Контролируемые сделки выручка

Контролируемые сделки

Контролируемые сделки — сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами, при наличии определенных условий (указаны в п. 1 ст. 105.14 НК РФ, п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Понятие «Контролируемые сделки» используется в налоговом кодексе России, относительно налогового контроля трансфертных цен — то есть сделок между взаимозависимыми лицами (трансфертное ценообразование). Если сделки налогоплательщика контролируемые, то к ним могут быть применены особые правила налогового контроля цен сделок — суть которых в том, что налоги будут исчислены исходя из рыночной цены сделок (а не исходя из фактических цен).

Термин «Контролируемые сделки» на английском языке — Controlled transaction.

Комментарий

Налоговый кодекс России устанавливает особые правила налогообложения контролируемых сделок. Суть их в том, что для целей налогообложения принимается рыночная цена таких сделок, даже если стороны фактически установили иные цены. По контролируемым сделкам для определения налоговой базы применяются Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки). Эти методы позволяют определить налоговую базу исходя из рыночной стоимости сделки.

К контролируемым сделкам относятся сделки между взаимозависимыми лицами, а также сделки приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами, в случае их соответствия критериям, установленным НК РФ (указаны в п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Механизм контроля цен сделок между взаимозависимыми лицами направлен на то, чтобы группы компаний не манипулировали ценами в целях вывода налоговой базы из России в оффшорные страны или на льготные предприятия. Такой механизм используется во многих странах мира (см. трансфертное ценообразование).

Так, трансфертные цены (т.е. внутренние цены) часто используются транснациональными холдингами для минимизации налога на прибыль. Так, с помощью Трансфертных цен можно перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами.

Себестоимость товара (сумма расходов на его производство и продажу) 100 рублей, а рыночная стоимость на зарубежных рынках 200 рублей. В этом случае, прибыль от продажи единицы товара должна составить 100 рублей и облагаться налогом. Если же продавец, продаст товар сначала в свою подконтрольную компанию в оффшорной юрисдикции за 101 рубль и уже та организация продаст его покупателю за 200 рублей, то в России налогооблагаемая прибыль составит всего 1 рубль и именно с нее будет платиться налог на прибыль. С прибыли же оффшора 99 рублей будет уплачен минимальный налог за границей.

Чтобы избежать такого простого и эффективного способа минимизации налогов и введены особые правила налогообложения контролируемых сделок. На нашем примере, применение специальных правил регулирования трансфертных цен приведет к тому, что в России для налогообложения будет принята цена продажи в 200 рублей, несмотря на то, что по договору она составила 101 рубль.

Контролируемые сделки совершает относительно небольшое количество налогоплательщиков.

Контролируемыми сделками признаются:

— Сделки с взаимозависимыми иностранными лицами (юридическими или физическими). Такие сделки контролируемые с 2019 года, если сумма сделок за год превысила 60 млн. рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). До 2019 года такие сделки контролируемые вне зависимости от суммы.

сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей)

сделки с лицами из оффшорных государств (если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей)

Сделки между российскими взаимозависимыми лицами с 2019 года

Контролируемыми сделкими могут признаваться следующие сделки (п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

1) стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 — 4 статьи 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

— одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

— любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково» (далее в настоящем Кодексе — исследовательский корпоративный центр), применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса;

9) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса.

10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Сделки, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки между российскими взаимозависимыми лицами до 2019 года

Сделки между российскими взаимозависимыми налогоплательщиками признаются контролируемыми только при превышении установленного стоимостного порога. В общем случае этот порог достаточно высокий:

1 млрд. рублей (2012 год — 3 млрд. рублей; 2013 год — 2 млрд. рублей)

Более низкие пороги установлены для некоторых особых случаев:

— Сделки с добытым полезным ископаемым, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах (если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов)

— Сделки с налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности) (если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов)

— Сделки с организацией, которая освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ (если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов). В эту категорию подпадают сделки с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения (УСН).

— Сделки с резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации) (если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов).

Сделки между российскими налогоплательщиками не признаются контролируемыми, если эти налогоплательщики удовлетворяют одновременно следующим требованиям (пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

— указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

— указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

— указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

— указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

— отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-5 п. 2 статьи 105.14 НК РФ (см. далее).

Суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 НК РФ). Это правило установлено, чтобы дать возможность налоговым органам бороться со злоупотреблением правом налогоплательщиком, путем применения схем. На мой взгляд, таким случаем может быть применение схемы, когда налогоплательшик дробит сделку между несколькими компаниями группы, с тем, чтобы сумма сделка между налогоплательщиком и другим взаимозависимым лицом не превысила установленный порог для признания сделок контролируемыми (дробление сделок).

Пример

Завод производит товар и реализует его через торговый дом. Когда сумма сделок за год приблизилась к установленному порогу для признания сделок контролируемыми (предположим, 1 млрд. рублей), было решено между Заводом и Торговым домом в сделки включить две новые компании группы. Завод продавал товар Компаниям 1 и 2, а те, в свою очередь, реализовывали товар Торговому дому. В итоге сумма сделки дробилась на 0,5 млрд рублей и 0,5 млрд рублей, что лишало налоговый орган возможности контролировать цены сделок.

На мой взгляд, в этой ситуации налоговый орган имеет неплохие шансы добиться через суд признания таких сделок контролируемыми.

Следует также отметить, что по безвозмездным сделкам, НК РФ устанавливает требование определять налоговую базу от рыночных цен, со ссылкой на ст. 105.3. Это означает, что налоговые органы могут провести проверку правильности определения налоговой базы по безвозмездным сделкам по правилам, установленным для определения цены для контролируемых сделок.

Налоговые последствия контролируемых сделок

1) Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган Уведомление о контролируемых сделках не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (ст. 105.16 НК РФ).

Пример

В календарном году налогоплательщик совершил 5 контролируемых сделок.

Налогоплательщик обязан не позднее 20 мая следующего года представить в налоговый орган Уведомление о контролируемых сделках, в котором описать сведения о всех 5-ти совершенных сделках.

2) Налоговый орган вправе провести Налоговую проверку в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами — особый вид налоговых проверок, которыми налоговый орган проверяет уплату налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Такая проверка проводится по особым правилам, направлена на определение рыночной цены по контролируемым сделкам и регулируется ст. 105.17 Налогового кодекса России.

В рамках проводимой налоговой проверки налогоплательщик должен представить в налоговый орган Документацию в целях налогового контроля по проверяемым налоговым органам сделкам. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля регулируется статьей 105.15 НК РФ.

Налоговый орган вправе затребовать Документацию в целях налогового контроля не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. (п. 3 ст. 105.15 НК РФ). Такая документация представляется налогоплательщиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования (п. 6 ст. 105.17 НК РФ).

3) Если в результате налоговой проверки выяснится, что налогоплательщик применил цены, по контролируемым сделкам, отличающиеся от рыночных цен, то налоговый орган может определить налоговые обязательства исходя из рыночных цен (ст. 105.3. НК РФ).

Пример

Налогоплательщик реализовал товар взаимозависимому лицу на сумму 100 млн. рублей. Налоговый орган установил, что рыночная цена на такую сделку 200 млн. рублей.

Налоговый орган доначислит налоги, исходя из доходов в 200 млн. рублей.

Контролируемые сделки в деталях

Контролируемые сделки регулируются разделом V.1. первой части НК РФ «ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ».

По общему правилу, контролируемыми сделками признаются сделки:

— сделки, приравненные к таким сделкам (статья 105.14 Налогового кодекса России). Список приравненных к взаимозависимым сделок указан в пункте 1 статьи 105.14 Налогового кодекса России.

Особенности признания сделок между взаимозависимыми лицами контролируемыми указан в пунктах 2 — 11 той же статьи 105.14 Налогового кодекса России.

Так, статья 105.14. Налогового кодекса, которая так и называется «Контролируемые сделки», определяет:

1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

— не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

— не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

Минфин России в своем письме от 29.06.2012 N 03-01-18/5-83 указывает, что ограничения к величине суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год для целей признания их контролируемыми не предусмотрены.

2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

К товарам мировой биржевой торговли относятся (п. 5 ст. 105.14 НК РФ):

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

Приказом Минпромторга России от 30.10.2012 N 1598 утвержден Перечень кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (в соответствии с п. 6 ст. 105.14 НК РФ).

Сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации.

Такой перечень утвержден Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н. (см. Черный список офшорных зон Минфина)

Сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

4. Не признаются контролируемыми следующие сделки (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с законом;

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

— указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

— указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

— указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

— указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

— отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (см. выше).

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;

(Введено Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).

(Введено Федеральным законом от 28.12.2013 N 420-ФЗ)

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

Введено Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

С 01.01.2017 (Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ):

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Самостоятельная корректировка цен

НК РФ предоставляет право налогоплательщику самостоятельно применить рыночную цену к контролируемой сделки, если фактическая цена сделки отличается от рыночной цены. Такое право предусмотрено п. 3 ст. 105.3 НК РФ:

«Налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, в случае, если цена, фактически примененная в указанной сделке, не соответствует рыночной цене».

Практическое значение такой возможности в том, что в этом случае к налогоплательщику не будут применяться меры ответствености и пени.

Правила такой самостоятельной корректировки цен изложены в п. 6 и 7 ст. 105.3 НК РФ:

Корректировка производится по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке.

Срок корректировки установлен:

Для организаций — в срок, установленный для представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Для физических лиц — в срок представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.

По НДС и НДПИ помимо корректировки в указанные сроки, нужно представить уточненные налоговые декларации по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен (представляются одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (налогу на доходы физических лиц)).

Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) за соответствующий налоговый период. При этом за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения пени на сумму недоимки не начисляются.

Пример

В 1 квартале года совершена сделка с взаимозависимым лицом на нерыночных условиях, что привело к занижению налога на прибыль и НДС. Чтобы избежать ответственности принято решение самостоятельно скорректировать цены.

Налогоплательщик вправе в 1-ом квартале исчислить налоговые обязательства исходя из фактических цен.

По окончании года, в срок представления декларации по налогу на прибыль (до 28 марта следующего года) представить декларацию по налогу, в которой отразить доходы исходя из рыночных цен сделки. А также представить уточненную налоговую декларацию по НДС за 1-й квартал года.

Налогоплательщик должен уплатить налоги в в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (до 28 марта следующего года). В этом случае ответственность и пени не применяются.

Уведомление о контролируемых сделках

Налогоплательщики совершавшие контролируемые сделки обязаны вести дополнительную документацию и учет таких сделок. Так, статья 105.16 Налогового кодекса России предусматривает обязанность уведомлять налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках. Сведения о контролируемых сделках указываются в Уведомлении о контролируемых сделках и направляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию (п. 3 ст. 105.16 НК РФ):

1) календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;

2) предметы сделок;

3) сведения об участниках сделок:

полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации);

фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика;

фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

4) сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/[email protected] утверждены:

Уведомление о контролируемых сделках (Приложение 1)

Формат уведомления о контролируемых сделках (Приложение 2)

Порядок заполнения формы уведомления о контролируемых сделках (Приложение 3)

Порядок представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме (Приложение 4)

До 1 января 2014 года предоставление в налоговые органы Уведомлений о контролируемых сделках было обязательно, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:

в 2012 году — 100 млн. рублей;

в 2013 году — 80 млн. рублей (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

Установлена ответственность за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках (ст. 129.4 НК РФ):

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Налоговый орган вправе затребовать у налогоплательщика документацию о контролируемых сделках. Такая документация может быть истребована не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (ст. 105.15 Налогового кодекса России).

По опыту передовых компаний, такую документацию следует готовить не по получении запроса, а по итогам года, примерно в сроки подготовки годового отчета. При таком подходе документация готовится своевременно и на момент, когда можно получить необходимую информацию. В некоторых странах подготовка отчетности в такие сроки обязательна (Евросоюз, США). В России такой обязанности нет, но это рекомендация практиков.

В письме ФНС России от 30.08.2012 N ОА-4-13/[email protected] «О подготовке и представлении документации в целях налогового контроля» изложены рекомендации налогоплательщикам о представлении документации по контролируемым сделкам. В этом документе приведены:

— Рекомендуемое содержание документации, представляемой в соответствии с порядком, установленным статьей 105.15 Кодекса (Приложение 1)

— Рекомендуемые этапы подготовки документации относительно контролируемой сделки (группы однородных сделок) (Приложение 2).

Срок представления документов — 30 дней со дня получения соответствующего требования (п. 6 ст. 105.17 НК РФ). Налоговый орган представляет требование о предоставлении документов в порядке, предусмотренном для истребования документов при проведении налоговой проверки (ст. 93 НК РФ).

Под документацией понимается совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации) и содержащий следующие сведения:

1) о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой:

перечень лиц (с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка, описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования (при ее наличии), условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочую информацию о сделке;

сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки (в случае проведения налогоплательщиком функционального анализа), об используемых ими активах, связанных с этой контролируемой сделкой, и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении;

2) в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных главой 14.3 НК РФ, следующие сведения об использованных методах (см. Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) ):

обоснование причин выбора и способа применения используемого метода;

указание на используемые источники информации;

расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;

сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;

сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и других исключительных прав (при наличии соответствующих обстоятельств);

сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену (рентабельность), примененную в этой контролируемой сделке (при наличии соответствующих обстоятельств);

произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ (в случае их осуществления).

Налогоплательщик вправе предоставить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели место в сопоставимых сделках, с учетом произведенных корректировок для обеспечения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, с условиями контролируемой сделки.

До 1 января 2014 года представление документации о контролируемых сделках обязательно в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:

в 2012 году — 100 млн. рублей;

в 2013 году — 80 млн. рублей (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ).

Представление документации не обязательно в следующих случаях:

1) если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольных органов в соответствии с п. 8 ст. 105.3 НК РФ либо цена является регулируемой и применяется в соответствии со ст. 105.4 НК РФ;

2) при осуществлении налогоплательщиком сделок с лицами, с которыми он не является взаимозависимым;

3) при сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (с учетом положений главы 25 НК РФ);

4) при осуществлении сделок, в отношении которых в соответствии с главой 14.7 НК РФ заключено соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.

В то же время, в этих случаях налогоплательщик вправе представить указанную документацию в добровольном порядке.

Отмечается, что детальность и основательность представляемой в налоговые органы документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки).

Установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (ст. 129.3 НК РФ):

Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей.

В то же время, налогоплательщик освобождается от ответственности при условии представления им в налоговый орган, документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, в соответствии с порядком, установленным ст. 105.15 НК РФ, или в соответствии с порядком, установленным соглашением о ценообразовании для целей налогообложения.

В переходный период, ответственность по ст. 129.3 НК РФ применяется следующим образом (п. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ):

— при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012 — 2013 годов налоговая санкция не применяется;

— при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2014 — 2016 годов налоговая санкция, применяется в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Налоговая проверка контролируемых сделок

Налоговая проверка контролируемых сделок проводится в особом порядке и регулируется статьей 105.17 НК РФ «Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами».

Решение о проведении проверки может быть вынесено не позднее двух лет со дня получения уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа.

Следует отметить, что взыскание налога производится в судебном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки налоговым органом, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (т.е. сумма налога по контролируемым сделкам не может быть взаскана во внесудебном порядке).

С 1 января 2012 года к контролируемым сделкам применяются правила Раздела V.1. НК РФ «ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ» (ст. 105.1 – 105.25 НК РФ). Этот раздел введен федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»

С 1 января 1999 года по 31 декабря 2011 года к налоговому контролю цен сделок применялись положения статей 20 и 40 НК РФ.

Дополнительно

Сопоставляемые сделки — сделки, сторонами которых не являются взаимозависимые лица, которые применяются для определения рыночной цены анализируемой сделки

Контролируемые сделки: выбор метода трансфертного ценообразования

Контролируемые сделки – это сделки между взаимозависимыми лицами, а также приравненные к ним (ст. 105.14 НК РФ). Налоговые органы вправе проверить примененные в контролируемых сделках цены на соответствие рыночным (ст. 105.17 НК РФ), и если стороны установили не рыночные цены, доначислить налоги. Рассмотрим, как, используя предоставляемые законодательством возможности, налогоплательщик может уменьшить риски, связанные с применением правил трансфертного ценообразования.

Для налогоплательщиков применение правил трансфертного ценообразования, предусмотренных разделом V.1 Налогового кодекса (далее – Кодекс), достаточно обременительно. Ведь компании, которые совершают сделки между взаимозависимыми лицами, обязаны представлять уведомление о контролируемых сделках, а также готовить документацию для целей налогового контроля. А это требует от указанных компаний немалых трудозатрат и финансовых средств. Неудивительно, что часть из них пытается избежать применения контролируемых сделок, например, через «уход» от взаимозависимости лиц.

Для этого группа компаний – реально связанных между собой налогоплательщиков создает видимость отсутствия взаимозависимости (понятие взаимозависимых лиц и критерии взаимозависимости определены в ст. 105.1 Кодекса). Например, избегая участия владельцев бизнеса и руководителей в управлении и владении другими компаниями группы, они пытаются формально уйти от взаимозависимости и, соответственно, от применения правил о контролируемых сделках.

Однако подобные действия несут в себе существенные риски.

Какие сделки контролируемые?

Дело в том, что пункт 1 статьи 105.1 Кодекса формулирует понятия взаимозависимых лиц весьма широко. При этом пункт 2 той же статьи, содержащий перечень ситуаций, когда лица являются однозначно взаимозависимыми, не является закрытым. Поэтому суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям (не предусмотренным п. 2 ст. 105.1 Кодекса), если отношения между этими лицами обладают общими признаками взаимозависимости, которые указаны в пункте 1 статьи 105.1 Кодекса (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

В настоящее время налоговые инспекции имеют хорошие возможности для выявления реальной взаимозависимости лиц при отсутствии формальных признаков такой связи. Примером этому являются судебные решения, вынесенные в пользу проверяющих (пост. АС СЗО от 17.06.2015 № Ф07-3426/15 по делу А56-55281/2014, АС МО от 31.10.2014 № Ф05-12000/14 по делу № А40-28598/2013).

Другой способ ухода от контролируемых сделок, который широко применяется на практике, – отслеживание пороговых значений сумм доходов по таким сделкам.

Во многих случаях сделки признаются контролируемыми, только если их сумма за календарный год превышает установленные значения. Типы сделок и суммы доходов по ним за календарный год (определяемых с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса), при превышении которых такие сделки признаются контролируемыми, перечислены в статье 105.14 Кодекса. Например, для сделок между российскими налогоплательщиками пороговое значение сумм доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) в общем случае составляет 1 миллиард рублей в год. Соответственно, если следить за тем, чтобы сумма сделок между такими налогоплательщиками в течение календарного года не превышала 1 миллиарда рублей, то можно добиться того, что сделки будут неконтролируемыми.

В принципе это вполне применимый подход, но только до тех пор, пока налогоплательщик не начинает дробить сделки.

(дробление сделок) Планируется, что сделки между компаниями группы «А» (поставщик) и «Б» (покупатель) в календарном году составят 1800 млн. руб. Чтобы избежать контролируемости сделок, принято решение включить во взаиморасчеты еще одну компанию группы «В» на таких условиях: – «А» поставляет «В» товар на сумму 900 млн. руб., а «В» перепродает его «Б» за 905 млн. руб.; – «А» поставляет компании «Б» товар на сумму 900 млн. руб. В итоге формально сделки между «А» и «Б» составили 900 млн. руб., т.е. менее установленного суммового порога в 1 млрд. руб.

По мнению автора, такое искусственное дробление рискованно. Дело в том, что Кодексом определена норма (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), которая направлена против применения именно таких схем дробления.

Данная норма предоставляет право налоговым органам обращаться в суд с требованием суммировать цены сделок между лицами в приведенном выше случае. На возможность такого суммирования указывает и письмо Минфина России (п. 2 письма Минфина России от 16.08.2013 № 03-01-18/33535).

Также следует обратить внимание, что Кодекс устанавливает случаи (п. 4 ст. 105.14 НК РФ), когда сделки между взаимозависимыми лицами (и приравненные к ним) не признаются контролируемыми (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным в пп. 1-3 ст. 105.14 Кодекса). В частности, если совершены сделки между взаимозависимыми лицами и их сумма превысила установленное Кодексом пороговое значение, но они указаны в пункте 4 статьи 105.14 Кодекса, то такие сделки не признаются контролируемыми и их не нужно включать в уведомление о контролируемых сделках. По ним также не требуется готовить документацию для целей налогового контроля.

В пункте 4 статьи 105.14 Кодекса приведены пять таких случаев. Четыре из них носят специфический характер или имеют отношение только к определенным отраслям (подп. 1, 3-5 п. 4 ст. 105.14 НК РФ). Так, не признаются контролируемыми сделки:

  • между участниками консолидированной группы налогоплательщиков (Сегодня только очень крупные налогоплательщики могут позволить себе перейти на КГН. Условия для создания КГН указаны в статье 25.2 Кодекса.);
  • если они связаны с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;
  • в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
  • межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).

Но среди случаев, когда сделки не признаются контролируемыми, есть и довольно распространенная ситуация. Так, не признаются контролируемыми сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям (подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

  • они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за ее пределами;
  • не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • у них отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса (перечень особых случаев, например, если одна из компаний – резидент свободной экономической зоны).

Таким образом, если две взаимозависимые компании группы соответствуют указанным выше критериям, то сделки между ними не будут контролируемыми вне зависимости от суммы доходов по ним.

Указанные выше условия выполнимы для многих налогоплательщиков. Так, важно, чтобы не было обособленных подразделений в других регионах. Если они есть, то можно задуматься о том, что, может быть, будет выгоднее, если эти подразделения оформить как самостоятельные юридические лица, и тогда компания будет соответствовать условиям для признания сделок неконтролируемыми.

Контролируемые сделки можно сделать менее рискованными

Если все-таки у вас есть контролируемые сделки, то давайте зададимся вопросом о подходах к выбору метода трансфертного ценообразования на практике, позволяющих снизить риски, связанные с налоговым контролем цен.

Совершение контролируемых сделок на рыночных условиях. Именно это и требует Налоговый кодекс. Как правило, рыночная цена – это интервал цен. Если устанавливать цену в пределах этого интервала, то никаких дополнительных налоговых последствий не будет.

В пределах рыночного интервала налогоплательщик вправе выбрать ту цену, которая ему более выгодна. Так, если убыточная компания реализует товар прибыльной фирме, то может оказаться более выгодной наиболее высокая цена, чтобы перенести расходы (убытки) на другую компанию группы. Соответственно, в этом случае разумно установить цену вблизи верхней границы интервала. Если ситуация по компаниям обратная, то более выгодно установить цену ближе к низкой границе интервала.

Выбирая цену в пределах интервала рыночных цен, следует помнить о том, что налоговый орган вправе проверить и не согласиться с определенной вами ценой.

Внутренние сопоставимые сделки. В соответствии с положениями Кодекса приоритетным методом является метод сопоставимых рыночных цен (п. 6 ст. 105.6, подп. 1 п. 3 ст. 105.9 НК РФ).

Особенно следует выделить так называемые внутренние сопоставимые сделки, то есть сделки, сопоставимые с контролируемыми сделками, но совершенные компанией с независимой стороной в сопоставимых коммерческих и финансовых условиях.

Если у налогоплательщика имеются сделки с контрагентами, которые не являются взаимозависимыми лицами, то цены по таким сделкам признаются ориентиром для целей налогообложения в первоочередном порядке.

Соответственно, можно управлять наличием таких сопоставимых сделок с «невзаимозависимыми» налогоплательщиками, чтобы снизить риски пересмотра цены налоговым органом с помощью использования иных источников информации.

Применение внутренних сопоставимых цен выгодно еще и тем, что этот источник информации не требует затрат на покупку баз данных.

Выбор метода определения рыночной цены. В Налоговом кодексе предусмотрены пять методов определения рыночной цены (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более из этих методов.

Установлены ограничения на применение методов определения цены налоговым органом: он сможет оспорить применяемый метод, только если докажет, что метод явно не применим в рассматриваемой ситуации, что достаточно сложно (п. 5 ст. 105.17 НК РФ). Соответственно, налогоплательщик может при обосновании рыночных цен вести налоговый орган по своему фарватеру – выбрать тот метод, который дает наиболее желаемый результат.

Напомним, что Кодекс предусматривает определенный приоритет методов.

Так, метод цены последующей реализации является приоритетным в ситуации, когда товар приобретается в рамках анализируемой сделки и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.10 НК РФ).

Во всех остальных случаях приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (п. 3 ст. 105.7 НК РФ). Применение иных методов допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

Но метод сопоставимых рыночных цен применим только при наличии достаточных источников информации о ценах, что не всегда возможно. Поэтому, правильно обосновав применяемые методы определения цены, налогоплательщик может снизить риски оспаривания цены сделки.

Независимая оценка. Данный метод обоснования рыночной цены допустим в редких случаях (п. 9 ст. 105.7 НК РФ). Одним из таких случаев является привлечение оценщика по разовой сделке.

При этом под разовой сделкой понимается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе. Соответственно, по разовой сделке цену можно определить по отчету независимого оценщика.

Производственная организация приняла решение реализовать один из цехов. Продажа недвижимости не является основной деятельностью организации. В этом случае рыночная цена может быть определена путем привлечения оценщика.

Применение интервала, установленного Кодексом по долговым обязательствам. Особые правила определены для признания величины процентов по контролируемым долговым обязательствам (пп. 1.1,1.2 ст. 269 НК РФ).

Кодекс устанавливает интервал процентных ставок для всех видов валют, и если процентная ставка по конкретному займу находится внутри такого интервала, то доходы заимодавца и расходы заемщика признаются рыночными. В этом случае отпадает необходимость расчета рыночного уровня процентов и подготовки документации для целей налогового контроля.

В то же время не запрещается устанавливать процентную ставку в размере больше максимального (меньше минимального) значения установленного интервала предельных значений. Но в этом случае будут применяться общие правила раздела V.1 Кодекса. Это означает, что налоговый орган будет вправе оспорить цену сделки для целей налогообложения.

Организация «А» выдала заем организации «Б». Сделка контролируемая. Безопасный интервал процентных ставок, рассчитанный по правилам п. 1.2 ст. 269 Кодекса, – от 5 до 7% годовых в рублях. Если условия договора предусматривают ставку 10% годовых, то налогоплательщики должны определить доходы (расходы) исходя из рыночного уровня процентов по правилам раздела V.1 НК РФ, а налоговый орган может оспорить эту сумму. Если условия договора предусматривают ставку 6% годовых, то сумма дохода и расхода исходя из 6% годовых признается для налога на прибыль и налоговый орган не вправе оспорить эти суммы.

Применение установленных интервалов не отменяет обязанности по включению данных о сделке в уведомление о контролируемых сделках. В то же время необходимость в подготовке документации для целей налогового контроля в случае применения в вышеуказанном примере ставки 6 процентов отпадает, так как доходы и расходы для налога на прибыль определяются по специальным правилам. Так, пункт 12 статьи 105.3 Кодекса указывает, что в случае «если главами части второй НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй НК РФ». Это как раз и есть тот случай, когда вторая часть Кодекса устанавливает специальные правила определения цены.

Выбор метода определения цены по обращающимся ценным бумагам. Статья 280 Кодекса устанавливает для операций с ценными бумагами особые правила расчета налоговой базы по налогу на прибыль. При этом в некоторых случаях разрешается применять рассмотренные выше методы определения цены, предусмотренные статьей 105.7 Кодекса (п. 19 ст. 280 НК РФ).

Так, устанавливая финансовый результат по сделкам (в т.ч. не признаваемым контролируемыми сделками) с обращающимися ценными бумагами, налогоплательщик вправе принять для целей налогообложения расчетную цену сделки, определяемую с применением методов, установленных главой 14.3 Кодекса. При этом не применять правила определения цены ценной бумаги для целей налогообложения, установленные статьей 280 Кодекса, он может при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  • покупатель ценных бумаг (совместно с аффилированными лицами) становится владельцем более 5 процентов соответствующего выпуска ценных бумаг;
  • количество ценных бумаг превышает 1 процент соответствующего выпуска ценных бумаг;
  • цена ценных бумаг установлена по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления;
  • покупатель (продавец) ценных бумаг является эмитентом этих ценных бумаг, в том числе по оферте.

Соответственно, в рассмотренном выше случае налогоплательщик может выбрать, что ему выгоднее – применять правила статьи 280 Кодекса или правила трансфертного ценообразования.

Станислав Джаарбеков, заместитель директора АНО «ИРСОТ», юрист, аттестованный аудитор

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.