Договор на экспедиторские услуги рб

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

13 июня 2006 г. № 124-З

О транспортно-экспедиционной деятельности

Принят Палатой представителей 4 мая 2006 года
Одобрен Советом Республики 23 мая 2006 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 300-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1397)

Закон Республики Беларусь от 29 ноября 2010 г. № 195-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 289, 2/1747)

Закон Республики Беларусь от 13 июля 2016 г. № 397-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.07.2016, 2/2395)

Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь в целях создания условий для обеспечения потребностей экономики и населения в транспортно-экспедиционных услугах.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия и их определения:

грузоотправитель – юридическое или физическое лицо, от имени которого оформляется отправка груза;

грузополучатель – юридическое или физическое лицо, уполномоченное на получение груза на основании договора или на иных законных основаниях;

клиент – грузоотправитель или грузополучатель, которые заключают с экспедитором договор транспортной экспедиции;

перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие перевозку груза на основании договора;

транспортно-экспедиционная деятельность – вид предпринимательской деятельности экспедитора по оказанию транспортно-экспедиционных услуг;

транспортно-экспедиционные услуги – услуги, связанные с организацией и (или) обеспечением перевозки груза одним или несколькими видами транспорта;

участники транспортно-экспедиционной деятельности – клиенты (грузоотправители, грузополучатели), экспедиторы, перевозчики и иные юридические и физические лица, которые вступают в отношения в связи с оказанием транспортно-экспедиционных услуг;

экспедитор – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, связанной с выполнением внутриреспубликанских и международных перевозок грузов.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при:

транспортировке продукции магистральным трубопроводным транспортом;

осуществлении транспортной деятельности в целях обеспечения обороноспособности, безопасности, правопорядка и охраны здоровья;

осуществлении транспортной деятельности в области почтовой связи;

выполнении погрузочно-разгрузочных работ в рамках договора перевозки груза в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 3. Законодательство Республики Беларусь в области транспортно-экспедиционной деятельности

Законодательство Республики Беларусь в области транспортно-экспедиционной деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из актов Президента Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «Об основах транспортной деятельности» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 20, ст. 221), настоящего Закона, Правил транспортно-экспедиционной деятельности, иных актов законодательства и международных договоров Республики Беларусь.

Статья 4. Международные договоры Республики Беларусь

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.

Статья 5. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:

порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг;

права и обязанности клиента и экспедитора;

формы, в том числе примерные, и порядок заполнения документов, используемых при оказании транспортно-экспедиционных услуг;

порядок предъявления претензий, вытекающих из договора транспортной экспедиции;

иные положения, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 6. Правовые основы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности

Транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется на основании договоров транспортной экспедиции, об организации перевозок грузов, перевозки груза, фрахтования, хранения и иных договоров, заключаемых участниками транспортно-экспедиционной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Участники транспортно-экспедиционной деятельности свободны в выборе договора, определении его условий, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

Президентом Республики Беларусь могут быть установлены особенности осуществления транспортно-экспедиционной деятельности.

Статья 7. Основные принципы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности

Основными принципами осуществления транспортно-экспедиционной деятельности являются:

государственное регулирование, управление и контроль;

равенство прав участников транспортно-экспедиционной деятельности;

соблюдение интересов всех участников транспортно-экспедиционной деятельности;

обеспечение безопасности осуществления транспортно-экспедиционной деятельности на основе соблюдения требований законодательства Республики Беларусь, в том числе требований технических нормативных правовых актов.

Статья 8. Транспортно-экспедиционные услуги

К транспортно-экспедиционным услугам относятся:

услуги, связанные с подготовкой груза к перевозке: определение массы груза, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование, сортировка груза;

услуги, связанные с погрузкой (выгрузкой) груза: обеспечение выполнения погрузочно-разгрузочных работ, в том числе перевалки груза при смешанной перевозке, закрепления, укрытия, увязки груза, а также предоставление необходимых для этих целей приспособлений;

организация процесса перевозки груза любым видом транспорта;

оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза;

сопровождение груза в процессе перевозки и иные услуги по обеспечению его сохранности;

заключение со страховой организацией договоров добровольного страхования грузов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

согласование схемы (маршрута, последовательности) перевозки груза несколькими видами транспорта при смешанной перевозке;

консолидация и деконсолидация отправок грузов;

представление груза и сопроводительных документов в таможенные органы;

проверка количества мест, массы и состояния груза;

прием груза в пункте назначения;

уплата пошлин, сборов и других платежей, связанных с оказываемыми транспортно-экспедиционными услугами;

осуществление расчетов с участниками транспортно-экспедиционной деятельности;

консультирование по вопросам организации перевозок грузов;

оказание информационных услуг, связанных с перевозкой груза;

иные услуги, связанные с перевозкой груза.

Статья 9. Порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг физическим лицам

Порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг физическим лицам при перевозках грузов, предназначенных для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.

Заключение договора транспортной экспедиции с физическим лицом оформляется заказом-поручением. Порядок выдачи заказа-поручения и принятия его к исполнению, а также форма заказа-поручения определяются Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.

На отношения экспедитора и физического лица, связанные с оказанием транспортно-экспедиционных услуг физическим лицам, распространяются положения Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 10, 2/839).

ГЛАВА 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 10. Государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области транспортно-экспедиционной деятельности

Государственное регулирование и управление в области транспортно-экспедиционной деятельности осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь в пределах их компетенции.

Статья 11. Государственное регулирование в области транспортно-экспедиционной деятельности

Основной целью государственного регулирования в области транспортно-экспедиционной деятельности является защита экономических интересов Республики Беларусь на основе формирования и развития рынка транспортно-экспедиционных услуг.

Государственное регулирование в области транспортно-экспедиционной деятельности включает в себя:

разработку единой государственной политики в области транспортно-экспедиционной деятельности;

разработку и утверждение государственных программ развития транспортно-экспедиционной деятельности, включая ее государственную поддержку;

обеспечение благоприятных экономических и иных условий для осуществления транспортно-экспедиционной деятельности;

подтверждение соответствия транспортно-экспедиционных услуг требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

установление требований безопасности транспортно-экспедиционной деятельности;

охрану окружающей среды при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности;

обеспечение международного сотрудничества в области транспортно-экспедиционной деятельности;

иные формы и методы государственного регулирования.

Статья 12. Государственное управление в области транспортно-экспедиционной деятельности

Государственное управление в области транспортно-экспедиционной деятельности включает в себя:

проведение единой государственной политики в области транспортно-экспедиционной деятельности;

создание условий для обеспечения технологической и экологической безопасности при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности;

иные формы и методы государственного управления.

Статья 13. Исключена.

Статья 14. Подтверждение соответствия транспортно-экспедиционных услуг требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации

Подтверждение соответствия транспортно-экспедиционных услуг требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 15. Исключена.

ГЛАВА 4
ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Статья 16. Понятие договора транспортной экспедиции

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных договором.

Договор транспортной экспедиции должен содержать перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые обязуется оказать экспедитор, и может быть заключен в виде поручения экспедитору.

При необходимости систематического оказания транспортно-экспедиционных услуг между клиентом и экспедитором могут заключаться долгосрочные договоры транспортной экспедиции.

Статья 17. Поручение экспедитору

Клиент выдает поручение экспедитору на выполнение или организацию выполнения транспортно-экспедиционных услуг. Поручение экспедитору может быть выдано клиентом в рамках заключенного долгосрочного договора транспортной экспедиции, а также может быть разовым.

Поручение экспедитору, выданное клиентом в рамках заключенного между ними долгосрочного договора транспортной экспедиции, принимается экспедитором к исполнению немедленно по его получении, если иное не предусмотрено этим договором или не вытекает из поручения.

В случае выдачи клиентом поручения экспедитору при отсутствии заключенного договора транспортной экспедиции требуется письменное подтверждение экспедитора о даче согласия на принятие к исполнению такого поручения. При получении клиентом указанного подтверждения договор транспортной экспедиции считается заключенным.

Поручение экспедитору должно содержать все данные, необходимые для его надлежащего исполнения.

Примерная форма поручения экспедитору определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.

Статья 18. Правовое положение экспедитора по договору транспортной экспедиции

Экспедитор при исполнении договора транспортной экспедиции может вступать в отношения с третьими лицами от своего имени или от имени клиента.

В отношениях с третьими лицами экспедитор действует от своего имени, кроме случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи. Права и обязанности по договорам, заключенным экспедитором от своего имени, возникают непосредственно у экспедитора.

В отношениях с третьими лицами экспедитор действует от имени клиента, если в договоре транспортной экспедиции содержится указание на полномочия экспедитора действовать в таком статусе, а при отсутствии такого указания – в случае, если клиентом ему выдана доверенность, согласно которой клиент уполномочивает его действовать в таком статусе. Экспедитор обязан передать клиенту оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента.

В случае привлечения экспедитором другого экспедитора для выполнения своих обязанностей по договору транспортной экспедиции заключается еще один договор транспортной экспедиции. При этом экспедитор, привлекший другого экспедитора, приобретает права и обязанности клиента по договору транспортной экспедиции.

Статья 19. Оформление документов при осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности

В случаях, предусмотренных Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, при оказании транспортно-экспедиционных услуг могут быть использованы документы международного образца.

При выполнении перевозки груза в рамках исполнения договора транспортной экспедиции на перевозку груза оформляются транспортные документы, применяемые на отдельных видах транспорта в соответствии с требованиями транспортных уставов и кодексов, иных актов законодательства Республики Беларусь.

Статья 20. Одностороннее расторжение договора транспортной экспедиции

Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, письменно предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

При одностороннем отказе от исполнения договора транспортной экспедиции сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, причиненные расторжением договора.

ГЛАВА 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КЛИЕНТА И ЭКСПЕДИТОРА ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Статья 21. Права клиента

Клиент имеет право:

выбирать вид транспорта, маршрут и последовательность перевозки груза несколькими видами транспорта, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции;

требовать у экспедитора представления информации о процессе перевозки груза, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции;

давать иные указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции;

частично отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, уведомив об этом экспедитора и возместив ему расходы, понесенные в связи с исполнением этого договора, а также выплатив часть вознаграждения соразмерно объему оказанных транспортно-экспедиционных услуг.

Клиент может иметь иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь или договором транспортной экспедиции.

Статья 22. Обязанности клиента

представить экспедитору документы и другую информацию, необходимые для надлежащего исполнения договора транспортной экспедиции;

выдать экспедитору доверенность, если она необходима для исполнения обязанностей по договору транспортной экспедиции;

указать особые свойства груза, вследствие которых может быть причинен вред самому грузу, третьим лицам или их имуществу, другим грузам или окружающей среде, а также свойства груза, подверженного быстрой порче;

возместить расходы, понесенные экспедитором в интересах клиента, в том числе в случае, если экспедитор не мог предварительно уведомить о них клиента либо не получил в разумный срок ответа на свое уведомление, и выплатить экспедитору причитающееся вознаграждение.

Клиент должен исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Беларусь или договором транспортной экспедиции.

Статья 23. Права экспедитора

Экспедитор имеет право:

привлекать третьих лиц для исполнения своих обязанностей по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено этим договором. При этом экспедитор несет ответственность перед клиентом за исполнение договора транспортной экспедиции третьими лицами в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и настоящим Законом;

осуществлять перевозку груза принадлежащим ему транспортом на основании договора перевозки груза, заключенного в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

выбирать или изменять вид транспорта, маршрут и последовательность перевозки груза несколькими видами транспорта, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции;

требовать от клиента возмещения расходов, понесенных в связи с исполнением своих обязанностей по договору транспортной экспедиции, а также уплаты вознаграждения, установленного этим договором;

не приступать к исполнению своих обязанностей по договору транспортной экспедиции до получения от клиента документов и другой информации, необходимых для его надлежащего исполнения.

Экспедитор может иметь иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь или договором транспортной экспедиции.

Статья 24. Право экспедитора удерживать груз

Если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции, экспедитор вправе удерживать находящийся у него груз в случае неисполнения клиентом своих обязанностей по возмещению расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента при исполнении договора, и выплате причитающегося вознаграждения.

Удержание груза экспедитором возможно до возмещения расходов, понесенных им в интересах клиента, и выплаты причитающегося вознаграждения или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязанностей в части возмещения расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента, в том числе расходов экспедитора, связанных с удержанием груза, и выплаты причитающегося вознаграждения.

Требования экспедитора, удерживающего груз, удовлетворяются из стоимости груза в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом.

Статья 25. Обязанности экспедитора

исполнять принятые по договору транспортной экспедиции обязанности в интересах клиента;

точно следовать указаниям клиента, за исключением случая, когда договором транспортной экспедиции предусмотрено, что экспедитор вправе отступить от этих указаний в интересах клиента. Если экспедитор не мог предварительно запросить клиента о даче согласия на отступление от его указаний либо не получил в разумный срок ответа на свой запрос, он обязан уведомить клиента о допущенном отступлении от его указаний по договору транспортной экспедиции, как только это станет возможным;

незамедлительно информировать клиента о невозможности полного или частичного исполнения своих обязанностей по договору транспортной экспедиции по независящим от него причинам;

в случае представления клиентом неполной информации запросить у него дополнительную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для надлежащего исполнения договора транспортной экспедиции.

Экспедитор должен исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Беларусь или договором транспортной экспедиции.

ГЛАВА 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Статья 26. Общие положения об ответственности

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор и клиент несут ответственность в порядке и размере, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и настоящим Законом.

Соглашения экспедиторов с клиентами об ограничении или неприменении установленной законодательством ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений предусмотрена законодательными актами Республики Беларусь.

В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязанности вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки груза, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым соответствующий перевозчик отвечает перед экспедитором.

Статья 27. Ответственность экспедитора за несохранность груза

Экспедитор несет ответственность за несохранность (утрату, недостачу, повреждение (порчу)) груза только в случае принятия груза в свое ведение, если такие утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли после его принятия в ведение экспедитора и до выдачи его грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза, и если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Принятие экспедитором в свое ведение груза удостоверяется соответствующей отметкой в товарных (товарно-транспортных) документах на груз, заполняемых в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, или выдачей расписки экспедитора.

Примерная форма и порядок выдачи расписки экспедитора определяются Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.

В случае, когда экспедитор не принимает груз в свое ведение, требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью (утратой, недостачей, повреждением (порчей)) груза, предъявляются перевозчику в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено предъявление таких требований непосредственно экспедитору.

Ущерб, причиненный несохранностью груза, возмещается экспедитором в следующих размерах:

за утрату или недостачу груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

за повреждение (порчу) груза – в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости;

за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, – в размере объявленной ценности груза или части объявленной ценности, пропорциональной утраченной (недостающей) части груза, но не выше его реальной стоимости.

При оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с международными перевозками грузов, ответственность экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза определяется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, настоящей статьей и международными договорами Республики Беларусь.

Статья 28. Ответственность экспедитора за нарушение срока исполнения обязанностей по договору транспортной экспедиции

Если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции, экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязанностей по договору транспортной экспедиции, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Статья 29. Ответственность клиента за непредставление информации

Клиент возмещает убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своей обязанности по представлению информации, предусмотренной настоящим Законом.

ГЛАВА 7
ПРЕТЕНЗИИ И ИСКИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 30. Предъявление претензий и исков

До предъявления к экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции (за исключением договора транспортной экспедиции с физическим лицом, заключенного в соответствии со статьей 9 настоящего Закона), обязательно предъявление экспедитору претензии, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Порядок предъявления претензий, вытекающих из договора транспортной экспедиции, определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.

Иск к экспедитору может быть предъявлен в случае получения полного или частичного отказа удовлетворить предъявленную претензию либо в случае неполучения ответа в тридцатидневный срок.

Статья 31. Срок исковой давности

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора транспортной экспедиции, устанавливается в десять месяцев.

ГЛАВА 8
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

До приведения законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом оно применяется в той части, в которой не противоречит настоящему Закону, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Статья 33. Приведение законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в течение шести месяцев после вступления в силу настоящего Закона:

привести акты Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

Лучший помощник для составления документов в Беларуси

Отзывы наших клиентов

Заместитель директора по коммерческим вопросам

ЗАО «Голографическая индустрия» сотрудничает с юридической фирмой «Бориус Консалтинг» с начала 2018 года. В ходе нашей работы периодически возникает необходимость во взыскании просроченной дебиторской задолженности с контрагентов за поставленную продукцию.

Директор Бориус Консалтинг» Борис Михайлович Борцов всегда оказывает квалифицированную юридическую помощь и своевременную поддержку, консультации четкие и исчерпывающие, не оставляющие дополнительных вопросов.

Продолжение и оригинал отзыва в разделе «О нас и отзывы».

Наша компания обратилась в ООО «Бориус Консултинг» за сопровождением оформления стартапа в Беларуси. Стоит отметить, что весь комплекс услуг был осуществлен очень качественно и весьма оперативно. Про данных юристов можно сказать, что они одни из тех немногих, которые умеют прислушиваться к желаниям клиентов, а не мыслить правовыми шаблонами.

Продолжение и оригинал письма в разделе «О нас и отзывы».

Возникла срочная необходимость купли-продажи доли, отягченная спором с продавцом доли. Директор «Бориус Консалтинг» Борис Борцов помог быстро за два дня решить данную проблему, невзирая на выходные, и был в постоянном контакте. Мы остались довольными и рекомендуем другим клиентам обращаться за юридической помощью к «Бориус Консалтинг».

Продолжение и оригинал письма в разделе «О нас и отзывы».

Поделюсь своими впечатлениями. Ликвидируюсь, и надо было понять, что вообще делать и куда что нести, какие документы плюс работники не хотят уходить. Уже думала идти к юристам, так узнала цены — а они кусаются. Как четко все написано. Коротко, по делу и понятно. Прям открыла — и делай по пунктам. можно без юристов обойтись Спасибо за памятку, ребята, Вы — молодцы!

Обращалась к Борису Борцову по поводу классификации видов деятельности по ОКЭД, все очень доступно объяснил. Также искала информацию о пошаговой регистрации ип, единственный сайт где мне удалось найти. Так что большое спасибо Борису Борцову за предоставленную информацию.

Благодарю Бориса ,за компетентную помощь в вопросе: Как сделать запись в трудовой книжке, если фирма уже ликвидирована?

Оказалось все просто: обращайтесь в свой городской архив(если при ликвидации все документы были сданы), а если нет, обращайтесь в ФСЗН по месту жительства.

Более 200 документов
35 договоров
20 инструкций

Документы составлены юристами. Содержание полностью видно до оплаты.

Вопрос: Между двумя организациями – резидентами РФ заключен договор на транспортно-экспедиционное обслуживание с правом привлекать третьих лиц для выполнения работ. Груз был доставлен из Республики Беларусь третьими лицами, которые в акте выполненных работ были правомерно отражены. Счет-фактура в наш адрес выставлена с НДС. Правильно ли это?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедиторами или клиентом, обязанность экспедитора заключать от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В случае если организация при оказании услуг по договору транспортной экспедиции организует перевозку груза за вознаграждение, определяет налоговую базу по налогу на добавленную стоимость как сумму дохода, полученную ею в виде вознаграждения, заключает от своего имени договоры для оказания услуг, определенных в договоре транспортной экспедиции, в котором предусмотрено возмещение расходов экспедитора, понесенных в интересах клиента, и моментом оказания услуги экспедитором является выдача груза в пункте назначения, то согласно пункту 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации услуг соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня их оказания.

Согласно пункту 3 статьи 168 и пункту 3 статьи 169 НК РФ счета-фактуры выставляются налогоплательщиком налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) и поэтому в счетах-фактурах указываются данные по реализуемым товарам (работам, услугам).

Поскольку экспедитор организует перевозку груза за вознаграждение и заключает от своего имени договоры для оказания услуг, определенных в договоре транспортной экспедиции, то в счете-фактуре по услуге экспедитора следует отражать сумму его вознаграждения без указания стоимости услуг, определенных договором транспортной экспедиции, приобретаемых экспедитором от своего имени за счет клиента.

Что касается составления экспедиторами счетов-фактур по услугам третьих лиц, приобретаемым экспедитором от своего имени за счет клиента, то Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, порядок составления счетов-фактур экспедиторами по таким услугам не установлен.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» организации, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность, оказывают услуги по организации услуг по перевозке груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

В связи с этим и принимая во внимание, что элементы условий договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, экспедиторы могут по услугам третьих лиц, приобретаемым ими от своего имени за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедиторам организациями, непосредственно оказывающими эти услуги, в порядке, предусмотренном Правилами для комиссионеров (агентов).

В то же время в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договоры комиссии, агентский договор и договор транспортной экспедиции представляют самостоятельные виды договоров.

Для этого не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания услуги экспедитором клиенту, экспедитору следует выставить клиенту счет-фактуру, в котором требуется указать в самостоятельных позициях виды услуг, приобретенных у третьих лиц, на основании их счетов-фактур.

Указанный счет-фактуру экспедитору необходимо составить в двух экземплярах (для клиента и для регистрации в части 1 «Выставленные счета-фактуры» журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур).

При этом в книге продаж данный счет-фактура не регистрируется, поскольку обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость со стоимости приобретаемых услуг у экспедитора не возникает. Соответственно, счета-фактуры, полученные экспедитором по приобретаемым им услугам, регистрируются в части 2 «Полученные счета-фактуры» журнала без регистрации в книге покупок.

В целях осуществления клиентом вычетов по налогу на добавленную стоимость к первому экземпляру счета-фактуры, выставляемого экспедитором клиенту, следует приложить копии счетов-фактур, полученных экспедитором от организаций, оказывающих услуги экспедитору, а также копии соответствующих первичных документов.

При составлении счетов-фактур экспедитором порядковый номер и дата составления счета-фактуры указываются экспедитором в соответствии с его индивидуальной хронологией составления счетов-фактур.

Если доставка товаров из Беларуси покупателю таких товаров осуществляется сторонней российской организацией, то местом реализации таких услуг признается территория РФ, и на основании ст. 146 НК РФ такие операции являются объектом обложения НДС. Пунктом 1 ст. 164 НК РФ определен перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат обложению НДС по ставке 0%. В него включены услуги по транспортировке товаров, ввозимых на территорию РФ, выполняемые российскими налогоплательщиками. При этом на основании ст. 165 НК РФ нулевая ставка налога применяется только при наличии документов, предусмотренных данной статьей, в том числе транспортных (товаросопроводительных) или иных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию РФ.

По мнению Минфина, этой статьей не определен перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки НДС по услугам по транспортировке белорусских товаров, которые ввезены в РФ из Республики Беларусь и в отношении которых таможенный контроль отменен. Поэтому указанные услуги на основании п. 3 ст. 164 НК РФ подлежат обложению НДС по ставке 18%. При этом покупатели таких услуг имеют право на вычет данных сумм налога в порядке, предусмотренном ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

Данная информация содержится в документах из Информационных Банков:

«Российское законодательство (Версия Проф)», «Вопросы-ответы (Финансист)», «Бухгалтерская пресса и книги».

Экспедиторские услуги от нерезидента Беларуси

Юридическое лицо РФ (продавец товара) заключило с резидентом ЕС экспедиторской компанией (Латвия) договор экспедиции (организация перевозки из РФ в Латвию через Беларусь). Может ли экспедитор (нерезидент РБ) осуществлять экспедиторские услуги на территории Беларуси, или надо обращаться к резиденту РБ (по договору комиссии или поручения)?

Указом Президента Республики Беларусь от 19.10.1999 № 614 «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг» (с изменениями), на территории Республики Беларусь действуют ограничения по транспортно-экспедиционной деятельности для нерезидентов Республики Беларусь. Так они могут осуществлять транспортно-экспедиционную деятельность (при импорте грузов) при условии открытия ими в установленном порядке в республике представительства. Транспортно-экспедиционная деятельность при экспорте грузов может осуществляться только резидентами Республики Беларусь, либо нерезидентами, учредителями (участниками) которых являются белорусские государственные лица, Республика Беларусь или ее административно-территориальные единицы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Это связано с тем, что в определенных случаях доходы, полученные иностранной организацией от белорусских юридических лиц за оказание услуг транспортной экспедиции, облагаются налогом на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих в Республике Беларусь деятельности через постоянное представительство.

В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Республики Беларусь объектом налогообложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются доходы, полученные в Республике Беларусь платежи за оказание транспортно-экспедиционных услуг.

Заключение договора транспортной экспедиции между иностранным клиентом и иностранным экспедитором никоим образом не может подпадать под регулирование белорусского законодательства, поскольку услуги оказываются нерезидентом нерезиденту и место их оказания – вне территории Республики Беларусь.

Журнал «Компас экспедитора и перевозчика»

Помощь: Типичные ошибки при заключении договоров перевозки и транспортной экспедиции

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ И ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Заключение договора зачастую является первым шагом к долгосрочному сотрудничеству между заказчиком услуг и исполнителем. При этом важно, чтобы заключенный договор был действительным, создавал благоприятные условия для работы, способствовал скорейшему разрешению возможных споров, упрощал претензионную работу. Однако зачастую стороны уже на стадии заключения договора допускают ряд ошибок, которые впоследствии могут привести к серьезным осложнениям в работе с партнером, в отношениях с контролирующими органами. Рассмотрим типичные ошибки, которые допускаются субъектами хозяйствования при заключении договоров транспортной экспедиции и перевозки и создают дополнительные сложности при исполнении этих договоров.

Заключение договора с перевозчиком (экспедитором), не имеющим лицензии

В соответствии с Декретом Президента РБ от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке грузов и транспортно-экспедиционная деятельность в Республике Беларусь подлежат лицензированию. Поэтому перевозчики и экспедиторы — резиденты Республики Беларусь имеют право выполнять перевозки грузов и оказывать транспортно-экспедиционные услуги только после получения соответствующей лицензии в установленном порядке.

Заключение договора с перевозчиком (экспедитором), у которого нет действующей лицензии, противоречит законодательству. А значит, такой договор на основании ст.169 Гражданского кодекса РБ (далее — ГК) является ничтожным. Поэтому до заключения договора перевозки или транспортной экспедиции необходимо проверить наличие у исполнителя действующей лицензии на право осуществления той или иной деятельности.

При этом следует иметь в виду, что правоспособность юридического лица определяется по праву страны, где это лицо учреждено. Поэтому при работе с перевозчиками и экспедиторами-нерезидентами следует установить, лицензируется ли их деятельность в соответствующей стране.

Подписание договора неуполномоченным лицом

Договор от имени юридического лица должен быть заключен уполномоченным на это лицом. Для установления наличия полномочий до заключения договора следует требовать от контрагента устав организации, доверенность или иной документ, на основании которого действует представитель юридического лица, либо выписку из торгового реестра страны регистрации предприятия, в которой в т.ч. будут указаны лица, управомоченные совершать сделки от имени этого юридического лица.

Однако для получения указанных документов требуется время, и не всегда возможно соблюсти эти меры предосторожности. Особенностью договоров перевозки и транспортной экспедиции является то, что наряду с основным договором (генеральным соглашением), который определяет общие условия деятельности, на всем протяжении работы стороны подписывают многочисленные заявки на перевозку — своего рода разовые договоры, которыми принимают обязанность выполнить или организовать выполнение каждой конкретной перевозки. Зачастую в интересах бизнеса такие заявки приходится подписывать очень быстро, соответственно отсутствует возможность надлежащим образом проверить полномочия лиц, которые подписывают эти документы. Поэтому всегда существует риск того, что впоследствии такая заявка может быть признана подписанной неуполномоченным лицом, а значит, контрагент сможет отказаться исполнить вытекающие из нее обязанности.

Выходом в данном случае может быть установление в основном договоре перечня лиц, правомочных вести переговоры, подписывать и подавать заявки на осуществление перевозок от имени предприятия. Причем в перечень могут быть включены либо конкретные лица (их имена и фамилии), либо должности работников предприятия. Второй вариант представляется более предпочтительным, поскольку при увольнении и приеме новых работников нет необходимости вносить изменения в действующий договор. Судебная практика признает такое указание, сделанное в основном действующем договоре, в качестве достаточного основания для признания заявки, поданной уполномоченным лицом.

Неправильное определение предмета договора

Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что стороны не делают различия между договором транспортной экспедиции и договором перевозки. Вместе с тем если по договору перевозки перевозчик обязуется принять груз, доставить его и сдать получателю, указанному грузоотправителем, то по договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется организовать перевозку груза. Наиболее распространенная ошибка состоит в том, что в договоре с экспедитором предмет договора зачастую формулируется как предмет договора перевозки. Экспедиторы ошибочно не придают значения точности формулировки, хотя формулировка значительно влияет на распределение рисков и ответственности сторон. Так, например, если экспедитор обязуется организовать процесс перевозки, то он несет ответственность за добросовестный и профессиональный выбор перевозчиков, организацию перегрузки, хранения и другие операции с грузом. Если же экспедитор обязуется выполнить перевозку, то он фактически принимает на себя обязанности перевозчика и уже отвечает не за правильный выбор перевозчика, а за все действия перевозчика, даже если это будет третье лицо, которому он поручил исполнить свои обязанности по договору.

Кроме того, следует отметить, что для экспедиторов и перевозчиков по-разному распределены обязанности в области ценообразования.

Согласно Указу Президента РБ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны регистрировать отпускные цены (тарифы) на производимые товары (работы, услуги) как в случае невозможности соблюдения установленных предельных индексов их изменения, так и в случае формирования цен на новые услуги. Перевозчики обязаны регистрировать тарифы на свои услуги.

Экспедиторы же получают за оказываемые услуги вознаграждение, которое не рассматривается как цена или тариф, а соответственно не подлежит регистрации. При этом для предотвращения споров с контролирующими органами в договоре транспортной экспедиции следует правильно изложить предмет договора, а также сделать прямое указание на то, что экспедитор получает за свои услуги вознаграждение. Можно изложить предмет договора следующим образом: «По настоящему договору Экспедитор обязуется от своего имени за вознаграждение и за счет Клиента организовать процесс перевозки груза, выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза».

Отсутствие существенных условий договора

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Таким образом, если стороны не достигнут соглашения хотя бы по одному существенному условию, договор будет считаться незаключенным. Для недопущения такой ситуации необходимо точно определить, какие условия будут являться существенными для каждого вида договора.

Существенные условия договора перевозки вытекают из определения договора. К ним относятся: наименование и характеристики груза, место назначения, размер платы за перевозку. Другие существенные условия договора перевозки законодательством не установлены. Однако это не препятствует сторонам по соглашению расширять этот перечень и дополнительно устанавливать иные существенные условия для каждого отдельного договора перевозки.

Существенные условия договора транспортной экспедиции вытекают из определения договора, а также напрямую устанавливаются законодательством. Как следует из определения договора транспортной экспедиции, существенным условием такого договора в первую очередь является условие о том, какие именно услуги должны быть оказаны по договору. Что касается существенных условий, закрепленных законодательством, то согласно ст.16 Закона РБ от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон о ТЭД) договор транспортной экспедиции должен содержать конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые обязуется оказать экспедитор.

Кроме того, и договоры перевозки, и договоры транспортной экспедиции, заключаемые с нерезидентами, также дополнительно должны содержать все существенные условия, установленные для внешнеэкономических договоров Указом Президента РБ от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций».

Заключение договора, запрещенного законодательством

Указом Президента РБ от 19.10.1999 № 614 «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг» (далее — Указ № 614) установлены ограничения для осуществления транспортно-экспедиционной деятельности нерезидентами Республики Беларусь. При импорте грузов нерезиденты вправе осуществлять транспортно-экспедиционную деятельность на территории Республики Беларусь только при условии открытия ими в установленном порядке в республике представительства и получения лицензии на этот вид деятельности.

Следовательно, договоры, заключенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь на импорт грузов с экспедиторами-нерезидентами, осуществляющими деятельность на территории республики и не имеющими открытого представительства и лицензии, могут быть признаны ничтожными.

Вместе с тем в законодательстве Республики Беларусь отсутствует нормативно закрепленное определение места осуществления деятельности. Таким образом, считаем, что при толковании этого понятия следует руководствоваться его фактическим общеизвестным значением. Статьей 1 Закона о ТЭД установлено, что транспортно-экспедиционная деятельность — это вид предпринимательской деятельности экспедитора по оказанию транспортно-экспедиционных услуг. Перечень транспортно-экспедиционных услуг определен в ст.8 Закона о ТЭД. Исходя из вышеизложенного, делаем вывод, что место осуществления экспедитором-нерезидентом транспортно-экспедиционной деятельности следует определять применительно к каждому виду оказываемых в рамках этой деятельности транспортно-экспедиционных услуг. Например, услуги, связанные с подготовкой груза к перевозке, считаются оказанными нерезидентом на территории Республики Беларусь, если фактически определение массы груза, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование, сортировка груза осуществляются нерезидентом на территории Республики Беларусь.

Таким образом, по нашему мнению, заключение резидентом Республики Беларусь договора транспортной экспедиции (при импорте грузов) с нерезидентом Республики Беларусь, не имеющим представительства в республике и выданной в установленном порядке лицензии, не будет нарушать нормы Указа № 614, если нерезидент фактически оказывает все перечисленные выше транспортно-экспедиционные услуги исключительно за пределами Республики Беларусь. Однако в настоящее время встречаются случаи, когда установленный запрет трактуется более широко и в понятие осуществления деятельности на территории Республики Беларусь формально включается также привлечение экспедиторами-нерезидентами в качестве заказчиков экспедиционных услуг резидентов Республики Беларусь, что нельзя признать правильным.

Кроме того, в Указе № 614 предусмотрено, что при экспорте грузов транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется резидентами Республики Беларусь и нерезидентами Республики Беларусь, учредителями (участниками) которых являются только белорусские государственные юридические лица, Республика Беларусь или ее административно-территориальные единицы. Однако Указ № 614 не уточняет, как следует понимать экспорт грузов — от грузоотправителя до грузополучателя или от грузоотправителя до границы Республики Беларусь.

Таким образом, до устранения существующих разночтений Указа № 614 следует осторожно подходить к привлечению экспедиторов-нерезидентов.

В отношении перевозчиков установлено еще одно ограничение, которое является общепринятым. Так, согласно действующему законодательству запрещается привлекать для выполнения внутриреспубликанских перевозок перевозчиков-нерезидентов.

Игнорирование особенностей налогового законодательства

При заключении договоров транспортной экспедиции необходимо учитывать особенности законодательства о налоге на добавленную стоимость (далее — НДС). Так, Закон РБ от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» устанавливает, что налоговая база по услугам транспортной экспедиции определяется как сумма, полученная в виде вознаграждения экспедитора по договору транспортной экспедиции. Вознаграждение определяется как сумма, полученная от клиента за оказанные ему услуги за вычетом средств, перечисленных перевозчикам, иным организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции (часть третья п.9 ст.7 введена Законом РБ от 29.12.2006 № 190-З). Это означает, что расходы, произведенные экспедитором в рамках оказания услуг, не поименованных в договоре транспортной экспедиции, не будут вычитаться при определении вознаграждения экспедитора для целей исчисления НДС.

Таким образом, при заключении договора транспортной экспедиции необходимо проверить наличие полного перечня услуг, которые экспедитор будет оказывать в рамках договора.

Второй момент, который необходимо учитывать при заключении договоров перевозки и транспортной экспедиции, исполнителями по которым выступают иностранные юридические лица, не осуществляющие деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство, — налогообложение доходов таких юридических лиц. Если в соответствии с белорусским законодательством заказчик услуг — резидент Республики Беларусь будет являться налоговым агентом и ему необходимо будет удерживать налог на доход из причитающихся исполнителю платежей, то это может привести к возникновению конфликта с исполнителем, не получающим платежи в полном размере. В данном случае рекомендуем заранее оговаривать с исполнителем такую ситуацию и включать в договор условие о том, что услуги исполнителя оплачиваются в полном объеме без удержания налогов на доходы при условии предоставления справки по установленной форме о постоянном местонахождении в другой стране.

Неправильное определение форс-мажора

На практике, как правило, стороны не уделяют должного внимания правильному изложению в договоре обстоятельств непреодолимой силы, а это в свою очередь приводит к нежелательным последствиям при исполнении договора и к затягиванию претензионной работы.

Например, довольно часто в договорах перевозки в перечень форс-мажорных обстоятельств стороны включают неисправность или поломку транспортного средства, что является ошибочным.

По общему правилу основанием освобождения от ответственности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, является действие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Лицу, ссылающемуся на обстоятельство непреодолимой силы, для освобождения от ответственности недостаточно доказать невозможность предотвратить вред средствами, имеющимися в его распоряжении. Необходимо, чтобы предпринятые этим лицом меры носили исчерпывающий характер. Для вывода о том, что меры были исчерпывающими, лицо должно доказать, что оно исчерпало свои возможности по предотвращению ущерба с помощью доступных ему средств, соответствующих современному состоянию науки и техники.

Таким образом, поломку транспортного средства в пути нельзя рассматривать как обстоятельство непреодолимой силы, освобождающее перевозчика от ответственности, поскольку, во-первых, перевозка должна осуществляться только исправными транспортными средствами, а во-вторых, в случае аварии или поломки у перевозчика есть возможность продолжить перевозку на другом транспортном средстве, собственном или привлеченном.

Еще одной ошибкой является недостаточно полное изложение форс-мажорных обстоятельств. Следует отметить, что к обстоятельствам непреодолимой силы в настоящее время практика относит также юридическую невозможность исполнения обязательства, вызванную запретами государственных органов совершать определенные действия, осуществлять определенную деятельность. Например, в Уставе железнодорожного транспорта, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 02.08.1999 № 1196, прямо указано, что по обстоятельствам, препятствующим осуществлению перевозок грузов, их погрузка в определенных направлениях может быть запрещена или ограничена в исключительных случаях начальником Белорусской железной дороги с уведомлением об этом Совета Министров РБ. Тем не менее отнесение юридической невозможности к обстоятельствам форс-мажора может быть оспорено второй стороной в связи с тем, что законодательство напрямую не причисляет такие обстоятельства к форс-мажорным. В связи с этим представляется важным подробно указывать в договоре, какие именно обстоятельства стороны будут относить к форс-мажорным.

Вместе с тем следует иметь в виду, что стороны не могут отнести к форс-мажору любые обстоятельства по своему усмотрению. Согласованные сторонами обстоятельства должны в обязательном порядке отвечать признакам чрезвычайности и непредотвратимости. В противном случае они могут быть расценены как попытка сторон ограничить или исключить свою ответственность по договору, что напрямую запрещено законодательством. Соглашения экспедиторов и перевозчиков с клиентами об ограничении или неприменении установленной законодательством ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений предусмотрена законодательными актами Республики Беларусь.

Наталья Будько, юрист общества с ограниченной ответственностью «Белсис»

Материал подготовлен редакцией журнала «Юрист»

От редакции: Со 2 октября 2008 г. Указ Президента РБ от 04.01.2000 № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» на основании Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 утратил силу.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.