Конституционное право понятие и структура

Конституционное право

Понятие и определение конституционного права. Предмет конституционного права и его особенности. Методы конституционного права.

Суть и нормы государсвенного права. Субъекты и объекты государственного права. Конституционное и государственное право в РФ. Понятие и основы государственного права.

Конституционно право занимает определяющее место в системе российского права.

Понятие, предмет и характеристика конституционного права как отрасли права. Система российского конституционного права как отрасли права. Роль и особенности конституционного права как отрасли права.

Понятие и виды конституционно-правовой ответственности. Основания и особенности конституционно-правовой ответственности. Субъекты и меры конституционно-правовой ответственности. Примеры санкций в конституционной ответственности.

Система источников конституционного права. Понятие источников российского конституционного права. Основные виды источников конституционного права: международные, законодательные, федеральные, судебные и договорные источники.

Система и институты конституционного права РФ. Понятие конституционно-правового института. Основные виды конституционного правовых институтов.

Понятие и особенности конституционно-правовых отношений. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений. Виды, содержание и структура конституционных правоотношений. Возникновение, изменение и прекращение конституционных отношений.

Конституционно-правовые нарушения и конституционная ответственность.

Конституционные принципы Российской Федерации. Система конституционных принципов. Понятие и основы конституционных принципов.

Нормы конституционного права РФ. Понятие конституционных норм. Виды и особенности конституционно-правовых норм. Структура и классификация конституционно-правовых норм.

Конституционализм в РФ. Понятие и принципы конституционализма. Теория развития конституционализма. Конституционность в РФ. Принципы конституционности власти.

Права человека являются гарантированными государством возможностями индивида обладать социальными, экономическими, политическими и личными благами. В связи с этим права и свободы человека и гражданина подразделяют на: личные, политический и социально-экономические.

Международное право — совокупность правовых норм, регулирующих отношения между суверенными государствами. С целью снижения конфликтности отношений между странами были приняты международно-правовые документы определяющие минимум прав и свобод человека.

Понятие и сущность Конституции. Виды и формы Конституции. Функции и значение Конституции. Сущность и виды Конституции. Черты и свойства Конституции.

Социальная сущность Конституции. Юридическая сущность Конституции. Политическая сущность Конституции. Понятие сущности Конституции РФ.

Выделяют следующие функции Конституции РФ: политическую, социальную, экономическую, внешнеполитическую, культурологическую и духовно-идеологическую.

Юридические свойства Конституции РФ. Содержание и свойства Конституции. Основные свойства Конституции.

Социальная ценность Конституции. Высшая ценность Конституции РФ. Основные ценности Конституции. Роль Конституции в жизни общества.

Основные черты российской Конституции. Особенности и черты Конституции 1993 года. Признаки Конституции РФ.

Структура Конституции РФ. Содержание Конституции РФ. Главы Конституции. 1 глава — основы конституционного строя. 2 глава — права и свободы человека и гражданина. 3 глава — федеративное устройство. 4 глава — президент Российской Федерации. 5 глава — федеральное собрание. 6 глава — правительство Российской Федерации. 7 глава — судебная власть. 8 глава — местное самоуправление. 9 глава — конституционные поправки и пересмотр конституции.

Краткое содержание статей Конституции. 1 — 16 статьи Конституции РФ. Толкование статей Конституции. Первая статья Конституции. 2 статья Конституции. 3 статья: Народовластие. 4 статья: Государственный суверенитет. 5 статья: Федеративное государство. 6 статья: Гражданство. 7 статья: Социальное государство. 8 статья: Рыночная экономика.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Разработка Конституции 1993 года. Краткое содержание Конституции 1993 года.

Правовая защита Конституции Российской Федерации. Правовая охрана Конституции. Основы охраны Конституции РФ.

Структура отрасли конституционного права

Любая отрасль права, в том числе и конституционное право, имеет сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов (институтов и подотрасли). В этом плане отрасль конституционного права – это взаимосвязанная и взаимосогласованная совокупность конституционно-правовых норм, объединённых в правовые институты и подотрасли права, регулирующие наиболее важные, существенные (фундаментальные) общественные отношения[6].

Таким образом основными структурными элементами являются отрасль права, институт права и подотрасль права.

В юридической литературе выделяют, как правило, три блока признаков, характеризующих существенные черты (признаки) отрасли права:

1) системный признак – характеризует отрасль конституционного права как самостоятельный элемент национальной системы права. При этом все юридические нормы и институты, образующие отрасль права, находятся в функциональной взаимосвязи друг с другом, обладают общими системными свойствами элементов данной отрасли. По функциональному признаку все конституционно-правовые нормы на общие и специальные. Первые устанавливают нормативные предписания общего характера (например, конституционно-правовые нормы устанавливающие основы конституционного строя, или нормы фиксирующие права и свободы человека и гражданина), распространяющиеся на все институты конституционной отрасли права. Вторые наоборот, регулируют уже конкретный вид родовых отношений (например, конституционно-правовые основы организации и функционирования Правительства РФ, Федерального собрания РФ. Судебной системы и Прокуратуры РФ) с учетом присущих им особенностей и специфики;

2) материальный признак характеризует предмет регулирования отрасли конституционного права. Данный признак указывает на то, что у каждой отрасли права существует свой специфический предмет правового регулирования. Который не совпадает с предметом другой отрасли национальной системы права[7];

3) юридический признак определяет специфику, принципы, приемы и способы нормативно-правового воздействия конституционной отрасли права на конкретный круг общественных отношений (например, по установлению и регулированию границ основных прав, свобод и ответственности в системе отношений личность-общество-государство). Как отмечалось выше (§ 1.1.) это нормативное воздействие называется методом правового регулирования. В конституционном праве основные методы правового воздействия – это предписание, запрет, дозволение, которые используются в полном объеме и дополняют друг друга.

Институт отрасли конституционного права — это группа норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в рамках предмета регулирования отрасли права.

Каждый такой институт логи­чески связан с другими институтами отрасли права. Например, инсти­тут гражданства регулирует отношения лица с государством по поводу установления между ними устойчивой правовой связи. В то же время институт гражданства является правовым основанием приобретения основных прав и свобод гражданина России, т. е. обусловливает реали­зацию института основных прав и свобод граждан.

Отдельные институты развиваются, расширяется и усложняется их регулятивное воздействие на общественные отношения. В этой связи некоторые из них приобретают характеристики подотрасли конституционного права.

Подотрасль конституционного права это группа норм права, кото­рые регулируют большую однородную часть общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Например, нормы избирательного права в советское время однозначно рассматривались в качестве института отрасли. В последнее десятилетие повысилась значимость избирательного права как важнейшего инструмента демократии в российском государстве, увеличился объем и сложность регулирования вопросов избирательного права. В этой связи институт избирательного права мно­гие специалисты признают в качестве подотрасли конституционного права.

Таким образом, конституционное право состоит из взаимосвязанных структурных частей институтов и подотраслей, в которых отражается определенная специфика правового воздействия на отдельные груп­пы общественных отношений. К основным институтам конституцион­ного права обычно относят: основы конституционного строя; граждан­ство; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; избирательное право; систему государственной власти; ме­стное самоуправление. К этому перечню можно отнести и более конкрет­ные институты конституционного права, например, формы непосред­ственной демократии, институт президентства, институт общественных объединений.

В структуру конституционного права для полноты ее ха­рактеристики следует относить, как отмечено выше, и большие инсти­туты отрасли, называемые подотраслями, такие как избирательное пра­во, «парламентское» право.

Структура конституционного права

Особенности структуры конституционного права

Структура конституционного права на территории Российской Федерации – это установленное объединение правовых и конституционных норм в определенные группы и в определенной последовательности. Стоит отметить, что правовые основы могут формироваться в строгой зависимости от содержания, и имеющегося характера общественных отношений и имеющихся норм.

Структура конституционного права состоит их установленных правовых институтов:

  • Институт президентства.
  • Институт общественного и государственного устройства.
  • Институт правового положения каждой личности в определенном обществе.
  • Институт многопартийности и политического многообразия.
  • Институт парламентаризма.
  • Институт гражданства.

На территории Российской Федерации существует определенный правовой институт конституционного права. Институт конституционного права – это определенная часть норм и прав конституционной системы, которые регулируются отдельными разновидностями имеющихся общественных отношений, которые в последствие составляют предмет российского конституционного права.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Стоит отметить, что для государственного конституционного права характерны всего два признака. Во-первых, это обязательное наличие устойчивой и обособленной группы российских конституционных прав. Во-вторых, это внутренняя взаимосвязанность норм, которые объединены предметами регулирования.

Разновидности и структура конституционного права

Всего в конституционном праве выделяются три основные разновидности институтов, которые формируют российскую Конституцию:

  • Головные институты. Такие институты, прежде всего, характеризуются высокой степенью обобщения. Например, самыми явными являются институт права, институт гражданства, институт обязанностей и свобод, а также институт избирательной системы. Входящие в этот институт правовые нормы описаны и занесены в Конституцию Российской Федерации. Кроме того, именно эти институты формируют и регулируют федеральные конституционные и прочие федеральные законы.
  • Сложные институты. Такие институты характеризуются объединением по своему однородному предмету. Как правило, к таким предметам относятся процессы, направленные на регулирования имеющихся государственных институтов. Сложные институты, которые существуют на территории Российской Федерации это не только институты личных свобод и прав, но и институт политических прав, экономических и социальных прав, а также институт федеральных органов системы государственной власти.
  • Одноэлементные институт или второе их название простые институты. Здесь имеются ввиду правовые и конституционные нормы, отличающиеся своей устойчивостью, а также взаимосвязанностью. Примечательно, что одноэлементные институты не могут подразделяться на группы или подгруппы других институтов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Права и свободы Конституции Российской Федерации

Конституция Российской Федерации определяет и устанавливает необходимые права и свободы, которые распространяются на всех граждан, проживающих или временно проживающих на одной территории.

Все имеющиеся институты конституционных и правовых норм также определяются при помощи Конституции Российской Федерации, что позволяет правильно сформировать общественные отношения. В свою очередь, общественные отношения формируют и создают правильное государственное общество с равными правами, свободами и обязанностями для граждан, которые проживают на одной территории.

Важно понимать, что права и свободы равномерно распределяются на всех граждан страны даже, если они не имеют гражданства.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Конституционное право понятие и структура

  • Вопрос 1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права. Система конституционного права. Место конституционного права в системе права Республике Беларусь
  • Вопрос 2. Понятие и сущность конституционно-правовых отношений
  • Вопрос 3. Понятие, предмет и система науки конституционного права. Конституционное право, как учебная дисциплина

ВОПРОС 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Конституционное право устанавливает специфическое правовое состояние – правосубъектность участников определенных общественных отношений и тем самым активно воздействует на них.

Конституционно-правовые отношения это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникающие на их основе, индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права.

Данным отношениям свойственны как общие черты, так и специфические. Среди общих можно назвать следующие:

— они возникают, изменяются или прекращаются только на основе права;

— носят волевой характер;

— предполагают наличие у сторон субъективных прав и юридических обязанностей;

— гарантируются государством и их исполнение подкрепляется принудительной силой государства.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1. Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферам, разнообразием видов отношений, урегулированных нормами права. Например, конституционное нормы через определение основных начал, принципов регулируют трудовые, налоговые, уголовные и другие виды отношений.

Элементами конституционно-правовых отношений являются:

Субъекты конституционно-правовых отношений это участники конституционно-правовых отношений, которые обладают правами и несут обязанности, предусмотренные нормами конституционного права.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. К ним следует отнести: народ; государство в целом, а также его органы, территориальные единицы и органы самоуправления, политические партии и другие общественные объединения; депутатов; избирательные комиссии; физических лиц и т.п. Таким образом, субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Основным из них является человек, независимо от того обладает он гражданством, является иностранцем или лицом без гражданства. Он вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы, например, обращаясь с защитой своих прав и законных интересов.

Специфическим субъектом конституционно-правовых отношений является народ. Неповторимость народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена тем, что он не может быть участником других правоотношений, что он является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь. Участие народа в конституционных отношениях реально и весомо. Например, он может выразить свою волю посредством референдума, выборов органов представительной власти, Президента Республики Беларусь. И его воля будет обязательна для всех государственных органов и граждан.

Государство также является специфическим субъектом конституционно-правовых отношений. Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений, прежде всего, как носитель правотворческой власти. Государство предписывает, каким должно быть данное отношение между субъектами права, и обеспечивает исполнение прав и обязанностей, определяющих содержание указанного предписания. В качестве субъекта конституционно-правовых отношений выступают и органы государства, которые наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами. Они выступают в данных отношениях как носители властных полномочий, либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений.

Под объектами конституционно-правовых отношений понимаются явления и предметы социальной действительности, по поводу которых возникают конституционно-правовые отношения.

Все объекты условно можно разделить на:

1. действия субъектов (например, Президент Республики Беларусь назначает судей, формирует Правительство);

2. имущественные (материальные) блага как объекты связаны с реализацией своих материальных прав (территория, объекты собственности, социальное обеспечение в старости, в случае болезни и в других случаях);

3. неимущественные (нематериальные) блага (право быть избранным в государственные органы, неприкосновенность депутатов, судей, жизнь, свобода, достоинство).

Содержанием конституционно-правовых отношений является специальное поведение субъектов, обеспечиваемое и направляемое государством путем определения их конкретных прав и обязанностей.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт.

Юридический факт – это событие или деяние, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение конституционного правоотношения.

События – это такие явления, которые не зависят от воли людей (например, при достижении совершеннолетия гражданин приобретает избирательное право).

Деяния (действие или бездействие) – это такие жизненные обстоятельства, которые зависят от воли совершающих их лиц. Они могут быть правомерными или неправомерными.

Правомерное деяние – волевое поведение, которое соответствует конституционно-правовым нормам, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъекта конституционного права (например, акт принятия иностранца в гражданство Республики Беларусь).

Неправомерное деяние – волевое поведение, которое не соответствует требованиям конституционно-правовых норм, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями (например, ограничение избирательного права без соответствующих оснований).

1. Конституционно-правовые отношения общего характера. Они названы так потому, что в них четко не определены конкретные субъекты, а значит – их взаимные права и обязанности. К ним относят, например, правовые отношения, определяющие основы конституционного строя. Они характеризуются наиболее абстрактной формой взаимодействия своих участников.

К общим конституционно-правовым отношениям относят и так называемые правовые состояния (например, состояние в гражданстве Республики Беларусь). Отношения общего характера – это отношения постоянные. Они длятся в течение того времени, пока существуют субъекты, являющиеся их сторонами, то есть срок их действия не определен.

2. Отношения конкретного характера. Эти отношения всегда связаны с реализацией той или иной конституционно-правовой нормы, с непосредственным осуществлением прав и обязанностей. Отношения конкретного характера – временные. Они существуют до тех пор, пока не выполнены действия, предусмотренные правовой нормой, либо истек срок их действия. Например, такие отношения возникают между Президентом и Парламентом в случае внесения последним предложения по проведению референдума. Они прекращаются с момента издания соответствующего указа о назначении референдума.

Наряду с указанными конституционно-правовыми отношениями в литературе выделяются и иные их виды: материальные, процессуальные, правоустановительные, правоохранительные.

Материальные – реализуется само содержание права и обязанности.

Процессуальные – регулируется порядок реализации правовых действий.

Правоустановительные – реализуются их участниками права и обязанности, установленные правовой нормой.

Правоохранительные – правоотношения, целью которых является охрана предписаний правовой нормы.

Понятие и структура системы права. Что такое система права?

Сформированная и структурированная система права — важнейшее условие функционирования государства. Соответствующая юридическая сфера может характеризоваться наличием примечательных свойств, обусловленных национальной спецификой. Какие можно назвать особенности российской системы права? Каковы распространенные в юридических школах РФ концепции, отражающие природу рассматриваемого термина?

Определение системы права

Что представляет собой система права? Согласно распространенной версии, это совокупность юридических отраслей, институтов и правовых норм, отражающая одновременное единство и специализацию каждого из составляющих ее элементов. Понятие системы права не следует отождествлять с совокупностью различных видов законодательства, представляющего собой только один из возможных её аспектов.

Основной признак рассматриваемого нами явления — это системность. То есть логическая взаимосвязь формирующих ее элементов. Другой важный признак системы права — актуальность. То есть предполагается, что она будет отражать реальные потребности государства и общества. Следующий ключевой признак системы права — легитимность. То есть механизм его воспроизводства принимается государством и обществом как законный, общеобязательный для всех граждан.

Принципы системы права

Рассмотрим ключевые принципы, которые лежат в основе любой системы права. Современные исследователи сформировали следующий их перечень: верховенство прав и личных свобод человека, законность, компетентность, формализованность, общедоступность, а также перспективное действие правовых норм. Перечисленные принципы наблюдаются во всех отраслях системы права, сущность которых мы сегодня изучим. Их должен придерживаться в первую очередь законодатель, который издает нормативные акты, направленные на регулирование тех или иных сфер общественных отношений.

Роль предмета и метода

Понятие и структура системы права тесно связаны с такими компонентами, как предмет и метод регулирования. Данные элементы выступают ключевыми критериями деления рассматриваемой юридической сферы на те или иные структурные составляющие — отрасли и институты (сущность которых мы рассмотрим чуть позже).

Предмет регулирования — это обособленная область общественных правоотношений, которая обладает, с одной стороны, рядом признаков, отличающих ее от других сфер, а с другой — свойствами, позволяющими объединять те или иные элементы правоотношений по схожим признакам. Так, например, семейное право имеет предмет, формируемый на основе самых разных правоотношений с участием супругов, родственников, детей.

Метод регулирования — не менее значимый, с точки зрения классификации отраслей права, критерий. Он представляет собой совокупность способов, с помощью которых законодатель регулирует те или иные виды правоотношений. Есть методы административного характера, предполагающие непосредственное вмешательство государства в коммуникации тех или иных субъектов, а есть метод дозволения, в рамках которого участники правоотношений могут принимать решения сами.

Рассмотрев понятие и признаки системы права, изучим специфику ее структуры. Исследование данного аспекта важно для понимания целей и задач, которые выполняет соответствующая юридическая сфера.

Система права и ее структура

Что представляет собой структура системы права? Принято выделять три основных элемента, которые составляют исследуемый нами предмет. Это нормы, институты и отрасли права. Рассмотрим каждый из элементов, посредством которых выстраивается структура системы права, подробнее.

Начнем с норм. Данный элемент представляет собой набор правил поведения, обязательных для общества в целом или конкретных его субъектов, которые установлены государством и им же защищаются. Правовые нормы — это ключевой элемент соответствующей системы. Классифицироваться они могут по разным критериям. Например, один из распространенных — отнесение норм к диспозитивным или императивным.

Институт — это элемент, представляющий собой совокупность норм, которые регулируют определенную группу общественных коммуникаций, объединенных по тем или иным признакам. Это может быть, например, коммерческое право, регулирующее правоотношения бизнесов и ИП, защита прав несовершеннолетних, обеспечение социальных гарантий трудящихся. Каждый из упомянутых институтов аккумулирует нормы соответствующей направленности, представленные в Гражданском, Семейном или Трудовом Кодексах (если говорить о российской модели). Классифицироваться институты так же могут по самым разным основаниям. Так, распространена модель, в рамках которой используется критерий отнесения институтов к регулятивным или охранительным.

Понятие и структура системы права включает такое понятие, как отрасль, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих отдельную область общественных отношений посредством тех или иных методов.

Правовые отрасли обычно подразделяются на общую и особенную части. Первый компонент содержит положения, фиксирующие правовые основы регулирования отношений в отрасли, второй — конкретизирует те или иные правовые институты, имеющие отношение к соответствующей сфере.

Выделяются также подотрасли права — сферы, которые аккумулируют в себе признаки нескольких институтов, но, в то же время, могут быть объединены с иными смежными юридическими категориями, в результате чего образуется отрасль. Например, налоговое право и бюджетное, объединяя в себе свойства различных институтов, допустимо относить к общей финансовой отрасли. То есть отмеченные сферы будут считаться в этом случае подотраслями.

Бывают смежные отрасли права, которые трудно отнести к той или иной самостоятельной категории. Например, понятие системы земельного права справедливо соотносить с таким термином, как подотрасль. Но данная сфера по многим признакам соответствует более широкому понятию административного права, а также во многом коррелирует с налоговыми институтами.

Из каких отраслей сформирована современная российская система права? Можно выделить следующий их перечень:

  • конституционное,
  • административное,
  • гражданское,
  • финансовое,
  • экологическое,
  • семейное,
  • уголовное,
  • трудовое,
  • процессуальное,
  • исполнительное право.

Подотрасли и смежные категории права могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Есть сферы, которые образовались относительно недавно, и в среде юристов нет единого мнения относительно их классификации. Например, не совсем ясно, к какой отрасли следует относить корпоративное право — к гражданской или к трудовой. Также специфика российской юридической системы предполагает, что национальная система права может коррелировать с международными правовыми нормами.

Классификация отраслей права

Классификация отраслей права может осуществляться по разным критериям. Так, одним из таковых может быть принадлежность сферы к категории публичных или частных, материальных, процессуальных сфер. Рассмотрим особенности классификации соответствующих отраслей, базирующихся на таком критерии, как отнесение права к публичной или частной категории.

Публичные отрасли права

К публичным отраслям относятся: конституционное, уголовное, административное, а также финансовое право. Рассмотрим специфику каждого подробнее.

Конституционное право — основополагающее с точки зрения национальной правовой модели. Понятие и структура системы права в РФ в ключевых аспектах закреплены в основном законе государства. Конституция России закрепляет принципы политического устройства страны, то, как должны формироваться органы власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Уголовное право — это система норм, которые позволяют относить те или иные действия граждан к преступлениям, а также определять законные основания ответственности и ее пределы.

Административное право призвано регулировать правоотношения, которые возникают как результат активностей органов политического управления, функционирующих в РФ на том или ином уровне.

Финансовое право регулирует правоотношения, которые возникают в силу осуществления теми или иными государственными органами деятельности, связанной с денежным оборотом, распределением финансовых ресурсов, бюджетной политикой, развитием банковской системы.

Частные отрасли права

Такое явление, как система права (понятие, структурные элементы её были рассмотрены выше), предполагает формирование также и частных отраслей. Какова их сущность? К частным отраслям принято относить: гражданское, семейное, а также коммерческое право. Какова специфика каждого из них?

Гражданское право призвано регулировать правоотношения как имущественного, так и личного характера, в рамках которых предполагается юридическое равенство сторон. Можно выделить большое количество подотраслей данной юридической сферы. Так, семейное право призвано регулировать отношения, которые возникают в силу коммуникаций на уровне супругов, родственников, детей. Коммерческое право функционирует в силу необходимости законодательного регулирования субъектов предпринимательской деятельности. Также есть версия, что данную отрасль можно считать частью гражданского права.

Мы рассмотрели, что такое система права и каковы критерии ее классификации. Теперь давайте обсудим, как могут влиять международные нормы на национальную юридическую систему. Российская модель характеризуется определенной спецификой, отражающей данный аспект.

Специфика международного права

Есть мнение, что понятие системы права в национальном аспекте не предполагает включение в структуру тех или иных юридических отраслей международных норм. Но также есть версия, что в практике законодательного регулирования правоотношений, сложившейся в РФ, предусмотрена значимая роль актов как раз таки интернациональной природы.

Дело в том, что даже на уровне Конституции России прописан приоритет обязательств РФ, которые установлены как результат подписания договоров с другими государствами, над национальными правовыми актами. В этом смысле понятие системы конституционного права в РФ предполагает значимость международных норм, а также то, что они могут считаться частью национальной юридической системы. Но на этот счет нет единой точки зрения.

Специфика подходов к структурированию права

Разобравшись, что такое система права, какова специфика ее российской модели, попробуем резюмировать ключевые моменты нашего небольшого исследования. Итак, на основании всего вышеизложенного делаем такой вывод.

Система права состоит из трех основных элементов:

Кроме того, некоторые юристы выделяют такие категории, как подотрасли права. В их число также могут входить сферы, которые относятся к смежным, коррелирующим с признаками нескольких отраслей.

Нормы могут подразделяться на два основных типа:

Правовые институты могут быть (по одной из классификаций):

Отрасли права бывают:

  • публичными;
  • частными;
  • материальными;
  • процессуальными.

Следует отметить важный нюанс. Понятие и структура системы права — это явления, сущность которых часто пересматривается на уровне различных юридических школ. Отсюда широкий спектр подходов к классификации упомянутых выше элементов, которые формируют рассматриваемую сферу. Понятие и структура системы права — категории, исследование которых может осуществляться при задействовании широкого спектра методов и теоретических концепций.

Можно отметить, что в ряде научных трудов понятия «института» и «отрасли» права в ряде контекстов отождествляются. То есть иногда термин «институт гражданского права» допустимо использовать в качестве синонима к словосочетанию «гражданское право», обозначающему соответствующую юридическую отрасль. Такова специфика, которой характеризуется структура системы права. Схема, которая нами рассмотрена, может быть интерпретирована иными способами, в зависимости от методологических приоритетов той или иной исследовательской школы.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.