Дополнительное соглашение согласно 223-фз

Изменение договора по 223-ФЗ по соглашению сторон — случаи и порядок

Изменение условий договора, заключенного в рамках 223-ФЗ по соглашению сторон допускается статьей 450 Гражданского Кодекса РФ. При этом сторонам необходимо учесть некоторые особенности этой процедуры.

Какие условия можно изменять

По взаимному соглашению сторон в заключенный по 223-ФЗ договор могут вноситься коррективы. При этом все изменения не должны противоречить положению о закупках. В законе напрямую не предусмотрены правила внесения корректировок, но и запрета на такую процедуру также нет. Опираясь на нормы гражданского права, можно сделать вывод о том, что изменению подлежат следующие условия договора:

  1. Объем товаров или услуг.
  2. Цена контракта.
  3. Срок исполнения сторонами своих обязательств.
  4. Порядок поставки продукции или предоставления услуг.
  5. Поставщик. Такое возможно в том случае, если компания претерпела реорганизацию, слияние или присоединение. Эта норма подтверждается письмом Министерства экономики и развития ОГ-Д28-15146 от 1 декабря 2015 года.
  6. Коррективы в договор вносятся и в случае изменения реквизитов одной из сторон.

Для того чтобы изменения имели юридическую силу стороны должны прийти к единому мнению и составить дополнительное соглашение к договору. В противном случае корректировка отдельных условий возможна только в судебном порядке. Суд встает на сторону инициатора внесения изменений, если одна из сторон существенно нарушает условия контракта или обстоятельства значимо изменились, что привело к невозможности исполнения договора на прежних условиях.

Положение о закупках может включать в себя запрет на изменение условий контракта. В этом случае внесение каких-либо правок признается незаконным и не имеет юридической силы.

Отражение в ЕИС

Согласно части 5 статьи 4 223-ФЗ заказчик обязан отразить в ЕИС внесение в договор изменений, касающихся цены поставляемых товаров или услуг, их объема, а также срока исполнения обязательств. Исключением из этого правила становятся контракты, которые содержат в себе сведения со статусом «государственная тайна».

Вся необходимая информация должна появиться в открытом доступе в срок не более 10 суток с момента вступления в законную силу дополнительного соглашения. Если это правило не будет соблюдено, то на заказчика может быть наложен штраф в размере от 10 до 30 тысяч рублей. Ответственность за это нарушение возлагается и на контрактного управляющего. Для него размер штрафа варьируется от 5 до 10 тысяч рублей.

Для того чтобы разместить сведения об изменении условий контракта, заказчику необходимо:

  • При помощи функционала ЕИС сформировать информацию о внесении в контракт корректировок.
  • Разместить скан-копию дополнительного соглашения. Допускается оформление соглашения в электронном виде.
  • Подписать сформированную карточку и все прикрепленные к ней документы при помощи своей квалифицированной ЭП.

Специалисты не рекомендуют заказчикам вносить в договор изменения о продлении сроков его исполнения, если процедура проведения закупки была конкурентной. Пролонгация контракта в таком случае может быть расценена проверяющими органами, как ограничение конкуренции, за что заказчик будет привлечен к ответственности.

Как внести изменения в договор

Порядок внесения корректировок в договор не прописан в 223-ФЗ. Поэтому заказчикам необходимо руководствоваться собственным положением о закупках. Если в нем нет сведений о правилах внесения корректировок, то следует действовать по общим принципам.

Инициатор внесения изменений уведомляет о своем желании другую сторону. Для этого он составляет письмо в свободной форме. Оно передается контрагенту при помощи любого доступного средства связи: электронной почты, почтовой связи или факса.

Если вторая сторона согласна с внесением изменений, то она составляет дополнительное соглашение, которое становится неотъемлемой частью контракта. Оно оформляется в той же форме, что и сам договор. В документе прописывается следующая информация:

  1. Наименование документа с присваиваемым ему номером.
  2. Место составления документа.
  3. Дата подписания.
  4. Суть вносимых изменений и причины принятого решения.
  5. Срок вступления правок в законную силу.
  6. Наименования и полные реквизиты контрагентов.

Составленный документ направляется второй стороне на подпись. После того как он завизирован, внесённые изменения в договор приобретают законную силу. При необходимости изменений условий сделки, составление дополнительного соглашения становится единственным способом для сторон избежать ответственности за нарушение взятых на себя обязательств не расторгая сделку.

Дополнительное соглашение к договору до 100 тыс (по 223-ФЗ) с увеличением стоимости до 280 тыс

Здравствуйте! Мы государственное автономное учреждение, работаем по 223-ФЗ. Заключили договор по услугам ремонта до 100 тыс. руб. Возможно ли к этому договору сделать доп. соглашение с дополнительными датами оказания услуг, увеличением объема и, соответственно, увеличением стоимости услуг (до 280 тыс.руб.)? С уважением, Юлия.

Ответы юристов (5)

Здравствуйте, Юлия! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте, Юлия! Ответ на ваш вопрос уже готовится и будет представлен в ближайшее время.

Да, это возможно, поскольку 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не содержит каких-либо норм, ограничивающих возможность изменения условий договора, в том числе условий о цене.

Однако данная возможность внесения изменений в договор должна содержаться в Положении о закупке Заказчика.

В то же время нужно учитывать следующее:

ч.5 ст.4 (Информационное обеспечение закупки):
«В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых ТРУ или сроки исполнения договорапо сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий».

Также хотелось бы дополнить, что при определенных обстоятельствах изменение объема и цены по договору может свидетельствовать о совершении новой закупки, поэтому нужно конкретно смотреть какие изменения вносятся.

Соглашусь с коллегой

п.5 ст.4 223 фз
«… В случае, если при заключении и исполнении
договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или
сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе,
составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти
дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе
размещается информация об изменении договора с указанием измененных
условий.»

Все зависит о том, что Вы написали в положении. Если этой нормы нет, то возможно, если есть, то увы. По сути получается что Подрядчик согласился на условия и объем которые были равны или ниже закупок.

В принципе закон не запрещает менять и объем и цену работ, но у Вас должно быть четкое обоснование того, почему Вы решили увеличить объем и стоимость работ.
На мой взгляд лучше провести новую процедуру по определению победителя.

Уточнение клиента

Олег Александрович, это была «прямая закупка», без проведения конкурентных процедур. До 100 тыс.руб. Обоснованием такого выбора было лишь наличие специального образования и опыт поставщика услуг. Поэтому и возник вопрос о заключении доп.соглашения с увеличением объема и стоимости услуг. То есть, просто решили увеличить площадь ремонта, но тогда и цена становится свыше 100 тыс.руб. Вот о чем я спрашивала — можно ли «достатысячник» превращать в закупку у единственного поставщика. И как это оформляется.

13 Мая 2015, 14:06

здесь я боюсь что придется проводить тендер.

Иначе могут быть нарушения закона.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Обсуждения

Дополнительные соглашения!

44 сообщения

Уважаемые коллеги, подскажите:
Работая по 223-фз мы все заключаем договоры по результатам той или иной закупки ( единственный источник, конкурс и.т.д)

Публикуем информацию о закупке в соответствии с часть 5 ст. 4 223-фз
Публикуем отчетность, формируемую в соответствии с часть 19 ст. 4 223-фз

При этом, в процессе работы могут заключаться дополнительные соглашения к договорам, заключенным по результатам закупки.

Вопрос:
В случае, если был заключен договор до 100 т.р. И информация, требуемая частью 5 ст. 4 по нему не публиковалась (часть 15 ст. 4), а в процессе заключения доп.соглашения изменились цена, объем или сроки основного договора, то где необходимо отразить такое изменение.
1. В случае, когда сумма основного договора не превысила 100 т.р
2. В случае, когда сумма основного договора ПРЕВЫСИЛА 100 т.р (например заключили на 90 т.р — отразили в отчетности (ч.19 ст.4), в последствии заключили доп. Соглашение на 11 т.р. И сумма основного договора составила 101 т.р. Вроде появилась обязанность публиковать информацию (ч.5 ст4)

Правильно ли я понимаю, что в случае заключения договора, сумма которого больше 100 т.р. И соответственно публикуя информацию о нем, а в последствии заключая доп.соглашение ( изменились срок, объем или цена) достаточно внести изменения в опубликованную информацию, но НЕ ОТРАЖАТЬ в отчетности (ч.19 ст.4)?

Глеб, Спасибо!
В продолжении темы,
касательно автоматической пролонгации договоров и пролонгации посредством заключения ДОПИКА
Каково Ваше мнение в отношении следующих утверждений (п.1 из форума «Гарант» forum.garant.ru):

п.1. «Заключен договор ДО вступления в силу 223ФЗ на определенный срок с автоматической пролонгацией. Все существенные условия соблюдены. Следовательно, такой договор под действие 223ФЗ не подпадает. Договор будет действовать до срока его окончания. Ни в отчет, ни в план его включать не нужно.
А) Автопролонгация не будет являться новой закупкой, поскольку является процессом исполнения договора, договор продолжает действовать на тех же условиях.
Б) Однако, если при пролонгации условия исполнения договора изменились (увеличился объем оказываемых услуг, увеличилась цена), следовательно, необходимо заключение дополнительного соглашения, то такая пролонгация будет считаться новой закупкой. Такой договор, заключенный до вступления в силу 223ФЗ необходимо расторгнуть и заключить новый»

Также мой вопрос:

п.2. Заключен договор В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ 223-ФЗ на определенный срок с автоматической пролонгацией или пролонгацией посредством заклюения ДОПИКА
1) договор до 100 т.р., отражался в отчетности и имеет автоматическую пролонгацию, следуя утверждению из п.1 А) — на момент «наступления пролонгации» еще раз отражать в отчетности не нужно?
2) договор до 100 т.р., отражался в отчетности и пролонгируется ДОПИКОМ — также нигде не отражаем?

3) больше 100 т.р., с автоматической пролонгацией, отражался в отчетности, в плане, публиковалась информацию (ч.5 ст.4) — на момент «наступления пролонгации» НЕ отражаем еще раз в отчетности, в плане и НЕ публикуем изменения. Ведь информация о том, что договор имеет автоматическую пролонгацию уже была отражена в опубликованном проекте договора.
4) больше 100 т.р. (пролонгация ДОПИКОМ) — НЕ отражаем в отчетности? Необходимо ли внести изменения в опубликованную информацию? в план?

Дополнительное соглашение

Работает по 223 закону, заключили контракт с фирмой на 8 мил рублей, хотим увеличить стоимость контракта, заключив дополнительное соглашение + 760 000 руб., т.е. увеличении меньше чем на 10% от стоимости контракта. Дополнительное соглашение стоит опубликовывать на сайте закупок? или подлежат публикации доп. соглашениний на изменение стоимость больше 10%?

Прошу нормативное обоснование.

Ответы юристов (4)

Здравствуйте, Андрей! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.

Есть вопрос к юристу?

Закон содержит перечень исключений, в случае которых опубликование не требуется, однако эти исключения на Вас не распространяются, даже если менее 10%, поэтому Вам необходимо разместить информацию об изменении условий договора в единой информационной системе в 10-ти дневный срок.

Статья 4 223 ФЗ Информационное обеспечение закупки

5. В единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Вот перечень исключений, Вы под него не попадаете:

15. Не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.
16. Правительство Российской Федерации вправе определить:
1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;
2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

С Уважением,
Васильев Дмитрий.

Здравствуйте, Андрей! Ответ на ваш вопрос уже готовится и будет представлен в ближайшее время.

Да, Вам необходимо опубликовать доп.соглашение на сайте закупок, так как согласно п. 15 ст. 4 ФЗ 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

Кроме того, случай, когдла возможно не размещение на сайте закупок установлен также п. 16 этой же статьи

16. Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;
2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

Так как Ваш контракт на 8 млн. рублей, а дополнительное соглагшение предполагается на 760 тыс. рублей, то положения п. 15 ст. 4 ФЗ 223 на Вас не распространяются и вы обязаны разместить доп.соглашение на сайте закупок.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Может ли организация по закону № 223-ФЗ продлить договор аренды с единственным поставщиком с помощью дополнительного соглашения или необходимо заключение нового договора?

Организация подпадает под действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ. У организации заключен договор аренды сроком действия по 31.12.2015 с единственным поставщиком. Данный договор планируется пролонгировать дополнительным соглашением в январе 2016 года. При этом в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ при заключении договора с единственным поставщиком необходимо размещать соответствующую информацию (извещение, протоколы) на сайте http://www.zakupki.gov.ru.

Вправе ли организация разместить извещение, протоколы о закупке (допсоглашение к договору аренды) 11 или 12 января 2016 года, а действие допсоглашения к договору аренды распространить на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2016?

В случае если вместо допсоглашения будет заключен новый договор аренды 11 или 12 января 2016 года (с соблюдением требований о размещении извещения, протоколов на сайте http://www.zakupki.gov.ru), вправе ли организация распространить его действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2016?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: оба приведенных в вопросе варианта нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

Обоснование позиции

1. Действительно, по смыслу положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в частности, ч. 5 ст. 4, ч. 2, 3 ст. 3 этого Закона) извещение и документация о закупке должны размещаться на официальном сайте до заключения договора.

Продление договора аренды по окончании срока аренды фактически означает, что по истечении срока договора аренды между сторонами начинает действовать новый договор аренды (п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59). Применительно к рассматриваемому случаю сказанное означает, что возобновление договора аренды на другой срок (даже в том случае, если это оформляется двусторонним документом, поименованным как «дополнительное соглашение») приводит к заключению нового договора и должно рассматриваться как новая закупка, при осуществлении которой заказчик обязан руководствоваться положениями Закона № 223-ФЗ.

Следовательно, в приведенной ситуации любой из двух упомянутых в вопросе способов оформления соглашения сторон об условиях пользования имуществом на новый срок свидетельствует о заключении нового договора (о совершении новой закупки), а значит, если отсутствуют основания, предусмотренные ч. 15, 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, достижению такого соглашения должно предшествовать размещение на официальном сайте необходимых документов и информации, в том числе извещения об осуществлении закупки. Нарушение этого требования может явиться основанием для привлечения заказчика и его должностных лиц к административной ответственности (ч. 4, 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

2. Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупок заказчики руководствуются и ГК РФ. Поэтому к отношениям по договорам, которые заключаются в рамках процедур, осуществляемых в соответствии с Законом № 223-ФЗ и действующим у заказчика положением о закупке, применяются нормы этого кодекса.

Пункт 2 ст. 425 ГК РФ предоставляет сторонам право установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений. По смыслу этой нормы условия заключенного сторонами договора могут применяться к их отношениям, которые фактически сложились до его заключения (постановления АС Северо-Кавказского округа от 17.02.2015 № Ф08-10271/14, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 № 16АП-3796/15). Закон № 223-ФЗ не указывает на невозможность применения к отношениям, регулируемым этим законом, нормы п. 2 ст. 425 ГК РФ. Поэтому заказчик и его контрагент принципиально не лишены права включить в договор соответствующее условие, само по себе наличие его в договоре не противоречит Закону № 223-ФЗ и, на наш взгляд, не может повлечь наступления неблагоприятных последствий для заказчика и его должностных лиц.

Однако при этом необходимо учитывать следующее. Если в приведенной ситуации объект аренды по истечении срока действия договора арендодателю не возвращался и продолжал использоваться арендатором, то при таких обстоятельствах, на наш взгляд, имеются основания с 1 января 2016 года рассматривать отношения сторон как зиждущиеся на договоре аренды, возобновленном на неопределенный срок (п. 2 ст. 621 ГК РФ). Возобновление договора аренды на неопределенный срок также свидетельствует о заключении нового договора (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.2005 № Ф04-3237/2005(11627-А67-39), п. 11 письма Президиума ВАС РФ от 16.02. 2001 № 59), то есть об осуществлении новой закупки. Как и в рассмотренном выше случае, возобновлению договора аренды на неопределенный срок должно предшествовать размещение на официальном сайте извещения об осуществлении закупки, а несоблюдение этого требования формально является нарушением Закона № 223-ФЗ.

В заключение отметим, что правоприменительной практики, где рассматривались бы аналогичные ситуации, нам обнаружить не удалось. Однозначно оценить вероятность наступления неблагоприятных последствий для заказчика (его должностных лиц) при описанных обстоятельствах в рамках настоящей консультации мы не можем.

Алексей Александров, Александр Каменщиков, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.