Нарушение прав ребенка в школе статья

Права ребенка в школе

Здравствуйте, у ребенка после больничного освобождение от физкультуры. Начальная школа. Физкультура была на улице, лыжи. Классный руководитель заставила ребенка весь урок стоять на улице (после перенесенного гриппа) на основании того, что освобождение у ребенка от физической нагрузки, а на уроке ребенок обязан присутствовать. В результате ребенок получил осложнение и снова серьезно заболел. На вопрос: почему нельзя было оставить ребенка в классе, учитель ответила, что у нее много дел. Ка защитить ребенка в этой ситуации, нарушил ли учитель права ребенка?

24 Февраля 2017, 10:37 Оксана, г. Пермь

Ответы юристов (2)

Здравствуйте. Если вами была предоставлена справка, учитель не вправе был ребенка заставлять. Нужно обращаться в управление образования и прокуратуру

Статья 293 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за Халатность
1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, — (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 08.04.2008 N 43-ФЗ)

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Уточнение клиента

Спасибо за ответ, но хотелось бы понять как отвечать учителю, если она ссылается, на какие то уставы и нормы, о том, что ученик обязан присутствовать на уроке физкультуры. На форуме преподавателей на подобные вопросы родителей, другие учителя также отвечали, что ученик освобожден от нагрузки, а присутствовать обязан.

Где про это написано, что это за документы? Почему они все отвечают одинаково? Видимо, действительно есть какой-то документ (сами они его отказываются называть). Учитель считает, что ничего не нарушила и действовала строго по закону.

24 Февраля 2017, 10:51

В данном случае учителя могут сослаться на «Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах»
(утв. Минпросом СССР 19.04.1979), где указано

Учащиеся, временно освобожденные от занятий физическими упражнениями, обязаны присутствовать на уроках физической культуры, при этом допускается их привлечение учителем к подготовке занятий.

Тем не менее в этом пункте далее указывается:

Временное освобождение от занятий физическими упражнениями допускается с разрешения медицинского персонала школы.

После перенесенных болезней необходимо получить разрешение на занятие у врача.

Таким образом, врач школы должен контролировать процесс привлечения ребенка к присутствию на уроках физкультуры, проводимых на улице.

Для защиты прав ребенка вы можете написать соответствующее обращение на имя директора школы.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Нарушение прав ребенка в школе

Мой ребенок учиться в Гимназии в первом классе. Хотя отзывы об учителе были положительные, когда мы поступали. Не скажу, что был от нее в каком-то восторге.

Хотя нареканий непосредственно к учебному процессу нет, ни к нам, ни к ней. Учимся так, как положено, делаем то, что задают.

Оценки хорошие, в основном пятерки. В том числе и за контрольные работы, учитывая, что за них ставят и двойки тоже.

Но и по собственному школьному опыту, и учитывая, что ребенок с трех лет посещает разные кружки, которые менялись периодически, в связи с переездами в основном через ребенка прошло около двух десятков преподавателей, и это второй на моей памяти, который кричит на детей. Хотя и сам не идеален, и всякое бывает, тоже повышаю голос иногда, но как-то более сдержанные преподаватели мне больше внушали доверия.

Но больше все-таки не нравились другие вещи.

Например, то, что учитель велит ребенку не рассказывать родителям о своих проблемах, включая драки и оскорбления одноклассников. При этом также могла сказать и ему, чтобы он ей не ябедничал. Естественно, что первокласснику сложно понять, что попадает под понятие ябедничества. О чем я у нее интересовался, и она отвечала, что он жалуется на всякую ерунду. После чего, я проводил с ребенком довольно продолжительные беседы, объясняя, что за помощью к учителю нужно обращаться в серьезных случаях, наподобие оскорблений и драк. И в целом из общения с ребенком, считаю, что на текущий момент он более или менее это усвоил.

Мой ребенок очень открытый и общительный. Он свободно подходит к посторонним людям, в том числе и детям, легко знакомится и часто говорит без умолку, рассказывая обо всем подряд, что у него в жизни происходит. Поэтому в плане общения с окружающими, в том числе и детьми, я за него очень рад. Даже до школы, если у него возникали какие-либо конфликты, я всегда их разбирал, говорил с ним, говорил с детьми, привлекал родителей и таким образом разбирал проблемы и разъяснял, как не следует себя вести. Как чужим детям, так и своему, если и он где-то был не прав.

В школе все оказалось несколько сложнее. Ребенок стал больше утаивать и держать конфликты в себе. Наиболее крайним был пример с мальчиком Костей, который пригрозив ему кулаком, сказал, что сделает ему больно, за то, что тот назвал его Костяшкой, и сделает еще большее, если он расскажет родителям. И могу с уверенностью сказать, что он стал его бояться, так как очень долго не рассказывал о данном случае, и проболтался совершенно случайно.

Хотя во время моей учебы, в моем классе изначально таких не было. Но где-то класса с седьмого у нас оставались второгодники, с криминальными наклонностями, которые били и издевались над некоторыми учениками. Поэтому о том, какие проблемы бывают у учеников, когда они запуганы каким-либо хулиганом в своем классе, я видел собственными глазами. Поэтому по количеству и глубине происходящих с Костей конфликтов, как моего ребенка, так и других детей, Костя вполне подходит именно под такой тип ребят.

Проблемы с Костей закончились, когда его мама избила его до синяков на лице. И хотя, я не поощряю насилие в отношении детей, и крайне негативно к этому отношусь, но именно этот случай тогда заставил меня не ходить к директору, так как я решил, что Костя может перестать задираться к моему ребенку, а обращение в более высокие инстанции, только усугубит положение мальчика, и послужит лишним поводом для агрессии со стороны его матери.

Могу лишь заметить, что с того времени жалобы на Костю со стороны моего ребенка прекратились. С остальными детьми хоть и возникали изредка проблемы, но легко решались, и скорее возможно сводились к недопониманию в общении. За исключением одной девочки, которая также очень часто дерется.

Также могу заметить, что после обращения к заместителю директора, мне позвонила мама Кости, пытаясь убедить меня, что я не должен был обращаться к директору, и мальчишки должны сами решать свои проблемы, что в общем-то неудивительно, учитывая криминогенную обстановку в семье.

В среду 4 мая когда я пришел за ребенком, ко мне подошло четверо детей, включая моего сына, которые сказали, что Костя на продленке зашел в класс и из хулиганских побуждений начал раскидывать и ломать школьные предметы учащихся. Как они объяснили специально делал разные пакости. При этом двое сказали, что присутствовали при этом. Я поинтересовался о данном инциденте у Любовь Георгиевны, она сказал, что он получил двойку за поведение за это и еще с ним мама поговорит. И пока мой ребенок собирал вещи, я разговаривал с детьми, в том числе и с Костей. Я сказал, что на него жалуется несколько человек, он сказал, что ничего этого не было. Я спросил, кто из них говорит не правду. Он настаивал на своей позиции. В целом это был короткий непримечательный разговор, о котором можно было бы и забыть, учитывая, что и происшествие было незначительным.

После разговора с Костей мне сделала замечание мама некой Маши, которая будучи примерно на той же волне, что и мама Кости, убеждала меня, что дети должны разбираться в своих конфликтах сами. Хотя очевидно, что решить их они были не в состоянии, тем более учитывая, что ребенок не признавал происшествия и был существенно сильнее своих сверстников.

На следующий день, впервые за все время учебы, мой ребенок звонит мне и говорит, что Любовь Георгиевна ему сказала играть одному, раз он ябедничает. На второй перемене я подошел к учителю, которая сказала, что Артем хотел играть в игру с ребятами, и что она их то и дело уговаривает с ним играть, а в этот раз сказала, мол играй один, не давая ему вставить ни слова. Сводя это к тому, что ребята не хотят с ним играть, так как он на них ябедничает. В дальнейшем из разговора с ребенком, я выяснил, что по подобным причинам он подходил к Любовь Георгиевне довольно давно и всего один раз.

Как я и говорил, мой ребенок очень общительный, и никогда причина его жалоб на детей, не были причиной конфликта для общих игр. Более того, не вижу ничего необычного в том, так как дети постоянно друг на друга жалуются, даже приходя в школу, вокруг меня неоднократно собирались дети, по 3-5 человек, рассказывая друг про друга что-либо. У детей возникают проблемы, они чем-то недовольны и, желая их решить, ищут защиты. И поведение их в этом плане ничем не отличается от поведения взрослых.

Так как все это крутилось вокруг ябедничества, а это понятие само по себе имеет слишком широкое понятие, которое ребенок не способен понять и может интерпретировать по-разному, я решил обратиться к школьному психологу, которая хоть и согласилась со мною и обещала поговорить с детьми и учителем, но насколько я понял сама таких взглядов не придерживается, особенно учитывая, что когда она приходила, то посадила ребенка, который поднял руку, со словами не ябедничай.

После учебы я повел ребенка в шахматную школу, и ребенок по дороге рассказал мне свою историю, которая произошла в первой половине первого урока и которую 8-летний ребенок выдумать, не способен.

“Любовь Георгиевна подняла меня и спросила: “Сколько это ябедничество будет продолжаться?” Я молчал. Потом она сказала, что я не умею с детьми играть, а раз не умею, то должен играть один. А потом сказала, чтобы я папе все рассказывал, а ей нет. Потом она всем детям сказала посмотреть на меня, и сказала, чтобы никто меня не бил и не обзывал. “

Я отвел ребенка в шахматную школу и вернулся в школу забрать куртку, где услышал, что как Любовь Георгиевна разговаривает с мамой Кости по телефону рассказывая, что ничего такого не случилось, и у моего ребенка и так все время все на столе раскидано. И получается для каждого родителя у нее своя версия событий. Кроме прочего она говорила, что пусть ко мне подойдет кто-то и пообщается со мною, чтобы я больше не создавал проблем. После чего я пошел к директору.

На следующее утро я дождался Любовь Георгиевну, пытаясь получить от нее объяснение о том, зачем она подняла моего сына и сказала все это, что она отрицала и уходила от разговора, переводя его к инциденту с Костей, который как я и писал ранее, значения не имеет, после чего сказал, что с психикой моего ребенка все будет хорошо, развернулась и пошла в класс.

Вечером того же дня ко мне подошел накачанный парень, говоря, что разберется со мною по мужски, если будут проблемы с Костей, и обоснует это тем, что я якобы накинулся на Костю и обзывал его по всякому. Хотя, как я и писал раньше, все существенные проблемы с Костей у моего ребенка кончились еще в конце второй четверти, и причин для агрессии к ребенку у меня не было. Не говоря о том, что с детьми, чтобы они не натворили, я всегда веду себя прилично.

Также замечу, что мой сын рассказал, что Любовь Георгиевна называла двоих детей дрянью, на что я не акцентировал ранее внимание, так как надеялся, что моего это не затронет.

В результате я так и не выяснил, причин, по которым моего ребенка так существенно унизили перед всем классом, по сути, сказав ребятам, что этот мальчик ябеда и с ним дружить нельзя, и считаю, что причиной послужило то, что он рассказывает мне о своих проблемах, и какое-то мое участие в них. Этот факт и то, что учитель может обманывать, говорить разным родителям разные версии произошедшего, при этом склоняя ребенка к утаиванию информации от родителей, а также подговаривает родителей разобраться со мною противозаконными способами, подсылая разные криминальные элементы для запугивания родителей, которые создают у нее проблемы.

В связи всего вышесказанного у меня возникают серьезные опасения за психику и судьбу моего ребенка под руководством такого учителя, полностью пропало доверие к нему, и осознание того, что попытки решить проблемы собственного ребенка в школе, приводят к тому, что она пытается запугать одного родителя за счет другого, говорит о том, что ничто не мешает ей также запугивать и детей разными способами.

Уточнение клиента

Подскажите, как юридически правильно решить этот вопрос?

В какие органы следует обратиться и с какими требованиями и на основании чего?

Куда обратиться, если ребенка ударил учитель в школе?

Куда обратиться, если ребенка ударил учитель в школе? Ударил учитель, ребенку 7 лет.

Это произошло на уроке

Ответы юристов (4)

Куда обратиться, если ребенка ударил учитель в школе? Ударил учитель, ребенку 7 лет. Это произошло на уроке

Здравствуйте ответственность за данное деяние предусмотрена ст. 116 УК РФ (если просто побои и нет вреда здоровью), расследуется МВД, обратитесь в отдел полиции по месту нахождения школы.

Статья 116. Побои
(в ред. Федерального закона от 07.02.2017 N 8-ФЗ)

Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, — наказываются обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

ст. 116, «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте! Нужно обращаться с заявлением в полицию. ​Если у ребёнка остались синяки или ушибы, то лучше предварительно зафиксировать их в поликлинике. Кроме того, чтобы в возбуждении дела не оказали, лучше одновременно направить письменные жалобы в прокуратуру, региональное министерство (департамент образования) и региональному уполномоченному по правам ребёнка.

Кроме того можно, подав гражданский иск, взыскать расходы на лечение и компенсацию морального вреда со школы.

​У вас большой выбор куда обратиться за защитой прав в интересах ребенка .

Суд, прокуратура, правоохранительные органы (полиция), вышестоящие органы образования.

В зависимости от вида ответственности к которому вы намерены привлечь этого человека. Уголовная дисциплинарная, гражданская или все сразу. Ответственность также несет школа. по возмещению морального вреда. Хорошо бы зафиксировать показания свидетелей,

Статья 6.1.1. Побои
Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часо

Статья 116. Побои
Побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, совершенные из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, —

В ВАшем случае усматривается состав не уголовного, а административного правонарушения — побои, поскольку для состава уголовного преступления необходим обязательный признак — нанесение побоев из каких-либо побуждений (указаны в статье ниже), что отсутствует.

В любом случае необходимо обращение в полицию, где выдадут направление на СМЭ ( судебно-медицинскую экспертизу) для установления тяжести причиненного физического вреда.

Установлением факта совершения административного правонарушения должны заниматься органы полиции, а не Вы, то есть собирать доказательства будут сотрудники, от Вас и ребенка могут попросить письменные объяснения.

Помимо административной ответственности, педагог может быть привлечен по ВАшему заявлению на имя руководителя школы к дисциплинарной ответственности на основании федерального законодательства об образовании.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции,… за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

За нарушение… предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (стать 5.57).

Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций
2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В том числе, ответственность по данной статье может наступить и за нарушение прав учащихся, которые установлены в ст. 34 Федерального закона «ОБ образовании»

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

1. Обучающимся предоставляются академические права на:
9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

ДЛя привлечения к данному виду ответственности Вам необходимо обратиться с заявлением в службу по контролю и надзору в сфере образования субъекта РФ, в котором Вы проживаете. ПО данной статье привлечение к административной ответственности возможно как непосредственно директора школы, так и юридического лица (школы) при доказанности факта непринятия мер по обеспечению соблюдения педагогом прав ребенка на уважительное отношение, защиту от насилия со стороны педагога.

Сразу скажу, что практика привлечения по данной статье очень трудная. Однако от ВАс требуется только заявление и опять же — письменные объяснения.

Кроме того, при доказанности факта Вы имеете право на возмещение причиненного ребенку морального вреда ( при наличии оснований — и имущественного) на основании ст.

ГК РФ:
Статья 1099. Общие положения
1. Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Права ребенка в школе

Когда ребенок идет в школу, у него появляется масса новых обязанностей. Но не стоит забывать о том, что помимо обязанностей у ребенка есть и права. Закон «Об образовании» перечисляет основные права ребенка в школе, которые обязательно должны соблюдаться.

Основные обязанности и права ребенка в школе перечисляются в уставе конкретного образовательного учреждения, но они должны противоречить закону «Об образовании», в частности, статье 50, озаглавленной «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников».

Основное право — это право на образование. Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными стандартами и требованиями. Право на образование включает в себя, в частности:

  • право на обучение по индивидуальным планам;
  • право на ускоренный курс обучения;
  • право на бесплатное пользование библиотекой;
  • право на получение дополнительных образовательных услуг (как платных, так и бесплатных).

Если ребенок учился в неаккредитованной частной школе или находился на домашнем обучении, он имеет право пройти аттестацию в аккредитованном образовательном учреждении и получить документ об образовании.

Также ребенок имеет право на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений. К сожалению, эти права ребенка в школе могут нарушаться. Так, нарушением права на уважение человеческого достоинства можно считать различные формы психического насилия, встречающиеся в школе:

  • угрозы, унижения, оскорбления словом и делом со стороны учителей;
  • предъявление к ребенку завышенных требований;
  • систематическая необоснованная критика, высказанная в некорректной форме;
  • открытая демонстрация негативного отношения к школьнику;
  • «буллинг» (травля со стороны одноклассников);
  • ксенофобия и дискриминация по любому признаку.

Что делать в том случае, если имеет место нарушение прав ребенка в школе? Защита прав ребенка в школе — это дело родителей и администрации. Задача родителей — заметить, что права ребенка ущемляют, и сообщить об этом администрации, задача администрации — разобраться. Обычно в конфликтных ситуациях администрация идет навстречу и проводит внутреннее расследование, чтобы избежать публичной огласки.

Если у ребенка произошел конфликт с учителем, сначала попробуйте решить проблему мирно, поговорив с учителем: при любом конфликте нужно выслушать обе стороны. Если это не помогло, обратитесь к директору школы. На основе вашего письменного заявления он обязан провести внутреннее служебное расследование. Приказом по школе создается комиссия, в которую включаются в том числе ученики или родители, а по результатам работы комиссии принимается решение.

Если ребенка обижают другие дети, нужно для начала поговорить с его родителями, возможно, этого будет достаточно. В том случае, если издевательства продолжаются, обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних и их прав. Сделать это можно как лично, так и через учителя. За обидчиков младше 14 лет отвечают их родители, которые обязаны компенсировать моральный и материальный ущерб. Если виновнику больше 14 лет, за некоторые деяния он будет отвечать сам.

Предотвращение дискриминации и ксенофобии — это обязанность учителей. Так что в случае травли вашего ребенка по какому-либо признаку обращайте к ним. Если учителя и администрация школы бездействуют и попустительствуют дискриминации, а среди учеников сильны ксенофобные настроения, вы имеет полное право обратиться в инспекцию по делам несовершеннолетних. Бывали случаи, когда на администрацию школы подавали в суд за попустительство.

Также ребенок имеет право на безопасные и приятные условия учебы. Несоблюдение правил техники безопасности на уроках физкультуры, запах краски в коридорах в результате не законченного вовремя ремонта, низкая температура в классах в зимнее время — все то, что может нанести вред здоровью ребенка, дает вам полное право высказать свои претензии.

Соблюдение прав ребенка в школе — это обязанность не только педагогического коллектива и администрации, но и родителей. Интересы ребенка должны быть вашим приоритетом. Если ребенок жалуется, не игнорируйте эти жалобы, не бойтесь обращаться к администрации: она обязана следить за тем, чтобы права ребенка в школе соблюдались. Если вы хотите, чтобы у ребенка остались только положительные воспоминания о школьных годах, не бойтесь добиваться соблюдения его прав — но при этом требуйте от ребенка выполнения его обязанностей.

Ущемление прав ребенка в школе: кто в ответе?

Ущемление прав ребенка в учебных заведениях наблюдается достаточно часто. Но кто в ответе за это? Какие права ребенка в школе чаще всего ущемляются? Об этом и многом другом можно узнать из статьи.

Ребенок, учащийся в школе, имеет свои обязанности, причем их количество постоянно увеличивается. Кроме обязанностей у ребенка есть еще и права, которые прописаны в законе «Об образовании» и не могут быть никем ущемлены. Но что делать, если ущемление прав школьника все же произошло?

Прежде чем понять, кто отвечает за несоблюдение прав по отношению к школьнику, нужно разобраться, какие именно права ребенка в школе прописаны в законе. Так, самым первым правом школьника является право на образование. Согласно этому закону каждый ребенок страны имеет право на получение образование в государственных образовательных учреждениях по стандартным государственным требованиям. Сюда же можно отнести права ребенка, которые предусматривают права на индивидуальное обучение, на ускоренный курс обучения, бесплатное пользование ассортиментом библиотек, получение дополнительных услуг по образованию (они могут быть как платные, так и бесплатные) .

На заметку

Бывают случаи, когда ребенок проходит обучение в домашних условиях или в образовательных учреждениях, не прошедших специальную аккредитацию. В таких случаях ребенок имеет полное право пройти аттестацию в образовательном учреждении с государственной аккредитацией и получить соответствующий документ.

Кроме права на образование, каждый школьник имеет право на свободу совести, уважение собственного достоинства, свободу слова, мыслей и выражение собственных убеждений. Но очень часто именно эти права ребенка в школе могут ущемляться как со стороны учеников, так и со стороны учителей. Нарушение прав школьника (особенно его человеческого достоинства) происходит в форме психологического насилия, например: это могут быть угрозы, оскорбления (причем не только словесные) и унижение учителем, предъявление школьнику слишком завышенных требований, регулярная критика ребенка, которая высказывается в некорректной форме, негативное отношение к школьнику, что проявляется в открытой форме, ущемление одноклассниками (так называемая травля) , дискриминация, а также ксенофобия по любому даже самому незначительному признаку.

Это далеко не весь перечень видов ущемления прав школьников. В некоторых случаях встречаются избиения детей учителями и одноклассниками. Но большую психологическую травму дети получают, если учителя унижают их с помощью оскорбительных слов в присутствии всего классного коллектива. Последствием такого отношения могут быть самые разные поступки, вплоть до самоубийства (что сегодня происходит очень часто) . Так кто же в ответе за нарушение прав ребенка в школе: родители, учителя, администрация учреждения? Попробуем максимально правильно разобраться в этом вопросе.

Очень важно вовремя заметить, что права школьника ущемляются. Причем решать эту проблему нужно незамедлительно, ведь дети — личности ранимые: любое психическое давление, оказываемое на них со стороны сверстников или взрослых, может обернуться трагически.

Каждый родитель должен внимательно наблюдать за своим ребенком, быть искренним с ним, интересоваться его успехами в школе. Такое отношение поможет вовремя выяснить, ущемляются ли права школьника. И если это все-таки происходит, родители должны принимать меры. В первую очередь нужно обратиться к администрации учебного заведения, задача которой — разобраться в поступившей жалобе. Обычно администрация сразу проводит собственное расследование по конфликтной ситуации, потому как ни одному учебному учреждению публичная огласка не нужна.

Если ребенок вступил в конфликтную ситуацию с преподавателем, то родители должны постараться решить проблему мирным способом. Для этого следует поговорить с учителем и выслушать обе версии произошедшего конфликта. Если после беседы жалобы ребенка продолжаются, то необходимо обратиться к директору школы, написав официальное заявление на учителя-обидчика. В обязанности директора входит проведение внутреннего расследования, которое заключается в создании специальной комиссии, в которую могут входить и ученики, и родители. Комиссия проводит беседы и другие работы по установлению истинности конфликта. По результатам их работы выносится решение относительно учителя и ученика, которые не нашли общий язык.

Если ущемление прав ребенка происходит другими детьми, то в первую очередь этот момент нужно обсудить с их родителями. Чаще всего этого достаточно для решения конфликта. Если же беседы не помогают, то нужно обратиться в комиссию по правам и делам несовершеннолетних. Родители могут сделать это самостоятельно или же с помощью учителя. Если ребенок-обидчик не достиг 14-летнего возраста, то за его деяния ответственность будут нести родители (обычно это компенсация морального или материального ущерба) , если же ребенку больше 14 лет — за свои деяния он отвечает самостоятельно (в большинстве случаев) .

Если ребенок страдает от дискриминации и ксенофобии, то решать эту проблему должны учителя и администрация школы (хотя родители тоже должны контролировать их работу) . Если же преподаватели бездействуют или поощряют такое отношение к ученику, а также всячески игнорируют ксенофобные настроения среди учеников, то родители имеют полное право обратиться в инспекцию по делам несовершеннолетних. Если вина администрации в бездействии будет доказана, то родители имеют право подать в суд за попустительство.

Очень часто можно наблюдать, что право ребенка на приятные и комфортные условия обучения нарушаются или ущемляются. Так поводом для жалоб могут быть: несоблюдение техники безопасности на уроках, запах не высохшей краски в классах и коридорах, низкая температура воздуха в кабинетах зимой.

Соблюдать права учеников в школе — совместная обязанность администрации учебного заведения, учителей и родителей. Они должны вовремя реагировать на любые жалобы школьников, ведь интересы ребенка должны стать для взрослых приоритетом.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.