Казначейское исполнение бюджета шпаргалка

Казначейское исполнение бюджета шпаргалка

37. Особенности казначейского исполнения бюджета

Все органы Федерального казначейства (Положение от 01.12.2004 г. «О Федеральном Казначействе») – юридические лица, относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативными документами, утвержденными Президентом, Правительством, Министерством финансов РФ или по согласованию с ним. Следует подчеркнуть, что любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов казначейства. Отсюда следует, что любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами органы федерального казначейства не вправе.

Исполнение федерального бюджета возложено на органы федерального казначейства, функциями и задачами которых являются:

– учет налогов и платежей, поступивших в доход федерального бюджета на счета казначейства в банках;

– распределение в установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;

– возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных;

– учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам органами исполнительной власти, и перерасчет сумм налогов и платежей между бюджетами;

– взаимные расчеты между бюджетами различного уровня по отдельным постановлениям и решениям уполномоченных органов;

– доведение лимитов и осуществление финансирования распорядителей средств федерального бюджета;

– обеспечение целевого и эффективного расходования средств путем предварительного, текущего и последующего контроля;

– управление доходами и расходами федерального бюджета на счетах казначейства в банках.

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах). В отдельных случаях счета казначейства могут быть открыты в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки называются уполномоченными. Между банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в пределах остатка средств на них. Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также не могут осуществлять списание средств со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. Количество счетов, открываемых органом федерального казначейства, определяется нормативными документами.

Необходимо также отметить, что органы казначейства наделены также контрольной функцией. Можно выделить основные направления контрольной деятельности органов казначейства:

– проверка коммерческих банков и учреждений ЦБ РФ по срокам списания, перечисления и зачисления доходов и средств федерального бюджета по счетам получателей;

– текущий и последующий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета распорядителями;

– проверка территориальных органов казначейства вышестоящими органами по соблюдению действующего законодательства и нормативных актов при исполнении федерального бюджета.

Деятельность органов казначейства также является подконтрольной, т. е. может быть проверена уполномоченными органами.

9. Казначейское исполнение бюджетов

Содержание исполнения бюджета зависит от системы испол­нения бюджета.

В практике различных стран на разных этапах исторического развития применялись следующие системы испол­нения бюджета: казначейская, банковская и смешанная.

Основное различие между банковской и казначейской системами заключа­ются в том, что функции исполнения бюджета возложены на раз­ные органы — либо на центральный банк при возможном участии коммерческих банков, либо на специально созданные казначей­ские органы. При смешанной системе эти функции выполняются одновременно и казначейскими, и банковскими органами с раз­граничением функций между ними в законодательном порядке.

В соответствии со ст. 215 Бюджетного кодекса РФ в Российс­кой Федерации устанавливается только казначейское исполнение бюджетов.

Казначейская система, существовав­шая в России до 1917 г. вплоть до проведения кассовой реформы 1925-1928 гг., не была воссоздана в прежнем виде.

Кассовое исполнение бюджета является частью исполнения бюджета и представляет собой совокупность процедур, обеспечи­вающих прием доходов, распределение и зачисление их на счета соответствующих бюджетов, хранение и выдачу бюджетных средств на осуществление расходов и ведение учета и отчетности.

С созданием Федерального казначейства часть функций по кассовому исполнению бюджета перешла от банков к казначей­ству, а часть осталась у ЦБ РФ и уполномочен­ных банков. При этом функции по приему, хранению и выдаче средств (в том числе в наличной форме) осуществляют банков­ские учреждения.

Казначейские органы выполняют функции по распределению регулирующих налогов между бюджетами разных уровней, списанию средств со счета бюджета по поручению бюджетополучателей, а также веде­нию учета доходов и расходов в разрезе их отдельных видов и сос­тавлению отчетности об исполнении бюджета.

Таким образом, в Российской Федерации в настоящее время существует смешанная система исполнения бюджета.

Исполнение бюджетов соответствующих уровней возложено на исполнительные органы власти и органы местного самоуправ­ления, которые организуют этот процесс через соответствующие финансовые, казначейские, налоговые, таможенные органы. Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ основано на принципах:

• целевого и эффективного использования бюджетных средств;

Финансирование распорядителей и получателей бюджетных средств производится в строгом соответствии с назначениями, предусмотренными в сводной бюджетной росписи.

В РФ учет исполнения бюджетов всех уровней ведется по единой системе, регламентируемой норма­тивными документами Правительства РФ и Минфи­на РФ.

В Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004—2006 гг. Правительством РФ предус­мотрено: перейти преимущественно к программно-целевым ме­тодам бюджетного планирования, которые обеспечили бы пря­мую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими результатами их использова­ния

Исполнение бюджета — Конспект лекций по дисциплине «Бюджетная система РФ»

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Исполнение бюджета — это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти. Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.

1. Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств.

2. Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

3. Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств.

4. Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам.

В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство. При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА ПО ДОХОДАМ И РАСХОДАМ

Важнейшим элементом этой стадии бюджетного процесса является кассовое исполнение бюджета.

Кассовое исполнение бюджета — это организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранения и выдачи, а также ведение учета и отчетности.

Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета:

— казначейская система предусматривает деятельность казначейства по формированию доходов, осуществлению расходов и сдаче остатков на специальные счета в банках. Казначейство выступает в этом случае и кассиром, и банкиром;

— банковская система предусматривает выполнение перечисленных функций эмиссионным (головным) банком страны;

— смешанная система предусматривает распределение функций исполнения бюджета между казначейством и эмиссионным банком.

В Российской Федерации с 1992 г. установлена казначейская система кассового исполнения бюджета.

Исполнить бюджет по доходам — значит мобилизовать контингент налогов, сборов и других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством.

Исполнить бюджет по расходам — значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью.

Кассовое исполнение бюджета — это организация и осуществление в процессе исполнения бюджета приема, хранения и выдачи бюджетных средств, ведение учета и отчетности. То есть казначейство является кассиром всех получателей бюджетных средств.

В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы, означающий, что все собранные на территории страны доходы поступают на единый счет, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами, что позволяет Министерству финансов РФ осуществлять постоянный контроль за поступлением средств, движением кассовой наличности, предотвращать кассовые разрывы.

Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства.

Федеральное казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

В соответствии с Положением, Федеральное казначейство (Казначейство России) — это единая централизованная система органов федерального казначейства, состоящая из:

— главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ;

— территориальных органов управления Федерального казначейства по субъектам федераций — второй уровень — располагаются в административных центрах субъектов Федерации;

— отделений Федерального казначейства — третий уровень управления — располагаются в районных центрах, крупных населенных пунктах.

Органы казначейства Министерству финансов Российской Федерации.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

• перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

• распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

• возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

• учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Основные этапы исполнения бюджетов по расходам.

Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных, последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования:

• составление и утверждение бюджетной росписи;

• утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

• принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

• подтверждение исполнения денежных обязательств

• выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Государственные расходы осуществляются только в соответствии с финансово-плановыми актами.

Государственные расходы осуществляются разными способами.

Финансирование — безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления соответствующей деятельности.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возмездной и возвратной основах и его строго целевое назначение.

Бюджетная ссуда — средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему с целью устранения кассового разрыва при разрыве в периоды поступления и расходования; может быть возмездной.

Государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы находятся на сметно-бюджетном финансировании и с использованием лицевых счетов.

Лицевой счет открывается в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого получателя средств федерального бюджета. Лицевой счет:

— необходим для отражения средств федерального бюджета, которыми располагает получатель этих средств;

— открывается в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства;

— учитывает средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения, которые зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства;

— на его основе формируется Главная книга Федерального казначейства.

Сметно-бюджетное финансирование — это безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой.

Смета состоит из статей, которые имеют предметно-целевое назначение. Все учреждения финансируются по трем укрупненным статьям: заработная плата, текущие расходы и капитальные вложения.

Статьи расходов бюджета составляются на основе норм расходов.

Нормы расходов — единые измерители расходов по однородным учреждениям. Существуют различные нормы расходов.

Нормы расходов подразделяются на обязательные и расчетные:

— обязательные (штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки, питание, медикаменты);

— расчетные — или необязательные расходы (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление).

Нормы расходов, учитываемые при составлении смет, могут быть материальными и денежными:

— материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на единицу измерения расходов;

— денежные нормы являются стоимостным выражением материальных (натуральных) норм расходов.

Нормы расходов делятся также на индивидуальные и комбинированные:

— индивидуальная норма расходов предусматривает расходы на одну цель (например, питание ученика);

— комбинированные нормы — это совокупность индивидуальных норм по определенному показателю (расходы на одного ученика).

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря, осуществление операций по исполнению бюджетных обязательств заканчивается 25 декабря.

Для оценки эффективности процесса исполнения бюджета применяются следующие критерии:

— бюджетные предположения утверждены законодательным органом и своевременно, до начала финансового года, разосланы отраслевым министерствам;

— прогнозируется ежегодная потребность в наличных денежных средствах каждого ведомства, движение денежной наличности в государственной системе рационально и обеспечивает разрешения на производство расходов;

— отраслевые министерства эффективно управляют как регулярными расходами, так и проектами развития;

— существует порядок поэтапного выделения средств в течение года, а также единовременного выделения средств в случае особо крупных единичных расходов;

— министерство финансов полномочно изменять суммы ассигнований отраслевым ведомствам в течение года;

— ведомства могут получать дополнительные ассигнования, если они обоснованны;

— централизованные платежи не подрывают эффективность функционирования ведомств, не ослабляют контроля за расходами.

В целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением бюджетов Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, иными федеральными и региональными органами исполнительной власти РФ.

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТОВ — Бюджетная система Российской Федерации: Шпаргалка

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

В РФ в настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Эти органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.

По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований могут быть переданы исполнительным органам субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов субъекта РФ и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта РФ необходимого для их осуществления имущества. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в ЦБ РФ. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются казначейством либо органом власти субъекта РФ.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.