Ценовая дискриминация на рынке естественной монополии

15. Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация

Монополия – это фирма-отрасль, производящая продукцию, не имеющая заменителей. Поэтому фирма-монополист диктует цену на свою продукцию.

Монополия выступает в следующих формах:
1) закрытая защищена от конкуренции юридически: авторским правом, патентом;
2) открытая – не имеет специальной защиты от конкуренции (фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией);
3) естественная – эксплуатирующая уникальные природные ресурсы (электросети, компании водоснабжения, газовые предприятия).

Особое место занимает феномен “естественной монополии”. К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи, транспортные фирмы). Как правило, подобные “естественные монополии” находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства – эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит и понижение издержек на единицу продукции.

Данная классификация весьма условна: некоторые фирмы-монополисты принадлежат к нескольким видам сразу.

Монополия, продающая продукцию всем покупателям по одной цене, называется простой.

Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация проводится:
– по объему покупки (опт и розница);
– покупателю (по доходам, возрасту). Например продажа авиабилетов бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, т.к. они, собираясь в турпоездку, заказывают билеты заранее, и могут выбрать более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически нет (спрос неэластичен);
– разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.

Проведя условную дискриминацию, монополист максимизирует прибыль, охватывая большую долю рынка.

Так как монополист на рынке функционирует один, то кривые спроса для фирмы и отрасли совпадают (рис. 15.1). Монополист выбирает такую комбинацию цены и объема в отличие от конкурентной фирмы, которая выбирает только объем, которая позволит получить максимальную прибыль.

Монополист максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (рис. 15.1)

В отличие от рынка совершенной конкуренции цена монополиста превышает MC

Таким образом Pm и Qm – цена и объем, максимизирующие прибыль. Если бы Qm был произведен в условиях совершенной конкуренции, он был бы продан по Pk (в условиях конкурентного рынка P=MR=MC). Так как Pm> Pk, а Pm> MR=MC, следовательно, PmPk – величина монопольной власти (L). Источником монопольной власти является низкая эластичность спроса по цене

.

Рис. 15.1. Максимизация прибыли фирмой-монополистом

То есть чем более неэластичен спрос на продукцию монополиста, тем больше его монопольная власть, тем больше его прибыль. Так как цена монополиста Pm>Pz (себестоимость QM), величину прибыли характеризует прямоугольник PmmzPz.

Ценовая дискриминация

  • Предмет микроэкономики
  • Функции рынка
  • Шпаргалки по экономической теории

Ценовая дискриминация и ее виды

Фирма, обладающая монопольной властью, может ее использовать для проведения особой ценовой политики, так называемой ценовой дискриминации.

В данном контексте понятие «дискриминация» является чисто техническим термином (от лат. dicriminatio — различие) и не носит негативного смысла.

Ценовой дискриминацией называется установление разных цен на различные единицы одного и того же товара для одного или разных покупателей. Важно подчеркнуть, что различия в ценах не отражают различия в издержках, связанных с оказанием покупателю транспортных или других услуг. Поэтому не всегда различие в ценах можно считать ценовой дискриминацией, а единая цена свидетельствует о ее отсутствии. Так, например, не является ценовой дискриминацией поставка одного и того же товара по разным ценам в разные регионы, в различные периоды времени (сезонность), разного качества и т.д. С другой стороны, поставка для всех разноудаленных покупателей одного и того же товара по единой цене может рассматриваться как ценовая дискриминация.

  • Для осуществления ценовой дискриминации монополистом необходимо, чтобы прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей была существенно различной;
  • чтобы эти покупатели были легко идентифицируемы;
  • чтобы была невозможна дальнейшая перепродажа товара покупателями.

Как показывает практика, наиболее благоприятные условия для осуществления ценовой дискриминации имеются на рынке услуг или на рынке материальных товаров, при условии, что разные рынки отделены друг от друга большими расстояниями или высокими тарифными барьерами.

Впервые понятие ценовой дискриминации в экономическую теорию ввел английский экономист Альфред Пигу (1920). Он же предложил различать три ее вида, или степени.

Ценовая дискриминация первой степени (или совершенная ценовая дискриминация) имеет место, когда каждая единица товара продается фирмой по цене спроса, т.е. по максимально возможной цене, которую готов заплатить покупатель. Иногда такую политику называют ценовой дискриминацией по доходам покупателя. Рассмотрим, как она влияет на прибыли фирмы.

Если монополист не проводит ценовой дискриминации, т.е. устанавливает единую цену Р*, то как видно из рис. 5.12 , при объеме выпуска от 0 до Q*(при котором выполняется равенство МС=MR) дополнительная прибыль от реализации каждой дополнительной единицы (предельная прибыль, Мп) равняется разнице между предельным доходом и предельными издержками

Мп=MR — MC.

Производство любого количества сверх оптимального сократило бы экономическую прибыль монополиста, которая может быть подсчитана как сумма прибылей от каждой реализованной единицы, что на рисунке соответствует заштрихованной площади АСЕ. Потребительский излишек, т.е. разница между суммой, которую покупатель готов был заплатить, и рыночной ценой Р*, изображен верхним треугольником АР*М.

Если монополист проводит ценовую дискриминацию, то тогда все единицы товара продаются по их цене спроса, и следовательно, каждая дополнительно реализованная единица увеличивает совокупный доход на величину той цены, по которой она продается, т.е.

MR=P.

Это означает, что кривая спроса становится и кривой предельного дохода, как в модели совершенной конкуренции. Однако в отличие от конкурентного рынка, при котором существует единая цена, и значит MR=AR, для монополии, осуществляющей ценовую дискриминацию, цены разных единиц продукции различны, т.е. MR≠ AR.

Оптимальный объем производства монополиста, осуществляющего ценовую дискриминацию, расширяется до точки оптимума Q** совершенно конкурентного рынка. В этих условиях совокупная прибыль монополиста (площадь АЕ’С) включает в себя весь потребительский излишек.

Рис. 5.12. Совершенная ценовая дискриминация

На практике совершенная ценовая дискриминация почти невозможна, поскольку для ее реализации монополист должен знать цены спроса всех возможных потребителей своей продукции. Некоторое приближение к ценовой дискриминации данного вида возможно при наличии небольшого числа покупателей, например, при индивидуальной предпринимательской деятельности (услуги врача, юриста, портного и т.д.), когда каждая единица товара производится по индивидуальному заказу.

Ценовая дискриминация второй степени предполагает назначение различных цен в зависимости от объема покупки, так что связь между объемом продаж и общими доходами монополиста носит нелинейный характер (так называемое нелинейное ценообразование).

Предположим, что монополист устанавливает две цены: при объеме от 0 до Q* цена Р’, при объеме от Q* до Q** цена Р».

Если бы монополист устанавливал единую цену, например Р’, то его совокупный доход равнялся бы произведению соответствующего объема и цены (TR=Р’Q*). При осуществлении нелинейного ценообразования доход увеличивается и становится равен площади фигуры 0Р’ABCQ**.

Рис. 5.13 Ценовая дискриминация второй степени (нелинейное ценообразование)

Чем более дифференцирована цена продукции, тем в большей степени данная ценовая дискриминация приближается к совершенной.

В реальной жизни ценовая дискриминация второй степени чаще всего принимает форму ценового дисконта (т.е. скидок). Например:

  • скидки на объем поставок (чем больше объем заказа или поставки, тем больше скидка к цене);
  • кумулятивные скидки (цена проездного единого билета на год, который предполагают ввести в московском метрополитене относительно ниже цены ежемесячного проездного);
  • ценовая дискриминация во времени (различные цены на утренние и вечерние сеансы в кино, различные наценки в ресторанах в дневное и вечернее время) и т.д.

Иногда данный тип дискриминации называют самоотбором. Не имея реальной возможности определить цены спроса всех своих клиентов (как при совершенной ценовой дискриминации), продавец предлагает всем одинаковую структуру цен, предоставляя покупателю самому решать, какой объем и, следовательно, какие рыночные условия он выбирает.

Ценовая дискриминация третьей степени осуществляется на основе сегментации рынка и выделения некоторого количества групп покупателей (сегментов рынка), каждой из которых продавец назначает свои цены.

Примерами подобной ценовой дискриминации могут служить:

  • авиабилеты туристского и первого классов;
  • спиртные напитки класса «люкс» и другие алкогольные продукты;
  • скидки на билеты в музеи и кинотеатры для детей, военнослужащих, студентов, пенсионеров;
  • плата за подписку на специализированные издания для организаций и индивидуальных подписчиков (для вторых она, как правило, ниже);
  • гостиничные тарифы и плата за посещение музеев для иностранцев и резидентов (в России) и т.д.

После того как фирма разделит своих потенциальных покупателей на некоторое количество сегментов, возникает вопрос установления своих цен для каждого сегмента. Рассмотрим, как это происходит.

Пусть монополист выделяет два изолированных сегмента рынка (анализ может быть использован и для большего числа сегментов). Его цель, как и прежде, максимизация прибыли от реализации продукции на обоих рынках.

Основное условие максимизации прибыли на первом сегменте рынка может быть записано как

MC=MR1,

где MR1 — предельный доход от реализации на первом сегменте.

Соответствующим образом, основное условие максимизации прибыли на втором сегменте имеет вид:

MC=MR2,

где MR2 — предельный доход от реализации на втором сегменте рынка, то есть

MC=MR1=MR2.

Мы знаем, что предельный доход фирмы соотносится с коэффициентом эластичности спроса по формуле MR=P(1+1/Ed), поэтому равенство MR1=MR2 можно представить как

P1(1+1/Ed1)=P2(1+1/Ed2),

P1/P2=(1+1/Ed2)/(1+1/Ed1).

Из данного равенства видно, что в основе ценовой дискриминации третьей степени лежит различие в эластичности спроса для разных сегментов рынка. Чем выше эластичность спроса, тем относительно ниже цены. На практике это означает использование ценовых скидок для категории потребителей с эластичным спросом и назначение более высоких цен для потребителей с неэластичным спросом. Другими словами,

если |Ed1|>|Ed2|, то Р1

Например, если эластичность спроса для 1-го сегмента равна -2, а для 2-го сегмента -4, то цена для 1-го сегмента должна быть в 1,5 раза выше, чем для 2-го.

Очевидно, что если бы эластичность спроса во всех сегментах была одинаковой, то ценовая дискриминация была бы невозможна.

Тема №8. Ценовая дискриминация. Монопольная власть

Тема № 8. Ценовая дискриминация. Монопольная власть. (3 ч).

Ценовая дискриминация: понятия, условия, последствия;

Монопольная власть: понятия, показатели, факторы;

Социальная цена монопольной власти;

Государственное регулирование рынка чистой монополии.

Вопрос № 1. Ценовая дискриминация: понятие, условия, последствия.

В некоторых ситуациях чистая монополия может осуществлять ценовую дискриминацию – устанавливать разные цены на одинаковые по качеству и уровню издержек товары для разных покупателей.

Условия осуществления ценовой дискриминации:

невозможность для потребителя перепродать купленный у монополии товар;

возможность разделить всех потребителей данного товара на группы в соответствии с их готовностью заплатить.

Если фирма знает, какую максимальную цену готов заплатить за товар каждый покупатель, то имеет место совершенная ценовая дискриминация (или идеальная).

Последствия ценовой дискриминации:

производится больший объем продукции;

увеличивается прибыль продавца за счет потребительского излишка;

возрастает благосостояние общества, т.к. товар становится доступным большему числу потребителей.

Графический анализ ценовой дискриминации. (при условии, что МС – const).

На рис. 8.1.1 видно, что прибыль монополиста равна площади прямоугольника I; заштрихованный треугольник – это потребительский излишек; площадь треугольника II – это безвозвратные потери общества из-за монопольной цены.

Переход к политике ценовой дискриминации (рис.8.1.2) означает, что MR=P, а график MR сливается с графиком спроса. Весь потребительский излишек переходит к продавцу, увеличивая его прибыль (площадь треугольника I на рис. 8.1.2). Исчезают и безвозвратные общественные потери за счет расширения рынка сбыта (Q ` m > Qm).

Ценовая дискриминация может носить систематический или временный характер. Однако, в любом случае, монополист учитывает эластичность спроса на свой товар. Объектом ценовой дискриминации являются в основном малоэластичные товары.

Вопрос № 2. Монопольная власть: понятие, показатели, факторы.

Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной властью.

Степень монопольной власти весьма относительна, если на рынке действует не одна, а несколько производителей аналогичной продукции.

Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.

Для количественной характеристики монопольной власти используются:

показатель монопольной власти Лернера L = (P-MC)/P, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства.

0 2 1 + Р 2 2 + … + Р 2 n , где Н – показатель концентрации, Рn — процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении. Максимальное значение Н – 10000. Если Н меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н  1800, то отрасль считается высокомонополизированной.

Источники или факторы монопольной власти:

Доля фирмы в рыночном предложении;

отсутствие хороших заменителей у товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью;

Эластичность рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке.

Вопрос № 3. Социальная цена монопольной власти.

Социальная цена – это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти.

Сравним объем предложения и цену продукции на рынках чистой монополии и совершенной конкуренции. При соблюдении равенства всех прочих условий.

На конкурентном рынке Р = МС(рис. 8.3.1). Заштрихованный треугольник А – излишек потребителя. Треугольник В – выигрыш продавца.

На рынке чистой монополии Р > МС, теряется часть потребительского излишка и увеличивается выигрыш продавца. Заштрихованный треугольник между графиками «D» и «МС» показывает появление безвозвратных общественных потерь.

В этом и есть существо неэффективности монопольного рынка.

Негативные последствия чистой монополии:

Qm Рk– назначает более высокую цену;

Потребителям экономически не выгодно иметь дело с монополистом. Имеет место х – неэффективность;

Монопольная власть формирует тенденцию к сдерживанию НТП и бюрократизации производства;

Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, что чревато социальными конфликтами;

Монополия несет большие расходы на сохранение входных барьеров.

Вопрос № 4. Государственное регулирование рынка чистой монополии.

Способы сокращения монопольной власти:

Антимонопольное законодательство. Направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти;

Экономическое регулирование естественных монополий (прямое или косвенное).

Модель регулируемой естественной монополии.

з-за больших постоянных издержек кривая D пересекает кривую средних издержек в точке, где средние издержки все еще снижаются.

Нерегулируемый монополист выбрал бы объем производства Qmи назначил бы цену Pm. Здесь он имел бы экономическую прибыль, равную заштрихованному прямоугольнику.

При совершенной конкуренции Р = МС; такая цена (P2) оптимальна с точки зрения общества, т.к. обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов. Если государство установит эту цену на продукт монополиста, то фирма будет нести убытки. Регулирующие агенства могут разрешить фирмесправедливую прибыль, установив цену P1на уровне средних издержек. Хотя такая цена ведет к сокращению Q по сравнению с оптимальным случаем (Q1 Qm).

3) Формирование государственной собственности, т.е. вместо того, чтобы регулировать естественную монополию, находящуюся в частном владении, государство становится собственником монополии. Однако, как показала практика, стремление к прибыли – более надежная гарантия профессионального управления фирмой, чем кабинка для голосования.

Контрольная работа: Естественная монополия. Монопольная власть. Ценовая дискриминация

Тема: Естественная монополия. Монопольная власть. Ценовая дискриминация

Тип: Контрольная работа | Размер: 161.89K | Скачано: 52 | Добавлен 23.10.13 в 22:09 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет

Год и город: Липецк 2013

План работы

Контрольный теоретический вопрос .

Контрольные тестовые задания .

Разбор условной экономической ситуации.

Контрольный теоретический вопрос

Естественная монополия. Монопольная власть. Ценовая дискриминация.

Естественная монополия

Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегиро-ванное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфра-структурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно.

К сферам деятельности субъектов естественных монополий относят такие виды деятельности: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Плюсы и минусы естественной монополии.

  • возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;
  • возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;
  • возможность использования достижений научно-технического прогресса;
  • возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
  • возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономи-ческой организации;
  • внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

Минусы:

  • возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;
  • возможность блокировать технический прогресс;
  • возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;
  • возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Основными признаками естественной монополии являются следующие:

1) деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении;

2) высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться;

3) низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно;

4) сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом, (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

2. Монопольная власть

Монопольная власть — это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. Обладание монопольной властью — это свобода устанавливать цену на свой товар.

Проблема воздействия монополизма на поведение фирмы вытекает из теории монопольного спроса. Поскольку монополист выступает единственным производителем данного продукта, то спрос на его продукт будет совпадать с рыночным спросом, а кривая спроса на производство продукта монополистом будет совпадать с кривой рыночного спроса, которая является убывающей, и объем продаж можно увеличить лишь путем понижения цены. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена товара, поэтому кривая предельного дохода MR лежит всегда ниже кривой спроса (рис. 1). Изображая спрос в виде прямой наклонной линии, находим, что предельный доход составляет половину угла наклона линии спроса.

Рис. 1. Спрос на продукцию монополистической фирмы

В качестве измерителя монопольной власти считается величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Аббой Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:

где P — монопольная цена;

MC — предельные издержки.

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.

Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма:

где Ed — эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса.

Источники монопольной власти любого несовершенного конкурента, как это следует из выведенной выше формулы, связаны с факторами, определяющими эластичность спроса на продукцию фирмы. К ним относятся:

1) эластичность рыночного (отраслевого) спроса на продукцию фирмы (в случае чистой монополии рыночный спрос и спрос на продукцию фирмы совпадают). Эластичность спроса фирмы обычно больше либо равна эластичности рыночного спроса.

Напомним, что среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене, выделяют:

  • наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (чем больше заменителей, тем выше эластичность; при чистой монополии не существует совершенных заменителей товара, и риск снижения спроса из-за появления его аналогов минимален);
  • временной фактор (рыночный спрос, как правило, более эластичен в долгосрочном периоде и менее эластичен в краткосрочном. Это связано с временным лагом реакции потребителя на изменение цены и большой вероятностью появления со временем товаров-заменителей);
  • долю расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар относительно доходов потребителя, тем выше эластичность спроса по цене);
  • степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (если рынок насыщен каким-либо товаром, то эластичность будет скорее низкой, и наоборот, если рынок не насыщен, то снижение цен может вызвать значительное увеличение спроса, т.е. рынок будет эластичным);
  • разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него. Это связано с тем, что рост цены уменьшает, а сокращение цены расширяет сферу экономически оправданного применения данного товара. Этим объясняется тот факт, что спрос на универсальное оборудование, как правило, эластичнее спроса на специализированные приборы);
  • важность товара для потребителя (товары первой необходимости (зубная паста, мыло, услуги парикмахера) обычно неэластичны по ценам; товары же, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуются большей эластичностью);

2) число фирм на рынке. Чем меньше фирм на рынке, тем при прочих равных условиях больше возможность отдельной фирмы влиять на цены. При этом значение имеет не просто общее число фирм, а число наиболее влиятельных, имеющих существенную долю на рынке, так называемых «основных игроков». Поэтому очевидно, что если на две крупные компании приходится 90% объема продаж, а на оставшиеся 20 — 10%, то у двух крупных фирм большая монопольная власть. Такое положение называется концентрацией рынка (производства).

3) Взаимодействие между фирмами. Чем более тесно взаимодействуют между собой фирмы, тем выше их монопольная власть. И наоборот, чем агрессивнее конкурируют между собой компании, тем слабее их возможности воздействовать на рыночные цены. Крайний случай, ценовая война, может сбить цены до конкурентного уровня. В этих условиях отдельная фирма будет опасаться поднять свою цену, чтобы не потерять своей доли на рынке, и, таким образом, будет обладать минимальной монопольной властью.

Ценовая дискриминация

Впервые понятие ценовой дискриминации в экономическую теорию ввел английский экономист Альфред Пигу (1920 г). Он же предложил различать три ее вида, или степени.

Ценовая дискриминация – это проявление поведения продавца на современном рынке при условии несовершенной конкуренции, заключающееся в установлении различных цен на однотипные товары. Условия ценовой дискриминации заключаются в возможности продавца реализовать свой товар конкретным покупателем по завышенным ценам. На российском рынке проявление дискриминационного поведения встречается достаточно часто. Ценовые различия в этом случае объясняются конкретными особенностями функционирования рынка. Весь смысл такого поведения заключается в желании продавца реализовать свой товар по максимальной стоимости. Таким образом, получается, что все покупатели могут быть подвергнуты ценовой дискриминации, приобретая один и тот же товар. Несмотря на все вышесказанное, различие цен на рынке может быть установлено не только по желанию продавца, но и по следующим условиям:

  • различные условия доставки товара на рыночный сегмент;
  • предоставление страховой и гарантий;
  • наличие комплектации, отличной от прочих;
  • тип упаковки товара;
  • приобретение товара на кредитных условиях;
  • качество товара, гарантируемое заводом изготовителем.

В перечисленных выше случаях различные цены не могут быть дискриминационными. Во всех остальных – проявляется ценовая дискриминация. Условия ценовой дискриминации зачастую зависит от высокоразвитых рыночных отношений. По различным ценам можно совершить сделку между покупателем и продавцом лишь случайно или один раз, договорившись о взаимовыгодных условиях. Для формирования единой рыночной стоимости товара необходимо сформировать конкретное экономическое пространство с постоянными покупателями, активными участниками рынка. Определяя собственные границы рынка, выявляются конкретные подразделения поставщиков и покупателей, предъявляющих спрос на конкретные типы товаров. Если же определенность так и не установлена, то будет продолжаться регулярное изменение предложений и условий спроса на рынке.

Главными условиями осуществления ценовой дискриминации являются:

  • монополистическое право продавца на реализацию конкретного вида товаров или предоставляемых услуг, поскольку в этом случае имеется возможность контролировать ценообразование и производственную деятельность. если покупателей на рынке будет недостаточно, то диктат ценообразования может быть ограничен;
  • потребитель должен иметь возможность и быть готов платить завышенную стоимость за конкретный товар. но данное условие может быть обосновано только при эластичности спроса;
  • покупатель не должен иметь возможности перепродать приобретенный товар или какую-либо услугу. в связи с этим, в наибольшей степени ценовой дискриминации подвержены военные, медицинские и юридические услуги.

Практически все проблемы условий осуществления дискриминации взаимосвязаны с теорией монополии, поскольку ценовая дискриминация монополии представляет рыночную структуру с возможным ее проявлением. Выгоды существующей ценовой дискриминации могут стать доступными и для продавцов конкурентов. Примеры ценовой дискриминации в данном случае могут быть такими: продавец фруктов на рынке озвучивает ту стоимость, за которую реальный покупатель сможет приобрести товар. Соответственно, стоимость такого товара определяется на глазок.

Виды ценовой дискриминации и их проявление.

Альфред Пигу (английский экономист) ввел понятие в экономику и выделил следующие виды ценовой дискриминации (или степени ценовой дискриминации):

Первая степень ценовой дискриминации – совершенная ценовая дискриминация – заключается в реализации товара по ценам существующего на него спроса, т.е. по максимально высокой цене.

Вторая степень ценовой дискриминации – нелинейное ценообразование – стоимость товара зависит от объема покупки. Большая дифференцированность стоимости товара приводит ценовую дискриминацию к совершенству. Примеры ценовой дискриминации данного вида:

  • скидка на весь объем покупки (чем больше Вы приобретаете, тем больше получаете скидку);
  • кумулятивные скидки (оплата пользования услугой за год дешевле, чем за месяц);
  • временная ценовая дискриминация (скидки или наценки на вечернее или дневное посещение ресторанов, клубов и прочих заведений).

Таким образом, каждому потребителю предоставляется единая структура ценообразования с возможностью выбора рыночных условий и объемов приобретения покупки.

Третья степень ценовой дискриминации – ценовая дискриминация на сцементированных рынках – заключается в установлении цен для потребителей, принадлежащих к разным категориям (сегментам). Примерами данного типа дискриминации могут быть:

  • продажа авиабилетов различных классов;
  • продажа проездных билетов для студентов, школьников, пенсионеров, служащих и рабочих;
  • стоимость подписки для юридических и физических лиц и т.д.

Ценовая дискриминация монополии позволяет максимизовать прибыль.

Основное влияние ценовой дискриминации на благополучие всего общества.

Рассмотрев все виды ценовой дискриминации (или степени ценовой дискриминации), можно рассмотреть анализ такого воздействия на покупателей и продавцов. Ценовая дискриминация приводит к перераспределению доходов в пользу тех участников рыночных отношений, которые активно ее проводят. Каждый из видов ценовой дискриминации:

  • может улучшить положение дел на рынке в отраслевой сфере;
  • может позволить перейти доминирующей крупной фирме перейти в монополию;
  • позволяет приобретать товары или услуги по доступным ценам;
  • имеет цель поглотить потребительский излишек;
  • создает барьеры новым конкурентам.

В современных рыночных отношения ценовая дискриминация проявляется практически постоянно и имеет свои положительные стороны для каждого потребителя и государства в целом.

Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант (варианты) ответа следующим образом: /

1. Микроэкономика изучает поведение:

А) Производителя и покупателя (их взаимодействие на рынке);

Б) Национального государства;

В) Взаимодействующих национальных экономик;

Г) Наднациональных экономических структур.

По определению, микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов (фирм, потребителей, сберегателей и т.д.) и их взаимодействие на отдельных рынках.

2. Предложение ресурса земли на рынке:

А) Абсолютно неэластично;

Б) Зависит от спроса на этот ресурс;

В) Абсолютно эластично;

Г) Зависит от международной экономической ситуации;

Д) Верны ответы Б и В.

Равновесие на данном рынке определяется только величиной спроса на землю, так как предложение земли всегда постоянно и неизменно, т.е. предложение ресурса земли совершенно неэластично.

Ценовая дискриминация на рынке естественной монополии

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ&nbsp№&nbspФС77-24978 от 05.07.2006 г.

Подписной индекс №42457

Периодичность — 1 раз в месяц.

Адрес редакции: 305008, г.Курск, Бурцевский проезд, д.7.

Ценовая дискриминация на рынке естественных монополий (на примере установления цен на электроэнергию)

Рудич Ольга Анатольевна,

аспирантка Полтавского национального технического университета им. Ю. Кондратюка.

В статье проанализирован процесс осуществления ценовой дискриминации на монопольном рынке (на примере установления поставщиками электроэнергии многозонных тарифов), что не только обеспечит монополисту максимизацию прибыли, но и повысит общественное благополучие.

Ключевые слова: ценовая дискриминация, монопольный рынок, тариф, многозонный тариф, прибыль.

В сегодняшних условиях ведение предпринимательской деятельности любым субъектом хозяйствования предполагает наличие постоянного мониторинга состояния дел в экономике, особенно в аспекте взаимодействия рынка и процесса ценообразования.

Осуществление процесса ценообразования на основе дискриминации становится возможным при выполнении определённых условий. Некоторые из них являются экзогенными, другие условия могут зависеть от деятельности самого предприятия. Необходимость наличия у предприятия для осуществления ценовой дискриминации определённой степени рыночной власти является связующим звеном между практикой ценообразования на основе дискриминации и интересом к осуществляющим ее предприятиям со стороны антимонопольных органов. Однако переход предприятия от единого ценообразования к дискриминационной практике не может быть однозначным свидетельством повышения уровня его рыночной власти как в краткосрочном, так в и долгосрочном периоде.

Анализ исследований и публикаций

Вопросам ценообразования на основе дискриминации уделялось внимание многих исследователей, начиная с классиков и неоклассиков, как А. Пигу [9] и Д. Рикардо [11]. Среди современных ученых наиболее значимые работы принадлежат С.А. Болочеву [2], А.Е. Милютину [6], В.В. Венгеру [3], Л.Б. Шейнину [13], С.И. Романовой [12] и др. Но до сих пор остаётся актуальным комплексное исследование ценовой дискриминации на рынке естественных монополий, являясь инструментом не только обеспечение монополисту максимизации прибыли, но и повышения общественного благосостояния.

Цель статьи – проанализировать процесс осуществления ценовой дискриминации на рынке естественных монополий (на примере установления поставщиками электроэнергии многозонных тарифов).

Изложение основного материала

Факт перехода к дискриминационному ценообразованию не может выступать как однозначный признак повышения уровня рыночной власти предприятия как в краткосрочном, так в и долгосрочном периоде, свидетельствуя лишь о наличии определенной степени рыночной власти.

Для того, чтобы предприятие имело шанс осуществлять хотя бы минимальную ценовую дискриминацию, что не является лёгкой задачей в современных условиях, следует все же обеспечить сочетание трех составляющих:

1. На данном рынке предприниматель должен занимать монопольное положение или контролировать большую часть рынка, чтобы иметь влияние на процессы ценообразования на рынке.

2. Для повышения своих продаж продавец должен разделить своих покупателей на группы (провести сегментирование) для определения возможности оплаты товара по разным ценам. Такое распределение потребителей будет отталкиваться от различной эластичности спроса в группах.

3. Следует обеспечить невозможность перепродажи покупателями товаров или услуг, которые были приобретены ими по низким ценам. Ведь в этом случае нужно будет говорить не о ценовой дискриминации, а о спекуляции на рынке.

В зависимости от того, насколько полно реализуется каждое из вышеупомянутых условий и насколько удачно они сочетаются между собой, можно говорить о разных возможностях проведения дискриминационной политики как постоянной линии поведения предприятия. Наивысшая степень контроля над рынком при благоприятном стечении обстоятельств дает возможность назначения индивидуальных цен на каждую единицу товара для каждого покупателя в соответствии с индивидуальными кривыми спроса. Наиболее мягкая форма дискриминации связана с установлением различных цен для разных групп покупателей [1].

Наиболее целесообразным будет проиллюстрировать такую ​​ ситуацию на примере предприятия по поставкам электроэнергии.

В современном мире электроэнергия классифицируется не только как товар, но и как благо или услуга, что создает определённые особенности при установлении цены на нее. Отсутствие дифференциации (т.е. электроэнергия является неизменной во времени и пространстве) и невозможность длительного ее хранения или перепродажи создают ее уникальность.

Однако электрическая энергия как товар имеет ряд особенностей, которые существенно влияют на формирование затрат при его производстве, и именно различия в затратах иногда лежат в основе различий платы за ее использование (тарифов).

В мире существует два подхода к ценовой дискриминации тарифов на электроэнергию. Наиболее широко распространено установление так называемой «дневной» и «ночной» цены. Этот подход заключается в разграничении объема потребления электроэнергии в течение суток.

Другой подход к ценообразованию – дискриминация по объему потребления в течение отчетного периода. Этот подход уходит корнями в советское время и плановую экономику, которая всячески поддерживала дотационные тарифы.

Установлением тарифов на электроэнергию для потребителей – населения и предприятий – занимается Национальная комиссия по регулированию в области энергетики, учитывая разную цену продукта от разных поставщиков, дотации и объемы производства. Парадокс заключается в том, что потребитель не имеет доступа к информации о составляющих и части тарифа, поэтому процесс формирования цены остается для него закрытым.

Для иллюстрации эффекта, происходящего на рынке обеспечения населения электроэнергией по двум тарифам, проведем математические расчеты.

Обозначим через p1 (y1) и p2 (y2) соответственно кривые спроса групп 1 и 2, а через с (y1 + y2) – издержки производства. Тогда задача максимизации прибыли для поставщика будет выглядеть:

При условии оптимального решения должны выполняться уравнения:

Иными словами, затраты на производство и реализацию кВт ⋅ ч электроэнергии должны быть равными поступлениям от реализации для потребителей обеих категорий. Если на одном из рынков доход будет существенно преобладать, то поставщик может изменить цену и для другой категории потребителей, в нашем случае – лишив льгот тех потребителей, потребляющих в месяц менее 150 кВт ⋅ ч. На рисунке 1 отражены линии платежеспособного спроса: D – общего спроса на продукцию предприятия; D1 – спроса менее платёжеспособной группы (до 150 кВт ⋅ ч за месяц); D2 – спроса более платёжеспособной группы (более 150 кВт ⋅ ч за месяц). Значение D обычно колеблется в пределах 0-100%, но в условиях роста платежеспособности может принимать значения, превышающие 100%. Такие значения целесообразно рассматривать как погашение старых долгов за потребленную электроэнергию. Отрезки кривой D являются отрезками устойчивого спроса, когда при определенном тарифе значение платежеспособного спроса постоянно (равно 100%). Это происходит в результате перенаправления финансовых потоков предприятий-потребителей на оплату потребленной электроэнергии для сохранения платежной дисциплины. Для сохранения постоянства D на этом этапе предприятия-потребители повышают цены на свою продукцию или уменьшают рентабельность [5].

Ситуация на рынке электроэнергии характеризуется графически (рис. 1).

Рис. 1. Ценовая дискриминация на рынке электроэнергии при наличии двух групп потребителей.

Именно это условие, или в более общем случае неравенство площадей прямоугольников позволяет монополисту увеличивать доход от ценовых дискриминаций и является критерием прироста доходности.

Таким образом, рынок с более высокой ценой должен характеризоваться более низкой эластичностью спроса. Товаропроизводитель, осуществляющий ценовую дискриминацию, будет устанавливать низкую цену для потребителей, которые чувствительны к изменению цены и, наоборот, для покупателей, которые несущественно реагируют на изменение цены, цена на продукцию будет выше. Таким образом, предприятие-товаропроизводитель будет максимизировать прибыль [7].

Потребители товара делятся на две группы, для каждой из которых характерна своя кривая спроса. Оптимальные цены и объемы продаж таковы, что предельные доходы от продажи товара различным группам потребителей равны и совпадают с предельными издержками. В данном примере потребители первой группы, спрос которых представлен кривой D1, платят цену P1, а потребители второй группы, спрос которых более эластичный и представлен кривой D2, платят цену P2. Предельные издержки зависят от совокупного объема производства Qt. Отметим, что Q1 + Q2 выбран так, чтобы MR1 = MR2 = МС.

На самом деле установить границы между двумя рынками на основе объема потребления электроэнергии очень трудно, потому что часто один и тот же потребитель может выступать в разных промежутках времени на различных рынках. Именно поэтому с 2008 года в Украине начали устанавливать счетчики, которые дифференцируют уровень потребления и дают возможность применить многозонный тариф.

В Украине ценообразование на электроэнергию определяется на основе объема потребленного населением ресурса (до 150, от 150 до 800 и свыше 800 кВт ⋅ ч в месяц). Еще в конце 2005 г. украинская власть предприняла попытку поэтапного приведения отпускных тарифов на электроэнергию для бытовых потребителей к экономически обоснованному уровню. Было принято решение о переходе к единым по стране тарифам на электроэнергию. До этого уровень тарифов в регионах зависел от структуры потребления и расходов облэнерго. Отпускные тарифы на электроэнергию для населения с 1 мая 2006 года выросли на 25%, а с 1 сентября – еще на 25%. Это позволило уменьшить средневзвешенный розничный тариф на 10% ввиду снижения тарифов для промышленности. Однако впоследствии тарифы так и не были приведены к единым и обоснованным: население продолжало платить за электроэнергию по ценам ниже рыночных, а средневзвешенный розничный тариф был значительно выше (рис. 2) за счет того, что юридические лица оплачивали электроэнергию по тарифам фактически выше рыночной стоимости. Последний раз уровни тарифов пересматривались в мае 2014 г. [10]. Но и это повышение не привело к повышению тарифов для населения до «экономически обоснованных» (за исключением потребления свыше 800 кВт ⋅ ч).

Рис. 2. Динамика цен на электроэнергию для населения.

Все это привело к тому, что размер государственных дотаций на возмещение расходов производителям электроэнергии все последние годы имел тенденцию к росту.

Итак, на один товар, электроэнергию, устанавливается несколько цен. Это свидетельствует, что имеет место ценовая дискриминация. Одни экономисты соглашаются и говорят, что ценовая дискриминация в этом случае приобретает особую форму – дискриминации во времени. Другие экономисты считают, что поскольку различия в ценах обусловлены различием в затратах, то этот случай не подпадает под общепринятое определение ценовой дискриминации [8].

Вследствие применения фиксированных тарифов, установленных Национальной комиссией по регулированию рынка электроэнергии, население платит меньше рыночную цену на услугу, что наносит урон для энергогенерирующих компаний и экономики в целом. Разницу государство компенсирует в виде дотаций и субсидий, которые несвоевременно покрывают расходы товаропроизводителя, тем самым затрудняя процесс модернизации и строительства новых мощностей. С одной стороны, это не способствует заинтересованности производителей электроэнергии, а с другой – не стимулирует потребителей к энергосбережению.

Следует отметить и то обстоятельство, что в рамках сотрудничества с ЕС Украина обязалась реформировать рынок электроэнергии и изменить ситуацию с перекрестным субсидированием тарифов. Так, в «Соглашении об ассоциации» определена необходимость продолжать реформу тарифа на электроэнергию и меры, гарантирующие полную оплату за поставки электроэнергии. В директиве 54/ЕС отмечается о том, что потребители должны иметь возможность получить информацию о тарифах, которая должна быть опубликована до введения их в действие [4]. Правительство должно гарантировать поставки электроэнергии по приемлемым, легко и четко сравнимым, прозрачным ценам. Директива 89/ЕС требует, чтобы все меры правительства, направленные на бесперебойное снабжение, были недискриминационными и учитывали их возможное влияние на цену электроэнергии для конечных потребителей [14].

Целесообразность той или иной формы ценовой дискриминации должна быть подкреплена экономическими расчетами. Высокие тарифы для предприятий трансформируются в повышенные затраты на производство товаров и, как следствие, более высокие оптовые и розничные цены для тех же потребителей. Социальный эффект от субсидирования отпускных цен на электроэнергию для населения таким образом, в значительной степени, нивелируется.

Негативное влияние высоких цен на электроэнергию ощущают на себе все отрасли экономики, работающие как на внутренний рынок, так и на экспорт. В то же время, использование многозонных тарифов для некоторых предприятий в значительной степени ослабляет этот негативный эффект и при этом способствует более рациональной работе энергогенерирующих компаний.

Выравнивание цен на электрическую энергию для населения и предприятий должно быть продолжено. Это будет способствовать более экономному ее расходу населением и снижению темпов роста цен для промышленных потребителей, выполнению Украиной директив ЕС в энергетической сфере.

1. Бакушевич И. В. Исследование влияния факторов на ценообразование / Бакушевич И. В., Семчишин Н. С., Тимошик М. М. // Сб. тезисов материалов второй всеукраинской научно-практической конфер. КНТЕУ. – 2009. – С.178-184.

2. Болочев С. А. Теория ценовой дискриминации и ее использование в практике антимонопольного регулирования: автореф. дис. . канд. экон. наук: 08.00.01 / С. А. Болочев [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. – М., 2009. – 25 с.

3. Венгер В. В. Організаційно-економічний механізм регулювання цін у природних монополіях [Текст]: автореф. дис. канд. екон. наук: 08.02.03 / В. В. Венгер; Держ. установа «Ін-т економіки та прогнозування НАН України». – К., 2005. – 20 с.

4. Директива 2003/54/ЄС Європейського Парламенту та Ради Європейського Союзу стосовно спільних правил для внутрішнього ринку електроенергії [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/994_571.

5. Марцин В. С. Трансформация функций цены в условиях рыночных преобразований [Текст] / В. С. Марцин // Актуальные проблемы економики. – 2010. – № 5 (107). – С. 9-21.

6. Мілютін А. Є. Цінова дискримінація монополій: сучасні реалії // Проблеми і перспективи розвитку банківської системи України. – Суми, 2004. – Т. 10. – С. 314-320.

7. Несторишен И. В. Проблемы ценообразования в условиях рынка [Электронный ресурс] / Вестник Хмельницкого национального университета. Серия «Экономические науки». Научный журнал. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Vchnu_ekon/2010_5_1/121-125.pdf.

8. Падерин И. Д. Методы ценообразования на промышленном предприятии в условиях переходной экономики [Текст] / И. Д. Падерин // Экономика промышленности. – 2005. – № 3 (29). – С. 127-135.

9. Пигу А. Экономическая мысль Запада. – М.: Прогресс, 1985. – 512 с.

10. Про внесення змін до тарифів на електроенергію, що відпускається населенню / Постанова НКРС від 23.05.2014, №749 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nerc.gov.ua/?id=11057.

11. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения: избранное / Д. Рикардо; [пер. с англ. Сраффа П.]. – М.: Эксмо, 2009. – 953 с.

12. Романова С. И. Формы ценового регулирования российских естественных монополий: на примере электроэнергетики: автореф. дис. . канд. экон. наук: 08.00.01 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова . – М., 2006.

13. Шейнин Л. Б. Монопольные и другие невыровненные цены [Текст]: экономический анализ с примерами из отечественной и зарубежной практики / Л. Б. Шейнин. – Москва: URSS, 2012 – 218 с.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.