1731 ук рф и ст 1732 ук рф

Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (ст. 1732 УК РФ)

В данной статье отражены два самостоятельных состава преступления, которые изложены в ч.1 и ч.2 указанной статьи. Стоит отметить, что оба состава преступления имеют одинаковую цель — образование (создание, реорганизацию) юридического лица.

Ч.1 ст. 1732 определяет уголовную ответственность за предоставление документа, удостоверяющего личность или выдачу доверенности, а ч.2 предусматривает уголовную ответственность за приобретение документа, удостоверяющего личность или использование незаконно полученных персональных данных в целях образования (создания, реорганизации) юридического лица для совершения преступлений. Как видно из диспозиций частей статьи цель единая.

Объект преступления идентичен рассмотренному нами выше в ст. 1731 УК РФ. Предмет преступления — документ, удостоверяющий личность либо доверенность. Основным документом на территории РФ, удостоверяющим личность, является паспорт. Именно паспорт гражданина необходимо предоставить при регистрации юридического лица. Доверенность — это письменное удостоверение полномочий, переданное от одного лица другому в целях осуществления каких — либо действий в отношениях с третьими лицами.

Объективная сторона состава преступления по ч.1 ст. 1732 УК РФ выражается действием — предоставлением, выдачей. Под представлением документов, удостоверяющих личность, следует понимать как передачу этих документов третьим лицам, так и представление этих документов непосредственно при регистрации юридического лица. Под выдачей доверенности следует понимать подписание такого документа с передачей полномочий по организации (созданию, реорганизации) юридического лица и передачей доверенности уполномоченному лицу. Состав преступления формальный, деяние окончено с момента выполнения одного из действий, указанных в диспозиции ч.1 ст. 1732 УК РФ.

Субъективная сторона состава характеризуется виной в виде прямого умысла, поскольку виновный осознает, что совершает противоправные действия по созданию юридического лица в целях совершения преступления и желает совершения указанных действий.

В ч.2 ст. 1732 предусмотрена уголовная ответственность за совершение преступления, связанного с приобретением документов, удостоверяющих личность или использования незаконно полученных персональных данных при создании юридического лица для совершения преступлений.

К рассмотренным выше предметам преступления в ч.2 ст. 1732 УК РФ добавляется еще один альтернативный предмет — персональные данные, добытые незаконным путем. Под персональными данными следует понимать сведения, которые относятся к определенному физическому лицу. Для данной статьи имеют значение только персональные данные гражданина, которые необходимо указывать в учредительных документах. Данные об юридических лицах не имеют отношения к данному составу преступления.

Объективная сторона состава преступления по ч.2 ст. 1732 УК РФ выражается в действии — приобретении документа, удостоверяющего личность или использование незаконно полученных персональных данных. Понятие приобретение документа содержится в примечании к ст. 1732 УК РФ. Использование незаконно полученных персональных данных представляет собой внесение таких сведений в документы, которые представляются для регистрации юридического лица. Состав преступления является формальным, деяние окончено с момента приобретения документа, удостоверяющего личность или с момента внесения полученных незаконным способом персональных сведений в учредительную документацию юридического лица.

Субъективная сторона состава по ч.2 ст. 1732 УК РФ по своему содержанию аналогична, рассмотренной выше ч.1 ст. 1732 УК РФ. Субъект преступления по ч.2 ст. 1732 УК РФ общий: вменяемое физическое лицо в возрасте 16 лет.

Ст 1731 1732 ук

Статья 173.1 УК РФ. Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица

Комментарий к статье 173.1 УК РФ:

1. Комментируемая статья введена в УК Федеральным законом от 07.12.2011 N 419-ФЗ и призвана противодействовать распространению в современной экономической деятельности практики фиктивного создания юридических лиц (в частности, так называемых фирм-однодневок), руководящие функции в которых номинально возлагаются на подставных лиц, тогда как реальные руководители, оставаясь неизвестными для контролирующих органов, используют эти фирмы в незаконных целях, нанося существенный урон экономике государства.

Непосредственным объектом преступления является установленный порядок создания и реорганизации юридических лиц.

2. Объективная сторона преступления характеризуется общественно опасным деянием в виде создания или реорганизации юридического лица, совершенного через подставных лиц. Для уяснения содержания указанных преступных действий необходимо обратиться к бланкетной основе комментируемой статьи. В соответствии с гражданским законодательством юридические лица могут создаваться в форме коммерческой или некоммерческой организации и подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 28.07.2012). Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ст. 57 ГК РФ).
Перечень документов, представляемых для регистрации юридического лица при его создании или реорганизации, определен в статьях 12 и 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Представление документов для регистрации осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 этого Закона. В частности, в регистрирующий орган документы могут быть направлены следующими способами: почтовым отправлением; непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Таким образом, под созданием или реорганизацией юридического лица в комментируемой статье следует понимать деятельность, выразившуюся в подготовке и направлении в регистрирующий орган документов, необходимых для создания или реорганизации юридического лица. При этом криминообразующим признаком в такой деятельности является способ — осуществление ее через подставных лиц, под которыми в соответствии с примечанием комментируемой статьи понимаются лица, являющиеся учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица, путем введения в заблуждение которых было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо. По смыслу цитированного примечания введение в заблуждение подставных лиц должно быть относительно намерений виновного образовать (создать, реорганизовать) юридическое лицо, в которых подставные лица будут формально выступать его учредителями (участниками) или органами управления (директором, генеральным директором, президентом и пр.). Отсутствие указанного введения в заблуждение подставных лиц исключает состав данного преступления.
Состав преступления является формальным. Преступление окончено с момента создания или реорганизации юридического лица, т.е. со дня внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что образовывает (создает, реорганизует) юридическое лицо через подставных лиц, и желает совершить эти действия. Цель и мотив не являются обязательными признаками данного преступления. В случае дальнейшего использования образованного юридического лица для совершения других преступлений (например, налоговых, легализации имущества, добытого преступным путем, и др.), содеянное надлежит оценивать по совокупности преступлений.

4. Субъект преступления — общий, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, усилиями которого через подставных лиц было создано юридическое лицо.
Подставные лица, являющиеся учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица, путем введения в заблуждение которых было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо, уголовной ответственности по комментируемой статье не подлежат.
В случае согласия лица выступить номинальным учредителем (участником) юридического лица или органом его управления оно может нести ответственность по ч. 1 ст. 173.2 УК при наличии иных признаков указанного преступления.

5. Часть 2 комментируемой статьи в качестве квалифицирующих признаков предусматривает совершение преступления: лицом с использованием своего служебного положения (см. комментарий к ст. 159 УК); группой лиц по предварительному сговору (см. комментарий к ст. 35 УК).

КАБИНЕ?Т МИНИ?СТРОВ 1731–1741 годов

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ 1731-1741 годов — выс­ший государственный ор­ган в Российской им­пе­рии.

Об­ра­зо­ван ука­зом императрицы Ан­ны Ива­нов­ны от 10(21). 11.1731 года как со­вет при им­пе­рат­ри­це. Со­сто­ял из трёх ка­би­нет-ми­ни­ст­ров (в 1737 году — из двух). В не­го по­сто­ян­но вхо­ди­ли А. И. Ос­тер­ман и А. М. Чер­кас­ский (оба в 1731-1741 годах), а так­же по­оче­рёд­но Г. И. Го­лов­кин (1731-1734 годы), П. И. Ягу­жин­ский (1735-1736 год), А. П. Во­лын­ский (1738-1740 годы), А. П. Бес­ту­жев-Рю­мин (1740 год), М. Г. Го­лов­кин (1740-1741 год). На на­зна­че­ние Во­лын­ско­го и Бес­ту­же­ва-Рю­ми­на ка­би­нет-ми­ни­ст­ра­ми ока­зал влия­ние Э. И. Би­рон. В но­ябре 1740 года — мар­те 1741 года чет­вёр­тым чле­ном Кабинета министров был Х. А. Ми­них.

Кабинет министров го­то­вил про­ек­ты ре­ше­ний по пору­че­ни­ям им­пе­рат­ри­цы, объ­яв­лял её имен­ные ука­зы и ре­зо­лю­ции, ру­ко­во­дил дея­тель­но­стью Се­на­та, Си­но­да, кол­ле­гий и др. уч­ре­ж­де­ний. В под­чи­не­нии Кабинета министров бы­ли Счёт­ная кригс-ко­мис­са­ри­ат­ская ко­мис­сия, Счёт­ная про­ви­ант­ская ко­мис­сия (обе — с 1732 года), Главная по­ли­цей­мей­стер­ская кан­це­ля­рия (январь — июнь 1734 года, за­тем за­ко­но­да­тель­но бы­ло уточ­не­но, что эта кан­це­ля­рия под­чи­ня­ет­ся Кабинету министров толь­ко по во­про­сам строе­ний в Санкт-Пе­тер­бур­ге). Не­ко­то­рые центральные уч­ре­ж­де­ния (Во­ен­ная кол­ле­гия, Ка­мер-кол­ле­гия и др.) бы­ли обя­за­ны по­сы­лать в Кабинет министров ко­пии по­сту­пав­ших к ним имен­ных ука­зов, рее­ст­ры дел и др. све­де­ния. Еже­ме­сяч­но Се­нат дол­жен был пре­дос­тав­лять Кабинету министров крат­кое из­ло­же­ние ве­до­мо­стей всех центральных и ме­ст­ных уч­ре­ж­де­ний. Указ от 9(20).06.1735 года при­рав­нял под­пи­си ми­ни­ст­ров Кабинета министров к под­пи­си им­пе­рат­ри­цы. С это­го вре­ме­ни Кабинет министров стал из­да­вать свои ука­зы.

Со­глас­но ука­зу императора Ива­на VI Ан­то­но­ви­ча (под­пи­сан его ма­те­рью — пра­ви­тель­ни­цей Анной Лео­поль­дов­ной­) от 28.01(08.02). 1741 года, функ­ции Кабинета министров впер­вые бы­ли рас­пре­де­ле­ны ме­ж­ду ми­ни­ст­ра­ми: Х. А. Ми­них от­ве­чал за со­стоя­ние ар­мии, ланд­ми­ли­ции, Ка­дет­ско­го кор­пу­са, рек­рут­ских на­бо­ров, А. И. Ос­тер­ман ве­дал иностранными де­ла­ми, со­дер­жа­ни­ем Ад­ми­рал­тейств-кол­ле­гии, фло­та, всех пор­тов и до­ков в Рос­сии, в ве­де­нии А. М. Чер­кас­ско­го и М. Г. Го­лов­ки­на на­хо­ди­лись де­ла Се­на­та, Си­но­да, кол­ле­гий и др. уч­ре­ж­де­ний.

Кабинет министров ли­к­ви­ди­ро­ван по­сле вос­ше­ст­вия на пре­стол императрицы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны со­глас­но её ма­ни­фе­сту от 12(23).12.1741 года.

Ис­точники:

Бу­ма­ги Ка­би­не­та ми­ни­ст­ров им­пе­рат­ри­цы Ан­ны Ио­ан­нов­ны. 1731–1740 гг. // Сбор­ник Им­пе­ра­тор­ско­го Рус­ско­го ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ст­ва. Т. 104, 106, 108, 111, 114, 117, 120, 124, 126, 130, 138, 146.

Использование подставных лиц при создании организаций (ст. 173.1, ст. 173.2 УК РФ)

В связи с принятием Федерального закона №67-ФЗ, вносящим изменения в статьи 173.1, 173.2 УК РФ, предлагаем Вашему вниманию краткий обзор нововведений.

В отличие от предыдущей редакции указанных статей Уголовного Кодекса РФ, новая редакция криминализирует любые действия, связанные как с образованием (реорганизацией) юридического лица, так и с использованием официальных документов для этих целей.

В рамках данной работы мы подробно рассмотрим составы преступлений, предусмотренных ст. 173.1 и 173.2 УК РФ, особенности возбуждения уголовных дел, представим имеющуюся в открытых источниках практику их применения, а также предложим рекомендации по защите прав и законных интересов предпринимателей.

1. Статья 173.1 УК РФ — Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 173.1 УК РФ, являются общественные отношения в сфере установленного порядка регистрации юридических лиц.

Данное преступление является преступлением с формальным составом, т.е. уголовная ответственность за его совершение возникает независимо от наступления причиненных преступлением негативных последствий. Данное преступление также относится к категории умышленных преступлений и характеризуется прямым умыслом.

Объективной стороной преступления являются виновные действия лица, выражающиеся в подаче документов в регистрирующий орган для создания (или реорганизации) юридического лица с использованием подставных лиц, а также внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах.

Под подставными лицами в трактовке Уголовного кодекса РФ понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.

Формулировка «отсутствие цели управления», на наш взгляд, представляется достаточно спорной с точки зрения доказывания, поскольку во многих случаях юридическое лицо может создаваться и без цели управления, а, например, для владения каким-то активом или проведения одной сделки.

Представляется, что субъектом уголовной ответственности по ч. 1 ст. 173.1 УК РФ становится лицо, являющееся заявителем при подаче документов на государственную регистрацию (реорганизацию), при условии, что в документах, представляемых для государственной регистрации (реорганизации) юридического лица, содержатся сведения о подставных лицах.

При этом, такой заявитель должен заведомо и достоверно знать, что одно или несколько лиц, являющихся учредителями или органами управления юридического лица, в отношении которого заявителем подаются документы для государственной регистрации, являются подставными лицами.

В частности, указание заявителем в заявлении о государственной регистрации (реорганизации) юридического лица сведений о другом физическом лице без ведома последнего образует состав преступления, предусмотренный ст. 173.1 УК РФ.

Преступление является оконченным с момента внесения в государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице. В случае, если государственная регистрация (реорганизация) юридического лица, не была завершена по не зависящим от виновного обстоятельствам, данные деяния могут быть квалифицированы как покушение на преступление.

Квалифицированный состав преступления, предусмотренный п. а ч. 2 ст. 173.1 УК РФ характеризуется специальным субъектом преступления – должностным лицом, которое в силу своих полномочий и обязанностей может облегчить совершение преступления, предусмотренного ст. 173.1 УК РФ либо способствовать его совершению.

Под совершением преступления, предусмотренного п. б ч.2 ст. 173.1 УК РФ (группой лиц по предварительному сговору) следует понимать выполнение объективной стороны преступления группой лиц, заранее договорившихся о совершении преступления.

2. Статья 173.2. Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица.

В отличие от предыдущей редакции данной статьи, законодатель устанавливает наступление уголовной ответственности в результате самого факта незаконного использования документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица независимо от цели последующего использования образованного юридического лица.

Данное преступление также характеризуется формальным составом, объективной стороной являются фактические виновные действия субъекта преступления, выражающиеся в предоставлении или приобретении документов, впоследствии используемых для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице.

Статьей 173.2 УК РФ предусмотрено два самостоятельных, но взаимосвязанных вида преступления:

ч.1 — Предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Субъектом данного преступления является лицо, предоставившее паспорт или выдавшее доверенность для внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц. Фактически данная статья устанавливает персональную уголовную ответственность для так называемых «номинальных директоров и «учредителей (участников)» юридического лица.

Преступление является оконченным с момента предоставления паспорта или выдачи доверенности для внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

Характеризующим признаком преступления является информированность субъекта о том, что предоставленные им документы и/или доверенность будут использованы для регистрации юридических лиц с внесением сведений о подставном лице.

Представляется, что такая лазейка позволит избежать уголовной ответственности «номинальному директору» в случае дачи показаний на конкретных лиц, осуществляющих незаконное использование его документов для создания юридического лица.

ч. 2 — Приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

Уголовная ответственность возникает в случае приобретения паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в целях последующего внесения персональных данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Преступление считается оконченным с момента приобретения документа, удостоверяющего личность, в случае, если будет доказано, что приобретение документа совершено для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.

3. Особенности возбуждения уголовных дел по ст. 173.1, 173. УК РФ.

К особенностям возбуждения уголовных дел по указанным статьям следует отнести полномочия налоговых органов при выявлении преступлений, предусмотренных ст. 173.1, 173.2 УПК РФ.

Так, в соответствии с п. 3 Письма ФНС России от 28.01.2014 N СА-4-14/1215 «О направлении Методических рекомендаций по оформлению материалов, направляемых в правоохранительные органы при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 170.1, статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации» при обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ, налоговый орган направляет в соответствующий орган внутренних дел заявление, которое должно содержать:

а) изложение обстоятельств, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренного статьей 173.1 УК РФ, включая следующие сведения: полное и (при наличии) сокращенное наименование, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и ИНН, адрес (место нахождения) юридического лица, образованного (созданного, реорганизованного) с участием подставных лиц; фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства физического лица, являющегося учредителем (участником) или органом управления юридического лица, путем введения в заблуждение которого было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо; сведения о лице, являющемся заявителем при представлении в налоговый орган документов, в соответствии с которыми в ЕГРЮЛ внесены сведения об образовании (создании, реорганизации) юридического лица;

б) описание предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка государственной регистрации юридических лиц, в том числе порядка представления документов в регистрирующий орган и внесения сведений в ЕГРЮЛ.

Таким образом, налоговым органам предоставлены возможности инициировать возбуждение уголовных дел по ст. 173.1, 173.2 УК РФ в случае выявления признаков соответствующего преступления.

4. Практика применения ст. 173.1, 173.2 УК РФ.

К сожалению, официальная статистика преступлений, предусмотренных ст. 173.1, 173.2 в нашем распоряжении отсутствует, однако из открытых источников удалось получить следующие сведения касательно практики применения ст. 173.1, 173.2 в предыдущей редакции УК РФ.

«за 9 месяцев 2013 г. налоговыми органами в органы МВД России направлено 1340 материалов об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом сведений о результатах рассмотрения 585 материалов, направленных налоговыми органами, в том числе о вынесении по ним процессуального решения, не имеется. Сведения о возбужденных уголовных делах имеются в отношении 25 рассмотренных следственными органами материалов…»

«…наиболее активную работу по направлению материалов в правоохранительные органы осуществили Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (направлено 49 материалов, возбуждено 5 уголовных дел ), Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (направлено 26 материалов, возбуждено 3 уголовных дела ), Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (направлен 151 материал, возбуждено 2 уголовных дела )…»

«На основании материалов, направленных в правоохранительные органы Управлениями Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (направлено 3 материала), Астраханской области (11 материалов), Ульяновской области (1 материал), Алтайскому краю (2 материала) и Иркутской области (22 материала), возбуждено по одному уголовному делу ».

«….Управлениями Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия — Алания, Краснодарскому краю, Кемеровской области, Приморскому краю в правоохранительные органы направлено 30 и более материалов об обнаружении обстоятельств, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, однако ни по одному из них не представлено сведений о возбуждении уголовных дел …».

(См. Письмо ФНС России от 28.01.2014 N СА-4-14/1215)

«….В целом за три года по Республике Татарстан было возбуждено 13 уголовных дел по ст. 173.1 УК РФ….»

«….Как следует из материалов рассмотренных уголовных дел, к уголовной ответственности по ст. 173 УК РФ привлекались: риелтор, юрист-регистратор, работавшие в различных ООО, занимавшихся регистрацией, оформлением недвижимости, и имевшие высшее юридическое образование. ».

(см. Статья: Создание фирм через подставных лиц (Багаутдинов Ф.Н., Мирзанурова Н.М.) («Законность», 2015, N 6 ст. 24-26)

5. Рекомендации по защите прав и законных интересов предпринимателей.

В связи с введением в действие ст. 173.1, 173.2 УК РФ следует обращать особое внимание на установленный порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также воздерживаться от использования заведомо незаконных схем, связанных с внесением изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Особую осторожность следует проявлять в случае, если приходится самостоятельно выступать заявителем при государственной регистрации (реорганизации) юридического лица и/или подписывать заявление о регистрации (реорганизации).

При доказывания события преступления, на наш взгляд, ключевое значение имеют следующие факторы:

  • Информированность субъекта преступления о незаконности создания юридического лица;
  • Достоверное установление факта, что лицо, указанное в ЕГРЮЛ, является подставным в трактовке УК РФ.

Следует отметить, что уголовный закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, не имеет обратной силы и не распространяет свое действие на события, имевшие место до его вступления в силу, т.е. до 30.03.2015 года.

В заключение хочется добавить, что, несмотря на кажущуюся суровость новой редакции статей 173.1, 173.1 УК РФ, представляется, что их применение будет реализовано при расследовании иных преступлений в сфере экономики (ст. 159, ст. 172, ст. 174, ст. 176 УК РФ и др.) и не будет касаться добросовестных лиц, которые по ошибке или по незнанию поставили свою подпись в заявлении о государственной регистрации юридического лица.

  • Jan 21 Russia & Persia sign Treaty of Riascha
  • Jan 29 Paris churchyard of Saint-Medard closed after Jansenistic ritual
  • Feb 1 Parliament of Ratisborn accepts Pragmatic Sanctions
  • Feb 2 King Frederik Willem I moves Lutherans towards East-Prussia
  • Feb 20 Estates of Holland ratifies Treaty of Vienna
  • Feb 26 1st mass celebrated in 1st American Catholic church, St Joseph’s, Philadelphia
  • Jun 9 Royal charter for Georgia granted to James Oglethorpe
  • Aug 1 Foundations laid for Bank of England

Aug 13 Voltaire’s «Zaire» premieres in Paris

  • Sep 2 Pope Clement XII renews anti-Jewish laws of Rome
  • Sep 6 VOC dismisses Dutch east indies governor-general Diederik Dare
  • Nov 14 First professional librarian in north America, Louis Timothee, hired in Philadelphia
  • Dec 6 1st play in American colonies acted by professional players in New York
  • Dec 7 The Royal Opera House opens at Covent Garden, London.

Dec 19 Benjamin Franklin under the name Richard Saunders begins publication of «Poor Richard’s Almanack»

Jack Henshaw (b.1731/1732), Gamekeeper

Photo credit: National Trust Images

You can purchase this reproduction from National Trust, Erddig

If you have any products in your basket we recommend that you complete your purchase from Art UK before you leave our site to avoid losing your purchases.

Add or edit a note on this artwork that only you can see. You can find notes again by going to the ‘Notes’ section of your account.

This is a full-length portrait of Jack Henshaw, aged 60, standing against a tree, holding a long forked pole and a brace. A hare is lying to the gamekeeper’s right and two dogs look up at him. The house in the background is Dyffryn Aled, the home of Philip Yorke’s second wife. The coat of arms with three blackbirds, a chevron and motto may be bogus. There are two sets of servant portraits at Erddig and this is one of the first set.

gift from Philip Yorke III along with the estate, house and other contents, 1973

This artwork does not have any tags yet. You can help by tagging artworks on Tagger.

Wrexham (Wrecsam) LL13 0YT Wales

© All rights reserved

All images on Art UK are protected by copyright and image permissions vary across the Art UK website. Please check individual artwork pages for information about permitted use.

This image can be used for non-commercial research or private study purposes, and other UK exceptions to copyright permitted to users based in the United Kingdom under the Copyright, Designs and Patents Act 1988, as amended and revised.

Some images on Art UK are available to purchase as prints and may be available to license for commercial purposes through the Art UK Shop.

For all other types of use please contact the owning collection. Their website may have more information about permitted uses and licensing.

New artworks, stories and chances to win prizes, delivered straight to your inbox every two weeks.

Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 1731 УК РФ)

Объектом преступления являются общественные отношения, регламентирующие вопросы образования юридического лица. Любое юридическое лицо, в соответствии с требованиями федерального закона 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», подлежит государственной регистрации, данные о которой включаются в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Объективная сторона состава преступления выражается в действии — образование юридического лица через подставных лиц. Обязательным признаком объективной стороны является введение в заблуждение подставного лица. Состав преступления формальный, деяние окончено с момента государственной регистрации юридического лица.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла, поскольку виновный осознает, что совершает незаконные действия по созданию (реорганизации) юридического лица через подставных лиц и желает совершить такие действия. Субъект преступления специальный, т. е. лицо, принявшее решение на создание или реорганизацию юридического лица.

Квалифицирующие признаки состава преступления указаны в ч.2 ст. 1731 УК РФ. К ним относятся совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения или совершение преступления группой лиц по предварительному сговору.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОЗДАНИЮ
И НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ-ОДНОДНЕВОК

Государственное противодействие созданию и незаконной деятельности так называемых фирм-однодневок имеет низкую эффективность в силу ряда причин организационно-правового характера(1).

Фирмы-однодневки широко используются в преступных целях самостоятельно или как звено в цепочке преступных схем практически во всех секторах российской экономики: в государственных закупках — с целью хищения бюджетных средств, в банковской сфере — с целью получения дохода от незаконных банковских операций и финансовых операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и других.

Организация государственного противодействия созданию и последующей противоправной деятельности фирм-одно-дневок затруднена в связи с отсутствием легальной дефиниции этого понятия и, соответственно, порядка и последствий отнесения подобных организаций к данной категории.

Под фирмой-однодневкой в общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т. д.(2)

Российское законодательство не устанавливает лимитов на срок деятельности организаций. Следовательно, противодействие можно оказывать им только в случае совершения правонарушений, а после их ликвидации — их контрагентам при условии установления факта осуществления совместных согласованных противоправных действий.

В юридической литературе, посвященной проблемам организации государственного противодействия незаконной деятельности фирм-однодневок в России, указывается на неприменение подобных мер в других странах в силу их бесперспективности и противоречия экономическим и правовым основам рыночной экономики(3).

Анализ актов финансово-налогового ведомства, материалов судебной практики и опубликованных статей юристов-практиков позволяет выделить ряд ситуаций и сформировавшиеся в их условиях особенности противодействия фирмам-однодневкам:

1. Регистрация юридического лица.

По данным налоговых и правоохранительных органов количество создаваемых фирм-однодневок исчисляется

сотнями тысяч, значительная часть из них создается на период от полугода до года. В течение этого времени они успевают принять участие (в качестве звена в цепочке) в осуществлении от одной крупной до нескольких среднего размера незаконных сделок. По данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС России) на 1 марта 2012 г. зарегистрировано 4 млн 457 тыс. 114 организаций, 2 млн 619 тыс. 535 организаций прекратили свою деятельность, из них 1704 — в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ)(1).

В настоящее время законодателем ужесточен режим регистрации юридического лица по отдельным позициям, сохранивший в целом уведомительный характер (сменивший нормативно-явочный), не предусматривающий проведение регистрирующим органом проверки действительности представляемых документов и достоверности представляемых в них сведений (ст. 51 ГК РФ ; Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ(2)).

Уполномоченный (по территориальности) налоговый орган (ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ) в пятидневный срок принимает решение о государственной регистрации организации в порядке, установленном законом (ст.ст. 11, 13 Федерального закона № 129-ФЗ), при условии предоставления регистрирующейся организацией в регистрирующий орган в установленном порядке (ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ) документов, закрытый перечень которых (4—5 документов) установлен законом (ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ).

Закрытый перечень оснований отказа в регистрации организации (девять оснований) (ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ) не предусматривает такого основания, как предоставление документов, содержащих недостоверные сведения.

На практике учредителям организаций и надзорным органам приходится сталкиваться с незаконным требованием регистрирующих органов о представлении дополнительных документов для государственной регистрации, не предусмотренных вышеуказанным перечнем, подтверждающих достоверность содержащихся в представленных заявителем документах сведений (например, требуются гарантийное письмо собственника помещения, по которому производится регистрация, и нотариальная копия свидетельства о праве собственности на него).

В то же время отсутствие в представленных документах необходимых сведений (неуказание ИНН нотариуса, неуказание кодов разрешенных для осуществления видов деятельности) или неправильное их оформление (отсутствие описи документов, подписи заявителя на каждом листе документов, непрошитые документы в количестве более двух листов и другие)(3) может расцениваться регистрирующим органом как непредставление соответствующего документа.

При этом регистрирующий (налоговый) орган несет гражданско-правовую(4), административную(5) либо уголовную(6) ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридического лица.

Таким образом, регистрирующий орган лишен права отказа в регистрации юридического лица в связи с наличием у него как известных налоговым органам признаков фирм-однодневок (зарегистрировано по адресу массовой регистрации, отсутствует в месте регистрации и другие), так и неизвестных (создано без цели ведения предпринимательской деятельности и другие).

2. Выявление после регистрации юридического лица нарушений законодательства, связанных с его созданием и регистрацией, с применением мер по блокировке его деятельности как фирмы-однодневки с последующей его принудительной ликвидацией и привлечением к административной либо уголовной ответственности

Заявитель и (или) регистрируемое юридическое лицо несут административную(1), либо уголовную(2) ответственность за неправомерные действия, связанные с представлением поддельных документов и заведомо недостоверных сведений при регистрации(3), незаконным образованием юридического лица (образование юридического лица через подставных лиц)(4) либо незаконным использованием документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица(5).

Дела о правонарушениях, предусмотренных чч. 1 и 2 ст. 14.25 КоАП РФ возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных чч. 3 и 4 ст. 14.25 КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (ч. 1 и п. 8 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Ответственным за достоверность представленных на регистрацию документов, соответствие регистрируемого юридического лица и порядка его создания требованиям законодательства Российской Федерации является лицо, подписавшее заявление о государственной регистрации(6).

При этом если документы могут быть поданы в регистрирующий орган любым лицом на основании

доверенности, оформленной в соответствии со ст. 185 ГК РФ (1), то перечень физических лиц, которые могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица строго ограничен (п. 1.3 Федерального закона № 129-ФЗ).

Налоговый орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ).

С целью сбора необходимых доказательств, достаточных для принудительной ликвидации таких нарушителей в упрощенном внесудебном либо судебном порядке, налоговые органы должны обеспечить мониторинг организаций, подпадающих под признаки фирм-однодневок и в первоочередном порядке включить их в плановые проверки(2).

На этом этапе наиболее распространенными нарушениями, допускаемыми фирмами-однодневками, являются:
отсутствие организации по месту регистрации;
нарушение срока постановки на налоговый учет либо создание и осуществление деятельности без регистрации обособленными подразделениями фирм-однодневок;
неведение налогового учета, непредставление в налоговые органы предусмотренной налоговым законодательством налоговой отчетности (налоговых деклараций и других документов) либо представление «нулевых» налоговых деклараций и бухгалтерских балансов.

С целью блокировки деятельности фирм-однодневок налоговые органы принимают меры, направленные на прекращение возможности осуществления фирмой расчетов путем расторжения с нею договора банковского счета с последующим закрытием банковского счета.

Так, ФНС России поручило своим территориальным органам в десятидневный срок с момента выявления фактов отсутствия налогоплательщика — юридического лица по адресу, который по данным ЕГРЮЛ является адресом регистрации этого юридического лица, доводить эту информацию до банков, в которых открыты счета налогоплательщиков(3).

После получения банком информации о его неуведомлении клиентом об изменении своих идентификационных признаков, в том числе об изменении адреса, и не представлении сведений об изменении своего места нахождения(4), банк вправе квалифицировать такие деяния как существенное нарушение обязательных условий договора банковского счета и обратиться в суд с иском о расторжении договора.

Вышеизложенную позицию занимает Высший Арбитражный Суда Российской Федерации(1), ею руководствуются и суды при рассмотрении аналогичных дел.

3. Выявление фактов получения с участием фирм-однодневок необоснованной налоговой выгоды и применение мер ответственности к нарушителям.

Наиболее широко фирмы-однодневки используются с целью уклонения недобросовестных предпринимателей от налогообложения путем занижения налоговой базы по НДС, акцизам, НДФЛ, налогам на имущество, на прибыль (искусственного увеличения сумм расходов, выплаты заработной платы «в конвертах» и других), а также получения необоснованной налоговой выгоды (незаконных налоговых льгот, возмещения НДС) путем создания видимости хозяйственной деятельности.

Фирма-однодневка искусственно включается в цепочку хозяйственных связей с целью фальсификации уплаты налога, совершения хозяйственной операции (поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, оплаты товара и других), что позволяет основному участнику, негласно связанному с фирмой, получить необоснованную налоговую выгоду. При этом противоправная цель достигается в результате согласованных противоправных действий налогоплательщика и подконтрольной ему фирмы-однодневки, которая является формально обособленной от налогоплательщика, что часто, как показывает практика, фактически не соответствует действительности(2).

Налоговые органы вменяют в обязанность налогоплательщиков проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов в случае осуществления действий, направленных на получение налоговой выгоды(3).

Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета(4).

Вышеуказанным постановлением определено, что при рассмотрении дел, связанных с признанием налоговой выгоды необоснованной, суды должны исходить из того, что следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной:
создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
взаимозависимость участников сделок;
неритмичный характер хозяйственных операций;
нарушение налогового законодательства в прошлом;
разовый характер операции;
осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
осуществление расчетов с использованием одного банка;
осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

Однако эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, подтвержденными доказательствами налогового органа, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

К таким обстоятельствам, в частности, могут относиться:
невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных в отчетности операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

В случае если налогоплательщик представил в налоговый орган все надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, налоговый орган обязан ее предоставить, если не докажет, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Налоговые органы сами указывают на сложившуюся негативную практику налогового контроля, когда их сотрудники, избегая ясности в квалификации обстоятельств получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, перечисляют установленные при проверке факты и ограничиваются ссылками на пп. 1, 5, 6, 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды» от 12 октября 2006 г. № 53.

Примером недостаточности доказательств для вывода об уклонении организации от налогообложения является ситуация, когда налоговый орган, оперируя отдельными данными, свидетельствующими о недобросовестности контрагента налогоплательщика (отсутствие по месту регистрации, предоставление «нулевой» налоговой отчетности и т. п.), обосновывает фиктивность (нереальность) хозяйственной операции как таковой. При этом иные обстоятельства, явно свидетельствующие о том, что хозяйственная операция совершена, не учитываются.

В случае если налоговым органом установлено, что налогоплательщиком производится преднамеренное перенесение налогового бремени на организацию, уклоняющуюся от налогообложения, наряду с доказательством согласованности таких действий подлежит исследованию и доказыванию то, что контрагентом налогоплательщика является организация, не осуществляющая реальной предпринимательской деятельности и не исполняющая вследствие этого налоговых обязанностей по сделкам, оформленным от ее имени, имеет место несоответствие заключения и исполнения сделок (операций) обычаям делового оборота(1).

Анализ позитивного и негативного опыта государственного противодействия созданию и незаконной деятельности фирм-однодневок позволяет сделать выводы о необходимости комплексного осуществления мероприятий нормативно-правового и организационного характера:
ведение постоянного мониторинга организаций, обладающих признаками фирм-однодневок;
оперативное применение предусмотренных законом мер ответственности по фактам допущенных ими правонарушений;
обращение в суд с исками о принудительной ликвидации таких организаций.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.