Материальная помощь на оздоровление к отпуску украина

Кому в обязательном порядке выплачивается матпомощь на оздоровление

Для предприятий и организаций, которые не финансируются из бюджетов, нормативное регламентирование предоставления материальной помощи на оздоровление не предусмотрено, однако соответствующие вопросы могут быть определены в коллективном договоре.

Впрочем, выплата материальной помощи на оздоровление работниками бюджетной сферы четко регламентирована законами Украины, постановлениями Правительства, отраслевыми приказами.

В обязательном порядке материальная помощь на оздоровление должна выплачиваться определенным категориям работников. В частности: государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления, педагогическим и научно-педагогическим работникам, педагогическим работникам учреждений сферы культуры, работникам музеев и библиотек, медицинским работникам, работникам противотуберкулезных учреждений. Размер материальной помощи на оздоровление не должен превышать среднемесячной зарплаты. Основным условием, согласно которому выплачивается материальная помощь на оздоровление, является факт предоставления работнику ежегодного отпуска (полностью или его части).

Для тех работников бюджетной сферы, которым помощь на оздоровление выплачивают по решению руководителя и только при наличии экономии фонда оплаты труда, ее могут предоставить в любой период по заявлению работника. Ведь нормативно-правовые акты, которые позволяют предоставление материальной помощи на оздоровление, не привязывают ее выплату к факту предоставления ежегодного отпуска. Если работник получил денежную компенсацию за дни неиспользованного ежегодного отпуска, материальная помощь на оздоровление не выплачивается.

Кроме того, согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 07.02.2000 г. № 134 руководителям бюджетных учреждений предоставлено право в пределах фонда заработной платы, утвержденного сметами, выплачивать работникам материальную помощь, в том числе на оздоровление, не больше должностного оклада. Эту выплату делают за счет экономии фонда заработной платы, и она не является обязательной.

Как начисляется материальная помощь на оздоровление

Вот и настала горячая пора отпусков, с таким вожделением ожидаемая каждым работником.

Вот и настала горячая пора отпусков, с таким вожделением ожидаемая каждым работником. Столь долгожданному отдыху материальная помощь на оздоровление от работодателя будет только способствовать. Как правильно документально оформить предоставление материальной помощи на оздоровление? Каков порядок ее выплаты и налогообложения?

Работодатели предоставляют материальную помощь на оздоровление чаще всего вместе с основной непрерывной частью ежегодного основного отпуска, которая составляет не менее 14 календарных дней.

Читайте также:

Право на ежегодный основной отпуск имеют все работники, который предоставляется пропорционально отработанному времени с сохранением работнику на его период места работы и заработной платы.

Право на ежегодный основной отпуск полной продолжительности в первый год работы возникает у работника по истечении 6-ти месяцев непрерывной работы на предприятии. Исключения в части предоставления отпусков полной продолжительности до истечения указанного строка для отдельных категорий работников предусмотрены в ч. 7 ст. 10 Закона № 504.

Ежегодный основной отпуск предоставляется работнику на основании его заявления или в соответствии с графиком отпусков и оформляется приказом (распоряжением) о предоставлении отпуска (ф. П-3). Заявление о предоставлении материальной помощи на оздоровление работник может написать, как одновременно с заявлением на предоставление отпуска, так и отдельно.

Документальное оформление выплаты материальной помощи на оздоровление, ее начисление, налогообложение и удержание ЕСВ зависят от некоторых критериев и условий выплаты, речь о которых пойдет далее.

Есть два варианта представления материальной помощи на оздоровление — добровольное и обязательное.

1. Обязательное предоставление.

Предоставление материальной помощи оформляется приказом руководителя, если выплата материальной помощи на оздоровление предусмотрена в коллективном договоре или законодательством. Например, помощь на оздоровление в размере оклада к ежегодному отпуску предоставляется госслужащим в соответствии со ст. 35 Закона № 3723.

2. Добровольное предоставление.

Если выплата материальной помощи на оздоровление не предусмотрена в обязательном порядке, ее предоставление оформляется на основании заявления работника. В случае наличия финансовых ресурсов и положительного решения о предоставлении такой помощи издается соответствующий приказ руководителя.

Начисление материальной помощи на оздоровление

Размер материальной помощи на оздоровление зависит, прежде всего, от финансовых возможностей работодателя. При этом в коллективном договоре на размер таких ежегодных выплат могут влиять следующие критерии:

стаж работы на данном предприятии;

категория работника (руководство предприятия, руководитель подразделения, основной производственный персонал, вспомогательный персонал и т. д.).

А могут — и не влиять, если материальная помощь на оздоровление устанавливается для всех работников в одинаковом размере.

Если материальная помощь предоставляется в размере средней зарплаты, то Минтруда в письме от 21.08.2009 г. № 506/13/84-09 для ее исчисления с целью начисления материальной помощи для оздоровления рекомендует руководствоваться нормами Порядка № 100.

В случае если средняя месячная зарплата определена законодательством как расчетная величина для начисления выплат и помощи (в т. ч. материальной помощи), она исчисляется путем умножения среднедневной зарплаты на среднемесячное количество рабочих дней в расчетном периоде. При этом среднедневная зарплата определяется делением зарплаты за фактически отработанные в течение 2-х месяцев рабочие дни на количество отработанных рабочих дней за этот период.

Среднемесячное количество рабочих дней рассчитывается путем деления суммарного числа рабочих дней за последние два календарных месяца в соответствии с графиком работы предприятия, установленным с соблюдением требований законодательства, на количество этих месяцев, т. е. на два.

Налогообложение сумм материальной помощи на оздоровление зависит от того, включаются ли такие выплаты в фонд оплаты труда.

Согласно пп. 2.3.3 Инструкции № 5 в фонд оплаты труда включается, в частности, материальная помощь систематического характера, предоставляемая всем или большинству работников.

В целях обложения НДФЛ следует руководствоваться положениями пп. 170.7.3 НКУ, в которых указано, что не включается в налогооблагаемый доход сумма материальной помощи, в т. ч. и на оздоровление, предоставляемая резидентами — юридическими или физическими лицами в течение отчетного налогового года в размере, не превышающем совокупно сумму 1320 грн. в 2011 году.

Однако если сумма материальной помощи на оздоровление не превышает вышеуказанный размер и освобождается от обложения НДФЛ, то она не включается в состав расходов предприятия на оплату труда (п. 142.1 НКУ).

Сумма материальной помощи, превышающая 1320 грн. и не превышающая 9410 грн., подлежит налогообложению по ставке НДФЛ в размере 15%. Если материальная помощь на оздоровление выплачивается в сумме большей, чем 9410 грн., то превышение подлежит обложению НДФЛ по ставке 17%.

Алгоритм применения этих ставок при налогообложении доходов приведен ГНАУ в письме от 03.02.2011 г. № 2346/6/17-0715, № 2918/7/17-0717.

В Налоговом расчете (ф. № 1ДФ) сумма материальной помощи на оздоровление отражается с признаком дохода «169» при этом:

в графах 3 и 3а проставляется вся сумма материальной помощи на оздоровление;

в графах же 4 и 4а проставляется НДФЛ, удержанный только с ее налогооблагаемой части (т. е. с суммы превышения).

Объекты для начисления и удержания ЕСВ определены в ст. 7 Закона № 2464 и в их состав входит материальная помощь, которая:

предоставляется работнику предприятия;

включается в фонд оплаты труда;

подлежит обложению НДФЛ.

Материальная помощь, которая не соответствует перечисленным критериям, не является объектом для начисления и удержания ЕСВ. Это обусловлено п. 14 Перечня № 1170, согласно которого материальная помощь разового характера, предоставляемая отдельным работникам в связи с семейными обстоятельствами, на оплату лечения, оздоровления детей, захоронения, включена в данный Перечень.

Такой вид материальной помощи на основании п. 3.31 Инструкции № 5 к прочим выплатам, которые не относятся к фонду оплаты труда.

Налогообложение профсоюзной матпомощи

Отдельно хотелось бы отметить материальную помощь на оздоровление, которая выплачивается профсоюзами своим членам.

Такая помощь выдается по заявлению в пределах и на цели, установленные общим собранием членов профсоюза. В случае если размер материальной помощи на оздоровление в течение года, не превышает 1320 грн., она не является объектом обложения НДФЛ на основании пп. 165.1.47 НКУ. Об этом также отмечают ГНАУ и Федерация профсоюзов Украины от 16.02.2011 г. № 4284/7/17-0717; от 15.02.2011 г. № 58/01-16/330.

В бухгалтерском учете начисление материальной помощи на оздоровление, отражается по КТ следующих субсчетов:

661 — если включается в фонд оплаты труда;

663 — если в фонд оплаты труда не включается.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Кто может получить матпомощь на оздоровление

ГУ Гоструда во Львовской области отметило: выплата материальной помощи на оздоровление работникам бюджетной сферы регламентирована законами Украины, постановлениями Правительства, отраслевыми приказами. Также вопрос выплаты данной помощи определяется в положении о предоставлении материальной помощи, являющемся приложением к коллективному договору.

Как пример, в обязательном порядке материальная помощь на оздоровление при предоставлении отпуска должна выплачиваться:

В свою очередь, условием гарантированной выплаты помощи на оздоровление является факт предоставления работнику ежегодного отпуска (или его части).

Для предприятий, учреждений и организаций, не финансируемых из бюджетов, нормативное регламентирование предоставления материальной помощи на оздоровление не предусмотрено, при этом соответствующие вопросы могут определяться в коллективном договоре.

Выплачиваем помощь на оздоровление медикам-бюджетникам: кому, когда и сколько

Алла Головко, эксперт газеты «Бухгалтерия: бюджет»

Время бежит быстро. Не успеешь оглянуться, на дворе лето — сезон отпусков. А о чем нужно помнить, отправляя на отдых медицинских работников? Конечно о выплате им помощи на оздоровление. Мы собрали по этой теме всю необходимую информацию в одной статье, которую и предлагаем вашему вниманию.

Более двух лет назад правительство преподнесло подарок всем медикам и фармацевтам, постановив: с 2012 года для такой категории работников помощь на оздоровление при выходе в ежегодный отпуск — выплата обязательная (абз. 4 п. 2 постановление № 524). Предписано — значит, надо выполнять, но прежде следует определиться, кто же имеет на нее право.

Постановление № 524 велит выплачивать помощь на оздоровление медицинским и фармацевтическим работникам.Понятно, что это врачи, медсестры и прочие, но что на этот счет говорит законодательство? Оно к последним относит лиц, которые имеют соответствующее специальное образование и отвечают единым квалификационным требованиям (ст. 74 Закона № 2801), а именно:

1) профессионалы с полным высшим медицинским и фармацевтическим образованием, которые закончили высшие учебные заведения медицинского и фармацевтического профиля*;

2) специалисты с неполным высшим медицинским и фармацевтическим образованием, которые закончили высшие учебные заведения медицинского и фармацевтического профиля*;

3) лица с полным и неполным высшим (немедицинским) образованием, которые допущены к меддеятельности на должностях врачей и среднего медперсонала согласно приказу № 195 (см. приложение к консультации на с. 11). Рассмотрим примеры.

Пример 1. Занимать должность врача-статистика может специалист с экономическим, экономико-статистическим, статистическим и инженерно-экономическим образованием после окончания вуза (кроме пединститута). Поэтому врачу-статистику без высшего медицинского образования выплачивают помощь на оздоровление.

Пример 2. Занимать должность статистика медицинского может специалист с экономическим образованием после окончания среднего специального учебного заведения, а также специалист с экономическим, экономико-статистическим, инженерно-экономическим и статистическим образованием после окончания вуза (п. 13 разд. ІІІ приказа № 195). Поэтому статистику медицинскому, который имеет, к примеру, экономическое образование, выплачивают помощь на оздоровление.

Подытожим: помощь на оздоровление выплачивают тем медработникам, которые занимают долж­ности, приведенные в Справочнике № 117 в разделах «руководители»*, «профессионалы» и «специалисты», в том числе лицам без медобразования, допущенным к работе по приказу № 195.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Абз. 4 п. 2 постановления № 524 предписывает платить помощь на оздоровление медикам и фармацевтам государственных и коммунальных заведений независимо от ведомственного подчинения. Значит, ее выплачивают независимо от того, где трудятся такие работники (то ли это заведение здраво­охранения, то ли учебное заведение или учреждение социальной защиты населения и пр.).

Из сказанного выше следует, что помощь на оздоровление по постановлению № 524 не выплачивают работникам, которые занимают долж­ности:

а) не требующие медицинского образования (за исключением предусмотренных приказом № 195), даже если они его имеют. Это технические служащие (медицинские регистраторы, сестра-хозяйка) и рабочие (дез­инфекторы, младшие медицинские сестры и т. д.);

б) профессионалов с высшим немедицинским образованием, допущенных к медицинской деятельности. Перечень их специальностей утвержден приказом Минздрава от 12.08.2009 г. № 588 (биологи, бактериологи, химики и прочие)*.

Вместе с тем таким работникам матпомощь на оздоровление можно выплатить на основании п. 5.11 Условий № 308/519, т. е. в пределах фонда оплаты труда.

Исключение — противотуберкулезные заведения. С 01.07.2013 г. для работников таких заведений, оказывающих медпомощь больным туберкулезом и работающих с живыми возбудителями туберкулеза или материалами, их содержащими, осуществляющих уход за больными туберкулезом и/или уборку помещений, где находятся такие больные, помощь на оздоровление также носит обязательный характер (кроме тех, кому ее выплачивают по постановлению № 524). Основание — постановление № 174. В такую категорию как раз попадают профессионалы с высшим немедицинским образованием, младший медицинский персонал, уборщики помещений, в которых находятся больные туберкулезом.

Еще одна категория работников, о которой пойдет речь, — совместители. По общему правилу труд совместителей оплачивают на тех же условиях, что и основных работников, если иное не установлено отдельными нормативными актами. В постановлении № 524 никаких спецуказаний или ограничений для совместителей нет. Поэтому мы не видим оснований для отказа в предоставлении им помощи на оздоровление. Но Минздрав в один голос с профсоюзом медиков утверждают: помощь нужно платить только по основному месту работы (см. письмо от 23.03.2012 г. № 10.01.67/773; № 03–93). Безусловно, мнение профильного министерства — веский аргумент, особенно если оно подкреплено официальным разъяснением. Но все же оно ничем не обосновано. Но это пока. Проектом документа о внесении изменений впостановление № 524 предполагается установить, что помощь выплачивают только по основному месту работы.

Помощь на оздоровление предоставляют только при выходе в основной ежегодный отпуск. Получить такую выплату при других отпусках (дополнительный ежегодный или социальный отпуск) нельзя.

Учитывая такую привязку к ежегодному основному отпуску, рассмотрим отдельные вопросы предоставления помощи.

Работник берет часть отпуска По просьбе работника ежегодный отпуск делят на части, одна из которых не менее 14 календарных дней (ст. 12 Закона об отпусках). В таком случае помощь предоставляют один раз к любой части отпуска(см. письма Мин­труда от 26.02.2008 г. № 87/13/84–08 и от 19.07.2010 г. № 671/13–84-10). К какой именно — решает работник.

Работник берет отпуск за прошлый рабочий год Событие, в связи с которым назначается помощь на оздоровление, — это выход в ежегодный основной отпуск. Поэтому независимо от того, за какой рабочий год работнику предоставляют такой отпуск (пусть даже за период до 2012 г.), ему обязательно выплачивают помощь на оздоровление.

Другой вопрос, если он намерен пойти в текущем году в отпуск во второй раз, т. е. еще за один рабочий год. Безусловно, помощь на оздоровление — выплата обязательная, и средства на нее предусмотрены в смете заведения здравоохранения. Но при формировании фонда оплаты труда на соответствующий бюджетный год для каждого работника предусматривают одну помощь. Поэтому, если работник идет в отпуск во второй раз (еще за один рабочий год), выплатить ему помощь на оздоровление можно только за счет экономии фонда оплаты труда без ущемления других работников.

Работник — «новичок» В постановлении № 524 нет ограничений по выплате помощи на оздоровление вновь принятым работникам. Поэтому, по большому счету, при выходе в ежегодный основной отпуск им положена помощь на оздоровление независимо от продолжительности работы в данном заведении. Но мы все-таки были бы поосторожнее. Ведь помощь на оздоровление — разовая выплата, гарантированная медработнику государством к ежегодному основному отпуску. Если у прежнего работодателя в текущем году он ее уже получил, то может ли ее выплатить новый работодатель — вопрос спорный (особенно если он уже выплатил такую помощь работнику, который ранее занимал эту должность). Мы, конечно, адресуем такой вопрос Минсоцполитики. А пока при выплате помощи на оздоровление «новичку» рекомендуем обязательно запрашивать у его прежнего работодателя информацию о ее предоставлении в текущем году.

А вот немного другая ситуация: работник принят в порядке перевода. По желанию работника денежнаякомпенсация за не использованные им дни ежегодных отпусков перечисляется прежним работодателем на счет нового (абз. 3 ст. 24 Закона об отпусках). При выходе работника в ежегодный отпуск на новом месте работы ему оплачивают дни отпуска, «заработанные» им по предыдущему месту работы, за счет полученной суммы компенсации. Как видим, о перечислении помощи на оздоровление речь не идет, поскольку у прежнего работодателя работник такую помощь не получил, значит, ее должен выплатить новый работодатель.

Работнику вынесен выговор Как предусмотрено ст. 151 КЗоТ, на протяжении срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрений к работнику не применяют. Но помощь на оздоровление не относится к мерам поощрения, поэтому факт вынесения работнику дисциплинарного взыскания в виде выговора не может быть основанием для отказа в ее предоставлении.

Работник увольняется Если работник желает перед увольнением использовать ежегодный основной отпуск (ст. 3 Закона об отпусках), то вместе с отпускными ему выплачивают помощь на оздоровление. Но если работник увольняется и берет компенсацию за неиспользованный отпуск, то оснований для выплаты помощи на оздоровление нет.

Подчеркнем: если работник получил матпомощь и вскоре уволился — оснований для ее возврата нет (см. письмо Минсоцполитики от 04.09.2013 г. № 963/13/84–13).

Работник — «срочник» Работники, принятые по срочному трудовому договору, имеют те же права, что и принятые на неопределенный срок, в том числе и право на ежегодный основной отпуск. Поэтому «срочникам», направляющимся в такой отпуск, также выплачивают оздоровительную помощь.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПЛАТЫ ПОМОЩИ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ

Отметим: положение о том, что при выходе в ежегодный отпуск медикам и фармацевтам выплачивают помощь в размере должностного оклада, должно быть внесено в коллективный договор заведения.

Вместе с заявлением о предоставлении ежегодного отпуска работник подает заявление о предоставлении помощи на оздоровление. Наличие такого заявления не является обязательным. Но, учитывая тот факт, что при делении ежегодного отпуска на части помощь выплачивают один раз к любой из частей отпуска по желанию работника, свое решение об этом он должен оформить документально.

На основании заявления работника руководитель учреждения издает соответствующий приказ.

Если же в заведении или учреждении ежегодные основные отпуска полной продолжительности предоставляют согласно графику отпусков, то в этом случае заявление на предоставление помощи на оздоровление предоставлять не обязательно.

Постановление № 524 предписывает платить помощь на оздоровление в размере должностного оклада при предоставлении основного ежегодного отпуска. Из этого следует два заключения:

а) выплатить помощь в размере меньшем, чем должностной оклад, нельзя;

б) учитывая, что помощь привязана к ежегодному основному отпуску, ее размер определяют на дату выходаработника в такой отпуск. Если же до конца года должностной оклад вырастет, то доплачивать разницу между должностным окладом до повышения и новым не нужно.

Пример 3. Медсестра уходит в отпуск с 10.02.2014 г. За три дня до отпуска ей выплачены отпускные и помощь на оздоровление. Но с 12.02.2014 г. ей повысили квалификационную категорию, и должностной оклад соответственно увеличился.

Поскольку помощь предоставляют на дату выхода в ежегодный отпуск, то размер должностного оклада берут на 10.02.2014 г. Последующие повышения должностного оклада (в том числе в месяце выхода в отпуск) не учитывают.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Помощь на оздоровление выплачивают в размере должностного оклада с учетом всех повышений (12-я графа тарификационного списка).

А если медик (фармацевт) работает на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели (к примеру, на 0,25; 0,5; 0,75 ставки), то в каком размере ему платить помощь на оздоровление? Ответим: размер помощи определяют от фактически получаемого должностного (неполного) оклада, т. е. пропорционально рабочему времени.

Поскольку прямо этот момент не оговорен, то уже упомянутым проектом документа о внесении изменений впостановление № 524 предлагается дополнить его абз. 4 п. 2. после слов «помощь на оздоровление» словами «за фактически отработанное время».

Вот и все, что мы хотели сказать относительно обязательной помощи на оздоровление медикам и фармацевтам. Добавим: Минсоцполитики и МОЗ считают, что таким работникам наряду с обязательной помощью можно выплатить материальную помощь согласно п. 5.11 Условий № 308/519, т. е. в пределах фонда оплаты труда (см. письмо МОЗ от 18.10.2012 г. № 10.03.68/2903/15652). Спорить не будем, но укажем: если средства на такую выплату есть, предоставляйте ее медикам и фармацевтам без ущемления других работников.

  • Помощь на оздоровление выплачивают медицинским и фармацевтическим работникам: лицам, которые имеют соответствующее специальное образование и соответствуют единым квалификационным требованиям (ст. 74 Закона № 2801).
  • Помощь на оздоровление предоставляют только при выходе в основной ежегодный отпуск. Получить такую выплату при других отпусках (дополнительный ежегодный или социальный отпуск) нельзя.
  • Если отпуск делят на части, то помощь предоставляют один раз к любой части отпуска.
  • Помощь на оздоровление при выходе в ежегодный отпуск — выплата обязательная (абз. 4 п. 2 постановления № 524).
  • Помощь на оздоровление выплачивают в размере должностного оклада (не меньше!) при предоставлении основного ежегодного отпуска.

Закон № 2801 —Закон Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19.11.1992 г. № 2801-XII.

Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.2996 г. № 504/96-ВР.

Постановление № 524 —постановление КМУ «Вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 11.05.2011 г. № 524.

Постановление № 174 —постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников противотуберкулезных учреждений» от 20.03.2013 г. № 174.

Справочник № 117 —Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 78. Здравоохранение, утвержденный приказом Минздрава от 29.03.2002 г. № 117.

Приказ № 195 — приказ Минздрава «Об утверждении Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и получение звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью» от 25.12.1992 г. № 195.

Условия № 308/519 —Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденные приказом Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519.

* Перечень врачебных, провизорских должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в заведениях здравоохранения утвержден приказом Минздрава от 28.10.2002 г. № 385, а Номенклатура специальностей младших специалистов с медицинским образованием — приказом Минздрава от 23.11.2007 г. № 742. ** Помните: к медицинским работникам относят руководителей-врачей и их заместителей-врачей. Поэтому заместителю главврача по медчасти выплачивают помощь на оздоровление, а вот, к примеру, заместителю по экономическим или техническим вопросам — нет.

* Надеемся, что в скором времени ситуация для таких работников изменится. На данный момент подготовлен проект документа о внесении изменений в постановление № 524, которым предполагается включить таких работников в перечень получателей обязательной помощи на оздоровление.

* Меры поощрения определяются Правилами внутреннего трудового распорядка или устанавливаются в коллективном договоре, другом локальном нормативном акте (ст. 143 КЗоТ).

ПРИЛОЖЕНИЕ К КОНСУЛЬТАЦИИ

К медицинской деятельности на должностях врачей и среднего медицинского персонала допускаются лица с полным высшим и неполным высшим (немедицинским) образованием, которые закончили:

  • высшее или среднее специальное учебное заведение, получили высшее или неполное высшее экономическое, экономико-статистическое, статистическое и инженерно-экономическое образование, прошли специальную подготовку и имеют сертификат врача-специалиста, имеют право работать на должностях врачей-статистиков, в том числе и руководителей отделов учета и медицинской статистики, и на должности медицинских статистиков (п. 8 разд. II и п. 13 разд. ІІІ приказа № 195 и примечания к этим разделам);
  • высшее учебное заведение по специальностям «Биология», «Фармация», «Химия», «Химия-фармация», «Биохимия», прошли специальную подготовку и получили звание врача-специалиста по конкретной врачебной специальности или имеют сертификат, дающий право занимать должность врача-специалиста, могут работать на должностях врачей-лаборантов, в том числе на должности заведующего лабораторией, при наличии стажа работы на должности врача-лаборанта не менее 5 лет (п. 8 разд. ІІ приказа № 195 и примечание к нему);
  • высшее или среднее специальное учебные заведения и получили физкультурное образование, могут работать на должностях инструкторов по лечебной физкультуре и сестер медицинских по массажу (п. 11 раздел III приказа № 195);
  • среднее специальное учебное заведение по специальности «Лаборантское дело» (техники-химики) и могут работать на должностях лаборантов санитарно-профилактических учреждений (п. 8 раздел III приказа № 195);
  • рентгеновский или медицинский электротехнический техникум по специальности «Рентгенотехника», могут работать на должностях рентгенолаборантов (п. 9 разд. ІІІ приказа № 195);
  • медико-биологический факультет высших учебных заведений, получили высшее образование по специальностям «Биофизика», «Кибернетика», «Биохимия», были зачислены на врачебные должности в заведения здравоохранения до 01.04.1995 г. в соответствии с требованиями приказа № 195 и сохраняют право на дальнейшую работу на врачебных должностях тех же наименований.

Оплата отпусков и помощь на оздоровление: порядок исчисления

14.06.2016 43197 0 3

Темой этой консультации является порядок определения сумм оплаты таких отпусков и размера материальной помощи на оздоровление, которая обычно выплачивается при предоставлении отпусков для организации полноценного отдыха.

Порядок определения сумм оплаты отпусков

Основным документом, которым мы пользуемся при определении сумм оплаты отпусков, является Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее – Порядок № 100).

Согласно п. 2 Порядка № 100 исчисление средней зарплаты для оплаты времени ежегодного отпуска, дополнительных отпусков в связи с обучением, творческого отпуска, дополнительного отпуска работникам, имеющим детей, или для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска осуществляется исходя из выплат за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу предоставления отпуска или выплаты компенсации за неиспользованные отпуска.

Для тех лиц, кто проработал менее года, но имеет в арсенале полностью отработанный один или несколько календарных месяцев, расчетным периодом будет отрезок времени с 1-го числа месяца после оформления на работу до 1-го числа месяца, в котором предоставляется отпуск или выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск, то есть общее количество полностью отработанных месяцев, предшествующих месяцу предоставления отпуска.

Начисление сумм оплаты указанных отпусков и компенсации (п. 7 Порядка № 100) осуществляется путем перемножения среднедневной (часовой) зарплаты на число календарных дней отпуска. В свою очередь, среднедневная (часовая) зарплата определяется делением суммарного заработка за последние перед предоставлением отпуска 12 месяцев или за меньший фактически отработанный период (о котором шла речь выше) на соответствующее количество календарных дней года или меньшего отработанного периода (за исключением праздничных и нерабочих дней, установленных законодательством). Напомним, что праздничные и нерабочие дни определены ст. 73 КЗоТ.

После введения праздничного дня 14 октября – Дня защитника Украины (с 25.03.15 г.) общее количество праздничных и нерабочих дней составляет 11 дней.

Суммарный заработок за расчетный период в случае повышения тарифных ставок (как в отдельные месяцы расчетного периода, так и в месяце, когда сохраняется средняя зарплата) должен быть откорректирован на коэффициент такого повышения (п. 10 Порядка № 100).

Обратите внимание, что для разных месяцев расчетного периода могут быть применены разные коэффициенты корректировки. Так, например, для работника учреждения, который имеет 8-й тарифный разряд и которому предоставлен отпуск в июне этого года, в течение расчетного периода (июнь 2015-го – май 2016 года) корректировке подлежали:

  • выплаты за июнь – август 2015 года – на коэффициент 1,3908, определенный как отношение окладов 1 943 грн. (действует с 01.05.16 г.) к 1 397 грн. (действовал в течение 2015 года до 01.09.15 г.);
  • выплаты за сентябрь – ноябрь 2015 года – на коэффициент 1,1705, определенный как отношение окладов 1 943 грн. (действует с 01.05.16 г.) к 1 660 грн. (действовал с 01.09.15 г. до 30.11.15 г.);
  • выплаты за декабрь 2015-го – апрель 2016 года – на коэффициент 1,0647, определенный как отношение окладов 1 943 грн. (действует с 01.05.16 г.) к 1 825 грн. (действовал с 01.12.15 г. до 30.04.16 г.).

Выплаты за май 2016 года не подлежат корректировке, поскольку оплата труда происходила по новому окладу 1 943 грн.

Для определения среднедневной зарплаты следует определить общую сумму откорректированных выплат, о которых шла речь выше, и разделить их на количество календарных дней расчетного периода.

Следует обратить внимание, что не только заработок, но и количество календарных дней расчетного периода при определении средней зарплаты может быть откорректировано. Речь идет об исключении из расчетного периода времени, в течение которого работники согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работали и за ними не сохранялся заработок или сохранялся частично (п. 2 Порядка № 100). Это может быть, например, время отпусков без сохранения зарплаты, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и т. п.

Возвращаясь к вопросу корректировки выплат в связи с повышением окладов, обращаем внимание на особенность расчетов, когда повышение имело место в месяце сохранения средней зарплаты. В таком случае по откорректированному заработку выплаты осуществляются только с даты повышения окладов.

Например, если отпуск начался в апреле 2016 года, а часть его пришлась на май, то по откорректированному в приведенном выше порядке заработку будет оплачиваться только майская часть отпуска. Что касается части, которая пришлась на апрель, то в расчетном периоде (апрель 2015-го – март 2016 года) для работника 1-го тарифного разряда будут применяться корректировки выплат при минимальной зарплате 1 218 грн. на коэффициент отношения 1 378 грн. до 1 218 грн. (1,131) – это будут месяцы с апреля до август 2015 года, а выплаты с сентября 2015-го до марта 2016 года будут учтены в фактической величине их начисления.

Выплаты, которые учитываются и которые не учитываются при определении средней зарплаты

Для указанных расчетных периодов при исчислении средней зарплаты для оплаты отпусков включаются следующе выплаты (п. 3 Порядка № 100):

  • основная заработная плата;
  • доплаты и надбавки: за сверхурочную работу; за работу в ночное время; за совмещение профессий и должностей; за расширение зон обслуживания или выполнение повышенных объемов работ рабочими-повременщиками; высокие достижения в труде (высокое профессиональное мастерство); условия труда; интенсивность труда; руководство бригадой; выслугу лет и др.);
  • производственные премии и премии за экономию конкретных видов топлива, электроэнергии и тепловой энергии. Как указано в Порядке № 100, премии включаются в заработок того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости на зарплату. Согласитесь, что высказывание «месяц, на который они приходятся» может быть воспринято пользователями по-разному: или это выплаты месяца, по результатам работы в котором начисляется премия, или выплаты месяца, когда фактически выплачивается премия независимо от того, за какой месяц они начислены. Расчетная ведомость на зарплату содержит и ту, и другую информацию. Поэтому воспользуемся разъяснениями, приведенными в письме Минтруда и соцполитики от 09.12.11 г. № 1105/13/81-11, а именно «. В соответствии с Порядком только премии включаются в заработную плату того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости, все другие выплаты должны учитываться в те месяцы, за которые они осуществлены. ». Таким образом, будем иметь в виду, что премии относятся к месяцу фактической их выплаты независимо от того, за какой месяц они начислены;
  • вознаграждение по итогам годовой работы и за выслугу лет. Разовое вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет включается в средний заработок путем добавления к заработку каждый месяц расчетного периода 1/12 вознаграждения, начисленного в текущем году за предыдущий календарный год;
  • оплата предыдущего ежегодного отпуска;
  • средний заработок за время выполнения государственных и общественных обязанностей (к ним, в частности, относится выплата среднего заработка мобилизованным);
  • средний заработок за время служебной командировки. Заметим: если дни командировки были оплачены как обычные рабочие дни (в случае, если такая оплата оказалась выше средней зарплаты) такие выплаты также будут включены в расчет для определения средней зарплаты в составе основной зарплаты;
  • пособие в связи с временной нетрудоспособностью (в т. ч. в связи с беременностью и родами).

Важно, что все перечисленные выплаты включаются в расчет средней зарплаты в том размере, в котором они начислены, без исключения сумм отчисления на налоги, взыскание алиментов и т. п., за исключением отчислений из зарплаты лиц, осужденных по приговору суда к исправительным работам без лишения свободы.

Не включаются в расчеты разовые выплаты – материальная помощь на оздоровление (письмо Минтруда и соцполитики от 13.12.05 г. № 694/13/ 84-05), выходное пособие, компенсация за неиспользованный отпуск, помощь при выходе на пенсию, премии разового характера (например, к юбилейным датам, профессиональным праздникам, компенсационные выплаты на проезд и т. д.) и т. п. Подробный перечень таких выплат приведен в п. 4 Порядка № 100.

На сегодня актуальным является вопрос для учреждений, которые выплатили индивидуально каждому работнику в декабре 2015 года премию в размере причитающейся ему суммы индексации. При этом в некоторых случаях приказ о выплате таких премий содержал формулировку о погашении такой разовой премией сумм индексации.

Процедуры, подобной этой, не происходило ни до, ни после декабря 2015 года. Поэтому, по сути, это были разовые выплаты. Тем не менее в письме Минсоцполитики от 11.04.16 г. № 405/ 13/84-16 рекомендуется учитывать эту премию при расчете среднедневной зарплаты. Но в письме делается акцент на том, что это была премия за производственные показатели, но в большем размере, как того требовало постановление КМУ от 09.12.15 г. № 1013. Если так, то, возможно, следует пересмотреть формулировку приказа, чтобы не иметь неприятностей от контролеров. Ведь не каждый из них согласится признать письмо документом, подлежащим обязательному исполнению.

Оплата отпусков при отсутствии заработка и отработанного месяца

Если перед предоставлением отпуска заработка не было, для определения сумм оплаты отпуска мы должны руководствоваться нормами абзаца предпоследнего п. 4 Порядка № 100, которым предусмотрено: в случае отсутствия заработка не по вине работника расчеты средней зарплаты проводятся исходя из установленной ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада.

В то же время возникает вопрос: как определить расчетный период и провести начисление сумм оплаты отпуска, если заработок есть, но в канун месяца отпуска не было полностью отработанного календарного месяца.

Для такого случая большинство экспертов советуют также воспользоваться приведенными выше нормами абзаца предпоследнего п. 4 Порядка № 100. И хотя, как мы видим, в нем речь идет только об отсутствии зарплаты вообще, по версии Минсоцполитики, изложенной в письме от 27.03.13 г. № 321/13/84-13 (далее – Письмо № 321), указанная норма применяется при определении средней зарплаты не только в случае, если работник не имел заработка, но и в случае, если он в канун месяца отпуска не отработал календарный месяц с первого по первое число.

Что же, логично воспользоваться рекомендациями Письма № 321, ведь сам Порядок № 100 никаких указаний для такой ситуации не содержит. Не содержит данный документ и указаний, как именно проводить расчеты, о которых идет речь в указанной выше норме п. 4 Порядка № 100.

Однако в письме от 08.05.13 г. № 498/13/84-13 Минсоцполитики высказалось в пользу подхода, когда среднюю зарплату за 1 календарный день (далее – к. д.) для оплаты отпуска (выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска) в рассматриваемой ситуации определяют следующим образом. Сначала месячный оклад умножают на 12 месяцев, а затем полученный результат делят на 354 к. д. (365 к. д. – 11 празд. и нераб. д.). Если рабочий год включает дату 29 февраля 2016 года, такой показатель будет равняться 355 к. д.

Например, работник-инвалид трудоустраивался в учреждение на работу на должность сторожа с месячным окладом 1 516 грн. с 16 мая этого года, а с 20 июня пожелал использовать часть основного ежегодного отпуска продолжительностью 14 к. д.

Сумму оплаты отпуска надо определить следующим образом:

1 516 грн. х 12 мес. = 18 192 грн.

18 192 грн. : 354 к. д. = 51,39 грн.

51,39 грн. х 14 к. д. = 719,46 грн.

Определение суммы материальной помощи на оздоровление

Как предусмотрено п. 2 Порядка № 100, во всех других случаях сохранения средней зарплаты (кроме оплаты отпусков) среднемесячная зарплата исчисляется исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы, предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата. И хотя эта норма не совсем касается материальной помощи (ведь она не может быть квалифицирована как средний заработок, который сохраняется за работником в течение того или иного периода), другой нормы Порядок № 100 не содержит, поэтому нам ничего не остается как воспользоваться ею.

Правила расчета выплат, которые исчисляются исходя из средней зарплаты за последние 2 месяца работы, приведены в п. 8 Порядка № 100.

Во исполнение норм этого пункта Минтруда и соцполитики в письме от 21.08.09 г. № 506/13/ 84-09 предложило следующий алгоритм начисления материальной помощи на оздоровление.

Помощь определяется путем умножения среднедневной заработной платы на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде.

Среднедневная зарплата, в свою очередь, определяется делением зарплаты за фактически отработанные в течение двух месяцев рабочие дни на число отработанных рабочих дней за этот период.

Среднемесячное число рабочих дней рассчитывается путем деления на два суммарного числа рабочих дней за последние два календарных месяца согласно графику работы учреждения, установленному с соблюдением требований законодательства.

Что касается выплат, осуществленных в течение двух месяцев, которые принимают участие в расчетах материальной помощи, то это те же выплаты, которые учитываются и при исчислении средней зарплаты при оплате отпусков (п. 3 Порядка № 100), за исключением выплат за время, в течение которого сохраняется средний заработок работника (за время выполнения государственных и общественных обязанностей, ежегодного и дополнительного отпусков, командировки и т. п.) и пособия в связи с временной нетрудоспособностью.

При проведении расчетов средней зарплаты исходя из выплат за 2 месяца, премии, которые выплачиваются за квартал и более продолжительный промежуток времени, включаются в заработок в части, соответствующей количеству месяцев в расчетном периоде. В случае если число рабочих дней в таком расчетном периоде отработано не полностью, премии, вознаграждения и другие поощрительные выплаты учитываются пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде (п. 3 Порядка № 100).

При определении размера премий, которые будут принимать участие в расчетах материальной помощи, целесообразно воспользоваться рекомендациями Минсоцполитики, изложенными в письме от 06.08.14 г. № 1126/13/84-14. В частности, если премии, вознаграждения начисляются в текущем за предыдущий месяц в фиксированном размере, и в этих месяцах (расчетных) отработаны не все рабочие дни, то такие премии учитываются пропорционально отработанному периоду.

Таким образом, в письме, по нашему мнению, вполне логично указывается на то, что корректировка в зависимости от отработанного времени размера премии, которая выплачивается в текущем месяце за предыдущий, осуществляется только в случае, если такая премия согласно положению устанавливается в фиксированном размере.

Если такое условие внутренними документами не установлено и премия, которая выплачивается в текущем месяце за предыдущий, уже откорректирована в зависимости от фактически отработанного времени, то она должна включаться в расчет выплат в фактически начисленном размере. Такой же вывод еще раньше был сделан в письме ГлавКРУ от 29.11.10 г. № 02-14/1818.

Если работник проработал в учреждении менее двух календарных месяцев, средняя зарплата исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время.

Выводы

Для оплаты отпусков учитываются выплаты за расчетный период, который равняется 12 месяцам, или другой период, состоящий из одного или нескольких полностью отработанных календарных месяцев. Если отработано менее месяца, сумма оплаты отпуска определяется исходя из оклада. Материальная помощь определяется исходя из выплат за два последних календарных месяца (за исключением сумм сохранения среднего заработка в связи с болезнью, пребыванием в отпуске и т. п.). Если отработано менее двух календарных месяцев, то учитываются выплаты за фактически отработанное время.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.