Алименты косгу

Алименты с больничного листа

Вопрос-ответ по теме

Скажите по какому КОСГУ удержать алименты с больничного листа? должна ли я удержать алименты с больничного листа с 213 или с 211 КОСГУ

Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

Бюджетная классификация: КОСГУ от А до Я

Узнайте верный КБК

Учетная политика для госсектора

Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

сообщаем следующее: Удержание алиментов с больничного пособия отражают по КОСГУ 213 «Начисление на оплату труда».

Обратите внимание, что с пособий по временной нетрудоспособности алименты удерживаются только по решению суда и судебному приказу о взыскании либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Школа Главбуха госучреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Важное в Ноябре

© 2011–2018 ООО «Актион группа Главбух»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Учет в учреждении» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),свидетельство о регистрации ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

Госсектор. Типичные ошибки применения кодов видов расходов. Часть 1

Подробнее об общих правилах применения групп, подгрупп и элементов видов расходов узнайте из «Энциклопедии решений» «Порядок применения кодов видов расходов» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Существует несколько оснований для квалификации расходов казенного учреждения в качестве нецелевого использования бюджетных средств. Среди них — некорректное применение кодов видов расходов (далее – КВР). Этот повод для штрафов стал особенно популярен у проверяющих в нынешнем году. Причина пристального внимания к КВР понятна — КОСГУ для этих целей больше использовать нельзя.

А еще в 2016 году учреждения всех типов обязаны использовать КВР в 15-17 разрядах некоторых счетов бухучета. Так что ошибка в применении КВР может стать еще и причиной искажения показателей отчетных форм.

Разберемся, какие нарушения в применении КВР чаще всего выявляют при проверках. А заодно сформулируем правила, соблюдение которых поможет минимизировать риск разногласий с ревизорами.

Ошибка № 1. Применена увязка КВР и КОСГУ, не предусмотренная Приложением 5.1 к Указаниям № 65н

В Приложении 5.1 к Указаниям № 65н приведен исчерпывающий перечень комбинаций кодов КОСГУ и КВР. Применение при формировании номера счета бухучета увязки, не предусмотренной этим приложением — нарушение действующей методологии учета.

К тому же подобные ошибки могут привести к искажению показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Например, неправильный КВР в 15-17 разряде номера счета по учету расчетов — это причина указания недостоверных данных по строкам Сведений по задолженности (форма 0503169, форма 0503769). А за такие ошибки при определенных обстоятельствах могут и оштрафовать 1 .

БЛАНКИ

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169)
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769)

Само по себе нарушение требований Приложения 5.1 не относится к основаниям для квалификации в казенных учреждениях нецелевого использования бюджетных средств. Однако несоблюдение предусмотренных этим приложением увязок «сигнализирует» проверяющим: неправильно применен или КВР, или КОСГУ. Ну а дальше они сопоставят экономическое содержание конкретной операции с порядком применения соответствующих КВР и кодов КОСГУ. И в случае ошибочного применения КВР могут оформить протокол по ст. 15.14 КоАП РФ.

В некоторых случаях проверяющие могут использовать Приложение 5.1 как дополнительный инструмент для определения корректности применения КВР. Например, на КВР 241 можно относить расходы на оплату научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Какие это расходы? Можно ли закупить по КВР 241 отдельно материалы и оборудование, предназначенные для исследований? Описание этого КВР не дает ответов на эти вопросы, зато их можно найти в Приложении 5.1. Так, увязка КВР 241 с КОСГУ 310 в нем не предусмотрена вовсе. А материальные запасы по КВР 241 и КОСГУ 340 приобрести можно, но только если речь идет о спецоборудовании.

Бывает, что конкретная расходная операция прямо не поименована в описаниях порядка применения КВР (КОСГУ). В таких ситуациях можно отнести расходы на КВР и код КОСГУ, в описании которых поименованы аналогичные по экономическому содержанию расходы. Дело в том, что в этих описаниях многие перечни операций являются открытыми. Однако не забывайте проверить выбранную комбинацию КВР и кода КОСГУ на соответствие Приложению 5.1. Если такой увязки в Приложении 5.1 нет, лучше подобрать иную комбинацию.

Внимание!
Финансово-хозяйственная деятельность организаций госсектора многообразна. Не исключено, что какая-то операция еще не попадала «в поле зрения» Минфина и не была учтена при составлении Приложения 5.1. Если у Вас именно такая ситуация, пишите в Минфин. Но до внесения изменений в Указания 65н все-таки выберите комбинацию КВР и кода КОСГУ, которая не противоречит ни описанию порядка применения КВР (КОСГУ), ни Приложению 5.1. Ведь ревизоры при квалификации нарушений руководствуются исключительно положениями редакции нормативного акта, действующей на момент совершения расходной операции.

Ошибка № 2. Расходы по командировкам и иным соцгарантиям некорректно распределены между КВР 100 и 200

Указания № 65н предусматривают обособление расходов на обеспечение социальных гарантий и компенсаций персоналу, мер социальной поддержки граждан, предоставляемых:
— в денежной форме;
— в натуральной форме.

Госсектор. Типичные ошибки применения кодов видов расходов

Например, аванс при убытии в командировку или «перерасход» (если аванс не выдавался) надо выплачивать по соответствующему элементу видов расходов группы 100 «Расходы на выплаты персоналу. » и коду КОСГУ 212 «Прочие расходы». А приобретение (закупку) в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) для командированного сотрудника проездных документов или оплату услуг гостиницы придется отразить уже по виду расходов 244 в увязке:
— с подстатьей 222 «Транспортные услуги» КОСГУ (в части оплаты проезда к месту служебной командировки и обратно транспортом общего пользования);
— с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (в части оплата найма жилого помещения на период командировки).

Это же правило применяйте для отражения расходов по иным соцгарантиям: при оплате проезда в отпуск, при реализации права отдельных работников на бесплатный проезд в служебных целях, при оплате обучения сотрудников и т.д.

Нарушение сформулированного выше принципа — верный повод для претензий органов финконтроля (см., например, решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 13 января 2016 г. по делу № 12-22/2016, решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 февраля 2016 г. по делу № 12-57/2016).

Внимание!
Если расходы по соцгарантиям Вы отражаете как закупку по КВР 244, не забудьте отразить в учете движение соответствующих активов (при их наличии). Например, если сотрудник покупал билеты за счет выданных ему под отчет денежных средств, в учетных регистрах надо учесть поступление и выбытие денежных документов.

Отнесение расходов командированного сотрудника на КВР 244 не всегда является нарушением. Закон № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ допускают закупку услуг по проезду и найму жилого помещения у единственного поставщика через подотчетных лиц. Однако надо отчетливо понимать: такой способ применения КВР однозначно привлечет внимание проверяющих. А значит, особое внимание уделите оформлению такого рода закупок:
1) предусмотрите их в Плане-графике закупок;
2) выдайте сотруднику доверенность на закупку услуг от имени организации;
3) проверьте приложенные к авансовому отчету документы — они должны быть оформлены на учреждение (а не на физлицо).

Отдельная история с отнесением на КВР иных командировочных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя. Обязанность по возмещению таких расходов прямо предусмотрена ст. 168 ТК РФ. Их перечень ТК РФ не ограничивает. Например, при командировках на автомобиле сотруднику могут быть компенсированы расходы на оплату стоянки, заправки, ремонта и мойки автомобиля, на приобретение запчастей, оплату проезда по платной дороге. А еще к иным командировочным расходам может быть отнесена оплата пользования залами повышенной комфортности на вокзалах и в аэропортах, оплата телефонных переговоров.

Все перечисленные выше иные расходы на командировку можно оплатить и как компенсационную выплату (КВР 112 и КОСГУ 212), и как закупку (КВР 244 и КОСГУ 200, 300) 2 . Все зависит от того, как эти расходы будут оформлены.

Чтобы у ревизоров не возникло претензий, руководствуйтесь следующими правилами:

Оформление компенсационной выплаты

Оформление закупки

Утвердите локальный акт, в котором будет оговорен перечень возмещаемых расходов, порядок и размеры выплат

Предусмотрите соответствующие расходы в Плане-графике закупок

Согласовывайте возможность возмещения дополнительных расходов перед выездом сотрудников в командировку

Если закупаются активы (ГСМ, запчасти и т.д.), отражайте в учете их поступление и выбытие

При оформлении приказов (распоряжений) указывайте, что вы назначаете именно компенсационную выплату, размер которой определяется на основании представленных сотрудником документов

Выплата компенсации иных расходов согласно ст. 168 ТК РФ не предусматривает встречного предоставления сотрудником каких-либо нефинансовых активов в целях их постановки на учет в учреждении. Документы на приобретение активов в данном случае служат только для определения размера компенсации. Тем не менее, в письме Минфина России от 15 июля 2016 г. № 02-05-10/41796 специалисты финансового ведомства допускают возможность оприходования бензина и в том случае, если его стоимость учреждение компенсирует согласно ст. 168 ТК РФ.

Внимание!

Локальный акт, предусматривающий порядок и размеры компенсационных выплат, также может быть принят в целях возмещение расходов, связанных со служебными поездками (ст. 168.1 ТК РФ, постановление 9 ААС от 1 февраля 2016 г. № 09АП-55065/15).

В ряде публично-правовых образований иные командировочные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя, можно компенсировать только за счет экономии средств по Бюджетной смете или Плану ФХД (см., например, п. 3 постановления Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 729). А вот порядок обоснования (расчета) этой экономии уполномоченные органы, как правило, установить забывают. Поэтому доказать проверяющим ее наличие бывает проблематично (решение Арбитражного суда города Москвы от 17 декабря 2014 г. по делу № А40-111746/2014, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2011 г. № Ф02-1728/11 по делу № А33-11718/2010). Так что в некоторых случаях иные расходы, произведенные сотрудниками в командировках, стоит отразить как закупки по КВР 244.

Ошибка № 3. КВР применен исходя из предполагаемого предназначения товаров (работ, услуг)

На момент принятия решения о расходовании денежных средств учреждение должно располагать документами, подтверждающими обоснованность применения того или иного КВР. В противном случае в ходе проверок не исключены разногласия с проверяющими. Аргументация у ревизоров в подобных ситуациях будет довольно простая: «расходный КБК выбран не на основании документов, а на основании предположений сотрудника учреждения о предназначении товара (работы, услуги)».

Например, нельзя приобретать за счет КВР 417 «Капитальные вложения на строительство объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями» стройматериалы только потому, что «они возможно будут использованы на какой-нибудь стройке, а пока полежат на складе». А вот отнесение на КВР 417 расходов по приобретению стройматериалов, предусмотренных общей сметой строительства (иной строительной документацией), будет вполне обоснованным.

Таким же образом, желательно обосновывать приобретение нефинансовых активов в целях капремонта по КВР 243, спецоборудования для НИР по КВР 241 и т.д.

Внимание!

В некоторых случаях от предназначения нефинансовых активов зависит и корректное применение КОСГУ. Например, предназначенное для дарения имущество надо оплачивать по коду КОСГУ 290 «Прочие расходы», а планируемое к использованию на нужды учреждения — по коду КОСГУ 300 «Поступление нефинансовых активов». Подтверждать принадлежность активов к подарочной (сувенирной) продукции желательно планом мероприятия, сметой расходов на проведение мероприятия и т.п. Кстати, дальнейшее предназначение имущества не всегда предопределяет порядок применения КОСГУ. Например, договор на модернизацию основного средства подлежит оплате по коду КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», а предназначенные для модернизации основного средства материалы надо покупать за счет кода КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Ошибка № 4. Использован КВР, не подлежащий применению в бюджетных (автономных) учреждениях

Бюджетные и автономные учреждения могут применять не все КВР. В описании соответствующих КВР прямо указано, что они используются только для отражения расходов бюджетов. Например, только ПБС могут применять КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий».

Для удобства бухгалтеров на своем официальном сайте Минфин периодически публикует аналитические таблицы с информацией о КВР, которые должны применять бюджетные и автономные учреждения.

Кстати, согласно обновленной редакции Указаний № 65н (см. Минфина России от 16.02.2016 № 9н) по КВР 853 «Уплата иных платежей» перечисление обеспечений, связанных с участием в конкурентных процедурах, отражают только казенные учреждения. Подобные перечисления не относятся к расходам, однако отнесение их на КВР 853 получателями бюджетных средств обусловлено особенностями их правового положения.

Что же касается бюджетных и автономных учреждений, то у них подобных ограничений нет (письмо Минфина России от 27 апреля 2015 г. № 02-07-07/24261). Перечисление обеспечений они не должны отражать по КВР.

Ошибка № 5. На КВР 200 отнесены расходы, не относящие к закупкам

Группу видов расходов 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» надо применять только для оплаты контрактов, заключенных в соответствии Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ.

Помимо КВР 200 учреждения в отдельных случаях могут относить закупки на другие КВР: приобретать товары (работы, услуги) в пользу граждан в целях их соцобеспечения по КВР 323, оплачивать капвложения – по КВР 400 3 .

Если Вы отнесли на КВР 200 расходы, не относящиеся к закупкам, скорее всего это ошибка.

Например, по согласованию с органом-учредителем одно бюджетное учреждение может перечислять деньги по КФО «2» другому бюджетному учреждению в порядке, предусмотренном главой 32 «Дарение» ГК РФ. Учитывать эту операцию по КВР 200 некорректно — лучше отразить ее по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке с КОСГУ 290 «Прочие расходы».

Другой пример. Расходы на уплату сбора в счет возмещения вреда автодорогам (взимаемые с помощью системы «Платон») не относятся к закупкам и к налоговым платежам. Следовательно, их можно оплачивать только по КВР 853 (письмо Минфина России от 24 декабря 2015 г. № 02-05-10/76081).

Впрочем, есть исключение из данного правила. Перечисление в соответствии с требованиями ст. 170 Жилищного кодекса РФ взносов для формирования фонда капремонта не является закупкой (письмо Минэкономразвития России от 7 июля 2015 г. № ОГ-Д28-9286, письмо Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 г. № Д28и-3842, письмо Минэкономразвития России от 4 марта 2016 г. № Д28и-552). Однако согласно рекомендациям финансового ведомства их оплату надо отражать по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ в увязке с кодом вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (письмо Минфина России от 10 августа 2015 г. № 02-07-07/46003).

Случается, что бухгалтеры рассуждают примерно так: «я запланировал выплату по КВР 100, поэтому это не закупка, а компенсационная выплата». Такая логика в корне ошибочна. Граница между закупкой и компенсационной выплатой порой достаточно «размытая»:
1) учреждения могут приобретать товары (работы, услуги) для своей деятельности через подотчетных лиц, которые будут действовать от их имени;
2) из прилагаемых к авансовому отчету документов не всегда можно понять, действовал ли сотрудник от своего имени или от имени организации;
3) действующее законодательство не запрещает оплату в качестве закупки товаров (работ, услуг), приобретенных сотрудником даже в прошлые годы.

Например, Вы оплатили сотруднику проездные билеты на проезд в служебных целях в городском транспорте по КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», но не позаботились об утверждении локального акта, которым определен порядок назначения и размер таких выплат. У проверяющих будут веские основания говорить, что оплату надо было провести по КВР 244, а заодно и отразить в учете поступление и выбытие билетов в качестве денежных документов.

Внимание!
Нормативным правовым актом, являющимся основанием для возникновения расходных обязательств, может быть прямо установлен порядок осуществления расходов. Так, например, в целях проведения диспансеризации гражданских и муниципальных служащих надо провести закупочные процедуры (п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 984н; Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 29 сентября 2015 г. по делу № 33-3991/2015).

Ошибка № 6. Некорректно применены КВР и КОСГУ при увольнении сотрудников

При прекращении трудового договора по любому основанию работнику должны быть выплачены:
1) зарплата за все отработанное, но еще не оплаченное время по день увольнения включительно;
2) денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ).

Согласно Указаниям № 65н эти расходы надо отражать по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» в увязке с подстатьей 211 «Заработная плата» КОСГУ.

В зависимости от основания увольнения работнику могут дополнительно причитаться от работодателя различные выплаты, в частности, выходное пособие. Не забывайте, сравнительно недавно приказом Минфина России от 20 июня 2016 г. № 89н были скорректированы правила применения КВР при выплате выходных пособий (компенсаций при увольнении) работникам, военнослужащим, государственным и муниципальным гражданским служащим

ОХ УЖ ЭТИ АЛИМЕНТЫ!

Самым распространенным видом удержаний из заработной платы является удержание по исполнительным листам. В основном на практике бухгалтеры сталкиваются с удержанием алиментов с родителей на содержание несовершеннолетних детей.

В данной статье мы постараемся наиболее полно рассмотреть порядок таких удержаний с учетом действующего законодательства.

Учреждение здравоохранения, как и любое другое, не застраховано от поступления исполнительных документов на взыскание части доходов сотрудников, работающих в данной организации.

Семейное законодательство предусматривает несколько случаев взыскания алиментов:

— с одного из родителей после расторжения брака на содержание несовершеннолетних детей (ст. 24 СК РФ), с неразведенных родителей, если один из них отказывается от их содержания (ст. 80 СК РФ);

— с совершеннолетних детей на содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК РФ);

— с родителей на содержание совершеннолетних нетрудоспособных детей (ст. 85 СК РФ);

— с одного из супругов на содержание нетрудоспособного нуждающегося супруга (ст. 89 СК РФ);

— на содержание жены в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка (ст. 89 СК РФ) и др.

На практике чаще всего алименты уплачивают родители, находящиеся в разводе. Если один из них отказывается содержать своего несовершеннолетнего ребенка, то второй вправе потребовать выплаты денежных сумм через суд. В этом случае алименты подлежат удержанию в пользу взыскателя ежемесячно на основании исполнительного листа. Однако решить вопрос об их уплате родители могут и без участия суда, заключив письменное соглашение об уплате алиментов, заверенное нотариусом. В данном случае оно будет иметь силу исполнительного листа (ст. 100 СК РФ).

Статьей 81 СК РФ установлен размер алиментов, взыскиваемых на содержание несовершеннолетних детей в судебном порядке:

— на содержание одного ребенка — 1/4 дохода работника (25%);

— на содержание двоих детей — 1/3 дохода работника (33%);

— на содержание троих и более детей — 1/2 дохода работника (50%).

Размер этих долей может быть изменен (уменьшен или увеличен) судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных обстоятельств.

Примечание. Статьей 138 ТК РФ установлено ограничение размера удержаний из заработной платы работников. При взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей общий размер всех удержаний при каждой выдаче заработной платы не может превышать 70% заработной платы, причитающейся работнику.

Если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный заработок, то суд вправе вынести решение о взыскании с него алиментов в определенной сумме ежемесячно (п. 1 ст. 83 СК РФ).

Виды доходов, из которых производится удержание алиментов

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (далее — Постановление N 841) удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительных вознаграждений как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (в национальной или иностранной валюте) и натуральной форме, в том числе:

— с суммы, начисленной по тарифным ставкам, должностным окладам, по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) и т.п.;

— со всех видов доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам (за работу в опасных условиях труда, в ночное время, за квалификацию, совмещение профессий и должностей, временное заместительство, допуск к государственной тайне, ученую степень и ученое звание, выслугу лет, стаж работы и т.п.);

— с премий (вознаграждений), предусмотренных системой оплаты труда;

— с платы за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни;

— с заработной платы, сохраняемой за время отпуска, а также с денежной компенсации за неиспользованный отпуск в случае суммирования отпусков за несколько лет;

— с сумм районных коэффициентов и надбавок к заработной плате;

— с суммы среднего заработка, сохраняемого за время выполнения государственных и общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством о труде;

— с дополнительных выплат, установленных работодателем сверх сумм, начисленных при предоставлении ежегодного отпуска в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ;

— с оплаты работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством;

— с суммы авторского вознаграждения, в том числе выплачиваемого штатным работникам редакций газет, журналов и иных средств массовой информации.

Удержание алиментов производится:

— со стипендий, выплачиваемых обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений;

— с сумм, выплачиваемых на период трудоустройства уволенным в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата.

Постановлениями Правительства РФ от 14.07.2008 N 517 и от 15.08.2008 N 613 внесены изменения в Постановление N 841 — в частности, расширен Перечень видов доходов, с которых удерживаются алименты:

— с сумм материальной помощи, кроме единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, с террористическим актом, со смертью члена семьи, а также в виде гуманитарной помощи и за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

— с сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью;

— с компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

— с суммы, равной стоимости выдаваемого (оплачиваемого) питания, за исключением лечебно-профилактического, а также с иных выплат, осуществляемых работодателем в соответствии с законодательством о труде, за исключением денежных сумм, выплачиваемых при рождении ребенка, смерти родных, регистрации брака, а также компенсационных выплат в связи со служебной командировкой, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику.

Новой редакцией Постановления N 841 определено, что алименты удерживаются с премий только в том случае, если они предусмотрены системой оплаты труда. Ранее удержание алиментов осуществлялось с премий, носивших регулярный или периодический характер, а также по итогам работы за год. Смысл практически не поменялся, если не считать того, что в соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями или локальными актами. Следовательно, если премия выплачивается регулярно, но не предусмотрена нормативными актами учреждения, то удержание с нее алиментов становится спорным.

Исключены из списка необлагаемых доходов выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, и пособие по беременности и родам (хотя последний случай из ряда редких, но женщина также может быть плательщиком алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка).

Взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода лица, уплачивающего алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством.

Порядок выдачи алиментов

Алименты по желанию родителя могут быть получены в кассе учреждения, в котором работает ответчик, либо перечислены на счет в банке, либо отправлены почтовым переводом. Для этого взыскатель подает в бухгалтерию учреждения, которая осуществляет удержание алиментов, заявление о том, как он будет получать алименты, удерживаемые в его пользу на содержание несовершеннолетнего ребенка, с указанием своих банковских реквизитов или почтового адреса. В соответствии с п. 9 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40, учреждения имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней (для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до пяти дней), включая день получения денег в банке. Поэтому алименты взыскателям должны быть выплачены в указанный срок либо отправлены почтовым переводом.

При перечислении алиментов по почте на оборотной стороне талона к почтовому переводу в разделе «Для письменного сообщения» указывается месяц, за который взысканы алименты. Если имеется задолженность по уплате алиментов, она также отражается в талоне.

Все издержки, связанные с переводом алиментов, удерживаются из заработной платы должника (ст. 109 СК РФ). В случае если адрес получателя алиментов неизвестен, учреждение уведомляет об этом судебного исполнителя и перечисляет удержанные суммы алиментов на депозитный счет суда по месту нахождения учреждения.

Защита от инфляции — индексация алиментов

Для того чтобы защитить алиментные платежи от инфляции, а также избежать многократных обращений в суд об изменении размера алиментов, если они выплачиваются в твердой денежной сумме, Семейным кодексом предусмотрена индексация суммы алиментов, которую производит администрация организации по месту их удержания.

Если алименты уплачиваются по соглашению об их уплате, то индексация алиментов производится в соответствии с этим соглашением (ст. 105 СК РФ). Сторонами могут быть предусмотрены различные способы индексации, например выплата в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. Если в соглашении об уплате алиментов не предусмотрен порядок их индексации, она производится в соответствии со ст. 117 СК РФ, то есть в порядке, аналогичном порядку индексации алиментов, взыскиваемых по решению суда.

Если алименты взыскиваются по решению суда в твердой денежной сумме, то индексация производится пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда (п. 1 ст. 117 СК РФ). В целях индексации размер алиментов устанавливается судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному количеству МРОТ (п. 2 ст. 117 СК РФ).

В каких случаях алименты уже не удерживаются?

Статья 120 СК РФ предусматривает отдельные случаи прекращения алиментных обязательств, установленных соглашением об уплате алиментов и взыскиваемых в судебном порядке. Так, алиментные обязательства, установленные соглашением об уплате алиментов, прекращаются в случае:

— смерти одной из сторон;

— истечения срока действия соглашения об уплате алиментов;

— наступления оснований, предусмотренных соглашением об уплате алиментов.

В свою очередь, выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается в случае:

— достижения ребенком совершеннолетия (18 лет) или приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (вступление в брак, эмансипация);

— усыновления (удочерения) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты;

— признания судом восстановления трудоспособности получателя алиментов или отсутствия у него нужды в помощи;

— вступления нетрудоспособного, нуждающегося в помощи бывшего супруга — получателя алиментов в новый брак;

— смерти лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты.

Если должник выбывает из организации.

Если сотрудник, имеющий обязанности по исполнительным документам, увольняется, администрация учреждения, производившая удержание из его доходов в погашение иска на основании решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, обязана в трехдневный срок сообщить судебному исполнителю по месту исполнения решения о взыскании алиментов о новом месте его работы или жительства, если оно ей известно (п. 1 ст. 111 СК РФ).

В контрольный лист, который прилагается к исполнительному листу, вносятся данные о суммах произведенных удержаний, а также оставшейся задолженности, после чего документ заверяется печатью учреждения. В течение трех дней он должен быть отправлен заказным письмом в службу судебных приставов или суд по месту жительства должника. В случае отсутствия данных о новом месте жительства должника исполнительный лист пересылается в суд по месту нахождения учреждения.

Если работнику начисляются суммы, с которых удерживаются алименты, после его увольнения, удержание алиментов производится без исполнительного листа и об этом сообщается судебному приставу.

Налог на доходы физических лиц и алименты

Исполнение судебных исков на взыскание части доходов производится после удержания НДФЛ (п. 1 ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Согласно ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло. При этом в абз. 2 п. 1 названной статьи указано, что если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

О стандартных налоговых вычетах. В силу ст. 80 СК РФ родители несут бремя содержания своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. После расторжения брака родители не теряют права на применение налогового вычета на содержание ребенка при условии, что ребенок (дети) будет находиться у каждого из них на обеспечении. Например, после развода родителей ребенок проживает с матерью. Отец уплачивает алименты по исполнительному листу и поэтому по основаниям, предусмотренным пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, имеет право уменьшить налоговую базу на стандартный налоговый вычет в размере 600 руб. Аналогичная позиция изложена в Письме УФНС по г. Москве от 30.03.2007 N 28-10/028734. Данное мнение также основывается на том, что в Методических рекомендациях о порядке исполнения исполнительных документов, утвержденных ФССП России 10.03.2006 N 12/01-2115-НВ, алименты определены как денежные средства на содержание несовершеннолетних детей или совершеннолетних нетрудоспособных членов семьи.

Каждый месяц из налогооблагаемого дохода плательщика алиментов исключаются налоговые вычеты в размере:

— 400 руб. на самого сотрудника (действует до месяца, в котором доход с начала налогового периода превысил 20000 руб.) (пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ);

— 600 руб. на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругами родителей (действует до месяца, в котором доход с начала налогового периода превысил 40000 руб.) (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Примечание. С 01.01.2009 Федеральным законом от 22.07.2008 N 121-ФЗ «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 121-ФЗ) внесены изменения в части применения стандартного налогового вычета. Предельный размер дохода, при котором налогоплательщики имеют право на получение стандартного налогового вычета в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода, увеличен с 20000 до 40000 руб. Стандартный налоговый вычет налогоплательщиков, на содержании которых находятся дети, увеличен с 600 до 1000 руб. за каждый месяц налогового периода. Предельный размер дохода, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, при котором действует указанный налоговый вычет, увеличен с 40000 до 280000 руб.

Уклоняющимся от уплаты алиментов налогоплательщикам стандартный налоговый вычет на содержание ребенка не предоставляется.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ одиноким родителям налоговый вычет на каждого ребенка производится в двойном размере. Под одиноким родителем в целях применения гл. 23 НК РФ понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке. Если данную норму трактовать буквально, то только один из родителей ребенка, не состоявших в зарегистрированном браке, в целях налогообложения будет рассматриваться как одинокий родитель и получит право на применение двойного налогового вычета. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 09.06.2007 N 03-04-07-01/117. Указанный вычет предоставляется на основании свидетельства о рождении ребенка, письменного заявления в произвольной форме, где излагается просьба предоставить вычет, и документов, подтверждающих право на данный вычет (справки из учебного заведения, подтверждающей, что ребенок учится на очном отделении (если он старше 18 лет), свидетельства о разводе и др.). Предоставление двойного налогового вычета одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления их в брак. Кроме того, Федеральным законом N 121-ФЗ внесено дополнительное условие, что налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

Имущественный вычет и алименты. Следует отметить, что в соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик при определении налоговой базы по НДФЛ имеет право на имущественный вычет. Поэтому при предоставлении имущественных налоговых вычетов фактически уменьшается налогооблагаемая база, а доход увеличивается. Если учреждение-работодатель предоставило родителю-алиментщику имущественный налоговый вычет и фактически произошел возврат суммы удержанного НДФЛ, то алименты должны быть удержаны со всей суммы заработной платы (иного дохода), полученной работником. Такие разъяснения даны инспекцией Роструда в Письме от 28.12.2006 N 2261-6-1.

Бухгалтерский учет алиментных обязательств

Для учета расчетов с физическими лицами по удержаниям из заработной платы алиментов, штрафов по исполнительным листам, а также сумм материального ущерба по решению администрации учреждения используется счет 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из оплаты труда» согласно Инструкции N 25н . Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов.

Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

— суммы, удержанные из оплаты труда по исполнительным листам:

Дебет счета 1 (2) 302 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

Кредит счета 1 (2) 304 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из оплаты труда»;

— перечисление (выдача) удержанных сумм по исполнительным листам:

Дебет счета 1 (2) 304 03 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из оплаты труда»

Кредит счетов 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов», 1 304 05 211 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов», 1 (2) 201 04 610 «Выбытия из кассы».

Пример 1. В бухгалтерию учреждения здравоохранения в декабре 2007 г. поступил исполнительный лист на сотрудника С.И.Иванова. Согласно постановлению суда с данного работника нужно удерживать алименты в размере 25% всех получаемых им доходов в пользу А.Г.Ивановой на содержание несовершеннолетней дочери начиная с 01.12.2007.

В марте 2008 г. С.И.Иванову были начислены:

— заработная плата с учетом районного коэффициента — 5000 руб.;

— материальная помощь на похороны матери — 4000 руб.

Алименты перечисляются почтовым переводом, почтовый сбор составляет 3% от перечисляемой суммы.

При расчете алиментов необходимо учесть только заработную плату с применением районного коэффициента. Алименты не взыскиваются с сумм материальной помощи, выплачиваемых работнику в связи со смертью членов его семьи.

Доход С.И.Иванова, облагаемый НДФЛ, за март 2008 г. составил 9000 руб. (5000 + 4000). Стандартные вычеты работнику предоставляются в следующих суммах: на него — 400 руб. и как родителю, имеющему детей, — 600 руб. Кроме того, не подлежат обложению НДФЛ суммы материальной помощи в полном размере на основании п. 8 ст. 217 НК РФ.

Рассчитаем сумму НДФЛ: она составит 520 руб. ((9000 — 400 — 600 — 4000) руб. x 13%).

Сумма алиментов равна 1120 руб. ((5000 — 520) руб. x 25%). Алименты перечисляются почтовым переводом. Услуги почты по переводу денег оплачивает С.И.Иванов (ст. 109 СК РФ). Стоимость почтовых услуг составит 3% суммы перевода. Таким образом, при расчете удержаний необходимо учесть и почтовые расходы, величина которых равна 33,6 руб. (1120 руб. x 3%).

Сумма, которую получит С.И. Иванов, составит 7326,4 руб. (9000 — 520 (НДФЛ) — 1120 (алименты 25%) — 33,6 (почтовый сбор)).

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.