Чем отличаются закон и подзаконные акты

Чем закон отличается от подзаконного акта?

Чем именно закон отличается от подзаконного акта?

  1. Закон, в соответствии с Конституцией РФ наделяется наивысшей юридической силой. В ранге федеральных законов находятся все законодательные акты и кодексы. Таким образом, можно сказать со значительной уверенностью о том, что законы считаются обязательными к исполнению и должны выполняться на всех уровнях власти в стране. Структура принятия закона имеет массу нюансов, именно по этой причине, не каждый закон, который создается государственной думой, может увидеть свет;
  2. Подзаконные акты – это специализированные акты исполнительной власти, которые могут создаваться исключительно во исполнение законодательной базы. То есть, основой таких актов считается закон, и акты не могут противоречить законодательству. К числу таких актов можно отнести указы и распоряжения, постановления президента и правительства.

Особенности отличий

Итак, становится вполне очевидным тот момент, что федеральные законы имеют более существенную юридическую силу. В принципе, они наделяются высшей юридической силой, а значит, все иные акты, создаваемые на территории страны, просто не могут им противоречить, и создаются исключительно на основании законодательной базы и в соответствии с ней.

Таким образом, существенных отличий между законами и подзаконными актами нет. Так как подзаконные акты, в принципе, «вытекают» из законодательной базы. Тем не менее, существует масса законов, которые имеют своеобразные пробелы. Именно данные пробелы прекрасно могут быть заполнены подзаконными актами.

То есть, другими словами, подзаконный акт может быть в виде своеобразного дополнения законодательной базы, но в тоже время, данный акт ни в коем случае не должен противоречить сути самого закона.

Можно с уверенностью сказать о том, что существенное различие закона и подзаконного акта формируется исключительно в юридической силе. Также в структуре принятия таких законов. Если закон принимается посредством голосования государственной думы, совета федерации и подписи президента, то подзаконные акты принимаются только исполнительной властью, и в принципе, одобрения совета федераций или же государственной думы, они не требуют. Но, подзаконные акты могут исключительно дополнять или же разъяснять, но не противоречить законодательству.

Что должно быть на печати ООО по новому закону?
Федеральный закон от 06.04.15 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» внес.

Сколько всего федеральных законов в РФ?
На текущий момент времени, вернее, на первый квартал 2015 года, по данным официального федерального портала правовой организации, на территории страны действует около 5350.

Как оформить наследство по закону?
Право на наследование в нашей стране гарантируется Конституцией РФ – статья 35. Также, все особенности положения о наследования формируются в ГК РФ – статья 1110. При оформлении.

Как анализировать законы?
Анализировать законодательные акты следует на основании самих актов, а также на основании толкований, которые регулярно публикуют судебные инстанции. Все дело в том, что.

1.10. Законы и подзаконные акты

Закон — это нормативный правовой акт, принимаемый высшим законодательным (представительным) органом власти либо на референдуме, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В России до начала XX в.

Закону присущи следующие признаки: закон является одним из основных источников права; принимается определенными субъектами, которые признаются носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти); имеет особый порядок принятия; регулирует наиболее важные общественные отношения; обладает высшей юридической силой. Последнее означает, что: никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал; другие нормативные правовые акты не должны противоречить закону; в случае возникновения противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

На территории РФ действуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон — это нормативный правовой акт, определяющий начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Имеет следующие особенности: федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ; принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны (см., например, ч. 2 ст. 56, ч. 3 ст. 87, п. «д» ст. 103, ч. 2 ст. 114, ч. 3 ст. 118, ч. 3 ст. 128); обладает большей юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов Федерации; имеет особый порядок принятия, который определен ст. 108 Конституции РФ; Президент РФ не может отклонять федеральные конституционные законы, а обязан их подписать и обнародовать (осуществить промульгацию). Федеральный конституционный закон о поправках к главам 3—8 Конституции РФ отличается тем, что вступает в силу после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (ст. 136 Конституции РФ).

Федеральный закон — это нормативный правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирующий определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, что означено ст. 72 Конституции РФ. Однако, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам исключительного ведения субъекта (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта РФ (ч.

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов. В литературе считается, что понятие «подзаконные нормативные правовые акты» является собирательным, так как представляет собой иерархию актов, начиная от высших органов власти и завершая актами местных органов власти и управления.

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Они принимаются по вопросам нормативного характера, не должны противоречить федеральной Конституции и федеральным конституционным и федеральным законам. Как правило, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

Правительство РФ на основании федеральных законов, указов Президента РФ издает постановления и распоряжения. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Акты министерств, ведомств и государственных комитетов относятся к числу ведомственных подзаконных нормативных правовых актов. Они издаются в виде приказов, инструкций, указаний.

Ведомственные акты, содержащие нормы права, а также затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления; а также устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав либо носящие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Государственная регистрация означает проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, прошедшую государственную регистрацию подлежат официальному опубликованию.

Юридическая экспертиза и включение в федеральный регистр предусмотрены также для нормативных правовых актов субъектов РФ. Это, в соответствии с Указом Президента РФ от 10 августа 2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации»19, также возложено на Министерство юстиции РФ.

Нормативные правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. Действие нормативного правового акта во времени связано со временем вступления его в действие и моментом утраты им юридической силы. Нормативные правовые акты становятся обязательными, то есть вступают в законную силу: с момента их принятия (например, постановления Правительства РФ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну); со времени, указанного в самом нормативном акте (например: ст. 45 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определено, что он вступает в силу с 1 июля 2002 г.; таким временем может быть также момент опубликования); со времени указанного в специальном акте о введении их в действие (например, Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» определил такой датой 1 сентября 2002 г. за исключением ряда положений, о чем сказано в самом акте); по истечении законодательно установленного срока со дня их опубликования (например, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования).

Закон и подзаконный акт: что это и чем они отличаются

Обязательным условием существования демократической государственной единицы является правовая природа её создания и функционирования. Неукоснительное соблюдение закона — это признанный стандарт соблюдения прав человека и гражданина. Правом охватываются любые общественные отношения. Ни одна сфера жизни человека не может функционировать вне правового поля.
Формы реализации права.

Для реализации правовых норм существуют различные формы. Внешними формами реализации права являются законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Закон – это документ, который обладает самой высокой юридической силой. Особенность закона также заключается в специфическом механизме его принятия. Законы принимаются высшим законодательным органом государства или, выражая прямую волю народа, в порядке референдума.

Характерные признаки закона:

  • Предмет регулирования выражает позицию государства по основополагающим государственным или общественным вопросам.
  • Закон является фундаментальным нормативным актом, на основании и во исполнение которого принимаются иные нормативные акты.
  • Отмена или внесение изменений в закон осуществляется органом его издавшим.
  • Принятие закона не требует его дополнительного утверждения иными инстанциями.

Указанные признаки подчёркивают уникальность закона и определяют его на главенствующую позицию среди нормативно-правовых актов. На канве закона, для уточнения содержащихся в нём предписаний, издаются подзаконные акты.

Подзаконные акты и их признаки

Подзаконными актами конкретизируется и адаптируются к реализации нормы соответствующего закона. Правоприменительная практика осуществляется на основе подзаконных актов, позволяющих реализовывать права, определённым в таких актах, способом. Характерными чертами для такого рода документов является цель их издания, направленная на конкретизацию соответствующего закона и обеспечение его выполнения.

Центральное место в иерархии нормативных актов занимают указы главы государства и постановления правительства государства. Далее, в системе подзаконных актов следуют приказы, инструкции и иные документы, издаваемые главами органов исполнительной власти.

Дифференцировать подзаконные акты можно по различным критериям, среди них:

  • Сроки и география действия акта.
  • Запланированность и чрезвычайность принятия акта.
  • Предмет регулирования, содержащийся в акте и др.

Различия между законом и подзаконным актом

При кажущейся схожести рассматриваемых объектов, стоит выделить ряд их принципиальных различий. Существенным является отличие, состоящее в определении органа, который наделён полномочиями по изданию документа. Издание закона может осуществляться исключительно высшим законодательным органом или непосредственно народом, тогда как издание подзаконного акта осуществляется компетентным в определённой сфере органом.

В частности, допускается издание подобных актов министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями. Очевидно различие между законом и подзаконным актом и по объёму содержащейся информации.

Говоря о различиях между законом и подзаконным актом стоит учитывать, что соотношение закона и подзаконного акта закреплено формулировкой «на основании и во исполнение закона». Таким образом наглядно, что подзаконные акты находятся в подчинённости закону. Также, очевидно, что и самим основанием для необходимости принятия того или иного нормативного акта служит закон. Законом может быть оговорена необходимость принятия нормативно-правового акта, вид такого акта, орган, наделённый компетенцией по его принятию.

Основной целью подзаконного акта является конкретизация положений закона. Подзаконный акт не может устанавливать, отличных от закреплённых в законе, прав и обязанностей субъектов права, т.е. не может выходить за рамки соответствующего закона.
Суммируя вышесказанное, необходимо отметить, что соотнесение и взаимодействие подзаконного нормативно-правового документа и закона возможно только при отсутствии расхождений и согласованности такого акта с конкретным законом. Только неукоснительное соблюдение этого требования и отсутствие противоречий между законом и подзаконным актом, позволит действующим нормам права быть действенными регуляторами общественных отношений.

Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права

Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Первые две части можно прочитать здесь — «Что такое право?» и «Правоотношения, юридические факты и правосубъектность». Напоминаю, что «Правоведение для чайников» – познавательные статьи для людей без юридического образования, которые хотят понять, что такое право, как оно регулирует нашу жизнь, откуда берутся законы, как работают суды в России и другие интересные и важные вещи. Жду ваших откликов и комментариев – что хорошо, что плохо, что неясно, о чём ещё стоит сказать.

В правоотношениях бывает, что кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования. То чиновник не выдаёт нужный нам документ, то продавец не возвращает деньги за некачественный товар, то гаишник говорит: «Нарушаем, гражданин. Здесь же нельзя поворачивать!»

В этих ситуациях у нас возникает закономерный вопрос: «А где это написано?». Если наш собеседник умный, он скажет: «Это написано в таком-то нормативном правовом акте. Статья такая-то пункт такой-то». Если глупый, то скажет: «Где надо, там и написано! Чё, умный что ли?».

Не факт, что он будет прав – может быть, «где надо» или «в таком-то нормативном правовом акте» написано что-то другое. Но в любом случае мы должны иметь документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении.

Так плавно мы подходим к понятию «источник права».

Итак, источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации. Обычно источник права – это письменный документ, где собраны правила, касающиеся определённой темы или ситуации.

Другое полезное определение: источник права – это то, на что судья может сослаться в своём решении. Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как – нет.

Ну и совсем уж научное определение: источник права – это способ выражения и закрепления норм права.

Существуют следующие виды источников права:
нормативные правовые акты;
нормы международного права;
обычаи;
судебные прецеденты;
акты высших судов;
договоры нормативного содержания;
научные труды (доктрина);
религиозные нормы;
принципы права.

Все эти виды источников права сильно отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения. Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права – в следующий раз.

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (встречается под аббревиатурой «НПА») – это письменный документ с правилами поведения, которые касаются определённой темы. Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы.

Нормативный правовой акт – главный источник права в большинстве стран. В России, пожалуй, не меньше 90% правил поведения, установленных государством, содержатся именно в нормативных правовых актах.

Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где регулируются почти все возможные вопросы об имуществе, и Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 «О миграционной карте», определяющее внешний вид и правила заполнения миграционной карты (её дают иностранцам при въезде в Россию).

Есть два вида нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств.
Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:
1) Законы
а) Конституция РФ
б) федеральные конституционные законы (ФКЗ)
в) федеральные законы (ФЗ)
2) Подзаконные акты:
а) указы президента РФ
б) постановления правительства РФ
в) приказы министерств и ведомств

Чем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы. То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше. Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента. Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой.

Законы – самые важные нормативные правовые акты. В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О защите прав потребителей», «Об образовании», «О потребительском кредите», «О банках и банковской деятельности», «О судебной системе РФ», «О полиции », Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс.

Принять закон может только парламент страны (в нашем случае – Государственная Дума РФ) или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме – Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени (но таких законов с каждым годом всё меньше).

Главный закон страны – Конституция, где изложены принципы, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции – Основной закон. Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет. Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ (но об этом в другой раз).

Отдельная категория законов – это федеральные конституционные законы (ФКЗ). Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией. В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ). Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Федеральных конституционных законов не очень много. Можно сразу их все и перечислить: «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О референдуме РФ», «О судебной системе РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Правительстве РФ», «О военных судах РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О Верховном суде РФ», «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ».

Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Конституционный закон может быть принят или изменён только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.

Лёгкая загадка для читателей: в каком из перечисленных выше федеральных конституционных законов есть фраза «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне»?

Ну и, наконец, большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г. законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: например, закон РФ «О защите прав потребителей» (принят в 1992 г.) и закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (принят в 1991 г.).

Важный вид законов – кодекс. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

Мода делать кодексы (или, как говорят юристы, «кодифицировать» или «проводить кодификацию») появилась в начале XIX в. Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет. Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, – всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов.

Формально кодексы – это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу. Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить. Например, в ч. 2 ст. 3 ГК РФ указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу». Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, – этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.

Многие важные вещи вы в законах не найдёте. Скажем, ни в одном законе не написано, как гражданин России может оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства (в просторечии – «прописку»). В законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» по этому поводу сказано только следующее:

«При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ граждане РФ представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Не слишком информативно, не правда ли?

Всё дело в том, что в законе часто невозможно прописать в деталях все правила поведения, поэтому он содержит только общие и главные предписания. А поскольку указания закона в большинстве случаев исполняют президент, правительство, министерства и другие государственные органы, то парламент и оставляет им возможность конкретизировать правовые нормы в специальных документах. Эти документы называются «подзаконными актами».

Например, в случае с «пропиской» для исполнения закона были приняты два подзаконных акта с очень длинными названиями и очень объёмным содержанием. Чтобы не тратить ваше время, приведу их названия в сокращённом виде: первый – Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации…», второй – Приказ ФМС России от 11.09.2012 N 288 «Об утверждении Административного регламента…». В них и расписано подробно, как можно вставать на регистрационный учёт по месту пребывания и по месту жительства, куда и какие документы приносить и сколько ждать.

Если выражаться научным языком, то подзаконные акты – нормативные правовые акты, которые принимаются государственными органами на основе законов и для их исполнения.

Иерархия подзаконных актов соответствует иерархии госорганов. Самый важный у нас – президент, чуть менее важный орган власти – правительство, ниже правительства – министерства и ведомства.

Итак, особо важные вопросы доверяют решать президенту – так появляются указы президента. Например, в ФЗ «О гражданстве РФ» сказано, что «президент РФ утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» (ст. 29 ч. 2). В соответствии с этой нормой президент издал Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», где расписана вся эта процедура. Понятное дело, писал этот указ не сам президент, а сотрудники его администрации. Однако они принесли подготовленный текст указа на подпись именно президенту, и только после его одобрения этот указ начал действовать.

Для регулирования менее важных вопросов, но таких, где требуется согласовать мнения разных министерств, издаётся постановление правительства. Скажем, ФЗ «О безопасности дорожного движения» говорит, что «порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации» (ст. 27 ч. 3). Видимо, такая норма появилась из-за того, что по поводу этих правил нужно согласовать мнения МВД, министерства транспорта, министерства образования и других госорганов. В результате вышло Постановление Правительства от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об утверждении правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений», где перечислены виды водительских удостоверений, требования к экзаменаторам, порядок сдачи экзаменов и выдачи водительских удостоверений.

Ну а если для конкретизации закона требуется мнение только одного государственного органа, то ему самому и поручают разработать подзаконный акт. Это и есть приказы министерств и ведомств. Скажем, вид на жительство иностранцам в России выдают на основании ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». В статье 8 этого закона указано только то, что до получения вида на жительство иностранец должен прожить в РФ не меньше года на основании разрешения на временное проживание и что выдаётся вид на жительство на три года. А по поводу формы заявления, списка документов, которые нужно к нему приложить, куда и как обращаться, сказано, что «порядок выдачи … утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции».

«Федеральный орган исполнительный власти в сфере миграции» – это Федеральная миграционная служба РФ. Как видите, в законе она даже не названа – вдруг её переименуют, не переделывать же из-за этого закон. И во исполнение этого закона федеральная миграционная служба издала приказ от 22 апреля 2013 года N 215 «Об утверждении административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ», где подробно описана вся процедура выдачи этого документа.

Иногда возникает путаница в наименовании подзаконных актов из-за того, что они содержат некий самодостаточный набор правил, который, можно сказать, начинает жить своей жизнью. То есть правительство или некое ведомство выпускают постановление и приказ, где говорят, что «с такого-то числа начинает действовать такой-то регламент или такие-то правила в определённой сфере» и чуть ниже – «Такой-то регламент» или «Такие-то правила». Например, Правила дорожного движения – они существуют не просто так, а содержатся в постановлении правительства №1090 от 23 октября 1993 г. «О правилах дорожного движения». И отдельного источника права под названием «Правила дорожного движения» не существует.

Но каждый раз было бы утомительно давать полную ссылку на источник: «Гражданин А. нарушил пункт 11.3 Правил дорожного движения, содержащихся в постановления правительства №1090 от 23 октября 1993 г. «О правилах дорожного движения». Поэтому и в разговорах, и в протоколах, и судебных решениях скажут просто: «Гражданин А. нарушил пункт 11.3 Правил дорожного движения».

Примерно так это всё и работает: в законах прописывают общие принципы и положения. Иногда этого достаточно, чтобы понять, как оно всё будет работать: скажем, к Гражданскому кодексу часто не нужны никакие подзаконные акты, а из него и так понятно, как разные физические или юридические лица могут заключать сделки или взыскивать ущерб. Но часто нужно ещё найти подзаконный акт, который конкретизирует и расписывает многие вещи, упомянутые в законе. Это могут быть указы президента, постановления правительства, приказы министерств и ведомств.

Граница между законом и подзаконным актом

Граница между тем, что регулирует закон, и тем, что регулирует подзаконный акт, не очень строгая и может часто меняться. Есть нормы, которые должны быть записаны только в законе и нигде больше. Например, только закон может устанавливать, какое действие является преступлением (ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса РФ). Но есть вещи, которые могут быть и в законе, и в подзаконном акте.

Например, в Уголовном кодексе РФ для ряда преступлений важны понятия «значительный ущерб», «в крупном размере» и «в особо крупном размере». Разные преступления (кража, грабёж, мошенничество) наказываются по-разному в зависимости от того, какой ущерб был нанесён – значительный, в крупном размере или особо крупном размере. Все эти понятия разъяснены в примечаниях к ст. 158 УК РФ «Кража». Значительный – от 2,5 тыс. руб. до 250 тыс. руб., крупный – от 250 тыс. руб. до 1 млн руб., особо крупный – более 1 млн руб. Соответственно, ворам, грабителям и мошенникам легко найти нужную информацию, чтобы понять, какое наказание их может ожидать в том или ином случае.

А для преступлений, связанных с наркотиками, ситуация иная. В УК РФ упоминаются незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление и переработка наркотиков «в значительном размере», «в крупном размере» и «в особо крупном размере». Но сам смысл этих понятий в УК РФ не раскрыт. В примечании 2 к ст. 228 УК РФ сказано лишь: «Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ… утверждаются Правительством РФ».

Соответственно, российские правительство выпускает периодически подзаконные акты на эту тему. Последний акт – Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ…». Из него можно узнать, что, например, для гашиша, анаши и смолы каннабиса значительный размер – свыше 2 грамма, крупный – свыше 25 граммов, особо крупный – свыше 10000 граммов. Таким образом, наркоторговцам и наркоманам нужно изучить не только Уголовный кодекс, но и данное постановление правительства, чтобы понять, каким образом нужно хранить или перевозить наркотики, чтобы рассчитывать на наименьшее наказание.

Другой пример – ст. 25 закона РФ «О защите прав потребителей» даёт гражданам право на обмен и возврат товара надлежащего качества в течение 14 дней после покупки. Однако это правило распространяется не на все товары. В законе есть указание – «перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, устанавливается правительством РФ». В принципе, ничто не мешало депутатам Госдумы определить перечень этих товаров самостоятельно и включить его в закон. Но они почему-то посчитали, что правительство лучше в этом разберётся. В результате вышло Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров…», где можно прочитать этот перечень. Но не исключено, что когда-нибудь этот список, благо он не очень большой, может перекочевать в сам закон.

А иногда одни и те же вещи можно регулировать то законом, то подзаконным актом. Так, например, произошло с техническими регламентами. Технические регламенты – это документы, которые устанавливают обязательные требований к зданиям, процессам производства и некоторым товарам, чтобы сделать их безопасными для людей и окружающей среды.

Порядок принятия этих регламентов указан в ФЗ «О техническом регулировании». Когда в 2002 г. принимали закон, там написали, что «технический регламент принимается федеральным законом» (ч. 1 ст. 9 ФЗ «О техническом регулировании». Конечно, сами депутаты не собирались писать эти регламенты, а перепоручили всё это экспертам из правительства. Но депутаты посчитали, что должны сами изучать новые технические регламенты и решать, стоит их принимать или нет.

В 2007 г. депутатам, вероятно, надоело заниматься такими вопросами, и они решили, что проще отдать этот вопрос правительству. Формулировку в законе поменяли: «Технический регламент… принимается федеральным законом или постановлением Правительства РФ». После этого технические регламенты утверждало, в основном, российское правительство.

Наконец, в 2011 г., когда был создан Таможенный союз, в законе указали: «Технический регламент может быть принят международным договором Российской Федерации». После этого технические регламенты стали разрабатывать совместно Россия, Казахстан, Белоруссия и другие страны Таможенного союза. Таким образом, теперь технические регламенты входят в состав норм международного права. Но об этом виде источников права я расскажу в другой раз.

Принятие нормативного правового акта и особенности его действия

В общих чертах процесс появление закона выглядит следующим образом. Вначале российскому парламенту – Федеральному Собранию – предлагают рассмотреть какой-то законопроект. Это называется «внесением законопроекта». Право внести законопроект имеют сами депутаты, президент, правительство и ряд других субъектов. После этого законопроект должен пройти три чтения – то есть три голосования, на разных этапах которого в текст ещё можно внести поправки. Если Государственная Дума (нижняя палата Федерального Собрания) в трёх чтениях большинством голосов принимает документ, очередь переходит к Совету Федерации (верхней палате Федерального Собрания).

В некоторых случаях Совет Федерации обязан проголосовать по поводу принимаемого закона, но в большинстве случаев он может выбирать – голосовать за него или нет. Если Совет Федерации проголосовал за законопроект или проигнорировал его, тот переходит на подпись президенту. Если президент подписал его, всё окей – законопроект становится законом.

Если Совет Федерации проголосовал против законопроекта или президент не подписал его (наложил вето), Госдума может повторно проголосовать и принять его двумя третями голосов. Но за последние пятнадцать лет такого не происходило – либо президент подписывал то, что принимала Госдума, либо Госдума не решалась снова голосовать за закон, отвергнутый президентом.

Итак, если президент подписал закон или Госдума преодолела президентское вето, то текст закона публикуют в официальной правительственной газете – «Российской газете», и с ним могут ознакомиться все желающие. Закон начинает действовать либо через десять дней после публикации (ст. 6 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания»), либо с того момента, который указан в нём самом (например, «настоящий закон вступает в силу с 1 января 2099 года»).

У подзаконных актов менее открытая процедура принятия. Обычно их готовят сотрудники министерств и ведомств, после чего передают на подпись своему руководителю. Тот подписывает документ. После этого подзаконные акт нужно передать в Министерство юстиции РФ для регистрации. После регистрации подзаконный акт нужно опубликовать в «Российской газете» и в течение десяти дней он вступит в силу.

Изменения в законы и подзаконные акты вносят по той же процедуре. Каждый раз текст закона полностью не меняют, а просто принимают закон об изменении другого закона. Например, Госдума принимает Федеральный Закон от 02.07.2013 N 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», где прописано, что в Налоговом кодексе в такой-то статье нужно убрать два лишних слова, ещё одно слово заменить на другое, а какую-то статью изложить по-новому. Аналогичным образом государственные органы издают подзаконные акты о внесении поправок в действующие подзаконные акты.

Иногда изменений в законе или подзаконном акте накапливается слишком много или они очень сильно устаревают. Тогда решают, что проще принять новый документ, чем переписывать старый. Скажем, с 1 января 1997 г. в Росси начал действовать новый Уголовный кодекс. По этому поводу в 1996 г. был принят ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса РФ», где было, в частности, сказано: «Признать утратившими силу с 1 января 1997 года Уголовный кодекс РСФСР…».

Прекращает своё действие нормативный правовой акт несколькими способами. Бывает, как в случае с УК РСФСР, прямая отмена – это когда принимают специальный НПА по этому поводу. Бывает, что просто принимается нормативный правовой акт по тому же вопросу – и в нём упоминается, что предыдущий перестаёт действовать. Иногда истекает срок, на который был издан нормативный правовой акт: например, каждый год у нас принимают новый федеральный закон о бюджете и одновременно с этим прекращает действовать предыдущий.

А иногда просто изменяется обстановка, на которую были рассчитаны нормативные правовые акты. В частности, многие законы и подзаконные акты, принятые в годы Великой Отечественной войны, прекратили действовать после войны без прямого указания.

Нормативные правовые акты действуют на всей территории государства. Сюда включена суша, территориальные воды, воздушное пространство, морские суда, которые ходят под флагом государства, территории посольств и консульств за рубежом и даже российские космические корабли. По поводу всего, что произошло во всех этих местах, российский суд может вынести решение, основанное на российских законах и подзаконных актах.

Но есть и так называемое экстерриториальное действие закона. Суть его в том, что к действиям, совершенным за рубежом, можно применять российское законодательство. По этому поводу, например, есть норма в Уголовном кодексе РФ (ч. 1 ст. 12): «Граждане РФ… совершившие вне пределов РФ преступление… подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства». То есть если российский гражданин совершил преступление в другой стране и там его по каким-то причинам не наказали, то теоретически его могут наказать в России, хотя, казалось бы, наше государство не имеет к этому никакого отношение.

По умолчанию нормативные правовые акты касаются всех лиц, находящихся на территории государства, в том числе иностранцев и лица без гражданства. Однако есть нормы, которые распространяются только на отдельные категории людей или организаций: скажем, нужно иметь гражданство или представлять определенную группу населения – военные, женщины, несовершеннолетние, пенсионеры.

Ещё один интересный момент по поводу соотношения закона и подзаконного акта. Иногда Госдума и правительство (или какое-то ведомство) действуют не очень согласованно. Скажем, депутаты принимают закон, где гражданам строжайше предписывают что-то сделать до какого-то числа. При этом процедуру, по которой это всё нужно сделать, в законе подробно не прописывают, а оставляют на усмотрение какого-то ведомства. А это ведомство работает не очень быстро.

Один из самых известных случаев такого рода произошёл в 2014 г. 4 июня депутаты Госдумы приняли изменения в закон «О гражданстве РФ», где обязали российских граждан, приобретающих второе гражданство, уведомить об этом федеральную миграционную службу в течение шестидесяти дней и установили, что «форма и порядок подачи уведомлений. устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции». Закон вступил в силу 1 августа 2014 года, но к этому времени никакой формы и порядка подачи уведомления ФМС не разработала.

Из-за этого возник странный парадокс: вроде бы граждане обязаны уведомлять ФМС о втором гражданстве, но как это делать – нигде не сказано. Ситуация для многих была весьма нервная. Но, к счастью, ФМС выпустило соответствующий приказ до конца сентября, и теоретически все, кто хотел уведомить государство о наличии второго гражданства, смогли это сделать.

Нормативные правовые акты на региональном уровне

Поскольку Россия – это федеративное государство, то законы у нас существуют не только на общегосударственном уровне, но и на региональном. Парламенты российских регионов тоже могут принимать разные законы. Например, у каждого российского региона есть своя конституция или устав (например, Конституция Республики Карелия или Устав Вологодской области), где описаны способы формирования и полномочия региональных органов власти.

Регионы на своём уровне могут регулировать некоторые второстепенные вопросы, в результате чего там тоже появляются свои законы и кодексы: например, Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, Социальный кодекс Ярославской области, закон Амурской области «О Правительстве Амурской области», закон Приморского края «О транспортном налоге».

Ну и, разумеется, там есть свои подзаконные акты, которые принимают для исполнение региональных законов: указы президентов республик и губернаторов областей, постановления администраций областей, приказы региональных министерств и департаментов.

Ненормативный правовой акт

Существует ещё такое понятие как «ненормативный правовой акт» (он же «индивидуальный правовой акт»). Это тоже официальный письменный документ, который издают госорганы и должностные лица. Но вопросы там иные – наградить того-то, назначить кого-то на должность, выделить деньги такому-то учреждению, передать землю или здание такой-то организации.

Нормативные и ненормативные правовые акты различаются следующим образом. Первые создают правила в отношении неопределённого круга лиц и рассчитаны на многократное применение – и соответственно могут создавать и регулировать множество разных правоотношений с участием самых разных субъектов. Вторые же относятся к конкретным лицам и рассчитаны на однократное применение – то есть, по сути, создают, изменяют или прекращают только одно или несколько конкретных правоотношений.

Например, существует Указ Президента РФ от 10.05.2004 N 606 «О присвоении звания Героя Российской Федерации Кадырову А.А.» с коротким текстом: «За мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, присвоить звание ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАДЫРОВУ Рамзану Ахматовичу — первому заместителю Председателя Правительства Чеченской Республики» (подпись – президент РФ В. Путин, дата). Это ненормативный правовой акт, потому что он распространяется на одного человека, рассчитан на однократное применение и создаёт конкретное правоотношение: а именно – между Рамзаном Кадыровым и Пенсионным фондом РФ. Первый, будучи героем России, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты и повышенную пенсию, а Пенсионный фонд РФ – обязанность выплачивать ему соответствующие денежные суммы (ст. 1.1 ФЗ «О статусе героев…»).

Ну и для сравнения – Указ Президента РФ от 17.06.2008 N 977 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации лиц без гражданства, состоявших в гражданстве СССР и проживающих в Латвийской Республике или Эстонской Республике», тоже достаточно короткий, который устанавливает следующее правило:

«лица без гражданства, состоявшие в гражданстве СССР и проживающие в Латвийской Республике или Эстонской Республике, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации без оформления виз по следующим действительным документам:

лица, проживающие в Латвийской Республике, — по паспорту негражданина, выданному соответствующим органом Латвийской Республики;

лица, проживающие в Эстонской Республике, — по паспорту иностранца, выданному соответствующим органом Эстонской Республики»

Это уже нормативный акт, потому что касается он неопределённого круга лиц и рассчитан на многократное применение. Множество «неграждан» Латвии и Эстонии (их сокращённо называют «неграми») смогут вступить в правоотношения с Пограничной службы ФСБ при въезде в Россию. Латвийскому или эстонскому «негру» достаточно будет показать «паспорт негражданина» или «паспорт иностранца» при въезде в Россию, после чего пограничник обязан будет пустить их без визы в нашу страну.

Итак, источник права – это способ выражения и закрепления норм права. Самый распространённый вид источников права – нормативный правовой акт. Это официальный письменный документ с правилами поведения по какой-то одной теме.

Нормативные правовые акты делят на две разновидности – законы и подзаконные акты. Вторые дополняют и уточняют содержание первых.

Если расположить законы и подзаконные акты в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:

1) Законы
а) Конституция РФ
б) федеральные конституционные законы (ФКЗ)
в) федеральные законы (ФЗ)
2) Подзаконные акты:
а) указы президента РФ
б) постановления правительства РФ
в) приказы министерств и ведомств

Граница между правилами, которые регулирует закон, и правилами, которые регулирует подзаконный акт, не очень строгая и может часто меняться. Есть нормы, которые должны быть записаны только в законе и нигде больше. Но большинство норм могут быть как в законе, так и в подзаконном акте.

Существует ещё «ненормативный правовой акт» (он же «индивидуальный правовой акт»). Это тоже официальный письменный документ, который издают госорганы и должностные лица. Но если нормативные правовые акты создают правила в отношении неопределённого круга лиц и рассчитаны на многократное применение, то ненормативные правовые акты относятся к конкретным лицам и создают, изменяют или прекращают только одно или несколько конкретных правоотношений.

Следующая статья из цикла «Правоведение для чайников» — «Другие источники права»

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.