Информационные права и свободы конституция относит

Информационные права и свободы — фундамент информационного права

Основу информационного права, его юридический базис, составляют информационные права и свободы, обеспечение гарантий которых является основной целью этой новой отрасли права.

Понимая все возрастающую роль и место информации в жизни личности, общества, государства, мировое сообщество еще в середине XX столетия ввело правовые механизмы, обеспечивающие гарантии прав и свобод человека и гражданина, значительную роль в которых играют информационные права и свободы. Было бы правильным утверждать, что именно из них «произрастает» информационное право как самостоятельная отрасль права. А сформированный и действующий ныне как в России, так и за рубежом значительный по объему массив актов информационного законодательства — основной источник этого права — подтверждает данное утверждение.

Информационные права и свободы впервые отражены во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Состав информационных прав, провозглашенных Декларацией, содержится в нижеследующих статьях.

«Статья 2 Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения…».

«Статья 11 1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».

«Статья 12 Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».

«Статья 19 Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

«Статья 27 1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

«Статья 30 Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации».

Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) развивает положения, закрепляющие информационные права и свободы.

«Статья 10 1. Каждый человек имеет право на свободу выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые установлены законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

В Советском Союзе впервые информационные права и свободы были провозглашены Международным пактом о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.

Основные статьи этого Пакта, закрепляющие информационные права и свободы: «Статья 2 1. Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

«Статья 4 1. Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте государства могут принимать меры в.отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. 3. Любое участвующее в настоящем Пакте государство, использующее право отступления, должно немедленно информировать другие государства, участвующие в настоящем Пакте, через посредство Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению. Также должно быть сделано сообщение через того же посредника о той дате, когда оно прекращает такое отступление».

«Статья 14 1. Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, Независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе, или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми».

«Статья 17 1. Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию. 2. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

«Статья 19 1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. 2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц, б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

«С т а т ь я 20 1. Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. 2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».

«Статья 28 1. Образуется Комитет по правам человека (именуемый ниже в настоящем Пакте «Комитет»). Он состоит из восемнадцати членов и выполняет функции, предусматриваемые ниже…».

«Статья 40 1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются представлять доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в настоящем Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав».

И, наконец, информационные права и свободы закреплены в ныне действующей Конституции РФ 1993 г.

К нормам, закрепляющим права и свободы, которые распространяются и на информационную сферу, можно отнести следующие. «Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

«Статья 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

«Статья 45 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

«Статья 55 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

«Статья 56 1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. 2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом. 3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть I), 46—54 Конституции Российской Федерации».

Основной объем информационных прав и свобод содержится в статье 29 Конституции РФ.

«Статья 29 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться к органам государственной власти, общественным объединениям, органам и организациям, частным фирмам, другим структурам по вопросам, затрагивающим основные права и свободы, провозглашенные Конституцией РФ, а также получения у них запрашиваемой информации. Право передавать информацию означает право свободного обмена информацией каждого с каждым. Право производить и распространять информацию означает свободу каждого на творчество и интеллектуальную деятельность, сопровождаемую созданием новой или производной информации, а также на свободу широкого распространения произведенной информации всеми законными способами.

Эти права могут быть ограничены только законом. Право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления также закреплено в ст. 33 Конституции РФ:

«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Можно добавить — с целью осуществления права на поиск и получение информации.

Право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления возлагает на эти структуры обязанность по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации, что и закреплено в ст. 24 Конституции РФ: «2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы-, если иное не предусмотрено законом». Добавим, в порядке осуществления права на поиск и получение информации. Свобода творчества и интеллектуальной деятельности, право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, закрепляются в следующих статьях Конституции РФ.

«Статья 29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова».

«Статья 44 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Также в порядке осуществления права на производство информации.

Гарантия свободы производства и распространения массовой информации провозглашается в ст. 29: «5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Право на информацию может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. В этой связи в Конституции РФ особое внимание обращено на вопросы защиты государственной тайны (ст. 29):

«4. …Перечень сведений, составляющих государственную тайну,’ определяется федеральным законом», т.е. право на доступ к информации может ограничиваться только законом.

Защита личной тайны, конфиденциальность информации о личности или персональных данных устанавливаются следующими статьями Конституции РФ.

«Статья 23 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». При этом прямо запрещается кому бы то ни было собирать информацию о любом гражданине без его на то согласия.

«Статья 24 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Конституцией РФ запрещается также получать иную информацию от любого гражданина без его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться от предоставленной ранее информации (ст. 29):

«3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

Особое внимание в Конституции РФ обращено на открытость экологической информации (ст. 42):

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Эта норма закрепляет право каждого на получение информации об окружающей среде от любых государственных и негосударственных структур, а также возлагает обязанность этих структур по предоставлению такой информации каждому, ее запросившему. Прямо устанавливается ответственность за сокрытие такой информации (ст. 41):

«3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

Конституция РФ защищает общество и каждого гражданина от распространения вредной, опасной информации (ст. 29):

«2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Правовое государство и гражданское общество может быть построено только в том случае, если любые законы или иные нормативные правовые акты, затрагивающие основные права и свободы, будут свободно распространяться и каждому его гражданину будет предоставлено право свободного поиска и получения информации о них (ст. 15):

«3. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Вышеприведенный перечень информационных правовых норм Конституции РФ достаточно полно отражает совокупность информационных прав и свобод. Однако основу основ регулирования отношений в информационной сфере составляют два установления основной информационной правовой нормы Конституции РФ (ч. 4 ст. 29):

перовое установление — каждый имеет право свободно искать, получать и передавать информацию любым законным образом,

второе установление — каждый имеет право свободно производить и распространять информацию любым законным образом.

Именно эти два установления влекут за собой большой объем обязанностей государства и его структур, обеспечивающих гарантии исполнения основных упомянутых информационных прав и свобод.

В порядке обеспечения гарантий осуществления права каждого на поиск и получение информации возникают следующие обязанности органов государственной власти и местного самоуправления:

обеспечение гарантий свободы средств массовой информации;

производство и распространение официальных документов в соответствии с Конституцией РФ и актами действующего законодательства;

установление обще го порядка разработки и распространения документированной информации органами государственной власти, формирования и использования государственных информационных ресурсов;

установление порядка предоставления обязательной документированной информации и порядка формирования и использования государственных информационных ресурсов, содержащих такую информацию;

обеспечение гарантий прав интеллектуальной собственности и собственности на информационные ресурсы;

обеспечение гарантий прав на производство информационных систем и средств их обеспечения, прав интеллектуальной собственности и собственности на информационные технологии и средства их обеспечения;

организация и обеспечение создания государственных информационных систем, информационной инфраструктуры российского фрагмента Интернет;

обеспечение гарантий по защите личности, общества и государства от воздействия ложной, вредной информации и дезинформации;

обеспечение гарантий по защите информации, информационных ресурсов, информационных систем от несанкционированного доступа;

обеспечение гарантий по защите личных прав и свобод в информационной сфере;

установление и организация осуществления уголовной, гражданско-правовой и административно-правовой ответственности в информационной сфере.

Это примерный перечень обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления в информационной сфере, который может развиваться и дополняться в процессе формирования и развития источников информационного права.

Рубрики: Лекции | Дата публикации: 14.07.2010

Общая характеристика основных информационных прав и свобод человека и гражданина

Изначально информационные права и свободы были включены в основополагающие документы, посвященные правам и свободам человека и гражданина. Эти акты и сегодня служат долгосрочным ориентиром развития позитивного права многих государств.

Так, Французская Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. [1] в ст. 11 устанавливает, что свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом. Статья 16 Декларации гласит, что общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет конституции. Эти базовые статьи составляют основу международной системы защиты прав человека и его основных свобод, в том числе и в информационной сфере.

Билль о правах 15 декабря 1791 г. и Поправка I Конституции США устанавливает, что Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной, либо ограничивающего свободу слова или печати либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб [2] .

Основные информационные права и свободы закреплены как на международном, так и на национальном уровне.

Конституция РФ отдает приоритет именно ратифицированным международным документам, к которым наша страна уже присоединилась. Перечислим некоторые акты, в которых в общем виде (в силу их комплексности) закрепляются нормы- принципы, посвященные правам и свободам в информационной сфере.

На международном уровне:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. [3] провозглашает в преамбуле в качестве высокого стремления людей создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды. Помимо этого, данный документ закрепляет право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19).

2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. устанавливает право каждого свободно выражать свое мнение, включающее свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей (ст. 10).

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. [4] относит к свободному выражению своего мнения распространение любой информации, идей, любыми способами по своему выбору (ст. 19).

Национальное законодательство включает нормы

Конституции РФ, а также положения федеральных и иных законов, в которых находят закрепление основные информационные права и свободы.

1. В Конституции РФ, в частности, закреплены:

— право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23);

— на защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);

— на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);

— на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26);

— свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28);

— свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);

— право на свободу выражения собственных мнений и убеждений (право свободно выбирать, иметь и распространять любые убеждения (ст. 28);

— никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29);

— право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4ст. 29);

— свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);

— право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);

— право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);

— право на образование (ч. 1 ст. 43);

— свобода всех видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44);

— право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);

— на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48).

Информационные права и свободы личности, закрепляемые в Конституции РФ, могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 55,17 Конституции РФ).

2. Среди федеральных и иных законов, устанавливающих информационные права и свободы, следует особенно выделить Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», федеральные законы от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и др.

Часть информационных прав и свобод получила подтверждение в документах стран — участников СНГ, в частности в Модельном информационном кодексе от 3 апреля 2008 г., в Конвенции о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. и др.

Некоторые авторы несколько расширительно трактуют информационные права и свободы, указывая на тот факт, что часть конституционных прав и сама возможность их реализации непосредственно связаны с информационными правами граждан. Например, ч. 1 ст. 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Однако для того, чтобы реализовать это конституционное право, необходимо обладать информацией, касающейся характера и специфики той или иной трудовой функции, профессии. То же самое относится к ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, где установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Данное право можно реализовать, только обладая определенной медицинской информацией и т.д. <<См. подробнее об этом: Лапина М. А., Ревин А. Г., Лапин В. И. Информационное право. М. : ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004. С. 56—57.>

Таким образом, то или иное конституционное право сопрягается и дополняется информационным правомочием.

  • [1] Французская Республика: Конституция и законодательные акты. М. : Прогресс, 1989. С. 26—29.
  • [2] Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство / сост. В. И. Лафитский ; под ред. О. А. Жидкова. М.: Прогресс-Универс, 1993.
  • [3] Российская газета. 1995.5 апр.
  • [4] Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12.1994.

7.1. Основные информационные права и свободы, основания их ограничения

Среди национальных интересов России особое место занимает реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере. Она основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено).

Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию, а субъектами являются любые физические и юридические лица.

Как записано во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право на свободу (ст. 3), право на свободу мысли (ст. 18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их.

Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19).

Позднее эти права и свободы нашли отражение в ряде международных документов:

• в ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

(вступила в силу 3 сентября 1953 г., для Российской Федерации — 28 февраля 1996 г.), где дополнительно

было указано, что свободы получения и распространения информации реализуются без какого- либо вмешательства со стороны государственных органов; •

в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (вступил в силу 23 марта 1976 г.), где уточняется, что эти свободы относятся ко всякого рода информации, идеям и способам их распространения; •

в ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.), где в дополнение к перечисленным правам провозглашена свобода слова.

Эти права и свободы также закреплены в Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.): •

право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени — ч. 1 ст. 23; •

право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений — ч. 2 ст. 23; •

свобода мысли и слова — ч. 1 ст. 29; •

свобода массовой информации — ч. 5 ст. 29; •

право на свободу выражения своих мнений и убеждений (никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них) — ч. 3 ст. 29; •

• право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом — ч. 4 ст. 29; •

право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления — ст. 33; •

право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды — ст. 42; •

свобода всех видов творчества — ч. 1 ст. 44; •

свобода преподавания — ч. 1 ст. 44; •

право на доступ к культурным ценностям — ч. 2 ст. 44; •

право на получение квалифицированной юридической помощи — ст. 48.

Эти права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанным в федеральных законах.

В п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека говорится: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью: •

обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (в ст. 12 Декларации перечисляются права и свободы других лиц: личная и семейная жизнь, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, честь и репутация); •

удовлетворения справедливых требований морали, •

и общего благосостояния в демократическом обществе».

Если во Всеобщей декларации прав человека устанавливаются основания для ограничений только в интересах других граждан и общества в целом, то в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 2 ст. 10) наряду с подтверждением ограничения прав только по закону расширяется и уточняется перечень оснований для такого рода ограничений: •

в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия; •

в целях предотвращения беспорядков и преступлений; •

для охраны здоровья и нравственности; •

для защиты репутации или прав других лиц; •

для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально; •

для обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

В п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах выделены следующие основания для ограничений: •

для уважения прав и репутации других лиц; •

для охраны государственной безопасности, •

здоровья или нравственности населения.

Наряду с этим в ст. 20 устанавливается прямой перечень ограничений:

всякая пропаганда войны, всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должны быть запрещены законом.

В Декларации прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 2) выделяются следующие основания для ограничений по закону: •

в целях защиты конституционного строя, •

законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.

В ст. 4, 9 и 13 Декларации определен перечень ограничений. Там указано, что информационные права и свободы ограничиваются, если они используются в целях насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны, нарушения неприкосновенности частной жизни, права на уважение и защиту чести и достоинства, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны.

Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55) к основаниям для ограничения основных информационных прав и свобод гражданина относит: •

защиту основ конституционного строя, •

прав и законных интересов других лиц, •

обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, в ст. 56 предусматривается возможность ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом.

К прямым ограничениям прав и свобод Конституция (ч. 1 и 2 ст. 23, ч. 1 ст. 24, ч. 2 и 4 ст. 29) относит все случаи, предусмотренные Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Из этого перечня исключено ограничение, связанное с пропагандой классовой ненависти, насилия и войны, с коммерческой и

профессиональной тайнами, и дополнительно введены ограничения на использование информационных прав и свобод с целью пропаганды социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Кроме того, в ст. 51 Конституции закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Из этого сравнительного анализа можно сделать следующий вывод.

Если основные информационные права и свободы человека и гражданина закреплены во всех перечисленных документах и одинаковы по своему содержанию, то основания их возможного ограничения и прямые ограничения, определенные там же, зачастую не совпадают между собой. Необходимы унифицированный перечень оснований для ограничений (для защиты интересов личности, обеспечения стабильности в обществе, а

также в интересах обороны и безопасности государства) и перечень случаев прямого ограничения прав и свобод с последующим их закреплением в законе.-

К ограничениям и запретам следует отнести следующие перечни:

1. Перечень оснований для ограничения информационных прав: •

защита основ конституционного строя; •

защита нравственности, здоровья, прав, законных интересов других лиц; •

обеспечение обороны страны и безопасности государства; •

обеспечение общественного спокойствия в целях предотвращения беспорядков и борьбы с преступностью; •

предотвращение разглашения конфиденциальной информации; •

обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия; •

условия чрезвычайного положения, установленные по закону (на определенный период).

2. Перечень случаев прямого ограничения информационных прав: •

использование прав в целях насильственного изменения конституционного строя; •

пропаганда социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного, языкового превосходства, насилия и войны; •

нарушение права на неприкосновенность частной жизни (наличную, семейную тайну, неприкосновенность жилища, права на уважение и защиту чести, достоинства и репутации, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, право на отказ от свидетельствования против себя самого, своего супруга и близких родственников); •

нарушение права на государственную, служебную, профессиональную, коммерческую и банковскую тайну.

3. Перечень видов информации с ограниченным доступом: •

тайна частной жизни.

4. Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен.

Для реализации приоритета права на информацию в Конституции Российской Федерации заложены основания, по которым доступ к отдельным видам информации не подлежит какому-либо ограничению.

полученные в результате мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения. (Федеральный закон от 2 мая 1997 г. «Об уничтожении химического оружия»); информация в области работ по хранению, перевозке, уничтожению химического оружия — сведения о состоянии здоровья граждан и объектов окружающей среды в районах размещения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, мероприятиях по обеспечению химической, санитарно-гигиенической, экологической и пожарной безопасности при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также о мерах по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий при выполнении указанных работ, предоставляемые по запросам граждан и юридических лиц, в том числе общественных объединений (Федеральный закон от 2 мая 1997 г. «Об уничтожении химического оружия», ст. 1).

В ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» приведен общий перечень случаев, когда не могут быть отнесены (запрещено относить) к информации с ограниченным доступом следующие сведения:

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений,

организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

В ряде законов, устанавливающих ограничения доступа к информации, также вводится перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен. —

Эта тенденция получила широкое распространение в подзаконных актах. Так, в Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г., также включен перечень сведений, которые не могут быть отнесены к такой информации:

акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая,

санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

порядок рассмотрения и разрешения заявлений, в том числе юридических лиц, рассмотренных в установленном порядке;

сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Это создает опасность замены запретительного принципа права разрешительным, когда основные информационные права и свободы можно будет реализовать только в установленных чиновником случаях.

Отсюда вытекает потребность унифицировать перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен в соответствии с единым перечнем видов конфиденциальной информации и, исходя из необходимости минимизации подобных случаев, предусмотреть механизмы обязательного обнародования подпадающих под этот перечень сведений в средствах массовой информации.

Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен: •

законы (подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются) (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ); •

любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ); •

информация о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ); •

достоверная информация о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ); •

информация о чрезвычайных ситуациях (происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозах; •

экологическая, метеорологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и иная информация, необходимая для

обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов, производственных и иных объектов; •

информация о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ; •

информация о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гражданам, должностным лицам и организациям; •

информация о состоянии здоровья лиц, отнесенных к категории высших должностных лиц РФ; •

информация о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц; •

• информация о правовом статусе и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; •

информация об использовании бюджетных средств; •

информация о состоянии борьбы с преступностью; •

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан; •

иная информация, ограничение доступа к которой запрещено законодательством РФ.

5. Перечень оснований для разрешения коллизий при реализации права на информацию и права на тайну.

В условиях массового нарушения основных информационных прав и свобод, при отсутствии четкого правового регулирования этих вопросов в действующем законодательстве Российской Федерации, важно установить общие основания для заявления приоритетов при реализации одних прав перед другими с последующим закреплением в специальных законах перечней конкретных случаев разрешения таких коллизий.

Примером этого может служить противоречие между правом на свободу информации и правом на неприкосновенность частной жизни. На основе анализа практики реализации основных информационных прав и свобод важно определить перечень таких ситуаций и выработать единые правила для их разрешения.

-Лопатин В. Н. Информационные аспекты национальной безопасности // Computer World. Россия. 1998. 21 апр. № 14.

-Так, в ст. 7 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» перечислены сведения, не подлежащие засекречиванию. Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию следующие сведения: — о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; — о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; — о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям; — о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; — о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации; — о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации; — о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. В закон «О коммерческой тайне» планируется также включить перечень сведений, которые нельзя отнести к коммерческой тайне. В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (п. 7 ст. 19), в свою очередь, определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.