Ч 1 ст 202 коап рф

Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Участие прокурора в арбитражном процессе по делам о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В соответствии со ст.29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела об административных правонарушениях, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 52 АПК РФ прямо не предусматривает право прокурора участвовать в арбитражном процессе по делам об административных правонарушениях. Однако ст.202 АПК РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и законодательства об административных правонарушениях.

Пунктом 1 постановления Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации от 23.03.2013 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» предусмотрено, что с учетом ч. 1 ст. 202 АПК РФ, поскольку главой 25 Кодекса не установлено иное, полномочия прокурора на участие в делах об административных правонарушениях определяются в соответст­вии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, ч.2 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Россий­ской Федерации» и ст. 28.4 и 28.7 КоАП РФ установ­лено, что прокурор или его заместитель вправе возбудить произ­водство об административном правонарушении и направить ма­териалы в суд, в том числе и в арбитражный.

Согласно положениям ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в преде­лах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении и участвовать в его рассмотрении.

В силу требований ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской федерации, прокурор вправе возбудить дела о любом админист­ративном правонарушении, ответственность за которое преду­смотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях» установле­но, что правами и полномочиями возбуждать производство по делам о привлечении к административной ответственности обла­дают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.

Таким образом, при возбуждении производства по делам о при­влечении к административной ответственности арбитражные су­ды должны учитывать положения указанных норм, предоставляющих прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении.

При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (замести­тели прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие про­куроры.

В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на осно­вании заявления прокурора, отвечающего требованиям ст. 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приобщено постановление прокурора, вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК РФ.

Статья 202. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Статья 202 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности (действующая редакция)

1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 202 АПК РФ

1. В случаях, когда в главе 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в статье 29.9 КоАП РФ).

2. Согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела: о нарушении порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24 КоАП РФ); о нарушении обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (ч. ч. 2 и 3 ст. 9.4 КоАП РФ); о нарушении установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию (ст. 9.5 КоАП РФ); о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ (ст. 9.5.1 КоАП РФ); об осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ); о незаконном использовании товарного знака (ст. 14.10 КоАП РФ); о незаконном получении кредита (ст. 14.11 КоАП РФ); о фиктивном или преднамеренном банкротстве (ст. 14.12 КоАП РФ); о неправомерных действиях при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ); о воспрепятствовании должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации (ст. 14.14 КоАП РФ); о розничной продаже этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов, о поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) (ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ); о промышленном производстве этилового спирта в объемах, превышающих квоты, о закупке этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты, о промышленном производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17 КоАП РФ); об использовании этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18 КоАП РФ); об осуществлении дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 14.23 КоАП РФ); о нарушении законодательства о лотереях (ст. 14.27 КоАП РФ); о непредставлении или несвоевременном представлении документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем (ст. 14.36 КоАП РФ); о нарушении требований к установке рекламной конструкции (ст. 14.37 КоАП РФ); о нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАП РФ); о недостоверном декларировании соответствия продукции (ст. 14.44 КоАП РФ); о нарушении порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.45 КоАП РФ); о нарушении порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.46 КоАП РФ); о нарушении правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47 КоАП РФ); о представлении недостоверных результатов исследований (испытаний) (ст. 14.48 КоАП РФ); о нарушении обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) (ст. 14.49 КоАП РФ); о неисполнении обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок (ст. 14.50 КоАП РФ); о неисполнении банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат (ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ); о неисполнении банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника, о неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику (ч. ч. 2 и 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ); о невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, о невыполнении изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации (ч. ч. 6 и 15 ст. 19.5 КоАП РФ); о невыполнении требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования (ст. 19.33 КоАП РФ), совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

3. Исходя из содержания ч. 2 ст. 28.3 и ст. 28.4 КоАП РФ, с требованием о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности в арбитражный суд вправе обратиться:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.1, 14.10, 14.14, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16, 14.18, ст. ст. 14.23, 14.37, 14.43 (в части транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации), ч. ч. 6 и 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

2) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, — административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ;

3) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ, в случае если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.23 КоАП РФ;

4) должностные лица таможенных органов — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.10, 14.50 КоАП РФ;

5) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

6) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

7) должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

8) должностные лица органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

9) должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

10) должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.43, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

11) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, — административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5, ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1, ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

12) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 и 14.49 (в части объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

13) должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.44, 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

14) должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

15) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

16) должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.36 КоАП РФ;

17) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.1, 14.10, 14.43 — 14.46 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

18) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. ст. 14.18, 14.43 — 14.46 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

19) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

20) должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.44, ч. ч. 6 и 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

21) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 2 и 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ;

22) должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.27 КоАП РФ;

23) должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.5.1 КоАП РФ;

24) должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ;

25) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, 14.49, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

26) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.47 и 14.48 КоАП РФ;

27) прокурор — административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.24, ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ.

4. Прокурор не составляет протокола об административном правонарушении. По общему правилу он возбуждает дело об административном правонарушении путем вынесения соответствующего постановления. Данное решение принимается в случае обнаружения им (получения сообщения и т.п.) признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.24 либо ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении. После возбуждения в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя дела об административном правонарушении (в связи с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении правонарушителя к административной ответственности.

5. Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу. При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь ч. 6 ст. 205 и ч. 2 ст. 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

6. Учитывая особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, установленные главой 25 АПК РФ, в том числе сокращенные сроки их рассмотрения, предварительное судебное заседание по таким делам может не проводиться.

7. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 4, 52, 203, 206 АПК РФ.

Ч 1 ст 202 коап рф

§ 4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

Административные правонарушения предполагают возможность привлечения к административной ответственности, а также оспаривание решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Поэтому в гл. 25 АПК РФ выделяются процессуальные особенности рассмотрения указанных видов дел.
Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 25 Кодекса и федеральным законом об административных правонарушениях (КоАП РФ). Подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, согласно которому судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10—14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. 14.18, 14.23, 14.27, 14.31—14.33, 15.10, ч. 2 ст. 17.14, ч. 6 ст. 19.5, ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. При этом необходимо учитывать, что дело, указанное в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании ст. 28.7 КоАП РФ по нему проводится административное расследование.
В случаях, когда в гл. 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в ст. 29.9 КоАП РФ).
Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Подача заявления о привлечении к административной ответственности осуществляется по правилам общей подсудности: в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
При подаче заявления в арбитражный суд по месту совершения правонарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, суд на основании п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ выносит определение о возвращении заявления.
В ст. 203 и ч. 1 ст. 208 АПК РФ не определена подсудность дел об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом и связанных с деятельностью его филиалов или представительств. Поэтому, принимая во внимание положения ч. 1 ст. 202 АПК РФ, дела о привлечении к административной ответственности юридического лица в связи с нарушением, связанным с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, на основании ст. 29.5 КоАП РФ подлежат рассмотрению по месту совершения соответствующего нарушения или по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 248 АПК РФ в исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации находятся дела об административных правонарушениях, совершенных иностранными лицами в Российской Федерации. При этом ст. 203 и ч. 1 ст. 208 АПК РФ не определена подсудность дел об административных правонарушениях, совершенных иностранными юридическими лицами, не имеющими филиала или представительства на территории Российской Федерации. Поэтому с учетом положений ч. 1 ст. 202 АПК РФ подсудность дел о привлечении к административной ответственности иностранных лиц определяется на основании ст. 29.5 КоАП РФ. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать общим требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, 3 ст. 125 АПК РФ, а также специальным правилам, предусмотренным в ст. 204 АПК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается в арбитражных судах на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях. Данное заявление должно отвечать требованиям, предусмотренным ст. 204 АПК РФ.
В случае несоответствия заявления требованиям, установленным ч. 1 ст. 204 АПК РФ, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в ч. 2 ст. 204 АПК РФ, суд, руководствуясь ст. 128 АПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения.
При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.
При рассмотрении данной категории дел суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и(или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.
Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично.
Срок рассмотрения дела должен не превышать 15 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок рассмотрения не установлен федеральным законом об административных правонарушениях. Арбитражный суд может продлить срок рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности не более чем на месяц по ходатайству лиц, участвующих в деле, или в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. О продлении срока рассмотрения дела арбитражный суд выносит определение.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. В связи с сокращенными сроками рассмотрения судам при наличии соответствующих сведений об участниках арбитражного процесса допускается руководствоваться ч. 3 ст. 121 АПК РФ, позволяющей в случаях, не терпящих отлагательства, известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. Необходимые для уведомления контактные телефоны лица, привлекаемого к административной ответственности, могут содержаться в заявлении и приложенных к нему материалах. При извещении с использованием указанных средств связи адресату должны быть сообщены все сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 121 АПК РФ.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом и связанных с деятельностью его филиалов или представительств, извещение о времени и месте судебного заседания суду необходимо направить не только по месту нахождения самого юридического лица, но и по месту нахождения соответствующего филиала (представительства).
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение:
• о привлечении к административной ответственности. Принимая решение о привлечении к административной ответственности, суду помимо разрешения вопроса о составе правонарушения и мерах назначаемого наказания необходимо также учитывать положения ч. 2 и 3 ст. 9.10 КоАП РФ, устанавливающие правила об обязательном разрешении вопроса об изъятых вещах и документах и вещах, на которые наложен арест, а также об указании в решении на размер ущерба, сроки и порядок его возмещения, если при рассмотрении данного дела решался вопрос о возмещении имущественного ущерба;
• об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. При этом следует обратить внимание на следующий факт. Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) при условии, что указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Необходимо также исходить из того, что после принятия судом решения об отказе в привлечении к ответственности по основаниям, предусмотренным КоАП РФ, в силу ст. 29.9 КоАП РФ является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.).
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Исчисляя установленные ч. 4 ст. 206 и ч. 5 ст. 211 АПК РФ сроки на подачу апелляционной жалобы, необходимо учитывать, что датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме. Специфика данной категории дел не позволяет откладывать изготовление решения.
Срок доставки решения не исключается из срока на обжалование. Пропущенный по причине позднего получения обжалуемого решения срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен судом на основании ходатайства обратившегося с жалобой лица в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Соответствующая апелляционная жалоба в силу ст. 264 АПК РФ не рассматривается и возвращается заявителю, если отсутствует ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
При исчислении 10-дневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (ч. 4 ст. 206 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой ч. 3 ст. 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Таким образом, в случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.
Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Подача заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности осуществляется по правилам исключительной подсудности: в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.
Учитывая положения ч. 1 ст. 207 АПК РФ и ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, дела об оспаривании решений административных органов о привлечении юридического лица к административной ответственности в связи с нарушениями, связанными с деятельностью его филиала (представительства), расположенного вне места нахождения юридического лица, на основании ст. 35 АПК РФ рассматриваются по месту нахождения соответствующего административного органа.
Подсудность дела об оспаривании решения, вынесенного вышестоящим органом, должностным лицом по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, определяется исходя из подсудности дела об обжаловании указанного постановления, поскольку при рассмотрении соответствующего заявления арбитражным судом оценивается также и само постановление.
В соответствии с ч. 2 ст. 248 АПК РФ в исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации находятся дела об административных правонарушениях, совершенных иностранными лицами в Российской Федерации. Таким образом, исходя из положений ч. 1 ст. 207 АПК РФ и ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ подсудность дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении указанных лиц к административной ответственности определяется на основании ст. 35 АПК РФ — по месту нахождения соответствующего административного органа.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В частности, в соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1—5.25, 5.45—5.52, 5.56 КоАП РФ (административные правонарушения, посягающие на права граждан), могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Статья 333.37 НК РФ не содержит положений об освобождении от уплаты государственной пошлины заявителей при подаче заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Однако следует иметь в виду, что ч. 2 ст. 329 и ч. 4 ст. 208 АПК РФ, содержащие соответствующие положения, в настоящее время не отменены.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности должно соответствовать общим требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, а также специальным правилам, предусмотренным ст. 209 АПК РФ.
Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично.
Срок рассмотрения дела не должен превышать 10 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. В случае, если арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя. Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Порядок принятия решения аналогичен описанному в предыдущем параграфе. При исчислении 10-дневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (ч. 4 ст. 206 АПК РФ), а также на решение суда по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 5 ст. 211 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой ч. 3 ст. 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
В случае обжалования в суд постановления административного органа о привлечении к административной ответственности и принятия судом решения об отказе в удовлетворении требования заявителя соответствующее постановление административного органа вступает в законную силу одновременно со вступлением в законную силу указанного решения суда, если не подана апелляционная жалоба (п. 2 ст. 31.1 КоАП РФ и ч. 5 ст. 211 АПК РФ).
В случае подачи апелляционной жалобы постановление административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу со дня принятия судебного акта арбитражным судом апелляционной инстанции, если указанным судебным актом оставлено в силе решение суда первой инстанции.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.