Где вставать на учет на улучшение жилищных условий

Оглавление:

Где вставать на учет на улучшение жилищных условий

Постановка на квартирный учет и предоставление жилья из государственного/коммунального жилищного фонда

В соответствии со статьей 47 Конституции Украины каждый имеет право на жилье. Государство создает условия, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилье предоставляется государством и органами местного самоуправления безоплатно или за доступную для них плату согласно закону.

Детализацию указанных положений можно найти, прежде всего, в Жилищном кодексе УССР.

Так, статьей 31 Жилищного кодекса УССР предусмотрено, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в установленном порядке.

Из содержания статей 36, 37 Жилищного кодекса УССР представляется, что для получения жилья лицо должно также обязательно состоять на квартирном учете.

Таким образом, для реализации своего права на безоплатное получение жилья из государственного или коммунального фонда лицо должно:

1. нуждаться в улучшении жилищных условий;

2 состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (квартирном учете).

Лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий

Перечень лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определен в статье 34 Жилищного кодекса УССР и пункте 13 Правил учета граждан, которым требуется улучшение жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденных постановлением Совета Министров УССР и Укрпрофсовета от 11.12.84 № 470.

К нуждающимся в улучшении жилищных условий относятся следующие категории лиц:

1. лица, обеспеченные жилой площадью ниже установленного уровня. Такой уровень определяется исполнительными комитетами областных советов, а в г. Киеве – городским советом. Для г. Киева, например, лицо считается обеспеченным жилой площадью на должном уровне, если на одного человека приходится 7,5 кв. м жилой площади. Наличие указанного основания определяется путем деления общей жилой площади помещения на количество лиц, совместно проживающих и зарегистрированных в нем;

2. лица, проживающие в помещении, которое не соответствует установленным санитарным и техническим требованиям. Надлежащие санитарные и технические требования предусматривают, прежде всего, что проживание в жилом помещении не должно наносить ущерб здоровью. Признание дома не соответствующим указанным требованиям осуществляет исполнительным комитетом соответствующего совета;

3. лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в связи с чем не могут проживать в коммунальной квартире или в одной комнате с членами своей семьи. Исчерпывающий перечень таких заболеваний определен приказом Министерства здравоохранения УССР от 08.02.85 № 52;

4. лица, проживающие по договору поднайма жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда либо по договору найма жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов;

5. лица, проживающие не менее 5 лет по договору найма (аренды) в домах (квартирах), принадлежащих гражданам на праве частной собственности;

6. лица, проживающие в общежитиях;

7. лица, проживающие в одной комнате по две и более семьи, независимо от родственных отношений, или лица разного пола старше 9 лет, кроме супругов (в том числе, если занимаемое ими жилое помещение состоит более чем из одной комнаты). В этом случае следует учесть положение Семейного кодекса Украины, которым определено, что правом члена семьи обладает одинокое лицо.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. В частности, в г. Киеве исполнительный комитет Киевского городского Совета народных депутатов и президиум Киевского городского совета профсоюзов постановлением «О порядке применения в г. Киеве «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР» от 15.07.85 № 582 установили дополнительные основания постановки лиц на квартирный учет (пункт 7).

Постановка на квартирный учет

Лицо может быть поставлено на квартирный учет как по месту проживания, то есть в соответствующих советах, так и по месту работы, если предприятие, учреждение или организация, где работает лицо, осуществляет квартирный учет.

На учет ставят всю семью.

Для постановки лица на квартирный учет такое лицо должно подтвердить некоторые факты относительно себя и членов своей семьи.

Во-первых, лицо должно документально подтвердить, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий согласно одному из оснований, определенных Жилищным кодексом УССР или другими нормативно-правовыми актами жилищного законодательства.

Во-вторых, для постановки на квартирный учет лицо должно быть зарегистрировано в населенном пункте, где оно инициирует соответствующий вопрос. Единым исключением из этого правила является постановка на учет по месту работы лиц, проживающих в пригородной зоне. Для постановки на учет таких лиц последние должны не менее 10 лет проработать на соответствующем предприятии.

В случаях, определенных соответствующими советами, лицо должно проживать в населенном пункте установленное соответствующим органом местного самоуправления количество лет. Согласно пункту 15 Правил учета граждан, которым требуется улучшение жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в Украинской ССР, утвержденных постановлением Совета Министров УССР и Укрпрофсовета от 11.12.84 № 470, исполнительные комитеты областных, Киевской и Севастопольской городских Советов народных депутатов совместно с советами профсоюзов могут устанавливать продолжительность времени постоянного проживания граждан в этом населенном пункте, необходимую для постановки на квартирный учет. Следует заметить, что в некоторых городах советами не установлен такой срок проживания и, как следствие, в таких случаях лицо может быть поставлено на квартирный учет без учета срока последнего проживания в населенном пункте.

В г. Киеве согласно постановлению исполнительного комитета Киевского городского Совета народных депутатов и президиума Киевского городского совета профсоюзов от 15.07.85 № 582 такой срок составляет 5 лет, то есть лицо должно быть зарегистрировано в г. Киеве последние 5 лет до момента представления документов для постановки на квартирный учет.

Жилищное законодательство содержит устаревшие нормы (большинство из них приняты еще в советское время), требующие изменений согласно отношениям, которые складываются в нашем обществе в сфере указанных вопросов.

Включение лица в список лиц, которые обеспечиваются жильем вне очереди, не предусматривает учета указанного срока. Кроме того, лицо не должно в течение последних 5 лет совершать любые действия, последствием которых стало бы ухудшение его жилищных условий. Такими действиями может быть обмен занимаемого жилого помещения на худшее, порча или разрушение помещения, отчуждение пригодного и достаточного по размеру для проживания жилого дома.

В отдельных случаях положения этой статьи при правоприменении толкуются шире. Так, анализ судебной практики свидетельствует, что в некоторых случаях под искусственным ухудшением жилищных условий рассматривается также перерегистрация на меньшую площадь или регистрация третьих лиц в жилье, что приводит к искусственному возникновению оснований для постановки на квартирный учет.

Для постановки на квартирный учет лицо подает заявление в произвольной форме, которое подписывается вместе с членами семьи, желающими стать на квартирный учет.

К заявлению прилагаются справка о месте регистрации и составе семьи, которая выдается Жилищно-эксплуатационной конторой или Объединением совладельцев многоквартирных домов (в этом документе обязательно указываются адрес регистрации; жилая площадь жилого помещения; лица, зарегистрированные в помещении), а также справка о пребывании членов семьи на квартирном учете по месту работы и в соответствующем совете.

Если постановка на учет связана с определенными обстоятельствами (несоответствие помещения санитарным или техническим требованиям, заболевания члена семьи и т. п.), к заявлению также обязательно необходимо приложить соответствующие подтверждающие документы.

Решение по поданному заявлению должно быть принято в месячный срок.

Предоставление жилья из государственного/коммунального фонда

Обеспечение жильем для постоянного проживания осуществляется в порядке очередности, то есть с учетом даты постановки на квартирный учет. Гражданам, одновременно состоящим на квартирном учете в соответствующем органе местного самоуправления и по месту работы, жилое помещение предоставляется там, где раньше подошла очередь. При этом по другому месту квартирного учета лицо снимается с квартирной очереди как улучшившее свои жилищные условия.

Жилье предоставляется в размерах не больше нормы жилой площади, которая согласно статье 47 Жилищного кодекса УССР составляет 13,65 кв. м на одного человека. Вместе с тем жилье должно предоставляться не меньше уровня средней обеспеченности граждан в соответствующем населенном пункте. Так, согласно пункту 2 постановления исполнительного комитета Киевского городского Совета народных депутатов и президиума Киевского городского совета профсоюзов от 15.07.85 № 582 уровень средней обеспеченности граждан в г. Киеве составляет 9 кв. м на одного человека.

Таким образом, в г. Киеве один человек может получить жилье, жилая площадь которого от 9 кв. м до 13,65 кв. м, соответственно, два человека – от 18 кв. м до 27,3 кв. м, три человека – от 27 кв. м до 40,95 кв. м и т. п.

При этом законодательством предусмотрены случаи, когда допускается превышение при предоставлении жилищной площади, а также когда площадь предоставляемого помещения должна быть уменьшена.

Так, помещение может быть предоставлено с превышением, если помещение является однокомнатной квартирой, а также если жилье предоставляется лицам разного пола. Указанное правило касается лишь случаев, когда лица старше 9 лет и не являются супругами.

Одновременно статьей 48 Жилищного кодекса УССР определено, что при предоставлении жилого помещения учитывается жилая площадь в жилом доме (квартире), находящаяся в частной собственности граждан, если они не использовали жилищные чеки. При передаче гражданами жилья, находящегося в их частной собственности, органу, осуществляющему улучшение жилищных условий, они имеют право на получение жилья в пределах установленной нормы жилой площади.

Из содержания статьи представляется, что размер жилой площади, находящейся на праве частной собственности, должен учитываться независимо от оснований приобретения (приватизация, договоры дарения и купли-продажи и т. п.).

Например, лицо проживает в г. Киеве в двухкомнатной квартире жилой площадью 25 кв. м, которая приватизирована на 5 лиц в равных частях, в том числе и на такое лицо. При этом оно состоит на квартирном учете с семьей в составе 3 лиц (другие члены семьи не имеют в праве собственности недвижимого имущества для своего проживания).

Размер жилья, который может быть предоставлен этой семье, рассчитывается следующим образом:

– максимальная жилая площадь, которая может быть предоставлена трем лицам: 3 л. х 13,65 кв. м = 40,95 кв. м; – минимальная жилая площадь, которая может быть предоставлена трем лицам: 3 л. х 9 кв. м = 27 кв. м;

– отнимаем от указанных показателей жилую площадь, находящуюся в частной собственности (в нашем случае – 5 кв. м). В результате получаем, что лицу в данном случае на состав семьи может быть предоставлено жилое помещение размером от 22 кв. м до 35,95 кв. м.

Также отдельно необходимо обратить внимание на ситуацию, когда лицо уже получало из государственного (коммунального) жилищного фонда жилье для постоянного проживания, приватизировало его с последующим отчуждением и после указанных действий это лицо опять состоит на квартирном учете. В этом случае, на наш взгляд, учитывая общий контекст статьи 48 Жилищного кодекса УССР, размер жилья, находящегося в частной собственности в результате приватизации, но отчужденного на момент получения жилья, должен также учитываться при предоставлении жилья.

Особенности постановки на квартирный учет военнослужащих

Основания для постановки на квартирный учет для военнослужащих такие же, как и для остальных граждан.

Для постановки на квартирный учет военнослужащий дополнительно подает такие документы: извлечение из приказа о назначении в воинскую часть; извлечение из послужного списка; справку о прохождении военной службы; справку о составе семьи; справку с последнего места военной службы о пребывании военнослужащего на квартирном учете; копии паспортов военнослужащего и всех совершеннолетних членов семьи, желающих встать на квартирный учет; свидетельств о рождении несовершеннолетних членов семьи, а также свидетельства о браке.

Правовым основанием для обеспечения жилыми помещениями военнослужащих является статья 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», согласно которой государство обеспечивает военнослужащих жилыми помещениями или по их желанию денежной компенсацией за полагающееся им для получения жилое помещение на основаниях, в порядке и согласно требованиям, установленным Жилищным кодексом УССР и другими нормативно-правовыми актами.

Указанной статьей предусмотрено, что обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется только в случае наличия у них выслуги на военной службе 20 и более лет один раз в течение всего прохождения военной службы.

При этом улучшение жилищных условий военнослужащим при условии возврата ранее предоставленного жилого помещения не может рассматриваться как повторное обеспечение жильем.

ВЫВОД:

Итак, анализ жилищного законодательства Украины свидетельствует о достаточно детальной регламентации вопросов относительно оснований и процедуры постановки граждан на квартирный учет и обеспечения жильем из государственного и коммунального жилищного фонда. Но вместе с тем жилищное законодательство содержит устаревшие нормы (большинство из них были приняты еще в советское время), требующие изменений в соответствии с отношениями, которые складываются в нашем обществе в сфере указанных вопросов.

Как встать в очередь на получение жилья

11 сентября 2013 г.

Что необходимо для того, чтобы меня признали нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Как разъяснила юрист ООО «Юридическое агентство «Альтернатива» Евгения Стреляева, в соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса Украины, граждане берутся на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий:

– по месту проживания — исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, созданной при исполкоме;
– по месту работы — общим решением администрации предприятия, учреждения, организации или органа кооперативной либо другой общественной организации и соответствующего профсоюзного комитета.

При этом берутся во внимание рекомендации трудового коллектива.

Решение о взятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы утверждается исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского совета народных депутатов.

– Таким образом, чтобы вас признали нуждающимся в улучшении жилищных условий, вам необходимо встать на квартирный учет, – подсказывает юрист. – Нужно написать соответствующее заявление и подать его в исполком органа местного самоуправления по месту жительства или администрации предприятия, учреждения, то есть по месту работы. Заявление подписывается членами семьи, которые проживают с заявителем, имеют самостоятельное право на получение жилого помещения и желают вместе с ним встать на учет.

К заявлению прилагаются:

— справка с места жительства о составе семьи и прописке, выданная организацией, осуществляющей эксплуатацию жилого дома, или гражданином, который имеет в частной собственности жилой дом (часть дома), квартиру.
— справки о том, находятся ли члены семьи на квартирном учете по месту работы (в исполкоме местного совета);
— медицинское заключение (при необходимости), справка (выписка из решения исполкома местного совета) о несоответствии жилого помещения установленным санитарным и техническим требованиям, копия договора поднайма жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда или договора найма жилого помещения в доме жилищно-строительного кооператива либо в доме (части дома), квартире, принадлежащей гражданину на праве частной собственности.

Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений о постановке на квартирный учет. Предварительное рассмотрение заявлений в исполкоме органа местного самоуправления проводится общественной комиссией по жилищным вопросам при исполкоме, а на предприятии, в учреждении, организации — комиссией по жилищно-бытовой работе профкома. Указанные комиссии проверяют жилищные условия граждан и о результатах проверки составляют акт.

Решение о взятии на квартирный учет должно быть вынесено в месячный срок со дня подачи гражданином необходимых документов.

Граждане считаются принятыми на квартирный учет: в исполнительном органе местного совета — со дня вынесения решения исполнительного органа, по месту работы — со дня вынесения совместного решения администрации предприятия, учреждения. Принятые на квартирный учет вносятся в книгу учета лиц, стоящих в очереди на получение жилья.

Квартирный учет или Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

О том, кто,где и как может встать на квартирный учет узнавал Prostopravo.com.ua. На получение бесплатного жилья от государства украинцы перестали надеяться давно. Однако, с недавних пор, понятие «очередь на жилплощадь» снова стало фигурировать в обиходе граждан. Оказывается, все дело в возобновлении правительственных программ льготного ипотечного кредитования, ведь одним из условий участия в такой программе является потребность участника в улучшении жилищных условий.

Кто может стать на квартирный учет

Несмотря на то, что шансы на получение государственного жилья сейчас практически равны нулю, право состоять на квартирном учете имеют лишь те граждане, которые, по мнению законодателя, нуждаются в улучшении жилищных условий. К слову сказать, в Украине до сих пор действуют Правила учета граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и предоставления им жилой площади в Украинской ССР, утвержденные Постановлением Совета Министров Украинской ССР и Украинского республиканского совета профессиональных союзов от 11 декабря 1984 года № 470, с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Кабинета Министров Украины (далее — Правила).

В соответствии с Правилами, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) обеспеченные жилой площадью ниже уровня, определяемого исполнительными комитетами областных, Киевского и Севастопольского городских советов вместе с советами профсоюзов. Этот уровень периодически пересматривается указанными органами. Таким образом, в каждом населенном пункте установлен свой размер обеспечения жилой площадью. Для примера, в Киеве — 7 кв.м на человека, в Харькове — всего 5,5 кв. м.

К слову, разговоры о том, что нужно унифицировать уровень обеспеченности жилплощадью для всей территории Украины ведутся давно, и даже предлагаются конкретные цифры — 21 кв.м на человека и 10 кв.м на семью (нормы приватизации согласно Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда») или хотя бы 13, 65 кв.м на человека (норма получения жилой площади в государственном жилищном фонде), но дальше разговоров дело пока не пошло.

2) проживающие в помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. В этом вопросе также действуют еще советские нормативы: Постановление Совета Министров Украинской ССР от 26.04. 1984 г. № 189 «О порядке обследования состояния жилых домов с целью установления их соответствия санитарным и техническим требованиям и признания жилых домов и жилых помещений непригодными для проживания». Решение о признании жилого дома или помещения непригодным для проживания принимает исполком местного совета.

3) которые болеют тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в связи с чем не могут проживать в коммунальной квартире или в одной комнате с членами своей семьи. Перечень таких заболеваний содержится в Приказе Министерства здравоохранения СССР № 52 от 08.02. 85 г.

4) проживающие по договору поднайма жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда или по договору найма жилого помещения в домах жилищно-строительных кооперативов;

5) проживающие не менее 5 лет по договору найма (аренды) в домах (квартирах), принадлежащих гражданам на праве частной собственности;

6) проживающие в общежитиях;

7) проживающие в одной комнате по две и более семьи, независимо от родственных отношений, или лица разного пола старше 9 лет, кроме супругов (в том числе если занимаемое ими жилое помещение состоит более чем из одной комнаты).

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются также граждане, проживающие в коммунальных или неблагоустроенных относительно условий данного населенного пункта квартирах:

  • инвалиды войны,
  • лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты «;
  • Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы, Трудовой Славы, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» всех трех степеней;
  • участники боевых действий и участники войны;
  • работники, которые длительное время ( не менее 15 лет) добросовестно проработали на одном предприятии, в учреждении, организации.

Куда обращаться

Квартирный учет ведется, как правило, по месту проживания граждан в исполнительном комитете местного совета. Кроме того, встать на квартирный учет можно и по месту работу, если у предприятия есть собственный жилой фонд и оно ведет жилищное строительство или принимает долевое участие в жилищном строительстве.

Каждая семья может состоять на квартирном учете по месту работы одного из членов семьи (по их выбору) и по месту жительства одновременно.

На квартирный учет берутся граждане, которые постоянно проживают (зарегистрированы) в данном населенном пункте. Вместе с тем, местные советы могут устанавливать продолжительность времени постоянного проживания граждан в данном населенном пункте, необходимую для взятия на квартирный учет.

Как стать на учет

Для постановки на квартирный учет необходимо подать заявление в местный исполком по месту проживания или администрации предприятия по месту работы. Заявление подписывается членами семьи, которые вместе проживают, имеют самостоятельное право на получение жилого помещения и желают вместе стать на учет. К заявлению прилагается справка с места жительства о составе семьи, а также справка о том, находятся ли члены семьи на квартирном учете по месту работы.

В необходимых случаях к заявлению прилагаются также медицинское заключение, справка (выписка из решения исполнительного комитета местного совета) о несоответствии жилого помещения установленным санитарным и техническим требованиям, копия договора поднайма жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда или договора найма жилого помещения в доме жилищно-строительного кооператива или в доме (квартире), принадлежащей гражданину на праве частной собственности.

Но и этот перечень не является исчерпывающим, при необходимости исполком или администрация предприятия может запросить и другие документы. При этом, в Правилах не уточняется какие.

Альтернатива есть

Гражданам, которые не относятся ни к одной из категорий, дающей право на квартирный учет или не стоят в очереди на жилплощадь по другим причинам, не стоит отчаиваться. У них все равно есть шанс принять участие в программе льготного ипотечного кредитования.

Согласно последним изменениям от 13 августа 2012 года в Порядок удешевления стоимости ипотечных кредитов для обеспечения доступным жильем граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий (Постановление КМУ от 25 апреля 2012 г. № 343), заемщиками, помимо «очередников» могут быть граждане, обеспеченные жилой площадью в размере не более 9 кв.м на одного члена семьи, а также проживающие в общежитиях. Эти факты обязательно должны подтверждаться справкой о составе семьи, выданной по месту проживания.

Как встать на очередь на улучшение жилищных условий?

Как встать на очередь на улучшение жилищных условий, интересует граждан, нуждающихся в получении дополнительных квадратных метров. Чтобы встать на очередь на улучшение жилищных условий, необходимо обратиться в уполномоченный муниципальный орган городского поселения. Как это сделать, расскажет наша статья.

Очередь на улучшение жилищных условий

Улучшение условий проживания — это, как правило, целый комплекс мер, направленных на увеличение жилой площади или ее первичное предоставление гражданам, в отношении которых данная мера социальной поддержки предусмотрена законодательством. Общий порядок заключения договора соцнайма на квартиры из государственного или муниципального фонда жилья предусмотрен главой 7 ЖК РФ, однако нормативными актами могут быть предусмотрены и льготы в виде получения жилья для отдельных категорий граждан, например ветеранов ВОВ, молодых семей и т. д.

Для приобретения квартиры нуждающиеся лица должны встать на очередь на улучшение жилищных условий, которая ведется уполномоченным органом субъекта. В зависимости от того, региональная это льгота или федеральная, определяется и сам орган.

Встать на очередь на улучшение жилищных условий разрешается гражданам, которые своими действиями не ухудшили нынешние условия проживания (например, по договору дарения передали имеющуюся квартиру близкому родственнику). Если такой факт будет выявлен при проверке документов уполномоченным органом, заявителю в улучшении условий будет отказано.

При наличии нескольких оснований для получения квартиры гражданин должен выбрать одно из них и встать на учет только в одну очередь. Невозможно числиться в нескольких списках и ждать, по какой очереди жилье дадут быстрее.

Важно! Некоторым категориям законодатель запретил предоставлять жилье по договору соцнайма (за исключением случаев, предусмотренных законом):

  • иностранным гражданам;
  • лицам без гражданства.

Как встать на очередь на улучшение жилищных условий?

Для того чтобы встать на очередь на улучшение жилищный условий, гражданину необходимо представить в уполномоченный орган заявление со следующим пакетом документов:

  • решение органа местной власти о признании лица нуждающимся в улучшении условий проживания;
  • документы, которые подтверждают семейные отношения обратившегося (например, свидетельство о браке);
  • справка формы № 8;
  • акт исследования условий проживания;
  • паспорт заявителя и бумаги, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
  • врачебное заключение о наличии тяжелого заболевания, которое препятствует совместному проживанию;
  • выписка из ЕГРП;
  • документы, которые подтверждают право пользования помещением;
  • бумаги, свидетельствующие о несоответствии жилья требованиям законодателя (например, о признании его аварийным).

Для справки: ЖК РФ не перечисляет документы, которые должен представить заявитель, — их список определяется региональным законодательством. Мы привели лишь возможный перечень. При этом важно помнить, что уполномоченный орган не вправе запрашивать бумаги, которые может получить в порядке межведомственного взаимодействия.

В течение 30 рабочих дней орган рассматривает заявление и приложенные к нему документы и в срок не более 3 дней направляет заявителю уведомление о постановке его на учет или отказе в этом.

Список очередников на улучшение жилищных условий

Претендовать на повышение качества условий проживания имеют право:

  1. Лица, которые не имеют в собственности или по договору соцнайма жилья, а также не являются членами семьи владельцев квартиры.
  2. Граждане, имеющие в собственности (либо по заключенному договору соцнайма) жилье, площадь которого менее учетной нормы. Учетная норма при этом устанавливается региональным законодательством. Например, в Москве действует норматив 10 кв. м на человека. Это означает, что если гражданин имеет в собственности жилплощадь, где на каждого жильца приходится 10 кв. м и более, то он не подлежит включению в очередь для нуждающихся в улучшении жилищных условий.
  3. Граждане, которые проживают в помещениях, не соответствующих требованиям закона, предъявляемым к жилым помещениям. В частности, речь идет об аварийном и ветхом жилье — при этом таковым оно должно быть признано по решению соответствующей комиссии, а не по желанию проживающего.
  4. Если семья проживает в квартире, заселенной несколькими семьями (например, коммуналка, общежитие), и в ее составе имеется гражданин, страдающий заболеванием (перечень устанавливается законодателем), не допускающим совместное проживание со здоровыми людьми (например, острой формой туберкулеза).

Важно! Законодатель использует понятия «учетная норма» и «норма предоставления площади жилого помещения», которые нужно различать. В первом случае речь идет о числе квадратных метров, которое определяет минимальный размер общей площади имеющегося помещения (т. е. показывает обеспеченность жильем). Например, в Москве данный показатель равен 10 кв. м на человека. Во втором случае речь идет о метрах, которые предоставляются нуждающимся исходя из количества лиц в семье. В той же Москве эта величина равна 18 кв. м на каждого проживающего.

Юридическая шпаргалка. Как встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий? &nbsp 63621 &nbsp 13

Когда еще один белорусский банк начал выдавать льготные кредиты на строительство жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий, мы подумали, а как оказаться в этой очереди и сколько в ней нужно стоять? Какие есть нюансы этого процесса? Как всегда, разобраться нам помогал Павел Астапеня, юрист, директор агентства недвижимости «Эксперт».

01

Какой указ регулирует постановку граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?

Процесс постановки в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий регулирует Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 года №563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений». Также нормы этого документа дублируются в Жилищном кодексе.

02

Какие нужны документы, чтобы встать на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий?

— паспорта граждан Республики Беларусь или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

— справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи, выдаваемая организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, или организацией, предоставившей жилое помещение, или районным, городским (городов районного подчинения), поселковым, сельским советом депутатов (исполнительным комитетом);

— справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (при подаче заявления в г. Минске — о находящихся в собственности гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещениях в г. Минске и Минском районе), выдаваемые территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

— решение местного исполнительного и распорядительного органа о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;

— заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина заболеваний, указанных в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным его совместное проживание с другими лицами в одной комнате или однокомнатной квартире;

— копии документа об образовании и трудового договора (контракта) с трудоустроившей организацией;

— документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, — в случае наличия такого права;

— сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи — в случае принятия на учет граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества;

— договор найма жилого помещения.

03

Кто имеет право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий?

В Указе есть Положение об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. В нем подробно расписано, кто может стать в очередь. Пройдемся по самым важным пунктам.

Нуждающимся в улучшении жилищных условий признается гражданин и члены его семьи, не имеющие в собственности жилое помещение в том населенном пункте, где они проживают. Стоит остановиться на членах семьи. Например, если сын женился, то семьей считается он и его супруга, а не он и его родители. Наличие недвижимости определяется по такому же принципу. То есть родительская недвижимость никак не влияет на положение сына и его жены. Важный нюанс здесь касается города Минска. Чтобы минчанину стать на очередь нуждающихся, у него не только в Минске, но и в Минском районе не должно быть в собственности никакой недвижимости.

Далее, если какая-то недвижимость у гражданина все-таки есть, определить, может ли он стать на учет нуждающихся, можно по количеству квадратных метров на каждого проживающего в этой недвижимости. Это высчитывается следующим образом: на каждого проживающего должно быть отведено не менее 15 кв.м по всей стране и не менее 10 кв.м в Минске.

Также в очередь имеют право становиться молодые специалисты, прибывшие по распределению, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), или специалисты, прибывшие по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 кюри на квадратный километр и приравненных к ним территориях.

В очередь ставят детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если они не имеют собственности.

Также на очередь могут претендовать относящиеся к молодым семьям пары, впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности недвижимости, не является нанимателем арендной государственной квартиры и не участвует в долевом строительстве.

04

Кого не принимают или могут исключить из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий?

Гражданин не принимается в очередь, если он намеренно ухудшил свои жилищные условия, причем в течение последних пяти лет. Например, у семьи была квартира, где на каждого проживающего было больше 10 кв.м. После ее решили продать, купить недвижимость меньшей площади, чтобы стать на учет нуждающихся. В этом случае в очередь не принимают. Если квартира была продана больше, чем пять лет назад, то вы можете стать на учет.

Важно упомянуть тех граждан, кто прибыл в Минск из других населенных пунктов. В течении 10 лет с момента прибытия и регистрации в Минске гражданин не имеет права становиться в очередь на улучшение жилищных условий. Законодатель определил, что Минск не резиновый. Ведь не только столица должна развиваться. Устойчивость стола зависит от количества ножек. Если она одна — положение стола будет шатким. Поэтому должны развиваться не только экономики Минска, но и других городов. Исключением из этого правила являются только молодые специалисты, которые прибыли в Минск по распределению.

Кроме этих, есть и иные основания исключения из очереди, предусмотренные п. 4 Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

05

Когда городские власти делают проверку списков нуждающихся?

Местные исполнительные и распорядительные органы ежегодно с 1 февраля до 1 мая уточняют данные, являющиеся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Материал подготовлен при экспертной поддержке Павла Астапени, юриста и директора агентства недвижимости «Эксперт».

Нешуточное сражение: представляем знатоков игры «Что? Где? Когда?», которые померяются силами с нашими читателями

«Надеюсь на будущее для моих детей». Минчанка продала 2 квартиры для открытия бизнеса и живет на съемной

Октябрь 2018: средняя цена проданных в Минске квартир достигла 3-летнего максимума

В каких случаях агентство вернет деньги? Рассказываем, как не стать жертвой махинаций с недвижимостью

«В Германии застройщики соцжилья не думают о прибыли». Почему в Беларуси забуксовала система арендных домов

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.