Конституционные ограничения прав и свобод граждан курсовая

Конституционные ограничения основных прав и свобод граждан в Российской Федерации

Курсовая работа по Конституционному праву

Выполнена в 2012 году, 34 страницы, 33 сноски в тексте.

СОДЕРЖАНИЕ:

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

1.1. Возможность ограничения прав и свобод граждан по Конституции РФ 5

1.2. Основания и порядок ограничения конституционного права на неприкосновенности жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений 13

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ СТРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

2.1. Проблема ограничения прав и свобод граждан в свете нового законодательства о противодействии терроризму 16

2.2. Ограничения прав и свобод граждан в условиях военного и чрезвычайного положения 25

Список использованной литературы 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

I. Нормативно-правовые акты

  1. Международный Пакт о гражданских и политических правах (Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N 5) (Заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с посл. изм. и доп. от 11 мая 1994 г.). // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2.
  3. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (CETS N 196) (Заключена в г. Варшаве 16 мая 2005 г.). // СПС Консультант Плюс.
  4. Всеобщая Декларация прав человека (Принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН). // Российская газета. 1995. 5 апреля.
  5. Конституция Российской Федерации (Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  6. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» (ред. от 28.12.2012) // Российская газета. 2002. 2 февраля.
  7. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» » (ред. от 07.05.2012) // Парламентская газета. 2001. 1-7 июня.
  8. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 03.05.2012) // Парламентская газета. 2006. 10 марта.
  9. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. №33. Ст. 3349.
  10. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму» (ред. от 08.10.2012) // Российская газета. 2006. 17 февраля.

II. Судебная практика

  1. Постановление Конституционного Суда РФ N 15-П от 30 октября 2003 г. «О проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 6.
  2. Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. N 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» // СЗ РФ. 1998. N 34. Ст. 4368.

III. Литература

  1. Баглай М.В. Дорога к свободе. М., 1994.
  2. Баранов В.М. Деструктивное воздействие права и национальные интересы // Журнал российского права. 2005. N 12.
  3. Волкова Н.С. Общественная безопасность и законодательство о правах человека // Журнал российского права. 2005. N 2.
  4. Горшкова С.А. Дерогация по Европейской конвенции и Россия // Московский журнал международного права. 1999. N 4.
  5. Зорькин В.Д. У Закона нет выходных. // Российская газета. 2005. 12 декабря.
  6. Иванов С.Б. Россия — НАТО: стратегические партнеры перед лицом новых угроз // Право и безопасность. 2004. N 3.
  7. Карташов В.Н. О системном и ситуационном подходах к проблеме ограничений прав человека // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву. М., 2005. Ч.I.
  8. Карташкин В.А. Права человека и международная безопасность // Юрист-международник. 2003. N 1.
  9. Комментарий к Конституции РФ. / Под ред. В.Д. Карповича. М., 2012.
  10. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: Учебник для вузов. / Под ред. О.И. Тиунова. М., 2005.
  11. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2012.
  12. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Под ред. В.А. Четвернина. М., 1997.
  13. Коробова А.П. Приоритеты правовой политики // Российская правовая политика. М., 2003
  14. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. М., 2003.
  15. Лапаева В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (Опыт доктринального осмысления). // Журнал российского права. 2005. N 7.
  16. Лапаева В.В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Законодательство и экономика. 2005. N 1.
  17. Лапаева В.В. Ограничение прав и свобод человека и гражданина: подходы к выработке правовой позиции // Законодательство и экономика. 2005. N6.
  18. Лукьянцев Г.Е. О некоторых тенденциях развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека (теоретические и практические аспекты) // Юрист-международник. 2004. N 3.
  19. Малько А.В. Об ограничениях прав и свобод человека и гражданина в проекте Конституции РФ: О пробелах в обсуждении проекта Основного закона России // Государство и право. 1993. N 3.
  20. Национальная безопасность Российской Федерации: проблемы укрепления государственно-правовых основ // Журнал российского права. 2005. N 2.
  21. Нешатаева Т.Н. Суд и общепризнанные нормы международного права // Вестник ВАС РФ. 2004. N 3
  22. Права человека и новое российское законодательство (Материалы «круглого стола»). // Государство и право. 2003. N 6.
  23. Пчелинцев С.В. Концептуальные подходы к формированию теории ограничения прав и свобод граждан на современном этапе. // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 5.
  24. Пчелинцев С.В. Пределы ограничений прав и свобод человека в условиях особых правовых режимов: современные подходы. // Журнал российского права. 2005. N 8.
  25. Цуканов А.Н. Правовая теория защиты основных прав. М., 2005.
  26. Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002.
  27. Устинов В.С. Основания и критерии ограничения прав и свобод личности в законодательстве и теории // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву. Н. Новгород, 1998. Ч. I.
  28. Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 2001.
  29. Шкель Т. Первым делом — самолеты: Госдума приняла Закон «О противодействии терроризму». // Российская газета. 2006. 27 февраля.
  30. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005.
  31. Эбзеев Б.С. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. М., 2004.

ИНФОРМАЦИЯ О ПОКУПКЕ ЭТОЙ РАБОТЫ

Эта работа была выполнена по индивидуальному заказу и была успешно защищена. В интернете эта работа не выложена, только краткое содержание этой странице для ознакомления.

Каждая работа перед отсылкой клиенту проверяется на актуальность законодательства. Мы можем дополнить работу свежими источниками литературы, добавить свежую судебную практику, изменить оформление по Вашей методичке. Это все входит в стоимость готовой работы.

Стоимость данной работы вы можете назначить сами. Отправьте заявку ниже и укажите свою цену. Если цена справедливая и соответствует качеству работы, мы готовы продать вам эту работу по указанной вами стоимости.

Оплатить можно на карточку Сбербанка, на Яндекс.Деньги, на кошелек Qiwi, в любом отделении Евросети или Связного и т.д.

Конституционные ограничения прав и свобод граждан курсовая

Действующей Конституцией Российской Федерации провозглашена высшая ценность государства и общества человека, его права и свободы (ст. 2). Но идеал свободной личности не значит, что поведение человека ничем не ограничивают и что он свободен от любой ответственности перед остальными людьми и обществом в целом, так как реализация прав и свобод в общественной жизни имеет взаимоотношение с индивидуальными и публичными интересами. В связи с этим встает необходимость по разграничению сферы прав одного человека со статусом иных обладателей прав и пределами прав и интересов государства и общества в целом. Проблемы по обеспечению общественной безопасности, также правового ограничения прав и свобод человека в современном мире имеют наибольшую остроту, и требует особого внимания. Вряд ли можно ставить под сомнение актуальность данной проблемы для российского общества, а помимо этого события последних лет показывают новейшие тенденции в расстановке приоритетов: на первом месте в сфере государственной важности выдвинуты вопросы по обеспечению общественной безопасности, которые неизбежно связаны с определенными ограничениями прав и свобод человека и гражданина. Права человека, являются ценностным ориентиром, которые позволяют применить «человеческое измерение» не только в отношении государства, права, закона, законности, правового порядка, но помимо этого к гражданскому обществу, так как степень зрелости и развитости последнего имеет зависимость в большей мере от состояния дел с правами человека, от объема данных прав и их реализации. Широко признаваемые идеи гражданского общества и правового государства основываются на признании приоритетов прав человека. Но демократия немыслима не только без самых широких прав для граждан, но и без определенных запретов и ограничений, которые устанавливают против разного вида антиобщественных явлений. В связи с этим проблемы пределов свобод человека в обществе в общем плане есть проблема правовых ограничений. Цель курсовой работы изучение особенностей конституционного ограничения прав и свобод человека и гражданина. Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи: 1. Изучить конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, основания и цели. 2. Рассмотреть цели и пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина. Во время изучения литературных источников по теме работы использовались труды российских ученых-правоведов, которые так либо иначе касаются вопросов ограничения прав и свобод человека: С.С. Алексеева, Г.А. Гаджиева, О.Е. Кутафина, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, В.С. Нерсесянца, С.В. Пчелинцева, Т.Н. Радько, Б.Н. Чичерина и других. Научная новизна работы, состоит в том, что вопросы ограничения конституционных прав и свобод граждан требуют постоянного и комплексного исследования, так как меняются и социально-правовые условия реализации прав и свобод человека и гражданина. Из анализа юридической литературы следует, что в науке конституционного права понятие и характеристика пределов и ограничений прав и свобод человека и гражданина исследуется в общем, концептуальном плане. Понятию изучаемых ограничений и их характеристике теоретики конституционного права внимание уделяют очень мало. Отсутствуют в юридической литературе монографии, которые были бы посвящены данной проблематике в целом. Курсовая работа имеет следующую структуру: введения, основной части, заключения, списка источников.

Сделать соответствующие выводы, ознакомившись с материалом данной работы не сложно. Итак: Конституционные ограничения – это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы. Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Правовые ограничения в конституционном праве занимают особое место. Их особенность заключается в том, что здесь они во многом приближаются к общетеоретической конструкции, приобретают надотраслевые черты, конкретизируемые впоследствии в отдельных текущих законах. Конституционные ограничения выступают индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Комплекс конкретно установленных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует взаимоотношения между государством и человеком, представляет собой водораздел между законностью и произволом. При конституционном определении возможных ограничений прав и свобод человека Российское государство руководствовалось положениями международных правовых актов: Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ч. 2, ст. 29), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 4), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 12, 18, 19) и др.

Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета, № 67, 05.04.1995. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (с учетом поправок от 21.07.2014 № 11 ФЗК) // «Собрание законодательства РФ». — 04.08.2014. — № 31. — ст. 4398. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 14. 11. 2010, № 13-ФКЗ) // СЗ РФ. 2010. № 17. Ст. 1011. Аксенов, И.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие / И.В. Аксенов. – Томск, Томский политехнический университет, 2011. — 144 с. Алексеев И.А. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов. – М., Гриф УМЦ Профессиональный учебник Юнити-Дана, 2013. – 439с. Авакьян С.А.Конституционное право России. Учебный курс Учебное пособие. – М., Норма, 2013. – 643с. Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е.Ю. Бархатова. – М., — «Проспект», 2010. – 439с. Васильева, С.В. Конституционное право России. Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. — М.: Эксмо, 2011. — 560 с. Григорьев А. А. Система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина // Государство и право. — 2011. — № 2. — С. 16-21. Конституционное право Российской Федерации. Учебник /Отв. редактор С.И. Носов. – М.: Издательство: «Статут», 2014. –456 с. Лучин, В.О. Конституционные институты / В.О. Лучин // Современный конституционализм. — М., 2010. — 459 с. Международные акты о правах человека: Сборник документов. 2-е изд. — М.: Норма, 2012. — 272 с. Никулин, В.В. Конституционное право Российской Федерации. — Учебное пособие для бакалавров направления «Юриспруденция» / В.В. Никулин. — Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 332с. Некрасов, С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций / С.И. Некрасов. – М., Издательство: Высшее образование, 2011. — 167с. Прудников А.С. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов. – М., Гриф МО РФЮнити-Дана, 2013. – 468с. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева.- 2012. — 420 с. Соколов, И.А. Конституционное право Российской Федерации / И.А. Соколов. — М.: МГИУ, 2010. — 260 с.

К проблеме ограничения возможных прав и свобод

Главная > Реферат >Государство и право

К ПРОБЛЕМЕ ВОЗМОЖНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД

В XX в. международное общество также выработало позицию по такой принципиально важной проблеме, как возможные огра­ничения, налагаемые на права и свободы человека и гарантии от незаконных, произвольных и дискриминационных ограничений.

Признание необходимости ограничений или пределов осуществле­ния некоторых прав и основных свобод содержится во Всеобщей декларации прав человека, Международных пактах и других доку­ментах.

Нелишне отметить, что ограничения должны соответствовать не только букве, но и духу закона. Они должны неизменно исхо­дить из соображений морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Чтобы быть справед­ливыми, ограничения должны исходить из таких конкретных со­ображений, как признание и уважение прав других, интересы мо­рали, общественного порядка, общественной безопасности, нацио­нальной безопасности, здоровья населения и общего благосостоя­ния. Любое предусмотренное законодательством ограничение прав человека должно быть санкционировано конституцией. Нацио­нальная конституция должна оговаривать, при каких именно усло­виях, до какой степени, на каком основании, для какой именно цели и в какой именно форме дозволяется ущемлять или ограни­чивать личность в правах. Конституционные положения, санкцио­нирующие ограничения прав личности, должны быть изложены с предельной четкостью.

При введении ограничений на права человека законодательная власть должна не только сообразовываться с наличием конститу­ционных санкций на ограничения, но и исходить из следующих со­ображений: а) не препятствовать осуществлению основных прав и свобод личности; б) не узаконивать обратную силу закона; в) избегать при составлении установочных законов нечетких формулиро­вок. Ограничения должны предусматриваться в недвусмысленной форме во избежание противоречия целям и принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека и других соответствующих международ­ных и национальных правовых инструментов. Государства, группы или отдельные лица, применяющие ограничения, в большей степе­ни, нежели предусмотрено в перечисленных правовых документах, не вправе ссылаться на них. Положения статьи 30 Всеобщей декла­рации прав человека и пункт 5 Международных пактов не могут быть использованы для лишения индивидуума его прав и свобод на неограниченный срок только лишь за то, что в какой-то данный момент он действовал или занимался деятельностью с целью ликвидации любого из прав или свобод, предусмотренных указан­ными документами.

Один из наиболее важных аргументов в обоснование ограни­чений — это уважение прав и свобод других. Каждый человек должен прийти к осознанию того, что права других людей не менее заслуживают защиты, чем его собственные. Так, право на свободу выражения убеждений не означает право оскорблять и чернить ре­путацию других. В целом являются оправданными ограничения прав личности в интересах защиты свободы других личностей.

Другое универсальное ограничение, налагаемое законом на права и свободы личности, выступает в форме запрещения злоу­потреблений правами. Злоупотребление правом преследует изме­нение цели, для которой право предоставлено. Злоупотребление правом есть пользование вразрез с духом и буквой права, поэтому его следует рассматривать как нарушение закона.

Основные принципы, регулирующие ограничения в пределах осуществления прав и свобод человека

Принцип законности. Данный принцип подразумевает обязан­ность всех тех, кто облечен властью в государстве отправлять пра­восудие в соответствии с законом.

Принцип правопорядка. В соответствии с этим принципом любая акция должна быть санкционирована законодательной властью. Именно этот принцип должен регулировать любое огра­ничение пользования правами и свободами граждан или любое вмешательство в пользование этими правами и свободами.

Принцип уважения достоинства личности. Это самый карди­нальный принцип. Так, признание достоинства личности во Всеоб­щей декларации прав человека ставится на первое место. Преамбу­ла Декларации начинается такими словами: «Принимая во внима­ние, что признание достоинства, присущего всем членам челове­ческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. »

Принцип абсолютизации прав и свобод человека. Данный принцип лежит в основе обеспечения прав и свобод человека. Сле­довательно, положения национального и международного права, предусматривающие ограничения прав человека, следует толко­вать в ограничительном смысле.

Принцип равенства и отсутствия дискриминации. Принцип равенства существует уже несколько тысячелетий. Так, великий афинский государственный деятель и законодатель Солон писал: «Жизнь улучшается там, где справедливость и равенство являются достоянием всех». Равенство и недопустимость дискриминации ясно и четко провозглашаются в основных правовых документах, принятых ООН и другими организациями в Уставе ООН, Всеоб­щей декларации прав человека, Международных пактах о правах человека, Декларации ООН и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него, Конвенции о дискриминации в области труда и занятости, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Кроме того, почти все национальные конституции содержат поло­жения, основанные на принципах равенства и отсутствия дискри­минации.

Принцип справедливости и публичного разбирательства в суде. В соответствии с этим принципом все люди должны быть призна­ны равными перед судами, и каждый имеет право при рассмотре­нии его уголовного обвинения на справедливое и публичное разби­рательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Указанный принцип стоит на страже интересов не только личности, но и всеобщего благосос­тояния, ибо общество заинтересовано быть осведомленным отно­сительно правосудия, отправляемого от его имени.

Принцип соразмерности. Этот принцип подразумевает, что степень любого ограничения должна быть строго соразмерной потребности или высшему интересу, ради которого вводится данное ограничение.

Международная практика выработала гарантии защиты прав личности от незаконных, произвольных или дискриминацион­ных ограничений. Это, прежде всего, конституционные гарантии. В XIX—XX вв. признание основных прав человека стало органич­ной частью конституций большого числа государств: Швеции (1809 г.), Испании (1812 г.), Норвегии (1814 г.), Бельгии (1831 г.) и т.д. Лати­ноамериканские страны в конституциях расширяют сферу приме­нения основных прав путем увеличения обязанностей государства в социально-экономической сфере, а также значительного усиле­ния гарантий прав.

Важной вехой охраны личности стала Конституция Веймар­ской Республики 1919 г. Она содержала 63 статьи, посвященные основным правам. Права граждан были закреплены и в Конститу­ции СССР 1936 г. В конституциях послевоенного времени многих стран (в частности в конституциях Италии (1947 г.), Японии (1946 г.), Испании (1978 г.), СССР (1977 г.) и др.) перечень прав и свобод расширяется.

Тем не менее конституционные положения не представляются достаточными гарантиями прав и свобод. Сказываются расплывча­тость многих формулировок, практика невыполнения положений конституции, неправильная их трактовка, что характерно для стран с авторитарным режимом власти и социалистической демократией. Следовательно, для того, чтобы предотвратить попрание прав че­ловека, необходимы и другие гарантии. В частности:

а) независимость судей. Судебная власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной власти. Независи­мость и беспристрастность суда на всех уровнях должна быть
обеспечена как в законодательстве, так и на практике. В национальном законодательстве должны быть конкретно предусмотрены
права на равный доступ к суду и равенство перед законом для всех
без какого-либо различия по признаку расы, цвета кожи, пола, ре­
лигии, политических и личных убеждений, национального или со­
циального происхождения, имущественного положения и т.д.;

б) независимость адвокатов. Это важнейший фактор в деле
содействия защите прав личности. Адвокаты должны быть незави­
симы. Правительства независимо от политических, юридических и
социальных систем должны содействовать им в выполнении обяза-

тельств, особенно при разбирательстве запутанных политических дел;

в) просвещенная демократия. Наиболее полно гарантии прав человека обеспечиваются посредством представительного, демок­ратически избранного парламента, свободных политических партий, включения положений об основных правах и свободах че­ловека в конституцию, просвещения населения относительно конституционных и прочих правовых гарантий, публичных деба­тов, свободной и независимой прессы, демократического управле­ния средствами радиовещания и телевидения и объективной информации общественности.

Ограничение прав и свобод человека

Понятие конституционных ограничений прав и свобод человека5

Признаки и цели ограничений прав и свобод человека…………8

Способы ограничений прав и свобод человека……………..10

Список используемой литературы……………………………………………..15

Актуальность темы контрольной работы.

Наиболее актуальными аспектами проблематики регулирования, реализации и защиты, закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека являются вопросы о пределах реализации этих прав, а также о возможности и критериях их ограничения. Надлежащее их решение имеет важное значение, как для формирования доктрины российского конституционного права, так и для развития государственно-правовой практики.

Ограничение конституционных прав и свобод в последнее время все чаще становится предметом обсуждения среди российских политиков и экспертов, рассматривающих эту проблему в практической плоскости. Необходимость ограничений обосновывается, во-первых, нарастанием угрозы международного терроризма, в связи с чем, как правило, говорят о характерном для всего мирового сообщества кризисе либеральных ценностей. Во-вторых, специфически российский аргумент сводится к констатации разрыва между правами и свободами, закрепленными в Конституции, и реальной социальной практикой, в которой эти права не могут быть осуществлены. Отсюда делается вывод: честнее и целесообразнее было бы ограничить некоторые права, с тем, чтобы привести их в соответствие с уровнем реального правового развития общества.

Цели и задачи контрольной работы. Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрении ограничений прав и свобод человека.

Для достижения поставленной цели в контрольной работе решаются следующие частные задачи:

дать понятие конституционных ограничений прав и свобод человека;

рассмотреть признаки и цели ограничений прав и свобод человека;

рассмотреть способы ограничений прав и свобод человека.

Объект исследования – ограничение прав и свобод человека.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением ограничений прав и свобод человека.

1. Понятие конституционных ограничений прав и свобод человека

Ограничение прав и свобод человека и гражданина, т.е. определение пределов свободы личности в обществе и государстве, — это, безусловно, один из важнейших аспектов взаимоотношений человека и государства.

Закрепление в Конституции России концептуального подхода к соотношению интересов личности, общества, государства, выраженное в лаконичной формуле «человек, его права и свободы, являются высшей ценностью», сопровождалось введением в конституционный текст специального юридического термина — «ограничение прав и свобод человека и гражданина». Новизна конституционного понятия «ограничение прав и свобод человека и гражданина» обусловила неопределенность его содержания. В современной российской юридической науке, как и в действующем законодательстве, отсутствует единое понимание данного термина. Нет четкого определения данного понятия, анализа его сущности и содержания с точки зрения конституционных идей и принципов.

Для уяснения понятия, сущности и значения конституционной категории «ограничение права» представляется необходимым проанализировать концепцию взаимоотношений государства, общества и человека, установленную действующей Конституцией России.

Одно из проявлений Конституции как Основного Закона государства заключается в закреплении прав и свобод человека и гражданина и принципов их реализации. В настоящее время права и свободы человека и гражданина рассматриваются как традиционный и необходимый объект конституционного регулирования[1]. «Важнейшее место в Основном законе, — пишет Б.С. Эбзеев, — занимают права и обязанности человека и гражданина, определяющие сферу индивидуальной автономии личности и закрепляющие взаимные обязательства государства и гражданина»[2]. Конституционное закрепление прав и свобод необходимо для того, чтобы защитить человека от произвола государства и предотвратить нарушение прав и свобод путем издания законов и иных правовых актов. Таким образом, идея прав человека и конституционная идея находятся в тесном взаимодействии, более того, в настоящее время они представляют собой единое целое. Без прав человека нельзя себе представить конституцию современного государства. Права и свободы человека стали частью фундаментального порядка государства; государственная власть в процессе своей реализации ограничивает себя правами человека. В правах и свободах выражается определенный конституционный консенсус, который обосновывает любую конституцию и служит ее опорой.

Для определения пределов свободы человека Конституция РФ оперирует термином «ограничение» (ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 23, ч. 3 ст. 55, ч. 1 и ч. 3 ст. 56, ст. 79). Конституционный термин «ограничение» образован от общеупотребительного слова «ограничение», что означает «стеснить определенными условиями, поставить в какие-нибудь рамки, границы». В теории права правовое ограничение определяется как «правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать; это исключение определенных возможностей в деятельности лиц»[1]. Существуют и другие определения ограничения права (свободы). Например, В.И. Гойман определяет ограничение права (свободы) как «осуществляемое в соответствии с предусмотренными законом основаниями и в установленном порядке сужение его объема». М.А. Нагорная — как «изменение содержания или объема действия нормы права». Б.С. Эбзеев дает следующее определение ограничений прав в собственно конституционно-правовом смысле: это «допускаемые Конституцией и установленные федеральным законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина», и, кроме того, «в качестве ограничения основных прав может рассматриваться также изъятие из круга правомочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод».

2. Признаки, цели ограничений правового статуса личности

Общие признаки правовых ограничений, как считает А.В. Малько, заключаются в том, что они:

1) связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны в правоотношении и общественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъектов до определенного «предельного» состояния;

3) выражают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) направлены на защиту общественных отношений, выполняют охранительную функцию;

5) предполагают снижение негативной активности[1].

Цели ограничений в научной литературе определяются по-разному: сдерживание противозаконного деяния в целях защиты общественных отношений (А.В. Малько)[2]; запрет всего общественно вредного, исключающего злоупотребление свободой (В.А. Четвернин)[3]; защита общества, прав и свобод (интересов) других лиц от произвола правопользователя (В.И. Гойман); необходимость уважения прав и свобод других людей и нормальное функционирование общества и государства (В.В. Маклаков, Б.А. Страшун)[4]; поддержание правопорядка, обеспечение личной безопасности, обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства, создание благоприятных условий для экономической деятельности и охрана всех форм собственности, учет государственных минимальных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан (А.С. Мордовец)[1].

3. Способы ограничений прав и свобод человека

Способы (формы) ограничения прав и свобод могут быть различными: а) запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);

б) запрет на реализацию права (свободы) в целом (абсолютный запрет);

в) вмешательство (вторжение) в право (свободу) уполномоченных государственных органов (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности);

В современном российском праве действует правило — ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией.

Природа конституционных ограничений кроется в признании прав человека естественными (догосударственными или внегосударственными), с одной стороны, и признании роли государства как основного гаранта этих прав и одновременно основной угрозой этим правам — с другой. В процессе реализации прав и свобод сталкиваются различные интересы: субъекта этих прав (свобод), других лиц, общества в целом, государства. В силу этого установление ограничений (определение пределов) прав (свобод) — объективная потребность нормального функционирования общества, с одной стороны, и свободы личности — с другой. Цель ограничений — достижение компромисса между интересами человека и интересами общества, государства и других лиц. Как отмечает Б.С. Эбзеев, «социальной основой конституционных ограничений, частью которых выступают ограничения основных прав, является лично-собирательный характер общества. Человек выступает не только как изолированный индивид, но и как член сообщества людей. В свою очередь, общество не есть ни простая совокупность индивидов, ни некий одноструктурный монолит. Это своеобразный социальный организм, в котором личность обладает самостоятельной ценностью и играет творческую роль, а личное (частное, индивидуальное) и общее (коллективное, социальное) должно находиться в равновесии».

Всякое конституционное ограничение применительно к индивидуальной свободе предполагает, что оно обусловлено возможностью столкновения ценностей, подлежащих защите, а потому такое ограничение признается правом. Этот принцип универсален. Ограничение направлено на достижение рационального, т.е. адекватного, баланса сталкивающихся конституционно-правовых ценностей.

Для каждого современного государства характерна своя определенная система социальных ценностей, иногда конституционно закрепленных, и обусловленная ею совокупность критериев и ориентиров (целей), образующая основания для установления границ (пределов) в реализации гражданами своих прав и свобод. Л.Д. Воеводин в связи с этим пишет: «. пределы осуществления прав и свобод можно было бы определить как совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей критериев и ориентиров, очерчивающих границы пользования гражданами своими конституционными правами и свободами, а также осуществления в пределах Конституции и законов органами государственной власти и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий»[1]. В этом смысле пределы (границы) реализации прав (свобод), закрепленных в конституциях различных государств и выражающиеся в установлении общих оснований ограничений, имеют определенное сходство. При этом целью ограничений является достижение гармонии между интересами личности и интересами государства как представителя общества.

Согласно ст. 2 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. Однако же в соответствии со ст. 29 при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе[1].

В соответствии с нормами Международного пакта об экономических социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах участвующие в Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе[2].

В философско-правовом смысле общие основания ограничения прав и свобод человека и гражданина можно определить как обусловленные политико-правовой концепцией свободы личности причины, которые детерминируют (предопределяют) закрепление в Конституции России и иных правовых актах пределов (границ) реализации человеком (гражданином) прав (свобод) и обеспечивают соблюдение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.

Необходимо отметить, что жесткой, непроницаемой границы между интересами отдельного человека и интересами государства нет, и иногда интересы государства, общества и личности в установлении отдельных ограничений совпадают. Например, ограничение свободы человека в связи с предполагаемым совершением им уголовного преступления отвечает как интересам отдельной личности (потерпевшего), так и интересам государства (раскрытие преступления без помех со стороны подозреваемого).

Итак, мы дали понятие конституционных ограничений прав и свобод человека, рассмотрели признаки и цели ограничений прав и свобод человека, а также способы ограничений прав и свобод человека.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Отдельные ограничения основных прав и свобод человека и гражданина в точном правовом смысле этого слова возможны лишь в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законом.

Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены пределы пользования основными правами и свободами в соответствии с принципом правового равенства.

Объем прав и свобод не может быть уменьшен без введения чрезвычайного положения в тех случаях, когда они не нарушают принцип правового равенства и когда пользование ими не связано со злоупотреблениями со стороны субъектов этих прав и свобод.

Таким образом, ограничение права человека (гражданина) — это установленные законодательством пределы реализации человеком (гражданином) прав, выражающиеся в запретах, обязанностях, ответственности, существование которых детерминировано необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства[1].

Список используемой литературы:

Нормативные правовые акты:

Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.

Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

Международный пакт об экономических социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. № 17. Ст. 291.

Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. № 17. Ст. 291.

Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 2005. – С. 472.

Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. – М., 2006. – С. 241.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. Т. 1, 2. – М., 2006. – С. 427.

Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. – М., 2006. – С. 618.

Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. – М., 2005. – С. 481.

Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. – М., 2006. – С. 274.

Новиков М.В. Сущность конституционных ограничений правового статуса личности // Конституционное и муниципальное право. – 2005. — № 9.

Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. – М., 2007. – С. 254.

1 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 2005. – С. 9.

2 Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. – М., 2007. – С. 25.

1 Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. – М., 2005. – С. 59.

1 Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. – М., 2005. – С. 59.

2 Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. – М., 2005. – С. 60.

3 Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. – М., 2006. – С. 30.

4 Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. Т. 1, 2. – М., 2006. – С. 119.

1 Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. – М., 2006. – С. 53.

1 Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. – М., 2006. – С. 64.

1 Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

2 Международный пакт об экономических социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. № 17. Ст. 291; Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости ВС СССР. 28 апреля 1976 г. № 17. Ст. 291.

1 Новиков М.В. Сущность конституционных ограничений правового статуса личности // Конституционное и муниципальное право. – 2005. — № 9.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.