Хозяйственные суды переименованы в экономические

Судебная реформа: объединение Высшего Хозяйственного Суда и Верховного Cуда

Соавторы:
Константин Радьков, помощник адвоката Адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ»
Под ред.:
управляющего партнера, адвоката Адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ» Валентины Завадской
партнера, адвоката Адвокатского бюро «ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ» Елены Плавинской

С 1 января 2014 вступают в силу положения Декрета Президента от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее – Декрет), согласно которым, в целях совершенствования судебной системы Республики Беларусь, планируется объединить Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд (далее – ВХС), образовав единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, возглавляющий систему судов общей юрисдикции Республики Беларусь.

Так же в связи с совершенствованием судебной системы Республики Беларусь принят Указ Президента от 29.11.2013 №529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» и Указ Президента от 29.11.2013 №530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов».

Согласно положениям Декрета хозяйственные суды областей (г.Минска) будут переименованы в экономические суды областей (г.Минска) и будут являться частью системы общих судов. Полномочия ВХС, Пленума ВХС и Президиума ВХС, перейдут, соответственно, к Верховному Суду, Пленуму Верховного Суда и Президиуму Верховного Суда.

При этом принятые к рассмотрению судебными коллегиями Верховного Суда дела, будут рассматриваться в пределах компетенции в рамках суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии Верховного Суда смогут рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела и в апелляционном порядке.

Поскольку одной из целей принятия Декрета было обеспечение единства судебной практики, последний абзац на наш взгляд требует дополнительных комментариев, так апелляционная инстанция рассмотрения дел в настоящий момент существует лишь в системе хозяйственных судов, и определяется главой 31 ХПК. Означает ли данная новелла Декрета то, что апелляционная инстанция появится и при рассмотрении нехозяйственных споров, сказать затруднительно, т.к. Декрет по этому вопросу содержит бланкетную норму, которая ссылается на пока еще не принятый нормативный правовой акт. Таким образом, дальнейшую судьбу данного института судопроизводства мы узнаем только с течением времени.

Указ Президента №530 с 01.01.2014г. унифицирует систему органов принудительного исполнения судебных постановлений, которую возглавит Министерство юстиции Республики Беларусь. При этом порядок исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов будет продолжать осуществляться в соответствии с процессуальным законодательством (гражданским или хозяйственным – в зависимости от вида правоотношений).

Стоит обратить внимание и на тот факт, что ВХС упоминается в Конституции Республики Беларусь, в этой связи может сложиться мнение, что рассматриваемая судебная реформа повлечет необходимость изменения Конституции. При этом реализация таких изменений потребует проведения референдума, т.к. ВХС упоминается, в том числе в Разделе IVКонституции, который в соотв. с ч.3 ст.140 Конституции может быть изменен только путем референдума.

При этом непосредственно Конституцияне проводит разграничения полномочий Верховного суда и ВХС по вопросам принятия дела к производству, а ведь судебная реформа реализуется именно в этом направлении и, следовательно, для ее реализации изменения Конституции не требуется.

В подтверждение данного тезиса стоит привести положения ч.2 и ч.3 ст.109 Конституции, согласно которым система судов строится на принципах территориальности и специализации, а судоустройство в Республике Беларусь определяется законом.Проводимая судебная реформа, считаем, соответствует данным конституционным требованиям.

Кроме того нельзя и не отметить, что грядущая судебная реформа навряд ли станет панацеей от всех проблем существующих в системе правосудия, скорее даже наоборот – в течении определенного периода времени после вступления в силу принятых изменений, пока не выработается устойчивая правоприменительная практика,проблем, возможно, будет еще больше чем в настоящее время, и это в целом характерно для ситуации, когда новая правовая норма порождает новые общественные отношения, а не наоборот.

В этой связи, необходимо максимально полно проанализировать судебную практику предыдущих лет, постараться сохранить достигнутые позитивные наработки и предпринять меры по преодолению существующих негативных моментов. Причем особо хочется подчеркнуть, что только работы законодателя и суда в этом направлении будет явно недостаточно, большая ответственность лежит и на остальных участниках судебных правоотношений: сторонах, их представителях, специалистах, экспертах и др.

Хозяйственные суды переименованы в экономические

История экономического суда города Минска началась в 1998 году, когда из состава хозяйственного суда Минской области был выделен хозяйственный суд столицы.

С момента вступления в силу в 1999 году Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь был установлен порядок пересмотра постановлений суда первой инстанции в кассационном порядке, и приказом председателя в суде была образована кассационная инстанция.

В марте 2005 года с введением в действие новой редакции Хозяйственного процессуального кодекса в системе хозяйственных судов появился кардинально новый судебный институт – пересмотр дел в апелляционной инстанции. Наряду с проверкой законности и обоснованности постановлений суда первой инстанции, в апелляционной инстанции изучаются материалы дела, заслушиваются пояснения представителей сторон, исследуются и оцениваются доказательства.

Председатели хозяйственного суда города Минска:

Игорь Николаевич Жданович – руководил хозяйственным судом с 1998 по 2015 годы.

Юрий Викторович Кобец – руководил хозяйственным судом с июля 2015 года по март 2018 года.

Нынешний председатель экономического суда г.Минска – Александр Михайлович Паутов.

2013 – 2014 годы были отмечены изменением системы судоустройства в Республике Беларусь. Выведение работы органов судебной власти на качественно новый уровень, отвечающий современным вызовам и запросам общества, потребовал принятия стратегических решений о реформировании структуры судебной системы и принципов управления ею.

29 ноября 2013 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь». В соответствии с его положениями в Республике Беларусь с 1 января 2014 года общие и хозяйственные суды были объединены в единую систему судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Республики Беларусь. Одновременно из организационной структуры судов были выведены судебные исполнители с образованием централизованной службы принудительного исполнения судебных решений в системе Министерства юстиции.

В соответствии с требованиями Декрета хозяйственные суды были переименованы в экономические.

С 1 января 2014 года хозяйственный суд столицы именуется экономическим судом города Минска.

Место экономических судов в судебной системе Республики Беларусь

В связи с принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» с 01.01.2014 хозяйственные суды областей переименованы в экономический суды областей.

Экономические суды осуществляют в пределах своей компетенции правосудие в области экономических отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц.

На сегодняшний день установлено количество судей в:

экономическом суде Брестской области – 13,

экономическом суде Витебской области – 15,

экономическом суде Гомельской области – 14,

экономическом суде Гродненской области – 12,

экономическом суде Минской области – 17,

экономическом суде Могилевской области – 16,

экономическом суде города Минска – 28.

В Кодекс о судоустройстве и статусе судей изменения не вносились, и соответственно компетенция, порядок образования экономических судов регулируется главой 4 Хозяйственные суды.

В каждой области Республики Беларусь действует хозяйственный суд соответствующей области, а в городе Минске – хозяйственный суд города Минска.

Специализированные хозяйственные суды образуются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственный суд области (города Минска), специализированный хозяйственный суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

В хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться:

судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

апелляционная судебная коллегия;

судебная коллегия по банкротству;

судебная коллегия по налоговым спорам;

судебная коллегия по административным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственный суд области (города Минска):

рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Специализированный хозяйственный суд:

рассматривает дела, отнесенные законодательными актами к его компетенции;

изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

42. Экономический суд области (г. Минска), его состав и компетенция

Экономический суд Минской области, входящий в систему судов общей юрисдикции, располагается по адресу:

220026, г. Минск, ул. Жилуновича, 15, 6 и 7 этаж;

Свою деятельность суд осуществляет в составе председателя суда, его заместителя, 15 судей, специалистов и работников структурных подразделений:

·отдела статистики и анализа судебной практики,

·отдела организационно-кадровой работы и делопроизводства,

·отдела государственных закупок, информационного и материально-технического обеспечения,

·отдела финансов, бухгалтерского учета и отчетности.

Экономический суд Минской области в пределах своей компетенции осуществляет правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

Экономический суд Минской области рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику, готовит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Реформирование судебной системы Республики Беларусь. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 и Указам Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529, № 530.

Реформирование судебной системы Республики Беларусь. Комментарий к Декрету Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 и Указам Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529, № 530.

С 1 января 2014 г. происходит объединение общих и хозяйственных судов в единую систему судов общей юрисдикции.

Начало объединению положено 29 ноября 2013 г. подписанием Президентом Республики Беларусь пакета законодательных актов:

● Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее – Декрет № 6);

● Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529 «О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь» (далее – Указ № 529);

● Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» (далее – Указ № 530).

1. Образуется система судов общей юрисдикции

Существовало две системы судов – общие суды и хозяйственные суды. Компетенция между судами разделялась в соответствии с установленной подведомственностью. Система общих судов возглавлялась Верховным Судом Республики Беларусь (далее – ВС), система хозяйственных судов – Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь (далее – ВХС) (ст. 5, 28, 59, 60 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей).

С 1 января 2014 г. будет существовать единая система судов общей юрисдикции, которая объединит общие и хозяйственные суды, последние будут переименованы в экономические суды областей и г. Минска. ВХС присоединяется к ВС.

Вся система судов общей юрисдикции возглавляется ВС. В состав ВС входит судебная коллегия по экономическим делам ВС (п. 1 Декрета № 6).

За экономическими судами сохраняется компетенция хозяйственных судов; компетенция разделяется в рамках судов общей юрисдикции согласно следующему принципу: споры между юридическими лицами и ИП, носящие хозяйственный (экономический) характер (ст. 39, 41 — 47 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК)). Экономические суды при рассмотрении подсудных им споров продолжают руководствоваться Хозяйственным процессуальным законодательством, в том числе ХПК.

2. Изменяется наименование инстанций, рассматривающих экономические споры

Наименования инстанций, рассматривающих экономические споры

Хозяйственные суды областей (города Минска) (ст. 105 ХПК).

Экономические суды областей (города Минска)

Апелляционная инстанция соответствующего хозяйственного суда, вынесшего постановление по первой инстанции (ст. 268 ХПК).

Апелляционная инстанция экономического суда соответствующей области (города Минска)

Кассационная коллегия ВХС (ст. 268 ХПК).

Коллегия по экономическим спорам ВС

Лица, имеющие право принесения протеста

Председатель ВХС либо его заместители;

Генеральный прокурор либо его заместители

Председатель ВС либо его заместители; Генеральный прокурор либо его заместители

Суд надзорной инстанции

Президиум ВХС — в отношении постановлений, принятых хозяйственными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций).

Пленум ВХС — в отношении постановлений Президиума ВХС (ст. 301–302 ХПК).

Президиум ВС — в отношении постановлений, принятых экономическими судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Пленум ВС — в отношении постановлений Президиума ВС.

3. Унификация системы органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных постановлений.

Принудительное исполнение до 1 января 2014 г. осуществляется службой судебных исполнителей, функционирующих в составе соответствующего хозяйственного суда (ст. 325, 326 ХПК, Инструкция по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденная постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26 ноября 2009 г. № 21 (в ред. от 15 февраля 2012 г.; далее – Инструкция по исполнительному производству)). Заявление о возбуждении исполнительного производства подается в соответствующий хозяйственный суд по месту нахождения должника.

Действия (бездействие) судебного исполнителя обжалуются в суд, при котором состоит судебный исполнитель.

При принудительном исполнении исполнительного документа с должника взыскиваются (удерживаются) 5 % от суммы, взысканной в пользу взыскателя.

С 1 января 2014 г. создается единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений, в состав которой войдут исполнители общих и хозяйственных судов (п. 1 Указа № 530). Возглавит всю систему органов принудительного исполнения Министерство юстиции Республики Беларусь. Исполнение будет осуществляться соответствующими управлениями принудительного исполнения главных управлений юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета (п. 1, 2 Указа № 530).

Исполнение постановлений экономических судов осуществляется по правилам, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством (ХПК, Инструкцией по исполнительному производству и др. ) (п. 12 Указа № 530).

Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в случаях, предусмотренных ХПК, будет осуществляться в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу) – Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь, а в случае несогласия с его решением – в суд по месту исполнения исполнительного документа (п. 14 Указа № 529).

С 1 января 2014 г. в соответствии с п. 11 Указа № 530 расширяются права судебных исполнителей. Например, исполнитель вправе обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.

Устанавливается право судебного исполнителя объявлять розыск должника. В настоящее время согласно ст. 361 ХПК, полномочия по розыску должника принадлежат хозяйственному суду, который вправе вынести определение о розыске должника – индивидуального предпринимателя или гражданина через органы внутренних дел. Указом № 530 также устанавливается в настоящее время отсутствующее право судебного исполнителя использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов на должника.

Детально регламентирован порядок доступа судебного исполнителя в помещения должника.

При принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно постановлению судебного исполнителя с должника будет взыскиваться (удерживаться) 10 % от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества вместо установленных в настоящее время ст. 402 ХПК 5 %.

При принудительном совершении действий по требованиям, носящим неимущественный характер согласно постановлению судебного исполнителя взыскивается (удерживается) с должника – физического лица денежная сумма в размере 5 базовых величин (БВ) по каждому исполнительному документу, а с должника – юридического лица – в размере 10 БВ по каждому исполнительному документу.

Выводы и рекомендации

Из принятого пакета актов, направленных на создание единой судебной системы, следует, что, по сути, ВХС вошел в состав ВС, а хозяйственные суды – переименованы в экономические суды с сохранением своих функций. Организационно экономические суды пока будут располагаться там же, где сейчас хозяйственные суды; заявления (в т.ч. исковые) подаются в соответствии с ранее установленными правилами подсудности (общее правило – по месту нахождения ответчика (ст. 49 ХПК), ст. 50–52 ХПК установлены исключения: подсудность по выбору истца, исключительная подсудность, договорная подсудность).

С 1 января 2014 г. следует обращать внимание на наименование суда (инстанции), в который подается процессуальный документ. Процессуальное же законодательство (в т.ч. и по делам об административных правонарушениях) продолжает действовать пока в неизменном виде. Принятие единого процессуального кодекса пока не ожидается.

Унифицирована также система судебного исполнения. Принятыми актами пока намечена общая концепция, более детально статус органов принудительного исполнения должен быть утвержден до 1 января 2014 г. Советом Министров Республики Беларусь.

Таким образом, на сегодняшний день принятый пакет актов, направленный на объединение общих и хозяйственных судов, не несет глобальных изменений в части судопроизводства при рассмотрении споров между субъектами хозяйствования. В дальнейшем объединение судов, вероятно, приведет и к унификации как процессуального законодательства, так и судебной практики .

90 лет на страже прав

Становление и развитие хозяйственного (арбитражного) судопроизводства в Украине

№45 (1084) 10.11—16.11.2012

Посетители музея в Высшем хозяйственном суде могут наглядно ознакомиться с историей арбитражных судов Украины.

Скоро хозяйственные суды нашего государства будут отмечать важную дату. 90 лет прошло с тех пор, как на территории Украины появилась система арбитражных органов, которая в годы независимости трансформировалась в систему хозяйственных судов. Днем ее создания считается 21 ноября 1922 года, когда Совет Народных Комиссаров УССР принял постановление об утверждении Положения о порядке решения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. В соответствии с этим положением были созданы арбитражные комиссии: Высшая арбитражная комиссия при Украинском экономическом совете и арбитражные комиссии на местах — при губернских экономических советах.

Периоды развития в советское время

После революции 1917 года в условиях Гражданской войны управление народным хозяйством осуществлялось централизованно. Частные предприятия на территории Украины были национализированы, поставка продукции проводилась без заключения договоров и проведения расчетов. При этом споры, возникавшие в процессе осуществления хозяйственной деятельности, решались в административном порядке.

После окончания Гражданской войны такая система ведения хозяйства уже не могла эффективно работать, что привело к социально-экономическому кризису. С началом введения в 1921 году новой экономической политики и восстановления народного хозяйства возникла объективная необходимость в создании специальных органов, которые бы решали споры между субъектами хозяйствования. Поэтому в 1922 году начинали зарождаться органы арбитража. В истории их развития в советское время обычно выделяют три периода, связанных с определенными этапами экономического развития страны.

Первый период (1922—1931) связан с окончанием Гражданской войны и переходом к восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства. В это время для решения имущественных споров, возникавших между субъектами хозяйственной деятельности, были созданы арбитражные комиссии.

Второй период (1931—1959) связан с тем, что в народном хозяйстве все более важную роль играли системы хозрасчета, плановая и договорная дисциплина. В это время на смену арбитражным комиссиям приходят государственные и ведомственные арбитражи.

Третий период (1959—1991) характеризуется совершенствованием организации управления промышленностью. Изменены задачи и функции арбитража, что нашло отражение в постановлении Совета министров СССР от 23.07.59 «Об улучшении работы Государственного арбитража».

Рождение арбитража

В условиях нэпа были возобновлены товарно-денежные отношения между предприятиями и организациями, которые получили самостоятельность и начали строить свою деятельность на основе договоров. Для решения споров между ними 21 ноября 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров УССР утверждено Положение о порядке решения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, в соответствии с которым созданы арбитражные комиссии. Именно эта дата считается моментом основания арбитражной системы, 90-летие которой мы будем отмечать.

Арбитражные комиссии, которые действовали с 1922 по 1931 год, были наделены судебными функциями. Производство осуществлялось арбитражными комиссиями по правилам гражданско-процессуальных кодексов союзных республик, однако с отличиями, которые были обусловлены особенностями подведомственных им дел. Последние рассматривались коллегиально председателем и двумя членами арбитражной комиссии. Решения местных арбитражных комиссий могли быть обжалованы в Высшую арбитражную комиссию при Украинском экономическом совете.

Экономические условия того времени (несоблюдение хозяйственных расчетов, недостаточное развитие системы договорных отношений, ненадлежащее внимание к договорной дисциплине) повлияли на объем полномочий арбитражных комиссий. Так, они имели право применять отсрочку или рассрочку выполнения обязательств, заменять предмет выполнения, определять денежный эквивалент, в некоторых случаях полностью или частично освобождать должника от выполнения обязательств.

Дальнейшее развитие арбитража связано с переходом на хозрасчетные принципы ведения хозяйства и возникновением экономических отношений на основании договоров. Применение принципа согласования в регулировании хозяйственных отношений привело к увеличению количества споров между предприятиями и организациями, а также к изменению характера спорных правоотношений. Поэтому с целью введения быстрого и оперативного рассмотрения дел при строгом государственном контроле за соблюдением пла­новой и договорной дисциплины 3 мая 1931 года постановлением ЦИК и СНК СССР утверждается положение о государственных арбитражах, в соответствии с которым арбитраж приобрел статус особого, принципиально нового органа, дея­тельность которого была направлена на защиту прав и интересов субъектов хозяйствования. В этот период изменяются формы деятельности арбитража, структура его органов, законодательно упорядочивается процедура рассмотрения споров.

5 июня 1931 года постановлением Всеукраинского ЦИК и СНК УССР утверждается Положение о Государственном арбит­раже УССР, во исполнение которого создан Госарбитраж при СНК УССР и его межра­йонные органы в Харькове, Киеве, Одессе, Днепропетровске и Сталине (сейчас — Донецк). Однако уже в 1932 году межрайонные органы Госарбитража были ликвидированы и созданы госарбитражи при областных исполнительных комитетах.

Главной задачей Госарбитража УССР в этот период было решение имущественных споров между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1934 го­ду в компетенцию этого органа входило также рассмотрение споров, возникавших во время заключения хозяйственных договоров поставки продукции (преддоговорные споры).

Во время Великой Отечественной вой­ны в связи с оккупацией Украины деятельность Госарбитража при СНК УССР и при областных исполнительных комитетах была приостановлена и возобновлена только после освобождения территории Украины (в IV квартале 1943 года в Харькове, а во второй половине января 1944-го — в Киеве). До конца 1944 года возобновили и наладили работу госарбитражи в областях УССР, кроме Ровенской, Волынской, Тернопольской и Станиславской (в настоящее время — Ивано-Франковской) областей.

В то же время, как свидетельствуют архивные документы, несмотря на послевоенную разруху, руководство Госарбитража продолжало уделять большое внимание вопросам, которые и сегодня актуальны: обобщению практики рассмотрения отдельных категорий дел, соблюдению сроков их рассмотрения, оперативному направлению принятых решений. Особое внимание уделялось повышению профессионального уровня работников арбитража.

В 1946 году арбитражная система снова подверглась реформированию. В связи с преобразованием СНК СССР в Совет министров Союза, СНК союзных республик — в соответствующие советы министров Госарбитраж при СНК УССР был переименован в Госарбитраж при Совете Министров УССР.

Реформаторские шаги

Нельзя не вспомнить тех, кто стоял у истоков хозяйственного судопроизводства в годы становления отечественной системы арбитража. Одним из опытнейших профессионалов был главный государственный арбитр УССР Иван Красноступ, который с 1938 по 1941 и с 1943 по 1967 год возглавлял Госарбитраж республики. Под его руководством воспитано несколько поколений высококвалифицированных юристов — работников арбитражной системы. Благодаря усилиям И.Красноступа Госарбитраж приобрел авторитет и успешно выполнял возложенные на него задачи по укреплению законности в хозяйственной деятельности.

В целом в период с 1931 по 1959 год, в условиях существования жесткой административно-командной системы, Госарбитраж не имел достаточного влияния на регулирование хозяйственных отношений и эффективную защиту прав предприятий, учреждений и организаций. Однако проведение экономической реформы и принятие 23 июля 1959 года постановления Совета министров СССР «Об улучшении работы Государственного арбитража» усилили роль последнего в системе управления народным хозяйством.

После утверждения Положения о Государственном арбитраже при Совете министров СССР 17 августа 1960 года органы Госарбитража образовали единую систему в масштабах Союза.

Вопрос существенного повышения роли Госарбитража встал в связи с экономической реформой 1965 года, которая определила необходимость перехода к экономическим методам управления, расширения прав предприятий, укрепления плановой и договорной дисциплины.

Совет министров СССР 17 января 1974 го­да принял постановление «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража». Соответствующие органы теперь составляли единую союзно-республиканскую систему, устанавливался централизованный надзор за законностью принятых решений, что обеспечивало единство практики решения хозяйственных споров, поскольку высшие органы получили право пересматривать решения низших инстанций.

Конституция СССР 1977 года предусматривала, что решение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами Госарбитража в пределах их компетенции. Вместе с тем новые условия экономического развития страны требовали не только изменения места и роли органов Госарбитража в системе органов государственной власти, но и кардинального реформирования путем создания независимого органа.

Осуществлять преобразование пришлось тогдашним руководителям Госарбитража УССР: Ивану Корчаку, который пришел в Госарбитраж с должности заместителя прокурора республики, после чего с 1967 по 1987 год занимал должность главного государственного арбитра Госарбитража при Совете Министров УССР, и Юрию Матвееву, занимавшему эту должность в 1987—1989 годах.

Значительное влияние на развитие арбитражной системы в этот период оказали заместители главного государственного арбитра Госарбитража при Совете Министров УССР: с 1958 по 1986 год — Станислав Буткевич, с 1974 по 1981 года — Семен Кузнецов. Стоит вспомнить таких выдающихся госарбитров, как Назели Аракелянц, Людмила Кузьмичова, Тамара Любинская, Евгений Михлин, Инесса Петренко, Светлана Плахотнюк, Галина Савенко, Ирина Самойлова, Светлана Цихоцкая, Светлана Фатеева и начальники отделов Аркадий Быков, Ирина Гершуненко и Юрий Шаульский.

Хочется выразить благодарность руководителям областных Госарбитражей: многие из них прошли все этапы реформирования арбитражной системы, а некоторые и сегодня продолжают руководить местными и апелляционными хозяйственными судами.

Из арбитров — в судьи

Судьбоносные изменения в арбитражной системе в самые ответственные периоды ее развития связаны с жизнью и деятельностью яркой личности — Дмитрия Притыки, который с 1986 по 1989 год работал заместителем и первым заместителем главного государственного арбитра Госарбитража УССР, а в 1989—2006 годах возглавлял последний. Именно этот выдающийся специалист сформировал в Высшем арбитражном (хозяйственном) суде команду профессионалов-единомышленников, среди которых — Анатолий Осетинский, Виктор Москаленко и Сергей Демченко.

Экономические преобразования, переход на рыночную экономику требовали кардинального реформирования органов арбитража, поэтому возникла потребность создать специальный судебный орган для рассмотрения хозяйственных споров. Таким институтом судебной власти стал арбитражный суд. Верховный Совет УССР 4 июня 1991 года принял закон «Об арбитражном суде», которым предоставил арбитражным судам статус органов судебной власти, осуществляющих правосудие в хозяйственных отношениях. В соответствии с данным актом в Украине начали работать Арбитражный суд АР Крым, арбитражные суды областей, гг.Киева и Севастополя, соста­влявшие единую систему арбитражных судов Украины, во главе которой стоял Высший арбитражный суд.

После вступления в силу 10 февраля 1993 года закона «О статусе судей» все арбитры получили статус судей.

Принятие Конституции Украины создало правовую базу, обеспечившую развитие судебной системы. Законом «Об арбитражном суде» от 20.02.97 слова «арбитр», «арбитражная коллегия» заменены словами «судья», «судебная коллегия», что еще больше подчеркнуло правовую природу арбитражных судов как специализированных судебных органов. С момента принятия данного закона арбитражные суды уверенно заняли свое место в системе органов правосудия Украины.

Существенный вклад в создание системы в этот период сделали судьи Высшего арбитражного (хозяйственного) суда, в частности: первый заместитель главного государственного арбитра Госарбитража при Совете Министров УССР, а в дальнейшем — первый заместитель председателя Высшего арбитражного (хозяйственного) суда Николай Гречковский; судьи: Иосиф Милевский, Любовь Невдашенко, Виталий Рыбак, Виктор Семчук, Наталия Панченко, Федор Черногуз, а также Татьяна Новикова, которой, к сожалению, уже нет в живых.

Яркий след в истории хозяйственных (арбитражных) судов оставили судьи (арбитры), около 20 лет своей жизни отда­вшие этой системе. Часть из них уже в отставке, а некоторые и сегодня продолжают плодотворно работать.

«Хозяйственный» этап

Очередным важным шагом в реформировании арбитражного судопроизводства стало принятие 21 июня 2001 года акта «О внесении изменений в Закон Украины «Об арбитражном суде», которым, в частности, слово «арбитражный» заменено словом «хозяйственный», введена трехзвеньевая система судов, созданы апелляционная и кассационная инстанции для рассмотрения жалоб на решения местных судов, изменен объем прав участников судебного процесса.

Во исполнение указа Президента «О соз­дании апелляционных хозяйственных судов и утверждении сети хозяйственных судов Украины» от 11.07.2001 начали функционировать 7 апелляционных хозяйственных судов: Днепропетровский, Донецкий, Киевский, Львовский, Одесский, Севастопольский и Харьковский, которые возглавили, соответственно, Владимир Плевако, Виктор Татьков, Андрей Пинчук, Богдан Мазовита, Валерий Балух, Владимир Коваль и Николай Титов. Полномочия данных апелляционных хозяйственных судов распространялись на соответствующие апелляционные округа.

Согласно указу Президента от 30.05.2002 созданы Житомирский и Запорожский апелляционные хозяйственные суды, а указу от 25.06.2003 — Киевский межобластной и Луганский апелляционные хозяйственные суды.

После вступления в действие 1 июня 2002 года закона «О судоустройстве Украи­ны» утратил силу закон «О хозяйственных судах», что условно можно считать завершением первого этапа судебной реформы. В целом это имело положительное влияние, поскольку закреплялся статус специализированных судов, очерчивались полномочия их руководителей, порядок назначения судей на административные должности и т.п., была утверждена трехзвеньевая система хозяйственных судов: местные (хозяйственные суды АР Крым, областей, гг.Киева и Севастополя), апелляционные и Высший хозяйственный суд.

Во исполнение закона «О судоустройстве Украины» с марта 2003 года в ВХС созданы судебные палаты:

• по рассмотрению дел, возникающих из налоговых и других отношений, связанных с государственным регулированием деятельности субъектов хозяйствования (возглавил А.Осетинский);

• по рассмотрению дел по хозяйственным спорам, связанным с защитой права на объекты интеллектуальной собственности (возглавил В.Москаленко);

• по рассмотрению дел по спорам между субъектами хозяйствования (возглавил С.Демченко);

• по рассмотрению дел о банкротстве (возглавил Н.Титов).

В 2006—2010 годах ВХС руководил С.Демченко, который последовательно и принципиально принимал меры для обеспечения соблюдения законности в сфере хозяйственных правоотношений в условиях развития рыночной экономики. Заместителями председателя ВХС в это ответственное время были опытные и высококвалифицированные судьи: А.Осетинский, В.Москаленко и Александр Шульга (вышел в отставку в 2011 году).

Следующий этап реформирования системы хозяйственных судов ознаменовался принятием 7 июля 2010 года закона «О судоустройстве и статусе судей», которым определены организация осуществления правосудия, система судов общей юрисдикции, статус судей, порядок осуществления судейского самоуправления и т.п. Данный акт можно считать существенным шагом к созданию доступной и действенной судебной системы в соответствии с Конституцией и международными стандартами в области правосудия.

Во исполнение положений данного закона и для надлежащего обеспечения эффективной работы в новых условиях собрание судей ВХС определило специализацию судей, и по предложению председателя учреждения их распределили между четырьмя вновь созданными судебными палатами, секретарями которых были назначены Александр Кот, Евгений Першиков, Анастасия Зарицкая и Сергей Могил.

Согласно указу Президента «Вопросы сети хозяйственных судов Украины» от 12.08.2010 сейчас функционируют 27 местных и 8 апелляционных хозяйственных судов.

Следует особо отметить и неизменных заместителей председателя ВХС — А.Осетинского и В.Москаленко. Это самоотверженные высококвалифицированные судьи, принимавшие непосредственное участие в проведении всех масштабных преобразований: от выведения Госарбитража из подчинения исполнительной власти до его превращения в арбитражные (хозяйственные) суды. Становление и развитие системы хозяйственных судов независимой Украины также трудно представить без команды нынешних судей ВХС, которые уже более двух десятилетий посвящают себя служению закону.

Руководитель системы

Много усилий для создания отечественной системы судов хозяйственной юрисдикции приложил В.Татьков, который с 1994 года занимал должность заместителя председателя Арбитражного (хозяйственного) суда Донецкой области, а с 2001 года — председателя Донецкого апелляционного хозяйственного суда. Возглавив суд апелляционной инстанции, он много внимания уделял усовершенствованию организационной деятельности учреждения, сумел наладить четкий механизм осуществления хозяйственного судопроизводства, работу по укреплению законности в хозяйственных правоотношениях. Как председатель суда Виктор Иванович постоянно заботился о формировании кадрового потенциала и материально-техническом обеспечении, создал образцовые условия для деятельности судей и работников аппарата.

В 2004 году В.Татьков защитил диссертацию на тему «Правовая природа, состав и содержание учредительных документов акционерного общества». Решением президиума Высшей аттестационной комиссии Украины ему присвоена научная степень кандидата юридических наук.

По количественным и качественным показателям работы Донецкий апелляционный хозяйственный суд занял достойное место среди апелляционных хозяйственных судов Украины. Залогом успешной работы учреждения стало изучение и обобщение судебной практики, предоставление эффективной методической помощи в применении законодательства местным хозяйственным судам, расположенным в апелляционном округе, проведение семинаров и круглых столов по рассмотрению и обсуждению актуальных вопросов применения законодательства в отдельных категориях дел, прохождение судьями первого звена практики в Донецком апелляционном хозяйственном суде.

В 2006 году совместным решением пленума ВХС и Совета судей хозяйственных судов Донецкий апелляционный хозяйственный суд признан модельным: опыт его работы рекомендовано учитывать другим хозяйственным судам. По инициативе Виктора Ивановича в 2004 году на базе Донецкого апелляционного хозяйственного суда создано Донецкое региональное отделение Академии судей Украины.

С 2002 по 2010 год В.Татькова избирали членом Совета судей хозяйственных судов, а в 2005-м — в состав его президиума. С 2005 по 2010 год он входил в Совет судей Украины.

Решением Высшего совета юстиции в сентябре 2010 года В.Татьков назначен председателем ВХС, а в декабре 2010-го — членом ВСЮ. Дальнейшая реализация судебной реформы в системе хозяйственных судов проходит уже под его непосредственным руководством.

Для обеспечения работы в новых условиях Виктор Иванович разработал комплексные меры по реализации хозяйственными судами положений закона «О судоустройстве и статусе судей», во исполнение которых проведена реорганизация судебных палат и аппарата ВХС.

В.Татьков активно занимается зако­но­творческой деятельностью, выступил инициатором проработки с комитета­ми ВР законопроектов, направленных на совершенствование правосудия, судоустройства, статуса судей, хозяйственного судопроизводства, системы обеспечения функционирования судебной власти. Председатель ВХС также является членом Комиссии по вопросам реформирования судебной системы.

Виктор Иванович стал победителем всеукраинского конкурса «Юрист года 2010» в номинации «судья хозяйственного суда», является действительным членом Союза юристов Украины, неоднократно награждался отличиями ВХС, а также государственными наградами.

Підготовлено управлінням організаційної роботи Вищого господарського суду України

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.