12 статья закона милиции украины

О милиции
Статья 14. Применение специальных средств

Сотрудники милиции имеют право применять наручники, резиновые дубинки, средства связывания, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего действия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные и транспортные средства, а также использовать служебных собак в таких случаях :

1) для защиты граждан и самозащиты от нападения и других действий, создающих угрозу их жизни или здоровью;

2) для пресечения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;

3) для отражения нападения на здания, помещения, сооружения и транспортные средства, независимо от их принадлежности, или их освобождения в случае захвата;

4) для задержания и доставки в милицию или другое служебное помещение лиц, совершивших правонарушения, а также для конвоирования и содержания лиц, задержанных и подвергнутых аресту, взятых под стражу, если указанные выше лица оказывают сопротивление работникам милиции или если есть основания полагать, что они могут совершить побег или причинить вред окружающим или себе;

5) для прекращения массового захвата земли и других действий, которые могут привести к столкновению групп населения, а также действий, которые парализуют работу транспорта, жизнедеятельность населенных пунктов, посягают на общественный порядок, жизнь и здоровье людей;

6) для прекращения сопротивления работнику милиции и другим лицам, которые выполняют служебные или общественные обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;

7) для освобождения заложников.

Вид специального средства, время начала и интенсивность его применения определяются с учетом сложившейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.

Полный перечень специальных средств, а также правила их применения устанавливаются Кабинетом Министров Украины по заключению центрального органа исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохранения, и Генеральной прокуратуры Украины и публикуются в средствах массовой информации.

ГАИ назвала 12 причин для остановки авто

В связи с частыми просьбами разъяснить, на каких основаниях сотрудники ГАИ могут останавливать транспортные средства на дороге, инспекция решила разместить на своем сайте полный список таких оснований.

Как сообщили в ГАИ, в соответствии с пунктом 21-1 статьи 11 Закона Украины «О милиции» (с изменениями, внесенными Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения излишнего государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок»), исключительными основаниями для остановки сотрудниками ГАИ транспортных средств являются:

1) нарушение правил дорожного движения водителями;

2) отсутствие номерного знака на транспортном средстве или наличие номерного знака, который не соответствует установленным требованиям, закрепленным в не установленном для этого месте, закрытым другими предметами или загрязненным, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния 20-ти метров;

3) наличие признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства;

4) наличие данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства, его водителя, пассажиров или груза к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;

5) пребывание транспортного средства в розыске;

6) наличие данных об использовании транспортного средства с противоправной целью;

7) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, преступления или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;

8) необходимость привлечения водителя транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции, или как свидетеля для оформления протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;

9) проведение целевых мероприятий (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство;

10) выполнение решений об ограничении или запрете движения, принятых уполномоченными на это государственными органами;

11) если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;

12) нарушение определенного порядка установления и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств;

Отметим при этом, работник ГАИ должен сообщить водителю о причине остановки транспортного средства и суть совершенного правонарушения.

В ГАИ отметили, что не допускается необоснованное приостановление работниками ГАИ транспортных средств для проверки их технического состояния при отсутствии признаков их технической неисправности.

Присоединяйтесь к группе ТСН.Авто в Facebook

Раздел 2. Обязанности и права милиции.

Статья 10. Основные обязанности милиции.
Милиция в соответствии со своими задачами обязана:
1) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок;
2) выявлять, предотвращать, пресекать и раскрывать преступления, проводить с этой целью оперативно-розыскные и профилактические мероприятия, предусмотренные действующим законодательством;
3) принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях и административных правонарушениях, своевременно принимать по ним решения;
4) осуществлять досудебную подготовку материалов по протокольной форме, проводить дознание в пределах, определенных уголовно-процессуальным законодательством;
(Пункт 4 статье 10 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2484-12 от 19.06.92)
5) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство в делах о них;
6) выявлять причины и условия, содействующие совершению правонарушений, принимать в пределах своей компетенции меры по их ликвидации, принимать участие в правовом воспитании населения;
7) проводить профилактическую работу среди лиц, склонных к совершению преступлений, осуществлять административный надзор за лицами, в отношении которых он установлен, а также контроль за осужденными к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы;
8) исполнять в пределах своей компетенции уголовные наказания и административные взыскания;
9) разыскивать лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, пропавших без вести, и других лиц в случаях, предусмотренных законодательством;
10) проводить криминалистические исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности, обеспечивать в установленном порядке участие специалистов криминалистической службы в следственных действиях;
11) выполнять принятые в установленном законом порядке и в пределах своей компетенции решения прокурора, следователя, суда;
12) обеспечивать в пределах своей компетенции безопасность дорожного движения, соблюдение законов, правил и нормативов в этой сфере, осуществлять регистрацию и учет автомототранспортных средств, принимать экзамены на право управления транспортными средствами и выдавать соответствующие документы; предотвращать загрязнение воздуха, водоемов транспортными средствами и сельскохозяйственной техникой, осуществлять контроль за содержанием в надлежащем техническом состоянии и чистоте дорог, улиц, площадей;
(Пункт 12 части первой статьи 10 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 1642-111 от 06.04.2000)
13) выдавать в соответствии с законодательством разрешение на приобретение, хранение, ношение и перевозку оружия, боеприпасов, взрывоопасных веществ и материалов, прочих предметов и веществ, относительно хранения и использования которых установлены специальные правила, а также на открытие объектов, где они используются, контролировать соблюдение указанных правил и функционирование этих объектов;
14) контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных законодательством правил паспортной системы, въезда, выезда, нахождения в Украине и транзитного проезда через ее территорию иностранных граждан и лиц без гражданства;
15) сообщать соответствующим государственным органам и общественным объединениям об авариях, пожарах, катастрофах, стихийных бедствиях и прочих чрезвычайных происшествиях, принимать неотложные меры по ликвидации их последствий, спасению людей и оказанию им помощи, охране имущества, оставшегося без надзора;
16) участвовать в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
17) содействовать обеспечению в соответствии с законодательством режиму военного или чрезвычайного положения, зоны чрезвычайной экологической ситуации в случае их объявления на всей территории Украины или в отдельной местности;
(Пункт 17 части первой статьи 10 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 3033-1П от 07.02.2002)
18) охранять на договорных принципах имущество граждан, коллективное и государственное имущество, а также имущество иностранных граждан, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан, лиц без гражданства;
19) обеспечивать сохранность найденных, изъятых у задержанных и арестованных лиц и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и прочего имущества, принимать меры к возврату их законным собственникам. Милиция несет ответственность за сохранность сданных ценностей и имущества;
20) охранять, конвоировать и содержать задержанных и взятых под стражу лиц;
21) в установленном порядке выявлять и сообщать учреждениям охраны здоровья о лицах, составляющих группу риска заболевания СПИДом, и осуществлять по представлению учреждения охраны здоровья с санкции прокурора привод этих лиц, а также инфицированных вирусом иммунодефицита человека, больных венерическими заболеваниями, хроническим алкоголизмом и наркоманов, вводящих наркотические средства путем инъекций, для обязательного обследования и лечения;
(Пункт 21 статьи 10 в редакции Закона № 2484-12 от 19.06.92) 21-1) осуществлять по решению суда привод лиц, больных заразными формами туберкулеза, в противотуберкулезное учреждение.
(Часть первая статьи 10 дополнена пунктом 21′ в соответствии с Законом № 3537-IV от 15.03.2006)
22) осуществлять привод в соответствующие государственные органы или учреждения в соответствии с действующим законодательством и с санкции прокурора граждан, уклоняющихся от призыва на воинскую службу;
23) оказывать в пределах предоставленных прав помощь народным депутатам, представителям государственных органов и общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывают противодействие или угрожает опасность со стороны правонарушителей;
24) оказывать в пределах имеющихся возможностей неотложную, в тому числе медицинскую, помощь лицам, потерпевшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном или опасном для жизни и здоровья состоянии, а также несовершеннолетним, оставшимся без опеки;
25) обеспечивать в порядке, установленном законодательством Украины, безопасность лиц, взятых под защиту, в случае поступления от них заявления, обращения руководителя соответствующего государственного органа или получения оперативной и прочей информации об угрозе их жизни, здоровью, жилью или имуществу;
(Пункт 25 статьи 10 в редакции Закона № 1381-XIV от 13.01.2000)
26) обеспечивать в пределах своих полномочий выполнение и контроль решений сельских, поселковых, городских советов по вопросам охраны общественного порядка, торговли, содержания животных в домашних условиях, соблюдения тишины в общественных местах и т.п., а также контролировать содержание в надлежащей чистоте территорий дворов и при домовых территорий в городах и других населенных пунктах;
(Пункт 26 части первой статьи 10 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 1642-111 от 06.04.2000, в редакции Закона № 1745-VI от 03.06.2004)
27) обеспечивать общественный порядок во время проведения массовых мероприятий коммерческого характера за средства проводящих их организаций или лиц;
28) обеспечивать в соответствии с законом поддержание порядка в суде, пресечение проявлений неуважения к суду, а также охрану помещений суда, выполнение функций по государственной защите судей, работников суда, обеспечению безопасности участников судебного процесса;
(Часть первая статьи 10 дополнена пунктом 28 в соответствии с Законом № 762-VI от 15.05.2003)
29) обеспечивать задержанным или арестованным (взятым под стражу) лицам право на юридическую защиту в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими нормативно-правовыми актами.
(Статья 5 дополнена пунктом 29 в соответствии с Законом № 2322-IV от 12.01.2005)
Работник милиции на территории Украины независимо от должности, которую он занимает, местонахождения и времени в случае обращения к нему граждан или должностных лиц с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, или в случае непосредственного выявления таковых обязан принять меры по предупреждению и пресечению правонарушений, спасению людей, оказанию помощи лицам, нуждающимся в ней, установлению и задержанию лица, совершивших правонарушение, охране места действия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.
(Статья 10 дополнена частью второй в соответствии с Законом №2484-12 от 19.06.92)

Статья 11. Права милиции.
Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
1) требовать от граждан и должностных лиц, нарушающих общественный порядок, прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, выносить на месте устное предупреждение лицам, допустившим незначительные административные нарушения, а в случае невыполнения указанных требований применять предусмотренные настоящим Законом меры принуждения;
2) проверять у граждан при подозрении в совершении правонарушений документы, удостоверяющих их личность, а также другие документы, необходимые для выяснения вопроса о соблюдении правил, надзор и контроль над выполнением которых возложен на милицию;
3) вызывать граждан и должностных лиц по делам о преступлениях и в связи с материалами, находящимися в ее производстве, в случае уклонения без уважительных причин от явки по вызову подвергать их приводу в установленном законом порядке;
4) выявлять и вести учет лиц, подлежащих профилактическому воздействию на основании и в порядке, установленных законодательством, выносить им официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения;
5) задерживать и содержать в специально отведенных для этого помещениях:
лиц, подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых, скрывающихся от дознания, следствия или суда, осужденных, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, — на сроки и в порядке, предусмотренных законом;
лиц, в отношении которых как предупредительная мера избрано взятие под стражу, — на срок, установленный судом, но не более десяти суток; (Абзац третий пункта 5 части первой статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2322-VI от 12.01.2005)
лиц, совершивших административные правонарушения, для составления протокола или рассмотрения дела по сути, если эти вопросы не могут быть решены на месте, — на срок до трех часов, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения — до трех суток с уведомлением об этом письменно прокурора в течение 24 часов с момента задержания;
несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, оставшихся без попечения,— на срок до передачи законным представителям или до устройства в установленном порядке, а несовершеннолетних, совершивших общественно опасные действия и не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, — до передачи их законным представителям или направления в приемники-распределители для детей, но не более чем на 8 часов;
(Абзац пятый пункта 5 части первой статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 609-У от 07.02.2007)
лиц, проявивших неповиновение законному требованию работника милиции, — до рассмотрения дела судом, но не более чем на 24 часа;
(Абзац шестой пункта 5 статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 2484-12 от 19.06.92, № 762-VI от 15.05.2003, № 2322-VI от 12.01.2005)
лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения, если их вид оскорбляет человеческое достоинство и общественную мораль или если они утратили способность самостоятельно передвигаться или могли причинить вред окружающим или себе,— до передачи их в специальные медицинские учреждения или для доставки до места проживания, а при отсутствии таких — до их отрезвления;
лиц, заподозренных в занятии бродяжничеством, — на срок до 30 суток с санкции прокурора;
лиц, уклоняющихся от выполнения постановления суда о направлении на принудительное лечение от хронического алкоголизма или наркомании, — на срок до 3 суток;
военнослужащих, совершивших действия, подпадающие под признаки преступления или административного правонарушения, — до передачи их военнослужащим Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины или военного командования;
(Абзац десятый пункта 5 статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 743-VI от 15.05.2003)
лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих в связи с этим реальную опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения, но не более, чем на 24 часа;
6) проводить досмотр лиц, указанных в пункте 5 данной статьи, вещей, находящихся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или использованы во вред их здоровью;
7) составлять протоколы об административных правонарушениях, проводить личный досмотр вещей, изъятие вещей и документов, применять прочие, предусмотренные законом меры обеспечения производства в делах об административных правонарушениях;
8) в случаях, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях, налагать административные взыскания или передавать материалы об административных правонарушениях на рассмотрение других государственных органов, товарищеских судов, общественных объединений или трудовых коллективов;
9) проводить в порядке производства дознания и по поручению следственных органов в уголовных делах обыски, изъятия, допросы и прочие следственные действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
10) осуществлять на основаниях и в порядке, установленных законом, гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, фото-, кино-, видеосъемку и звукозапись, прослушивание телефонных разговоров с целью раскрытия преступлений;
проводить фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопию лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления или бродяжничестве, взятых под стражу, обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, подвергнутых административному аресту;
11) проводить кино-, фото- и звукофиксацию как вспомогательное средство предупреждения противоправных действий и раскрытия правонарушений;
12) вести профилактический учет правонарушителей, криминалистический и оперативный учет в объеме, структуре и порядке, определяемых задачами, возложенными на милицию настоящим Законом;
13) проводить досмотр поклажи, багажа и досмотр пассажиров гражданских воздушных, морских и речных судов, средств железнодорожного и автомобильного транспорта в соответствии с действующим законодательством;
(Пункт 14 статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2484-12 от 19.06.92)
15) входить беспрепятственно в любое время суток:
а) на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, в том числе таможни, и досматривать их с целью пресечения преступлений, преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления, при стихийном бедствии и прочих чрезвычайных обстоятельствах;
б) на земельные участки, в жилые и другие помещения граждан в случае Преследования преступника или пресечения преступления, угрожающего жизни жителей, а также при стихийном бедствии и прочих чрезвычайных обстоятельствах;
в) в жилье или в другие владения лица, находящегося под административным надзором, с целью проверки исполнения установленных судом ограничений.
(Подпункт «в» пункта 15 части первой статьи 11 в редакции Закону № 2537-111 от 21.06.2001)
У случае сопротивления, возникновения противодействия работник милиции может принять меры к их преодолению, предусмотренные настоящим Законом;
16) находиться на земельных участках, в жилых и иных помещениях граждан с их согласия, а также на территории и в помещениях предприятий, учреждений и организаций с уведомлением об этом администрации с целью обеспечения безопасности граждан, общественной безопасности, предотвращения преступления, выявления и задержания лиц, его совершивших;
17) получать беспрепятственно и бесплатно от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и объединений граждан по письменному запросу сведения (в том числе и составляющих коммерческую и банковскую тайну), необходимые в делах о преступлениях, находящихся в производстве милиции. Получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, установленных Законом Украины «О банках и банковской деятельности»;
(Пункт 17 статьи 11 в редакции Закона № 2932-12 от 26.01.93, с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2922-111 от 10.01.2002)
18) сообщать с целью профилактического воздействия государственным органам, общественным объединениям, трудовым коллективам и общественности по месту проживания лица о факте совершения им административного правонарушения;
19) вносить соответствующим государственным органам, общественным объединениям или должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям обязательные к рассмотрению представления о необходимости ликвидации причин и условий, содействующих совершению правонарушений;
20) в соответствии со своей компетенцией временно ограничивать или запрещать доступ граждан на отдельные участки местности или объекты с целью обеспечения общественного порядка, общественной безопасности, охраны жизни и здоровья людей;
21) ограничивать или запрещать в случаях задержания преступников, при авариях, прочих чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью людей, движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог; останавливать транспортные средства в случае нарушения правил дорожного движения, наличия признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или загрязнении им окружающей среды, а также при наличии данных о том, что он используется с противоправной целью; осматривать транспортные средства и проверять у водителя документы на право пользования и управления ими, дорожные листы и соответствие перевозимых грузов товарно-транспортным документам, наличие страхового полиса (сертификата), о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств; проводить технический осмотр автомототранспорта;
(Абзац первый пункту 21 части первой статьи 11 дополнен в соответствии с Законом № 1961-VI от 01.07.2004)
организовывать при необходимости медицинский осмотр водителя, задерживать, отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами, лишать водителя в предусмотренных законодательством случаях права управления транспортными средствами;
использовать предусмотренные нормативными актами технические средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения или окружающей природной среде или номера агрегатов которых не соответствуют записям в регистрационных документах; задерживать и доставлять в установленном порядке транспортные средства для временного хранения на специальных площадках или стоянках;
посещать предприятия, учреждения и организации для выполнения контрольных и профилактических функций по обеспечению безопасности дорожного движения;
требовать от соответствующих организаций ликвидации нарушений правил содержания дорог, ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ, прочих мероприятий на улицах и автомобильных дорогах, если при этом не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности;
22) аннулировать выданное предприятию, учреждению и организации разрешение на приобретение, хранение и использование оружия, боеприпасов, взрывоопасных веществ и материалов, других предметов и веществ при невыполнении установленных правил пользования и обращения с ними или при нецелесообразности их дальнейшего хранения, изымать при необходимости указанные предметы, опечатывать склады, базы и хранилища, закрывать стрелковые тиры и стенды, оружейно-ремонтные и пиротехнические предприятия, магазины, торгующие оружием и боеприпасами, до ликвидации нарушений соответствующих правил;
аннулировать разрешения на приобретение, хранение и ношение оружия и боеприпасов, выданные гражданам, злоупотребляющим спиртными напитками, употребляющим наркотические средства без назначения врача, другие одурманивающие средства, болеющим психическими заболеваниями, и в других случаях, предусмотренных законодательством;
осматривать с участием администрации предприятий, учреждений и организаций помещения, где находятся оружие, боеприпасы, взрывоопасные, наркотические и сильнодействующие химические, отравляющие и радиоактивные вещества и материалы, с целью проверки соблюдения правил обращения с ними;
осматривать оружие и боеприпасы, находящиеся у граждан, а также места их хранения;
23) изымать у граждан и должностных лиц предметы и вещи, запрещенные или ограниченные в обороте, а также документы с признаками подделки, уничтожать эти предметы, вещи и документы или передавать их по назначению в установленном порядке;
24) требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций пояснения по фактам нарушения законодательства, проверка соблюдения которого отнесена к компетенции милиции, а также в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, проводить проверки по фактам нарушения законодательства, контроль за соблюдением которого отнесен к компетенции милиции, требовать проведения инвентаризации и ревизий соответствующих сфер финансово-хозяйственной деятельности.
Органы милиции вправе приступить к проведению проверки субъектов хозяйственной деятельности при условии наличия направления на проверку, которое составляется по форме, установленной Министерством внутренних дел Украины. В направлении на проверку указываются дата его выдачи, название подразделения милиции, цель, вид, основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц подразделения милиции, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя подразделения милиции, скрепленной печатью органа милиции;
по решению суда в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, в отношении которых проводится проверка, требовать и изымать оригиналы документов, свидетельствующих о правонарушении, образцы сырья и продукции, а до принятия такого решения суда — в присутствии понятых и руководителей предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, в отношении которых проводится проверка, изучать документы, свидетельствующие о правонарушении, за счет соответствующего органа милиции делать с них копии с оставлением лицам, в отношении которых проводится проверка, описи документов, с которых изготовлены копии, опечатывать кассы, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе.
(Пункт 24 статьи 11 в редакции Закона № 2322-VI от 12.01.2005)
25) пользоваться бесплатно всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также попутным транспортом. Работники подразделений милиции на транспорте в пределах обслуживаемых участков, кроме этого, имеют право на бесплатный проезд в поездах, на речных и морских суднах. Во время должностных командировок работники милиции имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта и размещение в гостиницах при предъявлении служебного удостоверения и удостоверения о командировке. В случае неотложных должностных поездок они обеспечиваются билетами на проезд независимо от наличия мест;
26) использовать беспрепятственно транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, международных организаций, транспортных средств специального назначения), для проезда до места происшествия, стихийного бедствия, доставки в лечебные заведения лиц, нуждающихся в неотложной медицинской помощи, для преследования правонарушителей и их доставки в милицию.
Использование с такой целью транспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляется бесплатно. Возмещение убытков и расходов за использование транспорта граждан осуществляется в соответствии с требованиями статьи 25 настоящего Закона и других актов действующего законодательства;
27) пользоваться в неотложных случаях беспрепятственно и бесплатно средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям и организациям, а средствами связи, принадлежащими гражданам, — с их согласия.
(Пункт 27 статьи 11 в редакции Закона № 2484-12 от 19.06.92)
28) пользоваться бесплатно средствами массовой информации с целью установления обстоятельств совершения преступлений и совершивших их лиц, свидетелей, потерпевших, розыска сбежавших преступников, пропавших без вести лиц, и с иной целью, связанной с необходимостью оказания помощи гражданам, предприятиям, учреждениями и орга низациям в связи с выполнением милицией возложенных на нее обязанностей.
Должностные лица, которые без уважительных причин отказались оказать помощь работнику милиции в реализации его прав, предусмотренных пунктами 24-28 статьи 11, подлежат ответственности согласно действующему законодательству;
29) материально и морально поощрять граждан, оказывающих помощь в охране правопорядке и борьбе с преступностью;
хранить, носить и применять специальные средства и оружие;
30) выдавать в случае наличия опасности для жизни и здоровья лицам, взятым под защиту, в соответствии с действующим законодательством оружие, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности.
(Статья 11 дополнена пунктом 31 в соответствии с Законом № 1381-XIV от 13.01.2000)
При осуществлении мероприятий по предотвращению, выявлению и раскрытию преступлений в сфере налогового законодательства права, предусмотренные пунктами 2,3, абзацами вторым, третьим, четвертым, шестым пункта 5, пунктами 6-19,23-31 части первой данной статьи, предоставляются исключительно органами налоговой милиции в пределах их компетенции.
(Статья 11 дополнена частью в соответствии с Законом № 2181-III от 21.12.2000 — вступает в силу с 1 апреля 2001 года, в редакции Закона № 2322-VI от 12.01.2005)

Закон Украины «О милиции»

Статья 3. Принципы деятельности милиции
Деятельность милиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения к личности, социальной справедливости, взаимодействия с трудовыми коллективами, общественными организация и населением.
Деятельность милиции является гласной.

Статья 5. Деятельность милиции и права граждан
Ч.2 Милиция уважает достоинство личности и проявляет к ней гуманное отношение, защищает права человека независимо от его социального происхождения, имущественного и другого состояния, расовой и национальной принадлежности, гражданства, возраста, языка и образования, отношения к религии, пола, политических и иных убеждений. При обращении к гражданину работник милиции обязан назвать свою фамилию, звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение. Во взаимоотношениях с гражданами работник милиции должен проявлять высокую культуру и такт.
Ч.8 Лицам при задержании или аресте (взятии под стражу) работниками милиции:
— сообщаются основания и мотивы такого задержания или ареста (взятие под стражу), разъясняется право обжаловать их в суде;
— предоставляются устно разъяснение части первой статьи 63 Конституции Украины, право отказаться от предоставления любых объяснений или свидетельств до прибытия защитника и одновременно в печатном виде — разъяснение статей 28, 29, 55, 56, 59, 62 и 63 Конституции Украины и прав лиц, задержанных или арестованных (заключенных под стражу), установленных законами, в том числе право осуществлять защиту своих прав и интересов лично или с помощью защитника с момента задержания или ареста (взятия под стражу) лица, право отказаться от предоставления каких-либо объяснений или свидетельств до прибытия защитника;
— обеспечивается возможность с момента задержания или ареста (взятия под стражу) защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника, в том числе бесплатной правовой помощью соответственно закона, регулирующего предоставление бесплатной правовой помощи.
В случае невыполнения работниками милиции требований, установленных этой статьей, лицо, права которого были нарушены, и/или ее представители (родственники, защитник) могут обратиться в суд с заявлением о возмещении вреда в установленном законом порядке. При этом такие лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Статья 11. Права милиции
Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
6) проводить досмотр лиц, указанных в пункте 5 данной статьи, вещей, находящихся при них, транспортных средств и изымать документы и предметы, которые могут быть вещественными доказательствами или использованы во вред их здоровью;
21) ограничивать или запрещать в случаях задержания преступников, при авариях, прочих чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью людей, движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог; останавливать транспортные средства в случае нарушения правил дорожного движения, наличия признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспорта или загрязнении им окружающей среды, а также при наличии данных о том, что он используется с противоправной целью; осматривать транспортные средства и проверять у водителя документы на право пользования и управления ими, дорожные листы и соответствие перевозимых грузов товарнотранспортным документам, наличие страхового полиса (сертификата), о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств;
— проводить технический осмотр автомототранспорта;
— организовывать при необходимости медицинский осмотр водителя, задерживать, отстранять от управления транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения, а также не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами, лишать водителя в предусмотренных законодательством случаях права управления транспортными средствами;
использовать предусмотренные нормативными актами технические средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых угрожает безопасности дорожного движения или окружающей природной среде или номера агрегатов которых не соответствуют записям в регистрационных документах; задерживать и доставлять в установленном порядке транспортные средства для временного хранения на специальных площадках или стоянках;
— посещать предприятия, учреждения и организации для выполнения контрольных и профилактических функций по обеспечению безопасности дорожного движения;
— требовать от соответствующих организаций ликвидации нарушений правил содержания дорог, ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ, прочих мероприятий на улицах и автомобильных дорогах, если при этом не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности;
21-1) останавливать транспортные средства лишь в случае: нарушения правил дорожного движения водителями; отсутствия номерного знака на транспортном средстве или наличие номерного знака, который не соответствует установленным требованиям, закреплен в не установленном для этого месте, закрытым другими предметами или загрязнен, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния двадцати метров; наличие признаков, свидетельствующих о технической неисправности транспортного средства; наличие данных, свидетельствующих о причастности транспортного средства, его водителя, пассажиров или груза к совершению ДТП, уголовного или административного правонарушения; пребывания транспортного средства в розыске; наличие данных об использовании транспортного средства с противоправной целью; необходимости опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть; необходимости привлечения водителя транспортного средства для предоставления помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП, проведение целевых мероприятий (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство; выполнение решений об ограничении или запрете движения, принятых уполномоченными на это государственными органами; если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения, нарушение определенного порядка установления и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств. Работник подразделения милиции должен сообщить водителю о причине остановки транспортного средства, суть совершенного правонарушения.
26) использовать беспрепятственно транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, международных организаций, транспортных средств специального назначения), для проезда до места происшествия, стихийного бедствия, доставки в лечебные заведения лиц, нуждающихся в неотложной медицинской помощи, для преследования правонарушителей и их доставки в милицию.
Использование с такой целью транспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляется бесплатно. Возмещение убытков и расходов за использование транспорта граждан осуществляется в соответствии с требованиями статьи 25 настоящего Закона и других актов действующего законодательства.

Статья 12. Условия и пределы применения мер физического воздействия, специальных средств и огнестрельного оружия
Милиция имеет право применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Законом. Применению силы, специальных средств и огнестрельного оружия должно предшествовать предупреждение о намерении их использования, если позволяют обстоятельства.
Без предупреждения физическая сила, специальные средства и оружие могут применяться, если возникла непосредственная угроза жизни или здоровью граждан или работников милиции.
Запрещается применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие к женщинам с явными признаками беременности, лицам преклонного возраста или с выраженными признаками инвалидности и малолетним, кроме случаев совершения ими группового нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, работников милиции, или вооруженного нападения либо вооруженного сопротивления.
О применении мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия, а также любых повреждениях или смерти, причиненных лицу вследствие применения работником милиции мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия, работник милиции немедленно и письменно доводит до сведения непосредственного начальника для уведомления прокурора.
О ранениях или смерти, произошедших вследствие применения физического воздействия и специальных средств, а также обо всех случаях применения оружия работник милиции обязан немедленно и письменно сообщить своему начальнику для уведомления прокурора.
Превышение полномочий по применению силы, в том числе специальных средств и оружия, влечет за собой ответственность, установленную законом.

Статья 13. Применения средств воздействия
Работники милиции имеют право применять меры физического воздействия, в том числе приемы рукопашного боя, для пресечения правонарушений, преодоления противодействия законным требованиям милиции, осуществляющегося с применением силы в отношении работников милиции или других лиц, если иные способы были применены и не обеспечили выполнения возложенных на милицию обязанностей. Милиция может направлять специальные подразделения милиции для обеспечения проведения контролирующими органами проверок субъектов хозяйственной деятельности только по решению судьи или суда. Разрешение на направление специального подразделения милиции предоставляется только в случаях, когда проверка проводится в рамках расследования уголовных дел.
Органам милиции запрещается использовать физическое и психологическое воздействие для обеспечения проведения контролирующими органами плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйственной деятельности, в том числе путем демонстрации оружия, специальных средств, угроз их применения.

Статья 14. Применения специальных средств
Работники милиции имеют право применять наручники, резиновые дубинки, средства связывания, слезоточивые вещества, светозвуковые приспособления отвлекающего действия, приспособления для открытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и прочие специ- альные и транспортные средства, а также использовать служебных собак в следующих случаях:
1) для защиты граждан и самозащиты от нападения и других действий, создающих угрозу их жизни или здоровью;
2) для прекращения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка;
3) для отражения нападения на строения, помещения, сооружения и транспортные средства, независимо от их принадлежности, или их освобождения в случае захвата;
4) для задержания и доставки в милицию или другое служебное помещение лиц, совершивших правонарушение, а также для конвоирования и содержания лиц, задержанных и подвергнутых аресту, взятых под стражу, если указанные выше лица сопротивляются работникам милиции или если имеются основания считать, что они могут совершить побег или причинить ущерб окружающим или себе;
5) для прекращения массового захвата земли и иных действий, которые могут привести к столкновению групп населения, а также действий, парализующих работу транспорта, жизнедеятельность населенных пунктов, посягающих на общественный покой, жизнь и здоровье людей;
6) для прекращения сопротивления работнику милиции и другим лицами, выполняющим должностные или общественные обязанности по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;
7) для освобождения заложников.
Вид специального средства, время начала и интенсивность его применения определяются с учетом сложившейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя.
Полный перечень специальных средств, а также правила их применения устанавливаются Кабинетом Министров Украины по заключению Министерства охраны здоровья Украины и Генеральной прокуратуры Украины и публикуются в средствах массовой информации.

Статья 15. Применение огнестрельного оружия
Работники милиции в качестве крайней меры имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты граждан от нападения, угрожающего жизни и здоровью, а также освобождения заложников;
2) для отражения нападения на работника милиции или членов его семьи, если их жизни или здоровью угрожает опасность;
3) для отражения нападения на охраняемые объекты, конвои, жилые по мещения граждан, помещения государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, а также освобождения их в случае захвата;
4) для задержания лица, которое застали при совершении тяжкого преступления и которое пытается сбежать;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, пытающегося сбежать из-под стражи, а также вооруженного лица, угрожающего применением оружия и других предметов, угрожающих жизни и здоровью работника милиции;
6) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель своими действиями создает угрозу жизни или здоровью граждан или работника милиции. Запрещается применять и использовать огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если от этого могут пострадать посторонние лица.
Работники милиции имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, для уничтожения животного, угрожающего жизни и здоровью граждан или работника милиции.
Работник милиции имеет право оголить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в сложившейся обстановке могут возникнуть основания для его применения. Попытки лица, которое задерживается работником милиции с оголенным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или дотронуться до его оружия, дают работнику милиции право применять огнестрельное оружие в соответствии с настоящим Законом.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.