельтера (частота 0,15%); синдром Шерешевского – Тернера (частота 0,03%) синдром Дауна (частота 0,16%)

Причины аномалий: Воздействие мутагенных факторов – радиационного, термического, химического и др. К химическим факторам относится действие алкоголя, никотина, наркотиков, токсических веществ, а также бесконтрольное использование лекарственных препаратов. Важное значение имеет и возраст родителей, т.к. после 35 лет у человека цитоплазма половых клеток становится более вязкой и может нарушаться расхождение хромосом при мейозе.

Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y-хромосомах Например, Х-хромосома человека содержит около 150 генов, отвечающих за развитие различных признаков, например: — ген, отвечающий за свертывание крови; — ген, отвечающий за форму и размер зубов; — ген, отвечающий за синтез ряда ферментов; — ген, обуславливающий дальтонизм (слепоту к красному и зеленому). Половые хромосомы отвечают не только за формирование пола, существуют признаки, которые определяются генами, лежащими в половых хромосомах. Наследование таких признаков называется, наследование сцепленное с полом.

У человека известны признаки, сцепленные с полом, например, очень тяжелое наследственное заболевание гемофилия, при котором кровь теряет способность свертываться. Было установлено, что гемофилия обусловлена рецессивным геном, расположенным в Х-хромосоме. . Почему у женщин, имеющих в генотипе ген гемофилии, болезнь не проявляется, а у мужчин – проявляется?

Ген, вызывающий дальтонизм (неспособность различать красный и зеленый цвет), также сцеплен с Х-хромосомой.

1. Гипоплазия эмали наследуется как сцепленный с Х –хромосомой доминантный признак. В семье, где оба родителя страдали этой аномалией, родился сын с нормальными зубами. Каким будет второй сын? 2. У человека псевдогипертрофическая мускульная дистрофия заканчивается смертью в 10 – 20 лет. В некоторых семьях эта болезнь зависит от рецессивного сцепленного с полом гена. Болезнь зарегистрирована только у мальчиков. Если больные мальчики умирают до деторождения, то почему это заболевание не исчезает из популяции? 3. Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У – хромосомой. Какова вероятность рождения детей и внуков с этим признаком в семье, где отец и дедушка обладали гипертрихозом? Решите задачи

Почему не бывает трёхцветных котов? На вопрос на такой кто ответить нам готов?

Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном ХВ, рыжая — геном Хb. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят.

Обратить внимание на тему урока, задачи урока, ваши записи в тетрадях. Вспомните, как вы работали на уроке. Какие ощущения были у вас на уроке? Довольны ли вы своей работой на уроке? С какими ощущениями вы пойдёте домой?

Домашнее задание Подготовка сообщений по теме “Методы изучения наследственности человека”: генеалогический; близнецовый; цитогенетический; биохимический; иммуногенетический.

Презентация по биологии для 10 классов по теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование».

Презентация составлена из 29 слайдов с фотографиями, текстом, схемами задач по генетике, вопросами для обобщения и закрепления пройденного материала.

В ходе презентации учитель и ученик находят ответы на вопросы: от чего зависит рождение мужских и женских особей; какие существуют типы хромосомного определения пола и причины возникновения аномалий.

В конце презентации ребята выступают в роли экспертов в области генетики и в группах решают, представленные на слайдах задачи по генетике пола и сцепленным с полом наследованием. Также представлено творческое задания для развития креативности на уроках биологии.

  • Данилова Дарья Сергеевна
  • 4760
  • 01.10.2013

Номер материала: 13293100111

  • 30.09.2013
  • 2766
  • 29.09.2013
  • 14209
  • 29.09.2013
  • 1111
  • 28.09.2013
  • 9721
  • 28.09.2013
  • 4934
  • 28.09.2013
  • 5924
  • 27.09.2013
  • 9681

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему:
Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

Аннотация к работе «Генетика пола. Наследование, сцепленное, с полом» (конспект урока и презентация). Презентация к уроку по биологии в 7 классе (урок изучения новой темы). Данная презентация может быть использована: а) для актуализации знаний (слайды 1-2); б) для демонстрации учащимся на уроке изучения новой темы (слайды 3–25 ); б)проверки знаний по теме (слайды 27). Цель урока: изучить механизм наследования генов, сцепленных с полом. Задачи: 1)расширять знания учащихся о наследственности и изменчивости организмов; 2)продолжить формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач; 3)сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой Формат документов: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word. Объем работы: 27 слайдов.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

1. Участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке – это … 2. Совокупность всех генов, локализованных в ядре клетки – это … 3. Совокупность всех генов в организме – это … 4. Совокупность всех свойств и признаков организма – это … 5. Конкретное состояние гена – это … 6. Конкретное место нахождения гена в хромосоме – это … 7. Парные гены, находящиеся в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака – это … 8. Генетически однородное потомство, получаемое исходно от одной самоопыляющейся особи, с последующим отбором – это … 9. Явление, при котором у гетерозигот наблюдается промежуточный характер наследования признака – это … 10. Скрещивание родительских организмов, отличающиеся по двум парам признаков – это …

1. Участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке – это 2. Совокупность всех генов, локализованных в ядре клетки – это 3. Совокупность всех генов в организме – это 4. Совокупность всех свойств и признаков организма – это 5. Конкретное состояние гена – это 6. Конкретное место нахождения гена в хромосоме – это 7. Парные гены, находящиеся в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака – это 8. Генетически однородное потомство, получаемое исходно от одной самоопыляющейся особи, с последующим отбором – это 9. Явление, при котором у гетерозигот наблюдается промежуточный характер наследования признака – это 10. Скрещивание родительских организмов, отличающиеся по двум парам признаков – это ген геном генотип фенотип аллель локус аллельные гены чистая линия неполное доминирование дигибридное скрещивание

От чего зависит пол организма? Можно ли «запрограммировать» пол будущего организма? Какие признаки организма передаются вместе с полом? На этом уроке вам предстоит: Убедиться, что генотип является сложной системой, в которой осуществляется разнообразное взаимодействие генов. Получить представление о сложном наследовании сцепленных признаков Изучить материальную основу признака пола, выраженного в виде половых хромосом. Развивать умение анализировать результаты скрещивания и классифицировать тип наследования. Тренироваться в решении задач.

Генетика пола. Наследование , сцепленное с полом

Пол — это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, обусловливающих воспроизведение себе подобного

Кариотип человека жен женщины мужчины В наборе хромосом зиготы содержатся парные – гомологичные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и содержащие одинаковые гены. В женском кариотипе все хромосомы парные. В мужском кариотипе всегда имеется одна крупная равноплечая непарная хромосома, не имеющая гомолога, и маленькая палочковидная хромосома, встречающаяся только в кариотипе мужчин

Хромосомы Аутосомы – хромосомы, одинаковые у обоих полов . Половые (гетерохромосомы) хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются У человека 46 хромосом (23 пары)_ 22 пары аутосом 1 пара половых хромосом

Хромосомы У человека 46 хромосом (23 пары)_ 22 пары аутосом 1 пара половых хромосом

Пол, который образует гаметы, одинаковые по половой хромосоме, называют гомогаметным и обозначают как ХХ. Пол, который формирует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме, называют гетерогаметным и обозначают как XY .

У человека решающую роль в определении пола играет У-хромосома. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Следовательно, женщины имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери (ХХ). Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим У-хромосому, развивается мужской организм. Мужчина (ХУ) получает Х-хромосому только от матери.

Существует 5 типов хромосомного определения пола:

1 тип Характерен для млекопитающих, в том числе для человека, червей, ракообразных, большинства насекомых, земноводных, некоторых рыб ХХ, ХУ

2 тип Характерен для птиц, пресмыкающихся, некоторых земноводных и рыб, некоторых насекомых (чешуекрылых) ХУ ХХ

3 тип (0 обозначает отсутствие хромосом) встречается у некоторых насекомых (прямокрылые) ХУ Х0

4 тип Встречается у некоторых насекомых (равнокрылые- цикады, тли) Х0 ХУ

5 тип Встречается у пчел и муравьев: самцы развиваются из неоплодотворенных гаплоидных яйцеклеток (партеногенез), самки – из оплодотворенных диплоидных). Гаплоидно-диплоидный тип 2 n n

Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y -хромосомах.

Подробная карта Х-хромосомы человека Известно более 370 болезней сцепленных с Х-хромосомой. Поскольку у особей мужского пола одна Х-хромосома, то все локализованные в ней гены, даже рецессивные, сразу же проявляются в фенотипе.

Только у кошек бывает черепаховая окраска (рыжие и черные пятна). Котов с такой окраской не бывает. (Черная окраска – доминантный признак). Объясните почему?

Гемофилия Гемофилия — сцепленное с полом рецессивное заболевание, при котором нарушается образование фактора VIII , ускоряющего свертывание крови. Ген, детерминирующий синтез фактора VIII , находится в участке Х-хромосомы, не имеющем гомолога, и представлен двумя аллелями — доминантным нормальным и рецессивным мутантным. Кровоточивость при гемофилии проявляется с раннего детства. Даже лёгкие ушибы вызывают обширные кровоизлияния — подкожные, внутримышечные. Порезы, удаление зуба и др. сопровождаются опасными для жизни кровотечениями, могут вызвать смерть.

«Царская болезнь» Это патологическая мутация в гене F8C была в генотипе наследника царского престола русского царя Алексея. Гемофилия А – тяжелая наследственная болезнь, поражающая почти исключительно людей мужского пола. В среднем, один из 10 000 мальчиков рождается с этой патологией, и только в 70% случаев в его родословной можно найти указания на наследственную передачу мутантного гена. Это значит, что для каждой третьей семьи, в которой случилось такое несчастье, последнее является полной неожиданностью.

Дальтонизм Дальтонизм, частичная цветовая слепота, один из видов нарушения цветового зрения. Это заболевание впервые описано в 1794г. Дальтонизм встречается у 8% мужчин и у 0,5% женщин.

Мать дальтоник Отец здоров X d X d x X D Y 2. Мать здорова Отец дальтоник X D X D x X d Y 3. Мать здорова Отец здоров X D X d x X D Y

Закрепление 1.Почему у женщин заболевания, сцепленные с Х-хромосомой (гемофилия, дальтонизм), чаще фенотипически не проявляются и женщины выполняют роль носителя заболевания? 2.Когда у мужчин наблюдаются фенотипическое проявление рецессивных признаков, сцепленных с половыми хромосомами?

Спасибо за внимание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах.

Презентация является дополнением к уроку.

Урок 9 класс учебник биология С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. СонинТема: Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом.Тип урока: комбинированныйЦели: ознакомить с процессом определения по.

Презентация к уроку содержит ЭОР.

Разработка, как мне кажется, будет интересна учителям биологии как одна из возможных форм преподнесения известного им материала.В приложении будет размещена презентация к уроку, ин.

Презентацияя к уроку.

Методическая разработка урока биологии по теме «Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом». Урок с использованием ИКТ технологий рассчитан на 2 часа. Материал также может быть использован .

Генетика пола. Наследование, Сцепленное с полом. Пол — это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемschoolnumber16.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Генетика пола. Наследование, Сцепленное с полом. Пол — это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма,» — Транскрипт:

1 Генетика пола. Наследование, Сцепленное с полом

2 Пол — это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, обусловливающих воспроизведение себе подобного.

3 Хромосомы Аутосомы – хромосомы, одинаковые у обоих полов. Половые (гетерохромосомы) -хромосомы, по которым мужской и женский пол -отличаются У человека 46 хромосом (23 пары)_ 22 пары аутосом 1 пара половых хромосом

4 Половые хромосомы Х-хромосома Х — Хромосома связана с больше чем 300 болезнями (дальтонизм, аутизм, гемофилия, умственное развитие, мускульная дистрофия). Х- хромосомы могут затрагивать мужчин, т.к. они не имеют другой Х хромосомы, чтобы дать компенсацию за ошибки.

5 Y-хромосомы Меньше размером, чем Х-хромосома Содержит меньшее количество генов Известны несколько признаков, гены которых только в Y-хромосомах и передаются от отца всем сыновьям, внукам и т.д. Половые хромосомы

6 Существует 5 типов хромосомного определения пола:

7 1 тип Характерен для млекопитающих, в том числе для человека, червей, ракообразных, большинства насекомых, земноводных, некоторых рыб ХХ, ХУ

8 2 тип Характерен для птиц, пресмыкающихся, некоторых земноводных и рыб, некоторых насекомых (чешуекрылых) ХУ ХХ

9 3 тип (0 обозначает отсутствие хромосом) встречается у некоторых насекомых (прямокрылые) ХУ Х0

10 4 тип Встречается у некоторых насекомых (равнокрылые- цикады, тли) Х0 ХУ

11 5 тип Встречается у пчел и муравьев: самцы развиваются из неоплодотворенных гаплоидных яйцеклеток (партеногенез), самки – из оплодотворенных диплоидных). Гаплоидно- диплоидный тип 2n n

12 Наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в Х- и Y- хромосомах.

13 большинство генов в Х-хромосоме не имеют аллельной пары в Y-хромосоме большинство генов в Y-хромосоме не имеют аллельной пары в Х-хромосоме ХУ ГЕМИЗИГОТНЫЕ АЛЛЕЛИ

14 Аллели – различные состояния одного и того же гена, располагающиеся в определенном локусе (участке) гомологичных хромосом и определяющие развитие одного какого-то признака.

15 ХУ Проявляется рецессивный ген, имеющийся в генотипе в единственном числе. Если Х-хромосома содержит рецессивный ген гемофилии, то все мужчины будут гемофиликами, т.к. Y- хромосома не содержит доминантного аллеля.

16 Признаки, сцепленные с полом Передаются от матери к дочерям и сыновьям, а от отца – только к дочерям

17 Закономерности изменчивости: 1.Модификационная изменчивость – изменение организма, которое не затрагивает его генов и поэтому которое не затрагивает его генов и поэтому не передается из поколения в поколение. 2. Мутационная изменчивость – это изменения генотипа, происходящее под влиянием факторов внешней или внутренней среды Пределы модификационной изменчивости какого- либо признака называют нормой реакции. называют нормой реакции. Вывод: наследуется не сам признак, а способность проявлять этот признак в определенных условиях.

18 Домашнее задание: Домашнее задание: §3.10, 3.11 Подготовитья с проверочной работе по теме: «Генетика»

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.