Коммунальная плата юрист

Коммунальные услуги от А до Я

Правовые аспекты и правила предоставления коммунальных услуг, льгот, пени и задолженности согласно новому закону о жилищно-коммунальных услугах в Украине.

Кредитную карту

Страховку

Кредит под 0%

Кредит наличными

Кредит на карту

Краткое содержание и ссылки по теме

Видео по теме

Простоправо ТВ рассказывает о правилах предоставления коммунальных услуг согласно закону о жилищно-коммунальных услугах в Украине.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.

9 ноября 2017 года парламент принял новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах». Безусловно, самой обсуждаемой новеллой является начисление пени за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, законом установлен порядок заключения индивидуального и коллективного договора о предоставлении коммунальных услуг, порядок составления претензий потребителя в случае жилищных или коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также предусмотрена ответственность исполнителя за непредоставление услуги, ее предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества. Закон вводится в действие с 1 мая 2019 года. Что еще нового привнесет Закон «О жилищно-коммунальных услугах», что делать с задолженностью, кто имеет право на льготы на оплату коммунальных услуг – расскажет Prostopravo.

Закон о жилищно-коммунальных услугах

Законом выделены понятия «индивидуального» и «коллективного» потребителя жилищно-коммунальных услуг.

Индивидуальный потребитель — физическое или юридическое лицо, являющееся владельцем (совладельцем) недвижимого имущества, или с согласия собственника другое лицо, которое пользуется объектом недвижимого имущества и получает жилищно-коммунальную услугу для собственных нужд, и которым или от имени которого заключен соответствующий договор о предоставлении жилищно-коммунальной услуги.

Коллективный потребитель — юридическое лицо, которое объединяет потребителей в здании и в их интересах заключает договор о предоставлении коммунальной услуги.

В свою очередь, коллективный договор о предоставлении коммунальных — договор о предоставлении коммунальных услуг, который заключается с исполнителем коммунальных услуг по решению совладельцев (на условиях, определенных в решении совладельцев (ОСМД) и является обязательным для выполнения всеми совладельцами.

Перечень жилищно-коммунальных услуг

Законом выделены услуги, которые относятся к жилищно-коммунальным услугам.

    1. жилищная услуга — услуга по управлению многоквартирным домом.

Услуга по управлению многоквартирным домом включает:

    • содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе уборка внутридомовых помещений и придомовой территории, выполнение санитарно-технических работ, обслуживание внутридомовых систем (кроме обслуживания внутридомовых систем, используемых для предоставления соответствующей коммунальной услуги в случае заключения индивидуальных договоров о предоставлении такой услуги, по условиям которых обслуживание таких систем осуществляется исполнителем), содержание лифтов и т.д.;
    • покупку электрической энергии для обеспечения функционирования общего имущества многоквартирного дома;
    • текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома;
  1. коммунальные услуги — поставка и распределение природного газа, поставка и распределение электрической энергии, поставки тепловой энергии, снабжение горячей водой, централизованное водоснабжение, водоотведение, обращение с бытовыми отходами.

Какие права есть у потребителя коммунальных услуг?

Новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах» наделяет потребителя правами в отношении контроля цены и качества поставляемых услуг, как-то:

  • без дополнительной оплаты получать от исполнителя жилищно-коммунальных услуг информацию о ценах / тарифах, общей стоимости месячного платежа, структуре цены / тарифа, нормах потребления и порядке предоставления соответствующей услуги, а также о ее потребительских свойствах;
  • получать от управляющего, исполнителей коммунальных услуг штраф в размере, определенном договорам о предоставлении соответствующих жилищно-коммунальных услуг, за превышение нормативных сроков проведения аварийно-восстановительных работ;
  • на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг в установленном законодательством порядке;
  • без дополнительной оплаты получать от исполнителя соответствующей услуги или другого уполномоченного на распределение коммунальной услуги лица детальный расчет распределения объема потребленных коммунальных услуг между потребителями многоквартирного дома;

Также законом предусмотрено право потребителя в установленном законодательством порядке отключиться от систем централизованного теплоснабжения и поставки горячей воды.

Расторгнуть договор о предоставлении коммунальной услуги можно будет, предупредив об этом исполнителя соответствующей коммунальной услуги не менее чем за два месяца до даты расторжения договора, при условии допуска исполнителя для осуществления технического прекращения предоставления соответствующей услуги. Это право не распространяется на договор о поставках тепловой энергии, заключенный с потребителями в многоквартирном доме, кроме случая расторжения такого договора коллективным потребителем.

Цены и тарифы на коммунальные услуги

Цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются по договоренности сторон, кроме случаев, когда в соответствии с законом цены (тарифы) являются регулируемыми. В таком случае цены (тарифы) устанавливаются уполномоченными законом государственными органами или органами местного самоуправления в соответствии с законом.

Стоимость услуг по управлению многоквартирным домом определяется по договоренности сторон, кроме случая избрания управляющего органом местного самоуправления.

Цена услуги по управлению многоквартирным домом при определении управляющего органом местного самоуправления на конкурсной основе в соответствии с Законом Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» определяется на уровне цены, предложенной в конкурсном предложении победителем конкурса. Такая цена в течение срока действия договора управления может изменяться исключительно по согласованию сторон по основаниям и в порядке, определенным таким договором.

Цена услуги по управлению многоквартирным домом устанавливается договором о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом в расчете на один квадратный метр общей площади жилого или нежилого помещения, если иное не определено договором о предоставлении услуг по управлению многоквартирным домом, и включает:

  1. расходы на содержание многоквартирного дома и придомовой территории и текущий ремонт общего имущества многоквартирного имущества в соответствии со сметой расходов на содержание многоквартирного дома и придомовой территории, кроме расходов на обслуживание внутридомовых систем, используемых для предоставления соответствующей коммунальной услуги, в случае заключения индивидуальных договоров о предоставлении такой услуги, по условиям которых обслуживание таких систем осуществляется исполнителем;
  2. вознаграждение управляющему, которое определяется по соглашению сторон.

Договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг

Существенными условиями договора о предоставлении жилищно-коммунальной услуги являются:

  1. перечень услуг;
  2. требования к качеству услуг;
  3. права и обязанности сторон;
  4. ответственность сторон за нарушение договора;
  5. цена услуги;
  6. порядок оплаты услуги;
  7. порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе по цене услуги;
  8. срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.

Договор о предоставлении коммунальной услуги заключается между исполнителем соответствующих услуг и потребителем или лицом, которое в соответствии с договором или законом заключает такой договор в интересах потребителя, или с управляющим многоквартирного дома с целью поставки электрической энергии для обеспечения функционирования общего имущества многоквартирного дома.

Исполнитель коммунальной услуги, который занимает монопольное положение на рынке, при наличии у него технических возможностей предоставления коммунальной услуги не вправе отказать в заключении соответствующего договора.

Договор о предоставлении коммунальных услуг заключается сроком на один год. Если за один месяц до истечения указанного срока ни одна из сторон не уведомит письменно другую сторону об отказе от договора, договор считается продленным на очередной однолетний срок.

С предложением о заключении договора о предоставлении коммунальных услуг или внесении изменений в него может обратиться любая сторона, предоставив письменно другой стороне проект соответствующего договора (изменений к нему), составленный в соответствии с типовым договором.

Если в течение 30 дней после получения проекта договора (изменений к нему) исполнитель коммунальной услуги, который получил проект договора (изменений в договор) от потребителя, не сообщил о своем отказе от заключения договора и не предоставил своих возражений или протокола разногласий к нему и при этом не прекратил предоставление коммунальной услуги этому потребителю (или другим способом показал свою волю к оказанию соответствующей коммунальной услуги потребителю), договор (изменения к нему) считается заключенным в редакции, предложенной потребителем.

Если потребитель, получивший проект договора (изменений к нему) от исполнителя коммунальной услуги, не сообщил в течение 30 дней о своем отказе от заключения договора (внесения изменений) и не предоставил своих возражений или протокола разногласий к нему, а совершил действия, свидетельствующие о его воле к получению (продолжению получения) соответствующей коммунальной услуги от этого исполнителя (в том числе осуществил оплату оказанных услуг), договор (изменения к нему) считается заключенным в редакции, предложенной исполнителем коммунальной услуги.

Необоснованный отказ потребителя от заключения договора является основанием для прекращения в одностороннем порядке исполнителем предоставления соответствующей коммунальной услуги такому потребителю.

Также отказ потребителя от заключения договора с исполнителем коммунальной услуги не освобождает его от обязанности оплаты фактически потребленной коммунальной услуги, предоставленной таким исполнителем.

Особенности заключения, изменения и прекращения договоров о предоставлении коммунальных услуг в многоквартирном доме

По решению совладельцев многоквартирного дома (уполномоченного органа управления объединения совладельцев многоквартирного дома), принятому в соответствии с законом, договор о предоставлении коммунальной услуги заключается с исполнителем соответствующей коммунальной услуги:

  1. каждым совладельцем многоквартирного дома самостоятельно (индивидуальный договор)
  2. от имени и за счет всех совладельцев многоквартирного дома управляющим или другим уполномоченным совладельцами лицом (коллективный договор)
  3. объединением совладельцев многоквартирного дома или другим юридическим лицом, которое объединяет всех совладельцев такого дома и в их интересах заключает соответствующий договор о предоставлении коммунальных услуг, как коллективным потребителем;

Совладельцы многоквартирного дома (ОСМД) самостоятельно выбирают одну из моделей организации договорных отношений по каждому виду коммунальной услуги. В пределах одного многоквартирного дома разрешается избрание различных моделей организации договорных отношений по различным видам коммунальных услуг.

      Коммунальные услуги по поставке и распределению природного газа, поставке и распределению электрической энергии предоставляются исключительно на основании индивидуальных договоров.

В случае если совладельцы многоквартирного дома самостоятельно не выбрали одну из моделей организации договорных отношений или не пришли к согласию с исполнителем о размере платы за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих поставки соответствующей коммунальной услуги, между исполнителем соответствующей коммунальной услуги и каждым совладельцем заключается индивидуальный договор о предоставлении коммунальной услуги с учетом следующих особенностей:

  1. исполнитель обеспечивает соответствие количественных и качественных характеристик услуги установленным нормативам на границе централизованных инженерно-технических систем снабжения услуги исполнителя и внутридомовых систем многоквартирного дома;
  2. в плату исполнителю коммунальной услуги по индивидуальному договору не включается плата за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих поставки соответствующей коммунальной услуги
  3. техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты внутридомовых систем многоквартирного дома, обеспечивающих поставки соответствующей коммунальной услуги, осуществляются совладельцами или привлеченными ими уполномоченными на выполнение таких работ лицами за счет совладельцев.

Коммерческий учет коммунальных услуг

Коммерческий учет коммунальных услуг по поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения осуществляется узлами учета соответствующих коммунальных услуг, обеспечивающих общий учет их потребления в здании, его части (подъезде), оборудованной отдельным инженерным вводом, согласно показаниям средств измерительной техники.

Взносы за установку, обслуживание и замену узлов коммерческого учета коммунальных услуг по поставке тепловой энергии, горячей воды, централизованного водоснабжения включаются в плату исполнителю соответствующей коммунальной услуги и в счете отражаются отдельно.

Коммерческий учет коммунальных услуг по поставке и распределению природного газа и по снабжению и распределению электрической энергии в многоквартирном доме осуществляется установленными в жилых и нежилых помещениях потребителей узлами учета, обеспечивающими индивидуальный учет потребления соответствующей коммунальной услуги в квартирах (помещениях) многоквартирного дома.

Ответственность и пеня за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг.

В случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги потребитель обязан уплатить пеню в размере, установленном в договоре, но не выше 0,01 процента суммы долга за каждый день просрочки. Общий размер уплаченной пени не может превышать 100 процентов общей суммы долга.

Начисление пени начинается с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.

Исполнитель коммунальной услуги имеет право ограничить (прекратить) предоставление соответствующей коммунальной услуги ее потребителю независимо от выбранной модели организации договорных отношений в случае непогашения в полном объеме задолженности за потребленные коммунальные услуги в течение 30 дней с дня получения потребителем предупреждения от исполнителя. Такое предупреждение направляется потребителю не ранее следующего рабочего дня после истечения предельного срока оплаты коммунальной услуги, определенного законодательством и / или договором о предоставлении соответствующей коммунальной услуги.

Поставка коммунальной услуги восстанавливается в полном объеме в течение следующего дня с даты полного погашения задолженности за фактически потребленные услуги или с даты заключения соглашения о реструктуризации задолженности.

Ответственность исполнителя за услуги ненадлежащего качества

Исполнитель коммунальной услуги или управляющий многоквартирного дома обязан самостоятельно произвести перерасчет стоимости коммунальной услуги или услуги по управлению многоквартирным домом за весь период их непредоставления, предоставления не в полном объеме или несоответствующего качества, а также уплатить потребителю неустойку (штраф, пеню) в порядке и размере, определенных законодательством или договором.

Исполнитель коммунальной услуги не несет ответственности за ее непредоставление, предоставление не в полном объеме или несоответствующего качества, если докажет, что в точке учета такой услуги (в случае заключения индивидуального договора — на грани внутридомовых систем многоквартирного дома и инженерно-технических систем помещения потребителя )ее качество соответствовало требованиям, установленным Законом, другими актами законодательства и договором.

Оформление претензий потребителя

В случае непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальных услуг или услуг по управлению многоквартирным домом потребитель имеет право вызвать исполнителя коммунальных услуг (или управляющего) для проверки количества и / или качества предоставляемых услуг.

Порядок проверки качества предоставления коммунальных услуг и качества услуги по управлению многоквартирным домом устанавливается Кабинетом Министров Украины, если иное не предусмотрено законом.

По результатам проверки качества предоставления коммунальных услуг или качества услуг по управлению многоквартирным домом составляется акт-претензия, который подписывается потребителем и исполнителем коммунальной услуги или управляющим (по услуге по управлению многоквартирным домом).

Исполнитель коммунальной услуги или управитель обязаны прибыть на вызов потребителя в сроки, определенные в договоре о предоставлении услуги, но не позднее чем в течение суток с момента получения уведомления потребителя.

Акт-претензия составляется исполнителем коммунальной услуги или управляющим и потребителем и должен содержать информацию о том, в чем заключалось непредоставление, предоставление не в полном объеме или ненадлежащего качества коммунальной услуги или услуги по управлению многоквартирным домом, дату ( срок) ее непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества, а также другую информацию, характеризующую непредоставление услуг, предоставление их не в полном объеме или ненадлежащего качества.

В случае проведения проверки качества предоставляемых услуг по централизованному водоснабжению, централизованному снабжению горячей воды или поставке природного газа потребитель вправе осуществить забор проб. Информация о заборе проб включается в акт-претензию. В случае установления по результатам исследования отобранных проб факта поставки услуг ненадлежащего качества расходы потребителя на оплату проведенных исследований проб подлежат компенсации за счет исполнителя соответствующей услуги.

В случае неприбытия исполнителя коммунальной услуги или управляющего в установленный срок или необоснованного отказа подписать акт-претензию такой акт подписывается потребителем, а также не менее чем двумя потребителями соответствующей услуги, проживающими в соседних зданиях (в помещениях — если услуга предоставляется в многоквартирном доме), и направляется исполнителю коммунальной услуги или управляющему заказным письмом .

Исполнитель коммунальной услуги или управляющий в течение пяти рабочих дней решает вопрос об удовлетворении требований, изложенных в акте-претензии, или выдает (направляет) потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензии. В случае непредоставления исполнителем (управляющим) ответа в установленный срок претензии потребителя считаются признанными.

Как видим, Закон наделяет потребителя правами по контролю качества предоставляемых услуг, но также устанавливает и его ответственность в виде неустойки за просрочку оплаты жилищных или коммунальных услуг.

Задолженность за коммунальные услуги

Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Украине привел и к увеличению числа должников по ним. Что делать, если накопилась большая задолженность за квартиру, горячую или холодную воду, централизованное отопление или другие коммунальные услуги?

  1. Заключите договор о реструктуризации задолженности, трезво оценив свои финансовые возможности. Не берите на себя невыполнимых обязательств.
  2. Постарайтесь не доводить дело до суда. При принудительном взыскании задолженности, Ваш долг вырастет на 30%-100% за счет штрафных санкций, инфляционных потерь, судебного и исполнительного сбора, компенсации правовой помощи.
  3. Если избежать суда не удалось, — защищайтесь. Если Вы уже получили судебный приказ о взыскании с Вас задолженности, воспользуйтесь правом оспорить его в течение 10 дней. Важно не пропускать процессуальные сроки и пользоваться своими правами своевременно.
  4. Если Вы не согласны с насчитанным долгом в принципе или в какой-то части, воспользуйтесь правовой помощью адвоката. Адвокат владеет специальными знаниями в сфере права, которые позволят разработать эффективную тактику Вашей защиты и сократить сумму долга.
  5. Если услуги Вам не предоставлялись, Вы не обязаны за них платить. Но заранее позаботьтесь о соответствующих доказательствах отсутствия отопления или горячей воды, капитального ремонта дома и пр. Если у Вас нет договора с поставщиком коммунальных услуг, то его обязанностью в суде является доказать факт предоставления услуг, свои права на их предоставление и их надлежащее качество. Сам по себе расчет задолженности таким доказательством быть не может, потому что не является источником доказывания в гражданском процессе.

Источник: Москаленко Анастасия Владимировна, адвокат, партнер ЮФ «Москаленко и Партнеры»

Льготы на коммунальные услуги

Льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются предприятиями и организациями в безналичной форме путем уменьшения или освобождения от оплаты за услуги, и учитываются как скидка оплаты за фактически потребленный объем льготных услуг, но не более установленных норм потребления (при наличии приборов учета), или объем услуг, определенный по нормам потребления (при отсутствии приборов учета).

Потребитель, который имеет право на установленные законодательством льготы по оплате потребленных услуг, сообщает в письменном заявлении предприятие или организацию о своем праве на льготу со ссылкой на соответствующий законодательный акт.

Перечень льготных категорий:

  1. участник боевых действий
  2. участник войны
  3. инвалид войны 1,2,3 группы
  4. член семьи погибшего ветерана войны
  5. член семьи погибшего ветерана войны из числа участников антитеррористической операции и Революции Достоинства
  6. лицо с особыми заслугами перед Родиной, родители умершего лица с особыми заслугами, вдова (вдовец) лица с особыми заслугами
  7. лицо с особыми трудовыми заслугами, родители умершего с особыми трудовыми заслугами, вдова (вдовец) лица с особыми трудовыми заслугами
  8. дети войны
  9. жертвы нацистских преследований
  10. реабилитированное лицо
  11. многодетная семья
  12. детский дом семейного типа
  13. приемная семья
  14. семья опекуна (попечителя)
  15. опекун детей умершего гражданина, смерть которого связана с ЧАЭС
  16. Лицо ЧАЭС — 1 категория
  17. Лицо ЧАЭС — 2 категория — ликвидатор
  18. Лицо ЧАЭС — 2 категория — пострадавший
  19. Жена (муж) (ЧАЭС) умершего гражданина (1 категория)
  20. Жена (муж) (ЧАЭС) умершего гражданина (2 категория)
  21. Жена (муж) (ЧАЭС) умершего гражданина (3 категория)
  22. Ребенок (ЧАЭС) инвалид
  23. Ветеран военной службы
  24. Вдова (вдовец) ветерана военной службы
  25. Ветеран органов внутренних дел
  26. Вдова (вдовец) ветерана органов внутренних
  27. Ветеран государственной пожарной охраны
  28. Вдова (вдовец) ветерана государственной пожарной охраны
  29. Ветеран Государственной службы специальной связи
  30. Вдова (вдовец) ветерана Государственной службы спец. связи
  31. Ветеран службы гражданской защиты
  32. Вдова (вдовец) ветерана службы гражданской защиты
  33. Ветеран Государственной уголовно-исполнительной службы
  34. Вдова (вдовец) ветерана Государственной уголовно-исполнительной службы
  35. Ветеран налоговой милиции
  36. Вдова (вдовец) ветеран налоговой милиции
  37. Родители и члены семьи работника Государственной службы специальной связи, погибшего, пропавшего без вести или ставшего инвалидом
  38. Сотрудник службы гражданской защиты на пенсии
  39. Родители и члены семьи работника службы гражданской защиты, который погиб (умер) или пропал без вести
  40. Военнослужащий СБУ на пенсии
  41. Вдова (вдовец) военнослужащего, ее (его) дети
  42. Жена (муж) военнослужащего, который пропал без вести, ее (его) дети
  43. Родители погибшего военнослужащего
  44. Инвалид военной службы.

Для некоторых категорий льгота предоставляется, если среднемесячный доход семьи в расчете на одного человека не превышает величину дохода, который дает право на налоговую социальную льготу. В таком случае льготник имеет право на получение льгот в течение шести месяцев с месяца определения соответствующего права, каждые 6 месяцев это право нужно подтверждать.

Согласно п. 169.4.1 Налогового кодекса Украины, налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривен.

Прожиточный минимум в расчете на одного человека для трудоспособных лиц по состоянию на 01.01.2018 составляет — 1762,0 грн.
Размер дохода, дающего право на налоговую социальную льготу в 2018 году составляет — 2470,0 грн (1762,0 грн. * 1,4).

Для определения права на получение льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги, гражданин должен подать декларацию о доходах семьи льготника, а также справки о доходах свои и членов семьи (кроме справок о размере пенсии и социальной помощи) за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения, или документы, подтверждающие отсутствие доходов за такой период.
Для неработающих льготников, которые получают только пенсию и социальные пособия, право на получение льготы рассчитывается автоматически согласно информации, полученной от территориальных органов Пенсионного фонда Украины по результатам обмена электронными базами данных.

Коммунальные долги: 6 практических советов юриста по решению долговых проблем

Совсем недолго нам осталось ждать тепла в холодных квартирах. Но вместе с теплом жители города, пользующиеся центральным отоплением, неизбежно получат и новые платежки за коммунальные услуги. Как уже сообщают многие СМИ, стоимость жилищно-коммунальных услуг, в частности, услуги теплоснабжения, в новом отопительном сезоне будут стоить значительно больше. Следовательно, подавляющей части населения придется изыскивать в семейном бюджете дополнительные средства на оплату жилищно-коммунальных услуг, тем самым отказывая себе и членам своей семьи порой в самом необходимом. Но даже такие меры все-таки не спасают от долгов. Что же делать, если есть коммунальные долги? У юристов на этот счет есть несколько практических советов, о которых и пойдет речь в этой статье.

Совет № 1. Не будьте легкомысленны, всё фиксируйте

Кто из нас на практике не сталкивался с проблемами начисления предприятиями ЖКХ платы за услуги, которые на деле они даже и не думали оказывать? Например, регулярно начисляетсяплата за услуги теплоснабжения жильцам квартир в домах, в которых годами по тем или иным причинам вообще нет тепла! Или в тариф квартплаты или платы за обслуживание дома и придомовой территории включена стоимость уборки лестничных клеток, замена перегоревших электролампочек, дезинфекция подвалов и т. д., однако такую работу никто из жильцов в своих подъездах никогда не видел. Для некоторых домов даже работа дворников – это большая редкость. Однако за все с потребителей взимается плата и плата немалая. Что можно и нужно делать в случаях незаконного начисления платы за непредоставленные на деле услуги? Прежде всего – и это главное – все факты непредоставления услуг НУЖНО обязательно письменно фиксировать. Фиксировать на бумаге – это значит не реже одного раза в месяц составлять соответствующие акты о непредоставлении услуг тем или иным предприятием или заявлять претензии по установленной форме. Если составление такой претензии регламентировано нормативным актом, то нужно неукоснительно соблюдать (вплоть до буквы) предписания правовой нормы. С этой целью целесообразно консультироваться с профессиональными юристами. С юридической точки зрения такая работа будет называться сбором доказательств или подготовкой доказательной базы. В судебном споре с любым жилищным или коммунальным предприятием по поводу незаконно начисленных долгов обычному потребителю всегда будет крайне сложно и неуютно. Благоприятная судебная перспектива появляется только у тех граждан (в судебном процессе их называют истцами), которые заранее, т. е. за долго до судебной тяжбы, позаботились о регулярной и в НАДЛЕЖАЩЕЙ форме фиксации плохой работы коммунальщиков.
Кстати,о доказательствах. Многие потребители-истцы, неискушенные в тонкостях процесса судебного доказывания, не могут осмыслить ситуацию, когда в суде истец должен доказать, что ему не предоставлялась услуга, а предприятие ЖКХ фактически от такой обязанности освобождено. Коммунальщикам, как правило, достаточно лишь предоставить суду сведения о начислении сумм за услуги. По умолчанию считается, что таким образом факт ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ самой услуги является доказанным. Переломить эту абсурдную ситуацию (как нам представляется) пока не удается. Вот почему юристы настоятельно советуют документировать каждый факт непредоставления услуг и делать это максимально профессионально, т. е. юридически грамотно.

Совет № 2. Долги нужно платить
Это аксиома, т. е. утверждение, не требующее доказательств. Если по каким-то причинам накопились коммунальные долги, то их нужно выплатить. Во всём мире к должникам Фемида относится, мягко говоря, неблагосклонно. И Украина – не исключение. Судебная практика свидетельствует о том, чтоесли только нет веских оснований (читай — надлежащей доказательной базы со стороны истца-должника), суды встают на сторону представителей ЖКХ. Поэтому если потребитель-должник вовремя не собрал необходимых доказательств о непредоставлении услуг и его юрист не видит благоприятной судебной перспективы оспаривания долга,тогда долги нужно отдавать.
Совет № 3. Не можете платить все и сразу, реструктуризируйте долги
Знайте, что каждый потребитель имеет право заключить договор о реструктуризации своей задолженности. Этим право нужно пользоваться. Реально оценив свои финансовые возможности, потребитель может попросить рассрочку в возврате долга на период до 60 месяцев. Очень часто коммунальщики не хотят заключать договоры о реструктуризации задолженности на длительный срок и стараются заставить должника погасить долг за год или два. Но очень редко, кто из должников эти сроки пытается оспорить, ссылаясь на свои реальные доходы. Ведь помимо выплаты реструктуризированной задолженности должник будет обязан выплачивать и текущие платежи в полном объеме. Неисполнение этого требования будет приравнено к неисполнению условий договора. Поэтому нужно стараться заключать с предприятием ЖКХ не формальные договоры о реструктуризации, которые пачками напечатаны и предлагаются к подписанию, а индивидуальные договоры, которые максимально реалистичны и «заточены» именно на финансовое положениедолжника. И здесь тоже помощь юристов может быть весьма кстати.
Совет № 4. Если это возможно, из-за долгов не доводите до суда
Еще раз повторим, выиграть суд у монстра, имя которому ЖКХ, на сегодняшний день в наших реалиях состояния гражданского процесса крайне сложно. Поэтому совет: есть малейшая возможность, не доводите дело до суда. Всегда идите на контакт с коммунальщиками, ищите взаимно приемлемый компромисс. Помните о том, что ныне Гражданско-процессуальный кодекс позволяет предприятиям ЖКХ просить суд вынести судебный приказ о взыскании долга потребителя через суд. Неприятная для должников сторона этого правового института в том, что суд имеет право взыскать долг по заявлению жилищного или коммунального предприятия БЕЗ ВЫЗОВА должника в суд. И такое судебное решение (судебный приказ) будет законным. Правда, если только заявитель неукоснительно выполнил все требования процессуального закона и на самом деле нет спора о праве. В противном случае у должника есть возможность отменить незаконный судебный приказ, но на практике сделать это без профессиональной юридической помощи не просто.
Процедура принудительного взыскания задолженности является дорогой, и в конечном итоге все затраты за принудительное исполнение судебного решения будут возложены на должника. Кроме суммы основного долга, поставщик коммунальных услуг насчитает 3 процента годовых, инфляционные затраты, а также взыщет сумму оплаченного судебного сбора и даже затраты на правовую помощь адвоката. Кто находил в своих почтовых ящиках так называемую «Досудовувимогу» от некоторых коммунальных предприятий нашего города, тот хорошо представляет, о чем здесь идет речь. После получения судебного решения, для подачи на принудительное взыскание взыскатель должен будет оплатить также авансовый взнос в исполнительную службу, а с потребителя-должника будет взыскан и исполнительный сбор. Все эти денежные взыскания могут увеличить сумму основного коммунального долга еще до 100%. Стоит ли доводить до этого? Не говоря уже о том, что для принудительного погашения коммунальной задолженности государственные исполнители могут арестовать и реализовать на торгах ценное движимое имущество, а в особых случаях даже саму квартиру. Поэтому, как представляется, и должники, и сами коммунальщики должны быть заинтересованы во внесудебном решении проблемы.Тем более, что уже ставшая реальностью новая судебная реформа процессу досудебного мирного урегулирования споров(медиации) будет уделять самое пристальное внимание.
Совет № 5. Если подали в суд, всегда защищайтесь
Для тех, кто мало интересуется судебными делами, сообщим, что одним из основных принципов современного гражданского процесса является принцип состязательности сторон. Это прежде всего означает, суд принимает решение на основании всестороннего изучения доводов и доказательств, предоставленных каждой стороной, истцом и ответчиком. Сам суд доказательства не собирает. Побеждает тот, кто был в судебном заседании более убедительным, смог обосновать свою правовую позицию с позиций закона и подкрепил неоспоримыми доказательствами. Следовательно, было бы явной ошибкой считать, что жилищно-коммунальные предприятия всегда и во всем имеют преимущества перед обычными потребителями. В тех случаях, когда коммунальные долги начислены незаконно и это можно доказать на основании заранее собранных и тщательно отобранных для судебной оценки доказательств, у потребителя появляется хорошая судебная перспектива одержать победу и защитить свои права. Идти в суд самому или поручить свою защиту в судебных баталиях профессиональному юристу каждому предстоит решать самостоятельно. Однако, на наш взгляд, в любом случае потребителю, у которого есть коммунальные долги, а точнее, к которому предъявлены те или иные требования со стороны коммунальщиков, необходимо пойти на прием к профессиональному юристу и получить соответствующую правовую консультацию.
Совет № 6. Всегда помните о сроках. Даже если ничего о них не знаете
Как понимать этот совет или о чем идет речь? Дело в том, что в гражданском праве и гражданском процессе большое значение имеют различного рода сроки, т. е. отрезки времени, в течение которых лицо имеет право совершать те или иные процессуальные или иные действия. Например, статьи 256 и 257 Гражданского кодекса описывают институт исковой давности. Общий срок исковой давности равен 3-м годам. Это значит, что в большинстве случаев лицо имеет право обратиться в суд с иском о защите своего гражданского права или законного интереса только в течение 3-х лет с дня, когда оно узнало или могло узнать о нарушении своего права. А статья 105 Гражданско-процессуального кодекса дает должнику всего лишь 10 дней на подачу заявления об отмене судебного приказа. Этот срок исчисляется со дня получения копии судебного приказа. И таких процессуальных сроков много. Самая большая проблема в том, что пропуск любого процессуального срока без уважительной причины считается для суда серьезным основанием для оставления любой жалобы, заявления, ходатайства стороны БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ. Только по причине пропуска процессуального срока. И именно из-за этого пропуска уже основные требования просто будут судом проигнорированы.
Разумеется, во всех юридических нюансах соблюдения процессуальных сроков самостоятельно разобраться довольно сложно. Поэтому уместно и здесь подчеркнуть важность получения юридической помощи. В Древнем Риме по этому поводу говорили так: «Предупрежден значит вооружен».И в наше время быть это древнее изречение не потеряло свою актуальность.

За все надо платить: юрист объяснил, что скрывается за нововведениями в сфере ЖКХ

Юрист объяснил, как нужно действовать, если коммунальные услуги оказываются некачественно.

9 ноября Верховная Рада Украины приняла новый закон «О жилищно-коммунальных услугах», который направлен на демонополизацию рынка жилищно-коммунальных услуг.

Новый закон о жилищно-коммунальных услугах вступит в силу через три месяца после его официальной публикации. Фактически это закон о демонополизации рынка жилищно-коммунальных услуг, ведь он убивает монополию ЖЭКов, а потребители получают возможность и право заключать соглашения с теми поставщиками, которых сами выберут, на тех условиях, на которые смогут влиять.

Закон является частью большой реформы ЖКХ, которую совместными усилиями продвигают правительство и парламент. В свою очередь, по словам юриста Лаврентия Царука, темой нового закона является то, что за все надо платить. Об этом он рассказал в эфире «Сніданку 1+1».

«Люди много обсуждают пеню, которую придется платить за просроченную коммуналку. Она небольшая, всего 3,6 % в год, а это не много, потому что реальный рост цен гораздо выше. Но можно быть уверенными, что ее будут поднимать. Ведь сейчас она для того, чтобы люди привыкли ее платить. Я бы не советовал расслабляться и все же знать, что пеню нам установили. А вот ответственности поставщиков, то никакой, увы, нет. Отныне они могут везде говорить, что у них авария, ремонт, а на время ремонта они никакой ответственности не несут. Я считаю, что это несправедливо, потому что поставщик – это предприятие, которое обязуется нам предоставлять услуги и они должны нести ответственность, а, к сожалению, этого нет», – рассказал он.

Юрист Лаврентий Царук рассказал о нововведениях Закона о жилищно-коммунальных услугах

Наш эксперт — юрист Лаврентий Царук — ознакомился с новым Законом о жилищно-коммунальные услуги и очень им недоволен. Каких нововведений ожидать украинцам и к чему готовиться?

Кроме того, юрист объяснил, как нужно действовать, если коммунальные услуги подаются некачественно.

«Что касается фиксации некачественных коммунальных услуг, то раньше в предыдущей редакции закона, которая действовала, там была довольно сложная, но действенная процедура составления актов претензий, это длительный процесс, но оно работало, в новом законе она перенесена, но еще более затруднена. Там написано, что после того, как ты составляешь акт претензию, ты заказным письмом направляєш его поставщику, а это тоже немножко надо заплатить, а этот акт-претензия считается согласованной, если поставщик не предоставил никакого ответа, он дал ответ – то все, иди в судах там что-то доказывай, а никто же в эти суды ходить не будет», – прокомментировал он.

Также юрист рассказал о зоне ответственности.

«Очень важный момент: если раньше поставщики тепла отвечали за температуру в наших квартирах, то теперь они отвечают только за температуру теплоносителя, который подают в сеть к придомовой территории нашего дома, а дальше они уже не отвечают. То есть они подали горячую воду, а дальше у нас в квартире батарея холодная, то плати как за горячую», – сказал он.

Десятки житомирян подали в суд на газовиков из-за завышенных тарифов

Люди требуют сделать им перерасчет за топливо. Потому что после установления придомовых счетчиков, суммы в платежках выросли в 3-5 раз. Жителей поддерживает мэрия, которая уже судится с газовиками. В самой компании говорят, что процессу не боятся.

В таком случае, вопрос ремонтов всего что внутри нашей придомовой территории будет решаться самими совладельцами дома. То есть они сами должны «сбрасываться» деньгами и решать эти вопросы.

«Что касается счетчиков, то в течение следующих нескольких лет установят всем счетчики. То есть установят на все дома счетчики и во все помещения, квартиры, везде поставят счетчики. Но эти счетчики будут установлены не за счет поставщиков, а за наш счет. Я соглашаюсь с людьми, которые говорят, что это игра в одни ворота», – пояснил Царук.

Также потребителям надо запомнить новый термин – Управитель.

«Это фактически лицо, которое управляет домом и от нашего имени будет совершать различные важные действия. Также вводится такая профессия, в ВУЗах людей учат, как управлять домами. Также есть плата предусмотрена для управляющей компании. Тема нового закона: за все надо платить. Я нашел единственный позитив. Мы до этого времени не можем проверять, из чего складывается этот тариф, у нас нет каких-либо рычагов. Определили нам орган, куда жаловаться. Жаловаться надо в Госпродпотребслужбу – бывшая служба защиты прав потребителей», – добавил юрист.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.