Международное права как особая правовая система

§ 3. Международное право как особая правовая система

В отечественной науке сложилась характеристика между­народного права как особой правовой системы. Имеется в виду реальное сосуществование двух правовых систем: правовой сис­темы государства (внутригосударственной правовой системы) и правовой системы межгосударственного общения (международ­но-правовой системы).

В основе разграничения лежит прежде всего метод право­вого регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государ­ства, международное право — в процессе согласования интере­сов различных государств.

* Нередко один и тот же международный договор включает нормы, посвя­щенные отношениям между государствами, между государствами и юри­дическими и физическими лицами, а также между самими юридическими лицами и между индивидами различных государств (таковы, например, договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным де­лам, соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и иму­щества, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи то­варов и др.).

Существенное значение имеет и предмет правового регу­лирования: у внутригосударственного права— это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у меж­дународного права — это преимущественно межгосударствен­ные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрис­дикции отдельного государства, требующие совместного регу­лирования со стороны нескольких или многих государств либо международного сообщества государств в целом.

Итак, в принятом понимании международное право — это самостоятельная правовая система. Согласно же действующей Конституций Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) «общепризнан­ные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры Российской Федерации являются составной ча­стью ее правовой системы». Таким образом, в конституционной трактовке принятые Российской Федерацией международно-правовые нормы -— это составная часть правовой системы госу­дарства.

Как разрешить это разноречие? Дело в том, очевидно, что формулировка Конституции исходит из широкой трактовки правовой системы, не ограничивая ее совокупностью юридиче­ских норм, т. е. правом, если иметь в виду сложившуюся терми­нологию. Не случайно использовавшаяся в нескольких проек­тах Конституции формула, согласно которой принципы и нор­мы международного права, международные договоры рассмат­ривались как «часть права» Российской Федерации, была заме­нена при отработке окончательного текста.

Распространившееся в нашей науке понимание правовой системы как категории, воплощающей в себе и непосредствен­но право как совокупность юридических норм, и правосознание, и складывающиеся на основе норм правоотношения, и правоприменительный процесс в целом, ни в коей мере не препят­ствует «проникновению» международно-правовых принципов и норм в российскую правовую систему, как и в правовую систе­му любого другого государства. Иначе говоря, признаются воз­можность и реальное участие международно-правовых норм в регулировании определенных внутригосударственных отноше­ний, во внутригосударственном правоприменении.

В юридической литературе есть попытки усеченного вос­приятия и ограничительного толкования ч. 4 ст. 15 Конститу­ции РФ и ст. 5 Федерального закона «О международных дого­ворах Российской Федерации» применительно к отдельным от­раслям, которые будто бы в силу своей специфики не допускают прямого действия международно-правовых норм и их при­оритетного применения в случаях расхождения с нормами со­ответствующих законов. Наиболее распространенным стал та­кой подход к уголовному законодательству, что обусловлено, очевидно, тем, что. УКРФ„ как сказано в ч. 2 ст..1,: лишь «осно­вывается» на нормах международного права, и тем, что в нем отсутствует положение о применении правил международного договора в случаях иного, чем в УК, регулирования.

Такая концепция и такое официальное (в УК) решение как бы противопоставляют отдельную отрасль общему конституци­онному принципу.. Вместе с тем они противоречат нормам меж­дународного права — ст, ;15 Международного пакта о граждан­ских и политических правах, ,ст. 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, в соответствии с которыми квали­фикация деяния как уголовного преступления определяется со­гласно действовавшему в момент его совершения внутриго­сударственному законодательству или международному праву (формулировка Пакта; в Европейской конвенции — согласно внутреннему или международному праву, в Конвенции СНГ — согласно национальному законодательству или международно­му праву).

Не согласуется такой подход и с проектом Кодекса престу­плений против мира и безопасности человечества. В этом доку­менте, одобренном Комиссией Международного права ООН и ожидающем конвенционного воплощения, принцип уголовной ответственности выражен достаточно четко: «Преступления против мира и безопасности человечества являются преступле­ниями по международному праву и наказуются как таковые, вне зависимости от того, наказуемы ли они по внутригосудар­ственному праву» (п. 2 ст. 1).

Комментарий к этой формулировке проекта содержит, в частности, следующие положения.

Комиссия признала общий принцип прямой применимости международного права в отношении личной ответственности и наказания за преступления по международному праву (следу­ет ссылка на Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и приговором трибунала).

Можно представить себе ситуацию, при которой какой-либо вид поведения, квалифицируемый в качестве преступления по международному праву, не будет запрещаться по национально­му праву. Это обстоятельство не может служить препятствием для квалификаций этого вида поведения в качестве уголовно наказуемого по международному праву.

Комиссия признала общий принцип автономности между­народного права по отношению в национальному праву в связи с квалификацией поведения, представляющего собой преступ­ление по международному праву*.

В теории разработаны аргументы в пользу концепции раз­граничения создаваемого государством права, т. е. внутригосу­дарственного, «национального права, и применяемого государством и в государстве права. Второй комплекс значительно шире и сложнее первого, ибо наряду с собственным правом го­сударства он охватывает те находящиеся за рамками нацио­нального права нормы которые подлежат применению или же могут быть применены в сфере внутригосударственной юрис­дикции. Имеются в виду нормы межгосударственного права, принятые государством и предназначенные для внутреннего регулирования, и нормы иностранного права, применение кото­рых в предусмотренных ситуациях допускается отдельными законами и международными договорами.

uristinfo.net

ТЕМА 1. СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, ЕГО СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА

1. Международное право как особая правовая система.
2. Источники международного права.

1. Международное право как особая правовая система

Международное право — это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в договорах, заключаемых государствами.
Международное право действует в рамках международной системы, рассматриваемой в двух аспектах:
а) международная система в широком плане:
— субъекты — все субъекты международных отношений (государство, их объединения, международные организации, государственно-подобные образования, неправительственные организации, международные конференции, международные суды, ТНК, Ю и ФЛ);
— отношения между субъектами международной системы (политические, экономические, НТ, культурные и т.д.);
— правовые системы, в том числе и национальные в рамках которых осуществляется регулирование отношений между субъектами международной системы).
Не все субъекты международной системы являются субъектами международного права, равно как и не все отношения, возникающие здесь, можно назвать международными.
МП регулирует только публично-правовые отношения между ограниченным кругом субъектов международной системы (государства, нации, международные организации, государственно-подобные образования).
б) международная система в узком плане:
— государства, НОД, международные организации, государственно-подобные образования — субъекты международное право;
— отношения между субъектами международного права — международные отношения;
— особая правовая система, действующая в отношениях между субъектами международного права — международное публичное право.
Международные отношения — это политические, экономические, торговые, культурные, военные и иные отношения между субъектами международного права, а МП — это совокупность и система юридических норм, регулирующих международные отношения, которые и составляют его предмет.
МП как особая правовая система — это:
— особый предмет правового регулирования;
— особые объекты;
— особые субъекты;
— особые источники и порядок нормообразования;
— особый порядок принуждения к соблюдению норм МП. Система МП включает:
1) отрасли международного права — совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права в одной какой-либо широкой области международного сотрудничества (право международных договоров, право вооруженных конфликтов, право внешних сношений и др.);
2) институты международного права — совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права по какому-либо определенному объекту правового регулирования или устанавливающих международно-правовой статус (режим) района, сферы, пространства или иного объекта (институт дипломатических привилегий и иммунитетов, институт запрещения ядерного оружия и др.)

2. Источники международного права

Источники международного права — это формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.
Специфика источников международного права:
1) нормы международного права устанавливаются субъектами по соглашению между ними, выражающему их согласование и, следовательно, общую волю;
2) субъективному праву предусмотренных нормами международного права субъектов всегда противостоят субъективные обязательства других субъектов международного права.
Исходя из этого, источники международного права можно рассматривать как:
— источники субъективных прав;
— источники субъективных обязательств субъектов международных правоотношений.
Источники международного права можно подразделить:
а) основные;
б) вспомогательные.
Основными источниками международного права являются:
1) международный договор — письменное соглашение субъектов международного права относительно тех или иных правил поведения на международной арене, их действия и прекращения;
2) международный обычай — правила поведения субъектов международного права, которые появились в результате длительной, единообразной практики и признаны в качестве правовой нормы.
В функции ГА ООН входит содействие прогрессивному развитию кодификации МП (ст. 13 Устава ООН)
Прогрессивное развитие — подготовка международных договоров по вопросам, которые еще не урегулированы международным правом, или по которым право еще недостаточно развито в практике государств.
Кодификация международного права — более точное формулирование и систематизация норм международного права в тех областях, где имеется обширная государственная практика, прецеденты и доктрины.
Это производится с помощью Комиссии международного права (ст. 15 Положения о Комиссии международного права).
Вспомогательными источниками международного права являются:
1) решения международных судебных органов;
2) доктрина международного права;
3) резолюции — рекомендации международных организаций;
4) национальное законодательство и национальная судебная практика, которые должны приниматься во внимание при характеристике международно-правовой позиции государства.
Общее и особенное международного договора и международного обычая как источника международного права:
I) Общее:
— образуются в результате взаимных действий и имеют идентичную природу — согласование воль субъектов международного права;
— обязательный характер;
— несоблюдение или нарушения ведет к одинаковым правовым последствиям: прекращения действия, требование удовлетворить претензии;
— единство механизмов обеспечения.
II) Особенное:
— различные способы создания договорной и обычной нормы;
— договор представляет собой четко выраженный во времени процесс (создание, действие, прекращение) — у обычая это проследить сложно;
— договорная норма подтверждается ссылкой на текст документа, обычная — практика государств;
— способы выражения;
— договор подлежит толкованию, тогда как обычай этого института не знает;
— обычай идет вслед за практикой, международный договор не только фиксирует практику, но и создает ее;
— только с договорной нормой связан такой прогрессивный институт МП как кодификация.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сформулируйте понятие международной системы в узком и широком смысле слова.
2. Назовите отношения регулируемые нормами международного права.
3. Укажите основные черты современного права и его важнейшие задачи.
4. Дайте характеристику источникам международного права.
5. Покажите общее и особенное международного договора и международного обычая как источников международного права.

Международное право как особая правовая система

Прообразом международного права является сложившийся в римском праве термин «jus gentium» («право народов»).

Международное право рассматривалось как право естественное. Г. Гро- ций отмечал, что народ, нарушающий право естественное и право народов, подрывает основу своего собственного спокойствия в будущем.

Ф. Ф. Мартенс определял международное право как совокупность юриди­ческих норм, определяющих условия достижения народами своих жизненных целей в сфере их взаимных отношений.

Некоторые авторы отмечают условный характер термина «международ­ное право», поскольку создается оно не народами непосредственно, а госу­дарствами как суверенными политическими организациями, ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей и обеспе­чивается преимущественно усилиями самих государств. По его мнению, ре­ально существует межгосударственное право.

В доктрине существует дискуссия относительно обязательной силы ме­ждународного права. Сторонники школы естественного права видят источ­ник обязательной силы международного права в законах природы, в челове­ческом разуме и т. д. Представители позитивной школы в качестве такового указывают согласие, соглашение государств.

Ряд авторов так или иначе отрицают юридическую силу международного права. В конце Х1Х в. немецкая и американские школы отрицали юридиче­ский характер норм международного права. Международное право рассмат­ривалось как сочетание двух форм силы — формальной власти и потока реше­ний, в которых предписания формулировались и применялись в целях сосу­ществования различных государств (М. Макдугал).

Высказываются мнения, что международное право-пограничное явление между правом и политикой (Я. Шатаро).

Представляется, что юридически обязательная сила — необходимое каче­ство нормы международного права, которое регулирует международные от­ношения присущим праву методом. Соглашение государств придает юриди­чески обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но и международному праву в целом. Это находит подтверждение в принципе добросовестного выполнения обязательств в международных отношениях.

Международное право сформировалось и функционирует как часть меж­государственной системы, и выступает как регулятор международных от­ношений. Эту функцию международного права выделяют во многих научных трудах и учебниках (Г. И. Тункин, И. И. Лукашук, С. В. Черниченко).

Вместе с тем заслуживает внимания и иной аспект: характеристика меж­дународного права как составной части формирующегося всемирного право­вого комплекса, который включает наряду с международным правом внутри­государственное (национальное) право взаимодействующих государств. Име­ется в виду согласование, взаимодействие, в рамках которого определенные нормы международного права участвуют в регулировании и внутригосудар­ственных отношений, непосредственно применяются в сфере правовой сис­темы государства.

Практическое значение имеет вопрос: к кому обращены нормы междуна­родного права? На наш взгляд, международное право выступает не только как регулятор международных отношений, но и как регулятор внутригосу­дарственных отношений.

В теории международного права закрепилась позиция о том, что «нормы международного права обязывают государства в целом, а не отдельные его органы и должностные лица», а компетенция и поведение органов государст­ва и должностных лиц, ответственных за обеспечение выполнения междуна­родных обязательств, регулируются нормами внутригосударственного права.

Объектом международно-правового регулирования выступают межгосу­дарственные отношения. Между тем применение международных норм во внутригосударственной сфере приобретает существенное значение, посколь­ку от этого зависит эффективность его норм. Представляется спорным вывод, что международное право «лишено механизма, способного регулировать от­ношения с участием физических и юридических лиц, даже если они выходят за пределы государственных границ».

Сегодня многие внутренние дела регулируются с участием международ­ного права, поэтому сфера функционирования международного права может быть распространена на внутренние дела.

Регулируя непосредственно межгосударственные отношения, междуна­родный договор часто содержит положения, направленные на урегулирование отношений между внутригосударственными субъектами. Р. А. Мюллерсон правильно отмечает, что государства путем согласования воль могут также создавать нормы, направленные на регулирование между их юридическими и физическими лицами.

Многие международные договоры формулируют права и обязанности го­сударственных органов, возлагая непосредственно на них ответственность за реализацию международных обязательств.

Возрастает количество международных договоров, отдельные нормы ко­торых прямо адресованы индивидам, юридическим лицам как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых международными нормами.

Одни и те же вопросы могут быть предметом как международно­правовых отношений, так и национально-правовых отношений. О частичном совпадении объекта международного и внутригосударственного права гово­рили как дореволюционные (П. Казанский), так и современные ученые- международники (Г. В. Игнатенко, Д. Б. Левин, С. Ю. Марочкин, Р. А. Мюл- лерсон, В. В. Терешкова).

Социальной функцией международного права является упрочение су­ществующей системы международных отношений. Дж. Хау отмечал, что «международное право призвано создать упорядоченное и стабильное меж­дународное общество, от чего все мы, государства и отдельные граждане, можем только выиграть».

Юридическая функция международного права состоит в правовом регули­ровании межгосударственных отношений в целях упрочения системы междуна­родных отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих, охранитель­ных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе.

Международное право выполняет функцию интернационализации, на­правленную на расширение и углубление взаимосвязи между государствами.

Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накоп­ленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относи­тельно возможностей использования права, в воспитании уважения к между­народному праву и охраняемым им интересам и ценностям.

Международное право как особая правовая система;

Монистическая теория, дуалистическая теория.

Понятие международного права

ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ

1. Понятие международного права. Предмет регулирования международного права.

2. Основные черты современного международного права.

3. Система международного права. Международное публичное право и международное частное право.

Международное право — это комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем заключения соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

Прообразом международного права является сложившийся в римском праве термин jus gentium («право народов»). Но реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным образом государствами как суверенными политическими организациями, и ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств.

В отечественной науке сложилась характеристика международного права как особой правовой системы. Имеется в виду реальное сосуществование двух правовых систем: правовой системы государства (внутригосударственной правовой системы) и правовой системы межгосударственного общения (международно-правовой системы).

В основе разграничения лежит, прежде всего, метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства, международное право — в процессе согласования интересов различных государств.

Существенное значение имеет и предмет правового регулирования: у внутригосударственного права это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права это преимущественно межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств либо международного сообщества государств в целом.

Итак, в принятом понимании международное право — это самостоятельная правовая система. Согласно же ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Таким образом, в конституционной трактовке принятые Российской Федерацией международно-правовые нормы — это составная часть правовой системы государства.

Как разрешить это разноречие? Дело в том, очевидно, что формулировка Конституции исходит из широкой трактовки правовой системы, не ограничивая ее совокупностью юридических норм, т. е. правом, если иметь в виду сложившуюся терминологию.

В юридической литературе есть попытки усеченного восприятия и ограничительного толкования ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» применительно; к отдельным отраслям, которые будто бы в силу своей специфики не допускают прямого действия международно-правовых норм и их приоритетного применения в случаях расхождения с нормами соответствующих законов. Наиболее распространенным стал такой подход к уголовному законодательству, что обусловлено тем, что Уголовный кодекс РФ, как сказано в ч. 2 ст. 1, лишь «основывается» на нормах международного; права, и тем, что в нем отсутствует положение о применении правил международного договора в случаях иного, чем в УК РФ, регулирования.

Не согласуется такой подход с проектом Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. В этом документе, одобренном Комиссией международного права ООН и ожидающем конвенционного воплощения, принцип уголовной ответственности выражен достаточно четко: «Преступления против мира и безопасности человечества являются преступлениями по международному праву и наказываются как таковые, вне зависимости от того, наказуемы ли они по внутригосударственному праву» (п. 2 ст. 1).

Такое положения исходит из того, что Комиссия по международному праву ООН признала общий принцип прямой применимости международного права в отношении личной ответственности и наказания за преступления по международному праву.

В теории разработаны аргументы в пользу концепции разграничения создаваемого государством права, т.е. внутригосударственного, национального права, и применяемого государством и в государстве права. Второй комплекс значительно шире и сложнее первого, ибо наряду с собственным правом государства он охватывает те находящиеся за рамками национального права нормы, которые подлежат применению или же могут быть применены в сфере внутригосударственной юрисдикции. Имеются в виду нормы межгосударственного права, принятые государством и предназначенные для внутреннего регулирования, и нормы иностранного права, применение которых в предусмотренных ситуациях допускается отдельными законами и международными договорами.

Международное право как особая система права

Международное право: понятие, принципы

Международное право — это совокупность норм и принципов, устанавливающих взаимные права и обязанности государств в процессе их общения, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государства, обусловленную действием международных организаций на определенном этапе цивилизации.

Источниками международного права являются договоры, обычаи и принципы. Нормы международного права создаются в ходе переговоров между различными субъектами и оформляются соответствующими договорами.

В нормы международного права преобразуются положения международных организаций. Эти нормы носят рекомендательный характер. Нормой обычного права признается сложившееся правило поведения, которое признается субъектами в качестве обязательного. Поскольку нормы обычного права являются неписаными, уяснению их материального содержания помогает доктрина международного права, а также решения судебных органов, которые использовали обычай для разрешения спора и отразили его в судебном решении. Кодификация международного права — это составление свода норм обычного права.

Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы — это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридической обязательности.

Ряд норм международного права называют принципами, хотя это те же нормы международного права, но одни из них издавна назывались принципами, а другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно- правовом регулировании. Имеются принципы, которые носят наиболее общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного правопорядка. Рассмотрим некоторые принципы международного права.

Принцип суверенного равенства государств означает полноту власти государства на своей территории и неподчинение любой иностранной власти. В этом отношении все государства равны.

Принцип неприменения силы и угрозы силой означает запрещение оккупации территории другого государства, предоставления государством своей территории другому государству для совершения агрессии против третьего государства, участия в террористических актах в другом государстве, поощрения банд и наемников для вторжения в другое государство.

Принцип нерушимости государственных границ — это признание существующих границ и отказ от территориальных притязаний.

Принцип территориальной целостности государств представляет собой запрет любых посягательств на территорию суверенных государств, обязанность уважать территориальную целостность друг друга, политическую независимость и единство любого государства.

Принцип мирного разрешения споров предполагает разнообразные способы решения споров: прямые переговоры, обследование (установления фактов), посредничество третьей стороны, арбитражное и судебное разбирательство. Система международного права — это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов международного права, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и институтов международного права. В этой системе находятся также резолюции международных организаций, решения арбитражных и судебных международных органов.

Отрасли международного права

Система международного права представляет собой комплекс его отраслей и институтов. Отрасль международного права — это совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международного права, обладает большей степенью универсальной кодификации и характеризуется наличием принципов, применимых к данной конкретной области правоотношений.

Отраслями международного права являются: право международных договоров; дипломатическое право, международное морское, воздушное, космическое, атомное право, природоохранное право; право вооруженных конфликтов; гуманитарное и другие отрасли права. Рассмотрим предмет некоторых отраслей международного права.

Государства с древних времен определяли свои права и обязанности путем заключения договоров. В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, устанавливающие порядок заключения, действия, действительности, толкования и прекращения условий договора. Эти нормы составили особую отрасль международного права — право международных договоров.

В соответствии со ст. 2 Венской Конвенции 1969 года и Венской Конвенции 1986 года, под договором понимается регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одной, двух или более связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования документа.

Каждое государство само определяет, какие меры необходимы для выполнения заключенных им договоров.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует, что международные договоры для своего применения не требуют издания какого-либо нормативного акта, они действуют непосредственно.

Международное морское право регламентирует порядок использования Мирового океана: мореплавание, рыболовство, научно-исследовательскую деятельность, разработку ресурсов морского дна и т.п. Международное морское право — это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанных с деятельностью по использованию Мирового океана.

Долгое время обычаи являлись единственным источником международного морского права. Однако уже в XVIII столетии стали появляться договоры, которые касались, в частности, вопросов морской войны и морских пределов осуществления власти прибрежных государств. В 1958 году на Женевской конференции ООН по морскому праву были приняты конвенции о территориальном море и прибрежной зоне; об открытом море, о континентальном шельфе и о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря.

Источниками международного морского права являются и другие договоры. Например, Конвенция по регулированию китобойного промысла 1946 г., Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года и другие.

Международное воздушное право регулирует порядок международных воздушных сообщений. Международное воздушное право — часть международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства.

Первым международным документом в области международного воздушного транспорта стала Парижская конвенция 1919 года об аэронавигации, участниками которой стали 38 государств. На сегодня основополагающим актом является Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года (Чикаго). В 1944 году принято Соглашение о транзите, или о «двух свободах воздуха», насчитывающее 112 участников, и Соглашение о международном воздушном транспорте, или «о пяти свободах воздуха», насчитывающее 11 участников.

В области международного воздушного права действует ряд принципов: принцип исключительного и полного суверенитета государств в отношении воздушного пространства, расположенного над их сухопутной территорией; принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве; принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Дипломатическое право определяет порядок внешних сношений государств через внутригосударственные и зарубежные органы.

Дипломатическое право — наиболее древняя отрасль международного права. С образованием государств стали складываться отдельные обычаи, которые затем постепенно находили отражение в договорах, регулирующих международные отношения.

Дипломатическое право возникло и развивалось как посольское право, т.е. как совокупность норм, определяющих положение посла. Лишь к началу XX века посольское право стало постепенно превращаться в дипломатическое, т.е. в совокупность норм, регулирующих все официальные отношения государств.

В настоящее время основным актом дипломатического права является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года. Велика роль Конвенции 1969 года о специальных миссиях и Конвенция 1975 года о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, а также соответствующие внутригосударственные нормативные акты (например, Указ Президента РФ от 14 марта 1995 года, утвердивший Положение о МИДе).

Международное гуманитарное право регулирует сотрудничество по защите прав человека, в том числе в чрезвычайных обстоятельствах и военных конфликтах.

Мировое сообщество пришло к необходимости ограничения средств и методов ведения войны посредством выработки договоров, определяющих права и обязанности воюющих сторон. Уменьшить страдания, причиняемые вооруженным насилием, защитить человека — такова цель международного гуманитарного права. Таким образом, гуманитарное право — это система международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в период вооруженного конфликта с целью ограничения применения средств и методов ведения войны, защиты ее жертв и устанавливающих ответственность за ее нарушение. В составе международного гуманитарного права лежат следующие принципы: гуманизация вооруженных конфликтов; международно-правовая защита жертв войн; охрана гражданских объектов и культурных ценностей; защита интересов нейтральных государств; ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны.

Основополагающим актом в этой сфере является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году. В данном акте сформулированы минимальные стандарты прав человека: право на жизнь, на труд, образование, удовлетворительные материальные условия жизни, право на семью, на свободу слова, религии, передвижения, справедливое судебное разбирательство, равноправие, свободу от дискриминации и т.п.

Основные институты международного права

Международное право включает ряд институтов. Международно- правовой институт — это группа норм и принципов, регулирующих определенную область правоотношений (например, институт признания государств, институт международной ответственности и т.п.). Рассмотрим некоторые из них.

Институт признания означает признание государства в качестве суверенного партнера. Вопрос о признании встает при появлении нового государства, которое намерено стать членом международного сообщества. Другие государства могут выразить свое отношение к вновь возникшему государству путем его официального признания (заявление о признании и готовности установить дипломатические отношения) или фактического признания (установление торговых и иных связей).

Правопреемство государств — это переход прав и обязанностей от государства (или государств) к государству (или государствам) — правопреемнику. В случае правопреемства при соединении государств, международные договоры, заключенные государствами-предшественниками, продолжают действовать для государства-правопреемника. При разделении государства международные договоры продолжают действовать для каждого вновь образовавшегося государства. Правопреемство не затрагивает границ, установленных договорами с третьими государствами.

Государственная территория и границы также представляют собой институт международного права.

Под территорией в международном праве понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами, воздушным пространством, а также космическое пространство.

По видам правового режима территория подразделяется на три категории: 1) государственная территория; 2) международная территория общего пользования; 3) территория со смешанным режимом.

Правовой режим государственной территории определяется ее принадлежностью определенному государству, которое осуществляет в отношении нее и в ее пределах свое территориальное верховенство.

Территория государства включает сушу, воду с находящимися под ними недрами, воздушное пространство в пределах границ.

Границы государства проходят по суше (сухопутные границы), по воде (морские и речные границы) и по воздуху (воздушные границы).

Водная территория государства состоит из внутренних вод (озера, воды портов, некоторых заливов) и территориального моря (прибрежная полоса шириной до 12 морских миль).

Воздушная граница представляет собой столб воздуха, ограниченный воображаемыми плоскостями, восходящими перпендикулярно по периметру государственной границы.

За пределами государственных территорий находится территория общего пользования. Государства не вправе подчинять эти территории своему суверенитету.

В международную территорию общего пользования входят открытое море, воздушное пространство над ним, Международный район морского дна, Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Общим для всех этих частей международной территории общего пользования является то, что они в целом или какой-то своей частью, во-первых, не принадлежат национальному присвоению каким бы то ни было образом и, во-вторых, открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства в соответствии с международным правом.

Территория со смешанным режимом характеризуется ее расположением в основном за пределами государственной территории, в акватории Мирового океана и действием в ее пределах, как международных норм, так и внутригосударственных норм прибрежного государства. Таких территорий три: прибрежная зона, континентальный шельф и исключительная экономическая зона.

Население — это совокупность лиц, проживающих на территории государства: граждане, иностранцы и лица без гражданства. В этом институте велика роль понятия гражданства, которое представляет собой устойчивую правовую связь лица с государством. Законы каждого государства определяют порядок приобретения его гражданства.

Проживающие в государстве иностранцы, как правило, пользуются теми же правами, что и граждане данного государства, т.е. национальным режимом.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.