Гос регистрация коммерческих организаций

Государственная регистрация коммерческих организаций.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Заявление представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;

3) учредительные документы юридического лица;

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

5) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Налоговый орган принимает решение о государственной регистрации, которое является основанием для внесения записи в государственный реестр, причем с момента внесения такой записи государственная регистрация считается состоявшейся, а субъект предпринимательства — созданным.

§ 5. Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций

Коммерческие организации могут создаваться путем учреждения (создания заново) или путем реорганизации из уже существующих юридических лиц.

Государственная регистрация может осуществляться в различном порядке.

2. Распорядительный порядок регистрации применяется только для создания унитарных предприятий в связи с необходимостью наделения их государственным или муниципальным имуществом.

3. Разрешительный порядок регистрации применяется при создании кредитных организаций, что возможно после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи лицензии на совершение банковских операций. В ряде случаев создание коммерческих организаций (при значительной балансовой стоимости активов учредителей, годовой выручке) допускается с разрешения Федеральной антимонопольной службы*(11).

4. Уведомительный порядок регистрации применяется только в отношении отдельных регистрационных процедур:

внесение в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов и представительств*(12);

уведомление о начале процедуры ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса*(13).

Государственная регистрация коммерческих организаций (как и других юридических лиц) проводится инспекциями Федеральной налоговой службы в течение пяти рабочих дней.

Для регистрации юридического лица представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ; достоверны; соблюден порядок создания юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и пр.).

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;

3) учредительные документы юридического лица;

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

5) документ об оплате государственной пошлины. Согласно ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за регистрационные действия взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Заявителем при подаче документов на государственную регистрацию может быть только физическое лицо (учредитель, генеральный директор юридического лица-учредителя), подпись которого удостоверяется нотариально. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, переданных на регистрацию.

Процедура регистрации коммерческой организации

Уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию коммерческих организаций и предпринимателей без образования юридического лица, является Федеральная налоговая служба.

Процедура регистрации происходит по принципу «единого окна»: документы, необходимые для регистрации организации, подаются в налоговую инспекцию, и через 5 дней выдается свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Налоговая инспекция одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица выдает свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и присвоении ИНН и информационное письмо с присвоением статистических кодов. Инспекция самостоятельно отсылает необходимые документы в Федеральную службу государственной статистики для присвоения кодов статистики, уведомляет о регистрации юридического лица внебюджетные фонды: Пенсионный фонд (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд медицинского страхования (ФОМС).

Для государственной регистрации коммерческой организации при ее создании необходимы следующие документы:

· подписанное заявителем и удостоверенное нотариусом заявление о государственной регистрации по форме Р11001, утвержденной Правительством Российской Федерации;

· решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

· выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

· документ об уплате государственной пошлины (2 000 рублей).

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

При государственной регистрации коммерческой организации заявителями могут являться следующие физические лица:

· руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

· учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

· руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем.

При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

В случае отказа в государственной регистрации решение должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения. Решение об отказе направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Основания для отказа закреплены в ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

· непредставление документов, необходимых для государственной регистрации;

· представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Что касается Письма Госкомстата РФ, необходимо отметить, что на практике случается, что налоговая инспекция не выдает при регистрации информационное письмо Госкомстата РФ. В данном случае необходимо обратиться в Федеральную службу государственной статистики РФ, находящуюся по адресу: Российская Федерация, г. Москва, ул. Кирпичная, д. 33. Для получения информационного письма с кодами статистики представляются: копия устава, копия учредительного договора, копии свидетельств о государственной регистрации и о присвоении ИНН. Присвоение кодов статистики (ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ, ОКФС, ОКОПФ) происходит в течение нескольких дней.

После получения необходимых документов коммерческая организация заказывает печать.

Каждый внебюджетный фонд ставит коммерческую организацию на учет на основании уведомления налогового органа, осуществляющего государственную регистрацию юридического лица, присваивает регистрационный номер и высылает извещение о постановке на учет на адрес местонахождения коммерческой организации. Однако на практике письма из фондов могут и не поступить в адрес коммерческой организации. В таком случае следует обращаться непосредственно в фонды для получения дубликата извещения на руки. Перечень документов, необходимых для получения извещения о постановке на учет в указанных фондах, следует уточнять непосредственно в соответствующем территориальном отделении фонда.

Для открытия расчетного счета в банке необходимо выбрать банк, в котором коммерческая организация желает открыть счет, и узнать в нем правила открытия счета. После заполнения соответствующих документов банк подписывает с лицом, уполномоченным действовать от имени коммерческой организации, договор банковского счета.

Для акционерного общества требуется еще и государственная регистрация выпуска ценных бумаг (акций). Законодательством предусмотрены следующие этапы процедуры эмиссии ценных бумаг:

· принятие решения о размещении акций;

· утверждение решения о выпуске акций и отчета об итогах выпуска акций;

· государственная регистрация решения о выпуске акций;

· размещение ценных бумаг;

· государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций.

§1. Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранным капиталом как процедура легализации участия иностранных юридических лиц п предпринимательской деятельности на территории России.

Для участия в предпринимательской деятельности на территории

России иностранная компания должна легализовать свой правовой статус и

стать хозяйствующим субъектом права по российскому законодательству.

Легализация иностранных компаний выражается в прохождения ими

предусмотренных российским законодательством регистрационных и

латинского «legalis» и означает узаконение, придание юридической силы,

разрешение деятельности организации При этом исходным условием является то, что в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ предусмотрено установление в российском законодательстве принципа приравнивания в правах и обязанностях российских и иностранных лиц

Конституционное положение о национальном режиме получило дальнейшее закрепление и развитие в специальном законодательстве. В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 1 К РФ правш а, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Юридическое значение процедуры государственной регистрации любого юридического лица, включая иностранное, состоит в приобретении

им правоспособности. В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ участие

т Словарь иностранных слов У Ore. состав: К.С. Кузьминских. М.М. Каушанский, Я. А. Рохлин. М., 1933. С. 663.

юридического лица, в том числе и иностранного, в предпринимательских правоотношениях возможно лишь при наличии определенной правоспособности, которая возникает с момента создания предприятия. Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ оно как юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Возможность приобретения и осуществления субъектом предпринимательства статуса юридического лица соответствующего объема имущественных и личных неимущественных прав зависит от прохождения им процедуры государственной регистрации.

Любое юридическое лицо как субъект предпринимательства признается организацией, которая имеет и собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлешш обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные праиа, нести обязанности, быть истцом и ответчиком и суде (ст. 48 ГК РФ). Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают в момент возникновения самого юридического лицаlu9.

Это означает, что правоспособность юридического лица возникает с момента создания, подтверждаемого государственной регистрацией этого факта, и внесения соответствующей записи в Ндииый государственный реестр юридических лиц РФ (п. 2 ст. 51 ГК РФ), а прекращается она в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц РФ (п. 8 ст. 63 ГК РФ). В отличие от российского законодательства по законодательству Германии, например, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества призваются ограниченно правоспособными с момента государственной регистрации предварительного сбшсства и становятся дееспособными с момента их регистрации в качестве юридических лиц130.

При проведении процедуры государственной |>сгистрации осуществляется проверка соблюдения установленных документальных форм и порядка создания, реорганизации или ликвидации юридических лиц на соответствие действующему законодательству. О.А. Красавчиков отмечал, что акт государственной регистрации юридического лица — это административный акт уполномоченного государственного органа, акт государственного контроля11 \

Согласно ст. 20 Закона РФ об иностранных инвестициях созлание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, за изъятиями, которые мог>п- быть установлены федеральными законами. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»112.

В соответствии со ст. 1 Закона о государственной регистрации юридических лиц государственная регистрация юридического лица есть акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Законом11′.

В отношении определения характера процесса государственной регистрации юридических лиц на современном этапе, в том числе с иностранными инвестициями, в правовой литературе существуют различные

мнения, Так, В.Ф. Попопдоиуло отмечает, что государстпсппая регистрация

М| KpaatawKfxi OA. Юридические флкш в сонетскпм гражданском прайс. М, 1958. С. 126 — 127. 112 СЗ РФ. I3.0S.200I. №33 (•:. 1). Ст. 3431 (далее — Закон о регистрации юридических лиц). и* Оосяшигков К. Праповая природа государственной регистрации юридического лииа УУ Российская ЮСТИЦИЯ. 2000. №4. С. 22.

юридических лиц в России осуществляется Б административном порядке40. Между тем Е.В. Лукашова указывает на упрощение порядка создания организаций с иностранными инвестициями, проявившегося в том, что до недавних пор он носил разрешительный характер, а в настоящее время используется нормативно-явочный способ п’, в то время как В.В. Гущин и А.А. Овчинников называют его «уведомительным порядком»41.

Однако наиболее точно, на мой взгляд, действующий порядок государственной регистрации юридических лиц охарактеризован Е.П. Губиным и П.Г. Лахно. По их мнению, «такая процедура государственной регистрации представляет собой максимально либерализованный вариант явочно-нормативного способа создания юридического лица, олицетворяющий собой не только отказ от концепции регистрации как акта разрешения со стороны государств, но и практически

полное устранение вмешательства государстса в процесс регистрации»42.

Регистрационный порядок создания коммерческих, а иногда и некоммерческих юридических лиц предусмотрен практически во всех зарубежных странах43. Вместе с тем, например, континентальная система регистрации отличается тем, что регистрация юридических лиц здесь характеризуется лредварителыюй проверкой законности ссздаиня юридических лиц и осуществляется судами44. Например, в соответствии с Германским торговым уложением торговый региспр ведется 1ражданскими судами первой инстанции, в то время как по французскому законодательству ведение реестра возложено на торговые суды, а где их нет — на гражданские суды первой инстанции. В сравнении с этим упрощенный порядок регистрации компаний, предусмотренный российским законодательством о регистрации юридических лиц, япляется более рациональной и менее дорогой процедурой45.

Вместе с тем некоторые авторы все же усматривают необходимость особого порядка регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями как наиболее очевидную в странах с переходной экономикой и формирующимся рынком, где особый порядок регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями отвечает интересам как принимающей стороны, так и зарубежных инвесторов. Применение особого порядка регистрации такого рода предприятий позволяет, с одной стороны, защитить национальный рынок, а с другой стороны, стимулировать приток иностранного капитала в приоритетные отрасли экономики46.

Законодательству известны также иные процедуры создания юридических лиц. Например, создание юридических лиц в разрешительном порядке предусматривает обязательное получение предварительного согласия или разрешения уполномоченного государственного органа на создание конкретного юридического лица. Во Франции в разрешитальном порядке создаются торговые товарищества, учредителями которых япняются

иностранцы, а в Германии — учреждения, страховые общесгва, банки \

Исторически разрешительная система образования юридических лиц была известна праву многих стран Западной Европы (Австрии, Англии, Германии, Франции и др.) в период появления первых компаний и была обусловлена специатьным разрешением органа государственной власти47. Как указывал ГШ. Цитович, по российскому праву конца XIX в. акционерное товарищество возникает, когда подготовленный учредителями проект услана утверждается государственной ШШИИИИ123. Вместе с LCM, ПО мнению Л.-Ж. Морапдьера, государство определяет правосубъектность

юридических лиц, которые будут иметь права, которые законодатель

пожелает признать за ними .

Существует также явочный порядок создания юридических лиц, при котором для возникновения юридического лица достаточно факта волеизъявления учредителей. При этом государственной регистрации юридического лица не требуется. Такой порядок является скорее исключением, нежели общим правилом48. В некоторых зарубежных странах он легализован законодателем либо судебной практикой. Так, например, в Англии есть компании «с незапамятных времен», созданные на основе общего акта парламента, а в США судебная практика признает существование корпораций de facto49*.

Кроме того, возможен также распорядительный порядок создания юридического лица. В соответствии с распорядительным порядком юридическое лицо возникает с момента принятия уполномоченным государственным органом решения о создании юридического лица, без процедуры государственной регистрации. Распорядительный порядок действует в отношении юридических лип, учредителями которых выступают только публично-правовые образования. По советскому законодательству в нашей стране так создавались государственные предприятия и организации50.

В России согласно действующему законодательству государственная регистрация юридических лиц, как с участием иностранного капитале:, так и без такого участия, осуществляется с соблюдением ряда базовых принципов, в том числе: единой процедуры государственной регистрации независимо от объекта регистрации и его региона, единых регистрирующих органов по регистрации юридических лиц, единого государственного реестра юридических лиц; открытости сведений о государственной регистрации юридических лиць0. При этом обязательность государственной регистрации юридического лица является основополагающим принципом системы

регистрации юридических лиц .

Первоначально на современном этапе процедгура регистрации предприятий с иностранными инвестициями согласно Закону РСФСР об иностранных инвестициях и Закону РСФСР о предприятиях осуществлялась в особом разрешительном порядке, предусмотренном не только данными законами, но и специальным актом — Постановлением Правительства РСФСР от 28 ноября 1991 г. №26 «О регистрации предприятий с иностранными

Полномочия по регастрации данных предприятий распределялись

между уполномоченными органами следующим образом. Тик, государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями, кроме предприятий нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей, объем иностранных инвестиций в которые не превышал 100 млн. рублей, осуществлялась Советами Министров республик в составе РФ, администрациями краев, областей и округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга

Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями, объем инвестиций в которые превышал 100 млн. рублей, осуществлялся Министерством экономики и финансов РСФСР с учетом мнения Советов Министров республик в составе РСФСР, администрациями краев, областей, автономЕЮЙ области, автономных округов, городов федерального значения, на территории которых эти предприятия

‘tiixyil&ib T.fl llcpcncxnmu развития :fcjKijiiujunCJU*;ii4l О pCl’llCYpillllill юр^ДИЧССКИХ Л ИIJ h Журшы российского нраяа. 20DQ. №7. С. 42.

:л Свядосц ЮМ. Коммсршпм и торговый сделки. Гражданское is торговое гф:пц> капиталистических I исударс in / О т. рем. ?Д Вмхтео. М., 1993. С. 1)7- 118. 1,2 СП РФ. 1992. АЫ-2. Сг. 6

создавшись. D Министерстве экономики и финансов данные функции были возложены на специально созданный Комитет но иностранным инвестициям.

Указанным Постановлением Правительства РСФСР был установлен единый порядок ведения Государственного реестра предприятий, создаваемых в соответствии с Законом РСФСР о предприятиях и предприятий и с Законом РСФСР об инострашых инвестициях. Регистрация предприятия с иностранными инвестициями проводилась в течение 21 дня с момента подачи заявления, но завершению которой зарегистрированному предприятию выдаиалось свидетельство о регистрации установленного образца.

В последующем функции по регистрации предприятий с иностранными инвестициями были переданы Комитету’ по иностранным инвестициям при Министерстве финансов РФ. Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. №357 «О некоторых вопросах ведения Государственного реестра предприятий» 51 в п. 1 предусматривало, что Комитет по иностранным инвестициям при Министерстве финансов Российской Федерации осуществляет государственную регистрацию предприятий с иностранными инвестициями нефтс]-азодобывающей, нефтегазонерерабатывающей и угледобывающей отраслей, независимо от величины их уставного капитала, а также предприятии, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн. рублей. Позже укатанный Комитет по иностранным инвестициям бып расформирован с созданием вместо него Российского агентства международного сотрудничества и развития, которое действовало также недолго. Так, в соответствии с Постановлением Правительсгва РФ от б июня 1994г. Л«655 «О государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федериции» |vl были создана Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ, которую наделили функциями по регистрации предприятий с иностранными инвестициями, ведения государственного реестра таких предприятий 52. В этом органе должна была производиться государственная регистрация только двух типов предприятий с иностранными инвестициями: предприятий, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн. рублей; предприятий топливно-энергетического комплекса независимо от объема иностранных инвестиций. В других случаях ре1тютрация производилась уполномоченными органами республик, краев, областей53.

Однако с момента вступления в силу Закона о регистрации юридических лиц гссударственная регистрация коммерческих организаций, в том числе с иностранными инвестициями, осуществляется по месту их нахождения территориальными органами по налогам и сборам, выступающими в качестве регистрирующих органов.

В настоящее время, уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию всех юридических лиц, создаваемых на территории России, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 27.05.2005 г.) 54 является Федеральная налоговая служба.

Для коммерческих организаций с иностранными инвестициями принятие указанного Закона о регистрации юридических лиц означало отказ от особой системы регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Таким образом, российское законодательство, как отмечают Н.Г. Доронина и Н.Г. Семилютина, стало развиваться по пути создания одинаково благоприятных условий для предпринимательства, отказываясь от

особых стимулов для отдельных у части икон предпринимательских отношений — иностранных инвесторов, как это было предусмотрено советским законодательством55.

Закон о государственной регистрации юридических лиц устанавливает определенную процедуру государственной регистрации организаций с иностранными инвестициями при их создании. Коммерческая организация с иностранными инвестициями учреждается в порядке, установленном действующим законодательством для избранной организационно-правовой формы юридического лица. Следовательно, процедура государственной регистрации коммерческих организаций с участием иностранного капитала идентична процедуре регистрации российских юридических лиц. Некоторые особенности имеются лишь в части дополнительных требований к оформлению документов, необходимых для государственной регистрации.

Государственная регистрация юридических лиц с иностранными инвестициями осуществляется в регистрирующем (налоговом) органе по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности56.

Согласно Закону о государственной регистрации юридических лиц документы для регистрации юридического лица с иностранными инвестициями вклююны в общий перечень документов, необходимых для регистрации создаваемого юридического лица57. В соответствии со ст. 12 этого Закона ими являются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; б) решение о создании юридического лица и виде протокола, деговора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица —

д) документ об уплате государственной пошлины.

Следовательно, для коммерческих opi-анизаций с иностранными

инвестициями дополнительно требуется представить только один документ —

выписку из реестра иностранных юридических лиц. Все остальные документы являются общими как для создания российских компаний, так и для создания компаний с иностранным капиталом. Что касается заявления о государственной регистрации, то оно представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ 19 июня 2002 г. №439 «Об утверждении форм л требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»58.

В этом заявлении в разделе «Сведения об учредителях (участниках) — юридических лицах» необходимо указать страну регистрации иностранной корпорации, дату регистрации, регистрационный номер и наименование регистрирующего органа, которым зарегистрирован иностранный учредитель в соответствующей стране, а также указать адрес учредителя иностранного юридического лица. В соответстпнн с подп. «а» ст. 12 рассматриваемого закона в заявлении заявитель подтверждает, что при создании юридически* и лица были соблюдены все установленные законодательст вом требования, в том числе:

учредительные документы соответствуют требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно- правовой формы;

• сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны; —

при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой форм?»? порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации; —

вопросы создания юридическою лица в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и

(или) органами местного самоуправления142.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку, как отмечает А.А. Овчинников, в регистрирующий орган представляются документы, имеющие юридическое значение, то важно удостовериться в том, что заявление подписано именно тем лицом, от которого оно исходит 1,13. Заслуживает поддержки в этой части мнение И.В. Зыковой, которая доказывает, что цель данного положения заключается «в попытке законодателя избежать регистрации организаций по утерянным или похищенным паспортам», по которым физические лица незаконно становятся учредителями организацийМ4.

Следующим ь перечне документов для регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями, исходя из ст. 12 Закона о регистрации юридических лип, является решение о создании юридического липа. Правовое значение указанного документа заключается в том, что он определяет те услсвия, на которых создается общество 115.

Следует отметить, что П.В. Козлова характеризует решение учредителя или нескольких учредителей о создании юридического лица, утверждении его устава, фиксирования размера его уставного капитала, определения персонального состава его единоличных и/или коллегиальных органов как соответственно одностороннюю либо многостороннюю корпоративную сделку, направленную на возникновение нового с>бъекта 1 грава и установление корпоративного отношения между будущим юридическим лицом, его учреди гелем (учредителями, участниками), а также лицами, осуществляющими функции его органов148.

Помимо перечисленных документов при регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями, в соответствии с п. «в» ст. 12 Закона о регистрации юридических лиц, в регистрирующий орган представляются учредительные документы создаваемого юридического лица. Требования, предъявляемые к учредительным документам коммерческой организации с иностранными инвестициями, необходимые для l’ucyдарственной регистрации, установлены ГК РФ и зависят от избранной организационно-правовой формы.

Одна из задач, стоящих перед органом государственной регистрации юридических лиц, — проверка соответствия представленных учредительных документов организационно-правовой форме создаваемого юридического лица, указанной в заявлении о регистрации. В связи с этим в отношении регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями необходимо иметь в виду указания специальных законов, в частности Закона об акционерных обществах и Закона об обществах с ограниченной ответственностью, об учредительных документах, призванных юридически зафиксировать особенности, присущие юридическим лицам конкретной организационно-правовой формы, применительно к создаваемому субъекту59.

При этом решение об учреждении акционерного общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, изорания органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества. По вопросам, касающимся учреждения такого общества, утверждения его устава и определения денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав, вносимых учредителем в оплату акций общества, эти решения принимаются учредителями единогласно.

В соответствии со ст. 52 ГК РФ учредительными являются документы, на основании которых регистрируются и действуют юридические лица. Их положения обязательны для юридического лица в отношениях с его учредителями (участниками) и третьими лицами 60 , Учредительными документами юридического лица как с участием иностранного капитала, так и без пего являются устав (о акционерном обществе, производственном кооперативе, унитарном предприятии) либо учредительный договор (в хизнйстменных юиа^ищеищах>. До нсдамнего времени дли u6u(SCiu с ограниченной ответственностью учредительными документами являлся и устав, и учредительный договор, однако Закон от 30 декабря 2008 г. №312- ФЗ исключил из их числа учредительный договор1»1. В связи с этим важной новеллой российского законодательства с 01.07.2009 г. стало закрепление устава общества с ограниченной ответственностью в качестве его единственного учредительного документа.

В учредительных документах юридического лица, в том числе с иностранным капиталом, регистрируемым в России, должны определяться: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. Это подчеркивает единство в основных требованиях к проиопому режиму создания и регистрации компаний как с российским, так и иностранным капиталами.

В соответствии со ст. 12 Закона о регистрации юридических лиц, учредительные документы юридических лиц могут быть представлены в регистрирующий орган как в подлиннике, так и в нотариально удостоверенных копиях. Сложившаяся практика регистрации юридических лиц показывает, чго в большинстве случаев иностранные заявители предпочитают предегавлять копии учредительных документов.

Вместе с тем во избежание случаев подделки учредительных документов уже ведется законопроектная раоота по дополнению указанной нормы данного Зако та. Так, в соответствии с Проектом Федерального закона №164018-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части совершенствования механизмов учреждения и ликвидации

«1 ФедеральныП закон от 30.I2.200S г. >$;312-Ф3 «О Biiccctiti.i шмснсннЛ в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные «конодатсльнис акты Российской Федерации» » СЗ РФ. 05.01.20D9.№1. Or. 20.

коммерческих организаций» 1V> п. «в» ст, 12 Закона о регистрации юридических лиц предлагается изложить в следующей редакции: «учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии) в двух экземплярах, каждый лист которых подписывается заявителем».

В настоящее время Закон о регистрации юридических лиц среди общего перечня документов для регистрации коммерческой организации с иностранным и инвестициями предусматривает, как указывалось ранее, только один дополнительный документ, который необходимо представить в регистрирующий орган, — выписку из реестра иностранных юридических лиц страны происхождения иностранного инвестора или иное равное по юридической силе доказательство его юридического статуса (п. «г» ст. 12 Закона о регистрации юридических ;нщ),5\ Это означает, что, если в роли учредителя выступает иностранное юркдичсскос лицо, необходимо

доказательство его правового статуса, приобретенного в стране его происхождения. Таким образом, иностранные юридические лица обязаны доказать, что они существуют как таковые в стране своего учреждения, и представить в связи с этим выписку из указанного реестра этой страны . Данное требование было впервые введено с принятием Закона о регистрации юридических лиц61.

В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 25.12.1996 г. №10 «Обзор практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц» 62 разъясняется, что юридический статус иностранного лица подтверждается выпиской из торгового реестра страны происхождения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного

лица it соихьстсхвил с зиконодагсльстьом с граны сю местонахождения,

гражданства или постоянного местожительства.

Для иллюстрации важности этого требования можно привести результаты анализа материалов судебной практики. Так, австрийская фирма обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с акционерного общества открытого типа (г. Москва) процентов за пользование и штрафа за невозврат краткосрочного кредита. Применив российское законодательство, арбитражный суд иск удовлетворил. Кассационная инстанция решение изменила, снизив сумму взыскиваемых процентов и штрафа по кредитному договору, также ссылаясь на законодательств:) Российской Федерации

Истец обжаловал данное решение, сославшись на то обстоятельство» что арбитражный суд, руководствуясь при вынесении решения российским законодательством, неверно решил вопрос о применимом праве и неверно рассчитал сумму задолженности российского ответчика. По миопию австрийской фирмы, кредитные средства являлись австрийскими капиталовложениями, из которых австрийская фирма — истец кредитовала российское предприятие, и в силу это!» суду следовало применять австрийское право.

В то же время истец не представил свидетельств о своем правовом статусе по праву Австрии. Ответчик нредстазил в суд заявление российской организации о том, что истец не зарегистрирован в Австрии в качестве коммерческого предприятия и, в силу последнего обстоятельства, его ссылка на австрийское право несостоятельна.

Действовавший в момент рассмотрения спора Закон РСФСР об иностранных инвестициях предусматривал, что документом, подтверждающим личность иностранного лииа, является «выписка из торгового реес-кра страны происхождение или иного эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения». Международные договоры Российской Федерации также могут предусматривать норму о порядке определения правового статуса иностранного лица. Так, ст. 1 «Соглашения 1990 г. между СССР и Австрийской Республикой о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений» определяет австрийского инвестора как «любое физическое лицо, имеющее гражданство Австрийской Республики, и любое юридическое лицо или товарищество торгового права, основанное на объединении лиц, созданное в соответствии с законодательством Австрийской Республики и имеющее свое местонахождение на территории Австрийской Республики»15′.

Таким образом, правовой статус иностранного лица устанавливается на основе законодательства государства, его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства и подтверждается документами, выданными компетентными органами этого государства1’8. В их числе особое занимает выписка из рссетра, которая должна быть легализована в установленном законом порядке и предоставляться с приложением нотариально удостоверенного перевода на русский язык.

11ри этом требование о легализации может не предъявляться в случаях, предусмотренных международными договорами и соглашениями о правовой помощи, заключенными Российской Федерацией с государством происхождения иностранного инвестора. В частности, в соответствии со сг. 13 Конвенции о правовой помощи и правовь^с отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г. документы, изготовленные учреждением или специально на то улолнемоченным органом государств (стран) Содружества Независимых Государств в пределах их компетенции, не требуют какого-либо удостоверения (легахизации) на территории РФ

Однако с выпиской из такого реестра, как отмечают многие авторы, возникают на практике определенные сложности. Это связано с тем, что действующее законодательство ряда стран разрешает существование компаний де-факто, которые подлежат определенному учету или регистрации лишь в случае возникновения такой необходимости по законодательству страны, где они находятся или осуществляют свою деятельность63.

Если иностранным учредителем юридического лица, регистрируемого в России, выступает физическое лицо, то для государственной регистрации такой компании необходимо также представить документы, подтверждающие его гражданскую правоспособное. и дееспособность, которая определяется в соответствии с законодательством государства его гражданства, а также документы, удостоверяющие право этого лица Eia осуществление инвестиций на территории России, что подтверждается складывающейся правоприменительной практикой 64.

За государственную регистрацию иностранного юридического лица взимается обязательная плата в виде государственной пошлины. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за государственную регистрацию юридического лица уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей. Размер государственной пошлины за регистрацию российского юридического лица и лица с иностранным капиталом является одинаковым.

Упрощенность процедуры государственной регистрации юридического лица в сравнении с ранее предусмотренной проявляется в сроках регистрации. Так, сейчас в соответствии со ст. 8 Закона о регистрации юридических лиц государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение о государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответств>ющий государственный реестр.

Сведения о зарегистрированных юридических лицах, являющихся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, заносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, правила ведения которого установлены Постановлением Правительства or 19 июня 2002 г. №438 «О Ндииом государственном реестре юридических лиц»65. При это следует отметить, что при вхождении в состав участников российской коммерческой организации иностранного инвестора в сведения о российской организации, содержащиеся в L-дином государственном реестре юридических лиц, вносятся изменения. Для этого в налоговый орган по месту нахождения юридического лица представляется заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений d учредительные документы и документ об уплате государственной пошлины по установленной форме 66.

Установленный Законом о регистрации юридических лиц уведомительный порядок государственной регистрации юридических лиц применим не для вгех видов юридических лиц с участием иностранного капитала. В соответствии со ст. 10 рассматриваемого Закона федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц обусловлены прежде всего спецификой отдельных видов деятельности, которые могут осуществлять юридические лица, и необходимостью большего государственного контроля в некоторых сферах деятельности. Кроме того, данная норма позволяет4 учитывать при регистрации специфику правового статуса отдельных видов организаций как еубт>ектов хозяйственных правоотношений67.

Так, дополнительные требовании предусмотрены в отношении государственной регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и страховых компаний с участием иностранного капитала. Особенности их правового статуса, предусмотренные специальным отраслевым законодательством, установлены в виде дополнительных требований, связанных с их государственной регистрацией, а также необходимостью получения предварительного разрешения на их создание.

Прежде всего, следует отметить, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона ог 02 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности»’65, ст. 52 Федерального закона от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном Банкс Российской Федерации (Банке России)» хМ для создания кредитной организации с иностранными инвестициями необходимо получение предварительного разрешения Банка России. Под

предварительным разрешением понимается принципиальное согласис Банка

России на участие конкретного нерезидента в создании кредитной организации — резидента 167 . Процедура получения предварительного разрешения дня создания кредит ной организации регулируется подзаконным нормативным актом — Положением Банка России от 23.04.1997г. №437 «Об особен ностя х pei истраци и кредитн ы х оэгаиизаци й с и! юстран н ы м и инвестициями», утвержденное Приказом ЦБ РФ от 23.04.1997 г. № 02-195 (далее — Положение ЦБ РФ №437),6g.

Кроме того, в соответствии со ст. 17 Закона о банковской деятельности для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и получения ими лицензии на осуществление банковских операций помимо общих документов, предусмотренных ст. 14 указанною Закона, дополнительно иностранное юридическое лицо представляет

l СЗ РФ. 0S.02.1996. №6. Ст. -192 (далее — Закон о банковской деятельности). 160 СЗ РФ. 15.072002. №28. Ст. 2790 (далее — Закон о Цапралмом Банкс РФ).

IC’ Tocytwu ГЛ.. Викулт А.Ю «ПосгагсГшыП киммешарий к ‘Спиральному закону от IU июля 2002 гола №86-ФЗ «О Центральном Баткс Российской Федерации (Банке России)»». М.» 2003. С. 119. WT BCCUIHK Ьанка России. 30.04.1997. №25. До 30.01.2007 указанное Положение именовалось «Об особенностях рспгскраиии кредитных организаций с ииостран1ыми инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения банка России па увеличение уставного капитала -зарегистрированном кредитной организации за сют средств нерезидентов».

следующие документы: решение о ею участии в создании кредитной организации на территории России; документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением; письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории России в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания1″9.

К указанным документам прилагается гакже кони» разрешения Банка России на создание кредитной организации с иностранными инвестициями Порядок государственной регистрации кредитной организации подробно регламентируется Инструкцией ЦБ РФ от 14.01.2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации

кредитных организации и выдаче лицензий на осущсстолеиис башопских

операций» 170 с изменениями, вступившими в силу 20.02.2009 г.171

Кроме того, в соответствии с Законом РФ от 27 ноября 1992 г, №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»172 получение предварительного разрешения необходимо также и для осуществления иностранными компаниями страховой деятельности на территории России.

Так, в соответствии со ст. 6 этого закона страховая организация связана получить предварительное разрешение органа страхового иадзера на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) — на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ.

Таким образом, есть основания для ряда выводов. Так, процедура регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, осуществляемая в регистрационном порядке, представляется в целом, на мой взгляд, законодательно урегулированной. С момента государственной регистрации коммерческая организация становится полноправным хозяйствующим субъектом права и получает возможность реализовать права и исполнят]» обязанности по российскому законодательству. Единый порядок- регистрации юридических лиц с участием иностранного капитала и без такового свидетельствует о законодательном закреплении принципа национального режима в отношении деятельности иностранных компаний в России.

Более того, следует отметить тенденцию перехода от специального правового регулирования создания юридических лиц с участием иностранного капитана, характерного для первоначального этапа формирования российского законодательства об иностранных юридических лиц, к общему порядку правового регулирования, предусмотренному нормами Закона о регистрации юридических лиц. Исключение составляют лишь специальные субъекты предпринимательства с иностранным капиталом, к каковым относятся кредитные организации с иностранным капиталом, а также страховые организации с иностранным капиталом, которые подлежат регистрации в особом порядке. Однако такой подход является традиционной практикой применительно к таким структурам во многих европейских странах.

Сходный порядок государственной регистрации, предусмотренный

Законом о регистрации юридических лиц как для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, так и коммерческих организаций без иностранного участия, свидстсльствуст о «сближении/) 13 их правового статуса и предоставление равных прав иностранным субъектам в части создания юридических лиц. Об этом свидетельствует перечень документов, представляемых для государственной регистрации, сроки государственной регистрации, размер подлежащей уплате государственной пошлины, единый орган, осуществляющий государственную регистрацию.

Бесспорно, юридически урегулированная процедура государствен ной регистрации «удобна» для иностранных компаний и способствует тому, что иностранные компании избирают в качестве формы своего участия в предпринимательской деятельности на территории России именно создание коммерческой организации с иностранными инвестициями, а не создание филиала или представительства, порядок аккредитации которых будет рассмотрен далее.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.